Иннокентий
ПОПОВ
Монограмма
— именной знак...
Для общения между собой люди, до
возникновения письменности,
использовали картинные знаки или
символы. Затем появилась письменность,
иероглифы, руны, буквы. Буква сама по
себе абстрактный знак, хотя в основе
букв лежит предметная стилизация.
Например, считается, что буква А
появилась от стилизации изображения
головы быка. Символы продолжают быть
неизменными спутниками человека в его
деятельности. Без сомнения, рождение
монограмм связано с письменностью.
Монограмма — это знак, составленный из
двух или более связанных букв.
Монограмма является одним из видов
товарного знака, играет важную роль в
мире символов. Первой и наиболее
известной из этих монограмм считается «Хи-Ро»,
или кристограмма, представляющая собой
две первые буквы греческого написания
имени Христос. Этот знак по своей
простоте и ясности является примером
классической монограммы. Несмотря на
простоту, «Хи-Ро» несет глубокую
смысловую нагрузку, так буква «Х»
образует крест — главный символ
христианства.
С распространением христианства
монограммы усложнились, так как
составлялись из множества букв, буквы в
них или перевернуты, или лишь частично
написаны. Так что обычно требуется
большое искусство, чтобы расшифровать
их.
Образцы своих монограмм создали
великие художники Эпохи Возрождения
Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буонаротти, Альбрехт Дюрер и многие
другие.
С появлением, благодаря Иоганну
Гутенбергу, типографий, в XVI—XVII вв.
монограммы стали более декоративными,
орнаментальными и узорчатыми. Такие «заказные»
монограммы стали гордостью королевских,
царских, придворных особ.
Монограммы гравировались на ювелирных
украшениях, вещах, бытовых изделиях,
вышивались на роскошных платьях,
костюмах, мундирах, штамповались на
поверхности оружия, инструментов,
печатались на страницах книг.
Применяются монограммы и для рекламы
самых разнообразных видов товаров.
Нельзя сказать, что до революции в
Якутии монограммы не придумывали. Как
правило, кузнецы, серебряных дел мастера,
косторезы на изделиях выгравировывали
инициалы, а вот настоящая монограмма
встречается очень редко. К слову сказать,
многие люди путают инициалы с
монограммами. Инициалы — это отдельные
начальные буквы, а монограмма, как уже
выше было сказано, — это шрифтовая
связка, композиция из букв.
|
Леонардо да Винчи |
|
Микеланджело Буанаротти |
|
Альбрехт Дюрер |
Наиболее внимательные любители
творчества Валериана Васильева на листе
«Счастье» из серии «Нюргун Боотур
Стремительный» (1969 г.) наверняка
заметили на левом нижнем углу кружочек с
монограммой. Четыре каплеобразных пятна,
образующие буквы ВВ, соединены по
середине линией и окантованы кругом. На
графическом листе монограмма смотрится
как уменьшенное орнаментальное пятно, и
именно оно для меня стало объектом
внимания. Монограмма явно ассоциируется
с природным началом. Это могут быть «растения»,
распускающиеся на вечной мерзлоте,
повернутые вокруг оси, это могут быть
стилизованные летящие «стерхи» —
символы красоты. Контурный вариант этой
монограммы без круга мы видим на правом
нижнем углу листа «Облегчил груз» (иллюстрации
к «Якутским сказкам». 1970 г.).
«Для Валериана Васильева не было
мелочей в искусстве. Ко всему подходил
он с меркой подлинного творчества», —
эти слова искусствоведа, члена-корреспондента
Академии Художеств России Иннокентия
Потапова точно характеризуют
упомянутую монограмму Валериана
Васильева. По простоте исполнения,
лаконичной выразительности и емкости
содержания монограмма является
произведением дизайна.
Выразительна и точна как с
изобразительной, так и со смысловой
точки зрения монограмма Академика,
народного художника СССР и России
Афанасия Осипова. Сама буква О
диктует символический образ солнца —
образ тепла и света, буква А,
символизирующая силуэтом летнее жилище
якутов — урасу, как бы подтверждает,
дополняет образ монограммы. Верхний
элемент, основные и соединительные
штрихи буквы А чуть выходят из круга,
что, видимо, тоже имеет смысл и означает
лучи солнца.
|
Афанасий Осипов |
|
Валериан Васильев |
|
|
Юрий Вотяков |
В монограмме Афанасия Мунхалова —
графика, народного художника России,
буква А является акцентом
композиции, а буква М построена по
контуру А ниже средней линии.
Выступающая с двух сторон средняя линия
буквы А как бы подчеркивает букву П
— первую букву отчества автора. В
очертаниях буквы М угадываются
мындагайские горы, родные места
художника. По древним понятиям, буква М
символизирует воду, что тоже к месту,
ведь Мындагай стоит на берегу Амги.
Первоначальный вариант монограммы
художника-графика Юрия Вотякова мы
видим в работах 1975—76 гг. Монограмма
представляет собой прямолинейные
очертания букв В и Ю, связанные
одной стойкой (одним штрихом). Очертания
жирных линий подчеркивают и выявляют
два треугольника и ромбик. В 1976 году Юрий
Иннокентьевич разрабатывает другую
монограмму, здесь он, поставив букву Ю
стойкой вниз, видит в нем «глобус» —
символ земли, мира, знания. На половине «глобуса»,
как бы подчеркивая объем, ставит букву В.
В некоторых работах в нижней части
монограммы ставит дату их создания.
Интересной, на мой взгляд, является
монограмма скульптора Эдуарда Пахомова,
который простую связку букв ЭИП
поворачивает вокруг своей оси на 90
градусов и получает композицию,
напоминающую иероглиф. Монограмма тоже
имеет смысловую нагрузку, композицию
можно трактовать как три мира (Верхний,
Срединный и Нижний).
Монограмма Туяры Шапошниковой
привлекает простотой и оригинальностью,
связана с лировидным якутским
орнаментом, что делает ее легко
запоминающейся. Она артистично обыграла
в пластике букву Ш, связав среднюю
стойку с буквой Т. Оригинальность и
простота замысла, национальный колорит
создают визуальный образ монограммы —
произведение графического дизайна.
|
Афанасий Мунхалов |
|
Эдуард Пахомов |
|
Туяра Шапошникова |
Несколько советов по разработке
монограмм будущим художникам и
дизайнерам.
Монограмме, как знаку, присущи
простота, элегантность и лаконичность
решений, берущие свое начало в богатых
традициях декоративно-прикладного и
изобразительного искусства.
Несмотря на простоту, разработка
монограмм требует от художника,
дизайнера гибкого, образного мышления,
нестандартного подхода к знаку —
творчества. Надо проследить поэтапное
развитие знака от простых прямых,
линейных вариантов, комбинаций типа
линия-плоскость (пятно) до декоративных,
усложненных, объемных, даже до образных
знаков. Разработать побольше эскизов,
тем самым развить гибкость и
вариативность мышления, способность
сравнивать и сопоставлять, делать
выводы из увиденного. Конечно,
современный художник-дизайнер проходит
курс компьютерной графики, овладевает
основными навыками работы с компьютером,
но я считаю, что монограммы, в основном,
должны быть рукотворными.
Большую роль в создании монограммы
играет занятие каллиграфией. Красивое
письмо, так называют каллиграфию, — это
искусство линий. Многочисленные
комбинации буквенных (шрифтовых)
набросков, поиски закономерностей
композиции, акценты на линиях и пятнах,
думаю, дадут желаемые результаты.
Литература
1. Рудольф Кох. «Книга символов».
М., 1995.
2. Ю.Сокольников. «Товарные знаки». Изд.
«Мангазея», 1996.
3. Джон Фоли. «Энциклопедия знаков и
символов». М., 1997.
4. И.Потапов. Валериан Васильев.
Ленинград, 1979.
5. И.Потапов. Афанасий Осипов. Рисунки.
Наброски. Альбом. Якутск, 1995.
Иннокентий Петрович Попов,
художник-дизайнер. Член Союза
художников России, член Союза
дизайнеров России, преподаватель
спецдисциплин Якутского
художественного училища.
|