Юрий
Антонов
Особый интерес
к «стуже сибирского воздуха»...
Исследования атмосферных
процессов в Якутии до 1941 года
Первая в Якутии авиалиния Иркутск—
Якутск была открыта в 1928 году, то есть
через 3 года после создания первой в СССР
авиатрассы Москва — Нижний Новгород.
Потребность Якутии в авиационном
транспорте была значительна и новая
авиатрасса оставалась продолжительное
время самой длинной в стране — 2706 км.
А насколько оказалась
метеорологическая наука подготовленной
к периоду становления авиации? Она
возникла в Якутии значительно раньше,
развивалась медленно и обладала
определенным потенциалом.
Для авиации важно знание погоды у
земли в местах взлета и посадки, а также
в свободной атмосфере на маршрутах
полетов. Определением фактических
условий погоды занимаются метеорологи и
климатологи, свободную атмосферу
изучают аэрологи, а прогнозируют погоду
для полетов синоптики...
Изучение погоды и климата
Якутии
Первые метеорологические
наблюдения в Якутии организовал
профессор И.Г.Гмелин, член
академического отряда Великой Северной
экспедиции 1733—1743 г.г. Находясь в Якутске
почти год, с сентября 1736-го по июль 1737-го
г., Гмелин, испытывая особый интерес к «стуже
сибирского воздуха», записывал свои
замеры. К сожалению, результаты этих
измерений не сохранились.
|
АМСГ Учур.
Начальник Соловьев с коллективом около
метеоплощадки. 1966 г.
|
Первые маршрутные метеорологические
наблюдения по специальной программе
другой ученый этой же экспедиции С.П.Крашенинников
проводил при поездке через Якутию на
Камчатку.
Первый ряд стационарных
метеорологических наблюдений в Якутии
сделал геодезист Исленьев. Наряду с
геодезическими съемками он записывал
погоду в Якутске с 24 июня 1768 г. по 6
августа 1769 г.
Первые сведения о климате Якутии, а
правильнее сказать, о некоторых
климатических особенностях, были
опубликованы в 1857 году академиком К.С.Веселовским
в статье «Метеорологические таблицы
России». В статье среди других приведены
данные о температуре и осадках в Якутске
и Усть-Янске.
В своей следующей работе «О климате
России» Веселовский, дополнив ее
сведениями по Нижне-Колымску, дает
анализ различий в климате, приведя для
сравнения годовой ход температуры в
Петербурге, Брюсселе и Якутске.
Веселовский положил начало
количественным характеристикам климата.
За основу данных по климату Якутии он
взял сохранившиеся записи о погоде в
отчетах экспедиций разных направлений
науки, побывавших в Якутии, что
оставалось характерным в изучении
климата до 1930 г. К тому времени, в
дополнение к приведенным выше, были
известны такие имена: астроном Л.Делакроер
(1733-1743), ученый М.М. Геденштром (1808—1812),
лейтенанты-моряки Ф.П. Врангель и П.Ф.
Анжу (1820—1823), А.Ф. Миддендорф (1844) и другие.
Были использованы также уникальные
наблюдения якутского купца А.Неверова,
который 25 лет по своей инициативе
записывал измерения температуры
воздуха в Якутске (1829 — 1854 г.г.).
Экспедиции под руководством Петра
Федоровича Анжу поручалось обследовать
побережье и острова моря Лаптевых, а
также предпринять поиски легендарной «Земли
Санникова», якобы виденной русским
промышленником Санниковым в 1809 г. В
течение трех лет члены экспедиции
совершали героические походы между
устьями рек Оленек и Индигирка —
обследовали Ляховские и Новосибирские
острова. Однако, одно из основных
заданий — подтвердить существование «Земли
Санникова» — им выполнить не удалось,
поскольку в природе таковой не
оказалось. Но экспедиция внесла вклад в
изучение физико-географических условий
севера Якутии, составив подробные карты.
Своей основной базой П.Ф.Анжу избрал
селение Усть-Янск. Здесь производились
метеорологические наблюдения,
записываемые в специальный журнал. В
распоряжении наблюдателей за погодой из
приборов были лишь дорожный барометр с
термометром и спиртовой термометр для
наружных наблюдений. В дополнение к
измерениям по приборам записывались:
наличие облачности, направление ветра,
атмосферные явления: снег, дождь, метель
и др.
Со второй половины 19-го века в Якутии
начинается новый этап в
гидрометеорологических наблюдениях, то
есть, во-первых, наблюдения организуются
сразу в нескольких пунктах, и, во-вторых,
увеличивается количество используемых
приборов. Во время проведения
экспедиционных работ Р.Маак в течение
1854—1855 г.г. организовал наблюдения в 3-х
пунктах, он же в 1861—1867 г.г. — в 5 пунктах (
в его честь впоследствии была названа
одна метеостанция на реке Оленек).
1882 год следует признать началом
организации постоянной сети станций на
территории Якутии. В проведении Первого
Международного Полярного года (1882—1883)
участвовало 12 стран, в том числе Россия.
Было открыто 12 новых полярных станций,
из них 2 в России (на Новой Земле станция
«Малые Кармакулы» и в Якутии «Сагастырь»
на берегу моря Лаптевых в устье реки
Лена). В 1892 г. действовало 8 станций.
Нередко они закрывались на
неопределенные периоды. Так, после 1917 г.
оставались одно время только 2
действующие станции.
На базе полученных сведений
климатология Якутии получила
дальнейшее развитие. В 1866 году вышла
книга Серошевского «Якуты», в которой
дано описание климата Якутии по сезонам,
приведены сведения о ветре, грозах,
граде по ряду пунктов. В 1890 г. появилась
статья М.Гербановского «О климате
Якутской области». Использовав труд
Маака «Вилюйский округ Якутской области»
и другие наблюдения, Гербановский
привел климатологические данные по
четырем пунктам области (Якутск,
Верхоянск, Нижне-Колымск, Усть-Янск).
Интересны его собственные наблюдения
над туманами, о которых он написал так: «Зимой,
даже если нет тумана в воздухе, теплые
предметы, такие, как животные, юрты,
окутываются туманной оболочкой». В 1909
году, то есть за 21 год до выпуска первого
в мире радиозонда, А.И.Воейков в статье «Климат
северных и южных полярных стран»
высказал мнение о существовании зимой
инверсий температуры в Восточной Сибири
и подтвердил это данными наблюдений. В
книжке «Основные данные к изучению
температуры воздуха в Якутии»,
выпущенной В.Д.Халдеевым в 1925 году,
сделан вывод, что на климат Верхоянска
очень слабо влияет море, хотя расстояние
и невелико. Халдеев располагал
материалами 14 станций, причем по 7
станциям период наблюдений был более 10
лет. В 1927 году появилась работа В.Ю.Визе «Климат
Якутии», в которой основной причиной
низких зимних температур в Якутии
утверждалась малая подвижность воздуха
вследствие распространения на Якутию
гребня Сибирского антициклона. И в том
же году В.Б.Шостакович опубликовал
статью «Материалы по климату Якутской
республики и сопредельных с ней частей
Азии».
В 1931 г. Е.С.Рубинштейн в статье «Среднемесячные
температуры воздуха в Азиатской части
СССР» привела карты среднемесячных
температур по наблюдениям 13 станций и
дала некоторые числовые характеристики
климата Якутии. Спустя два года в статье
Галахова «Климатические пятна в Якутии»
высказывается мнение о том, что
температура в республике
распределяется пятнами.
Таким образом, в период становления
авиации в Якутии метеорологическая
служба существенно расширила сеть
метеостанций по всей территории, но еще
имела ограниченные представления о
климате. Было четко известно о
существенном отличии климата Якутии от
других районов мира и России. Но наличие
58 станций и 16 постов вселяло надежду, что
этот пробел будет со временем
ликвидирован.
До выхода в свет первого полного
издания справочника по климату Якутии в
12 томах оставалось еще много времени.
Это произошло лишь в 1950 году.
Изучение свободной
атмосферы
Для авиации необходимо знание
состояния атмосферы на разных высотах. В
рассматриваемый период регулярные
полеты совершались на относительно
малых эшелонах. К 1928 г. было известно
несколько путей получения информации:
наблюдение за свободным полетом надутых
водородом шаров, называемых шар-пилотами,
подъемы самописцев-метеорографов с
помощью «змеев» (змейковое зондирование),
выпуск в свободный полет привязанных к
большим шарам с водородом самописцев-метеорографов,
называемых шарами-зондами. Были еще
известны наблюдения за погодой на
свободных и привязных аэростатах. В
Якутии свободные аэростаты не
применялись, а привязными аэростатами (без
человека на них) метео-служба
пользовалась ограниченное количество
раз.
|
Начальник
авиаметстанции Сангары Василий
Степанович Луговской.
|
Якутская комплексная экспедиция
Академии Наук СССР в 1925 году завезла
необходимое оборудование для
организации выпусков шаров-пилотов и
запуска змейковых подъемов. Выбранные
ими точки (Якутск, Верхоянск, Усть-Мая)
были интересны во многих отношениях. Но
незнание климата сказалось на
эффективности использования змейкового
зондирования. Во всех 3 пунктах главное
необходимое условие для запуска —
усиление ветра — повторялось крайне
редко. А вот если бы это оборудование
завезли в Сангары, Жиганск, Тикси,
Саскылах или некоторые другие пункты, то
во все сезоны года можно было бы
проводить наблюдения.
В числе первых аэрологов Якутии (аэрологов-специалистов,
изучающих свободную атмосферу) был
Николай Митрофанович Зацепин,
приехавший в Якутию в 1927 г. Он в своих
воспоминаниях сообщает много
подробностей о рабочих буднях той поры.
«Начатое в 1927 году температурное
зондирование атмосферы в Якутске при
помощи змейковых метеорографов не
получило распространение и состояло из
отдельных случайных подъемов, т.к. ветры
в приземном слое слабые для выпуска змея.
В том же 1927 г. змейковое зондирование в
Якутске было прекращено и навсегда.
В Верхоянске оборудование для
подъемов метеорографов на змеях,
завезенное, очевидно, в 1926 г., до 1928 г. не
использовалось. А в 1928—30 годах
проводились эпизодические выпуски.
Помню, с одним подъемом был курьезный
случай. После длительного безветрия в
один из дней к городу стало приближаться
облако с грозой. Решили выпустить «змея»,
зная, что с таким облаком связаны
достаточно сильные ветры. Да и интересно
было замерить распределение
метеоэлементов в грозовом облаке.
Предприняли меры безопасности:
заземлили лебедку, на ноги я надел
резиновые сапоги, а на руки — резиновые
перчатки.
Вот подул свежий ветер в направлении к
облаку и это сразу же было использовано:
выпустили первый «змей» с метеорографом.
Через 500 м подцепили второй «змей» и
стали распускать проволоку с лебедки на
предельной скорости. Ветер усиливался и
наши «змеи» с метеорографом ушли в
облако. Натяжение проволоки
увеличивалось, угол нарастал, я
продолжал быструю размотку проволоки.
При прохождении центра облака над
станцией ветер полностью стих, а счетчик
показал, что уже размотано 3000 м. В это
время проволока в натянутом состоянии
проходила через зенит. Я повернул
лебедку на 180°. И вдруг проволока начала
быстро оседать. Предвидя падение
метеорографа, я и мои помощники быстро
сматывали проволоку, но подтянуть
метеорограф к станции все же не удалось.
Он упал в озеро, в километре от нас.
Проволока легла на землю.
Пока я спасал метеорограф, чтобы водой
не размыло записи на ленте метеорографа,
и «змеев», проволоку пересекли
несколько коров. Одна их них задней
ногой зацепила проволоку, с испугу
побежала. Когда ее распутали, оказалось,
что корова порезала ногу до кости. После
составления акта начальником милиции в
присутствии ветеринарного врача, мне
пришлось уплатить штраф 30 рублей. Но я
был доволен подъемом: запись на
метеорографе была сохранена, получены
интересные результаты».
(Н.М.Зацепин, 1977 г.)
Для исследования атмосферы на высотах
раньше всех в Якутии начались выпуски
свободных шар-пилотов, которые
продолжались до 90-х годов ХХ века. Вместе
с оборудованием для запуска
метеорографов на змеях Якутская
комплексная экспедиция Академии наук
СССР завезла полные наборы аппаратуры
для шар-пилотных наблюдений: баллоны с
водородом, резиновые оболочки,
теодолиты Кузнецова, круги Молчанова,
расходные материалы.
В 1925 г. первые надутые водородом шары
были выпущены в полет: в июле в Якутске, в
августе в Усть-Мае, а с января 1926 г. в
Верхоянске.
Открытие первых аэрологических
пунктов в Якутии было сопряжено с
большими трудностями. Это видно при
знакомстве с «Краткими отчетами о
работах отрядов Якутской экспедиции» за
1925—26 годы.
«20 ноября 1925 г. сотрудники Верхоянской
аэрометеорологической станции,
заведующий Н.Н.Шпаковский и наблюдатель
Н.С.Уланов, снабженные
аэрометеорологическими приборами,
годовым запасом материалов и
продовольствия, выехали на 20 подводах в
город Верхоянск. Общий вес груза
составлял 4500 кг.
320 км ехали из Якутска на лошадях,
дальше на оленях, потом последние 100 км
снова на лошадях. Всего пробыли в пути 37
суток. 15 раз ночевали в брезентовой
палатке при температуре около 50
градусов, т.к. по почтовому тракту на
больших расстояниях совсем нет жителей.
Дорога чрезвычайно тяжела, снегу мало,
и местами приходилось ехать по голым
камням на протяжении 20—25 км, постоянно
крутые спуски и подъемы. Значительную
часть пришлось идти пешком, да еще
тащить барометр, сани неоднократно
ломались...
Заготовленного из расчета на один
месяц пути продовольствия не хватило, и
последние шесть дней ехали без хлеба,
кончилось коровье мясо, питались
убитыми куропатками или кониной».
И вот появились сведения о направлении
и скорости ветра на разных высотах. Это
произошло за 3 года до начала регулярных
полетов авиации в Якутии. Что
немаловажно, так это оперативность
получения информации: в течение
получаса достигается высота 5000—6000 м, и
не позднее 30—40 минут после обработки и
вычислений отправляется телеграмма по
всем заинтересованным адресам.
Интересна судьба Василия Степановича
Луговского (1910 г.р.), отдавшего
гидрометеослужбе Якутии 34 года. После
армии он окончил 8-месячные курсы
полярных работников при Главном
управлении Севморпути и с 1936 г. начал
работать в Якутской геофизической
обсерватории аэрологом, с 1938 по 1940 годы
— начальником метеостанции Жиганск, с
1940 по 1970 годы — авиаметстанции Сангары.
В годы войны обеспечивал полеты
перегоночной авиации с Аляски на фронт.
Организовал прогностическую
авиаметстанцию в Сангарах. В 1958 г.
выполнил исследовательскую работу «Синоптические
условия сильных ветров в районе Сангар».
В 1967 г. был награжден орденом Ленина за
успехи в гидрометеообеспечении
народного хозяйства и развитии науки.
После ухода на пенсию и отъезда его из
Сангар метеообеспечение народного
хозяйства в районе Сангар продолжила
его дочь...
Еще большие возможности для
исследований свободной атмосферы на
высотах в нижнем 10-километровом слое
представились с началом
радиозондирования. Но, как и во всяком
новом деле, пришлось преодолевать
определенные трудности.
«В 1937 году, в первую же зиму, выяснилось,
что радиозондирование не дает точных
характеристик нижней инверсии над
Якутском, так как приемник температуры
слишком инерционный и не способен
зафиксировать резкие изменения
температур. Изменения в 20 градусов при
подъеме на 500 м высоты, которые прибор
проходит за 1,5 минуты, фиксировались
неточно: изменения были сглажены и
приподнятые на большую высоту.
Убедившись, что надежных данных по
инверсии в зимнее время с помощью
радиозондов получить не удается, по
совету Ч.А.Мозолевского мы наладили
параллельно с выпусками радиозондов
внеплановое аэростатное зондирование.
Для этого использовали сохранившееся со
времен экспедиции Академии наук 1925—28
годов оборудование змейкового
зондирования: лебедку, стальную
проволоку и змейковые метеорографы. В
качестве подъемной силы использовались
по 3 оболочки № 100. Причем, эти оболочки
наполнялись и использовались
многократно. Экспериментальные подъемы
показали, что для получения надежных
данных выдерживать метеорографы на
точках следует 10—15 минут. Высоты для
выдержек нами были выбраны такие: 100, 200,
300, 400, 500, 700, 900, 1400, 1900 м. Если позволял
ветер, то и выше через каждые 500 м.
За I квартал 1939 г. проведено 57 подъемов.
Проводили их до выпуска радиозондов,
почти всегда в темное предрассветное
время, иногда одновременно.
10 января 1939 г. на высоте 900 м аэростат
находился на выдержке и показывал
температуру —32,9°. В это же время был
выпущен радиозонд, который на высоте 900 м
показал минус 38,1°, т.е. на 5,2° ниже, чем
показания аэростата.
Эти и многие другие сведения я выписал
в свое время для статьи «Аэрологические
работы в Якутии», которая не была
опубликована по ряду причин». (Н.М.Зацепин,
1977 г.).
Доставка баллонов с водородом из
Ленинграда в Якутию по железной дороге,
водным путем и далее гужевым
транспортом до места назначения
обходилась дорого. Вот как об этом
сообщалось в одном документе Якутского
управления гидрометслужбы: «Стоимость
одного баллона водорода (5—6 кубических
метров) 2—3 рубля, доставка его в Якутск
около 100 рублей. Примерно столько же
обратная переброска его на завод.
Потребность аэрологической сети 500
баллонов в год». Такое количество,
конечно, не поступало. Большая стоимость
и затруднения с доставкой заставляли
искать выход. Были направлены заявки в
ГУГМС об отправке химикатов и
газогенераторных установок для добычи
водорода на местах выпуска шаров. До 1941 г.
эти заявки не были удовлетворены в
полной мере.
Изучение верхних слоев атмосферы было
развито и продолжено в последующие
периоды. И лишь в 1958 г. вышел из печати
аэроклиматический справочник, в котором
были приведены результаты
радиозондирования атмосферы.
Юрий Константинович Антонов,
отличник гидрометслужбы СССР, ветеран
Якутского управления гидрометслужбы.