К 100-летию Российского этнографического музея

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 Анна ЗВЕРЕВА

«Стали одними из первых в коллекции»...

В этом году, 23—25 января, один из старейших музеев страны — Этнографический музей в городе Санкт-Петербурге, созданный по специальному Указу Его Императорского Величества Николая II, отметил свой 100-летний юбилей. Прошли юбилейные торжества, состоялась международная конференция «Музей. Традиции. Этничность в XX—XXI веках», о чрезвычайно высоком уровне которой говорит тот факт, что в ее работе, помимо российских ученых из знаменитой Кунст-камеры, представителей музеев Золотого кольца, приняли участие еще и гости из Франции, Испании, Нидерландов, Италии, Швейцарии, других стран.

Из нашей республики выступили кандидат исторических наук С.И.Боякова с докладом «Этнографические материалы экспедиции Ф.Чекановского», доктор исторических наук Е.Н.Романова («Ритуальный предмет в якутской традиции (проживание вещи)», автор этих строк с сообщением об исторических связях РЭМ с Якутией. Кроме того, были заявлены темы «Якутские нагрудные кресты-сўрэх» ученого секретаря Государственного музея истории и культуры народов Севера им. Ем.Ярославского Э.Э.Сивцевой, «Основные образы якутской игрушки» — старшего научного сотрудника Н.С.Кривогорницыной. Приняла участие в юбилейных мероприятиях и заместитель директора по науке А.Н.Решетникова.

Заместитель директора РЭМ по науке Н.М.Калашникова и директор выставки «Мир женщины Севера» А.Н.Зверева. Санкт-Петербург, 1995 г.

«Это первая в XXI веке научная конференция РЭМ. Она больше, чем просто конференция — это Форум, который проходит в дни празднования 100-летнего юбилея Главного этнографического музея России. Во всем мире он известен как уникальный научно-исследовательский и просветительский центр этнографического музееведения», — сказал на открытии конференции директор музея, заслуженный работник культуры России В.М.Грусман.

Большой интерес вызвал доклад старшего научного сотрудника отдела Сибири и Дальнего Востока Российского этнографического музея Н.Б.Марголиной об айнах на материалах этнографа В.Н.Васильева, уроженца с. Амга, благодаря которому в начале ХХ века были собраны очень богатые, уникальные по редкости материалы по айнам, камчадалам и казахам.

Такой интерес ученых со всего мира к этому мероприятию не случаен. Все в музейном комплексе, являющемся составной частью единого ансамбля Площади Искусств — величайшего творения духа человеческого, дышит гармонией, поэзией, благородством, одухотворенностью блистательного Санкт-Петербурга.

Интересен тот факт, что в 1902 году пять экспонатов, привезенных из далекого Оленька Якуцких земель, стали одними из первых в коллекции знаменитого музея. Особая роль в комплектовании якутской коллекции принадлежит советнику Статистического управления Якутии А.И.Попову, известному специалисту по языку и этнографии якутов Эдуарду Пекарскому. Сегодня Сибирская коллекция, архаичная культура ее народов представляют огромный интерес для исследователей всего мира.

Фрагмент нагрудника мужского костюма. Якутская обл. Эвены. Конец XIX в. — начало ХХ в.

За прошедшие годы установились крепкие связи музея с Республикой Саха (Якутия), в частности, с Институтом гуманитарных исследований, университетом, Якутским государственным музеем истории и культуры Севера им. Ярославского, состоялись обмены выставками с Национальным художественным музеем, Государственным музеем музыки и фольклора... Желая приобщиться к далекой истории родины, все эти годы приходили сюда новые и новые поколения историков и этнографов, художников и народных мастеров: И.А.Потапов, А.И.Гоголев, Е.С.Шишигин, В.Ф.Яковлев, А.Е.Захарова, Е.Х.Романова, Р.С.Гаврильева, Ф.И.Марков, К.М.Мамонтов, Б.Ф.Неустроев, Л.М.Егоров и многие другие.

Говорит Валентина Владимировна Горбачева — зав. отделом Сибири и Дальнего Востока: «Первая крупная выставка из Якутии проводилась здесь в 1982 году под руководством Е.С.Шишигина. Сотрудники музея постоянно принимают участие в научно-практических конференциях по прикладному народному искусству и шаманизму. И сегодня поддерживается тесная связь с Якутским государственным музеем истории и культуры Севера им. Ем.Ярославского, под патронажем нашего музея идет восстановление Ленского краеведческого музея после разрушений весеннего паводка».

В развитии творческих и дружеских связей музея с нашей республикой особое место принадлежит Лидии Григорьевне Лельчук, личное обаяние, умение прекрасно ориентироваться в историческом прошлом народов Якутии снискали которой почти легендарную славу. Да и как не боготворить человека со столь чуткой, щедрой душой, старейшего сотрудника музея с 45-летним стажем работы, являющего собой истинный пример бескорыстного служения Отечеству, с чистой совестью и любовью выполнявшего свой святой долг перед Историей!

Она постоянно курировала Якутию. Лично знает многих мастеров. Ее научная работа «Об ысыахе якутов» написана на основе полевых материалов на месте. Ее знают несколько поколений якутских мастеров. Однажды, совершенно случайно, я стала свидетелем очень интересного случая. Письмо из далекой якутской деревни Усть-Алданского тогда района было адресовано Лидии Григорьевне, а передать должен был студент Института физической культуры Ганя Троев — ныне известный в России тренер, судья международного класса, старший преподаватель Института физкультуры в г.Санкт-Петербурге. Застенчивому пареньку из Якутии просто не хватило смелости встретиться с ученой женщиной, заведующей отделом знаменитого Музея этнографии СССР. Много позже уже, став постоянным клиентом в фондах музея, я всячески старалась знакомить якутян с сотрудниками музея. Вот тут-то и состоялась эта встреча. Гаврил Афанасьевич честно признался о тогдашней своей чрезмерной стеснительности. Запоздавшее письмо через 20 долгих лет, наконец, нашло адресата.

Праздничный женский костюм. Якутская обл. Якуты. Конец XIX в. — начало ХХ в.

Унты — обувь. Якутская обл. Якуты. Конец XIX в. — начало ХХ в.

Молва о чуткой, доброй музейной работнице далеко распространилась по бескрайним просторам Якутии. Не зря же мастерица из далекой Якутии Елена Алексеевна Пермякова, будучи в Ленинграде, смело обратилась с просьбой одолжить денег именно к Лидии Григорьевне, которую никогда в жизни в глаза-то не видела. Удивительно, но сотрудники музея всем миром собрали нужную сумму для человека, которого встретили впервые в жизни. Якутские мастера окрестили Лидию Григорьевну именем самого любимого всем якутским народом цветка — светлым, нежным и красивым именем Сардаана. И сегодня приходят к коренной петербурженке письма из заснеженного северного края и начинаются они словами: «Дорогая наша Сардаана», а ведь адресату уже восмой десяток пошел. Поистине щедрость души не подвластна времени!

Проходят годы, и я все чаще с искренней благодарностью к К.Ю.Соловьевой — старшему научному сотруднику отдела Сибири, вспоминаю, как однажды перед отъездом зашла по привычке в магазин «Ткани» на Невском. При виде такого великолепия пришла в уныние, что упускаю редкую возможность купить необходимое для работы. Карина Юрьевна, почувствовав, насколько для меня это важно, заставила взять у нее взаймы. Домой я возвращалась поистине окрыленная приобретением столь желанного материала (сукна) столь широкой цветовой гаммы, необходимой для творчества. И это не могло не реализоваться, вылиться в новые произведения. Вот еще один пример настоящего петербургского такта, истинной интеллигентности и благородства, когда для человека лучший гарант — слово.

Благодаря музею, его сотруднице Н.Б.Марголиной, мы обрели еще одного друга — ведущего фотографа-художника Русского музея Василия Воронцова. Он соавтор почти всех художественно-иллюстративных изданий Русского музея, видов современного Санкт-Петербурга, настоящий профессионал с тонким вкусом.

Люди во все времена дарили друг другу подарки от чистого сердца, символизируя веру в прекрасное будущее, надежду на продолжение добрых отношений, демонстрируя высокий порыв лучших душевных качеств. А каждый дар лучшему музею страны — это своего рода увлекательная история, порой заслуживающая отдельного повествования.

Среди уникальных экспонатов музея есть подарок якутского народа царю — богатая шуба, выполненная неизвестным мастером, которая поражает своими размерами. Без возможности иметь реальные представления о росте, телосложении одариваемых высоких особ, будь то российский самодержец или великий вождь пролетариев Владимир Ильич Ленин, мастера наивно представляли себе их гигантами. Почти все подарки: тужурки с Кавказа, халаты из Средней Азии — громадных размеров. Не явилась исключением и якутская шуба. Интересен следующий факт — никто из мастеров, искусствоведов или этнографов не смог определить, кому она предназначалась — царю или царице.

В фонды музея разными путями, уже в 70—80—90-ые годы, попали различные изделия современных народных мастеров. Весьма увлекательна история ножа работы знаменитого кузнеца С.И.Гоголева-Амынньыкы из Мегино-Кангаласского района. Охотничий нож, преподнесенный ему лично в качестве дорогого подарка (как лучшему охотнику по итогам республиканского соревнования), охотник Е.С.Захаров подарил музею.

Прямо на глазах удивленной сотрудницы продемонстрировала высший пилотаж виртуозно владеющая ножницами мастерица П.Е.Дьячковская, вырезав из бересты детские игрушки — целое стадо крупного рогатого скота.

Большой кубок-чорон преподнесла в дар замечательная женщина — руководитель кружка традиционного шитья из Чурапчи Е.А.Пермякова. А сколько поступает альбомов, монографий, пособий, различных научных публикаций в библиотеку музея! Зачастую приоритет в приобретении редких экспонатов принадлежит именно им, поскольку испокон веков Петербург был и остается научным центром — центром духовного общения многочисленных народов России.

Совсем недавно замечательный образец косторезного искусства в авторском исполнении — миниатюрную скульптуру из мамонтовой кости «Дух Байаная» — подарил музею известный, очень талантливый косторез Ф.И.Марков из Якутска со словами пожелания, чтобы фонды якутской коллекции музея продолжали пополняться ценными экспонатами по благословению Духа Байаная.

А 1995 год войдет в столетнюю историю этнографического музея как Год женщин Севера на Неве. Показать женщину-мать — великую труженицу, хранительницу семейных и родовых традиций, терпеливую и выносливую хозяйку во всей ее многогранной деятельности, вместе с тем раскрыть ее щедрый дар, богатый внутренний мир, распахнутый всему прекрасному — такую цель преследовали организаторы. И то, что это был год полувекового юбилея Великой Победы советского народа над коричневой чумой, придавало возвышенно-патриотический тон, праздничную атмосферу всему мероприятию. Приезд непосредственных носителей народных художественных традиций А.С.Неустроевой, А.И.Хабаровской, Е.Н.Боковой, У.Н.Колесовой, Х.А.Бенчик, А.Е.Гороховой, В.П.Азаровой, молодых мастериц С.И.Петровой, Л.С.Суздаловой в этнографический центр явилось, по признанию петербургской прессы, «якутским уроком в Санкт-Петербурге» — примером разумного, целесообразного проведения подобных общественно-значимых мероприятий, направленных на дальнейшее укрепление дружбы и единства народов России. Мастерицы, много лет трудившиеся по зову сердца, имели неповторимую возможность воочию увидеть, пощупать руками старинные предметы, некогда привезенные из их родины.

Мы удивлялись, как без устали могла ходить по музеям А.Д.Неустроева из Нелемного, а ведь ей было без малого 70 лет. Она вообще уникальный человек, великолепная мастерица, исполнительница шаманских мистерий, прекрасно поет и знает пять языков, чем может похвастаться не всякий полиглот. Удивляясь ее сетованиям, что сложно ориентироваться в городе, не то что в тундре, мы стали утверждать, что должно быть наоборот, ведь в тундре нет ни деревьев, ничего. Она возмутилась; «Как же это ничего нет? А земля, трава, солнце, ветер, свежий след, да мало ли чего!»

Экспозиция выставки «Мир женщины Севера» и проведение научно-практической конференции «Сохранение и возрождение традиционной культуры и декоративно-прикладного искусства коренных народов Якутии» выявили живучесть секретов и традиций народного мастерства, требующих пристального внимания и всемерной поддержки для их подлинного возрождения.

Вот отзыв об этих Днях Н.М.Калашниковой — доктора культурологии: «На моей памяти это самая крупная акция с такой насыщенной программой в нашем музее. Прекрасно, что приехало столько мастериц. Каждая женщина — кладезь народной мудрости, хранитель фольклора, притом как устного, так и прикладного. Какие они все талантливые. Именно они — настоящее сокровище Севера!

Проведение научно-практической конференции, практические занятия в творческой лаборатории, встречи со студентами, горожанами, заинтересованный диалог сотрудников музея с мастерицами, подготовка цикла специальных передач по инициативе НВК «Саха» — все это было впервые. Телевидение города на Неве тоже подготовило передачу.

А сколько радости приносила работа в святая святых — фондах! В «Особой кладовой», где каждый экспонат — шедевр народного искусства! Приятно было наблюдать, как молодели лица пожилых мастериц, как загорались их глаза. Поистине незабываемые дни! Огромное спасибо организаторам — А.Н.Божедоновой, А.Н.Зверевой, А.Д.Марфусаловой».

Действительно, настоящим подарком судьбы для мастериц стала работа в фондах музея. Якутская коллекция насчитывает около 3000 экспонатов. Одних только чоронов XVIII—XIX вв. разных размеров и конфигураций здесь насчитывается около 180 штук, имеются и с металлической отделкой, и с прорезным орнаментом. Это самая крупная в России коллекция. Вацлав Серошевский, много изучавший этнографию якутов, сравнивал чороны по красоте пропорций с этрусскими вазами.

С именем Н.М.Калашниковой также связана организация ежегодных международных научных конференций в Санкт-Петербурге «Народные традиции и художественное моделирование» по истории народного костюма, его этнических особенностей, по проблемам художественного моделирования. Большое внимание уделяется вопросам сохранения, развития и популяризации. Благодаря инициативе и настойчивости Натальи Моисеевны участниками конференции стали представительницы Якутии Р.С.Гаврильева, кандидат исторических наук, А.Д.Филиппова, модельер, автор этих строк, что дало новый толчок развитию научного аспекта якутской одежды.

Среди памятников духовной культуры особое место принадлежит предметам, связанным с забытыми народными верованиями. Любопытна большая коллекция календарей. Эти лирообразные недельные, месячные календари носили с собой в дальней дороге и охотники, и купцы.

Также имеется богатая коллекция детских игрушек. Дидактические материалы народной педагогики, основанные на примерах из ежедневной практической жизни. Ведь основной целью воспитания всегда было приучить ребенка с малых лет к труду. Когда смотришь на этих коров, быков из тальника, когда видишь все эти игрушки, начинаешь понимать, откуда брали начало тот практичный ум, наблюдательность, точная логика мышления и природная смекалка, поражавшие многих путешественников.

А вот комплект приданого для невесты — свидетельство наших тюркских корней. Свежа еще память народная об обычае готовить богатое приданое для любимой дочери в ответ на богатый калым.

Фонды мягких материалов, изделий из ткани, кожи, меха — это наиболее яркий по красоте, полный по разновидности раздел. Исключительно правильное хранение с соблюдением всех технических требований способствует долголетию ценных экспонатов. От хранителя фондов М.В.Федоровой зависит очень многое. Всем понятно, какую роль в сохранности старинных вещей играют своевременная дезинфекция, периодическое проветривание, соблюдение температурного режима. Бесценным экспонатом является часть воротника тончайшей работы середины XVIII в. с прорезными деталями, с вышивкой по нежной ровдуге, такой знакомый по репродукции из альбома М.М.Носова под редакцией И.А.Потапова (г.Якутск, 1988 г.). Красивы перчатки из птичьих лапок, нерпичьей шкуры, шапки дьабака с вышивками из серебряных и золотых ниток.

Сегодня разделом мягких материалов Якутской коллекции приобретены работы современных мастериц Е.Е.Аммосовой, А.С.Неустроевой, А.Г.Николаевой, И.М.Пудовой, П.Е.Дьячковской, автора этих строк...

Свое особое место занимают изделия из кости. Привлекают внимание резные ларцы с подписью мастера Попова. Музей гордится миниатюрным макетом якутской юрты с полным интерьером внутреннего убранства неизвестного автора. Коллекцию дополнили прекрасные работы современных мастеров старшего и среднего поколения Терентия Аммосова, Семена Пестерова с сыновьями, Степана Петрова, Федора Маркова, Роберта Петрова и других.

Известно, что Э.К.Пекарский передал музею 400 экземпляров различных экспонатов по эвенам, эвенкам и юкагирам. Некоторые вещи поступили после экспедиций Бутурлина.

Весьма сложный технологический процесс изготовления костюмов северных народов предполагает владение многими техническими приемами одновременно. Здесь присутствуют мозаика, продержка, шитье бисером, отделка мехом. «Просто блистательные костюмы», — с гордостью за свой участок рассказывает Татьяна Юрьевна Сем, потомственный научный сотрудник по творчеству северных народов.

У каждого человека, тем более творческого, всегда бывают особые пристрастия. И у сотрудников любого музея есть особо ценные, любимые экспонаты. Не исключение и Этнографический музей. В «Особых кладовых» представлено традиционное ювелирное искусство многих народов, населявших царскую и послереволюционную Россию. Здесь более 12 тысяч предметов, а в постоянной экспозиции их более 1000. Это украшения, одежда, конская упряжь, ритуальные предметы. В экспозиции «Особой кладовой» особое место занимает якутское наследие, ибо целый раздел «Народы Сибири» представлен чисто якутской коллекцией, что позволяет судить об ее значении в целом. В этом аспекте особо ценится якутское ювелирное искусство. Впечатляют изготовленные якутскими мастерами массивные женские серебряные украшения, пояса, комплекты праздничного конского убранства.

Музейных работников привлекают в якутских экспонатах многообразие используемых материалов в одном и том же изделии, где могут присутствовать серебро, мех, ткань, кожа, бисер, сложная технология (вышивка, мозаика, шитье, чеканка или штамповка). Притом, все это выдержано в единой цветовой гамме, что в конечном счете обеспечивает особый такт и элегантность. А элегантность — это всегда высшее проявление ума и вкуса, то есть искусство — это всегда чувство меры.

Сегодня многие экспонаты, вывезенные из Якутии русскими учеными и путешественниками в XVIII—XIX веках, представляющие огромное историческое и научное значение, настоящий «золотой фонд» Арктической цивилизации, в разрозненном виде хранятся в музеях и различных фондах по всему миру: в Москве, США, Англии, Германии и т.д. Но и здесь особое место принадлежит Петербургу. Жаль, что мало кто знает об этом. Еще с 1995 года лежит почти готовый к изданию альбом «Культурное наследие Республики Саха (Якутия)» из фондов Российского этнографического музея, который по разным причинам никак не может увидеть свет.

Через год предстоит празднование 300-летия Петербурга. XXI век объявлен в республике веком духовности. Мне кажется, сейчас самое время взяться за осуществление данного проекта, который стал бы своего рода культурным памятником прошедших столетий.

Статья иллюстрирована фотографиями из альбома Н.М.Калашниковой, Г.А.Плужниковой «Одежда народов СССР». М., «Планета», 1990.


Анна Николаевна Зверева, народная мастерица, член Союза художников и Союза журналистов России, заслуженный работник культуры РС(Я).

Hosted by uCoz