Еще
в 1898 году Болеслав Матушевский – поляк по происхождению, француз
по подданству, служивший при дворе российских императоров
фотографом, в работе "Новый источник истории. О создании хранилища
исторических документов" подчеркнул важность "живой фотографии" как
исторического источника и необходимость сохранения создаваемого
фотографического и кинематографического наследия.
В редакционной статье "Вестника кинематографии" за 1913
г.(№15,27.07., с. 9-10) уже достаточно точно сформулирована мысль о
документальности и информативности аудиовизуальных технических
средств записи информации: "Что и говорить: кинематография настолько
вошла в обиход нашей жизни, что не считаться с нею немыслимо, в
особенности в той её части, где она передает действительную жизнь в
её государственных, общественных и частных проявлениях. Как в
национальных библиотеках хранят мертвые памятники эпохи в виде
рукописей, книг и изображений, так не менее важным является
необходимость сохранить для будущего оживленные свидетельства
событий и лиц, благо могущественные средства к этому предоставляют
кинематограф и граммофон, каждый в отдельности или в идеальном
соединении, которого добьется не нынче – завтра гениальный Эдисон".
Довольно подробно рассматривается в этой статье вопрос о "насущной
потребности времени" – "учреждении государственного лентохранилища",
вызванного неотложной необходимостью государственной жизни.
До 1918 года все кинодокументы находились в частной собственности
кинофотопредпринимателей. В соответствии с декретами советской
власти 1918-1919 годов производство, учет и использование
кинофотопродукции были переданы в руки государства.
После завершения национализации кинофотопромышленности
фотоальбомы и позитивные фотоматериалы дореволюционного времени и
первых лет советской власти были сосредоточены при IV отделе
Государственного архива РСФСР (впоследствии преобразованном в Архив
Октябрьской революции – АОР). Кинодокументы стали поступать
несколько позднее, и вплоть до 1926 года Архив Октябрьской Революции
получал их со складов Скобелевского просветительного комитета,
советских киноорганизаций – Совкино, Пролеткино, Наркомпроса РСФСР,
Ленинградских исторического и областного архивов, от частных лиц.
Для хранения кинодокументов при АОРе было приспособлено специальное
кинохранилище, однако сосредоточить кинофотодокументы в одном месте
не удавалось. Определенное количество кинофотодокументов продолжало
оставаться в ряде научных учреждений, музеев и организаций. Учитывая
это обстоятельство, 12 октября 1926 года на коллегии Центрального
архива СССР был решен вопрос об организации самостоятельного
фотокиноархива и строительстве специального здания для хранения
документов, имеющих историко-революционный интерес.
В 1934 году Центральный фотокиноархив был объединен с Центральным
архивом звуковых записей и стал называться Центральным
фотофонокиноархивом (ЦФФКА). В 1953 году архив переехал в
подмосковный город Красногорск, где располагается и в настоящее
время. В 1992 году он получил название Российского государственного
архива кинофотодокументов (РГАКФД).
10 апреля 1996 года в Якутии с целью сохранения и
государственного учета движущихся изображений, созданных в период
советской власти, годы перестройки и становления молодой суверенной
Республики Саха (Якутия), было образовано Государственное
национальное хранилище кинодокументов о РС(Я). У истоков создания
кинохранилища стояли опытнейшие кинематографисты, имеющие большой
опыт государственного управления кинофикацией – Жараев Иван
Спиридонович и Томский Виссарион Андреевич, которых активно
поддержал молодой киноинженер Пестерев Василий Васильевич.
Кинохранилище занимается сбором, реставрацией, хранением, научной
обработкой кинодокументов о Якутии, обеспечивает их широкое
использование средствами массовой информации республики в целях
воспитания высокого гражданского патриотизма, возрождения
морально-нравственных устоев общества, особенно у подрастающего
поколения. Усилия по сохранению аудиовизуального наследия направлены
не только на то, чтобы обеспечить сохранность уже созданных
кинодокументов, но и на пополнение коллекции фильмами сегодняшнего
дня.
В коллекции кинодокументов – собрания российских и советских
немых и звуковых хроникальных фильмов, журналов, отдельных выпусков
и киносюжетов, а также звуковые кинодокументы о Якутии ряда
зарубежных стран. В целях ориентации во всей массе собранных
материалов Госкинохранилищем изданы 5 аннотированных каталогов и
другой печатной продукции, начата работа по внедрению
автоматизированного поиска информации, содержащейся в
кинодокументах.
У нас можно получить необходимую информацию о составе и
содержании фондов архива, просмотреть необходимые кинодокументы,
заказать копии с них.
Ощущается влияние Госкинохранилища и на улусы республики –
киноработники Сунтарского и Намского улусов получили консультации по
формированию подобных фондов по истории улусов.
За годы работы Государственного национального хранилища
кинодокументов о РС(Я) сложился дружный, творческий коллектив,
объединенный стремлением сохранить вверенное ему богатство –
аудиовизуальное наследие, в кинодокументах которого наиболее ярко и
впечатляюще отражена история развития республики. Нашими
сотрудниками ведется активная работа по инициативному архивированию
и сбору видеоматериала о Республике Саха(Я). В соответствии с
законом РС(Я) "Об обязательном экземпляре документов" проводится
большая работа с министерствами , ведомствами, главами МО улусов и
городов. Заключено более 20 договоров о совместной деятельности по
поиску, сбору и передаче кинодокументов на государственное хранение.
Мы принимаем кинодокументы от Национальной вещательной компании
"Саха" и других производителей киновидеопродукции, в том числе и
Государственной национальной компании "Сахафильм".
Госкинохранилищем проводится ежегодный конкурс "Кинолетопись
Якутии", который способствует выявлению кинодокументов, находящихся
в частных и ведомственных видеоархивах. Один яркий пример:
киноматериалы об истории и деятельности Института космофизических
исследований и аэрономии ЯЦ СО РАН, а также о космонавтах СССР,
побывавших в Якутии, представленные непрофессиональным
кинооператором и фотографом, ведущим инженером отдела
научно-технической информации института Владимиром Семеновичем
Мержевичем из своей частной коллекции, были удостоены "Гран-При"
конкурса и приняты на ответственное государственное хранение. Но в
то же время можно смело утверждать, что большая часть информации о
явлениях и событиях культуры, общественной жизни, быте народов,
населяющих территорию республики, заключенной в аудиовизуальных
документах, безвозвратно утрачивается. Ежедневно мы теряем наше
культурное наследие.
Основная причина происходящего заключается в том, что правовые
нормы, регулирующие взаимоотношения между государством и лицами,
создающими уникальную аудиовизуальную документацию, не предполагают
ответственности автора за создание экземпляра для передачи его
государству. К сожалению, отсутствует и системность в
документировании современными аудиовизуальными средствами
событий и фактов, происходящих в нашей повседневной жизни.
В связи с этим назрела существенная необходимость в разработке и
принятии закона "Об аудиовизуальном наследии Республики Саха
(Якутия)". Предполагаемый закон позволит сделать шаг от пассивной
роли государства (берите то, что дают) в направлении активного
участия в систематической фиксации наиболее важных явлений, событий,
фактов в жизни республики средствами аудиовизуального
документирования и их включения в состав фондов Госкинохранилища и
Архивного фонда Российской Федерации.
Вторая причина – в отсутствии здания, соответствующего программе
внедрения "Международных стандартов хранения и качества
кинодокументов в РС(Я)", но тут надо отметить, что Министерством
культуры и духовного развития РС(Я) совместно с Министерством
имущественных отношений республики ведется работа в этом
направлении. К сожалению, пока без особых результатов. По-видимому,
требуется твердое, волевое решение Президента, Вице-Президента и
Правительства республики о выделении средств в инвестиционном
бюджете на строительство специализированного кинохранилища или
приобретение в государственную собственность подходящего здания.
Учитывая,
что наша коллекция составляет более 10 000 ед. хранения, внесена в
"Государственный свод особо ценных объектов национального
культурного достояния народов Республики Саха (Якутия)" и что только
стоимость носителей информации нами оценивается более чем в 5 000
000 рублей, не говоря о том, что сама информация на этих носителях
бесценна и уникальна, назрела пора застраховать фонд. А сделать это
можно, только создав страховой фонд, который необходимо разместить в
отдельном помещении кинохранилища, что мы пока не можем сделать
из-за отсутствия площадей, а возможно и в другом здании или даже
городе. В настоящий момент мы располагаемся во временном,
неприспособленном для хранения кинодокументов, пристрое к зданию "Медавторанссервиса"
общей площадью 280 кв. метров, по адресу С. Данилова, 13.
Тем не менее, архивный фонд ежедневно пополняется разными новыми
кинодокументами, и после решения экспертной комиссии, которая
определяет ценность каждого документа, принимается решение о приемке
на ответственное государственное хранение. Как правило, это "особо
ценный документ" и "ценный документ", а остальные возвращаются
владельцам из-за невозможности размещения. Подобный подход означает
безвозвратную утерю не представляющих интереса на первый взгляд
аудиовизуальных документов. Но ведь каждый отдельно взятый документ
отражает фрагмент "живой истории", т.е. часть некоего
управленческого, производственного, научно-технического,
социального, культурного, духовного и иного процесса (явления), и
наш фонд в целом должен соразмерно, достоверно и пропорционально
воссоздавать на информационном уровне жизнь общества во всех
проявлениях, в её, так сказать, событийной диалектике. Удастся ли
нам, при таком положении дел, сформировать совершенную
информационную микромодель своеобразного многоцветного и панорамного
снимка в миниатюре, с предельной объективностью отражающего
все богатство жизни общества в каждый отдельно взятый момент его
исторического бытия? Не пропущены ли в формируемой нами коллекции
документальной кинолетописи какие-то существенные событийные
эпизоды? Соблюдена ли соразмерность между значимостью того или иного
общественного явления и информационной амплитудой его отражения в
документальных источниках, насколько представительна и объективна та
реконструкция общественной жизни, которую позволяет осуществить вся
совокупность кинодокументов Архивного фонда страны? Иначе нет
гарантии, что через сотни или тысячи лет какие-то аудиовизуальные
документы, ныне не принятые на хранение в соответствии с сегодняшним
положением, не заинтересуют будущих исследователей.
Предложенные меры помогут, на наш взгляд, частично реализовать
главную стратегическую цель комплектования: создание абсолютно
объективной и всесторонней модели развития российского общества в
различные периоды времени. Тем более, что по мере пополнения фонда
востребованность кинолетописи с каждым днем увеличивается не только
со стороны органов государственной власти, предприятий и
организаций, но и со стороны частных лиц.
"Аргументы и факты на Севере",
№ 14, 2004 г.
Андрей Анатольевич Зайков, отличник культуры
РС(Я), заместитель директора Госкинохранилища.