Мария
Варламова вошла в состав труппы в те годы единого Якутского
музыкально-драматического театра после учебы в Музыкальном училище
(она одна из первых ее выпускников) и вокальном отделении при
Уральской консерватории им. М. П. Мусоргского. Неизвестно, как
сложилась бы далее ее творческая судьба, если бы по настоятельным
просьбам директора 3.Т. Тюнгюрятова и главного режиссера С.
А.Григорьева ее не пригласили из музыкальной части театра в
драматическую: в 60-е годы большее внимание стало уделяться детскому
репертуару, ставились серьезные спектакли с детскими ролями, в связи
с этим театр остро нуждался в артистках амплуа травести.
Известно, что жизнеспособность каждого театра определяется его
актерскими силами – ведь без актера даже самый талантливый режиссер
не сможет передать зрителю свои замыслы. Якутский драматический
театр за свою многолетнюю деятельность вырастил целую плеяду
блестящих мастеров сцены. Театр конца 50-х, время, когда Мария
Ивановна начинала свой творческий путь... Это расцвет мастерства
ведущих актеров, ставших уже легендой и историей театра: Д. Ходулова,
П. Решетникова, М. Слепцова, М. Слепцовой, А. Петрова, В. Саввина,
А. Ефремова, И. Находкина, Я. Кычкина, М. Белолюбской и многих
других. Закончив прославленное Театральное училище им. М. С.
Щепкина, профессионально росли молодые тогда Т. Мыреева, А. Адамова,
А. Кузьмина, М. Канаева, М. Гоголев и другие. Для Марии Ивановны
актерской школой стали театральные подмостки, изучение творчества
ведущих мастеров сцены, помноженные, несомненно, на фанатичную
любовь к нелегкому драматическому искусству. С благодарностью
вспоминает она, в частности, бесценный опыт и поддержку заслуженной
артистки Якутской АССР П. С. Петровой – помощь и опыт в амплуа
травести Прасковьи Семеновны существенно помогли профессиональному
становлению молодой артистки.
За годы работы М. Варламовой сыграно множество образов маленьких
героев и героинь, достаточно сказать, что она переиграла практически
все детские роли. Так, например, поклонники театра помнят, что ею
созданы неповторимые образы мальчиков: Пистолет – "Братья" С.
Ефремова, Михась – "Разрыв сетей" А. Аччыгыйа, Мюлджи – "Сайсары" С.
Омоллона, Ваня – "Шагнувшие в бессмертие" А. Очкина, Антонио – "День
рождения Терезы" Г. Мдивани, Жанболот – "Материнское поле" Ч.
Айтматова, Ишмурза – "В ночь лунного затмения" М. Карима и т.д.
Сыграны роли Насти во "Взаимопонимании" М. Эверстовой-Обутовой,
Оотуй в "Оотуй уонна Тоотуй" и Тойуксута в "Сыгый Кырынаастыыре" И.
Избекова, Туллука в "Утро Лены" И. Гоголева, Муоны в "Своем
человеке" Н. Габышева, Багты в "Веселом госте" Г. Мухтарова другие.
Особенно хороша была актриса в спектакле "Керегэй" М.
Эверстовой-Обутовой в роли трогательной героини. Эти спектакли уже
давно не идут на сцене, но образы, созданные актрисой в этих
спектаклях, настолько яркие, что вспоминаются до сих пор.
М.Варламова была будто предназначена для этих ролей – худенькая
как подросток, небольшого роста. Своеобразие ее индивидуальности
заключалось в соединении ребяческой чистоты, наивности, простодушия
с огромным темпераментом, женским и человеческим. Актриса была
бесконечно трогательна и бесконечно яростна в своей любви и
ненависти, в максималистской категоричности, страстности приятия и
отрицания. Помню, в одной из ролей она изо всех сил вытягивала шею,
как это делают дети, пытаясь что-то получше увидеть и рассмотреть, и
возникал образ мудрого и печального неведения, образ детской души,
постепенно, удивленно и горько постигавшей зло и нелепость мира.
"Зерном" ее игры была удивленность ребенка, впервые узнающего жизнь,
но удивленность не пассивная, не созерцательная, а то восхищенная,
то возмущенная, то восторженная, то гневная.
В актерской судьбе, как нигде, возраст играет значительную роль.
Ведь ту же Керегэй сыграть в 50-лет все-таки невозможно. И только ли
эту роль можно вспомнить? Потому-то и "стареют" на сцене подчас куда
стремительнее, чем в обыденной жизни. Многое на подмостках сложно,
болезненно для исполнителя. Еще вчера ты выходила в образе юной
героини, а сегодня тебе предлагают, и это при счастливом стечении
обстоятельств, роль... бабушки, таковыми были, например, роли Мавры
в "Следопытах" И. Семенова, Кыдааны в "Полете шамана" И.Гоголева и
другие. Результатом счастливого стечения обстоятельств явилась и
необычная работа с американским режиссером Томасом Риччио в
спектакле "Сардаана" по мотивам сказки "Старуха Бейберикээн с пятью
коровами", где Мария Ивановна играла роль той самой старушки
Бейберикээн.
Незамысловатое,
на первый взгляд, повествование – переосмысленное, с новыми
сюжетными линиями обрело совершенно иное звучание, превратилось в
философскую сказку. У меня создалось такое впечатление, что играй
эту роль другая актриса, спектакль мог бы не получиться: не случайно
после нескольких месяцев работы со всем коллективом Риччио выбрал на
эту роль именно ее. Сам режиссер в интервью сказал тогда: "Я ставлю
спектакли, где <....> все держится на музыке, танцах, действии,
методологии транса". Здесь будет уместно напомнить, что М. Варламова
– поющая артистка, для многих ролей сочиняла и исполняла песни сама,
это и роль Керегей М. Эверстовой, и Тойуксута в "Сыгый Кырынаастыыре"
И. Избекова, Керегей в "Айале" С. Омоллона, Майа в "Любви" А.
Софронова, и роль той же бабушки Бейберикээн. Критики отмечали
тогда, что спектакль получился как яркий цветной калейдоскоп, в
котором отразились все впечатления и размышления иностранца о нас.
Конечно, за 50 лет в театре было много всего – и горестей, и
потерь, но все-таки больше было обретений и радости. И какие бы роли
она не играла – главные ли, роли второго плана, в массовых ли сценах
– для артистки самый большой интерес – чувствовать себя в спектакле
частью некоего целого, ощущать, что твои партнеры осуществляют
какую-то общую идею; и что в этом замысле ты один из участников;
понимание во всей этой игре своей функции. Потому и в эпизодических
ролях в каждом их мгновении она выкладывается с таким темпераментом
и рвением, как если бы исполняла роль главную. Тысячи раз выходя на
подмостки Саха театра, она каждый раз представала на них
профессиональным, точным, внутренне наполненным исполнителем,
отдающим все свое мастерство на благо общего дела. Так было и в
спектаклях по произведениям Суорун Омоллона, С. Ефремова, М.
Эверстовой-Обутовой, И. Семенова, И. Гоголева, Н. Габышева, и в
одной из последних работ в спектакле "Макбет" по Эжену Ионеску
молодого режиссера С. Потапова (все мы знаем, что эта постановка
получила специальный приз московской "Золотой маски").
И еще есть одна работа, о которой хотелось сказать особо – роль
Василисы в пьесе "Вновь бы расцвел подснежник" Ф. Булякова,
поставленной специально к 70-летнему юбилею артистки. Простенькая
комедия благодаря прекрасному актерскому составу превратилась в
интересный спектакль и вот уже на протяжении пяти лет радует
зрителей. Василиса в исполнении Марии Ивановны – яркая
индивидуальность, здесь есть и юмор, и трагизм, и любовь. Она и
смешна, и трогательна, готова на подвиг ради всех обиженных и
оскорбленных. За внешней безалаберностью и шутовским балагурством
кроется удивительная способность чувствовать и понимать людей. Эта
роль для артистки – дорогой персонаж, поскольку здесь выпала редкая
возможность по актерски самовыразиться: и петь, и зажигательно
танцевать, одним словом, показать себя как истинно творческая
личность. Хочется верить, что эта роль не последняя, поскольку она,
по-хорошему "жадная" до работы, находится в постоянном поиске,
желает познать всё. Она всегда подтянута. Хорошо выглядеть –
обязанность её профессии, для неё не пустой лозунг. Её лицо будто
вылеплено самой судьбой именно для артистки, и оттого оно кажется
сегодня прекрасней, чем в молодости.
Я знаю, что Марии Ивановне присущи потрясающее жизнелюбие,
чувство огромной ответственности за свое дело, доброта, беззаветная
преданность близким, мужу, отсвет светлой памяти о котором до сих
пор незримо присутствует в ней. Потому-то она так многогранна как
актриса, как проникновенный исполнитель песен, наконец, как "Лучшая
бабушка 2003 года!" И еще она пишет стихи...
Как бы не складывалась ее актерская биография, она остается в
неделимом ядре трепетно любимого Саха театра. И глубоко справедливо,
что Мария Ивановна Варламова отметила свой юбилей в тот же год, что
и ее второй дом – театр. Я желаю ей крепкого здоровья, творческого
вдохновения еще на долгие годы и, конечно же, новых ролей.
А Государственному Академическому Саха драмтеатру имени П.
Ойунского хочется пожелать и далее волшебных возможностей удивляться
и удивлять, чтобы люди, обремененные собственными домашними сценами,
спектаклями из политической реальности, социальными трагифарсами и
региональными антрепризами все равно по вечерам спешили в этот Храм
искусства.