Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

 

ИЛИН

№ 1 (48) 2006

Историко-географический, культурологический журнал

Окно в Азию

КИТАЙ И ЯКУТИЯ: ГОРИЗОНТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА

Дмитрий Осипов. Иван Рожин: "Мне крупно повезло, что посчастливилось работать в Китае"

Госкинохранилищу – 10 лет

Владимир Магидов. Аудиовизуальное наследие Республики Саха (Якутия) в надежных руках

Юрий Заболев. Хранители истории республики

Зоя Рожина.
“В них отражена информация о республике...”

Иван Жараев.
О первых киносъемках в Якутии

Наш фирменный товарный знак

Иван Жараев.
Как создавалось Госкинохранилище

Галина Охлопкова. Нормативно-правовая база

Андрей Зайков. Необходимо сохранить для будущего живые свидетельства…

Ая Яковлева. Хранители кинолетописи республики

Любовь Лобанова. Анализируя каждый кадр

Вера Никифорова. Ценные и особо ценные кинодокументы

Василий Пестерев. Гаранты качества и сохранности

Петр Романов. История развития Музея кинематографии

И будет электронный музей кино

Марфа Борисова. Авторские работы Госкинохранилища

Мария Сивцева. Печатная продукция Госкинохранилища

Ая Яковлева. Популяризация материалов фонда в СМИ

Марина Григорьева, Петр Романов. Создание Республиканского архива воспоминаний якутян – участников, ветеранов Великой Отечественной войны

Любовь Лобанова. Ежегодный республиканский конкурс "КИНОЛЕТОПИСЬ ЯКУТИИ"

Иван Жараев. Киноэкспедиция в Нижнеколымский улус

Любовь Романова. Кинофестивали, Дни кино

Инна Юрганова.
Из опыта работы с аудиовизуальной документацией в Республике Саха (Якутия)

Валентина Самсонова. Свидетели истории республики

Степан Емельянов. Остановленная натура

Юрий Васильев – Дьаргыстай.
При поддержке друзей и коллег

Роберт Донской. Возможность увидеть прошлое

Надежда Маркова. “Решаем все проблемы сообща...”

Василий Пестерев. Работая на будущее

Непреходящее

Анатолий Савинов. Где жили туруханские якуты?

Лена Федорова.
Об Олонхо и Тибете – в Нью-Йорке...

Александра Варламова. "И смешна, и трогательна, и готова на подвиг …"

Олег Сидоров.
Сатери Мусалимос: "Величие России продлится настолько, насколько она будет верна своим корням"

Степан Емельянов

Остановленная натура

В кинематографе есть профессиональный термин "уходящая натура". Он означает, что надо успеть отснять на пленке переход времени из одного состояния в другое. К примеру, переход весны к лету или что-то в этом роде. Когда меня попросили написать статью по случаю десятилетия Государственного национального хранилища кинодокументов Республики Саха (Якутия), подумав, я решил её назвать "Остановленная натура" или "Визуальный век".

За всю историю человечества двадцатый век был полностью визуальным. Начиная примерно с середины девятнадцатого века, с появлением фотографии, человек обрел способность останавливать мгновение натуры. Остановленный фотографией миг со временем по желанию и вкусу человека начал складываться в любые повествовательные ряды, выстраиваться во всевозможные сюжетные перспективы. И когда остановленное, замороженное движение оказалось воссоздано в повествовательный ряд по законам человеческой логики, из фотографии родились "движущиеся картинки", появился кинематограф, новоизобретенная иллюзия жизни, ставшая зеркалом нашего уже истекшего столетия. Прошлая реальная жизнь канула безвозвратно, но все культурные нации хранят вот уже больше столетия все более или менее заметные события, отснятые на кино-фотодокументах в специальных хранилищах. В бывшем Советском Союзе, теперь в России, есть два огромных хранилища, одно для художественных кинофильмов, другое – для документальных. Одно под Москвой, в местности под поэтичным названием "Белые столбы", другое, если не ошибаюсь, в городе Красногорске. Из фондов двух этих хранилищ сегодня можно визуально прокрутить весь трагический двадцатый век, с его двумя мировыми войнами, его потерями и победами. Двадцатый век – полностью визуальный век за всю историю человечества.

До двадцатого века человечество узнавало свое дописьменное прошлое из смутных, не всегда понятных тайнописей, наскальных рисунков древних предков, чуть позже из рун или клинописей древней Месопотамии или древнего Египта. Потом, спустя тысячелетия, появилась современная письменность, которая начала фиксировать человеческую историю. Но это была история не визуальная, а зафиксированная в звуковых символах, поэтому мы можем только в воображении представить себе отдаленное прошлое нашей истории.

Еще сложнее и печальнее обстоит с исторической памятью народов, у которых нет письменности или письменность была утеряна, они оказались на обочине истории, как бы без роду, без племени. Человек нередко терял письменные памятники своей истории бесследно. Тому есть немало трагических примеров. Римский историк Тит Ливий написал историю "Древнего Рима" в 142 томах, до нас дошло всего 35.

В истории цивилизации было много потерь культурных ценностей, но, несмотря на все превратности судьбы, человек все-таки накопил огромную историческую память в письменных и материальных вещах, которые тысячелетиями собирались и концентрировались в хранилищах народов мира. Начиная с двадцатого века, эти памятники исторического развития земной цивилизации впервые пополнились визуальными памятниками – неоспоримыми свидетелями жизни планеты Земля.

Есть надежда, что наученный горьким опытом потерь и вооруженный современной технической и гуманитарной культурой, человек сохранит для своих будущих потомков визуальный мир предков. Может, через несколько сотен лет наши потомки будут с удивлением смотреть на неумелых и неуклюжих своих пращуров, живших в далеком двадцатом веке. К сожалению, мы, люди двадцатого века, не можем увидеть своих дальних предков, живших хотя бы полторы сотни лет тому назад.

Однако, благодаря пониманию и ответственности энтузиастов, ветеранов великого советского кинематографа, таких как Иван Жараев, Виссарион Томский и другие, в нашей республике появилось кинохранилище со своим штатом специалистов, которое вот уже на протяжении десяти лет собирает по крохам киноматериалы о нашей республике. Благодаря работе нашего кинохранилища, мы, люди конца двадцатого века, увидели всеми любимых и почитаемых А.И.Софронова и Исидора Барахова, запечатленных на кинокамере в 1926 году в г. Баку во время съезда тюркологов.

Спасибо руководству республики, которое с пониманием относится к этому большому и нужному делу и поддерживает идею наших энтузиастов. Теперь хранилище имеет несколько тысяч единиц хранения и скоро перейдет на цифровую технологию – весь двадцать первый век будет веком цифровой технологии, которая будет храниться вечно. Хотелось бы закончить свою статью предложением ко всем понимающим людям, особенно руководству республики, что любые хранилища документов, в том числе архивы кино- фотодокументов, должны иметь государственный статус не только по названию, но и по сути. Меня удивляет, почему наше кинохранилище входит в ведение Министерства культуры, а не в ведение правительства республики – как государственный архив? Это первое замечание. Второе, кинохранилище должно иметь специальное помещение и должно находиться в местах, где нет воздействия современной городской атмосферы. Если все эти пожелания будут учтены, можно надеяться, что вечность грядущим столетиям будет обеспечена, и обеспечена визуально.

Десять лет по сравнению с вечностью – это взмах ресниц, но людей, отдавших это время работе в хранилище, можно поздравить с маленькой круглой датой. Помните, за вашим трудом – визуальная вечность Якутии.


Степан Иннокентьевич Емельянов, заслуженный артист РС(Я). 

Hosted by uCoz