Термин аудиовизуальный – "воздействующий на органы зрения и
слуха" – получил широкое использование как дефиниция, охватывающая и
движущиеся изображения, и звуковые записи всех видов.
Аудиовизуальные документы составляют неотъемлемую часть
национального культурного достояния народов, входят в состав
Архивного фонда Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и
обеспечение их сохранности является одной из задач архивов.
Аудиовизуальное архивирование не имеет официальной даты
появления, оно выделилось из различных источников, в том числе под
эгидой широкого круга научных, общественных и других учреждений –
как естественное расширение спектра их деятельности и развивалось
параллельно с ростом популярности и доступности кино- и видео
артефактов. В конце XIX в. были предприняты первые попытки сбора
аудиовизуальных материалов с юрисдикцией учреждений по сбору
информации. В 1899 г. в Вене (Австрия) Академией общественных наук
был основан Архив программ, предназначенный для сбора
этнографических звукозаписей и явившийся первым официальным звуковым
архивом в мире, в Лондоне Британский музей предпринимал попытки
организации коллекции движущихся изображений в виде архива,
Библиотека Конгресса США решала проблемы бумажных отпечатков первых
кинопленок, а в Нидерландах в 1917г. был создан Центральный
киноархив. Пионеры профессии аудиовизуального архивиста заложили
отдельные концептуальные подходы, измененные и обогащенные
временем.1
Современное аудиовизуальное архивирование, как академическая
дисциплина, начало оформляться только в последние десятилетия ХХ в.,
когда появилась литература, включающая практическое руководство и
исследования, базирующиеся, в том числе, и на поддержке ЮНЕСКО,
рассматривающего его в качестве единой и отдельной специальности,2
попадающей под стандартные определения профессий сбора информации в
Программах, Рекомендациях и Соглашениях ЮНЕСКО, по защите и доступу
к документальному культурному наследию.3 С конца ХХ в. действуют
международные федерации и ассоциации аудиовизуальных архивистов,
представляющие собой многоуровневые форумы для сотрудничества.4
Обращаясь к проблемам изучения современного состояния кино- и
видеонаследия Якутии, с позиций архивиста необходимо заметить, что
это понятие многогранное и многостороннее, охватывающее все ценное и
значимое, связанное с историей республики, так как съемка, фиксируя
отдельные факты и события, является отражением исторического
прошлого и настоящего республики. Архивные источники
свидетельствуют, что первые сведения о кинематографе в Якутском крае
относятся к началу прошлого века и связаны с проведением
синематографических сеансов в здании Областного музея.5 Затем в
городе появляются кинематографы П.И.Никулина и В.П.Приютова. В июле
1915 г. на одном из заседаний Городской Думы рассматривался вопрос о
приобретении "за счет города кинематографа".6 Вопрос об "открытии
действия городского кинематографа" обсуждался 21 декабря 1915 г. на
комиссии "по делу о доставлении населению г. Якутска разумных
развлечений" при участии городского головы.7
Власть советов, претворяя в жизнь изречение своего вождя о том,
что "важнейшим из искусств является кино", всеми мерами
способствовала распространению кинематографа на территории Якутской
АССР, а учреждение в Якутске радио- и телестудии позволило создавать
свою аудиопродукцию, по мере накопления которой возникла потребность
её сбора, упорядочения и хранения.
Возникновение государственного хранилища кинодокументов в Якутии
неразрывно связано с именами старейшин кинематографии республики и
авторитетов в мире якутского кино И.С.Жараева и В.А.Томского, так
как во многом благодаря их усилиям и увлеченности своим делом
кинохранилище отмечает свой уже десятилетний юбилей. Тогда, в
середине 90-х гг., в сложной экономической ситуации вопрос о
создании подобного учреждения, требующего, кроме прочего, и
специального материально-технического оснащения, казался нереальным,
но инициатива ветеранов нашла поддержку и у Президента, и у
Правительства республики.
В 1996 г. было образовано Государственное национальное хранилище
кинодокументов о Республике Саха (Якутия).8 Руководство ГНХ
изначально определило приоритеты своей профессиональной
деятельности, одним из которых стало создание
нормативно-методической базы аудиовизуального архивирования в
Якутии. Аудиовизуальные документы являются объектом правового
регулирования в различных сферах общественной жизни и если уважение
к документам на традиционном носителе – бумаге воспитывалось веками,
то по отношению к аудиовизуальным материалам такие традиции
отсутствовали и зачастую кино- и видеосъемка вообще не
воспринималась как документ.
В современной России действуют девять правовых актов федерального
уровня, отражающих вопросы создания и хранения аудиовизуальной
документации. С 1997 г. вступил в силу Закон Республики Саха
(Якутия) "О кинематографии", затем были приняты Программы "Создание
и развитие Госкинохранилища 1997-2000 г.", "Внедрение международных
стандартов хранения и качества кинодокументов в РС(Я) на 2001-2005
г.", "Создание условий для духовного развития граждан РС(Я) на
2005-2010 г.", отражающие современные требования, предъявляемые к
кинодокументации. В 2005 г. подписан республиканский Закон "Об
аудиовизуальном наследии РС(Я)", не имеющий аналогов в Российской
Федерации. Уместно отметить, что опыт организационно – правовой
деятельности ГНХ во многом уникален, так как центры хранения
(архивы) специализированной документации имеются только в
общероссийском масштабе – Российский государственный архив
кинофотодокументов, Российский государственный архив фотодокументов,
а регионы, как правило, комплектуют кино-видео материалы в
ведомственных архивах телестудий, музеях и государственных архивах
(исключение составляет Республика Татарстан, где в 1999 г. был
образован самостоятельный архив аудиовизуальной документации).
Квалифицированную помощь по проблемам методического обеспечения и
координации вектора развития ГНХ оказывает Национальная Ассоциация
аудиовизуальных архивов России, деятельность которой направлена на
объединение архивных и других организаций, заинтересованных в
обеспечении сохранности этих документов и их эффективного
использования в интересах общества. Председатель Ассоциации, один из
основателей отечественного аудиовизуального архивирования
В.М.Магидов посетил Якутск в 2001 г. и с тех пор является постоянным
наставником и добрым ангелом коллектива кинохранилища.
Сегодня, в начале XXI в., Государственное национальное
кинохранилище выступает в качестве научно-исследовательского
учреждения культуры по киноведению, фильмографии республиканского
значения. В 2002 г. оно было передано в ведение Министерства
культуры РС(Я). Сотрудниками ГНХ проведена большая работа по
собиранию и популяризации кинонаследия Якутии, в его фондах собраны
кинодокументы, созданные на протяжении восьмидесяти лет различными
киностудиями и авторами, составляющие свыше 4 тыс. ед.хр., в том
числе уникальных и особо ценных, как, например, киносюжет 1926 г. о
съезде советских тюркологов в г.Баку, позволяющий увидеть лица
И.Барахова, А.Софронова и Иванова-Кюндэ. Большинство фильмов о
Якутии, произведенных за её пределами, благодаря поисковой работе
сотрудников ГНХ, стало собственностью республики. Работа по отбору и
приёму документов на постоянное хранение имеет несколько направлений
и основана на творческих началах и плодотворном сотрудничестве.
Кинохранилище является организатором ежегодного республиканского
конкурса "Кинолетопись Якутии", престижность участия в котором
постоянно возрастает, предоставляя возможность выявления имен новых
талантливых режиссеров и операторов. Помимо этого, проводится
инициативное архивирование для создания киновидеолетописи
республики, работа с держателями личных коллекций и
организационно-разъяснительная работа в средствах массовой
информации по вопросам приема кино- и видеопродукции. Сотрудники ГНХ
целенаправленно участвуют в формировании современного фонда
кинолетописи Якутии, организуя и проводя съемки всех значительных
событий политической, общественной и культурной жизни города и
республики. В хранилище создана постоянно действующая экспертная
комиссия, оценивающая историческую значимость документов.
Важное значение для полноценной работы ГНХ имеет качественный
уровень научно-справочного аппарата, совершенствование которого
носит постоянный характер, что в итоге должно позволить
оптимизировать учетную и поисковую систему для популяризации
документального массива и введения его в научный оборот. За 1996 –
2006 гг. издано шесть каталогов документов ГНХ, опубликованы книги и
сборники документов по истории кинематографии Якутии и ежегодно
увеличивается количество обращений – запросов к кино- и видеофондам.
В 2001 г. при хранилище был создан Музей кинематографии Якутии.
За десятилетний период приобретено необходимое оборудование, так
как любой киноархив – это, прежде всего, научно-техническая база:
дорогостоящее оборудование, требующее постоянного обновления и
пополнения. Технические возможности хранилища не совершенны и,
конечно, есть ещё значительное количество новинок, о которых
приходится только мечтать, но в ГНХ созданы достаточные условия для
качественного хранения и использования кинодокументов.
Юбилей – это время подводить итоги и обобщать накопленный опыт,
уникальный в отношении хранилища кинодокументов, все достижения и
успехи, все удачи и взлеты которого – итог деятельности небольшого
коллектива единомышленников – сотрудников ГНХ. Творческий потенциал
их огромен – идеи, замыслы, проекты, они всегда в движении, всегда в
поиске. Экспедиции, съёмки, издательская деятельность – это лишь
некоторые из видов профессиональной деятельности "киношников". Их
увлеченность и преданность позволила Государственному национальному
хранилищу кинодокументов о РС(Я) за небольшой десятилетний отрезок
времени занять свою достойную нишу в ретроспективном информационном
пространстве республики.
Пройдут годы и когда-нибудь далекий потомок, вглядываясь в кадры
старой кассеты, вспомнит о тех, чьими руками и теплом души была
сохранена память о нашей республике, о нас…
Литература и источники
1. Эдмонсон Р.
Аудиовизуальное архивирование: философия и принципы. – Париж:
ЮНЕСКО, 2004. – С.2-6.
2. Там же. – С.7.
3. Например,
"Рекомендации по охране и сохранению движущихся изображений" (1980);
"Соглашения по охране неосязаемого культурного наследия" (2003);
Память Мира: Общие рекомендации по охране документального наследия"
(2002) и др.
4. Эдмонсон Р.
Аудиовизуальное архивирование…- С.15 -16.
5. Документы
кинематографии Якутии (из фондов Национального архива Республики
Саха (Якутия)/ авт. – сост. И.С.Жараев. – Якутск, 2005. – С.6 – 15.
6. Национальный архив
Республики Саха (Якутия) (далее НА РС(Я). Ф.165. Оп.1.Д.3232.
Л.53-53(об.).
7. Там же. Л.66.
8. Далее – ГНХ.
Инна Игоревна Юрганова, к.и.н., зам. директора
Национального архива РС(Я).