Сивцева М.Г. |
Жараев И.С., Сивцева М.Г. |
Томский В.А. |
Появление
кинематографа в Якутии в начале ХХ в. стало играть важную роль в
просвещении масс, воспитании зрителей, кино становится и театром, и
книгой. Как выразился В.И. Ленин: "Из всех искусств важнейшим для
нас является кино…". Именно через кинематограф не умеющее читать и
писать, не знающее русский и другие языки население впервые
приобщилось к мировой, русской культуре, ознакомилось с жизнью и
бытом других стран. В этом состоит огромный вклад и общественное
значение работы первых киномехаников и последующих поколений
киноработников. С целью воздать должное кинематографу Якутии и его
служителям, сохранить и воссоздать историческое наследие работников
кино, был организован Музей кинематографии в Якутии.
Первое предложение о создании Народного музея кинематографии РС(Я)
было отражено в Программе создания Госкинохранилища, разработанной
И.С.Жараевым и утвержденной постановлением Правительства РС(Я) от 10
апреля 1996 г. № 157 "О создании Государственного национального
хранилища кинодокументов о Якутии Управления кинофикации и
киновидеопроката Министерства культуры Республики Саха (Якутия)".
Впоследствии пункт о создании Музея кинематографии народов РС(Я)
включен в Положение Госкинохранилища (п.4.15), разработанное
В.В.Пестеревым и В.А.Томским и утвержденное постановлением
Правительства РС(Я) от 5 декабря 1997 г. № 333 "Вопросы
Государственного национального хранилища кинодокументов о Якутии".
Для организации Музея было заключено соглашение между
Государственным национальным хранилищем кинодокументов о Республике
Саха (Якутия), Государственным фондом кинофильмов РС(Я), фирмой "Сахакинотехника",
Союзом кинематографистов РС(Я), Организацией ветеранов кино РС(Я) от
14.01.1999 г. Договор был открыт для вступления в него с согласия
первых создателей Музея заинтересованных организаций и предприятий.
На начальном этапе становления разрабатывалась концепция и
тематическая структура музея, над которой скрупулезно работал
идейный вдохновитель и талантливый организатор кинообслуживания
населения республики Жараев Иван Спиридонович, являвшийся вначале
(на общественных началах) директором Народного музея кинематографии.
Он писал: "Будущий музей и его идейно-художественный замысел должен
опираться на четыре основных объекта кинематографии: производство
фильмов, их прокат, кинообслуживание и человека. Все они внутренне
взаимосвязаны, взаимозависимы. Весьма условно схема экспозиции
сводится к следующему: кинематограф и человек, человек и
кинематограф. Кинематограф без зрителей не бывает, в то же время без
создателей, без прокатчиков, без показчиков кинематограф не
существует. Тенденция их отношений должна быть определяющей сутью и
содержанием экспозиционной работы Музея".
В
1998-1999 гг. сотрудниками Госкинохранилища разрабатывалась научная
концепция и тематико-экспозиционный план Музея кинематографии, был
начат сбор экспонатов. Определились основные цели:
- сохранить для будущих поколений историю развития
кинематографии в Якутии;
- воссоздать историческое наследие кинематографистов Якутии;
- собрать в единый центр экспонаты, связанные с развитием кино
в республике и ввести их в государственный фонд музеев, дать
возможность посетителям ознакомиться с богатейшим фактическим
материалом истории кинематографии Якутии.
Тематическая структура музея по первоначально разработанной
программе должна была состоять из девяти разделов (тем):
- первые шаги кино в Якутии (1911-1917 гг.);
- создание самостоятельной государственной отрасли культуры в
республике и ее развитие (1928-1957 гг.), распространение
звукового кино, кино до и в период Великой Отечественной войны
1941-1945 гг. и в годы восстановления народного хозяйства;
- внедрение новых видов кинематографа и использование его в
работе среди населения (1957-1985 гг.);
- кино в годы перестройки и реформ (1985 г. – настоящее
время);
- кинематографисты – бесценное богатство кино Якутии;
- будущее кинематографа в Якутии;
- кинематограф в литературе и искусстве Якутии;
- создание Музея кинематографии с "Домашним кинотеатром" и
залом для просмотра фильмов;
- в отличие от других Музей кинематографии в своей работе
должен широко использовать различные технические средства (кино,
видео, голографию, фото, лазерную запись и т.д.).
Обозначались основные направления деятельности Музея:
- сбор, создание и обновление фонда и экспозиции;
- культурно-просветительская деятельность;
- научно-исследовательская деятельность;
- издательское дело;
- некоммерческая и финансово-хозяйственная деятельность.
Это было только начало, впереди было еще много работы, идей,
видоизменений и различных дополнений. На первоначальный этап
формирования музея ушли годы, за это время было просмотрено и
изучено множество специальной литературы, получено немало
консультаций от специалистов музейного и архивного дела по
организации и созданию такого типа музеев. Это было время
приобретения профессионального опыта. По всей республике начался
активный сбор сохранившейся кинопроекционной аппаратуры,
оборудования и документальных материалов по истории экранного
искусства Якутии. 10 апреля 2001 г. в День пятилетия
Госкинохранилища в фойе Театра юмора и сатиры была развернута первая
выставка из собранных к тому времени экспонатов Музея
кинематографии.
1 августа 2001 г. за № 06/48 был издан приказ о создании Музея
кинематографии Государственного национального хранилища
кинодокументов о Республике Саха (Якутия) (сокращенно "Музей кино").
Было окончательно разработано Положение Музея. Положение
рассматривает музей как научное, просветительское, учебное и
сохраняющее, восстанавливающее наследие кинематографистов Якутии
учреждение. Директором Музея кино была назначена Сивцева Мария
Гаврильевна, которая активно взялась за работу по сбору и
комплектованию экспонатов. Планомерно началась пропагандистская,
рекламная работа среди работников кино и населения, комплектование
личных архивов работников кино, кропотливая работа с фотофондами,
издание воспоминаний ветеранов кинематографии, воссоздание
письменного и изобразительного наследия из Государственных архивных
фондов. Но основной проблемой для надлежащей работы музея до сих пор
остается отсутствие постоянного экспозиционного помещения, по
причине которого фонды Музея скрыты от широких масс.
В октябре 2005 г. Музей кинематографии присоединили к вновь
создавшемуся Историко – издательскому отделу Госкинохранилища.
Надо отметить, что на сегодня ни один музей в республике не
располагает музейными коллекциями и музейными предметами,
отражающими процесс становления и развития кино в Якутии. Наш музей
необходим для будущих поколений, чтобы воссоздать пройденный
исторический этап возникновения, становления кино в республике. Его
необходимость диктуется самим временем.