Основными
функциями Государственного национального хранилища кинодокументов о
РС(Я) являются выявление и учет особо ценных кинодокументов, а также
организация, создание, хранение и учет страхового фонда копий этих
кинодокументов. Отнесение кинодокументов к категории особо ценных
устанавливается постоянно действующей экспертной комиссией. Ценность
определяется в соответствии с общими и специфическими критериями. В
фондах Госкинохранилища по итогам 2004 года хранится 2035 особо
ценных и 871 ценный кинодокумент.
Особо ценный документ – это документ, имеющий для государства
непреходящее значение и незаменимый при утрате. Кратко остановимся
на истории некоторых киносъемок, которые признаны особо ценными
кинодокументами фонда Госкинохранилища.
Первой
крупной экспедицией советских кинематографистов в Якутию была
киносъемочная группа "Востоккино", прибывшая на Лену в 1931 году. Из
снятых материалов экспедиции "Востоккино" в фондах Госкинохранилища
можно найти такие фильмы, как "На берегах Алдана", "Пионерия",
"Победитель льдов", "В Советской Арктике", "Алдан механизируется".
Экспедиция "Востоккино" в Якутии была первой серьезной попыткой
поведать широкой аудитории о том, как живут люди в далекой северной
республике.
В
1937 году в Якутске открылся объединенный кинокорреспондентский
пункт Всесоюзного треста "Союзкинохроника" и Иркутской студии
кинохроники. В первый кинокорреспондентский пункт были командированы
кинооператоры К.И. Широнин и Н.Н. Чикляев. К.И. Широнин совместно с
Е.А. Хахановой сняли короткометражный фильм о Великом Северном
морском пути, фильм выпустили под названием "Бухта Тикси". В фильме
отражены характерные черты политического и духовного подъема
якутского народа. Сохранившиеся кадры этих съемок являются одним из
драгоценных фильмотечных материалов фонда.
В
1948 году Иркутской студией кинохроники был выпущен полнометражный
фильм "Советская Якутия". Выпуск его имел огромное культурное и
пропагандистское значение. Зритель с интересом встретил фильм о
Якутии. Полнометражный фильм "Советская Якутия", созданный в трудные
послевоенные годы, для иркутских кинематографистов был серьезным
творческим испытанием. В 1952 году вышел новый выпуск серии
"Советская Якутия".
К концу 50-х годов на карте республики появились новые поселки,
рудники, шахты. Возникла алмазодобывающая промышленность. Постановка
нового фильма о Якутии была поручена Иркутской киностудии. В начале
декабря 1958 года вышел фильм под названием "Повесть о Земле
Якутской".
В
60-70-х годах выпуск фильмов на якутскую тематику расширяется,
повышается техническое и творческое качество производства
кинохроники в целом. Все достижения республики отражены
кинематографистами страны на многочисленных лентах. Коллективом
Восточно-Сибирской студии кинохроники создавались по одному и более
фильмов и специальных выпусков в год. Начиная с 60-х годов,
творческий коллектив студии пополнился молодыми выпускниками ВГИКа,
которые стремились и желали привнести в работу новый творческий
подход и свои свежие постановочные решения. Одним из ярких
выпускников кинооператорского факультета ВГИКа тех лет является
первый якутский профессиональный кинооператор – Никандр Егорович
Саввинов. Он работал кинокорреспондентом Восточно-Сибирской студии
кинохроники по Якутской АССР, участвовал в создании многих лент. Из
этого потока кинолент можно выделить фильмы, которые вошли в
категорию особо ценных кинодокументов Госкинохранилища: "Соната"
(1965), "Якутия. Март" "Искусство страны Олонхо" (1967), "Мы из
Чурапчи" (1970), "Кэпсе, Якутия" (1972), "Задача" (1973).
В
1999 г. кандидат филологических наук, доцент ЯГУ, тюрколог Васильев
Юрий Иванович сдал на государственное хранение уникальные кадры I
тюркологического съезда в Баку (1926 год), где в работе съезда
принимала участие делегация из Якутии. В кадрах этого фильма мы
увидели выдающихся сыновей Якутии: государственного и политического
деятеля Исидора Никифоровича Барахова, одного из основоположников
якутской литературы Анемподиста Ивановича Софронова (Алампа),
известного писателя Алексея Андреевича Иванова (Кундэ).
Многие
студии зарубежных стран проявляют большой интерес к развитию нашей
республики. Понятно желание зарубежных кинематографистов поведать
зрителю о далекой Якутии. Хочется выделить несколько ценных
кинодокументов, сданных на хранение зарубежными кинематографистами:
фильмы Мартина Ришавы "Сибирь – душа в музее" (Чехия, 2001), "Афонька
уже не хочет пасти оленей" (2004 г.), Матце Бунгерса "Река Лена.
Кровь и бриллианты" (Германия, 2001), Лео Тадагавы "Самоучитель игры
на якутском хомусе вместе с Иваном Алексеевым и Спиридоном Шишигиным
в Японии" (Япония, 1993).
Работа по выявлению особо ценных кинодокументов продолжается. В
данное время специалистами Госкинохранилища ведется скрупулезная
работа по поиску кинодокументов, касающихся истории нашей
республики. Наша задача – бережно сохранить и донести до зрителя
поистине золотые кадры, в них запечатлены наша жизнь, наша история.