Илин № 5 '2007


Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Нажмите, чтобы увеличить

 

ИЛИН

№ 5 (48) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Образы Якутии

Ысыах. Олонхо. Золотые купола. Лена-Река. Ленские столбы. Национальная культура. Кухня

Владимир ВОЛКОВ
Пища богов

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства

Айсен ДОЙДУ
«Поэма о старом Якутске, или письмо американскому другу»
(отрывок из стихотворения)

Михаилу Николаеву – 70

«Выбираю свободу и человека»

Вячеслав ШТЫРОВ
Руководитель общероссийского масштаба

Михаил НИКОЛАЕВ
Власть и доверие

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства
Якуты. Вид на Лене. Цветная литография

Николай САМСОНОВ
Истоки

Карта «Сибирь в XVII веке»

Николай КРАДИН
«Отличался художественной стороной своего искусства…»
Архитектор Гавриил Никитин. Неизвестные страницы жизни

Елена БАИШЕВА
«Истории не нужны эмоции…»

Майя СЕМИНА
Одна музейная история

Святителю Иннокентию – 210 лет
Американская и Русская церкви почтят память святителя Иннокентия

Апостол Сибири и Америки

Епископ Якутский и Ленский Зосима
Служение святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутском крае

И.П. БАРСУКОВ
Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам Репринтное издание. Отрывок

К 110-летию М.К.Аммосова

Байболот АБЫТОВ
Человек с большой буквы, огромного мужества…

Ольга БАШАРИНА
«Не объекты покорения, угнетения, эксплуатации, а равноправные субъекты…»

Артем ЕФРЕМОВ, Александр ПЕТРОВ
Его идеи опережали время…

Сергей ПАПКОВ, Владимир СЕРГИЕНКО, Анастасия ТЕМНИКОВА, Марианна ФАЛИКОВА
Древо с могучими корнями
(памяти Дмитрия Орестовича Тизенгаузена)

Анна СИРИНА
«Скоро будет два года, как мы занимаемся экспедиционными работами…»
Неизвестные письма В.И. Иохельсона и В.Г. Богораза из Сибирской (Якутской) экспедиции

К Международному полярному году

Иван НЕГЕНБЛЯ
Дрейф в негостеприимной Арктике

Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ
Соловки

Николай ЛУГИНОВ
ПОКОРЕНИЕ НЕПОКОРНЫХ
Отрывок из романа

Нюргуяна ИЛЛАРИОНОВА
Душевная жажда. Некоторые мысли о драматургии Ивана Иннокентьева

Николай КРАДИН

«Отличался художественной стороной своего искусства…»

Архитектор Гавриил Никитин.
Неизвестные страницы биографии.

В истории архитектуры восточных регионов России до сих пор еще остается много неизвестного. Часто, занимаясь изучением памятников зодчества в разных городах, мы сталкиваемся с отсутствием сведений об их строительстве, не можем найти имена авторов и строителей, первоначальные проекты. Исчезают, разрушаются многие памятники, и все меньше и меньше остается возможностей заполнить белые страницы истории сибирской, забайкальской и дальневосточной архитектуры. Особое и, пожалуй, самое важное место при восполнении пробелов этой истории – творческая деятельность первых зодчих, работавших в регионе с середины XIX века. И особенно важными для нас являются сведения о деятельности архитекторов на восточных окраинах России. Как правило, сведения об их деятельности настолько скупы и отрывочны, что трудно порой не только составить творческий портрет архитектора, но и выявить доподлинно известные постройки, принадлежащие его авторству.

Среди таких малоизвестных архитекторов особое место занимает Гавриил Власьевич Никитин, автор интересных строений, сохранившихся на Кубани, в Якутии и Забайкалье. Первые сведения о нем мне стали известны еще в 1975 году, а совсем недавно удалось побывать на родине архитектора – Краснодаре, куда я отправился в надежде отыскать недостающие сведения о нем. К сожалению, сведений о Никитине в местном архиве не сохранилось, потому что многие архивные материалы погибли во время Великой Отечественной войны. Зато удалось сфотографировать сохранившийся дом архитектора, который он построил для себя, а также еще один великолепный особняк, авторство которого также приписывают Никитину. Таким образом, на протяжении вот уже более 30 лет, буквально по крупицам, собиралась информация о творческой биографии этого незаурядного русского архитектора. Работая в архивах Москвы и Петербурга, Якутска и Читы, мне удалось собрать сведения, позволяющие хотя бы в общих чертах обрисовать его творческий путь и показать архитектурное наследие.

Сын урядника Кубанского казачьего войска Г.В. Никитин родился в 1864 г. Имея способности к изобразительному искусству, поступил на архитектурное отделение Императорской Академии художеств, которую окончил в 1889 г., получив звание классного художника архитектуры III степени. В последние два года обучения за свои проекты получил несколько серебряных медалей. Поскольку обучался он на стипендию от Кубанского областного правления, то и прикомандирован был для работы в это правление – «для практических занятий в делопроизводстве по строительной части»1. После трех лет работы в областном правлении подал прошение об увольнении в связи с переходом на должность архитектора города Ейска Кубанской области (избран городской думой в марте 1892 г.). Через некоторое время Наказной атаман Кубанского казачьего войска обратился в вышестоящие инстанции с просьбой о зачислении Никитина на государственную службу. Однако, поскольку «архитекторы, служащие по городскому общественному управлению, правами государственной службы пользоваться не должны, поэтому ходатайство исполняющего делами начальника Кубанской области о зачислении на государственную службу архитектора г. Ейска, коллежского регистратора Никитина удовлетворению не подлежит»2, – таков был ответ.

Понимая, что данное обстоятельство лишает его некоторых льгот и привилегий, которые полагались находящимся на государственной службе, Никитин подал прошение об отставке и в 1895 г. вернулся в Екатеринодар. В следующем году Никитин подал прошение о назначении его на вакантную должность областного архитектора Приамурской области. В своем прошении архитектор, в частности, отметил, что «…состоял три года Ейским городским архитектором, три года исполнял должность областного архитектора Кубанской области, а в настоящее время в гор. Екатеринодаре произвожу постройку двух больших общественных (клуб и гостиницу) и несколько частных сооружений, а в станице – одного кирпичного собора на сумму 140 тысяч. В течение семилетней практики выстроил 4 больших церкви, 8 общественных сооружений на сумму каждая от 30 до 300 тысяч и несколько частных зданий, зернохранилищ и школ. Могу, в случае надобности, прислать аттестат от Ейской городской управы и от начальника строительного отделения»3. С сожалением следует отметить, что архитектор при перечислении работ не привел ни одного конкретного названия своих построек, ни их адресов. Можно лишь предположить, что в это же время он построил в Екатеринодаре и собственный доходный дом на углу улиц Почтовой и Борзиковской. Именно в данный период, судя по исследованиям краснодарских краеведов, Никитин получил здесь участок земли4. Построенный им дом сохранился до настоящего времени, но имеет значительные утраты.

В сентябре 1896 г. Г.В. Никитин был назначен на вакантную должность областного архитектора Якутского областного правления. Расположенный в северном крае, далеко от центральных российских городов, Якутск испытывал потребность в опытном специалисте, знающем все тонкости не только архитектуры, но и дорожного строительства. Никитин же, окончивший Академию художеств, прекрасно рисовал, выполнял быстро проекты, однако часто пренебрегал вопросами технического плана. На этой почве у него часто происходили столкновения с начальством. Вот такую характеристику Никитину дал, например, Иркутский генерал-губернатор в своем письме на имя министра внутренних дел в январе 1900 г.: «В 1896 году на должность Якутского областного архитектора был назначен классный художник архитектуры Никитин. Из первых же его работ, присланных областным управлением на рассмотрение состоящего при мне Управления строительной и дорожной частями, обнаружилась малоопытность архитектора Никитина для самостоятельной строительной деятельности. Почему почти все поступавшие проекты и сметы были или возвращены в Якутск для дополнения и исправления, согласно делаемых замечаний, или, если было возможно, переделывались в управлении. Свою неподготовленность, при старательности и добросовестном отношении к делу, архитектор Никитин мог бы со временем заполнить, если бы в дальнейшей своей деятельности он следовал указаниям Управления…»5.

Под давлением начальства Никитин вынужден был написать прошение об отставке. Следует заметить, что с 1898 г. он исполнял еще и обязанности городского архитектора в Якутске, получая за это в год 720 рублей. В Якутске им были выстроены великолепный по архитектуре собственный особняк, губернаторский дом, несколько купеческих торговых лавок для Кушнаревых, Захарова, а также жилых домов для якутских обывателей. До недавнего времени сохранялся построенный им дом с торговыми лавками для И.З. Березкина. В республиканском архиве в Якутске имеются довольно подробные сведения о деятельности Никитина, в том числе и проекты жилых домов, разработанные им в период пребывания в этом городе6.


Дом городского головы Хлыновского в Чите. Арх. Г.В. Никитин. Фото с открытки.


Здание Учительской семинарии в Чите. Арх. Г.В. Никитин. Фото с открытки.


Гостиница «Даурия» в Чите. Арх. Г.В. Никитин. Фото с открытки.


Здание 1-й Читинской женской гимназии. Арх. Г.В. Никитин. Фото с открытки.

Следующий этап деятельности Г.В. Никитина связан с Забайкальем и развитием в русской архитектуре нового стиля модерна. Назначенный в конце 1900 г. на должность архитектора Нерчинской каторги, уже в апреле следующего года Никитин был «прикомандирован для занятия к строительному отделению Забайкальского областного правления и назначен производителем работ по постройке зданий учительской семинарии и областного правления»7. Предполагая, что в Чите, где имелось много частных заказов, следует остаться на более длительное время, он развернул здесь свою деятельность, занимаясь не только вышеназванными постройками, но и выполнением других работ, вне своих прямых обязанностей. С осени 1901 г. даже стал преподавать (по найму) в учительской семинарии рисование, черчение и чистописание. И здесь, как и в Якутске, при выполнении проектных и строительных работ Никитин «больше отличался художественной стороной своего искусства, но вместе с тем обнаружил недостаточную способность приноравливаться к местным климатическим и другим условиям»8.

Пребывание Никитина в читинской командировке затянулось, он даже подал прошение о зачислении в штат преподавателей семинарии на постоянную работу. Между тем присутствие его «в месте его службы на Нерчинской каторге, где остаются почти без всякого технического надзора здания тюрем…, признается необходимым», – отмечал в своем докладе областной инженер А. Просянников, рекомендовавший прошение архитектора отклонить. По этой причине в январе 1903 г. его отстранили от обязанностей производителя работ по постройке зданий областного правления и учительской семинарии и предложили вернуться в Нерчинский завод. В ответ на это Никитин подал прошение об увольнении от должности и службы по тюремному ведомству – служба в удаленном от областной Читы поселке его не прельщала. Прошение его было удовлетворено соответствующим приказом от 25 апреля 1903 г.

Оставшись в Чите, Г.В. Никитин продолжал выполнять частные заказы, а постоянным местом его работы стала учительская семинария, в штат которой он был принят. Видимо, приняв все-таки решение надолго остаться в Чите, он приступил к строительству собственного каменного дома, сохранившегося до настоящего времени. Из недавно найденных в архиве документов следует, что построен его дом был в 1903 г. В своем заявлении в городскую управу 25.01.1903 г. Никитин писал: «Прилагая при сем проект каменного двухэтажного дома, предполагаемого к сооружению на плановом участке, уступленном городской думой в мою собственность, честь имею покорнейше просить городскую управу утвердить таковой и подлинный выдать мне»9.

Сохранившийся в архиве проект (в копии), старые и современные фотографии позволяют судить не только о стилистике особняка, но и обо всех изменениях и утратах, постигших его в более позднее время. Важно отметить, что провинциальный архитектор уже в начале 1900-х годов стремится не отставать от архитектурной моды – нового стиля модерн, появившегося в конце XIX в. в Европе, а затем и в столичных российских городах. Особенно ярко стремление к модерну у Никитина проявилось в другой его читинской постройке – гостинице «Даурия». К сожалению, в более позднее время здание было капитально перестроено и от прежней стилистики не осталось и следа. Вместе с тем сохранившиеся старые открытки позволяют судить о презентабельности здания и достаточно высоком художественном вкусе его автора. Анализ построек, выполненных Никитиным в Чите, позволяет сделать вывод о том, что он довольно свободно оперировал архитектурными формами и прекрасно разбирался в особенностях исторических стилей. Архитектура учебных заведений у него более строгая, классицистическая (здание 1-й Читинской женской гимназии), а зданий доходных домов, частных особняков ближе к модерну или русскому стилю. Примечательно, что многие его постройки фигурируют на старинных открытках с видами Читы. Это здания учительской семинарии и 1-й Читинской женской гимназии, доходные дома Хлыновского, Игнатьева и др.


Дом купца Рубежанского В.К. в Краснодаре. Арх. Г.В. Никитин (?). 1906 г.
Общий вид, фрагмент декора главного фасада. Фото Н.П. Крадина. 2005 г.

Летом 1906 г. Никитин уехал в отпуск к себе на родину в Екатеринодар, и в Забайкалье больше не вернулся. В характеристике, которую ему дал директор семинарии, отмечалось: «В нравственном отношении Никитин никаких резко отрицательных качеств не проявил, за исключением излишней подчас резкости, горячности и вспыльчивости, каковые черты характера, будучи отражением сангвистического темперамента его, мешали ему приобретать в окружающих его истинную привязанность и расположение»10.

Видимо, непосредственно перед отъездом Никитин разработал проект синагоги для города Читы. В конце августа 1906 г., уже после отъезда архитектора, проект этот был рассмотрен в строительном отделении, а гражданский инженер Г. Шплет сделал по нему следующее заключение: «В проекте на постройку каменной синагоги в Чите поражает своей неустойчивостью конструкция основания купола и 4-х поддерживающих его каменных стен с арками, состоящая только из 4 тонких каменных столбов, причем не видно никакого устройства для уничтожения распора арок в стенах под куполом, так как в проекте хотя и показаны железные скрепления, но они поставлены слишком высоко и значения для устранения распора не имеют, поэтому проект синагоги для утверждения требует перепроектировки с расчетом устойчивости арок и столбов»11.

Переделка проекта была поручена гражданскому инженеру Я. Родюкову, который, используя фасады, разработанные Никитиным, изменил конструктивные параметры в соответствии с заключением и рекомендациями эксперта. На подлинном чертеже Родюков оставил следующую надпись: «Фасад заимствован с проекта архитектора Никитина»12. В последующие годы здание синагоги было построено. Оно сохранилось до настоящего времени, но с утратами и уже более полувека используется не по своему прямому назначению. Кроме уже названных построек Г.В. Никитина, в Чите по его проектам были сооружены доходный дом Короткова, ликероводочный завод и целый ряд жилых домов для читинских обывателей. В Читинском областном госархиве сохранился выполненный им проект кирпичного здания скотобойни, а также чертежи-рисунки иконостаса для войскового собора в Чите13. Наверняка имеются в этом богатом архиве и другие, еще не выявленные проекты построек Г.В. Никитина в Забайкалье.

Пребывая некоторое время в Екатеринодаре (с 1906 г.), Г.В. Никитин продолжал свою деятельность путем выполнения частных заказов. К этому времени относится возведение (предположительно по его проекту) дома известного в городе купца В.К. Рубежанского на ул. Борзиковской, 6 (ныне Коммунаров), недалеко от собственного дома архитектора. Особняк этот прекрасно сохранился и по праву внесен в реестр памятников архитектуры, подлежащих государственной охране. Архитектура его отличается выразительной объемно-пространственной композицией и богатым декоративным решением фасадов в псевдобарочном духе, вполне в стиле читинских построек Никитина. В принципе, дом этот отвечает духу модерна по своей композиции, но насыщен декором с привнесением деталей и приемов из исторических стилей.

Такая, видимо, натура была у Никитина, что не мог он долго оставаться на одном месте, любил путешествовать по России. Из Екатеринодара он перебирается в Петербург, чтобы быть поближе к Министерству внутренних дел, куда подал прошение о назначении на службу по этому ведомству. Затем обосновался в Царском Селе, остановившись на даче своего знакомого Танышева. Наконец, в апреле 1910 г. его назначают на должность младшего архитектора строительного отделения Бессарабского губернского правления. В Кишиневе он проработал всего три года и уже в июне 1913 г. подал следующее прошение о назначении на новое место службы: «По сложившимся семейным обстоятельствам продолжать службу младшего архитектора строительного отделения Бессарабского губернского отделения я не могу, а потому осмеливаюсь покорнейше просить Ваше превосходительство перевести меня в другую губернию, если возможно, на должность губернского архитектора, где окажется свободная вакансия в Европейской России или на окраинах»14.


Здание синагоги в Чите. Арх. Г.В. Никитин, Я. Родюков. Проект главного фасада. 1906 г.

В начале марта 1914 г. Никитина назначают областным архитектором Тургайского областного правления, и он отправился со своей семьей в Оренбург. Однако и здесь ему не понравилось – слишком дорогой оказалась жизнь в этом крае. Уже в апреле 1915 г. он шлет в Петербург очередное свое прошение об отставке, мотивируя его тем, «…что при существующей в Оренбурге дороговизне жизни, незначительном жаловании, 100 рублей в месяц, отсутствии в области частных работ, трудно проживать семейному, я почтительно прошу комитет перевести меня на соответствующую вакантную должность на окраинах Сибири (Камчатской, Приморской и др. областей) или Закавказского края, или губернским архитектором Олонецкой губернии, дабы возможно было использовать две пятилетки своей службы в отдаленных местностях империи». Спустя полгода, в сентябре 1915 г. Никитин был назначен, как и просил, областным архитектором в Олонецкую губернию15. Сколько времени он проработал в Карелии, выяснить пока не удалось.

К сожалению, не найдено еще сведений и о том, что конкретно было сделано архитектором за это предреволюционное семилетие в Кишиневе, Оренбурге и в Карелии. Анализ исследованных архивных материалов показывает, что в 1914 г. Никитин разработал проект и смету на строительство однокомплектной церковно-приходской школы16, а в 1915 г. – проект Арейской второклассной школы в Енисейской епархии17. В 1916 г. им был выполнен проект двухкомплектной церковно-приходской школы18, а в следующем году проект здания Красноярской второклассной школы19. По всей вероятности, ожидая в Петербурге свои новые назначения, он подрабатывал, беря заказы в Техническо-строительном комитете МВД и выполняя типовые проекты небольших школ.

Много остается еще белых пятен в биографии Г.В. Никитина и после 1917 года. У одного из внуков архитектора сохранилась фотография деда (см. ил.1) с надписью: «Своему дорогому внуку от любящего неугомонного старичка-деда», датированная 2 апреля 1930 г. На фотографии указан и адрес – Сталинабад, Таджикская ССР. Видимо, в это время Никитин жил и работал там. В своем письме читинскому краеведу Г.А. Жеребцову внук Гавриила Власьевича (Сидорович Виктор Андреевич, сын дочери Никитина20) сообщил, что в 1930-е годы Г.В. Никитин жил в Анапе, куда они часто приезжали к нему на лето. Война застала архитектора там же, он пережил военные события и в 1946 г. случайно подорвался на мине. Так на 82-м году закончилась жизнь этого интересного человека, архитектора, оставившего после себя постройки во многих городах России, в том числе и на ее восточных окраинах.

Данный опыт исследования показывает, насколько трудно сегодня выявлять сведения и искать материалы, связанные с творчеством таких личностей, как Г.В. Никитин, работавших во многих, часто удаленных друг от друга на большие расстояния, городах. Разрозненные сведения приходится собирать буквально по крупицам, но тем радостнее результат. Ведь из отдельных, фрагментарных сведений начинает постепенно складываться картина и открывается личность, пусть не такая цельная, какой ты ее себе представлял в воображении, но интересная своими противоречиями и неординарными поступками.


Дом Г.В. Никитина в Краснодаре. Фото Н.П. Крадина. 2005 г.


Дом Г.В. Никитина в Якутске. Фото из Якутского республиканского музея.


Николай КРАДИН,
доктор архитектуры, профессор.

Hosted by uCoz