Студентке
Марии Ючюгяевой 22 года. Два года назад она приехала в Москву из
далекой Якутии. Родилась Мария в городе Якутске. В роду Ючюгяевых
художников никогда не было. О том, чтобы стать иконописцем, она не
помышляла, но на все, как говорится, Божий промысл. Впервые
задумалась об иконописи в 19 лет. Через год поехала в Москву и сразу
поступила в хорошо известную Иконописную школу при Московской
Духовной Академии (МДА). В качестве творческой работы для
вступительного экзамена выбрала натюрморт, на котором
специализировалась еще в художественной школе. Так началась ее учеба
и жизнь при Троице-Сергиевой Лавре, и постепенно стал открываться
для нее новый мир, наполненный иным смыслом.
В город Рязань, что в двухстах километрах от Москвы,
второкурсница Мария приехала писать фрагмент одной из самых
почитаемых и древних рязанских икон «Лоратный Архангел Михаил с
Чудом в Хонех» конца XV в., которая хранится в Рязанском областном
художественном музее.
На втором курсе начинается практика музейного копирования,
позволяющая заложить прочный фундамент будущих работ иконописцев.
Основательница иконописного кружка, переросшего впоследствии в
Иконописную школу, монахиня Иулиания писала, что иконописи нужно
учиться только через копирование древних икон, а не репродукций.
Только так, по словам иконописца, можно постичь глубину содержания.
Копируя, важно учитывать пропорции изображения, соотношение колера и
оттенков. Существенную роль играют детали, без которых общая
композиционная схема будет незавершенной.
Самобытен сюжет иконы «Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех»,
в котором соединились два иконографических извода. Апокрифическое
предание, согласно которому архангел Михаил, по усердной молитве
преподобного Архиппа, спасает от затопления неверными православный
храм во имя архистратига Михаила; и архангел Михаил – психопомп (в
переводе с греческого – «душеводитель»), сопровождающий души умерших
на Страшный суд. Предводитель небесного воинства, архангел Михаил, в
левой руке держит сферу, в которую заключены «души праведных в руце
Божией». Подобная интерпретация применительна только к рязанской
иконе, ведь традиционно на сфере изображается Христос – отрок или
выводится его монограмма.
Сюжет о спасении храма превалирует на иконе и по занимаемой
площади, и по смысловой нагрузке. Лик архангела воинственен и
сосредоточен. Царское одеяние – далматика, в которое он облачен,
опоясано лором (отсюда, лоратный). Эта широкая лента служит поясом и
является неизменным атрибутом архангелов. Лор украшен драгоценными
каменьями и медальонами, внутри которых изображены ангелы. В правой
руке архангел держит жезл киноварного цвета, который направляет в то
место, куда устремлены водные потоки, сбегающие с горных вершин. От
удара жезлом в земле образуется расщелина, воронка (по-гречески –
«хоны», что впоследствии дало название для местечка, где произошло
это событие), поглощающая воды. Так архангел Михаил явил чудо,
защитив православную святыню и Божьего избранника Архиппа.
Могучему образу архангела Михаила противопоставляется маленькая
фигурка священника Архиппа, в молитве обращенного к своему
заступнику. Подобным контрастом местный мастер подчеркнул былую мощь
Рязанского княжества перед присоединением к Московскому в 1521 г.
Фрагмент мог бы стать отдельной иконой, так как по сюжетной линии и
стилистическому решению представляет собой совершенную и цельную
композицию.
Работа по копированию начинается с рисунка, который делается две
недели, затем наступает время для раскрытия иконы. На это уходит еще
две – три недели. Какие трудности возникли у молодого иконописца?
Сложность, как оказалось, в цвете, так как впервые Мария столкнулась
с такой разнородной цветовой гаммой. «Это контрастная работа», –
поясняет она. Действительно, резко очерченные границы колера отчасти
приводят в замешательство начинающего иконописца. Постепенно
смущение проходит, и Мария осторожно, но уверенно накладывает
очередной мазок, прорисовывая края нимба Архиппа. Глядя на оригинал,
понимаешь, что, несмотря на разноцветье, мастеру удалось сохранить
колористическое единство, которое неизменно должно быть передано при
копировании. Вот здесь и начинается непростой этап, когда ученик
учится самостоятельно принимать решения, вверяясь своему чутью и
пока еще скромному опыту. По словам Марии, ей особенно не хватает
советов преподавателя по вопросу смешивания красок для подбора
нужного оттенка. Следующая задача состоит в том, чтобы при
копировании восполнить утраты, которые могут быть на оригинале. Так,
постепенно, шлифуется техника и вырабатывается творческая мысль.
Писать
фрагмент с рязанской иконы Марии посоветовала одна из опытнейших
преподавателей школы, ученица монахини Иулиании, Наталья Евгеньевна
Алдошина, которая помогает будущим иконописцам освоить технику
иконописи. Для предстоящей практики рассматривались образцы разных
иконописных школ, но выбор пал на рязанскую, которая по субъективным
причинам мало изучена.
Икона «Лоратный архангел Михаил с Чудом в Хонех» конца XV в.,
работы неизвестного рязанского мастера, принадлежит к числу немногих
сохранившихся храмовых образов такой древности. Сможет ли молодая
девушка настолько проникнуть в глубь веков и почувствовать силу,
исходящую от этой удивительной иконы, чтобы передать замысел мастера
и его раздумья о судьбе великокняжеской Рязани? Ведь не случайно
молодой иконописец Мария Ючюгяева, выросшая в далекой северной
столице, за тысячи километров от Рязани, приехала в этот старинный
город, чтобы написать сюжет с одной из древнейших русских икон,
составляющих золотой фонд древнерусской живописи.
Майя Владимировна СЕМИНА, аспирант Православного
Свято-Тихоновского гуманитарного университета, г. Москва.