Лауреат
Национальной премии России
«Золотой Лотос»


Победитель
Всероссийского конкурса
«Золотой Гонг - 2004»


Победитель Всероссийского конкурса «Обложка года 2004»

Историко-географический, культурологический журнал. Издается с мая 1991 года.
  
 

 

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Нажмите, чтобы увеличить

 

ИЛИН

№ 5 (48) 2007

Историко-географический, культурологический журнал

Образы Якутии

Ысыах. Олонхо. Золотые купола. Лена-Река. Ленские столбы. Национальная культура. Кухня

Владимир ВОЛКОВ
Пища богов

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства

Айсен ДОЙДУ
«Поэма о старом Якутске, или письмо американскому другу»
(отрывок из стихотворения)

Михаилу Николаеву – 70

«Выбираю свободу и человека»

Вячеслав ШТЫРОВ
Руководитель общероссийского масштаба

Михаил НИКОЛАЕВ
Власть и доверие

375 лет вхождения Якутии в состав Российского государства
Якуты. Вид на Лене. Цветная литография

Николай САМСОНОВ
Истоки

Карта «Сибирь в XVII веке»

Николай КРАДИН
«Отличался художественной стороной своего искусства…»
Архитектор Гавриил Никитин. Неизвестные страницы жизни

Елена БАИШЕВА
«Истории не нужны эмоции…»

Майя СЕМИНА
Одна музейная история

Святителю Иннокентию – 210 лет
Американская и Русская церкви почтят память святителя Иннокентия

Апостол Сибири и Америки

Епископ Якутский и Ленский Зосима
Служение святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутском крае

И.П. БАРСУКОВ
Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, по его сочинениям, письмам и рассказам Репринтное издание. Отрывок

К 110-летию М.К.Аммосова

Байболот АБЫТОВ
Человек с большой буквы, огромного мужества…

Ольга БАШАРИНА
«Не объекты покорения, угнетения, эксплуатации, а равноправные субъекты…»

Артем ЕФРЕМОВ, Александр ПЕТРОВ
Его идеи опережали время…

Сергей ПАПКОВ, Владимир СЕРГИЕНКО, Анастасия ТЕМНИКОВА, Марианна ФАЛИКОВА
Древо с могучими корнями
(памяти Дмитрия Орестовича Тизенгаузена)

Анна СИРИНА
«Скоро будет два года, как мы занимаемся экспедиционными работами…»
Неизвестные письма В.И. Иохельсона и В.Г. Богораза из Сибирской (Якутской) экспедиции

К Международному полярному году

Иван НЕГЕНБЛЯ
Дрейф в негостеприимной Арктике

Елена СЛЕПЦОВА-КУОРСУННААХ
Соловки

Николай ЛУГИНОВ
ПОКОРЕНИЕ НЕПОКОРНЫХ
Отрывок из романа

Нюргуяна ИЛЛАРИОНОВА
Душевная жажда. Некоторые мысли о драматургии Ивана Иннокентьева

Епископ Якутский и Ленский Зосима

Служение святителя Иннокентия (Вениаминова) в Якутском крае

Прежде чем говорить о деятельности святителя Иннокентия в Якутии, необходимо вкратце коснуться истории распространения Православия в нашем крае. В 1620 году была учреждена Сибирская архиепископия с центром в г.Тобольске, в которую первоначально вошла вся Сибирь и, с появлением первых православных поселенцев, а значит и церквей, вся Якутия. Из-за обширности территорий тобольские архиереи не могли не только благополучно окормлять свою епархию, но и обозревать ее пределы.

Необходимость основания самостоятельной епархии в Якутии с самого начала была очевидна.

Уже на церковном соборе 1667 года царем поднимался вопрос о том, чтобы «в царстве Сибирском в Тобольске вместо архиепископии митрополии быть, в Томске – епископу, на Лене – епископу». 27 ноября 1681 года вышел царский указ о «пожаловании средств из государевой казны для удовольствования новых архиереев – в Томске, в Енисейске и на Лене», но из-за малого количества христиан и материальной скудости вопрос был отложен во времени.

И тем не менее Православие в крае развивалось: возводились храмы, крестились местные жители и уже в 1663 г. в Якутске был построен Спасский мужской монастырь, ставший центром христианизации всей Восточной Сибири. Его братия, кроме совершения служб и треб, занималась распространением среди местного населения азов православной веры и грамотности. В 1812 г. в г. Иркутске была издана первая книга на якутском языке: «Молитвы. Символ Веры и Заповеди Божьи. Начатки вероучения». А в 1819 г. вышло и первое издание «Сокращенного катехизиса».

27 августа 1852 г., по определению Св. Синода Якутская область отошла к Камчатской епархии, которую возглавлял святитель архиепископ Иннокентий (Вениаминов), имевший богатый опыт миссионерской работы на Аляске и Камчатке. 5 июня 1852 г. святитель подал «записку о разных предметах, касающихся церквей и причтов по Якутской области» на имя генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н. Муравьева-Амурского. В ней он, прежде всего, пишет о необходимости увеличить штаты священно– и церковнослужителей в области в два раза. Но «для занятия священнических мест по Якутской области необходимо требовать людей из других сибирских епархий, потому что Сибирская семинария или причетники, более или менее знакомы с обстоятельствами (и морозом) Сибири, и для них не покажется ужасным расстояние даже из Тобольска до Якутска». Далее он пишет: «Двухвековой опыт показал, что якуты, – не смотря на то, что в самих их улусных Управлениях дела проводятся на русском языке, и довольно многие читают сами русские молитвы и проч., при настоящем положении обстоятельств, никогда не переменят своего природного языка на русский, как это сделали камчадалы и юкагиры; напротив того, заехавшие к ним русские волей – неволей принимают их язык». Исходя из этого положения, святитель ставил перед собой еще одну задачу – «перевести на якутский язык несколько книг Священного Писания, нечто из богослужебных книг …, а также перевести или составить несколько поучений на якутском языке первоначально о самых необходимых предметах».

Для удобства выполнения задуманного он решает перенести свою архиерейскую кафедру в г. Якутск. Уже в сентябре 1853 г. архиепископ Иннокентий поселяется в Спасском монастыре, став его настоятелем, и приступает к осуществлению намеченной программы. Прежде всего, он в том же году перевел в г. Якутск с острова Ситхи (Аляска) духовную семинарию. Ее ректором стал известный миссионер протоиерей Димитрий Хитров. Она, правда, просуществовала недолго и после сильного пожара в 1886 году была переведена в г. Благовещенск, но успела воспитать целое поколение местных священников.

Следующим его шагом стало учреждение Комитета для перевода церковной литературы, под председательством того же отца Димитрия Хитрова. В начале 1857 г. в Москве и Петербурге были изданы первые 8 книг на якутском языке. Среди них было Священное Евангелие и Краткая грамматика якутского языка, а также знаменитая книга самого святителя Иннокентия – «Указание пути в Царствие Небесное». Новые книги были помещены в библиотеку Троицкого собора, где все желающие могли свободно ознакомиться с ними. На якутский язык переводятся церковные службы. «Предполагается по отправлении торжественного молебна на Якутском языке в первый раз, дозволить с этого времени по якутским церквам отправлять службы вместо славянского на якутском языке. Следовательно, нынешний год для якутского края будет весьма замечателен, и в истории якутов должен составить эпоху», – отмечает святитель Иннокентий.

19 июля 1859 г. в Троицком кафедральном соборе впервые была отслужена и Божественная литургия на якутском языке, Евангелие во время которой на якутском языке читал сам святитель. Один из очевидцев службы писал: «С раннего утра толпы народа спешили к соборной церкви, которая едва ли вмещала столько молящихся, как в тот день. Тут были и якуты, были и русские, большая часть которых знает якутский язык не хуже туземцев… Первые звуки якутского языка, на котором отправлялось решительно все богослужение, казались удивительными для самих якутов. Хотя служение происходило в первый раз, но оно шло чрезвычайно стройно, обычным порядком. Якутов до того тронуло это событие, что родоначальники их, от лица всех своих собратий представили владыке Иннокентию покорнейшую просьбу, чтобы 19 июля (1 августа по новому стилю) навсегда было днем праздничным, потому что в этот день они в первый раз услышали Божественное слово в храме на своем родном языке».

В 1855 г. по ходатайству святителя Иннокентия Св. Синод, в виде исключения, разрешил строительство по всей Камчатской епархии «особых часовен». Их строили из прочной лиственницы в стиле русского шатрового зодчества. Строителями выступали якутские мастера, среди которых было много искусных столяров, плотников и резчиков. Они отличались от общепринятых часовен европейской части России тем, что имели алтарь и поэтому приезжающие священники, по мере необходимости, могли совершать в них все требы и службы, включая литургию. В Якутии их стали строить без ограничения в самых отдаленных районах, при этом, как правило, даже освящали по чину храма.

Эти храмы-часовни сыграли важную роль в приобщении местных жителей не только к Православию, но и к русской культуре, и особенно в распространении грамотности. Тойоны, принимая крещение, обычно селились рядом с ними и, как правило, строили для себя рубленые дома с деревянным полом. Теперь жители даже отдаленных селений стали обращаться к святителю за разрешением и им построить у себя православный храм. Cвятитель Иннокентий благословил инородцев строить «не придерживаясь общих правил архитектуры, планов и прочих формальностей, какие существуют при открытии новых приходов – где какие могут». В результате этого решения число церквей и часовен в Якутии резко возросло. И в 1865 г., т.е. спустя десять лет, их общее количество составило уже 165. Из них 85 церквей (кроме монастырских) и 80 часовен.

Cвоим указом от 6 мая 1855 г. святитель Иннокентий благословил принимать на службу в духовное ведомство местных инородцев. Благодаря этому уже в 1862 г. во всей области числилось 437 лиц духовного звания, в том числе в Якутском округе – 367, в Олекминском – 35, в Вилюйском – 35. К началу XX века, местные жители среди духовенства составляли 77%, из них якутов было 36% от общего количества. Их роль в дальнейшем приобщении своих сородичей к русской и христианской культуре огромна и очевидна.

11 января 1858 г. было решено перенести кафедру правящего архиерея Камчатской епархии на новое место в г. Благовещенск на Амуре, а в Якутске, как и в Новоархангельске (Аляска), было создано викариатство.

21 августа 1859 г. святитель Иннокентий писал «касательно Викария Якутского» обер-прокурору Св. Синода графу Алексею Толстому: «нахожу более полезным для Края иметь там Преосвященного такого, который бы не имел повода думать о переводе его на епархиальную кафедру и не мог считать себя обходимым, – если он останется там и на всю жизнь. Потому что Якутский Край по своим особенным обстоятельствам требует особого изучения и для сего – времени не один год; и при том, как я вижу по опыту, Преосвященному самому почти необходимо знать туземный язык; а для этого и при тех обязанностях и власти, какие предположены мною (в проекте Инструкции, представленной Св. Синоду) дать и Якутскому Преосвященному, – 3-5 и до 10-ти лет будет недостаточно для того, что бы принести всю пользу Краю и Церкви».

14 декабря 1859 г. по указу Св. Синода было принято решение утвердить епископом Якутским, викарием Камчатской епархии протоиерея Томской епархии Петра Попова с тем, чтобы наречение и посвящение его в епископа совершено было, по предварительном пострижении в монашество, в Иркутске. С этого времени сам святитель Иннокентий стал именоваться архиепископом Камчатским, Курильским и Алеутским.

31 марта епископ Павел прибыл в г. Якутск к месту своего нового служения, а святитель Иннокентий отправился в г. Благовещенск на Амуре. Однако он, как показало время, не оставил заботы о Якутском крае. В феврале 1865 г. он подает в Св. Синод свое первое представление по вопросу о выделении Якутской области из Камчатской епархии и об учреждении ее самостоятельной епархии. Но тогда положительного решения по этому вопросу не последовало.

7 июля 1867 г. епископом Якутским, викарием Камчатской епархии Св. Синод утвердил протоиерея Дмитрия Хитрова. Святитель Иннокентий рекомендовал его Св. Синоду, как человека, который «опытно и основательно знает и край, и язык, и характер, и обычаи, и худую, и добрую сторону туземцев, и который всегда пользовался и доныне пользуется отличным уважением всех вообще жителей, как человек с отличными качествами, потребными для духовного сана».

По пострижению в монашество с именем Дионисий, он был хиротонисан в епископский сан 9 февраля 1868 г. в Благовещенском кафедральном соборе самим святителем Иннокентием, который в самом начале года был назначен митрополитом Московским и Коломенским, постоянным членом Св. Синода. Теперь он мог закончить свой долголетний труд над устроением Якутской епархии. И действительно, теперь его ходатайство в Св. Синоде увенчалось успехом и в конце 1869 г. был издан царский Указ о создании с начала 1870 г. самостоятельной, 53-й в составе Российской Империи, Якутско-Вилюйской епархии.

29 марта 1870 г. в г. Якутске состоялось ее торжественное открытие. Сам святитель Иннокентий приехать не смог, но прислал вместо себя настоятеля Московского Чудова монастыря – архимандрита Вениамина со святительским благословением якутской пастве – иконой Святой Троицы. В икону был вставлен серебряный мощевичек с частицей животворящего древа Креста Господня. Надпись на иконе гласила: «Благословение граду Якутску и новоучрежденной епархии Якутской». Сегодня эта святыня с особым благоговением хранится в градоякутском Никольском храме, в алтаре.

Значение самоотверженной и всесторонней деятельности святителя Иннокентия на благо Якутии трудно переоценить. Самым важным стало то, что он заложил основу для всего дальнейшего процесса воцерковления и развития народов Республики Саха в составе Российского государства. Якутская епархия получила самостоятельность и возможность дальнейшего экономического развития. Трудами святителя и его последователей – епископов и священников Русской Православной Церкви, была создана грамматика Якутского языка и записан древний эпос земли Олонхо. В открытых им при многих храмах церковно-приходских школах получала образование первая элита якутского народа.

Революция 1917 года прервала проводимый Русской Православной Церковью процесс приобщения северных народов к Православию, а в 1930-х годах и сама епархия была упразднена. Но, тем не менее, добрая память о великом миссионере и просветителе народов Сибири святителе Иннокентии сохраняется в Якутии до сих пор. И сегодня мы стараемся изучать опыт и возрождать традиции, заложенные святителем Иннокентием, митрополитом Московским и Коломенским.

Hosted by uCoz