Будущее начинается сегодня

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Константин КОЛИН

Вариативное Будущее начинается сегодня...

(Новые приоритеты
философии образования
на пороге XXI-го века)

Основные направления формирования новой философии образования, которые должны стать приоритетными для наступающего XXI-го века, обусловлены не только современным состоянием нашего общества,
но также и теми новыми глобальными проблемами, контуры которых становятся все более отчетливыми уже сегодня.

1. Современный мир и проблема образования

2. Кризис цивилизации и новая философия образования

3. Приоритетные цели системы образования на пороге XXI-го века

4. Человек в новом информационном киберпространстве

5. Образование как фактор обеспечения национальной безопасности

6. Общественное сознание и будущее цивилизации

1. Современный мир и проблема образования

Одной из важнейших проблем, которые стоят перед человечеством на пороге третьего тысячелетия, является проблема развития системы образования. Над этой проблемой работают сейчас специалисты многих стран мира, а также Организации Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры, ЮНЕСКО, в 1998 году приступившего к подготовке прогнозного доклада: «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года».

В настоящее время пятилетнюю государственную программу развития образования уже реализует правительство Узбекистана, а Япония формирует новую национальную программу развития системы образования на период до 2015 года. Предложения по реформированию системы образования в последние годы активно обсуждаются и в России, хотя общеприемлемой концепции и программы этих реформ пока еще не сформировано. В настоящее время ведется разработка Национальной доктрины образования России на период до 2020 года, которая и должна стать концептуальной основой для реформирования и дальнейшего развития системы образования в Российской Федерации.

Важным событием в развитии новых представлений о системе образования для условий наступающего XXI-го века явился II-й Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика», который состоялся в Москве в июле 1996 года. В этом международном форуме приняли участие правительственные делегации из более чем 100 стран мирового сообщества. При этом 39 из них представили Конгрессу свои национальные доклады о состоянии и основных направлениях государственной политики в сфере образования, которые в настоящее время опубликованы ЮНЕСКО. Представила Конгрессу свой национальный доклад и Россия [2].

Необходимо отметить, что одним из принципиально важных концептуальных принципов государственной политики в сфере образования, который был выдвинут в национальном докладе России, является принцип опережающего развития системы образования по отношению к другим научно-техническим и социально-экономическим факторам развития страны. Этот принцип получил понимание и поддержку со стороны участников Конгресса и в настоящее время активно пропагандируется в документах ЮНЕСКО, рассылаемых странам-участникам этой авторитетной международной организации [3].

И тем не менее, многие стратегически важные проблемы развития системы образования все еще остаются дискуссионными. Они требуют дальнейшего научного и общественного обсуждения. И это понятно — ведь вопросы выбора ключевых направлений развития системы образования в новых условиях постиндустриального общества являются не только философскими, но и вполне прагматическими. Они диктуются новыми условиями жизни и деятельности людей в уже формирующемся информационном обществе и настоятельно требуют конкретных и аргументированных ответов. Попытка рассмотреть эти вопросы и является основной целью настоящей работы.

2. Кризис цивилизации и новая философия образования

В последние годы в мировом научном сообществе все более четко осознается возрастание роли образования в процессе дальнейшего развития цивилизации. При этом система образования начинает восприниматься не только как важнейший фактор технологического и социально-экономического развития той или иной страны, но также и как стратегический фактор выживания цивилизации в условиях ее глобального кризиса.

Вместе с тем, большинство исследователей вполне обоснованно считают, что необходима радикальная перестройка существующей системы образования, которая сегодня уже не отвечает современным требованиям и, тем более, не может обеспечить своевременной подготовки людей к будущему, которое стремительно приближается и ставит перед человечеством все новые и новые глобальные проблемы [4].

Радикальность необходимых изменений в системе образования заключается в том, что эти изменения должны прежде всего затронуть содержание образования, его целевую ориентацию. Другими словами, сегодня необходима новая философия образования, которая была бы адекватной не только тем новым условиям существования человека в современной социально-экономической, экологической и информационной среде, но также и тем новым глобальным проблемам, которые ставит перед человечеством уже наступающий XXI-й век.

Какие же приоритетные стратегические цели должны быть положены сегодня в основу новой философии системы образования? Нам представляется, что такими целями, по крайней мере, на ближайшие несколько десятилетий XXI-го века, должны стать следующие:

1. Формирование целостного миропонимания и нового научного мировоззрения людей будущего, которое было бы адекватным последним достижениям фундаментальной науки.

2. Формирование у людей научных представлений об основных тенденциях и закономерностях стремительного изменения современного мира, а также развитие у них способностей прогнозировать будущее и принимать решения в условиях неопределенности.

3. Воспитание у людей такого уровня духовности и нравственности, которые могли бы стать основой стратегии дальнейшего безопасного развития цивилизации в условиях продолжающегося роста населения планеты, истощения природных ресурсов, нарастания экологических проблем, появления новых видов оружия массового поражения и опасных технологий.

Поскольку сформулированные выше приоритетные цели перспективной системы образования определены в данной работе, по-видимому, впервые, то вполне естественно, что они требуют определенной аргументации, а их содержание должно быть несколько более подробно раскрыто. Этому и посвящен следующий раздел настоящей работы.

3. Приоритетные цели системы образования на пороге
XXI-го века

3.1. Формирование нового целостного миропонимания и нового научного мировоззрения

Современная цивилизация переживает мировоззренческий кризис. Именно он является главной причиной всех остальных проблем. Человечеству крайне необходимы новое миропонимание и новое мировоззрение, которые должны быть сформированы на основе последних достижений фундаментальной науки и внедрены в сознание людей через систему образования и воспитания.

Важнейшими компонентами новой мировоззренческой парадигмы, по мнению автора, являются следующие:

n Осознание человеком своего места в мире как неотъемлемой части природы, без которой его существование невозможно. Необходимо отказаться от существующей антропоцентрической философии и заменить ее философией биоцентризма, согласованного гармоничного развития человека и природы, их совместной коэволюции. Мы должны, наконец, осознать, что человек не властелин, не покоритель природы, а важнейшая часть единого природного организма.

n Осознание человеком своей особой роли в процессе эволюции природы — как наиболее интеллектуального и высокодуховного существа. Сегодня необходимо осознать, что человек несет особую ответственность за будущее не только человечества, но и всей биосферы, которой угрожает реальная опасность уничтожения в результате разрушительной технологической деятельности людей.

n Современное научное миропонимание, адекватное последним достижениям фундаментальной науки, которая формирует сегодня новую научную парадигму и новую естественнонаучную картину мира. Это новое миропонимание еще не проникло в систему образования и не стало достоянием массового общественного сознания. Поэтому сознание подавляющего большинства людей нашей планеты либо находится в плену религиозных представлений, не имеющих ничего общего с фундаментальной наукой, либо существует в науке со времен Декарта и Ньютона и наиболее четко представлен в мировоззренческих идеях Лапласа.

Одна из важнейших проблем современной цивилизации заключается в том, что знания, которые получают люди в современной системе образования, являются фрагментарными. Именно это привело сегодня к расколу личности и общества. Возникла острая необходимость в целостном знании, которое и должно стать основой нового целостного научного миропонимания и мировоззрения.

Это современное научное миропонимание должно базироваться на трех основных принципах фундаментальной науки:

l принципе системности, который является ключевым для понимания природных и социальных процессов, а также всех других процессов мироздания;

l принципе неопределенности и случайности, который позволяет понять сущность процессов самоорганизации и саморазвития в природе и обществе;

l принципе всеобщности информации как семантического свойства материи, которое определяет направление движения материи, а также смысл всех происходящих в природе явлений.

Развитие такого миропонимания дает надежду познать не только природу живого вещества, но также и законы эволюции неживой природы, постичь сущность феномена сознания [2].

Развитие и изучение в системе образования этих трех основополагающих принципов фундаментальной науки должно стать основой для ее дальнейшего развития. Оно должно стать научной базой для практического решения многих актуальных проблем современности, в том числе проблем сохранения и улучшения физического и психического здоровья людей, которое в последние годы катастрофически быстро ухудшается.

3. Образ будущего в системе образования

Суть данной проблемы заключается в том, что в последние десятилетия мир стремительно изменяется, и подавляющее большинство людей не успевает осмыслить причины и существо тех изменений, которые происходят в мире в течение жизни одного поколения [3,4]. У многих это вызывает чувства психологического дискомфорта, неуверенности, страха перед будущим. Именно это и является в большинстве случаев причиной психических расстройств, наркомании и алкоголизма, религиозного фанатизма и сектантства, которые стали все чаще проявляться в современном обществе.

В условиях стремительных перемен, происходящих в обществе в последние десятилетия, опыт прошлых поколений перестает быть надежной опорой для прогнозирования будущего. Мир уже вступил в критическую область смены цивилизаций. Он стал очень чувствительным к слабым информационным воздействиям, все больше теряет привычную инерционность и устойчивость. С позиций науки о самоорганизации — синергетики — эти явления вполне закономерны. Ведь, как утверждает эта наука, в критической области процесса развития любой сложной системы наиболее сильно проявляют себя нелинейные законы эволюции, ее вариативность, т.е. возможность многовариантного развития. Но ведь от этого не легче. Многие люди этого просто не знают и поэтому не понимают, как им нужно действовать в критических ситуациях.

Таким образом, одной из сложнейших проблем, которые поставила перед человечеством современная действительность, является проблема человека в быстро изменяющемся мире [3]. Эта проблема исключительно актуальна уже сегодня и, безусловно, сохранит свою актуальность в грядущем столетии.

Что же сегодня можно и нужно сделать? Здесь можно указать на три основных направления практических действий, которые необходимо начинать безотлагательно.

Прежде всего, необходимо осознать реальность и важность проблемы адаптации человека в изменяющемся мире. Нужно понять ее сущность и судьбоносную значимость для будущего не только нашей страны, но и всего человечества. Этому должно содействовать широкое обсуждение данной проблемы не только учеными, но и представителями всех слоев общества и, прежде всего, представителями сферы образования и культуры.

Второе направление действий заключается в том, чтобы осознать возможность и необходимость прогнозирования и целенаправленного конструирования будущего. На решение этой проблемы необходимо нацелить не только науку, но и образование. Нужно выявить и четко показать людям те ключевые факторы, от которых зависит их будущее, его возможные сценарии и последствия. Нужно убедить людей в том, что от их понимания и практических действий сегодня зависит будущее не только их детей и внуков, но также и их самих, то есть самое ближайшее будущее.

По некоторым прогнозам, современный кризис цивилизации не будет слишком долгим. Он будет продолжаться не столетия, а всего лишь несколько десятилетий. Уже в начале XXI-го века на нашей планете либо будет сформирована новая цивилизация, либо не будет сформирована новая цивилизация, либо не будет вообще никакой. И это новая цивилизация, по некоторым прогнозам, достигнет своего развития уже к середине наступающего XXI-го века [4]. Поэтому практические действия по решению проблемы выживания человечества нужно предпринимать уже сейчас и безотлагательно. Перестроив общественное сознание, нужно конструировать будущее путем активного содействия реализации его наиболее благоприятных сценариев.

Третье направление практических действий, связанных с перестройкой общественного сознания в интересах будущего развития цивилизации, заключается в формировании новой философии системы образования. Главной стратегической целью этой системы должно стать не обучение людей, т.е. не передача им тех или иных конкретных знаний и навыков, а именно образование, т.е. формирование целостной личности, обладающей широким научным кругозором, творческим мышлением и способностями к дальнейшему саморазвитию в сложном и быстро изменяющемся мире [3].

Весьма конструктивным направлением действий для решения этой проблемы является опережающее образование, идея которого принадлежит российскому ученому профессору А.Д.Урсулу [6]. Опережающее образование должно готовить людей к будущему. При этом в первую очередь необходимо готовить к нему педагогов. Человечество уже сильно опаздывает с решением этой важнейшей проблемы. Оно оказалось к ней психологически не готовым, так как все еще находится в плену устаревших представлений о медленном эволюционном развитии общества. Эти представления уже не соответствуют современным реалиям и переживаемой человечеством драматически острой критической ситуации [4, 7].

Моделирование возможных вариантов будушего должно стать важнейшей задачей фундаментальной науки, а его результаты должны немедленно внедряться в общественное сознание через систему образования и средства массовой информации. Существующая сегодня в обществе шкала приоритетов и моральных ценностей должна быть радикальным образом пересмотрена с учетом уже существующих и ожидающихся в ближайшие годы глобальных изменений в природе и обществе.

3.3. Приоритетность нравственного воспитания перед обучением в системе образования

Нравственное воспитание всегда являлось одной из важнейших целей системы образования. Ведь воспитание представляет собой не что иное, как духовное образование, в то время как обучение является лишь интеллектуальным образованием, т.е. средством развития интеллекта, а не духовности человека. В то же время хорошо известно, что интеллектуально развитый человек не всегда является человеком воспитанным, т.е. духовно образованным.

В настоящее время нравственное воспитание представляет собой одну из важнейших глобальных проблем современности. Значение этой проблемы трудно переоценить. Мало того, в ближайшие годы значение нравственного воспитания для будущего человечества будет возрастать все быстрее. Основные аргументы в пользу этого вывода состоят в следующем.

1. В последние десятилетия ХХ-го века проблема воспитания в образовательных системах западного типа все больше уходит на задний план. Ее вытесняют прагматические аспекты обучения, имеющие целью подготовку квалифицированного и рационально мыслящего специалиста. К сожалению, это явление стало в последние годы характерным и для российской системы образования. Возможно, что это — один из результатов вытеснения из системы образования коммунистической идеологии, замены которой пока не найдено.

Последствия практически полного разрушения системы воспитательной работы в российской системе образования не замедлили сказаться самым негативным образом, что подтверждается результатами социологических опросов учащихся, педагогов и родителей. К великому сожалению, мы вынуждены признать тот факт, что сегодня в нашей стране вырастает целое поколение безнравственных людей, практически не имеющих ни четких духовных жизненных ориентиров, ни нравственных ограничений для своих поступков. Эта ситуация чрезвычайно опасна, так как свидетельствует о быстрой духовной деградации нашего общества. Однако сегодня она обществом еще должным образом не осознана и в качестве глобальной проблемы пока не воспринимается.

Этому содействуют и чрезвычайно низкий социальный статус современного преподавателя, и беспрецедентное снижение престижа педагогической деятельности в нашем обществе.

Однако так обстоит дело не везде. Характерный пример этому — японская система образования, где престиж и социальный статус преподавателя традиционно высок, так как поддерживается государственной политикой этой страны. Результаты хорошо известны: в тюрьмах Японии сейчас содержится всего около 40 тысяч человек, что почти в 30 раз меньше, чем в России, хотя общая численность населения Японии и России различается всего на 10% [6].

2. История последних десятилетий ХХ-го века свидетельствует об усилении межнациональных, территориальных и региональных конфликтов, религиозного фанатизма и политического экстремизма. По существу сегодня в мире идет необъявленная третья мировая война, очаги которой не затухают практически на всех континентах нашей планеты.

В XXI-ом веке следует ожидать дальнейшего усиления этих процессов в связи с ростом народонаселения и истощением природных ресурсов. Это особенно опасно, если учесть то количество оружия массового поражения, которое уже накоплено человечеством и которое может быть в любой момент пущено в ход если не безответственными политиками, то фанатичными и безнравственными людьми, не имеющими моральных ограничений для своих поступков.

Таким образом, проблема нравственности уже сегодня напрямую связана с проблемами национальной и глобальной безопасности и должна быть в центре внимания общества хотя бы уже только по этим, весьма прагматическим, соображениям.

3. В ближайшие десятилетия следует ожидать целого ряда новых крупных открытий в науке, которые станут основой для создания новейших высокоэффективных технологий будущего. Прежде всего, это касается субквантовой физики, общей физиологии, квантовой генетики и общей теории информации. Можно ожидать, что эти достижения откроют человеку путь к познанию природы живого, к новым источникам энергии и, возможно, к тайнам человеческого мозга, сознания и подсознания. В результате этого технологическое могущество человека неизмеримо возрастет, что при нынешнем уровне нравственности представляется чрезвычайно опасным.

История показывает, что все крупные достижения науки человек всегда использовал для разрушения природы и уничтожения себе подобных. Противостоять этому могут только высокие нравственные принципы и моральные ограничения, которые должны воспитываться у людей с детства и поддерживаться социальными институтами в течение всей их жизни.

К сожалению, религия здесь является слабым помощником, так как ее влияние в современном все более рационализирующемся обществе явно недостаточно и не соответствует масштабам и значимости уже существующих глобальных проблем. Поэтому в деле нравственного воспитания нужна целенаправленная государственная политика, проводимая в жизнь через систему образования и активно поддерживаемая всеми средствами массовой информации. Сегодня такая политика в России практически отсутствует.

Нужно понять, что альтернативы нравственному императиву сегодня не существует. Поэтому здесь нужны объединенные усилия всех гуманитарных институтов общества. В этом плане может оказаться полезным и уже проверенный многолетней практикой опыт воспитательных систем ряда восточных стран, в том числе и опыт японской системы нравственного воспитания людей в процессе получения ими образования.

Вот уже более 30 лет во всех начальных и средних школах Японии изучается предмет «Этика», который является обязательным компонентом государственной общеобразовательной программы. Еженедельно в течение одного часа преподаватели и учащиеся рассматривают различные примеры высоконравственного поведения людей в обществе. При этом важное значение придается активной роли самих учащихся в обсуждении этих проблем и примеров.

Хотелось бы подчеркнуть, что принципиальное отличие японской системы образования от образовательных систем других стран и, в особенности, стран Запада, заключается в том, что главной целью общего образования в Японии считается воспитание нравственности учащихся и развитие у них интереса к образованию. Что же касается получения знаний и формирования практических навыков и умений, то эти задачи рассматриваются как менее приоритетные по отношению к указанной выше главной цели образования — нравственному воспитанию.

4. Человек в новом информационном киберпространстве

Исторический опыт развития цивилизации во второй половине ХХ-го века убедительно свидетельствует о том, что высокий уровень образования является важнейшим и необходимым условием для развития научно-технического прогресса в той или иной стране. Ярким примером этого является технологическое развитие СССР, США, Великобритании, Японии, а в последние десятилетия — также Южной Кореи, Сингапура и Тайваня. Ведь именно те страны, в которых не только было осознано стратегическое значение системы образования, но осуществляется ее эффективная поддержка на государственном уровне, являются сегодня лидерами мирового процесса технологического развития.

Если же говорить об условиях развития цивилазации в наступающем XXI-м веке, то сегодня уже совершенно ясно, что значение образования, как стратегического фактора выживания и дальнейшего развития цивилизации, будет существенно выше. Ведь главными ресурсами развития постиндустриального общества будут информация и научные знания, а основным средством и катализатором этого развития — новые высокоэффективные информационные технологии.

Информационная среда общества сегодня развивается так стремительно и многогранно, что можно вполне обоснованно ожидать дальнейших радикальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества. Условия жизни и деятельности людей в развитых странах через два десятилетия будут так же сильно отличаться от современных условий, как наши времена отличаются, например, от эпохи царя Петра Первого.

Причем эти изменения произойдут не только в научно-технической и экономической сферах, но также и в области культуры, искусства, условий быта и отдыха людей будущего. Получат развитие новые виды искусства, новая, уже формирующаяся, информационная культура общества, новая медицина и новые виды информационных коммуникаций между людьми, основой которых станут глобальные информационно-телекоммуникационные системы.

Другими словами, на нашей планете возникнет и станет все более широко распространяться новая среда обитания людей, которую в последнее время все чаще называют информационным киберпространством [3]. Воздействие этого нового информационного киберпространства на человека, а также способы адаптации людей в этом пространстве представляют собой новые актуальные проблемы как для фундаментальной науки, так и для системы образования.

Что же касается изменения социальных аспектов развития общества, то здесь следует ожидать не только позитивных результатов, но также и новых глобальных проблем. Одной из них является проблема усиливающегося информационного неравенства людей, стран и их регионов в новой высокоавтоматизированной информационной среде [10]. Уменьшить остроту этой новой социальной проблемы также может и должна новая система образования, информационная ориентация которой должна быть существенным образом усилена.

Информатизация сферы образования должна быть переведена из инструментально-технологической плоскости в содержательную. Ее главной целью должно стать формирование у людей нового информационного миропонимания и информационного мировоззрения [12]. К сожалению, современная система образования к решению этих проблем пока еще не готова, хотя первые шаги в этом направлении некоторыми российскими учеными и педагогами уже предпринимаются.

5. Образование как фактор
обеспечения национальной
безопасности

Сегодня, как никогда ранее, человечеству необходима новая философия образования, которая должна не только стать научной базой для формирования новой, перспективной системы образования и воситания людей будущего, но также и основой их научного мировоззрения. Автор глубоко убежден, что новая философия образования должна изучаться во всех без исключения педагогических университетах и во всех высших учебных заведенях другого профиля, как гуманитарных, так и технических. Она должна быть в ближайшие годы сформирована и обнародована таким образом, чтобы смогла стать достоянием самых широких слоев населения.

Решение проблемы образования должно сегодня стать общим делом всего народа, важнейшей проблемой обеспечения его национальной безопасности. Только такое отношение к проблеме образования сегодня соответствует стратегическим целям развития нашей страны и ее высшим национальным интересам, дает надежду на будущее. Образование — это путь в будущее, который начинается сегодня.

6. Общественное сознание
и будущее цивилизации

Восточная философия утверждает, что жизнь человека протекает не только из настоящего в будущее. В определенном смысле она осуществляется также и в направлении из будущего в настоящее. Смысл этого утверждения заключается в том, что наше будущее в значительной мере зависит от того, каким мы его себе представляем. Иначе говоря, к людям с большей степенью вероятности приходит именно то будущее, которое заранее формируется в их сознании и подсознании.

Современная наука постепенно убеждается в справедливости этого философского утверждения. Благодаря развитию синергетики сегодня мы знаем, что Мир случаен в своей первооснове. Поэтому и будущее не является строго предопределенным. Оно вариативно, и то, какой именно вариант будет действительно реализован, зависит от многих, казалось бы, весьма слабых, воздействий и факторов. Поэтому для того, чтобы наше будущее оказалось лучше того, что мы имеем сегодня, нельзя относиться к проблемам будущего пассивно. Мы не должны надеяться на то, что все как-нибудь само образуется. Сегодня это слишком опасно. Нужно поставить дело так, чтобы желаемый образ будущего активно формировался в сознании людей уже сегодня. И этот образ должен быть достойным самого человека. Только при этих условиях можно надеяться на то, что это желаемое будущее и станет для нас реальностью.

Мы должны постоянно помнить, что будущее начинается сегодня, и активно действовать для того, чтобы оно осуществилось. Эффективным средством для этого должна стать перспективная система образования и воспитания людей будущего, которая сегодня формируется не только в России, но и во многих других странах мирового сообщества.

Литература

1. Политика в области образования и новые информационные технологии. Национальный доклад России. II Международный конгресс ЮНЕСКО «Образование и информатика». М., 1996.

2. Колин К.К. Информационный подход как фундаментальный метод научного познания природы, человека и общества. Сб.н.тр. «Синергетика и социальное управление». Изд-во РАГС. М., 1998.

3. Кинелев В.Г. Образование в меняющемся мире. Доклад на Втором Международном Конгрессе «Этические, правовые и социальные вызовы киберпространства». Монте-Карло. Монако, 1998.

4. Колин К.К. Будущее наступает. «Домашнее чтение», № 19 (153), сентябрь 1998 г.

5. Боярчук Ю.В. Общеобразовательная школа современной Японии. Пущино, ОНТИ ПНЦ РАН. 1996.

6. Урсул А.Д. Устойчивое развитие цивилизации и образование в XXI-м веке. «Зеленый крест». М., 1995. № 4.

7. Колин К.К. Опережающее образование и проблемы информатики. «Международное сотрудничество». М., 1996, № 2.

8. Колин К.К. «Нельзя и надо». «Подмосковье». 17 [10]..1998, № 41.

9. Колин К.К. По лезвию бритвы. «Московская правда». 21 [12]..1998, № 49.

10. Колин К.К. Информационное неравенство — новая проблема. «Международное сотрудничество». М., 1999, № 1.

11. Колин К.К. Информатизация образования как глобальная проблема. «Дистанционное образование». М., 1998, № 6.

12. Колин К.К. Информационный подход в методологии науки и информационное мировоззрение. Сб. научн. трудов «Социальная информатика-99». М., 1999.


Константин Константинович Колин, действительный член Академии естественных наук, профессор.

 

Яндекс.Реклама
тендер найти статьи на сайте и тендер про ру.. стеклянные офисные перегородки, новости.. управление производственным предприятием хороший производитель.
Hosted by uCoz