Григорий ПОПОВ
Миссионерство
в Якутском крае
Окончание. Начало см.:
«Илин»-1997, № 3-4, 1998, № 1, 1999, № 1-2, 2000, № 1.
Рукопись передана редакции Л.Н.Жуковой.
При подготовке рукописи к печати
были исправлены явные анахронизмы и
ошибки машинописного текста, видимо,
не вычитанного автором. Сохранены
авторский стиль и орфография.
Использованы фоторепродукции из
фотоальбома «Народный художник Иван
Васильевич Попов (К 120-летию со дня
рождения)», автор-составитель Д.К.Сивцев
— Суорун Омоллоон.
III-й период. Походныя церкви
В 1838 году на Иркутскую Кафедру был
назначен Архиепископ Нил Исакиевич (управлял
до 1854 г.), с котораго снова начинается
оживление миссионерской
деятельности в Восточной Сибири,
заглохшей было при его ближайших
предшественниках. Положивший много
трудов по организации сложнаго
миссионерскаго дела, среди ламаитов,
Высокопреосвященный Нил не забыл и
далекой окраины своей епархии —
Якутскаго края. Для более близкаго
ознакомления с делом христианского
просвещения среди инородцев
Якутской области,
Высокопреосвященный Нил весною 1843 г.
предпринял путешествие в Якутск, где
пробыл до 21 июля. В своих путевых
записках, оставленных им после этого
путешествия, Высокопреосвященный
Нил дает нам свод кратких
исторических сведений о
миссионерском деле в крае; из этих же
записок мы видим, как он входит во все
стороны церковной жизни края,
обрисовывая ея нужды и делая
соображения по упорядочению
церковной жизни. По тем данным, какия
находятся в архиве Як.Дух.
Консистории, можно судить, как
многоплодна и разнообразна была
деятельность сего Архипастыря на
пользу края. Он заботится о повышении
образования среди местного
духовенства, разбирает судебныя дела...
стремится к упорядочению религиозно-нравственной
жизни среди православных инородцев;
он известен, как строитель и
учредитель церквей и приходов среди
инородцев. В своих заботах о лучшей
постановке миссионерскаго дела в
Якутском крае, Преосвященный Нил
видел главным образом большую пользу
от присутствия образованных и
деятельных священников. По его
ходатайству, указом Св.Синода от 12
июля 1840 г. за № 8921, на имя
Архиепископа Казанскаго Гавриила,
предписано было, из числа окончивших
курс воспитанников Рязанской
Семинарии избрать 10 благонадежных по
успехам и поведению на миссионерское
служение в Иркутскую епархию. В числе
10 был выбран Димитрий Васильев
Хитров, сын пономаря села Хитрова,
Даниловскаго уезда Рязанской
губернии. 16 Апреля 1841 г. он был
рукоположен в Иркутске
Преосвященным Иннокентием,
Епископом Камчатским, во священники
к Якутской Преображенской церкви.
Это был один из ревностнейших
миссионеров Якутскаго края и в
будущем — первый, самостоятельный
Епископ Якутской епархии — Дионисий.
Венцом дел Высокопреосвященнаго
Нила для Якутскаго края было —
учреждение походных церквей. Метод
протоирея Гр. Слепцова оказался
одним из необходимейших для успехов
проповеди христианства, среди
инородцев, разбросанных на
огромнейших разстояниях Якутской
области. Походныя церкви имели целью
не столько привлекать к православию
новых членов, а сколько утверждать в
вере уже крещенных инородцев; потому
что между коренными жителями
Якутской области уже оставалось не
более одной тысячи язычников, из
которых в 1839 году крещено
приходскими священниками 73 человека.1
Татта, Ытык-Кель. 1894 г.
Так как устройство постоянных
церквей среди инородцев, было трудно,
то Высокопреосвященный Нил составил
проэкт об устройстве двух походных
церквей. Проэкт был представлен на
Высочайшее разсмотрение, а 15 Апреля
1844 г. были утверждены две походныя
церкви: Николаевская и
Благовещенская; при каждой из них
положено было быть двум священникам
и двум причетникам. Главное
местопребывание они имели в Якутске.
Архиепископ Нил, в предписаниях
Якутскому Духовному Правлению от 8,9 и
20 сентября 1844 г. №№ 1528, 1529 и 1531 и затем,
в донесениях Св. Синоду, между прочим,
писал: а) священники походных церквей...
на достигаемом поприще
действованием имеют двоякую цель,
указанную Св. Синодом и утвержденную
Высочайше в 15 день Апреля 1844 г., во
первых, распространение и
утверждение в правилах веры и
благочестия; во вторых, совершение
христианских треб. Чтобы достигнуть
первой и важнейшей цели служения
своего, священники должны водиться
тем самым Духом, которым водимы были
первые насадители Св. Веры — это дух
терпения и любви, прочь отгоняющий
гнев и хулу, словопрение и тщеславие;
б) дабы удовлетворить духовным
требованиям народа, необходимо иметь
запасные Дары, Миро, необходимую
утварь и книги. Самыя браковенчания
совершать, как они совершаются по
особо данному секретному
предписанию из уважения к
отдаленности и другим
обстоятельствам инородцев; в) для
записывания крещений, браков и
погребений получать каждой церкви
ежегодно обыкновенным порядком
метрическия книги, то же разуметь и о
других церковных документах и
принадлежностях. Но дабы записанныя
события не терялись из виду у
приходского духовенства, то каждому
причту давать знать о требах,
совершаемых в приходских их наслегах
или улусах; г) но как
требоисправлением можно подать
повод к неудовольствиям и жалобам со
стороны приходскаго духовенства, то
поставляются правилом, чтобы
духовенство походных церквей не
вмешивалось в те требоисправления,
кои удобно могут быть совершены
приходским духовенством. И потому
походному духовенству не должно
избирать для себя таких путей, кои
часто посещаемы бывают от местнаго
духовенства. Напротив, чем
отдаленнее от приходской церкви
какой либо пункт, чем менее
посещается он приходским
духовенством, тем ближе к нему должны
быть походныя церкви; д) журналы
наблюдений и действий своих, должны
ежегодно представляться Его
Высокопреосвященству, а от него Св.
Синоду, с точностью и полностью
указывая: разстояние, трудности и
удобства путевых сообщений,
обиталища людския, численность
поселков, обычаи, поверья и состояние
нравственности, исправленныя требы и
плоды духовных собеседований.
Знаменательное в приходе также
должно находить место в журнале; е)
тщательно стараться разведывать и
замечать такие места, какие могут
почесться центральными для
известнаго населения, или на коих
кочевыя племена имеют обычай
собираться в урочное время.
Наблюдение это к тому должно
клониться, чтобы в последствии можно
было поставить в местах сих
постоянныя церкви; ж)
священнослужители походных церквей
быв достаточно в содержании своем
обезпечены от казны, не имеют
никакого права требовать возмездия
за труды свои от мирян. Но должны
проходить служение свое без вины и
лихоимания, с кротостью и терпением.
Благочинные походных церквей первые
и непосредственные в деле им
блюстители... з) должны... (не понятно)
молитвенные домы, о чем должны пещись
священники, не требуя разрешений
особых, дотоле может совершаться
священнодействие на всяком опрятном
и чистом месте, по совершении на оном
водосвятия и молебствия. При чем
стараться, чтобы единожды освященное
место священнодействием осталось
неприкосновенным. И таким образом
держаться единожды избраннаго; и)
если же случится, что место это будет
под открытым местом, то стараться,
чтобы оно обносилось перилами или
забором. Особенно прилично
поставлять на местах сих кресты. Но
где единожды устроится молитвенный
дом, или где находятся уже таковые,
там дома сии должны служить
исключительным местом всех
священнодействий; i) заботиться,
чтобы все молитвенные дома строились
едино-образно: дверь на западной
стороне, крышу на два ската с
фронтонами и с крестом по средине,
крыльцо большое с двумя или четырьмя
колонками, окон три, одно полукругло
над дверьми и два в стенах. На
восточной стороне ставить иконы, а в
разстоянии от этой стены аршин двух,
утвердить по средине стол на образец
престола, который в случаях прихода
церквей походных мог бы
действительно заменить собою
престол. И в таких случаях стол этот
должен покрываться пеленою. Подобное
разуметь и о месте жертвенном. к) Дабы
молитвенные сии дома
соответствовали своему назначению,
долг священников пещись о
благоукрашении их иконами и др.
принадлежностями. А вещи,
составляющия принадлежность
походных церквей, должны быть возимы
сохранно, чисто и в приличном для
того помещении. Будут ли это ящики,
или тюки, они должны отличаться
благовидностью. л) При руководстве
сими правилами, церкви обязаны
совершать указанныя им пути:
Никольская — в северо-восточную
часть Якутской области, а
Благовещенская — в северо-западную.
Первая будет следовать от г. Якутска
до Островнаго через Намское и
Борогонское, Борылах у верховья Яны,
Оюн-Хатыга на р. Ыдыге и Орекано на р.
Индигирке, через Зашиверск, Верхний,
Средний и Нижний Колымск, каковой
путь составляет до 3960 верст, в
обратный же путь — от Островнаго
через нижний Колымск, Русское Устье,
Болоту, Шашиново, Омогон, Устьянск и
Верхоянск на протяжении 3450 вер.
Вторая, т.е. Благовещенская церковь
направить путь вниз по Лене до устья
реки Оленки через Мигалан,
Сугласское сборное место, Булун,
Быковский мыс и далее на Туматский и
Катаглинский наслег, на протяжении
2015 верст. А в обратный путь через
Мигалан, Мастах, Вилюйск, Сунтар и
Олекминск: что составит 3110 вер.
Разумеется, пути сии могут быть
изменены, судя по обстоятельствам и
особым причинам; м) поелику на
большей части путей сих не имеется
почтовых сообщений, а на глухих
дорогах нет даже вольнонаемных
подвод, то предлагается прихожанам (священнику
с причетником) каждой из походных
церквей иметь в пути собственный
вьючный скот, по мере существенной в
оном надобности. Скот этот должен
покупаться на счет вышеупомянутых
путевых сумм и оставаться в одном или
разных местах, судя по удобству и
выгодности для казенной экономии; н)
как всему походных церквей достоянию,
так и скоту сему со всеми дорожными
принадлежностями, должны храниться
шнуровыя или за печатью Духовнаго
Правления опись с обозначением
ценности оной и сведения о всех сих
вещах представлять к Его
Высокопреосвященству, по истечении
каждаго года, вместе с отчетом,
составляемым по прилагаемой форме.2
Указом Иркутской Духовной Конс. от 24
Апреля 1845 г. за № 1810, вследствие
одобрения Св. Синодом всех
распоряжений Архиепископа Нила,
постановлено: 1) на путевые расходы
отпускать ежегодно для Якутских
походных церквей: для Благовещенской,
назначенной в северо-западную часть
области и имеющей возможность
следовать на значительном
разстоянии водою, по 200 руб. серебром;
а для Николаевской, которая должна
проходить не менее 10 тысяч верст, в
местах гористых и пустынных, по 400 руб.
серебром; 2) не подвергая
разследованию сих денег Контролю,
возлагается на Епархиальное
Начальство требовать отчеты в оных
по своему усмотрению; 3) означенную
сумму, всего 600 р. серебром,
производить на счет суммы,
отпускаемой на прогоны по духовному
ведомству; 4) меру сию принять в виде
опыта на 3 года с тем, чтобы по
истечении сего времени, Епархиальное
Начальство, с представлением в Св.
Синод явилось по сему предмету
соображением...3
После своего учреждения, походныя
церкви, получив соответствующия
инструкции и права, начали свои
действия. В походную Николаевскую
церковь тогда же был назначен
священником о. Д.Хитров, который
пишет о себе: «каждый год совершал
путь до 10 тысяч вер. посещая почти все
приходы Колымскаго и Верхоянскаго
округов, а также отдаленнейшия места
и Якутскаго округа, как то: край
Оймяконский, Аллахюн (по Охотскому
тракту), Нелькан (по Аянскому тракту),
Учур и Темтен (притоки р. Алдана) и
сверх того, кочевья тунгусов,
скитающихся в вершине р. Олекмы.4
В 1845 г. Николаевская церковь
совершила путь к Охотским тунгусам,
многие из которых в первый раз в
жизни удостоились присутствовать на
христианском богослужении и
сподобиться Св. Тайн... В 1848 г.
священник Николаевской церкви
Никита Запольский был в пути 8
месяцев и совершил поездку в 9,130 вер.
В 1852 г. одна из походных церквей
совершила путь по рекам Индигирке,
Яне и по морю, до устья Колымы, потом
вверх по ней через Индигирку и в
Верхоянск. Другая церковь посетила
места через Оленек, Вилюйск,
Олекминск и др. всего на 4,500 вер. Во
время этих путешествий священниками
этих двух церквей были совершены
между инородцами духовныя требы, в
том числе крещено 440 младенцев.
Первые священники походных церквей,
потрудившиеся на этом поприще были: о.
Дим. Хитров, Михаил Ощепков,
Кокшарский и Никита Запольский.
Служение этих миссионеров поистине
было подвигом. Вот как говорит о нем
один из священников походной церкви:
«по нескольку месяцев сряду, мы
ночевали на снегу под открытым небом
при трескучих полярных морозах,
отчего некоторые из нас —
священников преждевременно сходили
в могилу, другие, страдая несколько
лет от цынги, до конца разстроили
свое здоровье.5
В то время, когда совершались
действия походных церквей, не
оставался в тени и крайний север
Области. В 1842 г. Высокопреосвященный
Нил назначил священником Нижне-Колымской
церкви Андрея Аргентова, которому
также поручена была походная церковь,
сооруженная прот. Гр. Слепцовым.
Священник Аргентов, в сношениях с
Высокопреосвященным Нилом развивал
мысль о возможности постройки церкви
среди чукчей, основываясь на их
благорасположенности к русским. В
своем рапорте от 20 Сентября 1844 г. за №
8, свящ. Аргентов доносил, что «чукчи в
своих стойбищах приняли меня
благосклонно и 140 чел. из них
крестились в Августе месяце 1844 г.»6
С Сентября 1844 г. до Февраля 1845 г.
Аргентов совершил новую поездку в
внутрь чукотской земли и в Островную
крепостцу, где крестил, кроме чукчей,
ламутов и коряков, всего 127 человек.7
Вследствие пожертвования купца
Василия Трифонова, с благословения
Высокопреосвященнаго Нила, 29 Июля 1848
г. священником Аргентовым заложена
первая чукотская церковь во имя Св.
Николая при устье Большой реки, по
чукотски Раучувеэм, на берегу
Ледовитаго океана. Церковь эта
окончена была постройкою 31 Августа
того же года. Вышина церкви с крестом
9 арш., ширина 7 1/4 арш., кровля на два
ската, окон в алтаре три и в трапезной
с южной стороны 3. В 1849 г.
Высокопреосвященный Нил представил
в Синод проэкт об образовании
прихода в Чукотской земле, который
разрешил, образовать приход своим
определением от 21 июля 1849 г.
Определено ежегодно отпускать
священнику жалованья 285 р. серебром 71
1/2 к., причетнику 157 р. 14 1/2 коп., на
путевыя издержки 200 р. сер. и сверх
того единовременно на устроение для
причта дома 500 руб. сер.8
Но содержания, отпущеннаго Синодом,
оказалось недостаточным и Аргентов
просил о добавочном содержании: для
священника 200 р., за миссионерское
служение 150 р. и на разъезды 150 р. Всего
500 р. в год, указывая, между прочим, что
здесь пуд хлеба стоит 5 р. сер. и
дороже. Не смотря на неоднократныя
просьбы о сем, Аргентов просимаго не
получил и принужден был для
содержания церквей и себя, входить в
займы денег у частных лиц.
Не смотря на это, Аргентов не
забывал своего дела, предпринимал
отдаленнейшия миссионерския пути,
шествуя при весьма трудных условиях (в
1851 г. пешком прошел 700 вер., водой
проплыл 685 верст и на собаках
проездил 3490 вер.) и доносил, что в два
года, в 1851-2 годах им просвещено свыше
300 человек язычников и в состав
нового прихода введено свыше 1000
чукчей.
Кроме священников походных церквей
и священника Аргентова, трудились в
деле миссионерства и другие
приходские священники. Так,
священник Нюрбинской церкви
Варсонофий Попов в 1846 г. представил
список новокрещенных якутов, из
которых видно, что в означенном году
им крещено мужскаго роду 7 чел. в
возрасте 11 — 25 лет и женскаго 9 чел., в
возрасте 13-30 лет.9*
При Высокопреосвященном Ниле
появляется в Якутском крае первый
труд по переводу на Якутский язык
краткаго катехизиса. Священник
Якутской Николаевской церкви Мих.
Ощепков от 12 Августа 1843 г. представил
Архиепископу Нилу свой перевод
краткаго катехизиса, при следующем
рапорте: «перевод этот проверен мною
на самом опыте и оказался по
единогласному отзыву всех, как
русских, знающих якутский язык, так и
самих якутов, согласным с
подлинником и удобопонятным. Не могу
умолчать и о том, что я сверх сего
перевел еще на якутский же язык
Евангелие от Матфея, которое по
переписании долгом поставлю
представить Вам. При этом,
всепокорнейше прошу, Ваше
Высокопреосвященство, удостоить это
начало трудов моих Архипастырскаго
своего внимания и благословения и
тем подкрепить меня на сем новом
поприще, избранном мною во славу
святаго имени Божия и в пользу
ближних». Архиепископ Нил в том же
году представил ходатайство в Св.
Синод, прося о напечатании
катехизиса. Определением Св. Синода
от 31 Декабря 1843 г. за № 17, 774, повелено:
«напечатать катехизис в Синодальной
типографии в количестве 1200
экземпляров, выслать Архиепископу
Нилу означенный перевод для
безмездной раздачи и преподать св.
Ощепкову благословение Св.Синода», о
чем Архиепископ Нил от 4 Марта 1844 г.
уведомил лично самого Ощепкова. В 1844
г. в Якутское Духовное Правление было
выслано 600 экз. напечатанных и
распределены по учреждениям и
учебным заведениям, а в походныя
церкви: Благовещенскую и
Николаевскую дано по 100 экз. для
безплатной раздачи.10
Таким образом, трудом свящ. Мих.
Ощепкова было положено начало
переводческих трудов, так
необходимых в деле распространения
христианства среди инородцев.
Вознесенская церковь, построенная в 1846 г. в с.Чурапча.
|
Заканчивая деятельность
Архиепископа Нила, последняго
Архипастыря для Якутскаго края, из
Иркутской епархии, в заключение
необходимо упомянуть о нем, как
устроителе и учредителе многих
церквей и приходов в крае. В 1841 г.
построены церкви: Ожогинская-Николаевская,
Оймяконская-Богородицкая, в 1846 г.
Чурапчинская Вознесенская, в 1848 г.
Итык-кельская-Преображенская.
Отрадно отметить тот факт, что
большинство означенных церквей
возникло по инициативе и ходатайству
самих инородцев, уже сознавших их
важное значение для себя. Так, напр.
доверенные от инородцев
Баягантайского улуса, 3
Баягантайского насл. старосты Иван
Винокуров и Сысликанского насл.
Роман Винокуров, по желанию всего
общества инородцев означеннаго
улуса, возбудили в 1847 г. ходатайство о
построении церкви на месте «Крест-Халшай»
и взяли на себя доставку леса и
расход по работе, собравши для этого
подпискою между собою до 6 тысяч
рублей, исключая леса.11
В том же году, по донесению свящ. Н.Запольскаго,
Эльгетские якуты изъявили желание
построить церковь и составить приход
из 3 якутских наслегов и 2 ламутских,
отделившись от Зашиверской церкви и
при этом, «обещают усердствовать и
устроить церковную утварь и проч. по
мере возможности».12
В 1847 г. по приговору
родоначальников тунгусских родов ...
решено построить церковь на устье р.
Маи при р. Алдане.13
С оставлением Архиепископом Нилом
Иркутской епархии в 1854 г. кончается
для Якутскаго края власть Иркутских
архиереев и край переходит в ведение
Камчатской епархии, в качестве
викариатства. Оглядываясь на прошлое,
нужно сказать, что Якутские
Архипастыри: Иннокентий Нерукович,
бл. Софроний Кристалевский,
Архиепископ Нил особенно много
потрудились в деле распространения
христианства среди инородцев
Якутской области. Через их труды уже
передавалось Камчатскому Епископу
выпаханное поле нивы Христовой, на
котором уже появились первые побеги
— признаки дальнейшаго религиозно-нравственного
возрождения новых племен. Можно
сказать, что их трудами просвещена
вся языческая якутская страна и
преемникам оставалось только
трудиться над воспитанием в
новокрещенных народах правила
истинной веры и нравственности, в
духе Св. Православной Церкви.
Свят. Синод, вследствие Высочайшего
утверждения от 4 Июля 1852 г. в том же
году, определением своим от 4/17 Июля
постановил: Якутскую область
отделить от Иркутской епархии, по
гражданским сей области границам.14
И вот, с означеннаго времени,
Якутская область, в церковном
отношении, вошла под управление
Архиепископа Иннокентия Камчатскаго,
Курильскаго и Алеутскаго.
Преосвященный Иннокентий был один из
выдающихся миссионеров Восточной
Сибири. В мире назывался Иоанн
Евсевиевич Попов-Вениаминов, родился
28 Августа 1797 г. в с. Ангинском,
Верхоленскаго округа, Иркутской
губернии. В 1817 г. будучи еще в
Иркутской Семинарии, был рукоположен
во диакона, а в 1821 г. во священника к
Иркутской Благовещенской церкви. В
1824 г. назначен миссионером на
Алеутския острова; в 1840 г. пострижен в
монашество с возведением в сан
архимандрита. 15 Декабря 1840 г.
хиротонисан в Москве во Епископа
Камчатския,а с 1850 г. — он уже
Архиепископ. Преосвященный
Иннокентий бывал в Якутске и прежде.
Так, в 1823 г. был здесь в сане
священника с семейством, проездом в
Америку, а в 1841 г. приезжал в Якутск в
сане Епископа. Получив Якутскую
область, Преосвященный Иннокентий
прибыл в Якутск 11 сентября 1853 г. и
вступил в управление Якутским
второклассным монастырем, заняв себе
помещение уже в монастыре.15
Одна из важнейших заслуг
Архиепископа Иннокентия для
Якутской области — это перевод
церковных и священных книг на
якутский язык, дабы якуты могли бы на
своем природном наречии сознательно
усвоить себе познание истин
Евангельскаго учения. В 1853 г.
составился Комитет для перевода
священных и богослужебных книг на
якутский язык, одним из главных
сотрудников котораго, а потом и
председателем его, был выбран
священник Димитрий Хитров. Другими
главнейшими деятелями по переводу
были: протоиерей Е.В.Протопопов, Н.Н.Запольский,
священники: М.С. Ощепков, П.К.Попов, и Д.Д.Попов.16
Приглашались сюда и частные
светские лица, знавшие якутский язык.
Гончаров, возвращавшийся тогда с
фрегата «Паллада», через Аян, Якутск,
Иркутск и Петербург, разсказывает,
что Комитет, назначенный для
проверки переводов, собирался в
келлии Владыки. Якутский язык
сличался с текстом греческим,
славянским и русским, каждое слово и
возражение строго взвешивалось и
поверялось всеми членами Комитета.17
В это же время, свящ. Дим. Хитров, как
знаток якутскаго языка, трудился над
составлением якутской грамматики, за
что был 1 Января 1857 произведен в
протоиереи на штатное место к Средне-Колымской
церкви. В том же году, прот. Хитров был
командирован Архиепископом
Иннокентием в Москву и Петербург для
напечатания первым изданием
переведенных священных и
богослужебных книг, а также
составленной им грамматики. В Москве,
прот. Хитров, пользуясь вниманием и
содействием Митрополита Филарета,
деятельно принялся за напечатание
переводческих трудов; они были
напечатаны в Московской Синодальной
типографии и состояли из следующих
книг: весь Новый Завет, кроме
Апокалипсиса; из Ветхаго Завета:
Книга Бытия и Псалтырь; из
богослужебных: служебник с требником,
канонник часослов; для поучений — «Указание
пути в Царствие Небесное» и
несколько поучений на разные случаи.
Также была напечатана и грамматика
прот. Хитрова. Текст церковных букв
был напечатан славянскими буквами,
немногие звуки, не встречающиеся в
русском языке, изображены особыми
понятными знаками.18
С означенными напечатанными
трудами прот. Д.Хитров возвратился в
Якутск 12 Марта 1859 г. 19 июля 1859 г. якуты
в первый раз услышали на своем родном
языке Божественную Литургию,
совершенную Архиепископом
Иннокентием в Якутском Соборе.
Литургии предшествовал
благодарственный молебен,
отправленный самим Владыкой и им же
было прочитано Евангелие на Якутском
языке. (Иоанн-1-8, 1-24). Событие это до
того тронуло якутов, что
родоначальники их, от лица своих
сородичей, просили Архиепископа
Иннокентия, чтобы 19 июля навсегда
было днем праздничным, потому что, в
этот день, они в первый раз услышали
Божественное слово в храме на своем
родном языке.19
После этого Архиепископ Иннокентий
дал предписание Якутскому Духовному
Правлению от 21 июля 1859 г. за №439,
следующего содержания: «...с
благословения Св. Синода, отныне
дозволяется отправлять литургии,
бдения, молебны и все обычные требы, а
также читать псалтырь и поучения на
якутском языке по новопечатным
книгам по всем церквам и часовням
Якутской обл. Там, где язык сей
понимают и причт и прихожане, начать
это тотчас же по получении о сем
указа, а там, где священно и церковно-служители
не понимают или мало понимают
якутский язык, вводить это
постепенно, начав с чтения рядового
евангелия и некоторых молитв и
псалмов; в тех же церквах, где есть
прихожане не понимающие Якутскаго
языка, напр. в городах — службы на сем
языке отправлять в особо назначенные
для сего дни по указанию
обстоятельств, а литургию только в
праздничные дни, и не иначе, как
ранния. Благочинным поставляется в
непременную обязанность наблюдать,
чтобы чтение и пение на якутском
языке, как в церкви, так и повсюду при
священнослужениях было отнюдь не
скорое, не спешное и не сплошное, но с
приличными разстановками и всегда
внятное. Особенно же, чтобы известные
всем молитвы, как то: Господи помилуй,
Трисвятое, Отче наш... читали бы
всегда как можно раздельнее, внятнее
и с чувством... Священникам
поставляется в обязанность: 1)
объявлять своим прихожанам, что
настоящий перевод якутских книг, не
смотря на то, что с нашей стороны
употреблено было все знание,
старание и тщание к тому, чтобы он был
сколько возможно верен с
подлинниками и понятен для якутов, но
при всем том, он далеко не совершенен
по необразованности самого языка, не
имевшаго доныне даже своей грамоты, а
по тому, перевод сей по времени
непременно должен будет вновь
пересмотрен и перепечатан: 2) внушить
им, что бы они отнюдь не
привязывались к словам или букве (потому
что некоторыя слова со временем
могут быть заменены другими лучшими,
но искали бы и старались бы узнавать
в них самый смысл речи, который
выражается и который никогда не
изменится; 3) внушать читающим и
просить их, чтобы они замечали и
всякие свои замечания относительно
перевода сообщали им или благочинным,
т.е. заметят ли они где какое либо
слово неясное или неточное, которое
может быть заменено другим более
ясным и точным, или увидят, что иную
мысль можно выразить яснее теми или
иными другими какими словами и пр.
все таковое и подобное сообщали бы
священникам или благочинному; 4) все
таковые замечания читающих и если
случится, то и свои собственныя —
записывать в особыя тетрадки,
которыя хранить при церквах, впредь
до востребования и на которые,
благочинные, во время обозрения
церквей, имеют обращать надлежащее
внимание».20
За первыми переводческими трудами
последовали и дальнейшие. Так, свящ.
Димитрий Попов перевел на Якутский
язык службы святителю Николаю и
Иннокентию Чудотворцу Иркутскому;
священник Петр Попов перевел краткую
священную историю в вопросах и
ответах, необходимую, как пособие,
при обучении якутских детей грамоте
и Закону Божию. Якут Петр Афанасьев
перевел на свой родной язык
Православный Катехезис и несколько
статей из сочинений Преосвященнаго
Тихона Воронежскаго.21 Не
оставлял свою Якутскую паству
Архиепископ Иннокентий и личными
своими посещениями по церквам и
приходам. Так, с 9 Января по 26 Февраля
1854 г. он совершал путешествия по
Якутской обл. для обозрения церквей,
с каковой поездки вынес отрадное
впечатление о расположенности к нему
якутов.22 В 1857 г. он снова
обозревает свою епархию и посещает
церкви Якутскаго, Вилюйскаго,
Олекминскаго округов.
Все эти поездки привели к мысли о
необходимости учреждения в Якутской
обл. самостоятельной епископской
кафедры. Обозревая церкви и приходы,
всматриваясь в религиозно-нравственную
жизнь инородцев и находя в ней много
недостатков и уклонений, особенно
при бракосочетаниях, где якуты все
еще руководствовались своими
прежними национальными обычаями и
порядками, напр. связь
несовершеннолетних, брачныя
отношения из за «колыма» и пр. Все это
требовало присутствия
непосредственно архиерейской
бдительности и власти. Из этих же
поездок, Владыко вынес безотрадное
впечатление о малом количестве
храмов Божиих на таких огромнейших
районах, как округи Якутской области.
Село Алданское.
Идя навстречу желаниям христиан
удовлетворять свои религиозныя
потребности, Архиепископ Иннокентий
просил Синод о разрешении инородцам
Якутской области сооружать
молитвенные дома, где они пожелают,
не придерживаясь общих правил
архитектуры, планов и прочих
формальностей, каковое Синод
разрешил ему указом своим от 19 Января
1855 г. Вследствие этого Архиепископ
Иннокентий предписал Якутскому
Духовному Правлению об объявлении
этого постановления всем причтам
Якутской обл. (кроме Охотских церквей),
для надлежащего исполнения.
Означенное предписание, говорит,
между прочим, о следующем: «строить
часовни дозволяется всем и кто какую
может, от простой, составленной из
облупленных от коры и нетесанных
лесинок и обложенных землею —
зарубленной в немецкий угол, а видом
от похожей на простую юрту, до
подобной церкви, только в последнем
случае надо иметь в виду то, чтобы
постройка такой часовни не
продолжалась долго и вообще, чтобы
часовни не были поставлены к жилым
юртам ближе 10 сажен. Величина часовни
зависит от количества людей, для коих
предполагается часовня... число
человек в приходе и даже в одном
наслеге не ограничивается никакою
цифрою и никаким числом прихожан.
Может быть дозволено построить
часовню и для трех юрт. Но ни в коем
случае без особенных причин и без
моего разрешения не дозволять
строить часовню на разстоянии менее
10 верст. Планов и фасадов для
постройки часовни не нужно,
наблюдать только одно, чтобы часовни
были не квадратныя, а продолговатыя
от запада к востоку... вышина внутри
часовни не менее 3 1/2 арш. и не выше 5 ...
вместо стекол в окнах, может быть и
слюда и кожа и даже льдина... Сверх
крыши должны быть непременно кресты...
в часовне непременно должны быть три
столика: для престола, жертвенника и
третий для разных потреб и еще нечто
вроде аналоя... чтобы при всякой
часовне была деревянная купель,
иконостас от прихожан не требуется,
потому что иконы и подвижные
иконостасы на холсте будут с собою
привозить священники, каждый раз.
Только для этого нужно будет
устроить брус поперек здания, на
котором бы можно было развесить
иконостас». Среди условий для
разрешения строить часовню
заслуживает внимания то, чтобы
прихожане, имея часовню, отнюдь не
считали бы себя отделенными от своей
приходской церкви и несли бы все
повинности относительно церкви,
строили бы часовни своими средствами,
не расчитывая на пособия от казны,
содержали бы часовню в чистоте и
опрятности и собирались бы туда для
службы во всякое Воскресенье и
праздники, когда будут находиться
дома, о исполнении означенных
условий они должны прописать в своем
прошении о разрешении построить
часовню.23 Означенная мера
являлась крайне необходимой для
удовлетворения религиозных
потребностей прихожан, разбросанных
от своих приходских церквей на
многия десятки и сотни верст, и
естественно не могущих
удовлетворять их. Все это вело к
таким печальным явлениям, когда
прихожане поневоле должны были
забывать свой приходской храм, жить
вне церкви, вне надзора и влияния
приходскаго священника. Так, в
Чурапчинском приходе с 14 1/2 тысячами
прихожан лишь десятеро собирались в
храм по воскресеньям.24
Что данная мера дала плодотворные
результаты, мы видим это из отчета
Архиепископа Иннокентия в 1860 г. Св.
Синоду о состоянии миссий в
Камчатской епархии. Он пишет: «...в 1859
г. часовен или молитвенных домов в
Камчатской епархии находится до 130, и
большей частью в Якутской области,
где якуты начали строить их в
последнее время в значительном
количестве и все собственным своим
иждивением. Некоторые из них, могут
быть, в случае необходимости,
обращены и в церкви, без всякой
особенной постройки или переделки».25
Походныя церкви, учрежденныя
Архиепископом Нилом, не переставали
и в настоящее время посещать
отдаленныя места Якутской области,
удовлетворяя христианския
потребности православных инородцев
и привлекая в ограду церкви и
некрещенных. Так, в 1855 г. одна из
походных церквей путешествовала два
раза по Вилюйским стойбищам тунгусов
и прошла 8915 верст. В это время было
крещено 140 человек, из них несколько
взрослых и преподано требы 2120 лицам.
Другая же церковь, со священником Н.Запольским,
переехав через Становой хребет,
достигла р. Зеи до китайских границ,
отыскивая кочующих тунгусов и в
продолжении 7 месяцев, на разстоянии 5
тысяч верст, миссионеру удалось
окрестить 30 взрослых и 90 малолетних
тунгусов. В 1856 г. одна из походных
церквей со священником Винокуровым
посетила тунгусов, кочующих по
притокам р. Олекмы и совершила в оба
раза путь в 4500 вер., при чем крещено 142
человека, из которых 26 взрослых.
Такие же путешествия были совершены
походными церквами в 1857 г.26
В это же время не переставала
трудиться и Чукотская миссия на
северной окраине Области. Священник
Чукотской миссии о. А.Аргентов, от 20
Августа 1854 г. представил
Архиепископу Иннокентию список 1355
человек, вошедших в состав
Чукотскаго прихода, из которых 20
человек было крещено в 1853 году.27
В 1854 г. Аргентов был вызван в Якутск и
тем кончилась его служба в чукотской
земле. В 1856 г. прибыли в Якутск из
Тверской епархии священники: Суворов
и Невский, из которых, первый по указу
Св. Синода от 31 Декабря 1857 г. был
назначен миссионером в Чауевский
приход, с единовременным пособием в
250 р. на подъем и первоначальное
обзаведение, сверх причитающихся с
семейством прогонных и суточных 326 р.
40 к. Прибывши в конце февраля 1858 г. в
Средне-Колымск, священник Петр
Суворов в начале Марта уже
направился в Анюйскую крепость, на
сборище торгующих чукчей, где он
окрестил 43 язычника, в том числе 9
человек женскаго пола. В июне 1858 г.
Суворов посетил Чаунскую церковь и
возвращаясь обратно окрестил 49 чел.
чукчей и одного коряка из Анадырска.
В 1859 г. он крестил 62 человека. При этом
сообщается, что он заслужил уважение
и любовь к себе чукчей и тем
расположил их к внимательному
слушанию Слова Божия.28 Таким
образом мы видим, что и время
Архиепископа Иннокентия, в его
управление Якутской областью,
отличалось оживлением миссионерской
деятельности. На ряду с этим, заботы
Архиепископа Иннокентия
простирались на заведение в Якутской
области церковных школ, как главных
разсадников христианского
просвещения, и русской грамотности
среди инородцев. Этому, главным
образом, способствовал перевод
священных и богослужебных книг на
якутский язык. Из отчета
Преосвященнаго Дионисия епископа
Якутскаго в Синод, видно, что от его
предшественников оставались и
отличались успехом, напр. следующия
школы: 1) Ытык-кельская — у прот. Дим.
Попова, где училось 18 якутских
мальчиков; 2) Амгинская — у свящ. А.Ясенецкаго
— 25 мальчиков; 3) Усть-Майская — у
свящ. И.Берденникова — 8 мальчиков; 4)
Синская — у свящ. Н. Протопопова — 19
мальчиков; 5) Кангаласская — у свящ. С.Попова
— 7 мальчиков; 6) Сунтарская у св. В.Попова
— 15 мальчиков; 7) Намская — у свящ.
Иннокентия Винокурова — 16 мал. и 8)
Баягантайская — у свящ. И.Попова — 6
мальч. Положительно известно, что
почти при каждой церкви находились
школы грамоты под ведением и
руководством местных причтов. В 1853 г.
было несколько грамотных якутских
князьков: Афанасьев, Никифоров,
Охлопков в Якутском округе,
Шараборин, Черепанов и Идельгин в
Олекминском округе.29 В 1858 г.
была переведена в Якутск с о. Ситха
Ново-Архангельская Духовная
Семинария, которая должна служить
разсадником просвещенных пастырей,
так необходимых для края. И.д. ректора
Семинарии был назначен знаменитый
миссионер и знаток Якутскаго языка —
протоиерей Дим. Хитров.30
Благодаря своим неустанным заботам
своей Якутской паствы, Архиепископ
Иннокентий, ближе познакомившись,
посредством своих частых разъездов с
жизнью края, пришел к мысли об особой
епархии в Якутске, о чем сильно
хлопотал перед высшею властью. Этому
вынуждали его неблагоприятныя
стороны в религиозно-нравственной
жизни, как инородцев, так и русских в
Якутском крае, требующих для
исправления многих недостатков
постояннаго архипастырскаго
воздействия. С другой стороны,
упорядочение церковной жизни в таком
громадном районе, в исключительно
трудных условиях жизни, физически
невозможно епископу, имеющему еще и
другия области и местности под своим
управлением. «Можно ли удивляться,
писал Архиепископ Иннокентий, слыша
об якутах неблагоприятные отзывы,
напр., что они не ходят в церковь,
неусердны в вере, склонны к обману и
ябедам и пр. как это замечали и
замечают, все сколько нибудь имевшие
дело с якутами. Напротив того, надо
удивляться и благодарить Бога, что
они еще не хуже того, что они теперь,
особливо если принять в разсуждение
то, как многие из них были обращены в
христианство и как они назидались и
назидаются ныне. Многие из якутов не
только не слыхали от священников
слова душеспасительного, но даже и не
видали их в глаза, а тем более в
священной одежде. Многие из якутов не
приобщались Св. Тайн всю свою жизнь.
Менее 10 части из исповедывавшихся
приобщались Св. Тайн, а
исповедывалось менее половины всего
населения и то, каким образом?
Священники, по просьбе одного из
членов семейства, являвшагося к ним
для исповеди, записывали бывшими у
исповеди всех остальных членов
неявившихся, или многие из бедных
прихожан, не имея возможности придти
к священнику лично сами для исповеди,
посылали деньги с попутным и их
записывали бывшими у исповеди, не
редко случалось, что при отобрании
каких либо показаний от якутов на
суде или у следователя, то получались
ответы: «у исповеди не бывал, а деньги
каждый год плачу исправно».31
Таким образом и духовенство,
прибегая к таким мерам, стояло не на
должной высоте и в своей церковной
практике допускало такия печальныя
явления. Говоря вообще о всех
служащих в Якутской обл., Архиепископ
Иннокентий говорил: «здесь все и
вокруг родных, а свой своему и по
неволе друг».32 Это особенно
должно быть применимо к тогдашнему
Якутскому духовенству. Еще, в 40-х
годах, при Архиепископе Ниле
указывалось настоящее
обстоятельство, каковое
Высокопреосвященный Нил преследовал.
Напр. в Вилюйской церкви весь причт
состоял из 2 священников, диакона и 6
причетников и все они состояли в
родстве между собою, кроме диакона.
При Сунтарской церкви весь причт
состоял в близком родстве, то же
самое было и при Синской церкви.33
Озабочиваясь всем выше изложенным, а
главным образом о трудности
управления Якутскою и Камчатскою
епархиями, Высокопреосвященный
Иннокентий хлопотал о
самостоятельности Якутской епархии
и в крайнем случае — об образовании
отдельнаго викариатства.
Чичимахская часовня.
Идя на встречу желаниям
Архиепископа Иннокентия и главным
образом, сообразуясь с интересами и
нуждами Якутскаго края, по
Высочайшему повелению от 11 Января 1858
г., Синод постановил: с перемещением
Камчатской епархии на Амур,
назначить особаго викария в Якутск. В
кандидаты на Якутскую кафедру Синод
наметил поставить лицо «из местнаго
духовенства по тому уважению, что
Якутский край, по своим особенностям,
требует исключительнаго изучения
местности и даже знания
Преосвященным туземнаго языка».34
Выбор пал на Красноярскаго
протоиерея Петра Попова, известнаго
по своим качествам Архиепископу
Иннокентию и 10 Февраля 1860 г.
Архиепископ Иннокентий выехал из
Якутска в Иркутск для посвящения
протоиерея Петра Попова во епископа.
4 Марта 1860 г. в Иркутске было
наречение протоиерея Петра Попова,
при чем дано было ему имя Павел, 6-го
хиротония во епископа. 15 Марта того
же года вновь посвященный епископ
Павел отправился уже к месту своего
служения в Якутск.35
Продолжателем дела Архиепископа
Иннокентия в Якутском крае, теперь
является его викарий, Епископ Павел,
труды котораго, главным образом, были
направлены к дальнейшему успеху
переводческаго дела и применения на
практике церковных богослужений и
собеседований на якутском языке.
Духовное Правление от 4 Мая 1860 г. по
утверждении Преосвященным Павлом,
постановило учредить постоянное
служение ранней литургии на Якутском
языке в городской Преображенской
церкви, как более посещаемой
жительствующими якутами. Раннюю
литургию, должны по составленному
расписанию, отправлять все
священники города по очереди,
знающие якутский язык. О том же
предписать и уездным священникам,
через благочинных, чтобы они в своих
церквах, где прихожане якуты, все
богослужения и все требы отправляли
на якутском языке. Преосвященный
Павел, также предписал подтвердить
причтам, чтобы они при всяком удобном
и благоприятном случае, наставляли
прихожан православной вере и
молитвами и в праздничные дни, под
конец литургии вслух всех
предстоящих громогласно и четко
прочитывали бы молитву Иисусову,
Господню, Богородичную, Символ Веры и
10 Божиих заповедей для якутов — по
якутски. На ряду с этим болшое
внимание было обращено на
произнесение катехизических
поучений. Священник Преображенской
церкви Мих. Трифонов представил в
Январе 1861 г. ведомость о детях,
собиравшихся с 8 Ноября 1859 г. по 31
Декабря 1860 г. для слушания
катехизических поучений и писал: « в
течение этого времени детям внушаемы
были истины христианского учения,
преимущественно те, которыя не
всегда доведется им вычитать или
слышать от родителей и наставников
гражданских училищ. Внимание и
усердие детей дают большую надежду
видеть успехи. Простота слога,
нисходящая до домашняго разговора,
употребляемая мало в преподавании,
весьма привлекает детей и
способствует им удерживать почти
каждое слово мое в памяти. Особенное
же внимание мною было обращено на то,
чтобы научить детей правильно
молиться, слагать персты для
ограждения крестным знамением при
молитве и креститься не торопясь. При
этом не забыто и внушение
отвращаться того знаменования, какое
употребляют последователи моды. Цель
всех моих поучений посеять в сердцах
маленьких слушателей семена св. веры
и чистой нравственности, дабы это
юное наследие сделалось питомником
для будущих сынов и дщерей Церкви
Божией.36 Всех детей, как видно
из ведомости, приходило на поучения
от 17 до 47 чел. То же самое делал и
причт городской Предтеченской
церкви, где поучения якутским детям
преподавалось на их родном языке.37
Архиепископ Иннокентий, вследствие
ходатайства городской
Преображенской церкви о разрешении
напечатать переложенную на якутский
язык пасхальную службу, от 24 Мая 1862 г.
ходатайствовал с своей стороны пред
Св. Синодом об учреждении в г.Якутске
из лиц духовнаго Цензурнаго Комитета
и печатании переводческих трудов в
Якутской типографии. Св. Синод указом
от 6 Сент. 1862 г. за № 4537, удовлетворил
означенное ходатайство и тогда же в
Якутске был учрежден Цензурный
Комитет.38 В 1863 г. Членом
Цензурнаго Комитета был протоиерей Д.Хитров
и он же корректором по печатанию
переводческих трудов. В 1862 г. посетив
Якутск Архиепископ Иннокентий и в
своем письме к Митрополиту Филарету
писал, между прочим: «что же касается
до якутов, то, нельзя не воздать
благодарность Господу,
благоволившему даровать им книги на
их языке. Много видно пользы от этого
и в особенности от совершения служб
на их языке в г.Якутске, при которой
всегда присутствует сам
Преосвященный викарий и после
котораго сам же поучает их через
толмача. Не без утешения могу сказать,
что Якутская паства видимо
благоустрояется, можно сказать, во
всех отношениях».39 В это время
среди чукчей продолжал трудиться
священ. П.Суворов, которым крещены: в
1860 г. — 48 чел., в 1861 г. — 23 чел., в 1862 г. —
20 чел., в 1863 г. — 16 чел. в Апреле месяце,
всего в этом году крещено им 96 чел.; в
1864 г. — 19 чел. и в 1866 г. он
путешествовал на Шелаевский мыс, где
крестили 40 человек чукчей.40
Высочайшим указом от 7 Июля 1867 г.
ректору Якутской Духовной Семинарии
протоиерею Дим. Хитрову повелено
быть викарием Камчатской епархии, с
саном епископа Якутскаго. Назначение
протоиерея Д.Хитрова было особенно
ценно для Якутскаго края, как
человека, знающего якутский язык,
обычаи и нравы туземцев и не мало
потрудившагося миссионером в этом
отдаленном крае.
Архиепископ Иннокентий, для
котораго интересы Якутскаго края
были дороги и важны, говоря о
епископстве прот. Хитрова, говорил: «лучшаго
для Якутской епархии не найти».41
Хиротония прот. Хитрова была
совершена в Благовещенске 9 Февр. 1868 г.,
при чем имя его Димитрий было
переименовано на Дионисия.
Возвратившись в Якутск,
Преосвященный Дионисий в Ноябре
месяце 1868 г. предпринял далекое и
трудное путешествие в Колымский край,
к чукчам. Это был первый епископ,
посетивший эту часть Якутской обл. В
своих записках об этом путешествии,
Епископ Дионисий обрисовал, какия
труды и лишения пришлось ему
вытерпеть на пути... тундры, пустыни,
жестокие морозы... были обычными
спутниками Владыки в этих
путешествиях. На пути им были
обозреваемы церкви и приходы. В
Якутск Преосвященный Дионисий
возвратился в Апреле месяце 1869 г.
Вспоминая тяжелыя лишения,
испытанныя им на пути, особенно
морозы, Преосвященный Дионисий, в
письме одному лицу писал: «за то,
какую теплоту я встретил в сердцах
своих пасомых... За несколько сот
верст они выезжали мне навстречу за
принятием благословения. А какия
везде воздавали моему окаянству
поклонения, о том стыдно и передавать:
даже некрещенные чукчи падали ниц и
потом уже принимали благословение и
лобызали руки. А тунгусы прежде
принятия благословения делают три
земных поклонения и потом уже
обращаются за благословением и опять
поклон земной. Извольте-ка
обнаженною десницею благословить их
сот пять человек при 50 градусном
морозе. Как я не убеждал их, чтобы они
не творили мне земных поклонов, но
слова мои остались без успеха. Они
говорят: «и простому священнику мы
кланяемся в ноги, как же можно
Архиерея то сравнить со священником..?
А какая простота в их обычаях и
образе жизни... Многому бы следовало
нам у них поучиться... из этих детей
природы можно бы прямо уготовать
сынов Божиих по благодати, если бы
были хорошие миссионеры».42 1870 г.
был для Якутскаго края
знаменательный и исторический. 12
Января 1870 г. открыта самостоятельная
Якутская епархия, во главе с
кафедральным Епископом Дионисием (Хитровым)
с титулом Якутскаго и Вилюйскаго.43
По его ходатайству учреждена в
Якутске Духовная Консистория. В 1877-1880
и 1882 г.г. по почину Преосвященнаго
Дионисия собирались съезды
духовенства по вопросу об открытии в
Якутске Духовной Семинарии (открыта
Семинария в 1884 г.). В 1870 г. открыт в
Якутске Епархиальный Комитет
Православнаго Миссионерскаго
Общества. Благодаря неустанным
трудам, заботам и ходатайству
Преосвященнаго Дионисия, Якутской
епархии Высочайше были... новые штаты
к открытию 36 новых церквей и приходов,
в самых отдаленнейших уголках
епархии, где была вопиющая нужда в
этом и тем удовлетворена насущная
потребность прихожан-инородцев в их
религиозно-нравственном преуспеянии.
Вместе с этим оживлялась, заглохшая
было, деятельность церковно-приходских
школ. Преосвященный Дионисий не мало
положил забот и трудов на открытие
школ в Якутской епархии, зная, что они
являются главными пособниками
пастыря, в деле религиозно-нравственнаго
возрождения прихожан-инородцев. Зная
якутский язык, Преосв. Дионисий
обратил особенное свое внимание на
переводческую деятельность. Им
изданы, между прочим, учебныя
руководства для народных школ:
букварь, краткий катехизис,
Священная история Ветхаго и Нового
Завета.44 Им же было предпринято
второе издание богослужебных книг на
якутском языке, которое было вновь
пересмотрено, исправлено. Печаталось
это второе издание в Казани, при
содействии Братства Св. Гурия и
началось в 1883 г. Последние экземпляры
2-го издания богослужебных книг на
якутском языке были получены в
Якутске в Июле 1889 г., при чем первый
раз была напечатана служба с каноном
во Св. неделю Пасхи.45 Действия
походных церквей и за это время не
прекращались. В 1878 г. священники 2-х
походных церквей продолжали
посещать стойбища тунгусов и якутов,
кочующих по берегам р. Лены. В этом же
году свящ. Николаевской походной
церкви Преловский переезжал
Яблоновый хребет и был на реках Зее и
Силимдже, совершив путь до 3 тысяч
верст. Другой же священник Никитин
отправился вниз по Лене к берегам
Ледовитого океана для проповеди
Евангелия к тунгусам и юкагирам и
застигнутый бурей, он пробыл более 2
месяцев на одном необитаемом острове,
борясь с холодом и голодом. Спасли
тунгусы, которые доставили его на
Булун. То же самое испытал свящ.
Невский, застигнутый снежной бурей
среди озера.46
Действиями этих походных церквей
за данное время были удовлетворены
духовныя потребности кочующих
инородцев, которые не могли
регулярно являться к своим
приходским священникам.
В чукотской миссии в это время
трудился миссионер священник П.Суворов,
который, не смотря на слабость своего
здоровья, тоже не мало потрудился на
этом поприще. Преосвященный Дионисий,
когда был в Колымске, получил
согласие со стороны чукчей иметь
церковь и миссионера и намечал
вместе с ними, при помощи миссионера
Суворова, те пункты, где было
необходимо построить церковь. В 1870 г.
Православный Миссионерский Комитет
в Якутске постановил
ходатайствовать перед Синодом о
назначении для занятия
миссионерских постов в Чукотской
земле 2 или 3 миссионеров из
монашествующих и об открытии
миссионерскаго стана в Эломбале, с
увеличением прав и содержания
миссионерам. Много потрудившийся
делу миссионерства, свящ. Суворов
оставил свой пост в 1869 г.
В 1871 г. выехал в миссию молодой
священник о. И.Неверов, из окончивших
Якутскую Духовную Семинарию и за
свою службу до 1876 г. оставил по себе
память ревностнаго и безкорыстнаго
труженника. Ходатайство Якутскаго
Комитета было удовлетворено и в
половине 1873 г. прибыли в Якутск,
назначенные Синодом из монастырей
Вологодской епархии, три иеромонаха:
Дионисий, Анатолий и Агафангел,
предназначенные в Чукотскую миссию.
Первые двое прослужили делу миссии
до самой смерти, первый умер в 1883 г., а
второй в 1887 г. Агафангел по
нездоровью вскоре вернулся в Якутск.
В 1879 г. миссия была разделена на три
стана: 1) Чаунский от устья р. Колымы к
востоку по берегу Ледовитаго океана
до Шелаевского мыса и далее к
Берингову проливу, — район сидячих
чукчей; а для оленных — по р. Болькой
и от Чаунской губы вверх по Чауну. 2)
Эломбальский, простирающийся к юго-западу
от Н. Колымска по р. Большому и Малому
Анюю и кочевья, прилегающия к р.
Омолону, по направлению к
Гижигинскому тракту. Заведывание
этим станом возложено на иеромонаха
Дионисия и 3) Алазейский, к которому
отнесена вся западная тундра от
Колымы до устья Алазеи и далее к
западу до Индигирки. Этим станом
заведовал миссионер иеромонах
Анатолий, который для этого
поселился в местечке «Сенкель»,
недалеко от р. Алазеи где и устроил
часовню.47 Таким образом,
трудами Преосвящ. Дионисия Якутская
епархия стала самостоятельною и
поставлена в лучшия условия.
Значительно улучшено при нем и
любимое им дело, миссионерство. 12
Декабря 1883 г. по всеподданнейшему
докладу Св. Синоду Преосвященный
Дионисий был перемещен на Уфимскую
кафедру. Выехал он из Якутска 9
Февраля 1884 г., оставив по себе теплую
и благодарную память всей Якутской
епархии. Скончался Преосв. Дионисий в
Москве 9 Сент. 1896 г.
После Преосвящ. Дионисия был
назначен на Якутскую Кафедру
Преосвященный Иаков (.....),
прослуживший в Якутске до самой
своей смерти в 1889 г. Для ознакомления
с миссией, в видах ея улучшения,
Преосвященный Иаков в 1885-86 г.г.
посетил Колымский округ. Признавая
значение школы для инородческих
детей, как лучший и скорый проводник
в среду инородцев добрых начал и
вернейшее средство, обезпечивающее
успехи миссии, Преосв. Иаков в Январе
1885 г. открыл при монастыре специально
для обучения инородческих детей,
миссионерскую школу с пансионом.
Туда сразу было принято 17 мальчиков,
детей беднейших якутов. Вскоре стали
поступать пожертвования от
инородцев. Так, тунгуска
Олекминскаго округа, Анисия Якомина
пожертвовала капитал в 5 тысяч руб.
для учреждения на проценты капитала 2
стипендий ея имени при миссионерском
училище.48 Этим же Архипастырем
было обращено большое внимание на
учреждение церковно-приходских школ
в епархии. Из нижеследующей таблицы
мы видим, как развивалось в крае
церковно-школьное дело: в 1885-86 г.г.
было церковно-приходских школ в
Якутской области 4 с 30 учащимися; в
1886-87 г.г. — 10 школ с 90 учащимися; в 1887-88
г.г. — 13 школ с 139 учащимися и в 1888-89 г.г.
— 13 школ с 179 учащимися.49
После смерти Преосвященного Иакова,
на Якутскую кафедру вступил
Преосвященный Мелетий, прослуживший
в Якутске до 1896 г. Как миссионер (ранее
служил в Забайкальской миссии)
Преосвященный Мелетий обратил
особенное внимание на развитие этого
дела и в Якутской епархии.
Походные священники до 1883 г. не
имели определенного места
жительства, а с означенного года им
назначены определенные пункты. Так,
один проживает в г. Якутске и в
разъездах своих должен посещать
отдаленных якутов и тунгусов
Якутскаго округа по притокам р.р.
Алдана и Амги. Другой проживает в
Вилюйском округе в приходе
Угулятской церкви и посещает
отдаленнейшия стойбища тунгусов
Вилюйского округа и достигает
пределов Киренскаго (Иркутской губ.)
и Туруханского (Енис. губ.) округов,
доезжая до озера «Жессей». Третий
походный священник проживает в
Средне-Колымске и посещает якутов
отдаленных и тунгусов. Четвертый
походный священник проживает при р.
Сеемчан, приток р. Колымы в ея
верховьях в сторону Охотскаго моря, и
на разъездах своих достигает до
Гижиги и р. Колымы.
Свои действия походныя церкви
продолжали и в управление
последующих Архипастырей Якутских,
работая на пользу церкви и делая свое
незаметное дело среди необозримых
тундр далекаго севера, испытывая:
голод, холод и всякаго рода другия
лишения. Настоящий период
характеризуется как период
утверждения истин веры и
нравственности среди уже крещенных
инородцев. Если и случаются примеры
обращения в христианство, то
единичныя, потому что вся огромная
масса инородцев Якутской епархии уже
считается православною. О якутах
нужно сказать, что в настоящее время
они все христиане. Не будем по
отдельности разсматривать
управление последующих Архипастырей
Якутских, потому что они, пожиная
труды приснопамятных Архипастырей:
Иннокентия, Дионисия и Иакова,
всецело являются продолжателями их
святаго дела, пользуясь их методом и
выработанными раз и навсегда
установленными формами
миссионерской деятельности. В деле
миссионерства, главным образом, их
деятельность направлена к
утверждению среди своих пасомых —
инородцев, правил истинной
православной веры и нравственности.
Для выработки мер к улучшению
приходскаго дела среди прихожан-инородцев,
в связи с особенностями этого дела,
зависящаго от многих краевых условий,
созываются, вплоть до настоящаго
времени, Епархиальные Съезды, где
вырабатываются меры к улучшению
церковной жизни. Приход Якутской
епархии коренным образом разнится от
прихода какой либо Центральной
России и даже Западной Сибири. Если в
последних, в ведении приходскаго
священника находится село с 3-4
деревнями, на разстоянии не более 10
верст, то у священника Якутской
епархии, мы видим совершенно
противоположное этому. Якутский
приход — это целый огромный округ на
разстоянии, большей частью,
нескольких сотен верст, особенно в
северных округах Якутской епархии.
Население крайне редкое,
разбросанное отдельными кучками
друг от друга. Священнику, чтобы
удовлетворить религиозныя
потребности своих пасомых,
необходимо бывает самому совершать
периодическия поездки в глубь своего
прихода, отлучаясь из дому на месяц и
даже на два. Обыкновенно, помимо
церкви, в каждом почти приходе
имеется где-нибудь в центре часовня,
которая и служит сборным местом тех
прихожан, которые почему либо не
могут приезжать в свою приходскую
церковь. Здесь то вот, во время таких
поездок, совершаются священником
всякого рода, требы: крещение
младенцев, напутствование больных,
венчание браков и пр. Обыкновенно
такия разъезды совершаются летом, во
время Петрова поста или Успенскаго,
чтобы дать возможность прихожанам
говеть и приобщить их Св. Тайн... Такие
необычные условия пастырской жизни в
Якутской епархии требуют и особой
пастырской практики. Помимо всего
этого, священнику приходится, во
время исполнения церковных треб,
принимать в соображение те порядки и
обычаи, которые создаются
национальными обычаями прихожан.
Особенно это отражается на браке. У
якутов возможны случаи внебрачного
сожительства, если жених уплатил
полную стоимость «калыма». В данном
случае жених вправе взять к себе на
дом невесту и жить с ней, потому что
он уже уплатил за нее «калым»,
согласно их юридическому праву, она
уже является теперь собственностью
мужа. Церковь же, конечно, не может
допустить таких браков, помимо
церковнаго таинства. В пастырской
практике всегда приходится иметь
дело с подобными случаями...
обыкновенно приезжают, большей
частью, венчаться в церковь, уже
после совместнаго жительства. Иначе
говоря, приходится наблюдать какое-то
своеобразное смешение прежних
языческих обычаев с христианскими
требованиями. То же самое приходится
видеть при отпевании умерших. Живя
далеко от церкви, где нибудь в глуши,
умерший якут, естественно не может
сразу сподобиться христианского
отпетия, и потому Якутская церковная
практика, сделала особый род «заочных
отпетий». Это обыкновенно
совершается во время поездок
священника по приходу. Приглашается
священник на могилу уже погребеннаго
лица или даже в дом, и тут совершает
обряд отпевания. Вообще нужно
сказать, что при всех, почти,
требоисправлениях священнику
приходится сталкиваться с
особенностями национального быта
своих прихожан, с которыми и нельзя
не считаться, потому, что они большей
частью являются, как мы уже сказали,
следствием не только старых
священных для них традиций, но и
климатическими и географическими
особенностями страны. С другой
стороны, приходское управление,
заведующее церковным хозяйством,
способ содержания духовенства,
обезпеченных от прихожан, в
большинстве, землею, создает также
особыя формы управления. Для решения
каких либо приходских дел собираются
«сходы» прихожан, во главе своих
князей-родоначальников, вместе с
церковным старостой. На этих сходах
священнику уже всегда приходится
считаться с национальными порядками
своих прихожан. При раскладке денег
на ремонт церкви или что другое,
сборы пожертвований, размежевание
приходских или как здесь называют «церковных»
земель, особенно приходится брать во
внимание их инородческое право.
Считаясь с этим, естественно
приходится видеть столкновение с
некоторыми церковными узаконениями
и проч. Все это создает ряд мер,
приспособляющих для урегулирования
всего этого. И вот подобные случаи в
пастырской практике священника и в
приходском управлении, требуют
особых мер, которыя подходили бы и
соответствовали к быту прихожан... И
вот для всего этого собираются
периодически Епархиальные Съезды в
Якутской епархии, где и решаются
многие недоуменные случаи церковной
и приходской жизни. Здесь
вырабатываются особыя меры для
упорядочения приходской и церковной
жизни. Можно сказать, что каждый из
батюшек Съезда несет с собою что
нибудь особенное из своей приходской
жизни, что для него кажется
недоуменным. И, действительно, для
Якутскаго Епископа требуется «мудрость»
Архипастыря, для урегулирования
приходской жизни без создания
коллизий между церковными правилами
и узаконениями с одной стороны, и
обычным инородческим правом с другой
стороны. Иначе говоря, в настоящее
время задача Церкви в Якутской
епархии создать такой церковный
строй веры, который не был бы в ущерб
как церковным канонам, так и
национальным традициям инородческой
массы.
Специальная же миссионерская
проповедь в настоящее время
отодвинулась в самый северо-восточный
угол области, где с успехом работает
Чукотская миссия среди язычников-чукчей,
в составе Сенкельскаго и
Эломбальскаго станов. По отчету
миссионера за 1913 г., в с. Пантелеих
строится храм для Чукотской миссии. В
Сенкельском стане миссионер
содержал у себя школу для 6-7
мальчиков на полном пансионе из
тунгусских и чукотских детей. За 1913 г.
крещено чукчей и ламутов 11 человек.50
Не прерывают свою деятельность и
походныя церкви. Из отчета за 1914 г.
Якутскаго Комитета Православнаго
Миссионерскаго Общества видно, что
свящ. Благовещенский походной церкви
с 1910 г. прикомандирован к приходу
Олекминскаго Собора и посещает
стойбища тунгусов, кочующих по р.
Олекме и ея притокам. Второй походный
причт имеет постоянное
местопребывание на Оймяконе при
Сеемчанской церкви.
Особенно была успешна поездка за
этот год священника Угулятской
церкви А.Попова, который посетил
кочевья тунгусов по р.р. Тюне, Моме,
Оленеку и их притокам, также по р.
Анадыре и ея притокам почти до самого
Ледовитаго океана. Докладывая о
своей поездке, он между прочим пишет:
«никогда я не переносил столько
трудностей, как в эту мою поездку. Это
отчасти можно подтвердить тем
обстоятельством, что в дымной
тунгусской урасе (палатке) на снегу
нам пришлось ночевать более 28 ночей,
переносить много раз снеговыя вьюги,
которыя на тундре, лишенной всякой
растительности, достигают ужасных
размеров». В эту поездку совершено им
4700 верст. За означенное время
исповедано и приобщено Св. Тайн
тунгусов обоего пола 641 чел.
Просвещено св. крещением 43 чел. Кроме
этого исправлены и прочия церковныя
требы.51 Не меньше трудностей
вынес и Нельканский священник М.Голомарев,
совершивший путешествие по р. Учур и
до Аяна и посетивший бродячих
тунгусов Мякширскаго и
Кеорбугдинскаго родов.
Таким образом, вплоть до настоящаго
времени совершаются действия
походных церквей, приносящих большую
пользу той части населения, которая
по своим условиям, не может посещать
свои приходския церкви и
удовлетворять свои религиозныя
потребности. Необходимо заметить,
что в 1899 г. по мысли Преосвященнаго
Никанора Епископа Якутскаго, была
образована в г.Якутске Переводческая
Комиссия, целью которой было, прежде
всего, собрать все переводы,
издающиеся на якутском и других
инородческих языках и, составивши
реестр переведенных, приняться за
печатание и издание религ.-нравственных
произведений, переведенных вновь и
за проверку и просмотр старых
переводов.
Из отчета этой Комиссии за 1914 г.
видно, что в означенном году
закончено печатанием 4 следующих
переводов: 1) «Как нужно веровать,
жить и молиться» — перевод
протоиерея В.Бережнова в 1000 экз.; 2) «Омут,
из котораго необходимо выплыть,
иначе погибнет Русь», — перевод свящ.
Ф.Сивцева в 2000 экземпл. 3) «Простыя
речи о великих делах Божиих» —
Архиепископа Макария Томскаго,
перевод священников Г.Попова, Ф.Сивцева
и др. в 200 экз. и 4) «Сборник поучений и
бесед на разные случаи на якутском
языке».52 Таким образом
просветительная деятельность
Переводческой Комиссии является
одним из необходимых средств к
преуспеянию инородцев в правилах св.
веры и нравственности, преподаваемая
на их родном языке. На ряду с этим, так
же увеличивается сеть церквей,
приходских школ в крае, где большей
частью обучаются инородческие дети,
воспитывающиеся в духе св.
православной церкви. В 1910-11 учебных
годах церковно-приходских школ в
Якутской епархии было 49, из которых 47
одноклассных и 2 двухклассных.
В 1914 г. по резолюции Преосвященнаго
Мелетия Епископа Якутскаго, от 10
Ноября того же года, возникло
Якутское Православное Братство во
имя Христа Спасителя при Якутском
Спасском Монастыре, где в Уставе на
первое место выдвинут параграф: «в
просвещении инородческого населения
Якутской епархии в духе Св.
Православной веры и благочестия,
преданности и любви к Государю и к
общему для всех, обитающих в Империи
народов, отечеству».53 Таким
образом, общими усилиями и трудами
представителей Церкви в крае и
общества, замечается религиозно-нравственное
оживление, направленное к привитию
твердых христианских начал среди
инородцев Якутской епархии, живущих
и до настоящего времени, в духе
какого то «двоеверия» —
христианскаго и остатков прошлаго —
языческаго.
В заключение считаем необходимым
приложить нижеследующую таблицу
количества просвященных св.
крещением за 30 отчетных лет, начиная
с 1870 г. и кончая 1899 г. по Якутской
миссии:
Итого за означенное время
просвещено св. крещением 717 чел.54
Если сравнить эту цифру обращенных
Якутской миссией с другими, то
естественно, само собой, является
вопрос: почему же в Якутской миссии
мало обращенных из язычества в
православие, тогда как в других
миссиях, напр. в Иркутской, Алтайской
обращаются тысячи, а в Якутской —
только сотни? Причины такого
кажущагося неуспеха нашей миссии
происходят в силу чисто исторических
обстоятельств, благоприятно
сложившихся для Якутской епархии.
Здесь нет ни одного язычника, и есть
только в Чукотской земле, в
сравнительно, в небольшой территории.
Нередко случается, что миссионер, при
разъездах своих на пространстве
1000-1500 верст встретит всего одно-два
семейства и в них один-два
некрещенных, или же все уже крещенные.
Таким образом дело миссионера здесь
ограничивается крещением детей,
венчанием браков, а это уже не входит
в цифровую ведомость обращенных.
Вообще при условиях жизни бродячих
племен невозможно их гуртовое
обращение, как это в других миссиях,
где большинство язычники и живут
оседло.
Обнимая взором более 250-летнюю
историю христианскаго просвещения в
Якутском крае, необходимо сказать,
что история эта весьма поучительна и
весьма характерна. Здесь мы не видим,
почти, никакой борьбы. Язычество
падало, без всякаго видимого
сопротивления. Этот исключительный
успех христианства зависел главным
образом, от того, что язычество ничем
не могло противостоять христианству.
Господствующий здесь шаманизм с его
примитивными воззрениями, был
совершенно неспособен к борьбе, так
как не содержал в себе ничего
сложнаго, а главным образом,
служители его — шаманы, не имели той
нетерпимости, какая наблюдается в
прочих нехристианских религиях,
более высшаго характера, чем
шаманство. Не обладая сложными
теоретическими данными, ни
традициями прошлаго, ни кастовой
обособленностью... шаманство
представляло из себя крайне шаткую
систему и легко поддавалось влиянию
извне. Здесь мы совершенно не
встречаем того, что видим в
противоламаистских миссиях, где ламы
являются ярыми противниками
христианской проповеди, и всеми,
имеющимися в их руках, средствами
противостоят ей. Нет. В Якутской
области, дело христианской проповеди
шло тихо и незаметно, без крупных
потрясений, без трещин... народ сразу
воспринимал истину христианства,
отказываясь от языческих своих
заблуждений, так как он не видел в них
ничего отраднаго, ничего
авторитетнаго и устойчиваго. В этом
отношении, в «безболезненном»
восприятии инородцами Якутской
области христианства, история
миссионерства в крае — весьма
поучительна и характерна.
1. Сумароков. Миссионеры в Сибири.
Христ. чтения, 1884 г. стр. 335.
2. Арх. Як. Дух. Конс. 1844 г. № 955,
разнородныя дела.
3. Архив Як. Дух. Конс. Дела
разнородныя за 1844 г. № 955.
4. Барсуков. Памяти Дионисия —
Епископа Як. и Вил. стр. 12.
5. Барсуков. Памяти Еп. Дионисия. стр.
13.
6. Арх. Як. Дух. Конс. Дела разнор. 1846 г.
№ 955.
7. Як. Еп. Вед.: 1909 г. № 13-14. стр. 212.
8. Як. Еп. Вед. 1909 г. № 21, стр. 830—831.
9. Архив Як. Дух. Конс. Разнор. дела 1846
г. за № 955. стр. 187-188.
(*) В 1848 г. священником Чурапчинской
ц. Петром Поповым крещены: 3 мужч. и 8
женщ., в возрасте от 8 до 85 лет. (Арх. Як.
Дух. Конс. № 1017, разнородныя дела).
10. Як. Еп. Вед. 1902 г. № 3 и 4.
11. Арх. Як. Дух. Конс. Дело 1847 г. за №
1847.
12. Арх. Як. Дух. Конс. Дело 1847 г. № 981 о
постройке церкви на месте «Хогу».
13. Арх. Як. Дух. Конс. Дело 1848 г. № 989.
14. Як. Еп. Вед. 1895 г. № 12, стр. 186.
15. Барсуков. Епископ Иннокентий —
Митрополит Московский. Стр. 326.
16. Журнал Мин. Нар. Пр. 1859 г. Декабрь.
Просвещение племени якутов богосл.
на их языке. Смесь — стр. 169 — 170.
17. Русский Вестник. Том 198. — 1888 г.
Струве. Воспоминания о Сибири.
18. Барсуков. Памяти Дионисия —
Епископа Якутскаго. Стр. 32.
19. Там же.
20. Як. Еп. Вед. 1900 г. № 10. стр. 120 — 121.
21. Барсуков. Иннокентий —
Митрополит Московский. стр. 467.
22. Там же, ст. 337.
23. Як. Еп. Вед. 1897 г. № 1. стр. 10-13 и № 2,
стр. 20-21.
24. Русский Вестник. 1882 г. т. 199. Ноябрь.
Сугорский. «Митрополит Иннокентий на
крайнем Востоке». 190 стр.
25. Барсуков. Иннокентий —
Митрополит Московский. стр. 466.
26. Сумароков. Миссионеры в Сибири.
Христ. Чтения, ч. II, стр. 337-338.
27. Як. Еп. Вед. 1910 г. № 5, стр. 94.
28. Як. Еп. Вед. 1910 г. № 14, стр. 273—274.
29. Як. Еп. Вед. 1895 г. № 16, стр. 245—246.
30. Барсуков. Памяти Дионисия —
Епископа Якутскаго, стр. 38.
31. Там же, стр. 124-126.
32. См. там же, стр. 118.
33. Архив Як. Дух. Кон. Дело 1842 г. № 909,
разн. предл.
34. Странник, 1860 г. Май. Соврем.
хроника, стр. 143-146.
35. Барсуков. Митрополит Иннокентий.
стр. 481.
36. Як. Еп. Вед. 1911 г. № 5, стр. 70—73.
37. Як. Еп. Вед. 1911 г. № 5, стр. 70—73.
38. Якут. Еп. Вед. 1902 г. № 23, стр. 383—385.
39. Як. Еп. Вед. 1912 г. № 16, стр. 270.
40. Як. Еп. Вед. 1910 г. № 14, стр. 274—276.
41. Барсуков. Памяти Дионисия, стр. 43.
42. Барсуков. Памяти Дионисия —
Епископа Якутскаго и Вилюйскаго, стр.
77—78.
43. Барсуков. Е.Дионисий. стр. 83.
44. Як. Еп. Вед. 1891 г. № 15, стр. 181.
45. Барсуков. Памяти Е.Дионисия, стр.
87.
46. Сумароков. Миссионеры в Сибири.
Христ. Чт. 1884 г. 2 ч. стр. 838.
47. Як. Еп. Вед. 1895 г. № 15, стр. 231.
48. Як. Еп. Вед. 1895 г. № 15, стр. 232—233.
49. Як. Еп. Вед. 1895 г. № 16, стр. 247.
50. Як. Еп. Вед. 1914 г. № 15, 294—295 стр.
51. Як. Еп. Вед. 1915 г. № 12, стр. 228—229.
52. Як. Еп. Вед. 1915 г. № 16, стр. 314.
53. Як. Еп. Вед. 1915 г. № 9, стр. 167.
54. Прот. Смирнов. Очерк
историческаго развития и
современного состояния Русской
Православной Миссии. Стр. 67.
|