На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Александр МИГАЛКИН

Внешние связи Республики Саха (Якутия):
проблемы и перспективы

Рубеж двух веков, канун третьего тысячелетия — время подведения итогов, анализа накопленного опыта и обозначения перспектив на будущее.

События минувших лет отличались необычайным динамизмом во многих сферах жизни нашей республики, в том числе в международных и внешнеэкономических связях. Последние — это совершенно новая область деятельности для нашей республики, создававшаяся одновременно с обретением республикой государственного суверенитета. Более того, международные и внешнеэкономические связи Якутии стали возможными только благодаря ее новому статусу.

В этом году исполнится десять лет Декларации о государственном суверенитете Республики Саха (Якутия). Беглый ретроспективный обзор этого, хотя и короткого по историческим меркам, периода не в состоянии отразить все политическое, экономическое и психологическое многообразие суверенитета.

Принятие Декларации имеет обширный международный контекст, так как в становлении суверенитета существенную роль сыграли и внешние обстоятельства, глубокие перемены, происходящие на рубеже веков. Одна из особенностей данного процесса — международная активизация российских регионов, достигшая значительных масштабов. Сегодня это уже явление общемирового порядка, неотъемлемая часть международных отношений.

Вместе с тем, активность регионов еще не стала предметом широкого международно-правового регулирования. Международное публичное право не затрагивает вопросы правосубъектности регионов, за исключением самого общего подхода: их внешняя деятельность не может нарушать общепризнанных принципов и норм международного права. Таким образом, правомочность членов федераций в международных отношениях и ее пределы устанавливаются конституционным, внутригосударственным правом.

Якутия делала свои первые шаги в области внешних связей, не имея ни исторических традиций самостоятельной деятельности на международной арене, ни подготовленных дипломатических кадров, ни собственных загранпредставительств.

Другими словами, создавать систему внешних связей РС (Я) приходилось с самых азов. Сегодня наша республика сотрудничает с десятками зарубежных государств и регионов. Немало усилий приложено для участия республики в деятельности таких международных организаций, как ЮНЕСКО, Северный Форум, Ассоциация региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), специализированные учреждения ООН (МОЗ, МОТ, Программа развития ООН).

Относительно быстро были открыты представительства в странах ближнего и дальнего зарубежья: Республике Казахстан, Украине, Латвии, Японии, Канаде.

Международные успехи, достигнутые в короткий срок, несмотря на полное отсутствие какой-либо базы, вселяют уверенность в перспективность развития внешних связей Якутии.

Основополагающим политико-правовым фактором внешних связей Республики Саха (Якутия) стал подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между Россией и субъектами Федерации.

Федеративный договор признал республики в составе Российской Федерации «самостоятельными участниками международных и внешнеэкономических отношений...».

Анализируя историю внешних связей РС (Я), можно выделить в ней два этапа. Начальный и самый короткий этап (весна 1991 г. — зима 1992 г.) определяется взаимоотношениями соответствующих учреждений республики с внешнеполитическими ведомствами России, в частности, Министерством иностранных дел и Министерством внешних экономических связей России.

Характерной чертой данного этапа является поиск своей линии поведения в международных делах, собственной идентификации в окружающем мире. В то время мы не рассчитывали на действенную поддержку со стороны федеральных властей. Внешнеполитические ведомства России были заняты поиском своего места в глобальном контексте международных отношений. Стремление регионов к определенной самостоятельности на международной арене ими воспринималось как случайное и малозначительное явление. В такой ситуации международная и внешнеэкономическая деятельность республики могла опираться лишь на собственные силы.

Поэтому важной задачей первого этапа было утверждение Якутии в качестве самостоятельного участника международной деятельности. Во многом этим объясняется стремление республики выйти на прямые контакты с зарубежными странами. Итогом этой деятельности стало подписание межправительственных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с Латвией и Монголией. Политическое значение этих документов заключается в признании нашей республики в качестве самостоятельного участника международных и внешнеэкономических отношений.

Все это способствовало осознанию российскими властями необходимости налаживания взаимодействия с региональными властями. Двусторонние консультации в области международных и внешнеэкономических связей привели к подписанию протоколов о сотрудничестве между Министерством внешних связей Республики Саха (Якутия) и Министерством иностранных дел РФ, а также аналогичного документа с Министерством внешнеэкономических связей Российской Федерации. Эти документы — не только историческое свидетельство политического компромисса между Федеральным центром и Правительством республики, но и документальное признание роли региона в осуществлении внешних связей. Они положили начало равноправным и деловым отношениям между республиканскими и федеральными ведомствами, наметили пути дальнейшего развития внешних связей республики.

Важным моментом второго этапа развития внешних связей республики стало заключение Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Саха (Якутия) и Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Саха (Якутия) о разграничении предметов ведения и полномочий в области международных и внешнеэкономических связей.

Должен отметить, что Министерство внешних связей Якутии поддерживает постоянный контакт с различными территориальными и функциональными подразделениями Министерства иностранных дел и Министерства экономического развития и торговли (бывшее Министерство внешнеэкономических связей) Российской Федерации. Значительно укрепилась и возросла эффективность взаимодействия с МИД и Минторгом России в результате создания Департамента по связям с субъектами Федерации, парламентом и общественно-политическими организациями (ДСПО) МИД РФ и Главного управления координации внешнеэкономической деятельности субъектов Федерации МВЭС РФ в 1993 году.

Основным вопросом, обсуждаемым с федеральными министерствами, является вопрос об участии представителей республики в международных и внешнеэкономических делах России, прежде всего в тех, в которых заинтересована Республика Саха (Якутия). Многие международные инициативы Якутии были претворены в жизнь при активной поддержке и содействии МИД России. Большую роль в становлении внешних связей Якутии сыграли бывший первый заместитель министра иностранных дел, ныне министр И. С. Иванов, а также руководившие в разное время ДСПО Блохин А.В. — ныне министр по делам Федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации и Матвиенко В.И. — ныне заместитель Председателя Правительства России.

Ведущая роль в организации и становлении системы внешних связей Якутии в качестве субъекта Российской Федерации, активно развивающего свои международные и внешнеэкономические связи, принадлежит Министерству внешних связей Республики Саха (Якутия). Много новых инициатив по решению исключительно сложных вопросов установления новых взаимоотношений в этой сфере исходило из нашего министерства.

Находящаяся на поверхности протокольная часть работы министерства — это только малая толика огромных усилий, прилагаемых сотрудниками и руководством министерства для установления дружеских и взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами и международными организациями. Во многом благодаря МВС наша республика получила возможность говорить на равных с многими странами, самостоятельно определять свой путь и свое место в мировом сообществе. Кто знал Якутию несколько лет назад? В каких странах она была известна? Сейчас нас знают на многих континентах. О нас уважительно и с симпатией говорят во многих странах мира. Нам предлагают дружбу и сотрудничество многие народы мира.

Должен сказать, что Президент и Правительство республики придают большое значению международным связям. Одним из признаков такого отношения является Указ Президента «О роли Министерства внешних связей в проведении единой стратегии международной и внешнеэкономической деятельности Республики Саха (Якутия)» от 5 ноября 1999 г. Этим Указом нашему министерству передан довольно широкий круг полномочий — по координации и регулированию деятельности в области внешних связей.

МВС исходит из того, что выход республиканского бизнеса на внешний рынок — объективный процесс, как и повсюду в мире, он должен обрамляться определенными «правилами игры». Роль Министерства внешних связей в этом процессе должна заключаться в его обеспечении договорно-правовым заделом для внешнеторговых и экспортных операций, «дипломатическим сопровождением» важнейших проектов и сделок.

Предоставление наиболее благоприятных условий для продвижения наших товаров на рынки иностранных государств — дело непростое, так как речь идет об экономической конкуренции. Поэтому было бы наивно предполагать, что перед нами сразу откроются все двери. Мы должны научиться экономическими методами бороться за свое место на общемировом рынке.

В этой связи хотел бы несколько слов сказать о роли внешних связей, о происходящих преобразованиях в республике. Главную задачу нашего ведомства я вижу в содействии внутренним преобразованиям в республике при создании эффективной рыночной экономики и увеличении экспортно-ориентированной продукции.

Реализация внешнеэкономической стратегии, особенно на этапе выхода из кризиса и стабилизации экономики, по моему мнению, невозможна без существенного повышения роли государства в организации и осуществлении внешнеэкономической деятельности. Необходимо разработать и реализовать комплекс государственных мер, способных обеспечить последовательное претворение в жизнь намеченных стратегических целей и задач. Такие меры должны охватывать различные области и направления ВЭД.

Стратегические цели экспорта не могут ограничиваться получением валюты для оплаты импорта или сбытом продукции, невостребованной на внутреннем рынке. Экспорт должен быть устойчивым источником роста национального дохода, эффективным средством реализации конкурентных преимуществ национальной экономики в международном обмене.

Важнейшее значение для выработки целенаправленной внешнеэкономической стратегии имеет продуманный выбор приоритетных производств, которые могли бы составить основу международной специализации республики. Нельзя рассчитывать, что такой выбор способен сделать сам рынок. Экспортные приоритеты, как подтверждает практика зарубежных стран, наиболее успешно выступающих на международных рынках, необходимо определять, ориентируясь не только на текущее соотношение спроса и предложения, но, прежде всего, на устойчивые тенденции национального и мирового развития. Они должны вытекать из направлений структурно-инвестиционной стратегии государства и учитывать не только нынешние, но и потенциальные возможности реализации национальных конкурентных преимуществ на зарубежных рынках. Иначе говоря, нужна научно обоснованная программа повышения международной конкурентоспособности нашей продукции.

Что делается для этого? Прежде всего, установлены прямые торгово-экономические отношения с зарубежными партнерами. На сегодняшний день мы прошли этап включения в международное сотрудничество. Якутия подписала целый ряд соглашений с иностранными государствами, международными организациями и зарубежными компаниями. Все это создает прочную правовую базу для развития торгово-экономических отношений. Без нее говорить о каком-либо международном экономическом сотрудничестве не приходится.

Совместно с Министерством экономики и прогнозирования и Институтом региональной экономики подготовлены проекты Концепции развития экспортно-ориентированных отраслей экономики Республики Саха (Якутия) и Программа реализации внешнеэкономического потенциала Республики Саха (Якутия) в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Сегодня наступило время претворения в жизнь договоренностей, заключенных в подписанных документах. Работа, проводимая в рамках нашего министерства, не гарантирует полного выполнения принятых соглашений, так как выполнение в полном объеме принятых обязательств зависит от множества факторов, самым главным из которых является общее состояние экономики.

В связи с вышеперечисленным, вполне правомерен вопрос: каковы же основные направления внешних связей Республики Саха (Якутия)? По нашему убеждению, в силу северо-восточного геополитического положения Якутии, ее внешние связи должны включать в себя два основных вектора, ориентированных на Север и Восток.

Северное направление развития внешних связей рассматривается руководством республики в качестве основы будущего многостороннего сотрудничества в этом регионе.

Сотрудничество северных регионов, имеющее за собой давние историю и традиции, получило в последнее время новые импульсы в связи с образованием такой авторитетной организации, как Северный Форум. Республика Саха (Якутия) с самого начала поддержала инициативу создания сообщества губернаторов северных регионов. Это полностью соответствовало нашему убеждению, что будущее Якутии в немалой степени связано с Севером, что потенциал Севера создает благоприятные условия для развития широкого взаимовыгодного сотрудничества с соседями и с другими странами.

В Северный Форум, наряду с российскими регионами, такими, как Республика Коми, Республика Саха (Якутия), Архангельская, Магаданская, Камчатская, Сахалинская области, Ханты-Мансийский, Ненецкий, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий автономные округа, Санкт-Петербург, входят провинции Лапландия Финляндии, графства Вастерботтен и Норрботтен Швеции, региональное управление Северной Норвегии, штат Аляска США, провинции Альберта, Юкон, Северо-западные территории Канады, префектура Хоккайдо Японии, провинция Хейлунцзян Китая, провинция Дорнод Монголии.

Несмотря на «пестроту», эти регионы действуют совместно и слаженно. Претворяются в жизнь много интересных и важных проектов: «Северный морской путь», «Восточно-Западные и циркумполярные авиалинии», «Управление дикой природы», «Управление морскими ресурсами», «Мониторинг окружающей среды», «Сохранение бореальных лесов», создание «Банка реконструкции и развития Арктики», «Академии наук Северного Форума» и т.д.

Республика Саха (Якутия) активно принимает участие в региональном сотрудничестве на Севере и в Арктике, в том числе и в рамках межправительственной организации Арктический Совет.

Арктический Совет был основан в 1996 году восемью приарктическими государствами мира (Россия, США, Канада, Исландия, Швеция, Норвегия, Финляндия и Дания). Представители Якутии принимали участие в создании этой международной организации в составе российской делегации.

Главной целью Арктического Совета является устойчивое экономическое и социальное развитие Арктического региона, укрепление здоровья и сохранение культуры коренного населения. Деятельность этой организации направлена на охрану окружающей среды Арктики: поддержание биоразнообразия, сохранение и разумное использование ее природных ресурсов.

Республика Саха (Якутия) выступает с предложениями по поэтапному переходу к многостороннему сотрудничеству на Севере. Вот основные элементы этой стратегии:

Во-первых, политическим инструментом регионального сотрудничества на Севере должен стать Арктический Совет, который способен координировать работу субрегиональных организаций.

Во-вторых, хорошо отлаженный механизм, функционирующий на основе критериев экономической эффективности и территориальной сбалансированности, является не просто одним из важнейших инструментов интеграции, но и одним из основных ее компонентов.

К основным направлениям сотрудничества в экономической организации можно было бы отнести промышленность, транспорт, связь, обмен экономической и коммерческой информацией, энергетику, добычу и переработку минерального сырья, сельское хозяйство и агрокомплекс, научно-техническую сферу.

Только объединив усилия и через конкретные проекты можно решить такие проблемы северного региона, как охрана и улучшение экологической обстановки.

В конечном счете, все вышеперечисленное является существенным вкладом в общерегиональное сотрудничество.

Другим важным направлением регионального сотрудничества Республики Саха (Якутия) является Азиатско-Тихоокеанский регион.

Стратегической целью Республики Саха (Якутия) в Азиатско-Тихоокеанском регионе является подключение к экономическим процессам в АТР. Это стремление согласуется с российской внешней политикой в Азии.

Процесс формирования национальных и региональных рынков в Российской Федерации и создания общерегиональных структур в АТР позволит нашей республике интегрироваться в мирохозяйственные связи.

Сотрудничество должно осуществляться в следующих аспектах: создание условий для совместной разработки природных ресурсов, развитие торговли и промышленности, науки, технологий, транспорта, телекоммуникаций, туризма, сельского хозяйства и рыболовства. Республика Саха (Якутия) только начинает осваивать инструментарий совместных действий, и крайне важно, чтобы регионы действовали сообща.

Наконец, мы рассчитываем активнее включиться в деятельность региональных экономических организаций. Через участие в экономических институтах республике предоставляется возможность достаточно быстро войти в международное экономическое пространство и оптимизировать свою специализацию в международном разделении труда. Для этого важно сотрудничать с такими ведущими организациями, как Тихоокеанский экономический совет (ТЭС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Совет по Тихоокеанскому экономическому сотрудничеству (СТЭС) и т.д.

Наша республика участвует в работе Российского национального комитета по азиатско-тихоокеанскому сотрудничеству (РНКТЭС). В задачи РНКТЭС входит обеспечение участия российской стороны (с участием представителей регионов России) в СТЭС, в ее отраслевых рабочих группах, а также установление деловых контактов с другими организациями региона.

В настоящее время Республика Саха (Якутия) совместно с другими регионами Дальнего Востока и Сибири разрабатывает предложения в адрес Президента и Правительства Российской Федерации о мерах по стимулированию внешнеэкономической и международной деятельности субъектов Российской Федерации. Речь идет о предоставлении государственных гарантий и льгот иностранным инвесторам, приоритетном выделении иностранных кредитов, получаемых по линии Правительства Российской Федерации, о формировании и развитии свободных экономических зон.

Важной стороной регионального сотрудничества в АТР является развитие связей с хозяйствующими субъектами данного региона.

Несомненным успехом Якутии в этом направлении является подписание в феврале 1995 года в Сеуле Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Корея по сотрудничеству в Республике Саха (Якутия). Этот документ создал правовую основу для широкомасштабного экономического, торгового, научного и культурного сотрудничества между Республикой Корея и Республикой Саха (Якутия).

Якутия является активным членом Ассоциации региональных администраций стран Северо-Восточной Азии (АРАССВА), созданной в сентябре 1996 года. Целью данной организации является создание системы доверительных отношений в Северо-Восточной Азии на основе принципов взаимопонимания, равноправия и взаимной выгоды.

Мы находимся в начале пути, направленного на развитие международного сотрудничества. Нам предстоит приложить немало усилий для полномасштабного использования имеющегося потенциала, повышения его эффективности и практической отдачи. Мы ищем оптимальные формы для действенной координации работы в этом направлении между региональными и федеральными органами власти.

Для выработки критериев внешнеполитической стратегии Российской Федерации в отношении зарубежных стран и для формулирования ее национальных интересов в региональном сотрудничестве необходимо выработать единую позицию Центра и регионов, ибо, когда не учитываются интересы субъектов, в чем-то ограничиваются и внешнеполитические возможности России.

В целом, итоги деятельности Республики Саха (Якутия) в рамках регионального сотрудничества можно оценить как удовлетворительные. Взят хороший темп, есть первые конкретные результаты в практических контактах и сотрудничестве. Республика наращивает свой производственный и интеллектуальный потенциал, активнее включается в международное региональное сотрудничество.

Развитие и укрепление внешних связей с зарубежными партнерами на взаимовыгодной основе — важнейшее и приоритетное направление деятельности правительства и других государственных органов республики, фактор стабилизации и роста ее экономики, повышения уровня благосостояния ее граждан.

Глубоко уверен, что укрепление роли и авторитета Российского государства в международном сообществе во многом зависит от вклада каждого отдельного региона. Руководство республики стремится последовательно и настойчиво реализовывать намеченные задачи по укреплению экономической стабильности государства, демократизации общества и развитию подлинного федерализма в России.


Александр Васильевич МИГАЛКИН, министр внешних связей Республики Саха (Якутия). В системе внешних связей республики работает с 1992 года. Начинал свою деятельность в этой области в качестве Постоянного представителя республики в Москве по международным и внешнеэкономическим связям. В 1997—1999 гг. работал Представителем Якутии в Секретариате международной организации Северный Форум в Анкоридже (Аляска, США).

 

Яндекс.Реклама
ravak лучшие цены в москве.. магия добра найти последние отзывы и добро побеждает зло.. новости шоу бизнеса новинки
Hosted by uCoz