Будущее начинается сегодня

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Людмила ЖУКОВА

Пути духовного развития России на рубеже тысячелетий

Человеческое общество характеризуют два самостоятельных, но взаимозависимых начала — материальное производство и духовная жизнь. Обе составляющие имеют причину: появление человека. Следовательно, имеют исток, целевую направленность и некую, обозреваемую с высот 2000-го года, детерминированную последовательность «знаменательных вех». «Вехи» в материальном производстве известны: «каменный», «бронзовый», «железный», «атомный (космический)» века. А далее — удел фантастов, потому что мы подошли к некоему барьеру, когда дальнейшее развитие и технический прогресс пришли в противоречие с Природой (отрицательное влияние на здоровье человека и экосистему Земли). Пришло время «передышки» и осмысления итогов технических революций ХХ века. Мы должны поставить ряд принципиальных вопросов: куда мы идем и каково будет содержание следующих «знаменательных вех», учитывая их поступательную последовательность и неистребимость технической мысли, которая угаснет лишь вместе с человечеством.

Материальное начало всегда существовало параллельно духовному, по крайней мере до ХХ века. Для России уходящее столетие — эпоха технических и духовных революций. Это время нарушения гармонии двух начал: выпячивание материального привело к ослаблению позиции духовного и к атеизму. Отрицание Бога, божественного в Природе и человеке приводит к отрицанию понятий «грех», «запрет», снимает всякие ограничения свободы слова и действия. На нынешнем рубеже столетий и тысячелетий мы пожинаем плоды атеизма и вседозволенности.

Как и в материальной, в духовной жизни человечества имеются свои особые «знаменательные вехи». Выразителем духовного является мировоззренческая, религиозная концепция. Основой многих религиозных концепций, больших и малых, является взгляд на основное природное светило, источник энергии — Солнце. Метаморфозы образа Солнца, отраженные в религиозных системах, и являются теми «знаменательными вехами»: Солнце-божество как таковое, природное светило; Солнце-божество в зоо- или орнитоморфной ипостаси; Солнце-божество в антропоморфной ипостаси. В слиянии образов солнца и человека различимы черты «культа личности», но на высшем, божественном уровне.

В ХХ веке в России в условиях атеизма произошло разделение единого, тысячелетиями слитного, образа Солнце-человека. Природное светило лишилось божественности, но последнее перешло к человеку — образу вождя. Культ божественной личности сменился культом общественной личности. Что такое «культ личности» с его положительными и, в особенности, отрицательными сторонами — на примере личностей партийных вождей Ленина и Сталина — россияне знают. Но неистребима тяга человека к духовному, к общей объединяющей идее. Стремление к общему у россиян, космополитизм русских — из-за многосоставности этнонима «русский» и особенностей географического положения страны. Снежные, холодные зимы, обширные северные владения способствуют складыванию определенных личностных качеств человека, коллективистскому качеству менталитета русских.

«Какой русский не любит зиму!»

«О север, север чародей,

Иль я тобою околдован,

Или действительно прикован

К гранитной полосе твоей».

«В каждом русском есть немного от отшельника».

Качества отшельника — склонность к «пустынности», одиночеству, непритязательность, смирение, терпение, но главное — свобода, общение с Природой и познание ее тайн. У россиянина неистребима потребность к глубокому духовному миросозерцанию. И к сопереживанию. И эта духовная потребность россиян регламентируется жесткими предписаниями правителей: христианство! атеизм! марксизм-ленинизм! В этом кроется одна из причин асоциального поведения. Внутренний протест выражается в протесте внешнем, поведенческом.

На рубеже столетий и тысячелетий в условиях отсутствия общественных идеалов и кумиров, богов и вождей, активизировались духовные искания россиян. Христианство с его «культом личности» Христа мы явно не воспринимаем глубоко, хотя открыты все «шлюзы» и почти 80% россиян — крещенные. Но сколько из них ходят в храмы? Культ сильной личности на божественном и общественном уровнях исчерпал себя, он не привлекателен. Примат Природы и ее более высших космических сил главенствуют в душах и сердцах россиян. Идеалистическая идея не чужда в новых исторических условиях, она лишь нуждается в новом концептуальном осмыслении и изложении на базе дохристианского языческого мировоззрения.

Языческое мировоззрение заключается в осознании того, что человек — дитя Природы и природа является тем же живым организмом, что и человек. Окружающий человека мир жив и состоит из тех же элементарных частиц, но лишь в другом количественном и структурном состоянии, что влечет и качественные отличия. Объекты живой природы имеют иные жизненные сроки, имеют память, реагируют на поведение человека. Поэтому носитель языческого сознания знает, что нельзя делать другому то, чего себе не пожелаешь. Не ругай и не копай попусту землю, не погань ручей, обращайся осторожно и с почтением с огнем, радуйся солнцу и всему живому, живи в гармонии с окружающим миром. Привлекательность язычества в том, что оно не навязчиво и не угнетает человека, но ориентировано на внутренний нравственный закон. Здесь в общении человека с живой природой не нужен посредник — священник, а сама Природа — храм, а не мастерская. Православное христианство за тысячу лет впитало в себя многие элементы языческих обрядов и обычаев славян; так же и языческое мировидение, возрождаемое на новом историческом витке, вбирает в себя положительный опыт предыдущих духовных «знаменательных вех».

С конца 80-х — начала 90-х г.г. ХХ века на северной окраине христианского мира все явственней набирает силу процесс возрождения самобытных национальных религий. В первую очередь это выражается в возрастании значимости и наполнении новым смыслом национальных ежегодных празднеств, знаменующих начало нового годового цикла (например, «шахадзибэ» у юкагиров, «ысыах» у якутов). Эти празднества, как правило, совпадают с днями летнего солнцестояния и обращены к солнечному светилу (антропоморфизированному у якутов). На празднествах актуализируется очистительная сила огня, совершаются ритуальные обращения к силам Природы и душам предков, совершаются ритуальные песнопения и танцы, употребляются ритуальная пища и напитки. При этом используются все возможности включения в содержание празднества других элементов национальной культуры — устного народного творчества, ритуальной и бытовой архитектуры, национальной одежды... Якутская интеллигенция активно разрабатывает национальную религиозную концепцию «Айыы итэіэлэ».

Религиозные концепции северных народов содержат духовный опыт народа, сумму практических знаний и навыков в конкретно-историческом и мифологическом обрамлении. Духовный опыт и сумму практических знаний составляют функционировавшие всегда и сохраняемые народной традицией и шаманами — основными владетелями и хранителями знаний — такие приоритетные направления, как народная педагогика, народная медицина, народная экологическая этика и др. Без сомнения, именно возрождаемые национальные религии будут определять новую обрядность XXI в. Так создаются предпосылки нового этапа в духовной жизни россиян. Включение в этот процесс великих славянских народов также неизбежно. Важно, чтобы это новое начало было своевременно и правильно осознано политическими лидерами и правильно и умело регламентировано, чтобы многообразие национальных религий не превратилось бы в религиозную бойню.

Новый этап духовной жизни россиян принесет оздоровление всему живому — и человеческой душе, и Природе с ее многообразным животным и растительным миром. Духовное начало будет неизбежно влиять и на материальное производство. Восстановление гармонии отношений духовного и материального выведет материальное производство из тупикового состояния, когда практически все сферы производственной деятельности человека оказываются опасными для его здоровья и, возможно, откроются новые горизонты в развитии науки и техники.


Людмила Николаевна ЖУКОВА, старший преподаватель лаборатории этносемиотики ФЛФ ЯГУ.

Статья публикуется в рамках программы Общественной Академии «Шаг в будущее».

 

Яндекс.Реклама
заказать цены на нефтепродукты в магазине.. уборка снега с крыш информация на форуме.. аренда щитов Краснодар.
Hosted by uCoz