На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Татьяна ОГЛЕЗНЕВА

«Жителям тамошнего края представить способ к обучению...»

(Народное образование в Якутии XIX — начала ХХ веков)

С начала XIX столетия народное образование в России пошло по пути реформ, проводимых большей частью образованным в 1804 г. Министерством народного просвещения. Школьная реформа того же года призвана была создать прочную основу для распространения грамотности и образованности среди широких народных масс. Базовыми считались приходские и уездные училища, предназначавшиеся для низших и средних сословий. Финансировались они государством, городскими и сельскими обществами, отдельными благотворителями.

Правительство М.М.Сперанского выбрало единственно верный, рациональный путь, предлагая «инородческим» обществам учреждать училища по их желанию, выбирать учителей и посылать их в центр для подготовки. Как и многие другие проекты Сперанского, это предложение опередило время и частью было осуществлено только в последней четверти XIX века. А пока образование якутского населения шло исключительно через министерские и церковно-приходские школы, открывавшиеся на тех же основаниях, что и в русских волостях. В целом «инородческие» училища ничем не отличались от школ для русского населения — из-за недостатка учителей-якутов. В них зачастую работали приезжие люди, не знающие местного языка. Это обстоятельство значительно задерживало развитие казенных школ. По мнению Н.С.Юрцовского, «при всей национальной склонности к образованию и ассимиляции с русским населением, лишь незначительная часть бурят и якутов, вплотную живших с русским населением и частью обрусевших, отдавали своих детей для обучения в церковно-приходские и министерские школы».1 Приходские и казачьи школы предназначались в основном для обучения городских детей. Следует все же отметить, что были попытки подготовки учителей — при Иркутской учительской семинарии обучались стипендиаты из числа наиболее способных учеников, окончивших приходские училища.

Замечание о «национальной склонности» к образованию обоснованно и весьма знаменательно. Этому находится немало примеров в истории просвещения в Якутии. В 1801 году при Якутском Спасском монастыре была открыта школа для «обучения якутского юношества», где держал экзамен и говорил прочувствованную речь якутский юноша, сын намского князца Дмитрий Зырянов.2 Вообще, инициатива во многих случаях шла снизу, от частных лиц и диктовалась внутренними потребностями.

В феврале 1808 года в Якутске по линии Министерства народного просвещения было открыто первое уездное училище. Интересно, что начало ему было положено в 1805 году просьбой князца Семена Васильева «о разрешении основать при Якутском монастыре школу для обучения якутов чтению и письму».3 В школе предполагалось обучать наукам 25 якутских детей. Содержание школьного здания, учителей и снабжение учебными принадлежностями Васильев полностью брал на себя. Его просьба нашла полную поддержку в правительстве, но естественным было опасение, что «со смертью основателя школа может закрыться и в таком случае необходима поддержка прочих якутских князцов». Поэтому попечитель Казанского учебного округа, к которому относилась и Якутия, нашел более целесообразным открыть в Якутске не частную школу, а уездное училище, чтобы «жителям тамошнего края представить способ к обучению». Училище было открыто на средства якутского именитого горожанина купца Якова Попова, который «успел склонить ... общество к пожертвованию под училище ... дома, для ремонта которого он пожертвовал 300 рублей, и обязывался вносить в городскую думу 1000 рублей с тем, чтобы проценты с них шли малоимущим детям». Наконец, Попов отдал училищу учебные книги и пригласил к участию в этом благотворительном заведении якутских родоначальников.4

Учебное ведомство со своей стороны взяло на себя обеспечение училища семью учителями из выпускников Иркутской учительской семинарии. Первыми учителями были коллежский асессор Иван Саблин (1 класс) и канцелярист Федор Литвинцев (2 класс). Штатная сумма из государственной казны составила 1600 рублей в год. В том же 1808 году Я.Попов пожертвовал на нужды училища еще 200 рублей. Эти шаги нашли признание и поддержку правительства. Он был награжден золотой медалью на алой ленте с надписью «За полезное», о чем было сообщено в периодических изданиях. Получив награду после смерти Я.Попова, его жена пожертвовала на училище еще 200 рублей и купила для училища более удобное здание за 1107 рублей.5

Вся последующая история также свидетельствует о «народном стремлении» и государственной поддержке расширения сети образовательных учреждений в крае.

В 1812 году открывается приходское училище в г. Олекминске, где 10 из 16 учащихся были якутами.6 В 1829 г. основано Якутское Преображенское приходское училище.

В 1816 г. МНПР было принято постановление о наградах для благотворителей училищ, что было вполне оправдано. В 1828 году с принятием нового устава учебные заведения в сибирских губерниях были подчинены гражданским губернаторам, что существенно «приблизило» местные власти к нуждам школ и училищ и послужило немало к улучшению их благосостояния.7

С другой стороны, продолжалась и благотворительная деятельность. В 1831 году нежинский грек, якутский купец III гильдии Катакация был награжден золотой медалью на Анненской ленте за возведение на свои деньги «отличного в отношении качества работы» деревянного дома с флигелем для Якутского уездного училища (на сумму 7831 рубль 10 коп.) и другие пожертвования.8

В 1832 г. якутский второй гильдии купец Иван Шилов-II «ревнуя о пользе общей» внес на постройку флигеля для учителей 6688 рублей 13 коп., за что также был награжден золотой медалью.9

В 1834 году возобновилось издание журнала Министерства народного просвещения, редакция которого во вводной статье не без пафоса излагала программные принципы политики государства в области просвещения.


Верхоянское двухклассное училище. Якутская область.

В сжатом виде они звучали так: «Если выход из грубой тьмы невежества и беспрерывное дальнейшее движение к свету необходимы для человека, то попечительное в сем деле участие Правительства необходимо для народов. С одной стороны, облегчая каждому способы к основательному приобретению и совершению полезных сведений, с другой — соображая ход новых идей с верой, учреждениями, обычаями и иными особенностями государства и, наконец, с общими успехами его жителей на поприще гражданственности, оно содействует сколько можно более естественному для страны своей, и тем надежнейшему, мирному и прочному в ней развитию просвещения, блюдет истинные выгоды народа и предохраняет его от тех нравственно-политических язв, которые, подобно физическим, только в общем плане Провидения могут быть не бесполезны, но коих и любовь к Родине, и даже здравый смысл велят избегать, как незавидной, печальной доли — страдать в поучение другим...».10

Известна педагогическая деятельность ссыльных декабристов, которые даже на крайнем Севере, в Вилюйске, устроили нечто вроде школы. Об этом оставил яркие воспоминания М.И.Муравьев-Апостол.11

В 30-е годы XIX в. школьное дело в Сибири неоднократно инспектировалось. По результатам одной такой проверки по Якутской области генерал-губернатор Восточной Сибири отмечал, что в Олекминском уездном училище к преподаванию допускались «люди, неиспытанные в честности и нравственности, даже с обличенными уже худыми свойствами».12 Поэтому он считал необходимым устройство там церковно-приходского училища. Вообще, надо заметить, что церковно-приходские школы выступали своеобразными и весьма достойными соперниками светского образования, причем в некоторые периоды духовное ведомство преобладало безусловно.


Якутск. Реальное училище.
Единственное среднее мужское учебное заведение в Якутской области.

В целом система народного образования в крае развивалась. В 1836—37 учебном году в Якутском уездном училище обучалось 59 учеников (из них 7 — якутских детей).13 В училище преподавались закон Божий, русский язык, словесность, история, география, арифметика, геометрия, рисование, черчение, чистописание. Штатным смотрителем был известный сибирский краевед, литератор, учитель русского языка Д.П.Давыдов.

С 50-х годов происходит ряд изменений. В Якутск переносится Духовная семинария с 6-летним курсом обучения, в зародышевом состоянии существовавшая в Русской Америке. Учебная часть в Якутской области, состоящая из одного уездного и двух приходских училищ (в Якутске и Олекминске), переходит в полное подчинение гражданского губернатора,14 что было объяснимо и полезно — предоставлялись возможности для контроля и помощи, с другой стороны, именно уездные училища поставляли главный контингент мелкого чиновничества для нужд администрации. Это позволило более внимательно отнестись к нуждам образования. В частности, в отчете Якутского губернатора о состоянии области за 1853 год подчеркивалась необходимость «улучшить участь учителей в области по крайне недостаточному содержанию при тамошней дороговизне...» путем увеличения их окладов. Вообще, уездные училища содержались за счет казны, а приходские — за счет городского и сельского обществ. Проблема оказалась более глубокой и, увы, неразрешимой и актуальной по сей день. По свидетельству директора училищ Восточной Сибири, в необходимости увеличения содержания учителей местное начальство было вполне убеждено. И справедливость этого утверждения становится ясна, «если сравнить теперешний оклад училищных чиновников с окладами, к которым представлены чиновники гражданского ведомства, равные с ними по разряду должностей...».15

Действительно, обоснована была озабоченность начальства тем, что «крайний недостаток» средств «убивает» в учителях «всякую энергию в исполнение своих обязанностей». Но в тот раз прошение МНПР о прибавке на 891 рубль 36 коп. не было удовлетворено.

В 50—60-е годы в Департамент просвещения поступали подробнейшие отчеты штатных смотрителей о состоянии учебной части в Якутской области.16 Анализ отчетов дает возможность выделить наиболее общие и типичные замечания. Это, прежде всего, постоянный недостаток учителей и, во-вторых, естественно, постоянный недостаток средств для их содержания. Так, именно это послужило причиной перевода на гражданскую службу в 1858 году учителя истории и географии В.Райского. В.Райский являлся членом-сотрудником Императорского Русского Географического общества, интересовался краеведением и оставил ряд интересных статей по истории и этнографии края: «Взгляд на распространение православной веры в Якутской области», «Очерк истории Тамгинского железоделательного завода», «Описание народного гулянья в г. Якутске» и др. Также известно, что он занимался изучением исторических документов в местном архиве, составлял, по поручению губернатора, словари чукотского и юкагирского языков, отосланные затем в Академию наук.

Особенно печально было положение приходского учителя. Состояние усугублялось тем, что невозможно было увеличить плату за обучение, ибо из-за бедности большинства учеников начался бы отток учащихся.

В целом, на протяжении 50—60-х годов происходил рост числа учащихся. В 1853 г. в Якутском уездном училище было 56 учеников, в Якутском приходском — 68, в Олекминском приходском — 36. В 1856 г. соответственно — 77, 76 и 29, из них якутских детей соответственно — 11, 29 и 3 ученика. В 1857 году — соответственно 78, 78 и 29, из них якутских детей — 14, 29 и 4. В 1858 году — соответственно числилось якутских детей — 11, 26 и 3 (из общего числа учащихся — 187). В 1859 г. соответственно — 84, 78 и 26, в том числе якутских детей — 13, 21 и 3, в 1860 г. соответственно 82, 85 и 54, из них якутских детей — 14, 15 и 15, в 1861 г. соответственно 106, 119 и 58, из них детей казаков, крестьян и якутов — 40, 67 и 36, и, наконец, в 1863 соответственно — 85, 65 и 31, в том числе детей казаков, крестьян и якутов — 29, 41 и 16.

Несмотря на недостатки и сложности, учебная часть области пыталась выполнять свои обязанности по распространению грамотности и просвещения среди коренного населения. В 1856 г. из Якутского уездного училища были направлены на учебу в Северо-Восточную Казанскую ветеринарную школу якуты Николай Явловский, Захар Герасимов и Мирон Скрыбыкин за счет хозяйственного капитала, собираемого с якутов и крестьян Якутской области. В 1858 г. в Казанскую фельдшерскую школу были отправлены из Якутского уездного училища ученики из якутов Гавриил Иванов и Николай Михалев, из Якутского приходского училища Иона Жирков, Александр Павлов и Никифор Колосов. Тогда же Якутский губернатор вновь поднял вопрос об увеличении содержания, которое «имело бы самые благодетельные для края последствия» и позволило бы привлечь учителей с высшим образованием.17 На этот раз вопрос нашел положительное разрешение — жалованье было повышено вдвое. Разрабатывалось по инициативе губернатора и предложение об учреждении высшего уездного училища на средства из местных источников. По-прежнему не снимался с повестки дня вопрос о заполнении шатов — вместо 11 учителей их обычно было 7, иногда — 8.

Были и другие приятные перемены. В 1860 году Якутское приходское училище перевели в отдельный общественный дом, пожертвованный старостой II Тыллыминского наслега Лепчиковым. Дополнительно были пожертвованы деньги от Якутского городского общества и якута Гермогена Колесова. Олекминское приходское училище также переехало в удобный дом, построенный на пожертвованные жителями города и якутским обществом деньги. Увеличивалось число учебников, книг, учебных пособий, многие из которых были подарены. Все это позволило значительно улучшить преподавание в приходских училищах.

В 1863 году управляющий областью Н.Ф.Скрябин поставил вопрос о преобразовании трехгодичного уездного училища в реальную прогимназию — из-за невозможности продолжить дальнейшее образование учеников на месте, а также для удержания учителей. В 1865 году Якутский губернатор обратился за помощью в этом к якутским купцам, золотопромышленникам Олекминского округа, всем окружным исправникам и «инородческим» обществам. В середине 60-х годов возник интерес собственно к национальным школам. Штатный смотритель училищ дал следующую справку: «...в 1865 году не было училищ и школ в улусах Якутской области для инородцев собственно учрежденных. Из числа приходских училищ содержалось за счет инородцев одно — в городе Олекминске — 35 учеников, из них 9 якутов. В якутском приходском училище из 92 учащихся — 5 якутов, а в уездном училище из 94 — 17».18 Таким образом, начался процесс качественных изменений школьного дела в Якутии.

Большую часть средств на основание прогимназии собрало местное (преимущественно якутское) население, хотя это и не должно было уменьшить правительственные расходы. Якутский губернатор мотивировал это и тем обстоятельством, что правительство получило с олекминских приисков в 1864 — 65 годах 171 пуд золота, в 1865 — 66 годах — 247 пудов, а ассигновало ежегодно на учебную часть области с более чем 200 тыс. населением всего 3000 рублей.19

Ходатайство поддерживал генерал-губернатор Восточной Сибири. Хлопоты завершились успешно и с 1 июля 1869 года в Якутске открылась реальная прогимназия с содержанием из казны в 12520 рублей (постройка дома должна была вестись за счет пожертвований) и увеличением жалованья учителей на 40 процентов.

В прогимназии преподавались русский, церковнославянский, латинский, немецкий, французский языки, словесность, история, география, математика, чистописание. Во второй половине 60-х годов вообще намечалась тенденция к введению классической системы обучения, при которой только изучение древних языков открывало двери университетов.

Успешный ход школьного дела подкреплялся периодическими крупными пожертвованиями. Так, в 1870 г. купец II гильдии Гавриил Попов принял на себя на три года звание почетного попечителя прогимназии с обязательством жертвовать в пользу прогимназии и училищ Якутской области до 15 тыс. рублей.20 После смерти Г.Павлова в 1872 г. почетным попечителем стал якутский II гильдии купец Ефим Аверенский, сделавший до этого значительные денежные пожертвования в пользу воспитанников Якутской духовной семинарии и училища, вещевые — в пользу якутского детского приюта. Е.Аверенский обязывался ежегодно вносить на школьные нужды по 1500 рублей.21

Продолжались организационные изменения. В 1870 г. при прогимназии был открыт приготовительный двухгодичный класс. Кроме того, тогда же низшие училища Якутской области были подчинены инспектору Якутской прогимназии, что должно было обеспечить контроль и улучшение работы. В июне 1874 года 4-хклассная Якутская прогимназия была преобразована в 6-тиклассную. С 70-х годов XIX века школьное образование начинает распространяться среди сельского и улусного населения более быстрыми темпами. Собственно якутские школы открылись в Баягантайском, Амгинском, Борогонском, Ботурусском, Намском, Западно- и Восточно-Кангаласском улусах и других. Так, например, открытая в январе 1874 года в Западно-Кангаласском улусе школа была названа Алексеевским народным училищем в честь посещения Восточной Сибири Великим князем Алексеем Александровичем.22

Начиная с 80-х годов правительство пошло по пути возрождения церковно-приходских школ. В сфере начального образования проявляется стремление закрепить его за духовенством. Церковно-приходские школы получили от государства крупные субсидии и режим наибольшего благоприятствования. Очевидно, что в Сибири это объяснялось массовой политической ссылкой и ее влиянием на местное население. «Церковно-приходская школа с того момента (до начала ХХ века), — отмечал известный деятель просвещения Н.В.Чехов, — окончательно становится государственной по преимуществу и является уже не мирной соперницей школы светской, а ее победоносной и воинствующей соперницей».23 Началось это с преобразования в 1872 году Якутского духовного училища из двухклассного в четырехклассное с одногодичными курсами при финансовой поддержке правительства.24 Епархиальные наблюдатели выполняли в отношении к церковно-приходским школам роль директоров народных училищ и составляли ежегодные отчеты.25 Отчеты чрезвычайно тщательно представляли деятельность церковно-приходских и миссионерских (или домашних, или грамотности) школ. В начале 80-х годов эти школы получили широкое распространение в области. Первой вновь образованной церковно-приходской школой в Якутской епархии стала открытая в 1885 году Сунтарская школа. Всего этих школ было в 1886 — 87 гг. церковно-приходских — 10 и школ грамотности — 17. В 1887 — 88 г.г. соответственно — 13 и 12, в 1888-89 г.г. соответственно — 13 и 13, в 1891 — 92 г.г. соответственно — 26 и 18, и министерских школ — 24, в 1892 — 93 г.г. соответственно — 31, 23 и 23, в 1893 — 94 г.г. — 33, 23 и 22, в 1894 — 95 г.г. — 33, 24 и 23.

Надо признать, конечно, что православное духовенство объективно много делало для распространения грамотности среди населения. Есть интересные данные о домашних школах, которые содержались полностью за счет священников и на их энтузиазме. В 1888 г. отмечалось, что «сунтарское духовенство по своим средствам и по своей энергии, за-нимается обучением якутских детей грамоте и необходимым молитвам, а также заводит домашние школы, в коих по 2 и по 3 мальчика обучаются всегда».26

В 1891 году государство выделило Якутской епархии субсидию в 6 тыс. рублей на содержание церковно-приходских школ и на развитие народного образования в крае. Хотя надо сказать, что все же Синодом просветительская деятельность русских миссионеров была признана явно ничтожной.27

Субсидии от государства объяснялись тем, что именно на церковно-приходские школы оно возлагало надежды в распространении грамотности, воспитании детей в духе православия и благонадежности.

С другой стороны, в 1889 году Якутская шестиклассная гимназия была реорганизована в реальное училище, и тогда же была открыта Якутская женская прогимназия (с 1899 года — гимназия). В начале ХХ века увеличивалось с каждым годом содержание учебной части, шли преобразования. Образуются двухклассные инородческие училища, в 1900 году Якутское епархиальное училище преобразовывается в 6-тиклассное. В целом сеть учреждений народного образования в области значительно выросла, выросли расходы на содержание министерских школ. Особо следует оценить активную деятельность в этом направлении губернатора И.И.Крафта. Интересные данные о развитии образования в начале ХХ века помещены в статье И.Г.Романова.28 Всего в Якутске к 1913 году действовали (при населении в 12000 жителей) реальное училище, женская гимназия, духовная семинария, женское епархиальное училище, мужское духовное училище, 2-хкласное городское училище, фельдшерская школа, русско-татарское училище, частное училище, 4 начальные городские школы, 1 церковно-приходская школа, 2 образцовых школы, двухклассная церковная учительская школа. Города Вилюйск, Верхоянск, Олекминск, Среднеколымск имели только начальные училища.

Таким образом, можно констатировать, что народное образование к началу ХХ века в Якутии имело разнообразные формы и по возможности пыталось соответствовать растущим потребностям населения в просвещении.

Литература

1. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — Ново-Николаевск, 1923. — С. 186.

2. РГИА, ф. 796, оп. 82, д. 694, л. 2.

3. Там же, ф. 733, оп. 39, д. 35, лл. 2-3.

4. Там же, л. 15.

5. Там же, д. 78, л. 10.

6. Афанасьев В.Ф. Школа и развитие педагогической мысли в Якутии. — Якутск, 1966. — С. 110.

7. Журнал Министерства народного просвещения. — Спб., 1834. — ч. III. — С. CCUIII.

8. РГИА, ф. 733, оп. 83, д. 53; ф. 1263, оп. 1, д. 718, ж.ст. 1536.

9. Там же, д. 82, лл. 1-4, 14.

10. Журнал МНП. — Спб., 1834. — Ч. 1. — С. 2 — 3.

11. Муравьев-Апостол М.И. Воспоминания. //Русская старина, 1877, № 9.

12. РГИА, ф. 733, оп. 83, д. 126, л. 2.

13. Там же, д. 114, лл. 94 — 96.

14. Там же, ф. 1265, оп. 1, д. 7, л. 1.

15. Там же, оп. 84, д. 145, д. 7.

16. Там же, оп. 202, дд. 1061, 1071, 1074, 1080.

17. Там же, оп. 84, д. 219, л. 2.

18. Там же, оп. 202, д. 1080, л. 11.

19. Там же, оп. 162, д. 456, л. 2.

20. Там же, л. 63.

21. Там же, л. 101 — 106.

22. Там же, ф. 1284, оп. 241, д. 28, лл. 43— 43 об.

23. Цит. по: Тебиев Б.К. Правительственная политика в области образования и общественно-педагогическое движение в России в XIX — нач. ХХ вв. Автореф. на соиск. уч. степ. д. пед. наук. — М., 1991. — С. 13.

24. РГИА, ф. 796, оп. 153, д. 1115.

25. Там же, ф. 803, оп. 1, д. 1504.

26. Там же, оп. 10, д. 1520а, л. 1.

27. Юрцовский Н.С. Очерки по истории просвещения в Сибири. — С. 183.

28. Романов И.Г. Государственная политика в области культуры в дореволюционной Якутии. //Культурное взаимодействие народов Республики Саха (Якутия): история и современность (сборник научных трудов). — Якутск, 1995. — С. 11 — 20.


Татьяна Николаевна Оглезнева, кандидат исторических наук, начальник кафедры гуманитарных дисциплин ЯФЮИ МВД России.

 

Яндекс.Реклама
изготовление изделий из пластмассы.. гостиницы в ярославле фото. отличный изофоум от производителя
Hosted by uCoz