К 100-летию С.А.Зверева – Кыыл Уола

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Его называли
«Посланник небес»...

«Неоценим вклад выдающегося сказителя, непревзойденного певца, мастера художественного слова, создателя якутской народной хореографии С.А.Зверева (Кыыл-Уола) в дело становления профессионального искусства Якутии.

Его знание народного искусства, живой родник многогранного самобытного таланта широко использовали композиторы, балетмейстеры, режиссеры. И находили в нем источники творческого вдохновения...

Он заслуженно пользуется всеобщей любовью, его имя навеки останется в благодарной памяти родного народа».

Д.К.Сивцев-Суорун Омоллоон, народный писатель Республики Саха (Якутия), Герой Социалистического Труда.

 

Духовная культура народа — это сложнейшее, многокомпонентное явление, отражающее все происходящие в обществе процессы на каждом этапе его развития. В ней сосуществуют как исторически более ранние, наиболее устойчивые, несущие основную этническую нагрузку компоненты, так и более поздние, включающие в себя современные культурные явления. Компоненты культуры, выполняющие этномаркирующую роль, составляют традиционную культуру этноса. Традиционная культура любого народа, отражая общечеловеческие, общемировые ценности и категории, имеет национальную, этническую форму.

В настоящее время, когда наша страна вступила на путь рыночных отношений, урбанизация образа жизни, унификация и даже ассимиляция культур малочисленных народов происходит быстрыми темпами. В этих условиях основным механизмом поддержания внутренней целостности и стабильности функционирования этноса выступает традиционная культура. В свою очередь, она сохраняется только благодаря подлинным носителям культуры своего народа. Во многом именно их усилия позволили народам и народностям бывшего СССР сохранить свою национальную культуру.

Среди славных имен энтузиастов и пропагандистов якутской культуры почетное место принадлежит С.А.Звереву-Кыыл Уола (1900 — 1973). Заслуженный работник культуры, заслуженный деятель искусств ЯАССР, член Союза писателей СССР С.А.Зверев был талантливейшим самородком народной культуры. Его уникальный талант был поистине многогранен: народный певец и сказитель, непревзойденный знаток народного искусства, основоположник якутской танцевальной культуры.

* * *

Сергей Афанасьевич Зверев-Кыыл Уола родился 8 июля 1900 г. в Тюбяйском наслеге Сунтарского улуса Вилюйского округа. Его ум, талант, характер были переданы по наследству. Так, дед певца Антон Дьапта был прославленным олонхосутом. Отец — Афанасий Антонов — Кыыл Охонооhой — известный в Вилюйском округе олонхосут, также был хорошим плотником и мастером по серебру. Мать — Хара Мотуруона — любила рассказывать сказки, исполнять олонхо.

Мальчика с юных лет окружала атмосфера любви и поклонения устному поэтическому творчеству, народному искусству. Большую роль в развитии природного дара юного Сергея Зверева сыграл талантливый сказитель Яков Ырдьан.

С 11 лет начались скитания будущего певца (удел всех даровитых сказителей) по родному краю, Нюрбинскому, Мархинскому, Вилюйским улусам, по Витиму, Олекме и Оленьку. Повзрослев, он работал на Бодайбинских золотых приисках, судьба доводила его до далекого Амура. Эти скитания и ранняя самостоятельная жизнь помогли ему не только познать быт и культуру родного народа, но и узнать интересы и чаяния простых людей. А также явились незаменимой школой для становления его как знатока фольклора якутов и других народов Якутии.

По многолетним собраниям местного знатока народных преданий Маппыя Егорова, родословная семьи Зверевых уходит в глубь веков. Єнўйэ, Атах, Эрэhэ Дьаархан — далекие потомки ныне живущих в Тюбэй — Джарханском наслеге Сунтарского улуса.

Так, род Зверя берет начало от Атах Дьаархана. За ним идет Бєіє Сиэнэкэ, затем — Тєгўл (последний стал родоначальником широкой ветви родословной Зверевых). Сергей Афанасьевич при наречении своих детей от второго брака (с Федорой Ивановой) увековечил имена далеких предков — Сиэнэкэ, Тєгўлэ, Кўєгэйээни, Туйаарымы. Так что Кыыл Уола и в этом вопросе был одним из зачинателей распространения изначально бытовавших в якутском народе имен. Как носитель подлинной народной культуры, Сергей Афанасьевич в воспитании собственных детей руководствовался принципами народной педагогики, отражающими непререкаемый авторитет отца и матери, любовь к труду, бережное отношение к природе, уважение к профессиональной подготовке и поощрение творческих способностей.

Все его четырнадцать детей от двух браков стали специалистами своего дела, из них получили высшее образование — десять, среднее специальное — четверо. Среди них есть заслуженный работник народного образования, отличники здравоохранения и народного образования, член Союза писателей Якутии, член Союза журналистов России, юристы и строители, работники науки, культуры и искусства.


Федорова-Зверева Федора Ивановна — супруга С.А. Зверева — Кыыл Уола. Бэдьээнкэй Быhыттаах.


Сыновья Зверева С.А. Сидят слева направо: Илья, Прокопий, Тєгўл, Сиэнэкэ.
Стоят: Владимир — внук, Семен.

* * *

Слава непревзойденного запевалы осуохая, прекрасное знание ритуальных танцев, музыкального фольклора, шаманских мистерий, этнографических реалий, феноменальная память постоянно притягивали к нему внимание специалистов — профессиональных фольклористов, литературоведов, музыкантов, хореографов, этнографов. Сергей Афанасьевич чрезвычайно трепетно относился к осуохаю. В письме известному фольклористу Попову П.Н. он пишет: «Невозможно себя считать настоящим запевалой, если не в состоянии воспеть (раскрыть тему) в девять подходов (тоіус тўЇўмэхтээх осуохай). Это удается завершить в течение двух суток. Получается осуохай, объем которого равняется олонхо».

И, действительно, по свидетельству очевидцев, среди запевал не было равных Звереву.

Неоценим вклад С.А.Зверева, как знатока фольклора народов Якутии, в возрождение народного и в становление профессионального искусства. В 1944 г. он был включен в состав бригады деятелей культуры (руководитель М.Н.Жирков), которая по поручению правительства республики выехала в Москву для установления контактов с работниками музыкального искусства столицы и для разработки репертуара музыкального театра Якутии. В 1947 г. С.А.Зверева пригласили в Якутский государственный музыкально-драматический театр консультантом при постановке первой якутской героико-эпической оперы «Ньюргун Боотур» — единственного примера инсценированного варианта олонхо, жемчужины ценнейшего памятника духовной культуры якутского народа.

Много рукописных материалов — записей музыкального наследия С.А.Зверева — оставлено первым якутским композитором Марком Жирковым. Сергей Афанасьевич и в них остается верен своему творческому почерку. Отличительная черта этих произведений — тонкая наблюдательность, способность понять психологическое состояние человека в различных ситуациях: в моменты проявления и чисто физического темперамента, и эмоционального подъема, и лирического сопереживания, любви и нежности, гнева и ревности, торжества или рутинной обыденности, крушения надежд или неизбывной тоски.

Но главной темой его музыкального творчества остается тема благословения. Примером тому являются «Кўнўў ырыата» (Песня ревности), «Кэіэ» (Кукушка), «Сўллўўр ырыата» (Песня страсти), «Хатат алгыЇа» (Благословение огнива), «ТўЇўлгэ тойуга» (Песнь празднику) и многие другие.

И в постановке первого национального этнографического балета «Сир симэіэ» («Цветок Севера») были использованы преимущественно фольклорные материалы, полученные от Сергея Афанасьевича.

Древнейшие пласты якутского песенного фольклора, записанные у С.А.Зверева в разное время, послужили в будущем основой для зарождения якутской массовой песни.

* * *

Поэтическое творчество С.А.Зверева отличается всегда глубоким смыслом, богатой образной системой, ярким красочным языком, точностью передачи жанровых особенностей.

Из-за отсутствия в те времена (до 1945 г.) звукозаписывающей аппаратуры, совершенно утеряны тексты его импровизаций на осуохаях, на традиционных праздниках ысыах.

Богато представлен период Великой Отечественной войны. В те суровые дни голос певца обрел особенную силу. В каждой его поэтической строке звучали набатом великая вера в победу, уверенность в завтрашнем дне. («Барааччы ырыата», «Аіа алгыЇа», «Эбэ алгыhа», «Кыайыахпыт», «Уотунан тыыммыт уоттан умсуо»).

Здесь уместно отметить общий тон его поэзии. Философский стиль благословения как нельзя соответствовал психологическому настрою тех дней и ночей.

В присущем олонхо стиле возвеличивания воспета историческая победа советского народа. Характерным языком олонхо отличается и его послевоенная поэзия.

Прослеживая тематику его произведений, невольно приходишь к мысли, что С.Зверев, подобно своеобразному хронометру, отзывался на каждое событие в жизни своего народа. Тайна особой любви к его таланту, почитания дара Кыыл Уола заключается в самом содержании его поэм, сказаний, песен-импровизаций и запевов осуохая, отображающих до боли в сердце знакомые сцены быта и трудовых будней, душевные порывы и чаяния простого человека. В них — история нашего народа, его вчера, сегодня и благополучное завтра!

В золотой фонд якутской литературы вошли олонхо «Куллустай Бэргэн», поэмы «Оргуhуохтаах кыыс», «Айхал эйиэхэ, аар тайга!», «Уот Кудулу», «Мин сўрэіим», «Улуу Москуба туhунан тойук» и многие другие его произведения.

Гордостью народа является поэма «Улуу Москуба туhунан тойук» («Сказание о Великой Москве»).

Свидетельством идейно-художественной значимости поэмы явилось включение москвичами отрывка из сказания в Приветственное письмо руководителям партии и правительства по случаю 800-летия Москвы.

«Москва! Тобой развеяна незнаний мгла!
Москва! Ты зори разума зажгла,
Ведь ты была обителью всегда
Мужей искусств, науки и труда.
Ты — центр, где рос и креп из рода в род
Великий русский богатырь — народ!»

...А первыми в письме были строки А.С. Пушкина.

Отрадно отметить, что в юбилейный год увидят свет ранее неопубликованные произведения: олонхо «Кулун кугас аттаах Куллустай Бэргэн» (Куллустай Бэргэн на красно-буром жеребце), трагедия «Хара саЇыл» (Черно-бурая лиса), поэма «СуоЇалдьыйа Толбонноох», пять вариантов поэмы «КиЇи уонна таас» (Человек и камень), позже получившей название «Айхал, эйиэхэ, аар тайіа!» (Слава тебе, седая тайга!).

Кропотливого труда требует его поэтическое наследие, которое находится в фондах Института гуманитарных исследований Академии наук нашей республики.

Его необычайная восприимчивость, феноменальная память, обширный словарный запас способствовали сохранению произведений устного народного творчества во всей сочности отображения жизни наших предков в те далекие времена, что сегодня служит для новых поколений живительным источником знаний об истории своего народа.

* * *

С.А.Зверев — основоположник якутской сценической танцевальной культуры. Им создано более тридцати танцев, являющихся классическими образцами якутского народного танца. Это «Алгыс», «Ситим», «Сэлбэрээскэ», «Хотой», «Кымыс Ўрдэ»... Также им были поставлены в свое время танцы многих народов СССР.

Опера-балет «СуоЇалдьыйа Толбонноох», поставленная автором в 1959 году, как синтез музыкальных жанров является единственным примером в мировом искусстве. Еще в то время Зверев интуитивно шел к созданию театра танца.

Вершиной его хореографического творчества, как автора и постановщика танцев, является танец «ОЇуордар» («Узоры»), впоследствии неоднократно исполнявшийся на сценах Москвы и других мировых центров культуры. Этот классический образец якутского танцевального искусства, успешно восстановленный балетмейстером А.Г.Лукиной, с этнографической точностью выражает характер народа, сохраняет неповторимый «зверевский почерк». У каждого, кто когда-либо имел возможность соприкоснуться с этим волшебным искусством, танец непременно вызывает чувство беспредельного восхищения перед феноменом природного таланта Кыыл Уола.

«Зверевские» танцы основаны на народной культуре. Оригинальное видение, неповторимый индивидуальный почерк помогли ему создать уникальные классические элементы якутского танца: «таµалай ўктээн хаамыы» — шаг «тангалай», «ўєЇээ айыыларга сўгўрўйўў» — небесный поклон, разные виды «сўгўрўйўў» — поклонов, «туос иhит ойуута» — берестяные узоры, «дэйбиирдээх хаамыы» — шаг с махалкой, «кўэттэhии» — движения, изображающие поддувание кузнечного горна, «быа быластааhын» — натяжение бечевы на размер раскинутых рук, «балталаhыы» — имитация движений с кувалдой, «уруйдааhын» — движения при восхвалении верхних айыы, «тобук холбоон ойуу» — создание узоров соединенными коленями и т.д.

Прекрасное знание музыкального наследия своего народа давало ему возможность самому сочинять танцевальную музыку, для чего он как никто другой умел использовать естественные природные шумы и звуки.

Прирожденный художник, обладающий тонким эстетическим вкусом, Зверев сам зачастую создавал эскизы сценических костюмов. Органично чувствуя природу и характер танца, он с присущей ему точностью и яркостью передавал живое дыхание создаваемых образов.

* * *

Артист-самородок, сказитель, запевала осуохая, создатель народной якутской хореографии, постановщик первых якутских танцев Сергей Афанасьевич Зверев неоднократно представлял якутское народное искусство на больших сценах.

Ярким свидетельством признания его таланта стали выступления:

— на сцене Государственного академического Большого театра (1947 г.);

— в культурной программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в г. Москве (1957 г.);

— на Днях культуры и искусства Якутской АССР в Москве (1957, 1965 гг.);

— в большом театрализованном представлении «Сияние Севера» в Москве (1960 г.);

— в Кремлевском Дворце съездов (1965 г.).

* * *

Принятое у якутов приветственное обращение «кэпсиэ» дает возможность человеку раскрыть себя через силу слова. При таком своеобразном обмене информацией происходит процесс как бы взаимопроникновения личностей собеседников друг в друга.

Характерной доминантой якутской культуры является слово. Сергей Афанасьевич владел им в совершенстве. Обладающий острым чувством эстетического восприятия мира, он через слово-поэзию, звук-музыку, движение-танец, образ-артистизм с мировозренческой точки зрения воспринимается как единый, целостный культурный феномен.

Начав свою жизнь в искусстве с творческих поисков на самодеятельной сцене, он завершил ее профессионалом высочайшего класса. В этом смысле Кыыл Уола стал первым, кто сумел продемонстрировать силой своего многогранного таланта возможность нахождения целого культурного пласта в одном лице.

* * *

Предметом особого разговора является и личная жизнь Сергея Афанасьевича Зверева.

По достоверным источникам, то есть по свидетельству людей, знавших его достаточно близко и длительное время, Кыыл Уола был женат трижды. Первая жена умерла при родах.

Сергей Афанасьевич поистине имел земное счастье при жизни, даже если мерить предназначение человека по пословице, бытующей у многих народов: «Посади дерево, роди сына и построй свой дом». Он познал большую любовь двух замечательных женщин. Каждая славилась в своем округе порядочностью, благоразумием, обладая при этом и чисто женским очарованием. Обе — и Анастасия, и Федора — единственные дочери почитаемых в Сунтарском и Нюрбинском улусах семей. Похожи они были и крепким от природы здоровьем, и плодовитостью. Отличались же различными представлениями о смысле семейного благополучия, что и оказалось решающим фактором при расторжении брака с Анастасией.

Анастасия Потаповна, воспитанная в достатке, предпочитала размеренную, обеспеченную семейную жизнь с твердым, раз и навсегда установленным укладом, где все ясно и основательно.

Сергей Афанасьевич, почти пятидесятилетний мужчина, имевший солидный семейный стаж, женившись на молоденькой Федоре Ивановне, построил именно такую модель семьи, какая ему была необходима.

Человек необычайно одаренный, обладавший интуицией, он понимал, как скоротечна человеческая жизнь. Неумолимо уходило время, все меньше оставалось у него пространства для самовыражения, для реализации накопившегося творческого потенциала.

Летом 45-го года в Аранастахе (Нюрбинский улус) на ысыахе Победы почетным и желанным гостем был набиравший славу непревзойденного запевалы осуохая Сергей Зверев.

Именно на том памятном ысыахе произошло знаменательное событие, положившее начало на удивление крепкому и плодотворному в духовном отношении брачному союзу между познавшим в этом Срединном мире радость побед, горечь утрат, торжество духа сорокашестилетним знаменитым певцом Зверевым и молоденькой девушкой Дорой Федоровой.

Артистическое обаяние Кыыл Уола, по свидетельству очевидцев — поклонников и ценителей его яркой творческой индивидуальности — порой казалось гипнотическим. Что ж, есть все основания поверить в наличие у певца этой чудодейственной силы, смогшей привлечь внимание, ум и сердце образованной девушки из семьи потомственных интеллигентов. (Кстати, подаривших народу саха не одно яркое имя).

Так две женщины — молодая жена Зверева и ее мать Анастасия Петровна, принявшая роды и нянчившая всех семерых детей — стали ему надежным тылом.

Сегодня приходится лишь искренне удивляться стойкости, мужеству и мудрости Федоры Ивановны (особенно на первых порах их совместной жизни). Она безропотно взвалила на себя бесконечные, нелегкие хлопоты по хозяйству, усугублявшиеся частыми и продолжительными отлучками мужа. К слову сказать широкий алас Бэдьээнкэй Быhыттаах, ставший местом уединенного жития Зверевых, находится на высоком берегу речки Ыгыатта. В девяти километрах от ближайшего населенного пункта с таким же названием — самого дальнего селения в Сунтарском улусе.

Для своих «основных занятий», составлявших цель их совместной жизни, то есть для выполнения роли личного секретаря, внимательного слушателя, редактора, первого беспристрастного судьи, Федора Ивановна урывала часы и минуты от сна, необходимого отдыха. Понятно, что подобные бдения проходили под свет керосиновой лампы или свечки, часто заполночь.

Как показало время, благодаря этой единственной женщине, которая поняла, приняла и безмерно была преданна Его Величеству таланту, выпавшему на долю ее мужа, якутская культура обогатилась теми сокровищами, которые впоследствии составили национальное достояние народа.

По-разному вспоминают земляки Зверева те опальные 40-е годы. Однако сам Сергей Афанасьевич до конца своих дней был благодарен тогдашнему секретарю Якутского Обкома КПСС, видному государственному и общественному деятелю Илье Егоровичу Винокурову, спасшему его от неминуемой, казалось, участи репрессированного, и тем самым способствовавшему восстановлению доброго имени, давшему возможность заниматься любимым делом, ниспосланным свыше.

* * *

В контексте мировой художественной культуры блестящее знание им фольклора родного народа, его многогранный талант дают основание рассматривать Сергея Афанасьевича Зверева-Кыыл Уола как самобытнейшее явление в истории народа саха.

Его роль в становлении и развитии профессионального искусства, богатое творческое наследие требуют углубленного научного исследования, практического освоения и увековечения памяти. И это явится одним из важных аспектов возрожденческой деятельности духовной культуры народа саха в установлении равновесия между сохранением традиционного искусства и развитием межкультурного взаимодействия, основанного на общечеловеческих ценностях.

Анна ЗВЕРЕВА,
член Союза журналистов России.


Зверев Сергей Афанасьевич (25.06.1900 — 07.03.1973) — сказитель-импроивизатор. Заслуженный деятель искусств РФ и РС(Я). Член СП СССР с 1939 г.

Родился в Сунтарском улусе. Более двух десятков лет батрачил. Работал шахтером на Бодайбинских золотых приисках, столяром на Кемпендяйском солеваренном заводе. Был он и председателем колхоза, и артистом Нюрбинского колхозного театра.

В годы Великой Отечественной войны создал ряд патриотических песен, возвеличивающих исторический подвиг советского народа. С.Зверев в своих импровизациях воспевал родную природу, жизнь и быт народа. В послевоенные годы им созданы наиболее значительные произведения: «Сказание о великой Москве», «Плотина мегинцев» и др. Поэма о славе и величии столицы Советского Союза была переведена на русский язык и получила одобрительный отзыв в газете «Правда» в дни чествования 800-летия Москвы. С.Зверев в соавторстве с Г.Васильевым создал крупную поэму «Слава тебе, седая тайга» о зарождении алмазной промышленности в Якутии.

С.Зверев — мастер народных танцев. Ему принадлежит создание замечательного танца «Узор». Был награжден орденом Трудового Красного Знамени, медалями и Почетными грамотами.

Соч.: Сказание о великой Москве. Поэма. Якутск, 1947; Мин сўрэіим. Тойук. — Якутскай, 1953; Айхал эйиэхэ, аар тайіа. Поэма. — Якутскай, 1958; Икки ўйэ. Тойук. — Якутскай, 1964; Аман єс. Тойук. — Якутскай, 1971.

(Из биобиблиографического справочника «Писатели земли
Олонхо». — Якутск, «Бичик», 1995.)

 

Сергей Зверев

Сказание о великой Москве

Москва! Овеяна ты славой по заслугам:
Ты грудью став навстречу смертным вьюгам,
Стояла, как утес с незыблемой основой,
И отразила шквал неистово-суровый.
Ты — факел правды, мира светлый разум,
В кольце миров сияешь ты алмазом.
Ты — гулкий колокол, зовущий к счастью, к свету,
Москва —
живое сердце всей планеты!
Все думы лучшие тебе я отдаю,
Прими же песнь счастливую мою.
Не раз еще потомок воспоет
Бессмертное величие твое,
И ты достойна всех земных похвал.
Уруй, Москва!
Уруй-айхал!

Переводчик А.Лаврик.

 

Яндекс.Реклама
печать этикеток на бутылки.. туры на Доминикану.. купить рестораны уфы на сайте и рестораны уфы подробное описание.
Hosted by uCoz