Архив

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Во все времена великие образцы духовной культуры народа были для него заветными источниками неиссякаемой жизненной энергии. Их чудотворная «живая вода» придавала сил для решительной битвы с врагом в дни отчаяния и тревог, перерождала внутренне, укрепляла веру в себя в дни сомнений и смуты.

Эта статья Г.П.Башарина опубликована в «Социалистической Якутии» 13 января 1942 года;
Саха театр готовится к постановке олонхо сегодня...


Г.БАШАРИН

Идея патриотизма — основное в олонхо

(К постановке олонхо на сцене Якутского театра)

Якутский государственный театр включил в репертуар нынешнего сезона музыкальную драму «Дьулуруйар Ньургун Боотур», написанную драматургом Д.К.Сивцевым, при участии режиссера театра В.В.Местникова и композитора М.Н.Жиркова. Сюжет этой драмы заимствован из якутской эпической поэмы — олонхо, того же названия, изданной Э.К.Пекарским («Образцы народной литературы якутов», том I, Петербург, 1907, издание Академии наук).

Якутское олонхо по своему содержанию и форме занимает значительное место среди выдающихся произведений героического эпоса народов Европы и Азии. Поэтому сначала дадим беглый и краткий обзор хотя бы нескольких наиболее значительных произведений — эпосов народов нашей родины.

I

В арсенале духовной культуры великого русского народа имеется много замечательных и разнообразных произведений устного творчества, — называемых былинами, сказками. В этих произведениях отражена величественная панорама героической победоносной борьбы русского народа против всех обидчиков и оскорбителей, захватчиков и завоевателей, покушавшихся на священную Русь-мать. В борьбе за независимость родины — России, — продолжавшейся не одно столетие, воспитывались и закалялись, как сталь, мужественные, бесстрашные борцы-богатыри, овеянные народной славой, увековеченные в памяти народа.

Всем знакомо имя знаменитого героя русской были Ильи Муромца. Много подвигов принадлежит этому могучему богатырю. Он сражается и побеждает чудовище Соловья-разбойника, грабившего народные массы, угрожавшего мирному, свободному существованию и развитию России, не раз освобождает от коварных вероломных врагов «стольный град» — Киев.

Илья Муромец — подлинный литературный образ народа; он воплощает в себе лучшие качества русского народа. Он добр и справедлив, честен и великодушен, умен и силен. Он — бесстрашный заступник «за вдов и сирот», за всю землю русскую. Он беспощаден ко всем врагам и изменникам.

Другим героем русского устного творчества является Добрыня Никитич. Он, как и Муромец, наделен большой физической силой, умом и смелостью. Вместе с тем, Добрыня — талантливый дипломат; сила и дипломатия у него дополняют друг друга. Замечательный герой народа заставляет чудовище о трех головах, 12 хоботах — главаря змеиных врагов Руси — Змея Горыныча — предложить мир, освобождает народную любимицу — красавицу Забавушку Путятичну и всех бойцов «стольного града» Киева из-под змеиного плена, растаптывает, уничтожает всех змей — врагов своей родины.

Живет вечно в памяти и устах народных масс образ богатыря — пахаря Микулы Селяниновича. В этом изумительном по силе и выразительности образе олицетворена могучая, мускулистая натура крестьянина, показана величественная картина крестьянского труда. Микула Селянинович — концентрированное выражение народа-земледельца. Его образ Максим Горький неслучайно поставил в один ряд с такими шедеврами искусства, как Геркулес, Прометей, Святогор, Фауст, Василиса Премудрая.

Много былин, сказок создал наш великий русский народ, которые служили школой мастерства, художественным источником гениальных произведений русской литературы, созданных автором «Слово о полку Игореве», Пушкиным, Гоголем, Лермонтовым, Некрасовым, Львом Толстым, Горьким и другими.

* * *

Одно из почетных мест в фольклоре народов мира занимает героический эпос армянского народа «Давид Сасунский» — сказание о четырех поколениях Сасунских богатырей. Это — подлинно великий народный эпос. Сасунские герои вышли из народа, всеми своими качествами, мировоззрением и действием связаны с народом. Защита родины, разгром и изгнание из Армении чужеземных арабских завоевателей — вот основная идея, плод подвигов армянских богатырей.

Пленительны художественная краса и сюжетная целостность величайшего из народных эпосов — калмыцкой «Джангариады». Сущность «Джангариады» состоит в изумительно художественном описании идей защиты, победоносной вооруженной защиты сказочной страны «Бумба».

Страна «Бумба» — законченное художественное выражение народного идеала о счастливой, богатой, свободной от всякого угнетения и насилия, жизни.

Главным качеством, общей чертой, объединяющей всех героев эпоса, является любовь к родине, титаническая победоносная борьба за родину.

II

Вершиной устного творчества якутского народа является олонхо. Олонхо — это большая эпическая поэма, иногда целая эпопея, рассказывающая о героических подвигах якутских богатырей, защищающих родную страну от враждебных набегов и разрушений, спасающих чудесных красавиц из плена злых существ — адьарай и абаасы аймага, — истребляющих богатырей— абаасыларов — искореняющих зло и насилие во всех трех мирах — верхнем, среднем и нижнем, устанавливающих счастливую и мирную жизнь в среднем подсолнечном мире.

В замечательный сюжет олонхо вплетаются мотивы и осколки древних мифов якутов о миросоздании, о происхождении человека на земле и установлении культа добрых и злых начал и обрядов, им посвященных. Красота олонхо состоит в его мифологии.

Фабула олонхо разработана очень тонко и занимательно. Фантастические мотивы умело вплетаются в реалистические описания природы, герой олонхо попадает в самые трудные и сложные обстоятельства и выходит из них победителем благодаря разуму, хитростям и чарам, иногда при помощи своего вещего коня.

Язык олонхо образен, богат и служит неистощимым родником для обогащения современного литературного якутского языка.

Олонхо является самым любимым произведением народа; его с одинаковым интересом слушают и старые, и молодые. Народные певцы при исполнении олонхо повествовательные части произносят речитативом, а речи и диалоги героев поют. Якутский институт языка и культуры собрал около ста новых записей якутских олонхо почти со всех районов ЯАССР.

III

В чем главное, что объединяет былины и героические эпосы народов?

Главным, общим, объединяющим произведения фольклора, является их богатое внутреннее интернациональное содержание.

Гениальная идея защиты родины, борьба за ее процветание, свобода народа — вот краеугольный камень идей всех героев — Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Микулы Селяниновича, Сасунских, джангариадцев, Ньургун Боотура и других легендарных героев фольклора народов Советского Союза.

Далее, в любом сколько-нибудь серьезном произведении устного народного творчества, в том числе в олонхо, борются две диаметрально противоположные силы, которые, возникнув как фантастическое отражение таинственных для глубокой древности сил реальной природы, тотчас же приобретают общественные атрибуты и становятся представителями исторических сил. Это силы злые, темные, реакционные и силы добрые, светлые, прогрессивные.

В лице Соловья-разбойника, Змей Горыныча, Мангасов, Шулмусов, Абаасылааров, Уот Усутаки, Алып Хара и прочих извергов представлены образы злых, темных, реакционных общественных сил. Наоборот, в лице Ильи Муромца, джангариадцев, Ньургун Боотура и других легендарных героев выведены образы добрых, светлых прогрессивных общественных сил.

Художественное мифологизированное отражение в фольклоре истории борьбы между злыми силами и силами добрыми составляет основной сюжет выдающихся произведений героического эпоса. Но самое главное, радостное, поучительное, за что народы любят произведения героического эпоса, состоит в том, что, в конечном счете, побеждают, торжествуют всегда добрые, прогрессивные силы и, наоборот, поражаются, уничтожаются всегда злые, варварские силы.

В героическом эпосе с пленительным красноречием преподается история преодоления трудностей, священной борьбы за родину, история приливов и отливов этой борьбы, история победы над врагами, радость жизни. Борьбе против зла, преодолению трудностей, уничтожению реакционных сил, реально верному пути к свободе и счастью — вот чему нас учат героические произведения фольклора.

Наконец, все произведения фольклора обладают причудливым, поразительным по богатству и силе воздействия оптимизмом, именно тем оптимизмом, благодаря которому его носители — народы — делаются непобедимыми, бессмертными. При всех трудностях и превратностях жизни коллективу былин и олонхо, выражаясь словами Горького, как бы свойственно сознание его бессмертия и уверенность в его победе над всеми враждебными ему реакционными силами.

* * *

Якутская труппа государственного театра, готовящая к постановке музыкальную драму «Дьулуруйар Ньургун Боотур», призвана решить следующие задачи:

Во-первых, обеспечить во всех частицах драмы максимальное подчеркивание ее интернационального, демократического содержания (любовь к родине, подвиги во имя ее, страстный оптимизм, победа над врагом).

Во-вторых, сделать все это через доступную народу национальную форму, т.е. через демонстрацию достижений всей красоты якутского языка и столь богатой, оригинальной якутской музыки, величавой панорамы Лены и Ледовитого океана, являющихся исторической колыбелью народа, через умелое художественное подчеркивание национального колорита с тем, чтобы можно было понять подлинную историю трудового якутского народа.

* * *

Воинская доблесть и отвага были неизменными спутниками народов нашей страны на всем протяжении их истории. Из рода в род, из поколения в поколение в эпических легендах и сказаниях передаются нетускнеющие образы героев, полные благородства и мужества.

В образе русских богатырей — Ильи Муромца и Микулы Селяниновича, грузинского «Витязя в тигровой шкуре», азербайджанского «Кер-оглы», якутского «Дьулуруйар Ньургун Боотур» запечатлены лучшие черты народного характера. И среди подвигов воинов Красной армии, с честью поддерживающих славу оружия своих далеких предков, ослепительным светом сверкают такие проявления героизма, которые уже сейчас окружены ореолом прекрасной легенды.

Пройдут века. Будут созданы великие эпические поэмы, в которых будущие поколения с огромной любовью и восхищением будут воспевать героические наши дни, торжество нашей победы, радость нашей жизни, силу, мощь и благородство советского народа, который ведет ожесточенную борьбу против фашистских извергов.

Советский народ-богатырь под водительством великого Сталина разгромит и сметет с лица земли коричневую завесу фашизма — эту злую силу всего прогрессивного человечества.

 

Яндекс.Реклама
форум города королева
Hosted by uCoz