Борис СКУПОВ
«Мы
крепости
сдавать
не привычны!»
Прошлое
и настоящее
Якутского
казачества
300 лет тому назад произошло
знаменательное событие в истории
Якутского казачества. Великий
государь и преобразователь России
Петр I своей Грамотой повелел создать
Якутский казачий полк из стихийно
сформировавшегося казачьего «войска».
Но отнюдь не только волею Великого
Петра возникло якутское казачество.
Его истоки лежат гораздо ранее — в
мощном народном движении по
завоеванию и освоению сибирских
просторов, получившем название «Встречь
солнцу». В конце XVI века казачий
атаман Ермак Тимофеевич «со товарищи»
пробил брешь в Каменном поясе Урала и
на громаднейшие просторы хлынули
самые энергичные, самые
свободолюбивые и непокорные силы
Московского государства.
В 1632 году казачий сотник Петр
Иванович Бекетов с небольшим отрядом
«служилых людей» закрепляется в «неведомой
якуцкой землице» постройкой
Ленского острога (Якутска). С даты его
основания — 25 сентября (8 октября по
новому стилю) ведет свою родословную
якутское казачество.
Томский казак Иван Москвитинов,
докладывая о достижении в 1639 году
берегов Великого Тихого океана,
говорит о том, что сделал это «для
пользы государевой и якутским
казакам в помощь».
Енисейский казак Василий Бугор
первым выходит на берега Байкала,
описывает Ленский речной бассейн и в
своих отписках говорит о
принадлежности к «якуцким казакам»,
что подтверждает, позже встав в ряды
казачьего гарнизона Якутска.
Русский царь Михаил Федорович,
начиная с 1635 года, повелевает
именовать служилых Ленского острога
«Якуцкими казаками», и они с
гордостью принимают это имя и
разносят по просторам Сибири — с
великой пользой для государства и со
славой для казачества. Необходимо с
полным основанием заявить, что ни
одно казачье войско России, ни один
ее регион не обладают даже малой
частью тех достижений мирового
значения, которое имеет якутское
казачество.
В списке 100 самых выдающихся
мореплавателей мира заслуженное
место занимает «зять якутского
народа» Семен Дежнев, открывший
человечеству морской пролив между
двумя величайшими континентами
Земли — Евразией и Америкой.
Сын русского казака и якутки
Владимир Атласов поклонился
Российской короне полуостровом с
доброе европейское государство, за
что великим Пушкиным был назван «Камчатским
Ермаком». Якутский казак такого же
происхождения Иван Козыревский
открыл Курильские острова.
И промышленный человек Ерофей
Хабаров, и письменный голова Василий
Поярков, отправляясь в походы,
прославившие их имя, моментально
проникались казачьим духом,
открещивались от своего сословия и
чинов и с гордостью именовались «якуцкими
казачьими атаманами».
Пять якутских казаков признаны
мировой наукой звездами первой
величины в плеяде великих
землепроходцев, из 43 выдающихся
открытий на северо-востоке Азии
более 30 совершены якутскими казаками.
Якутские казаки оказали в XVII—XVIII
веках мощное влияние на формирование
естественных границ Российского
государства, на его внешнюю политику.
Несколько сотен казаков в короткий
исторический срок подарили стране
гигантский и умопомрачительно —
богатый край от Енисея до Тихого
океана, от Амура — до Северного
Ледовитого.
Выход якутских казаков на северные
границы Маньчжурской империи
включил их в сферу высокой внешней
политики царской России. Эпопея
заселения и хозяйственного освоения
берегов Амура русскими людьми в XVII
веке еще ждет достойного отображения
и в исторической науке, и в
художественной литературе.
Якутские казаки активно
участвовали в Камчатских
экспедициях Беринга и Чирикова,
деятельности Русско-Американской
компании вплоть до ее ликвидации во
второй половине XIX века.
Ярким свидетельством воинского
мастерства якутских казаков стало
участие в обороне крепости Албазин
от маньчжурской агрессии. В ответ на
предложения командования
пятнадцатитысячного войска маньчжур
сдаться, начальник маленького
гарнизона в три сотни казаков
Афанасий Бейтон ответил: «Мы
крепости сдавать не привычны».
Казаки не только защитили острог, но
и заставили отступить противника.
В составе 42-го Якутского казачьего
полка якутские казаки приняли
участие в Бородинской битве, дошли до
Парижа. Многие казаки заслужили
особые знаки на шапках за Турецкую
кампанию 1828—1829 годов. Георгиевское
полковое знамя и улица Якутская в
Севастополе отметили доблесть
солдат и казаков при обороне
черноморской крепости. Георгиевские
трубы и могилы якутских казаков на
легендарной Шипке остались
наглядным примером участия якутян в
освобождении Болгарии от османского
ига. Достойно сражались якутские
казаки в Первую мировую войну. Не
посрамили славы якутского
казачества и воины Великой
Отечественной войны. Сегодняшние
казаки молят Бога о том, чтобы он дал
здоровья и долгой жизни нашим
ветеранам, заседающим в Совете
стариков Якутского казачьего полка.
Современные казаки, участвуя в
локальных войнах и конфликтах,
показали примеры беззаветного
мужества и отваги. Вилюйский снайпер
Иван Винокуров, российский офицер
Виктор Мыльников, боец ОМОНа
Станислав Голомарев геройски
сложили свои головы, защищая
конституционный порядок и единство
Родины.
Благодатное воздействие на
исторические судьбы Якутии оказали
якутское казачество и Якутский
казачий полк. Уже второе поколение
якутских казаков семейно и кровно
связано с местным населением. Они
свободно владеют языком своих
матерей и дедов, им привычен уклад
жизни и обычаи родственников. Свою
миссию они видят в обустройстве
Родины и в государевой службе
матушке-России.
Во многом благодаря казакам Якутия
подверглась целительному и
просветительскому влиянию
христианства. Не случайно свое
прибытие на землю Олонхо казаки
отметили строительством часовни во
имя животворящей Троицы. Основанный
казаками Спасский монастырь стал
крупнейшим на Севере-Востоке
духовным и культурным центром. Не «огнем
и мечом», а «лаской и проповедью»
формируется идейная основа единства
народов Якутии — православная
религия. Трудами духовенства и
казаков-переводчиков Слово Божье
донеслось до жителей Приленского
края на родном им языке.
Именно у казаков ленский житель
впервые отведал вкус хлеба, оценил
его и заинтересовался способом его
производства. Имеются
многочисленные примеры и семейные
предания о том, как казаки выступали
поручителями и ходатаями за якутов, «посаженных
на государеву десятину пашни».
Якутский казачий полк был крупнейшим
земельным монополистом — только в
трех центральных улусах ему
принадлежало около 10 тысяч пахотных
и сенокосных угодий.
Якутские казаки были подлинными
подвижниками государственной службы.
Где только не встретишь казака в его
трудах и заботах! Разбросанные по
огромной территории пять сотен
служилых несут гарнизонную и
караульную службу в Якутске,
Вилюйске, Охотске, Колымском крае и
на Камчатке. Казаки конвоируют
заключенных и ссыльных, сопровождают
почту, надзирают за ямщиками и
обеспечивают порядок на почтовых
трактах, занимаются оспопрививанием
и сбором лечебных трав, секут
нерадивых учеников в школах и
занимаются выполнением многих
поручений администрации. В
ежедневной строевой записке атамана
Якутского казачьего полка
скрупулезно учитывается каждый
казак от 16-летнего «вьюноши» до
седого старика.
Тяготы и лишения государственной
службы не покрываются дарованными
льготами и привилегиями. Доклад
Правительствующего Сената от 1796 года
прямо констатирует: «Якутские казаки,
отнеся всякую службу в городах и
острогах, селений своих не имеют, ни
какими выгодами не пользуются, кроме
получения жалования и провианта...
так что у многих дети питаются
мирским подаянием». Мало изменилось
положение казаков к 1822 году — после
упорядочения их положения Уставом о
сибирских городовых казаках. Только
в честь 300-летия Дома Романовых
якутским казакам были дарованы
милости, несколько сказавшиеся на их
благосостоянии.
Материальными и зримыми
свидетельствами созидательной
деятельности казаков являются
города и поселки, ими основанные и
ими построенные: Якутск и Олекминск,
Вилюйск и Жиганск, Средне-Колымск и
Амга, Ленск и Покровск... Казаки
заложили, осваивали и развивали
транспортную систему Якутии, которая
действует и сегодня. Они стояли у
истоков речного и морского флота
Республики Саха (Якутия).
Скромно, не выпячиваясь и не
бахвалясь своими заслугами, стоял за
Веру, царя и Отечество Якутский
казачий полк в едином строю
российского казачества. Только
кровавые и трагические события
общероссийской смуты приостановили
естественный ход исторической жизни
казачества. Была уничтожена его
материальная база: общинное
земледелие; преследовалась духовная
и идейная основа казачества —
Православие; физическому
истреблению были подвергнуты казаки
самого цветущего возраста —
строевого. Главный идеолог и
руководитель расказачивания Лев
Троцкий открыто заявлял: «Казачество
подлежит уничтожению как народ,
способный к самоорганизации».
Якутское казачество было
практически сведено в могилу и
осталось только присыпать его пеплом
исторического забвения. Но, с другой
стороны, та же политика
расказачивания привела к тому, что
Якутия стала подлинно казачьей
территорией. В результате массовых
ссылок и процессов вынужденной
миграции в нее переселились
представители всех казачьих войск
России. По весьма скромным подсчетам,
каждый десятый житель республики
ныне полагает себя потомком казаков.
Крепки оказались казачьи корни, не
подвела генетическая память
искренних и пламенных патриотов
Отечества! В апреле 1991 года они имели
честь возродить якутское казачество
и приняли на себя ответственный груз
исторического наименования: «Якутский
казачий полк».
В настоящее время структурные
подразделения Якутского казачьего
полка — курени, команды, отделы —
расположены в 32 населенных пунктах
Республики Саха (Якутия). Более 1000
казаков составляют постоянный актив
полка, около четырех тысяч человек
привлекаются к массовым
мероприятиям.
Яркое свидетельство процесса
возрождения Якутского казачества —
Указ Президента Республики Саха (Якутия)
от 2 октября 1997 года за № 251 «О
государственной поддержке
подразделений Якутского казачьего
полка и порядке привлечения его
членов к государственной и иной
службе». Казаки вписываются в
современную жизнь Республики Саха (Якутия)
без ущемления прав, чести и
достоинства других этнических групп
и слоев населения.
Настроения пацифизма в среде
казачества всегда считались
позорными. Молодой казак, не
служивший Отечеству, не мог
рассчитывать на любовь девушки,
уважение старших и достойное место в
обществе. Трагедия Чечни показывает,
что отсутствие допризывной
подготовки и военно-патриотического
воспитания оборачивается большой
кровью и невосполнимыми потерями.
Казаки Якутского полка не только
сами находятся в постоянной
готовности выступить на защиту
Родины, они целенаправленно готовят
к армейской службе своих сыновей и
внуков. На голом энтузиазме работают
воскресные кадетские казачьи
корпуса в Якутске, Ленске, Мирном,
Удачном. Повсеместно казаки
стараются дать малолеткам навыки
воина и организуют военно-спортивные
лагеря и полевые сборы.
На республиканском уровне Якутский
казачий полк тесно взаимодействует с
Министерством внутренних дел,
Республиканским военным
комиссариатом и Министерством
чрезвычайных ситуаций. В
добровольном порядке казаки выходят
на охрану покоя граждан, ликвидацию
последствий стихийных бедствий и
аварий.
Казаки принесли в Якутию культуру
земледелия. Тяга к земле живет и
поныне. Положительный опыт
хозяйствования на земле имеют казаки
Ленского и Олекминского улусов,
которые организовали несколько
сельскохозяйственных предприятий-куреней.
Сеть их непрерывно расширяется.
Только за последний год
восстановлены казачьи организации в
селах и наслегах по старому
Иркутскому почтовому тракту.
Конь был вековечным спутником и
надежным другом казака. В Табаге,
Вилюйске и других местах
традиционного обитания казачества
казачьи семьи занимаются
коневодством. Еще большее количество
желало бы этим заняться.
Несмотря на внешнее сопротивление
и внутренние неурядицы, растет
общественное значение Якутского
казачьего полка. Он — неизменный
участник всех мероприятий,
проводимых Ассамблеей народов
Республики Саха (Якутия). Традиционно
якутское казачество являлось
стабилизирующим фактором
национальных взаимоотношений на
территории Якутии. Именно казаки,
являясь открытым обществом, «верстали»
(принимали в свои ряды)
представителей всех национальностей
Приленского края. И сейчас в едином
строю Якутского казачьего полка —
русские и якуты, украинцы и эвенки,
белорусы и буряты, потомки старинных
казачьих родов Якутии и других
казачьих войск России.
В отрыве от Веры, от Православия
казачество немыслимо. В то же время
православные казаки уважают
вероисповедания своих братьев —
мусульман и буддистов. Обретение
утраченной за десятки лет
христианской морали и
нравственности — первоочередная
задача Якутского казачьего полка.
Отрадно видеть, как при участии
казачества народ Якутии
возвращается к чистым и светлым
истокам Православной Церкви. По мере
сил и возможностей казаки помогают
Якутской Епархии в строительстве и
возобновлении Православных Храмов.
Все более доступной становится
казачья культура. С удовольствием и
эстетическим наслаждением принимает
зритель выступления Якутского
казачьего хора, казачьих фольклорных
ансамблей Синска, Удачного и
Русского Устья.
Якутский казачий полк — составная
часть российского казачества. И те
проблемы, которые поднимаются в
общероссийском масштабе, присущи и
Якутскому полку. Пятый год блуждает
по коридорам Государственной Думы
Закон «О казачестве». Однако и на
узком правовом поле общественного
объединения Якутский казачий полк
находит нишу для приложения своих
сил в деле государственного служения.
Огромную помощь в этом оказывает
Министерство по делам народов и
федеративных отношений Республики
Саха (Якутия), терпеливо работая с
полком на протяжении последних шести
лет.
Проблемы якутского казачества
находятся в сфере постоянного
внимания Президента Республики Саха
(Якутия) Михаила Ефимовича Николаева.
С политическим тактом и учетом
общественной ситуации силы
казачества направляются на дела,
служащие процветанию и укреплению
благосостояния республики.
Возрождение якутского казачества
— естественный природный процесс,
остановить который в силах лишь
Господь Бог. На казачество возложена
историческая миссия служения народу
Якутии, государству Российскому и
всем людям, и поэтому казачество есть
идея, мировоззрение и уклад жизни не
прошлого, а будущего.
Да укрепится наша вера!
Да будут чисты наши помыслы!
Да будет на то воля Господа!
Борис Александрович Скупов,
товарищ атамана Якутского казачьего
полка. |