На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Борис СКУПОВ

«Мы крепости
сдавать
не привычны!»

Прошлое
и настоящее
Якутского
казачества

300 лет тому назад произошло знаменательное событие в истории Якутского казачества. Великий государь и преобразователь России Петр I своей Грамотой повелел создать Якутский казачий полк из стихийно сформировавшегося казачьего «войска».

Но отнюдь не только волею Великого Петра возникло якутское казачество. Его истоки лежат гораздо ранее — в мощном народном движении по завоеванию и освоению сибирских просторов, получившем название «Встречь солнцу». В конце XVI века казачий атаман Ермак Тимофеевич «со товарищи» пробил брешь в Каменном поясе Урала и на громаднейшие просторы хлынули самые энергичные, самые свободолюбивые и непокорные силы Московского государства.

В 1632 году казачий сотник Петр Иванович Бекетов с небольшим отрядом «служилых людей» закрепляется в «неведомой якуцкой землице» постройкой Ленского острога (Якутска). С даты его основания — 25 сентября (8 октября по новому стилю) ведет свою родословную якутское казачество.

Томский казак Иван Москвитинов, докладывая о достижении в 1639 году берегов Великого Тихого океана, говорит о том, что сделал это «для пользы государевой и якутским казакам в помощь».

Енисейский казак Василий Бугор первым выходит на берега Байкала, описывает Ленский речной бассейн и в своих отписках говорит о принадлежности к «якуцким казакам», что подтверждает, позже встав в ряды казачьего гарнизона Якутска.

Русский царь Михаил Федорович, начиная с 1635 года, повелевает именовать служилых Ленского острога «Якуцкими казаками», и они с гордостью принимают это имя и разносят по просторам Сибири — с великой пользой для государства и со славой для казачества. Необходимо с полным основанием заявить, что ни одно казачье войско России, ни один ее регион не обладают даже малой частью тех достижений мирового значения, которое имеет якутское казачество.

В списке 100 самых выдающихся мореплавателей мира заслуженное место занимает «зять якутского народа» Семен Дежнев, открывший человечеству морской пролив между двумя величайшими континентами Земли — Евразией и Америкой.

Сын русского казака и якутки Владимир Атласов поклонился Российской короне полуостровом с доброе европейское государство, за что великим Пушкиным был назван «Камчатским Ермаком». Якутский казак такого же происхождения Иван Козыревский открыл Курильские острова.

И промышленный человек Ерофей Хабаров, и письменный голова Василий Поярков, отправляясь в походы, прославившие их имя, моментально проникались казачьим духом, открещивались от своего сословия и чинов и с гордостью именовались «якуцкими казачьими атаманами».

Пять якутских казаков признаны мировой наукой звездами первой величины в плеяде великих землепроходцев, из 43 выдающихся открытий на северо-востоке Азии более 30 совершены якутскими казаками.

Якутские казаки оказали в XVII—XVIII веках мощное влияние на формирование естественных границ Российского государства, на его внешнюю политику. Несколько сотен казаков в короткий исторический срок подарили стране гигантский и умопомрачительно — богатый край от Енисея до Тихого океана, от Амура — до Северного Ледовитого.

Выход якутских казаков на северные границы Маньчжурской империи включил их в сферу высокой внешней политики царской России. Эпопея заселения и хозяйственного освоения берегов Амура русскими людьми в XVII веке еще ждет достойного отображения и в исторической науке, и в художественной литературе.

Якутские казаки активно участвовали в Камчатских экспедициях Беринга и Чирикова, деятельности Русско-Американской компании вплоть до ее ликвидации во второй половине XIX века.

Ярким свидетельством воинского мастерства якутских казаков стало участие в обороне крепости Албазин от маньчжурской агрессии. В ответ на предложения командования пятнадцатитысячного войска маньчжур сдаться, начальник маленького гарнизона в три сотни казаков Афанасий Бейтон ответил: «Мы крепости сдавать не привычны». Казаки не только защитили острог, но и заставили отступить противника.

В составе 42-го Якутского казачьего полка якутские казаки приняли участие в Бородинской битве, дошли до Парижа. Многие казаки заслужили особые знаки на шапках за Турецкую кампанию 1828—1829 годов. Георгиевское полковое знамя и улица Якутская в Севастополе отметили доблесть солдат и казаков при обороне черноморской крепости. Георгиевские трубы и могилы якутских казаков на легендарной Шипке остались наглядным примером участия якутян в освобождении Болгарии от османского ига. Достойно сражались якутские казаки в Первую мировую войну. Не посрамили славы якутского казачества и воины Великой Отечественной войны. Сегодняшние казаки молят Бога о том, чтобы он дал здоровья и долгой жизни нашим ветеранам, заседающим в Совете стариков Якутского казачьего полка.

Современные казаки, участвуя в локальных войнах и конфликтах, показали примеры беззаветного мужества и отваги. Вилюйский снайпер Иван Винокуров, российский офицер Виктор Мыльников, боец ОМОНа Станислав Голомарев геройски сложили свои головы, защищая конституционный порядок и единство Родины.

Благодатное воздействие на исторические судьбы Якутии оказали якутское казачество и Якутский казачий полк. Уже второе поколение якутских казаков семейно и кровно связано с местным населением. Они свободно владеют языком своих матерей и дедов, им привычен уклад жизни и обычаи родственников. Свою миссию они видят в обустройстве Родины и в государевой службе матушке-России.

Во многом благодаря казакам Якутия подверглась целительному и просветительскому влиянию христианства. Не случайно свое прибытие на землю Олонхо казаки отметили строительством часовни во имя животворящей Троицы. Основанный казаками Спасский монастырь стал крупнейшим на Севере-Востоке духовным и культурным центром. Не «огнем и мечом», а «лаской и проповедью» формируется идейная основа единства народов Якутии — православная религия. Трудами духовенства и казаков-переводчиков Слово Божье донеслось до жителей Приленского края на родном им языке.

Именно у казаков ленский житель впервые отведал вкус хлеба, оценил его и заинтересовался способом его производства. Имеются многочисленные примеры и семейные предания о том, как казаки выступали поручителями и ходатаями за якутов, «посаженных на государеву десятину пашни». Якутский казачий полк был крупнейшим земельным монополистом — только в трех центральных улусах ему принадлежало около 10 тысяч пахотных и сенокосных угодий.

Якутские казаки были подлинными подвижниками государственной службы. Где только не встретишь казака в его трудах и заботах! Разбросанные по огромной территории пять сотен служилых несут гарнизонную и караульную службу в Якутске, Вилюйске, Охотске, Колымском крае и на Камчатке. Казаки конвоируют заключенных и ссыльных, сопровождают почту, надзирают за ямщиками и обеспечивают порядок на почтовых трактах, занимаются оспопрививанием и сбором лечебных трав, секут нерадивых учеников в школах и занимаются выполнением многих поручений администрации. В ежедневной строевой записке атамана Якутского казачьего полка скрупулезно учитывается каждый казак от 16-летнего «вьюноши» до седого старика.

Тяготы и лишения государственной службы не покрываются дарованными льготами и привилегиями. Доклад Правительствующего Сената от 1796 года прямо констатирует: «Якутские казаки, отнеся всякую службу в городах и острогах, селений своих не имеют, ни какими выгодами не пользуются, кроме получения жалования и провианта... так что у многих дети питаются мирским подаянием». Мало изменилось положение казаков к 1822 году — после упорядочения их положения Уставом о сибирских городовых казаках. Только в честь 300-летия Дома Романовых якутским казакам были дарованы милости, несколько сказавшиеся на их благосостоянии.

Материальными и зримыми свидетельствами созидательной деятельности казаков являются города и поселки, ими основанные и ими построенные: Якутск и Олекминск, Вилюйск и Жиганск, Средне-Колымск и Амга, Ленск и Покровск... Казаки заложили, осваивали и развивали транспортную систему Якутии, которая действует и сегодня. Они стояли у истоков речного и морского флота Республики Саха (Якутия).

Скромно, не выпячиваясь и не бахвалясь своими заслугами, стоял за Веру, царя и Отечество Якутский казачий полк в едином строю российского казачества. Только кровавые и трагические события общероссийской смуты приостановили естественный ход исторической жизни казачества. Была уничтожена его материальная база: общинное земледелие; преследовалась духовная и идейная основа казачества — Православие; физическому истреблению были подвергнуты казаки самого цветущего возраста — строевого. Главный идеолог и руководитель расказачивания Лев Троцкий открыто заявлял: «Казачество подлежит уничтожению как народ, способный к самоорганизации».

Якутское казачество было практически сведено в могилу и осталось только присыпать его пеплом исторического забвения. Но, с другой стороны, та же политика расказачивания привела к тому, что Якутия стала подлинно казачьей территорией. В результате массовых ссылок и процессов вынужденной миграции в нее переселились представители всех казачьих войск России. По весьма скромным подсчетам, каждый десятый житель республики ныне полагает себя потомком казаков.

Крепки оказались казачьи корни, не подвела генетическая память искренних и пламенных патриотов Отечества! В апреле 1991 года они имели честь возродить якутское казачество и приняли на себя ответственный груз исторического наименования: «Якутский казачий полк».

В настоящее время структурные подразделения Якутского казачьего полка — курени, команды, отделы — расположены в 32 населенных пунктах Республики Саха (Якутия). Более 1000 казаков составляют постоянный актив полка, около четырех тысяч человек привлекаются к массовым мероприятиям.

Яркое свидетельство процесса возрождения Якутского казачества — Указ Президента Республики Саха (Якутия) от 2 октября 1997 года за № 251 «О государственной поддержке подразделений Якутского казачьего полка и порядке привлечения его членов к государственной и иной службе». Казаки вписываются в современную жизнь Республики Саха (Якутия) без ущемления прав, чести и достоинства других этнических групп и слоев населения.

Настроения пацифизма в среде казачества всегда считались позорными. Молодой казак, не служивший Отечеству, не мог рассчитывать на любовь девушки, уважение старших и достойное место в обществе. Трагедия Чечни показывает, что отсутствие допризывной подготовки и военно-патриотического воспитания оборачивается большой кровью и невосполнимыми потерями. Казаки Якутского полка не только сами находятся в постоянной готовности выступить на защиту Родины, они целенаправленно готовят к армейской службе своих сыновей и внуков. На голом энтузиазме работают воскресные кадетские казачьи корпуса в Якутске, Ленске, Мирном, Удачном. Повсеместно казаки стараются дать малолеткам навыки воина и организуют военно-спортивные лагеря и полевые сборы.

На республиканском уровне Якутский казачий полк тесно взаимодействует с Министерством внутренних дел, Республиканским военным комиссариатом и Министерством чрезвычайных ситуаций. В добровольном порядке казаки выходят на охрану покоя граждан, ликвидацию последствий стихийных бедствий и аварий.

Казаки принесли в Якутию культуру земледелия. Тяга к земле живет и поныне. Положительный опыт хозяйствования на земле имеют казаки Ленского и Олекминского улусов, которые организовали несколько сельскохозяйственных предприятий-куреней. Сеть их непрерывно расширяется. Только за последний год восстановлены казачьи организации в селах и наслегах по старому Иркутскому почтовому тракту.

Конь был вековечным спутником и надежным другом казака. В Табаге, Вилюйске и других местах традиционного обитания казачества казачьи семьи занимаются коневодством. Еще большее количество желало бы этим заняться.

Несмотря на внешнее сопротивление и внутренние неурядицы, растет общественное значение Якутского казачьего полка. Он — неизменный участник всех мероприятий, проводимых Ассамблеей народов Республики Саха (Якутия). Традиционно якутское казачество являлось стабилизирующим фактором национальных взаимоотношений на территории Якутии. Именно казаки, являясь открытым обществом, «верстали» (принимали в свои ряды) представителей всех национальностей Приленского края. И сейчас в едином строю Якутского казачьего полка — русские и якуты, украинцы и эвенки, белорусы и буряты, потомки старинных казачьих родов Якутии и других казачьих войск России.

В отрыве от Веры, от Православия казачество немыслимо. В то же время православные казаки уважают вероисповедания своих братьев — мусульман и буддистов. Обретение утраченной за десятки лет христианской морали и нравственности — первоочередная задача Якутского казачьего полка. Отрадно видеть, как при участии казачества народ Якутии возвращается к чистым и светлым истокам Православной Церкви. По мере сил и возможностей казаки помогают Якутской Епархии в строительстве и возобновлении Православных Храмов.

Все более доступной становится казачья культура. С удовольствием и эстетическим наслаждением принимает зритель выступления Якутского казачьего хора, казачьих фольклорных ансамблей Синска, Удачного и Русского Устья.

Якутский казачий полк — составная часть российского казачества. И те проблемы, которые поднимаются в общероссийском масштабе, присущи и Якутскому полку. Пятый год блуждает по коридорам Государственной Думы Закон «О казачестве». Однако и на узком правовом поле общественного объединения Якутский казачий полк находит нишу для приложения своих сил в деле государственного служения. Огромную помощь в этом оказывает Министерство по делам народов и федеративных отношений Республики Саха (Якутия), терпеливо работая с полком на протяжении последних шести лет.

Проблемы якутского казачества находятся в сфере постоянного внимания Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. С политическим тактом и учетом общественной ситуации силы казачества направляются на дела, служащие процветанию и укреплению благосостояния республики.

Возрождение якутского казачества — естественный природный процесс, остановить который в силах лишь Господь Бог. На казачество возложена историческая миссия служения народу Якутии, государству Российскому и всем людям, и поэтому казачество есть идея, мировоззрение и уклад жизни не прошлого, а будущего.

Да укрепится наша вера!

Да будут чисты наши помыслы!

Да будет на то воля Господа!


Борис Александрович Скупов, товарищ атамана Якутского казачьего полка.

 

Яндекс.Реклама
недвижимость москвы квартиры и недвижимость москвы квартиры продажа магазин.. как улучшить память.. мягкая мебель для офиса.
Hosted by uCoz