Илин № 1 2001

 

    

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Дорогие читатели!

Наш журнал стал лауреатом конкурса Союза журналистов России за прошлый год.

Коллектив журнала «Илин» (Республика Саха) является лауреатом конкурса Союза журналистов РФ в номинации

«За журналистское мастерство»

по итогам 2000 г.

Председатель СЖ РФ В.Богданов.

Москва.
26 января 2000 г.

Поздравляем наших авторов и постоянных читателей.

Редакция


В фотообъективе Артура Винокурова

Недавно в Литературном музее
им. Ойунского прошла выставка «Писатели — в фотообъективе Артура Винокурова».

Открытие выставки. Артур Ильич Винокуров. Фото Ильи Винокурова.

В далеком 1952 году Артур Винокуров увлекался фотографией не больше, чем его восемнадцатилетние сверстники.

Но после смерти отца, известного поэта Ильи Чагылгана, он стал собирать снимки отца у его друзей, чтобы переснять их на память. Потом занялся фоторепродукцией в библиотеке, где работал после техникума. И тогда он не придавал особого значения просьбам коллег сделать тот или иной портрет писателя, хотя старательно выполнял все библиотечные заказы. Но постепенно это занятие затронуло глубоко заложенную в нем струнку страстного хроникера, человека, чувствующего историческое время. В те годы сохранившийся архив отца и собственные первые снимки и репродукции заложили основу его нынешней коллекции фотодокументов.

Сейчас его огромный архив, в сотню раз превышающий количество негативов Государственного архива республики, не умещается в его небольшой квартире. А ведь это фонд, ценность которого давно перешла масштабы частного, создан и поддерживается усилиями одного Артура Ильича. Недавно в Госархиве был создан специальный фонд из фотографий якутских писателей, который так и называется «Фонд Винокурова». Эти негативы - крохотная часть того, чем владеет Артур Ильич — подробная фиксация всех событий теперь уже ушедшего века. На них жизнь — не только официальная, фасадная, но и вся в мельчайших подробностях зафиксированная обыденность, которая со временем приобретает все большую ценность своей документальной безыскусностью.

С появлением в начале 90-х журнала «Илин» Артур Ильич с энтузиазмом воспринял его идею. В первых номерах вышли его репродукции рисунков Ивана Арбиты, фотографий рода Лепчиковых. И в наши рыночные времена, когда от исторических журналов отхлынули предприниматели от информации — не доходное это дело — Артур Ильич по-прежнему сотрудничает с журналом. С его помощью редакцией был создан уникальный календарь выдающихся деятелей Якутии XX века.

Выставка в Литературном музее стала поводом для разговора о проблемах фотодела, с которыми Артур Ильич знаком, пожалуй, как никто другой. Начиная как любитель с недорогой «Смены», он не оставил своего дела даже когда порой не хватало денег ни на покупку пленки, ни химикатов для проявки, стоически перенося непонимание кропотливого и тяжелого труда фотографа. Как-то раз приехавшая из Германии девушка - фотограф поделилась с ним планами о том, насколько она сможет поправить свои финансовые проблемы — оплатить квартиру за год, купить новый фотоаппарат -всего за несколько фотографий в журнале. Артур Ильич боялся продолжить разговор, понимая, что невозможно будет объяснить ей, студентке из немецкого городка, что он, уже профессиональный фотограф, получает крохи за свои фотографии.

Артур Ильич — фотограф, который не спешит покинуть событие. Не каждый заметит, что он уходит последним, отсняв все с начала до конца. Его камера ищет людей, незначительные детали, выражение лиц, которые делают фотографии незаменимыми и порой единственными источниками информации и передают атмосферу события. Того, что часто ускользает от репортерских камер. Хотя и художественными свои фотографии он не считает. Это другой жанр. Который, как считает Артур Ильич, не очень-то годится для выставок. Потому за столь долгие годы работы — всего несколько выставок и наград, среди которых Новосибирская выставка 1997 года, на которой ему был вручен Диплом «За высокое художественное мастерство».

Хотя до сих пор для многих остается секретом, что свои снимки, в свое время не уступавшие по качеству ТАССовским, Артур Ильич делает полупрофессиональной камерой.

Фотоработы Артура Ильича знакомы каждому - без них не обходится, ни один учебник, ни одно издание по истории, литературе, ни одна газета или журнал республики. Редкий музей не обходится без работ Артура Винокурова в организации своих экспозиций.

Замечено, что колодцы всегда выкапывает один человек, потом тянутся к источнику все остальные. И так устроена природа человека, что редко кто из них задумывается над тем, откуда этот колодец, кто его оставил для других, что заставляло его предаваться труду, быть может, не надеясь на благодарность.

И в этом тоже человек.

Лена Захарова.

 

Яндекс.Реклама
Надо признаться, разработка сайтов пользуется всё большим и большим спросом в Екатеринбурге.
Hosted by uCoz