На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Влада ТИМОФЕЕВА

Мифологические
и фольклорные мотивы
в творчестве Василия Парникова и Николая Курилова

В.Парников. «У коновязи».

Начиная с 70-х годов, среди якутских графиков идет поиск ориентиров, выводящих за пределы привычной реальности. Миф и фольклор, пронизанные глубинным символизмом, послужили им новой системой эстетических координат осмысления жизни и мира.

Интерес к своему далекому прошлому, к сокровищам национальной культуры способствовал и тому, что художники как бы заново открыли для себя красоту реального мира и художественные средства его воплощения, поэтическую содержательность их эмоционального восприятия. Приемы эстетического обобщения, найденные народными мастерами, были восприняты многими якутскими художниками как исходный момент для собственных поисков в этом направлении.

Н.Курилов. «Танец».

Н.Курилов. «Запутавшиеся олени».

Художник В.С.Парников, как прекрасный стилист, прибегает к приему парафразы, органично перенося мотивы косторезного искусства в графику. Его литография «Радуга» заключена в рамку, функция которой — подчеркнуть самостоятельность и законченность изображенного; это маленький мир, космос, и, подобно традиционному образу мира, он также делится на три части по вертикали. Согласно народным представлениям, Срединный мир, земля, заселенная человеком, является средоточием жизни. Художник эту идею передает чисто графическими и композиционными средствами. В центре композиции — радуга, ее форма напоминает контурное изображение якутского балагана, внутри которого находятся люди. Даже обитатели Верхнего мира, птицы, вестники богов, устремлены к центру картины, к людям.

Деревья, расположенные по сторонам композиции, ритмически повторяют фигуры людей, образуя с ними единый ряд. Образы жилища и дерева в традиционной народной культуре тесно связаны с идеей рода и его продолжения, а в данном случае ассоциируются с образом неразрывной цепочки поколений, предков и потомков.

В.Парников. «Наскальный рисунок».

Значимо название работы — художник осмысливает радугу как знак счастья, праздника, лета, самого благодатного, плодородного периода года. Счастье, по традиционным якутским понятиям, это прежде всего продолжение рода.

Показательно изображение стаек птиц в литографии. По олонхо, птицы непрестанно щебечут у окон первого человека на Земле, прародителя людей, знаменуя этим небесное покровительство. Композиция построена на многократном повторе фигур, числовое значение которых равно 3, 7, 9. Эти числе знаменуют полноту, изобилие жизни и счастье.

Исключительный интерес представляет антропоморфный женский образ, обыгрываемый Парниковым в композиции литографии «Радуга». Художник использует известную перекодировку между микро- и макрокосмосом, частями тела и частями мироздания, где Солнце напоминает голову, а изображение радуги — туловище или чрево с заключенным в нем человечеством.

В.С.Парников как художник, органично живущий, мыслящий образами якутского фольклора, не раз обращается в своем творчестве к изображению коня, ключевому образу мировоззрения народа саха. Опираясь на солярную символику образа коня, автор работы «У коновязи» покрывает сплошь весь лист цветочным орнаментальным мотивом, напоминающим солярную розетку. Цветы и трава в своем движении вверх, словно растворяясь в млечной дымке, плавно переходят через образ коня в солярные знаки, соединяя землю и небо. Мотив сплошного орнамента, создавая ощущение единства мира и его гармонии, сближает литографию со стилистикой восточных ковров. В.С.Парников, изображая коня, использует космологические и космогонические мотивы, наполняя их новым смыслом. Сам он говорит: «Для меня в искусстве неважно содержание, не нужен сюжет. Конь — это совершенство, лучшее творение природы. В нем — красота пластики, движения, гармония жизни. А для якута с глубокой древности конь имеет особый смысл». В работе «Наскальный рисунок» фигура коня обозначена изящным контуром на черном фоне и заключена в сложный ритм геометрического орнамента. Черный бездонный цвет фона говорит о глубинном, древнем происхождении этого тотемного образа.

В.Парников. «Радуга».

Мотив времени художник закодировал в ритмическом повторе черных, белых фигур — треугольных насечек, словно отсчитывающих вехи. Чередование таких треугольников напоминает зарубки на дереве, отмечающие дни, время. С точки зрения психологии восприятия современного зрителя, изображение коня обращено назад, как бы подтверждая связь образа с прошлым.

В сложной игре орнамента прочитывается силуэт сэргэ в привычном для нас соседстве с якутским конем. Как известно, коновязь исторически восходит к изображению предков; здесь, на наш взгляд, ее появление означает связь времен.

Остроконечный геометрический узор из треугольников символизирует воинственное мужское начало и одновременно — космический верх. Также этот мотив узора напоминает геометрический орнамент чепраков и кычимов, обязательных элементов конского убранства. Якутские мастерицы часто в своих работах использовали декоративный контраст центрального лировидного орнамента с окружающим его геометрическим узором. В.С.Парников, тонко подметив этот прием, как художник графически применил его в композиции, где плавные текучие линии абриса лошади противопоставлены четкому орнаменту.

Н.Курилов. «Поздняя осень».

Недосказанность, незавершенность первобытного рисунка, точно переданного художником, эстетически оправдывается лаконизмом образа и роднит его с орнаментальным мотивом. Этот художественный прием также вводит в композицию тему времени и памяти.

Творчество другого художника-графика Н.Н.Курилова глубоко насыщено символизмом, корни которого уходят в традиционное народное искусство и мировоззрение юкагиров — древнейшего арктического народа. Н.Н.Курилов, как хранитель и продолжатель культурных традиций, обращается к технике аппликации, широко известной в прикладном искусстве народов Севера.

Его работа «Танец» представляет собой черный фон бумаги, на которую наклеены изящно вырезанные из белой бумаги фигуры оленей и оленевода. Белый и черный цвета, чередующиеся в аппликации как на шахматной доске, напоминают борьбу дня и ночи, лета и зимы, жизни и смерти, смену циклов природы. Автор называет картину «Танец», подчеркивая ритуальный характер изображенного действия.

Центр композиции занимает фигура человека с маутом, задающая ритм бега оленей. Маут — как закрученная спираль — символизирует цикличность жизни. По ходу солнца, по кругу жизни бежит стадо оленей, и уже неясно, кто руководит этим круговоротом: человек, олени или некие космические силы. Возможно, эта картина содержит реминисценции универсального фольклорного мотива небесной космической охоты, который бытует и у других народов Якутии.

В работах Н.Н.Курилова «Стойбище», «По застругам», «Охота», «Запутавшиеся олени» и др. спираль лежит в основе изображения самых различных предметов, будь то летящие облака или волны, бегущее стадо оленей или аркан, маут. Семантика спирали уходит корнями в архаичные представления о началах зарождения жизни, ее цикличном развитии.

Художник в композициях «Запутавшиеся олени», «Лунная ночь» обращается к теме пограничного состояния мира. В первом случае изображены олени в смертельной схватке с арканом, спиралевидная форма которого вызывает у зрителя сложный набор ассоциаций с пуповиной, последом; в итоге возникает архетипическая идея тождества смерти и рождения как пограничных состояний между бытием и небытием.

Неслучайно автор в этой аппликации использует женский и мужской образы, располагая первый слева, второй справа, сталкивая оленей друг с другом, переплетая их силуэты с арканом. Эмоциональный накал достигается резким контрастом черного и белого цветов, извечной борьбы и союза света и тьмы.

В работе «Лунная ночь» эта борьба соотносится с тайной ночного перевоплощения, смеси реального и ирреального. Завораживающая красота лунного света, не дневного, околдовывает зрителя, убеждая в двойственной природе вещей.

Фигура оленя — излюбленный мотив в творчестве Н.Н.Курилова.

В работе «Поздняя осень» художник размышляет о вечной борьбе природных стихий и обращается к животрепещущей теме гармонии существования человека на Земле.

Динамика работы создается разной направленностью двух противоборствующих потоков — стада оленей, пересекающих реку, и воды, разрезающей земную твердь. Движение оленей по S-образной спирали повторяет изгибы русла реки, пересечение их создает орнаментальность листа.

Декоративность аппликации достигается за счет различного характера тональных и цветовых пятен, а также игры ажурных линий, изображающих берег и фигуры оленей.

Истоки образов графических листов В.С.Парникова и Н.Н.Курилова глубоко уходят в традиционное народное искусство и мировоззрение. Художники, рисуя современную жизнь, прибегают к мифологическим и фольклорным мотивам, переосмысляя их и наполняя новым актуальным содержанием.

Литература

1. «Якутская кость». Художник РСФСР. Ленинград, 1978.

2. Союз художников Российской Федерации. Каталог «Выставка произведений художников-графиков Якутии». 1992. Автор вступительной статьи З.И.Иванова-Унарова.

Графические работы В.С.Парникова, Н.Н.Курилова предоставлены Национальным художественным музеем РС(Я).


Влада Владиславовна Тимофеева, преподаватель ЯХУ им.П.П.Романова.

Дорогой читатель!

Эта статья, перепечатанная из газеты «Автономная Якутия» от 28 августа 1923 года, предваряет публикацию в следующем номере журнала подборки материалов об истоках, сути и проблемах такого неоднозначного явления, как шаманизм. Известные ученые, писатели, деятели культуры поведают со страниц «Илина» о своем видении этого любопытнейшего феномена духовной жизни человечества.
Религия ли это, как пишут одни исследователи, или просто примитивное шарлатанство, на чем настаивают другие? А может, это нечто третье, представляющее собой пресловутое загадочное звено, что соединяет земную жизнь с жизнью небесной, запредельной?..

Жертва духа

Экскурсионные работы забросили меня в глушь N-го улуса. Нас было трое. Привал был устроен недалеко от «Поганого» озера. Так называли его якуты, удивляясь тому, что «нуччи» (русские) работают над ним.

Вечерело. Крапал мелкий дождь. Как в норе, сидели мы в отведенной для нас амбарушке. Наш проводник, интеллигентный якут юноша, сообщил, что сегодня ночью в «Аласе» будет камлание шамана с жертвоприношением и предложил ехать. Согласился только я, с условием предварительно взять разрешение для «нуччи» у шамана. Вскоре разрешение было получено.

Оседлали лошадь и поехали. Стало уже темнеть. Обогнув озеро, въехали в тайгу. Узкая тропа, извиваясь между могучими лиственницами, указывала нам путь. Небо, покрытое разорванными свинцовыми тучами, глухой гул тайги — все это создавало какое-то особое настроение, усугубляемое предстоящим зрелищем. Временами чувствовалось, что сами «духи» в виде непогоды среди леса, старались помешать «нучче», ехавшему из-за любопытства.

По мере приближения к юрте, настроение увеличивалось. Временами в угрюмо молчавшую тайгу как-то зловеще врывался глухой гул шаманского бубна. Вновь затихал, и опять вдруг прорезывал таинственную тишину... Не хотелось говорить. Еще несколько сажен, и лес расступился. Из трубы валил сноп искр. Двери закрыты. Доносился громкий гул бубна. Дикий хохот оглашал окрестность.

Войти ли?.. Проводник пошел первым, я за ним. Вошли... Пред ярко пылающим камином на полу сидел шаман в своем одеянии. Это был старик с длинными волосами, спущенными на лицо. Лица его не было видно. Только изредка, откидывая руками волосы, шаман обводил своими глазами окружающих.

По нарам сидели благоговейно якуты. На наре против камина сидела якутка, из которой должен быть изгнан иччи (дух), евший больную. Она роженица. У ней больны ноги.

Бледная, с утомленными глазами, она сидела как-то беспокойно опустив руки на колени.

Шаман пел... То тихая, заунывная песнь вдруг превращалась в дикий рев. Немилосердно гудел бубен. И все это временами сливалось в один общий гул. Тогда шаман вскакивал. Весь трясся... Пускался в самый дикий пляс. Неистово бряцали бубенчики и старик лет 60, с легкостью юноши носился по юрте... Были перерывы. Тогда шаман устало садился около камина. Подавали трубку... Выкурив, шаман пил из чашки кумыс и вновь продолжал камлать. Так продолжалось долго. Наконец шаман умолил духов. Начался торг. Духи потребовали жертвы. По приказанию шамана ввели в юрту рыжую собаку, запряженную в особо сделанные маленькие якутские сани (дровни). К саням была прикреплена деревянная фигура человека. Высосав из ноги больной духа, шаман вселил его в фигуру. Собачка была предназначена в жертву. На недоуменные вопросы шамана, хозяин юрты и присутствующие отвечают, что жертва самая лучшая, — это корова, как нигде нет, жирная, добрая...

После отчаянного торга, духи устами шамана согласились принять эту лучшую корову (собаку), оценив ее качество как лучшей скотины. Собачка была выведена на северную сторону юрты, по направлению того края, куда посылались злые духи (абасы). Теперь шаман обратил свое внимание на собачку. В диком плясе шаман кружился около нее, пел, бил в бубен, в перерывах производил какие-то заклинания, — заглядывал в глаза собачки, плевал в них... Бедное животное, поджав под себя задние ноги, испуганно озиралось кругом. Наступила полночь. По знаку шамана собачку с санями вывели из юрты, за ней пошел шаман, а потом остальные. Вся эта процессия направилась в лес. В саженях 20-ти остановились. Выбрали молодое высокое дерево, пригнули его к земле и к концу привязали на петле собачку со всей упряжью. Шаман стал камлать. Тишина ночи нарушилась диким пением и звуками бубна. Еще несколько минут и, по знаку шамана, дерево выпустили и бедное животное взвилось в воздух. Раздался отчаянный крик собаки, она кружилась, повиснув на веревке, судорожно ища ногами опоры. Несколько отчаянных взмахов в воздухе и собачка в судорогах, медленно шевеля ногами, вытянулась...

Этот момент был встречен диким плясом шамана, который, держа в руках пучки волоса, неистово махал в сторону жертвы.

Через несколько минут вся процессия молчаливо вернулась в юрту. Воцарилось молчание. Шаман сидел у камина и устало тянул трубку и пил кумыс. Якуты с видимым удовлетворением, сидели по нарам, шептались... По-видимому, принятая жертва подавала надежды на удовлетворение просимого. Камланье должно было продолжаться еще до восхода солнца. Усталый, а также с неприятным впечатлением от виденного, я поторопился ехать домой.

Еще долго нас сопровождал звук шаманского бубна. Думалось — вот она культура! Где ее плоды? Нет, долго еще нужно настоящей просветительной работы, чтобы вывести якута из мира средневековья.

Между прочим, нам передавали, что, в качестве методов борьбы с шаманизмом, некоторые применяли способ «полемики» с шаманами, другие — отнимали предметы шаманского культа и т.д. Едва ли это достигает цели. Шаманство, уйдя в недоступные дебри, в таежную глушь, сделается еще более обаятельным для темных масс. Тут нужна только просветительная работа. Прошлое христианского миссионерства показало, что подобные методы и способы не достигали целей.

N.

 

Яндекс.Реклама
Уборка офисов, клининг, уборка. Клининг услуги уборки.. составление резюме
Hosted by uCoz