КАК МЫ ВХОДИМ В РЫНОК
“Экономическая
нестабильность нашего общества
требует серьезного и немедленного
рассмотрения возникших проблем”.
В парламентах и правительствах
республик и страны, похоже, вдоволь
наговорились об оздоровлении
экономики. Новые для советской
действительности идеи рынка, можно
сказать, в основном сформулированы.
Сложнее оказалось с претворением их
в жизнь. Почему так произошло?
До сих пор не осуществлено реальное
перераспределение прав в
распоряжении собственностью: если
все имущественные права общества
принять за сто, то они, по моим данным,
разделены между государством,
личностью и общественностью
соответственно в пропорции 85, 10
и 5. Мировая же
практика показывает другое: 30,30,40.
Опираясь на свое подавляющее
преимущество в правах перед
личностью, исполнительная власть,
мягко говоря, медлит с выходом на
торную дорогу рынка, не решается
вернуть землю крестьянам,
предприятия -
рабочим, оставляет предпринимателей
в беспомощном состоянии. Материально-технические
ресурсы, как и вчера, строго
фондируются и находятся в руках
ведомств в одной связке с квотами,
лицензиями, всевозможными
дозволениями, ограничениями,
запретами.
Такое нагромождение трудностей
диктует, само собой разумеется,
необходимость их преодоления. Вот и
преодолевают. С помощью новых
отрядов счетно-конторского
персонала, дополнительных бюджетных
ассигнований. Самовоспроизводящийся
аппарат бросает недобрый взгляд на
"рыночников", опутывает их
инструкциями, письмами, заставляет
мыкаться в конторских коридорах,
отбивает у них всякую охоту
заниматься самостоятельным делом.
Более подробно рассмотрим вторую
причину мытарств "бизнесменов"
- отношения по поводу
собственности. Главное действующее
лицо в этой сфере -
бюрократия, в адрес которой в печати
высказано немалое количество
проклятий и заклинаний, жалоб и
причитаний...
Сегодня происходят перемены и в
царстве бюрократии. Перемены, надо
сказать, крупные. Но говорится об
этом как-то скороговоркой, походя,
словно разговор серьезный,
предметный вроде бы и не нужен. Нет,
нужен.
Мы дожили-таки до момента,
означающего начало конца зловещего
апостола тоталитарной системы,
нашего худшего внутреннего врага
- бюрократии,
присосавшейся, словно вампир, к телу
народа. Под бюрократией я
подразумеваю не просто
столоначальников, как о том твердят
словари, а ту олигархию, которая
появилась на свет божий в результате
скрещивания государства с
негосударственной структурой.
Многомиллионная, особенная в
сравнении с мировой, бюрократия
нашей империи водрузилась на,
казалось бы, незыблемый
экономический фундамент, т.е.
на собственность на все и
вся. Она, эта бюрократия,
вступила в безраздельное владение и
распоряжение не только средствами
производства, природной средой, но
человеком, превратив его в рабочую
силу, трудовой ресурс, фактор,
материал, кадр... В этом и состоит
отличительная черта отечественного
монстра.
Оплотом же бюрократии является
государственная, или, как ее называют,
общественная, общенародная
собственность на средства
производства. Вы только вдумайтесь,
дорогой читатель, что может означать
общественная, общенародная
собственность.
Разве может все общество, весь
народ решать, что делать с имуществом
и совокупным трудовым доходом,
скажем, Депутатского
горнообогатительного комбината или
совхоза "Кангаласский'", даже
всенародный президент России набрал
менее 60 % голосов
всех избирателей. Всегда и во всем
какая-то часть такой сложной системы
как народ, общество, будет против
чего-нибудь, и это вполне понятно. Так
что с общенародной собственностью
получается бессмыслица. Но вы можете
возразить, что большинство все-таки
склонно проголосовать за тот или
иной акт распоряжения "общенародной"
собственностью. Что же тогда с
меньшинством? Разве его составляют
не такие же люди? Прикажите узаконить
дискриминацию?
Давайте-ка посмотрим, кто носится с
идеей общенародной собственности.
Развивая приведенный выше пример, я
мог бы сказать, что мысль об объятии
необъятного чрезвычайно выгодна тем
же ведомствам Главалмаззолото и
Минсельхоза.
Бойкие командиры из стольного
города, пользуясь врученной им
абсолютой властью и собственностью,
бросают сотни тысяч человек через
всю Россию на освоение недр Якутии,
вооружая их не только мощной
гусеничной техникой, флотом, но и
невиданной силы буро-взрывными
устройствами, с атомными бомбами.
Правда, не боевыми. Мы с вами,
благодаря гласности, имели
возможность узнать о двенадцати
ядерных взрывах на территории
республики. Наемная рабочая сила,
выполняя приказ и отрабатывая
срочный договор, извлекает из чрева
земли металл колоссальной стоимости.
Но вы проследите, что происходит с
этой "общенародной"
собственностью. Владелец ее,
ведомство, оценивает данный товар на
стадии персонального присвоения в
Якутии, по косвенным данным в пять-шесть
раз ниже мировых цен. За счет чего же
экономия? За счет вывернутой
наизнанку природы, приданого
грядущим поколениям, за счет
разрушения рабочей силы ныне живущих,
за счет деградации среды обитания и
ухудшения здоровья местных жителей.
Смешно было бы утверждать, что
социально-экономическая
эффективность добычи сырья в Якутии
в пять-шесть раз превышает
аналогичный показатель, скажем, в США.
Якутия занимает первое место в мире
по показателям административното
покорения природы -
более 93 процентов
промышленной продукции производится
из полезных и бесполезных ископаемых,
других природных ресурсов.
Бесполезное -это
то, что нерационально извлекается из
природы и не полностью утилизируется,
что не по зубам нынешнему уровню
науки, техники, технологии, защиты
экологии, попросту говоря, это -
золотые терриконы, отвалы,
преждевременно брошенные разработки,
валы мертвого леса, дохлые
рукотворные озера, реки, моря...
Хищническое разграбление окружающей
среды бюрократией обездолило и людей,
идущих на смену ныне живущим. Вот что
страшнее всего.
Что же происходит с громадным "общенародным"
богатством, произведенным народом
Якутии, людьми постоянно и временно
проживающими на ее территории, с их
овеществленным потом?
После переоценки по мировым
стандартам это богатство, как мы
упомянули выше, самовозрастает в
московских секторах в пять-шесть раз
и отдается на произвол
распределительно-перераспределтельной
системы. Первый, наиболее лакомый и
большой кусок отламывается самому
ведомству и вышестоящим "владельцам".
Вторая порция достается так
называемой отраслевой науке ,
идеологам, теоретикам и
пропагандистам проектов века,
пятилетних планов, определяющих,
решающих, завершающих годов.
Следующим в очередь становится
наемный отряд сочинителей докладов и
песен о том, .что
нам нечего ждать милостей от природы,
взять их у нее -
наша задача. Вслед за ними
устраиваются, естественно, товарищи
с берданками, которые охраняют
добытое богатство и защищают его "владельцев"
от той части несознательного народа,
которая плохо верит в общенародную
собственность. Пятая по счету, но не
по величине доля отводится
могущественному военно-промышленному
комплексу, аппетиты которого столь
велики, что Россия вынуждена
отдавать ему более половины
произведенного ею продукта.
Далее следуют авторы всевозможных
инструкций о том, как должна
происходить вербовка людей, как жить
и работать шахтерам, лесорубам,
буровикам.
Оставшаяся часть "богатства"
достается народу. Маловато, конечно.
Но народ подсознательно улавливает,
что с "общенародной"
собственностью происходит что-то
невообразимое и потому трудится
спустя рукава и разворовывает
госимущество в огромных размерах,
т.е. вроде бы получается, тащит от
себя самого же. Бред какой-то, как
можно воровать у себя -
еще одно подтверждение абсурдности
идеи об общественной собственности.
"Стибрить" стремятся,
разумеется, чужое.
Тотальная "общенародная"
собственность и рынок -
взаимоисключающие понятия, это
женитьба ежа со змеей, вальс мужика с
двумя генералами, которых он кормит.
Властители собственности
приведшие нас к крушению всех наших
надежд, должны во всеуслышание
покаяться в том, что вконец
заблудились и что мы, простые
труженики, теперь свободны и можем
сами искать выход из тупика.
А выход из дебрей пустых обещаний,
лжи и обмана мы найдем, должны найти.
Уже, кажется, нащупали какую-то
твердь под ногами. Лишь бы не мешали
предводители. Но мешают -
и еще как. Не спешат вернуть землю
ее хозяину, фабрики и заводы -
трудовым коллективам. В Мегино-Кангаласском
районе, к примеру, местное начальство
продолжает играть в одиночку в
земельные шахматы: жители села "Мооро"
депортированы в порядке
экономического принуждения в с.
Павловск в связи с образованием
гигантского совхоза, затем хозяйство
было раздроблено, теперь командиры
опять носятся с идеей объединения
- разьединения,
несмотря на забастовку животноводов
в Рассолоде, протесты несостоявшихся
фермеров в Хаптагае, митинги
безземельных крестьян в Павловске.
Гроссмейстеры понуканий спят и во
сне видят прободение частой
собственности, аренды, малого
предпринимательства. Распределяют
госсобственность
между собой под вывеской объединений,
ассоциаций, концернов -
вчерашние аппаратчики сохраняют в
своих руках все нити управления
собственностью. Подобной дикой
приватизации должен быть положен
конец -таково
требование соответствующего
Российского закона. Хватит
переминаться, терять время, надо
приступить к разгосударствлению
собственности, выйти на дорогу рынка.
Как? Ответ на этот вопрос я попытался
дать в докладе, зарегистрированном
правительством под No 09-1494
от 11.11.90г.
Напомню некоторые его положения:
1. Разработать и
осуществить региональные программы
создания новых альтернативных
структур, предпринимательской
деятельности, зон свободного
предпринимательства.
Совокупный объем хозяйственной,
предпринимательской деятельности,
промышленное и сельскохозяйственное
освоение территории привести в
полное соответствие с научно
обоснованными критериями охраны
окружающей среды, а также с
возможностями широкого внедрения
достижений научно-технического
прогресса и с социальной
мобильностью трудящихся.
Приоритетными в этой области считать
интересы малочисленных народностей
Севера.
2. Государство для
повышения устойчивости процесса
приватизаций в свободную продажу
новым владельцам земли, других
средств производства
перераспределяет части материалов
из производственной сферы,
представляет новые воды страховых
услуг.
3. Эквивалентность
обмена при рыночных отношениях может
быть достигнута без
административного вмешательства
банков и государства. Гарантировать
невмешательство органов
государственной власти в технико-технологическую
и научную организацию хозяйственной
деятельности, формирование
обществом и государством рыночной
структуры, единого экономического
пространства,
4. В договорах по
добыче сырья в валютных отраслях
предусмотреть не только объемы
госзаказа, но и достаточную для
накопления капитала параллельных
независимых структур часть дохода.
5. В совхозах, других
государственных предприятиях
сельскохозяйственного назначения
вначале проводится условная, затем,
фактическая приватизация земли и
основных производственных фондов,
имущественное признание смены их
владельцев.
6. Правовой
организованный рынок рабочей силы
формируется при партнерстве
личности, общества и государства. В
оказании услуг человеку в его
трудоустройстве, обеспечении
кадрами всех субъектов
хозяйственной деятельности;
ключевая роль принадлежит
приватизированным хозрасчетным
биржам труда.
7. Рыночно
организованной формой обеспечения
народного хозяйства рабочей
силой становится система найма ее,
основанная на отношениях купли-продажи,
способности к труду. Она сочетается
со свободным трудом частного
собственника и ассоциированного в
виде группового предпринимательства
работника.
8. Упрочить
нерыночный сектор, придать динамику
здравоохранению и образованию,
охране природы, культуре, искусству и
спорту, осуществить шаги к внедрению
во внерыночный сектор коммерческих
критериев для стимулирования его
саморазвития.
9. Обновленная
банковская система республики с
мелкими паевыми коммерческими
банками призвана стимулировать
развитие инвестиционных процессов,
предпринимательства, в том числе
частного, содействовать
деятельности акционерных
товариществ.
10. Создать условия
для формирования социального слоя
предпринимателей, превращения
наемных работников в свободных
частных владельцев небольших
предприятий, в независимых
самостоятельных крестьян. С чего
начать? При всей противоречивости
ситуации надо без потерь времени
приступить к разгосударствлению. В
течение двух лет осуществить
разгосударствление 30%
гос. предприятий, передача 50%
пенсионного фонда в собственность
граждан, сдача в аренду или передача
30% небольших
магазинов и других мелких
предприятий.
В своих расчетах я исхожу из
социально предпочтительного
бесплатного возврата людям того, что
отобрано у них в форме прибавочного и
даже необходимого продукта, вообще
говоря, урезана зар. плата, которую
трудящиеся вымаливают с протянутой
рукой. Такой поворот к народу и может
обеспечить масштабы и ускоренную
приватизацию общенародной
собственности, очеловечивание ее.
Поделенная между гражданами
госсобственность продолжала бы,
естественно, функционировать в
привычном ритме и режиме, но вожжи
управления ею были бы переданы
фактическим хозяевам в виде
персональных облигаций той или иной
стоимости их, которые затем, по мере
приватизации, превращались бы в
нечто более дееспособное, в акции.
Но чтобы сделать столь
значительный стратегический шаг к
рынку, надо знать размеры
федеративной и республиканской
собственности, сконцентрированной
на территории Якутии.
Этот вопрос ждет ответа. Рутинный
бухгалтерский баланс в этом деле не
поможет, мы не знаем даже, что такое 'восстановительная
стоимость, но определить рыночную
стоимость фондов и доли в них РСФСР и
Республики Саха (Якутии) не составит,
надо полагать, непреодолимой
трудности.
В порядке внедрения этих идей в
жизнь мы внесли в правительство
конкретные и документированные
предложения о создании рыночного,
негосударственного сектора
экономики, но необходимой поддержки
не получили. Помешали те самые
господствующие отношения
собственности и экономическая
идеология, о чем я рассказал в данной
статье. Но жизнь нельзя остановить.
Наши усилия будут утроены, нет,
удесятерены, хождение по кругу
тропою рынка, уверен, кончится, мы
выйдем, непременно выкарабкаемся на
широкую столбовую дорогу
очеловеченной, социализированной
экономики. Это предопределено.
Николай Архипов,
экономист |