На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ВСЕЛЕННОЙ В ЯКУТСКОЙ МИФОЛОГИИ И ЭПОСЕ ОЛОНХО

Интерес к духовной культуре прошлых эпох в наши дни значительно усилился. Каков был внутренний мир наших предков, их мировоззрение?

Основной формой общественного сознания до широкого распространения в массах научных знаний была мифология. Любая мифологическая система не обходит вопроса о происхождении и устройстве Вселенной. Литература (в том числе устное народное творчество) и искусство с древнейших времен использовали мифы при создании художественных произведений. По словам К.Маркса "греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву".

Задача размежевания мифологии и близких к ней по жанру форм словесного творчества - сказки героического эпоса, легенды исторического предания очень сложна. Мифология, согласно Марксу, есть не что иное, как "природа и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией".

Поскольку в результате распространения православия якутские языческие космогонические представления испытали воздействие христианства, а после революции мифология в чистом виде исчезла из сознания якутов, большое значение для изучения мировоззрения древних якутов имеет исследование мифологических космогонических элементов в героическом эпосе олонхо.

Народный сказитель мыслил вселенскими категориями. Не только человечество в целом, но и каждый народ, даже малочисленный, является частью Вселенной. И эта малая часть не должна исчезнуть, ибо она элемент целостной гармонической системы. Олонхо, великое достижение духовной культуры прошлого, создало не только нравственный идеал личности в образах богатырей, но и оригинальную теорию происхождения и развития Мироздания.

Дух наших предков не сможет отмереть, если носителями его культурных ценностей будет подрастающая молодежь.

Якуты издревне интересовались происхождением Вселенной (кинкиниир киэн аан дойду) и тем, кто населяет этот мир и пытались проникнуть вширь и вглубь Вселенной, раскрыв ее строение.

В якутских сказаниях упоминается Солнце, луна, звезды и созвездия. Вселенная, по космогоническим представлениям якутов, состоит из трех миров, в свою очередь миры ярусные. И эти думы якута, которые на первый взгляд кажутся примитивными, описываются настолько красочными художественными образами, что конструируются воображаемые схемы бытия, которые в дальнейшем могут жить в памяти народа и будут совершенствоваться, дополняясь деталями, буквально до современности. Культура народа живет в духе и она не отмерла сегодня, ибо передавалась от поколения к поколению. И сегодня мы имеем довольно четкие представления якутов о происхождении Вселенной и ролей абаасы и айыы в этом творчестве.

Айыы и абаасы существовали по мифологическим представлениям якутов извечно. В якутской мифологии имеется национальный вариант о сотворении земли, человека и животных добрыми и злыми силами - айыы и абаасы.

Братья Аар Тойон, Урун (Айыы) Тойон и Сюгэ Тойон единодушно решили сотворить небо и землю. А родоначальник абаасы Адьарай Беге создал метеоры, но поскольку он захотел подчинить своей власти всю вселенную, то Аар Тойону с братьями присудили ввергнуть его в преисподнюю Уэдэннэ. Из-за этого он стал врагом рода человеческого, а также всех животных и птиц, и по временам мучает их, посылая непомерный град, мороз, снег и ливень. Здесь, при создании Вселенной, принимает участие не только айыы, но и абаасы. Это более наглядно обрисовано в мифе, записанном на столетие позже. Творец Айыы создал землю очень красивой и ровной, но спустился злой дух абаасы и стал роптать и царапать руками землю, от этого остались следы рук злого духа в виде рек, озер и гор.

Айыы - творцы, создатели, божества олицетворяют собой начала творчества и добра. Человек, домашний скот, животные и растения считаются созданиями этих существ. Айыы дают людям те или иные блага, если у них нет поводов быть недовольными ими Раз так, то люди обращаются к ним с просьбами, молитвами , даже приносят жертвы. Если же айыы недовольны, то они могут отказать: дать кут детей, приплод скоту и т.п., тем самым причинив зло просящим. Поэтому, люди относятся к ним со страхом и трепетом, с благоговением и благодарностью.

Айыы и абаасы, в олонхо, строго различаются по нравственному критерию, в остальном же, они мало чем отличаются друг от друга.

Небесные айыы одевались богато, владели большим количеством скота, жили крупным семейством в окружении домочадцев. Принимали решения не спеша, вдумчиво, рассудительно. Они составляли целое племя во главе с Урун Айыы Тойоном. Эти айыы представлялись наиболее благородными из трех племен верхнего мира.

Людей тоже создал Айыы Тойон вслед за сотворением земли. Жизнь людей, смена их поколений рассматривается в мифологии в образно-философском свете. Человечество воспринимается как часть единого материального мира - развивающегося и возрождающегося. Теперь рассмотрим структуру Вселенной.

Вселенная, таким образом, состоит из трех миров: Верхнего -Уэhээ дойду, т.е. небес. Среднего - орто дойду, т.е. земли, и Нижнего - Аллараа дойду - преисподней. Здесь Вселенная делится по вертикали.

Верхний мир (халлаан) у якутов представляется состоящим из ряда ярусов. Здесь наиболее важно, по замечанию Г.У.Эргиса, не конкретное число ярусов, а общее представление, что небо не сплошное, а структурное - многослойное и многоярусное. Это есть, в сущности, понимание многообразия и сложности мира. Уникальным сообщением является и то, что вилюйские якуты делят верхний мирна девять ярусов или небес, различающихся по свету. Такого рода представления якутов (9 халлаан, 3 уллэhик, триада) соответствуют трехступенчатому развитию понятия Гегеля, теории познания Канта.

Самое нижнее небо якуты называли "пешее небо" (сатыы халлаан). Нижние края небес по окружности свисают вниз, как бахрома и серебряные ожерелья девушки-невесты, они трутся о приподнятые края земли, как будто грызутся со скрежетом разъяренные жеребцы. По представлениям вилюйчан, "яруса в середине неба соединены сквозным отверстием, выходящим под коновязью высшего добродетельного небожителя, и через это отверстие солнце посылает на землю свое тепло и свет".

У якутов имелись различные версии представлений о солнце. Coгласнo одной из них солнцу приписывается творческая способность создателя земли, по другой - солнце - физическое воплощение божества, но по третьей - три солнца были созданы творцом Урун Айыы Тойоном или Урун Аар Тойоном, из которых только одно солнце освещает землю.

Существуют также мифологические представления о луне с различными вариациями. Так, вилюйчане полагали, что луна - это круглое отверстие в небе, через которое проходит свет. Фазы луны объясняли действием духа, прикрывающего луну в определенные промежутки времени. Верхоянцы рассказывали, что "луну едят волки и медведи за то, что она похитила девушку, каждый месяц она нарастает и каждый месяц ее опять пожирают звери".

Наиболее яркие звезды якуты именуют "чалбон", часто так называют Венеру; а менее яркие звезды - сулус. Указывали и знали также звезды и созвездия: Аранас Сулус - Большая медведица, Тайахтаах Сулус - Звезда с лосем (Орион), Энэр Сулус - Орионов пояс, Ургэл - Плеяды и др. По представлениям вилюйских якутов, звезды – это отверстия в нижнем ярусе неба, через которые проникает свет. Но более широко распространено у якутов другое представление: звезды представляют собой самостоятельные существа. Поскольку звезды не видны летом, то якуты сделали вывод, что они насылают на землю стужу. Существуют красивые мифы – сказания о том, как люди старались уменьшить холод, срубив звезды.

Духи из племени Улуу Тойона могли придти в средний мир и поселиться на деревьях с расщелинами. Обычно люди их не могли видеть. Якуты верили, что злые духи понимали их речь, по ночам могли зайти в дом и принести людям болезни. Более того, парни абаасы из верхнего мира вступали иногда в интимное общение с женщинами, в результате чего рождались дети-идиоты. Из верхних духов абаасы наиболее почитаемым был Улуу Тойон – дух-хозяин Ленских писаных скал, покровитель наиболее сильных шаманов.

Под Верхним миром расположен Средний мир, который представляется просторной, вольготной и богатой страной. Пышной растительностью покрыта ее поверхность, рыбы с серебряной чешуей играют в водных глубинах, всякой дичи полны леса и горы, множество конного и рогатого скота разводится на зеленых полях и лугах. На этой земле живут якуты, эвенки и др. Это их родная страна.

Сказители олонхо считают свою страну средоточием Вселенной, а другие страны окраинами.

У самых разных народов возникло глубокое убеждение, что Земля на которой они живут – это остров в океане. Сходные представления имеют место и в якутском эпосе олонхо:

С седалищем из тундряного моря,
С зависимостью от северного моря,
С окраинами из западного моря,
С краями из южного моря,
С ободком из восточного моря

Здесь, прежде всего, речь идет о символическом изначальном океане, а не просто о конкретных морях, известных якутам, омывающих землю со всех сторон. Особенно якутский олонхосут выделяет лишь расположенное на крайнем западе Араат - море, в чьи величавые волны опускается дневное светило. Итак, при описании земли, во всех сказаниях-олонхо, к западу от места жительства богатыря эпического племени "айыы", простирается Араат-бай5ал.

Якуты верили, что в Среднем мире, помимо людей и животных, имелось большое количество духов-хозяев (иччи) гор, рек, озер, лесов, дорог и даже предметов, созданных руками человека. Наиболее добропочитаемой иччи была хозяйка земли, охранявшая благополучие людей и их скота от проказов злых абаасы. Ее "видели" в образе седой старухи в народной одежде (называли ее Аан Аалай Хотун, Айыы Нэлбэрдээн и т.д.) Она воплощает в себе персонифицированный образ родной земли, проматери всего живущего и растущего. Ее богатые духовные и физические свойства, ее доброту и благосклонность к людям раскрывают эпитеты ее имени. Хозяйка земли всегда готова напоить, накормить, приютить и обнять всех обитателей земли.

С охотой связаны духи-хозяева леса, покровители охотников-байанай. Главный из них - Баай Байанай. Это обычно веселый старик, обросший черными или рыжими волосами, носящий доху из оленьей шкуры, ездящий верхом на олене или бегающий по лесу. О6pаз его подобен таежному охотнику. Он очень богат мехами, поэтому носит эпитет "баай".

Кроме них по земле постоянно блуждали абаасы, приносящие мелкие болезни.

Буквально до начала XX века, в верованиях якутов значительное место занимали сверхестественные существа "юер", в которых превращались часть умерших. Они часто беспокоили людей, причиняя им болезни и различного рода бедствия.

Под средним миром расположен Нижний мир и богатыри Среднего мира могут спуститься туда по узким ущельям (аартыкам), увешанным вехами из шкур волков и медведей. Богатыри, чтобы пройти по этим ущельям, превращались в железный кол или в ледяную ель, реже они могли превратиться в богатырей абаасы, но почти никогда не спускались верхом на своих лошадях. Нижний мир - это сумрачная страна с особыми щербатыми солнцем и

просыхающим болотом, что даже насекомые увязают в нем; там растут уродливые железные деревья и травы. Эта страна населена особыми племенами - абаасы или адьарай враждебными жителям среднего мира. Богатыри абаасы вступают в бой с богатырями человеческого племени айыы айма5а.

Якуты называли нижний мир КЭТИТ ЮТЮГЭН (широкая преисподняя) или ЮЕДЭН ТЮГЭТЭ (дно преисподней). По мнению известных исследователей, якуты, забыв о реальных врагах своих предков - синих (кех) тюрков и об их стране ЮТЮГЭН, этим словом стали обозначать Нижний мир, где по их повериям, обитали враждебные людям духи. Их якуты считали человекоподобными существами, имеющими весьма отвратительный безобразный вид. Обычно - это одноногие и однорукие абаасы. В якутской мифологии эти духи разделились на семь племен. Главу их величали Арсан Дуолан.

К наиболее страшным обитателям нижнего мира якуты причисляли тех, кто посылал чахотку (Аан Арбатыы Тойон) и болезни, губящие детей (Харса Терде). Напастями пришельцев из этой страны обьясняли и глазные болезни, проказу, паралич, понос, нарывы и т.д. Духи враждебного мира, по якутским мифам, располагались в разных частях этой нижней территории. Духи "Харса" "жили", например, в северной его стороне. Интересны легенды о посещении живыми людьми нижнего мира. Они могли попасть в страну абаасы через пещеру или случайно проваливались туда. Там они обнаруживали сходные условия жизни. Подземные существа также живут семьями, занимаются скотоводством, питаются мясом и молоком. Но они не видят пришельцев с земли, попытки людей вступить с ними в разговор принимают за треск огня в камельке. Желание ухаживать за их дочерьми вызывает у них хворь. Шаманы нижнего мира, которые лечат больную, обнаруживают пришельцев и прогоняют их обратно на землю. Значит, люди выступали в нижнем мире в роли злых духов для их обитателей.

Все эти три мира, в единое целое соединяет священное древо Аал Кудук мас - существо мыслящее и нравственное, которое заботится о благополучии веек живых существ Среднего мира.

Непосредственное же отношение к герою олонхо и его действиям имеет родовое дерево олонхо, величественное дерево жизни.

Подобные представления о МИРОВОМ ДРЕВЕ имеют место в мифологии разных народов. Такого рода размышления встречаются в якутском эпосе Олонхо:

По велению неба
В начале времен
-
Раскинув пышные восемь ветвей,
Выросло древо Аал-лууп.

Здесь большое внимание уделяется чудесному дереву Аал Кудук (Луук или Лууп) мас. Сказывается далее о том, что Аал Кудук мас в высоту росло и до неба дорасти могло, но племя свирепых верхних абаасы выпило бы его соки и тогда высокие его ветви начали бы сохнуть и рухнул бы могучий ствол дерева. Но достигнув небо дерево передумало и стало коновязью для небожителей. Возможна иная интерпретация размышлений священного дерева в олонхо. Главный ствол этого дерева насквозь прошел через нижние слои неба, но потом он загнулся назад и вернулся в Средний мир. Из ветвей его сочится влага, капли слетают словно белые куропатки. Наиболее подробно размышления богатырского дерева описываются в отрывке из олонхо "Богатырь Ала-Булкун" сказителя Тимофея Захарова-Эмисского. "Это дерево, говорят, возникло в древности, когда еще не было преступления и греха, когда грех и преступление были незначительны, когда люди и животные только-только начали плодиться, когда не было еще крещеной веры, когда люди только что начали объединяться, когда только что начали создаваться парнокопытные. Еще в то время, это дерево воздержалось от чрезмерного роста, как будто говоря: "Что будет, если я чрезмерно разовью свой рост и прорасту сквозь небесный свод, в ту сторону, которая является колыбелью шаманов и шаманок... НЕТ! - подумало дерево, когда Улуу Тойон, говоря, что из среднего мира проросло черезчур бедовое дерево, ниспошлет свою дьявольскую дочь, шаманку Ессек-Харбыйа, которая спустится с проклятиями в средний мир".

Корни дерева Аал Кудук Мас могли бы проникнуть в страшный

подземный мир, но тогда несметное племя, исполина Арсана Дуолая (нижние духи), стали бы его корни сосать и высосали бы сок из него. Тогда беззащитным остался бы Средний мир и поэтому могучее дерево передумало и его корни стали служить вешалкой для существ нижнего мира.

В эпосе сказывается, что:

Золотые орехи зреют на нем,
Срываются с высоких ветвей,
Разбиваются у корней,
От удара падения своего
Раскалываются они,
Проливая созревшую в них
Желтую благодать.

Это дерево источает божественную влагу "арагас-илгэ", исцеляющую или придающую человеку бодрость и силу. Есть и другая интерпретация олонхо. "Главный корень дерева насквозь прорастает землю и выходит в нижний мир, но из-за дыма костров преисподней загибается назад. Выйдя обратно на землю, он источает влагу, из которой образуется незамерзающее беломолочное озеро".

Восемь корней (дерева)
образовали
глубокие реки
молочные озера,
вздувшиеся вверх
белым илгэ
величиной со стог сена, покрытого снегом.

Здесь Аал Кудук мас создает молочные реки и озера. Обычно, около усадьбы героя олонхо, в плодородной и красивой местности растет родовое дерево Аал Лууп Мас, которое способно пускаться в философские раздумья. А сам философский вопрос начинается обычно с представления об акте перехода из небытия к бытию, с превращения идеального в материальное. Материальный мир олонхо не дается в готовом виде. Как философски рассуждает Аал Кудук мае, мир сотворен представителями двух начал - Добра и Зла. Аал Кудук Мае при этом связывает все три мира вселенной олонхо: средний, в котором оно растет, верхний, где живут айыы, и нижний, где живут чудовища абаасы.

Родовое дерево представляет собой силы добра и принимает непосредственное участие в сотворении мира. Но как описывается в олонхо и силы зла тоже каким-то образом оказывают содействие в творчестве. Так, боясь гнева айыы аймага небесных и подземных сил, корни священного дерева сгибаются и возвращаются назад, на среднюю зeмлю, что собственно и определяет структуру вселенной.

Дуалистический принцип философии лежит в основе такого рода рассуждений..

Все события, которые совершаются между антагонистическими силами, происходят в непримиримой борьбе, динамике, диалектическом развитии тенденций.

Поднимаясь высоко вверх и проникая глубоко вниз Аал Кудук Мас будто бы растет посреди "Сибиир-Земли". Тем самым это священное дерево образует собой неколебимую сердцевину мироздания.. Это представление, есть не что иное как модель Вселенной.

Более глубокий анализ позволяет обнаружить в эпосе последовательную гармоничную систему взглядов, основанную на безупречной логике. Научное значение приобретает исследование истоков архаичного мировоззрения якутов. Василий Оконешников, научный сотрудник института Космофизики, воссоздал якутскую натурфилософию следующим образом. С его точки зрения: Буор-Кут - материя, Салгын-Кут - информация, Ийэ-Кут - мышление. Все эти кут в единстве составляют Сур.

Георгий Эргис проводит аналогию между якутской предфилософией и еврейской библией. Бог сотворил Адама из праха земного (пыли) и вдохнул в него дыхание жизни и стал он душою живою (Салгын Кут). Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с древа познания добра и зла. Змий уговорил Еву съесть запретный плод. Она ела и поделилась с Адамом (Ийэ-Кут). До поедания запретного плода Адам и Ева были неспособны к познанию, т.е. не обладали Ийэ-Кут (мышлением). Бог испугался, что люди станут могущественными как Боги, лишил людей бессмертия и изгнал из рая.

Интерпретируя учение Аристотеля о душе можно полагать, что одушевленный предмет имеет одну душу - Буор-Кут. Растения и животные имеют две души - Буор-Кут и Салгын-Кут. Человек имеет три души: Буор-Кут, Салгын-Кут и Ийэ-Кут. Сур - человек как существо материальное, биологическое и мыслящее.

Таким образом, предфилософия якутов возникла как определимая форма раздумий об истоках мира, попытка понять сущность человека, животных, растений и тех вещей, из которых состоит этот мир. Осмысление мировоззрения древних якутов происходит через их культуру (мифов), которая дошла до нас -современных якутов. Такого рода исследования позволяют глубоко понять истоки и сущность многих сложных и духовных проблем современного общества содействуют возрождению духовной культуры якутского народа. Задача исследователя при этом не состоит в том, чтобы пытаться найти единые истоки всех древних Культур, а нечто другое. Это иное есть самостоятельные ростки культуры каждого народа, самостоятельная ценность феномена культуры.

И таким феноменом якутской культуры является олонхо с его уникальным изображением происхождения и структуры Вселенной. Насыщенная и обогащенная фантастическими элементами вырисовывается картина мира, которая дает уже исходный материал для изучения якутского народного миросозерцания.

Анатолий Новиков
кандидат философских наук

Hosted by uCoz