На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

БАХАИЗМ

Бахаизм - самая молодая из самостоятельных мировых религий. Бахаисты считают, что основатель этой религии Баха-Улла (1817-1892) продолжает ряд Посланников Бога, имена которых донесла до нас история: Авраам, Моисей, Будда, Зороастр, Христос и Мухаммед.

Основная мысль учения бахаизма заключается в том, что человечество едино и что настало время объединения всех людей планеты во всемирное сообщество. Бог, сказал Баха-Улла, привел в действие исторические силы, которые разрушают традиционные барьеры, разделяющие людей разных рас, национальностей, классов и верований. Наступит время, когда благодаря действию этих сил возникнет единая мировая цивилизация. Для этого необходимо, чтобы народы Земли осознали свое единство и содействовали процессу объединения. Помочь этому процессу - одна из целей новой религии. Мировая община бахаистов, насчитывающая около четырех миллионов человек и представляющая большинство национальностей, расовых и культурных групп планеты, стремится воплотить в жизнь учение Баха-Уллы. Опыт бахаистов может послужить источником вдохновения для всех, кто разделяет их представления о человечестве как о единой всемирной семье и о Земле как единой родине всех людей.

ОСНОВЫ УЧЕНИЯ БАХА-УЛЛЫ

Баха-Улла учил, что Бог един и что основной движущей силой цивилизации являются последовательные проявления Его воли. Этот процесс осуществляется посредством посланников Бога, в которых люди видят прежде всего основателей различных религиозных систем, в то время как их общее предназначение -привести человечество к духовной и нравственной зрелости.

Человечество взрослеет. И именно это делает возможным объединение людей в одну семью и построение мирного, единого общества. Среди принципов, жизненно необходимых для достижения этой цели, бахаизм выделяет следующие:

- отказ от каких бы то ни было предрассудков;

- обеспечение полного равенства прав мужчин и женщин;

- осознание единства и олюсигельного характера религиозной истины;

- устранение крайних проявлений бедности и богатства;

- обеспечение всеобщего образования:

- обязанность каждого самостоятельно искать истину;

- создание всемирной федерации;

- признание того, что истинная религия находится в гармонии с рассудком и научным поиском.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Баха-Улла учил, что каждый человек заключает в себе неисчерпаемую россыпь сокровищ, истинная ценность которой неизвестна даже самому ее владельцу, не , говоря об окружающих.

Цель жизни в том, чтобы использовать эти богатства как для себя лично, так

и на благо всего человечества. Жизнь в этом мире, по словам Баха-Уллы, подобна жизни ребенка во чреве матери: нравственные, интеллектуальные и духовные качества, которые человек, с помощью Бога, воспитывает в себе, будут "органами", необходимыми для развития его души в мирах за пределами земного существования.

Одним словом, образ жизни, который стараются привить бахаисты, - это путь, стимулирующий постоянное самосовершенствование. Ежедневные молитвы и размышления освобождают душу от привычных рамок и открывают ее для новых возможностей. Участие в мероприятиях совместно- с людьми различных национальностей и социальных слоев разрушает традиционные предрассудки. Бахаисты избегают употребления алкоголя и наркотиков (за исключением случаев, когда это предписывается медицинскими показаниями), потому ч1ов конечном итоге они умерщвляют разум. Осуждается и привычка злословить, ослабляющая доверие между людьми и подрывающая дух единства, от которого зависит прогресс человечества.

В учении Баха-Уллы важное значение придается институту семьи как основе человеческого общества. Особенно подчеркивается святость брака, признание равенства мужа и жены, совет между ними.

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Для бахаистов эволюция - неотъемлемая черта всех явлений жизни, в том числе откровений Бога. Одно из свидетельств тому - история распространения самой веры бахаизма и последовательное прохождение ею различных эволюционных стадий. Как и большинство предшествующих мировых религий, бахаизм в период своего становления столкнулся с большими трудностями. Новый этап в осуществлении воли Бога вызывает сопротивление со стороны влиятельных кругов общества, скованных традициями, и последователи новой веры подвергаются жестоким преследованиям. В течение первых полутора веков своего существования вера бахаизма прошла несколько периодов тяжелых испытаний.


Святилище Баба на горе Кармел в Хайфе.
Это место было указано Баха-Уллой как фокус Всемирного Центра бахаизма.

БАБ (1819-1850)

23 мая 1844 года в персидском городе Ширазе молодой человек, известный под именем Баб, провозгласил приближение того часа, когда явится посланник Бога, ожидаемый народами всего мира. Сам выступая носителем нового Божественного откровения. Баб осознавал себя лишь предшественником грядущего Посланника Бога и видел свое предназначение в том, чтобы подготовить человечество к Его приходу. Принятое им имя - Баб-означает "Врата".

Баб навлек на себя яростное преследование со стороны официальной мусульманской церкви и духовенства. Он был арестован, избит, заключен в тюрьму и затем, 9 июля 1850 года, публично казнен на одной из площадей Тебриза. В результате последовавших за этим массовых расправ в Персии погобло 20.000 бабидов. Ныне земные останки Баба покоятся в величественном здании с золотым куполом, возвышающимся среди прекрасных садов над заливом в городе Хайфе.

БАХА-УЛЛА (1817-1892)

Баха-Улла, основатель веры бахаизма, родился в 1817 году в семье, происходившей по прямой линии от древних царских фамилий Персии.

Он унаследовал значительное состояние и обширные земли. Все прочили молодому человеку блестящую карьеру, но он отказался от придворной службы. Искреннюю любовь соотечественников он завоевал иным - своими духовными качествами, добротой и щедростью.

Объявив себя последователем Баба, Баха-Улла лишился своих материальных привилегий. Разделив участь многих бабидов, репрессированных вслед за казнью Баба, Баха-Улла был заключен в тюрьму, подвергнут пыткам и изгнанию. Сначала он был сослан в Багдад, потом переведен в Константинополь, Адрианополь и, наконец, в Акку, в Святую Землю (исторически - Палестина).

В Багдаде, в 1863 году, Бaxa-Улла провозгласил себя Тем, о Ком пророчествовал Баб. Из Адрианополя, а позднее из Акки, он обратился с рядом посланий к правителям того времени. Эти послания представляют собой документы, не имеющие аналогов в истории религий. В них провозглашалось грядущее объединение человечества и восход новой мировой цивилизации. Короли, императоры и президенты 19-го столетия призывались к сокращению вооружений, мирному разрешению международных конфликтов и направлению усилий на благо мира во всем мире.

Баха-Улла скончался в Бахджи, к северу от Акки, где и похоронен. Его учение распространилось за пределами Среднего Востока, и сегодня его Святилище в Бахджи - центр мирового сообщества бахаистов, возникшего в результате распространения основанной им новой религии.


Абдул-Баха

АБДУЛ-БАХА (1844-1921)

С раннего детства Аббас Эфенди, старший сын Баха-Уллы, разделял с отцом тяготы его судьбы. Он принял имя Абдул-Баха, что означает "слуга Бахи", и явил своим бытием совершенный образец бахаистского образа жизни. Баха-Улла назначил его единственным полномочным толкователем учения бахаизма и Главой Веры после своей кончины.

В 1898 году, когда Абдул-Баха был еще узником Оттоманской империи, Акку стали посещать первые паломники с Запада. После освобождения в 1908 году Абдул-Баха отправился в путешествие по Европе и Америке (1911-1913). Там он проповедовал учение Баха-Уллы о единстве и социальной справедливости перед религиозными и пацифистскими обществами, перед журналистами и правительственными чиновниками, на университетских факультетах, в профсоюзных и других аудиториях.

При Абдул-Бахе укрепилась организационная база новой веры и значительно расширились территориальные границы ее распространения. Абдул-Баха скончался в 1921 году. Северные помещения Святилища Баба, где покоятся останки Абдул-Бахи, ныне - место паломничества бахаистов, посещающих Всемирный Центр своей веры.

ЕДИНСТВО БАХАИСТОВ

Чтобы способствовать объединению человечества, бахаисты должны быть сами объединены и сплочены. Источник их единства - в писаниях Баха-Уллы и Абдул-Бахи, где определяются порядок толкования священных текстов и принципы управления международным сообществом бахаистов. На протяжении сложного первого столетия существования веры эти положения защищали бахаистскую общину от сектантства и способствовали ее адаптации в условиях быстро изменяющейся жизни. Руководство делами веры выражается в двух формах. Это институт Хранительства и специфическая организация, называемая Всемирным Домом Справедливости.

ХРАНИТЕЛЬСТВО

В своем Волеизъявлении Абдул-Бaxа назначил своего старшего внука Шоги Эффенди Раббани Хранителем веры бахаизма и толкователем ее священных текстов. Служение Шоги Эффенди длилось вплоть до его смерти в 1957 году. В течение этих тридцати шести лет он перевел на английский язык и истолковал многое из написанного Баха-Уллой и Абдул-Бахой, содействовал становлению местных и международных организаций бахаистов и разработал несколько проектов, .направленных на распространение веры бахаизма в мире.

В Святой Земле, в Хайфе, стараниями Шоги Эффенди создан великолепный комплекс Всемирного Центра Бахаизма, завершено строительство Святилища Баба и здания Международного Архива Бахаизма, разбиты прекрасные сады в Бахджи и на склонах горы Кармел.


Резиденция Всемирного Дома Справедливости,
Хайфа.

ВСЕМИРНЫЙ ДОМ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Всемирный Дом Справедливости создан в соответствии с указаниями Баха-Уллы. В его состав входит девять человек, переизбирающихся каждые пять лег с участием всех национальных бахаистских организаций. Первый состав этого органа начал свою работу в 1963 г.

Дом Справедливости направляет духовную и административную деятельность Всемирной Общины Бахаистов. Он выступает также в качестве опекуна и управляющего Святых Мест бахаизма в Святой Земле. Облеченный Баха-Уллой властью издавать законы по всем вопросам, не оговоренным в писаниях бахаизма. Дом Справедливости является институтом, благодаря которому жизнь бахаистской общины согласуется с требованиями времени.

ВСЕМИРНЫЙ ЦЕНТР БАХАИЗМА

Как и в случае других мировых религий (иудаизм, христианство, мусульманство), исторические нити соединяют бахаизм со Святой Землей. Места, связанные с жизнью Баха-Уллы и Абдул-Бахи, любовно охраняются и востанавливаются бахаистами.

Каждый год тысячи паломников-бахаистов посещают Хайфу и Акку для того, чтобы в обществе своих братьев и сестер со всего света поклониться святым местам. Раз в пять лет делегаты национальных бахаистских общин собираются в Хайфе для избрания нового состава Всемирного Дома Справедливости, который ведает всеми делами религии из своей резиденции на склоне горы Кармел.

Дом Справедливости и мемориальные Места в Акке и Хайфе добровольно обслуживают бахаисты из многих стран мира, специально приезжающие сюда на разные сроки.

ВСЕМИРНАЯ ОБЩИНА БАХАИСТОВ

На сегодняшний день Всемирная Община Бахаистов насчитывает около четырех миллионов человек, проживающих в 166 независимых странах и на 48 территориях. В это многонациональное сообщество входят представители практически всех расовых, этнических, религиозных и культурных групп приблизительно от 2100 народов, народностей и племен.

В религии бахаизма нет священников. .Человечество вступило в эпоху своей зрелости, поэтому сегодня каждый может оценивать Откровения Бога и принимать решения по жизненно важным вопросам путем индивидуальных молитв, размышлений и обсуждений с другими людьми. Надежным руководством при этом служат писания бахаизма, переведенные (по состоянию на 1989 год) на 750 языков и диалектов.

Принципам веры подчиняется и повседневная жизнь бахаистских общин. Выборные органы, именуемые Духовными Советами, ведают всеми делами веры как на местном, так и на национальном уровнях. Все взрослые члены общины имеют одинаковое право быть избранными, причем процедура выборов предполагает тайное голосование и принятие решений по относительному большинству голосов.

Деятельность бахаистских общин поддерживается материально за счет добровольных пожертвований со стороны их членов. Взносы в бахаистский фонд рассматриваются как одна из привилегий членства в общине. Сторонних пожертвований община не принимает.

БАХАИСТСКИЕ ДОМА ПРЕКЛОНЕНИЯ

Храмы бахаизма, называемые Домами Преклонения, открыты для всех народов. Хотя архитектурное решение в каждом случае свое, общим для всех этих сооружений является наличие девяти входов и .центрального купола, которые символизируют одновременно единство и разнообразие человеческого рода.

Культовая программа проста и состоит "из молитв, медитаций, чтения отрывков из Священных Писаний бахаизма и других мировых религий. Молитвы читают или поют без сопровождения музыкальных инструментов.

По мысли Баха-Уллы, Дома Преклонения создаются как духовные центры, включающие в себя различные вспомогательные учреждения научного, гуманитарного, воспитательного и административного характера.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

С точки зрения социально-экономического развития, наиболее интересная

черта жизни бахаистских общин - их уникальная совещательная система. Баха-Улла учил, что в принятии какого-либо решения следует стремиться к достижению согласия. Можно сказать, что, в той или иной мере, все бахаисты постоянно совершенствуются в искусстве обмена мнениями и выработке совместных решений.

Социально-экономический потенциал бахаизма впервые проявил себя в начале XX века и Иране, где местные бахаисты создали свои школы, больницы и прочие социальные учреждения, включая первую в Иране школу для девочек.

И сегодня существует немало проектов социального усовершенствования, особенно для развивающихся стран. Они предусматривают организацию лечебных и дошкольных учреждений, специальных школ, проведение сельскохозяйственных мероприятий, восстановление природных богатств, борьбу с алкоголизмом и пр.

В некоторых развивающихся странах созданы бахаистские радиостанции, в программах которых уделяется внимание не только практическим задачам, но и культурам различных племен и народностей.

Базируясь на решениях местных Духовных Советов и отвечая местным потребностям, бахаистские проекты социального развития предполагают участие широких слоев общества - именно поэтому многие мероприятия осуществляются без административного и финансового вмешательства.

БАХАИСТЫ И ООН

Бахаизм учит, что истинная религия способствует единству и что единство -основное условие для достижения всеобщего мира. "Благоденствие человечества, -сказал Баха-Улла, - его мир и безопасность не могут быть достигнуты до тех пор, пока его единство не укреплено в достаточной степени".

В числе мер, предлагаемых бахаистами на пути ко всеобщему миру, - всемирная федерация, общий вспомогательный язык, координация мировой экономики, всеобщая система образования, единый кодекс прав человека, согласованный механизм коммуникаций в масштабах планеты, унифицированная система денежных единиц, мер и весов.

Полагая, что Организация Объединенных Наций представляет собой наивысшее достижение в деле объединения народов, бахаисты поддерживают ООН всеми доступными средствами. Всемирная Община Бахаистов аккредитована при ООН в качестве организации с совещательными правами в Экономическом и Социальном Совете ООН (ЭКОСОС) и при Детском Фонде ООН (ЮНИСЕФ). Представительства Общины в Нью-Йорке и Женеве, а также отдельные бахаисты во многих странах регулярно принимают участие -в конференциях, конгрессах и семинарах по проблемам социально-экономической жизни планеты.

Страдания, которые пришлось претерпеть верующим в результате религиозного преследования, сделали бахаистов особенно чуткими к тем положениям учения Баха-Уллы, которые трактуют права человека. Всемирная Община Бахаистов принимает активное участие в мероприятиях ООН по вопросам прав национальных меньшинств, положения женщин и детей, укрепления института семьи, предотвращения преступности, контроля за наркотиками, а также по проблемам разоружения.

Hosted by uCoz