На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ЛОГОС.
КУЛЬТУРА.
ЦИВИЛИЗАЦИЯ

Под таким названием 27 мая 1997 года в Якутском государственном университете состоялась III-я научно-теоретическая конференция, посвященная светлой памяти философа Александра Васильевича Мельничука1.

На конференции обсуждены следующие проблемы: 1. Социально-гуманитарное знание в поисках методологии. 2. Мировоззренческие ориентиры естественно-технического знания. 3. Парадигмы научных исследований на пороге XXI века.

В рамках конференции 28 мая состоялся круглый стол «Смертная казнь: за и против» с участием студентов.

На конференции приняли участие около 50 человек, в том числе представители всех институтов и факультетов университета, научных учреждений города и гости — И.А.Гобозов (Москва), М.Н.Борисов (Рыбинск) и Б.Р.Каримов (Ташкент). Несколько докладов сделано студентами.

Философы поднимали и обсуждали многие злободневные вопросы, которые можно разбить на четыре самостоятельные группы (публикуем краткое содержание докладов, подготовленное профессором Анатолием Новиковым).

1. Проблемы глобального характера, связанные с изменением
мировоззрения человека

Прежде всего на концептуальном анализе цивилизации и культуры остановился профессор МГУ И.А.Гобозов. Понятия цивилизации и культуры часто использовались как синонимы. Под цивилизацией следует подразумевать такое состояние развития человечества, когда общество начинает развиваться на собственной основе, а социальные связи начинают доминировать над природными. Первобытное общество — не цивилизация. Здесь доминируют естественные связи. Главный критерий отношения человека к природе и природы к человеку — человек. Все цивилизации имеют общие черты. В истории человечества существовало 33 цивилизации. Это исчисление связано с формированием единого исторического пространства в XVIII в., окончательно завершившееся в ХХ в. Возникает проблема будущей цивилизации.

Известно более 250 определений культуры. Культура — это способ освоения объективного мира, способ проявления физических и духовных потенций человека. Таким образом, все, что создано человеческими руками, т.е. так называемая вторая природа, и есть культура.

С докладом «Единство и многообразие цивилизаций человечества и принцип толерантности» выступил Б.Р.Каримов. «С одной стороны, — отметил он, —необходимо сохранить все многообразие. А с другой стороны, все человечество становится единым. Надо найти оптимальные пути взаимоотношений между цивилизациями. В данном вопросе один из путей координирования — принцип толерантности».

Роль идеи в жизни общества раскрыл профессор Е.М.Махаров. Есть идеи, которые разрушают. Докладчик остановился в основном на идеях, которые созидают, работают во благо общества.

На проблему генезиса народа саха еще раз обратил внимание слушателей профессор М.Н.Борисов. Некоторые вопросы культуры и цивилизации затронула К.П.Лыткина.

2. Пути и средства поиска новых
методологических принципов

Как только возникает проблема изменения методологии, выработки новых методологических принципов, сразу «проявляется» человеческая определенность методологической деятельности.

Так, Т.М.Михайлова высказала мысль, что современную индустриальную культуру нельзя понять, осмыслить вне труда и трудовых отношений. Совершенствование трудовых отношений связано с уходом от восточного (Япония — патерналистские модели) и западного традиционализма (социально-корпоративные модели). Стержень духа — на основе объединения. С 80-х годов происходит смена парадигмы социокультурной динамики в сторону индивидуализации производства и потребления. Благодаря этому начинает складываться новая модель трудовых отношений. Коллективизм, присущий и западной, и восточной моделям трудовых отношений, уступает дорогу индивидуализму.

Доклад профессора В.М.Переверзина был посвящен методологии философско-эстетического изучения литературы народов Севера.

Новые подходы методологии социального познания рассмотрены Н.С.Павловой. Через призму общего-единичного-особенного раскрыто содержание этнического и национального В.В.Михайловой.

В размышлениях о мировоззрении современного меняющегося мира студентка финансово-экономического института Агата Ефимова смело изложила тему «Предприимчивость: преемственность культуры народа», близкую к своей специальности. Интересна постановка проблемы студентом факультета якутской филологии и культуры Аркадием Иннокентьевым — «Поэма «Сновидение шамана» А.Е.Кулаковского как рефлексирование над своим ментальным состоянием». (На стр. 12 читайте журнальный вариант).

Живое обсуждение методологических проблем представителями как естественных, так и гуманитарных наук, поиск методологических ориентиров в частных науках — яркое свидетельство того, что резко возрос интерес к философии науки.

3. Решение проблемы цивилизации
религиозным откровением связано
с поисками истины Бахауллой

В связи с этим профессор О.Н.Толстихин ищет ориентиры, диктуемые движением к устойчивому развитию. «Бог един и основной движущей силой цивилизации являются последовательные проявления его воли», — учил Бахаулла. Следуя его учению, бахаисты уверены, что неизбежна высшая, по сравнению со всеми прежними общностями, форма единства людей — единое человечество, которое в течение столетий Новой Эры станет целостным субъектом в своем отношении к Богу и космосу. При этом на первый план в мироотношении человека выдвинется сила любви к человечеству.

4. Проблема образования с различных идейных позиций

Тема образования в контексте религиозного просвещения раскрыта Т.И.Балановой. Стратегии образования в новых рыночных условиях и педагогическим проблемам развития, разнообразия школ посвящено сообщение Л.А.Новиковой. «О преподавании философии в вузе» или может ли философствовать не философ?» — тема доклада, с которым выступил Л.Г.Софронеев.

Доклады подтверждают, что чистая философия может успешно применяться в учебном процессе.

Некоторые выводы:

1. Якутия вышла в мировое сообщество с идеей толерантности и согласия, разработанной якутскими философами.

2. Ни пантюркизм, ни панславизм не могут быть объединяющим началом в социальном и культурном развитии Якутии. Наиболее подходящим и плодотворным может оказаться евразийский путь (В.Д.Михайлов).

3. В рамках философских исследований идет углубленный анализ мифологии, фольклора, олонхо; обобщение и возрождение духовного наследия республики; осмысление варганной музыки, литературы и искусства.

4. В силу кризисного состояния страны становится актуальной политическая философия. Прочитаны доклады, существенно использующие опыт социальной практики в Республике Саха (Якутия).


1 Материалы первой конференции, работавшей 19—21 мая 1993 года и второй, состоявшейся 1 июня 1995 года, напечатаны в журнале «Илин» за 1993—94 и 1995 гг.

Hosted by uCoz