На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Жиганск
в «Воспоминаниях» Уваровского

(К истории уникального издания на 3-х языках)

Жиганск имел герб:
«В верхней части щита герб Иркутский. В нижней части, в голубом поле, два осетра, в знак того, что около сего города жители промышляют ловлю рыб».

Из книги “Гербы городов России”

Жиганску, как и г. Якутску, исполняется в этом году 365 лет. Публикуем отрывок из «Воспоминаний» Афанасия Яковлевича Уваровского, вышедшего в 1848 году в книге О.Н.Бетлингка «О языке якутов». Это первое художественное произведение на якутском языке, написанное на основе первого научного якутского алфавита академика Бетлингка. А.Я.Уваровский родился в 1800 г. в Жиганске и таким образом в своих воспоминаниях немало места уделил родному городу, запечатлел бытовые картины и т.д. Уникальность этого произведения еще в том, что она вышла не только на якутском, но и на немецком, а в 1860 году на французском языке. И в этот юбилейный год благодаря друзьям из Франции и по инициативе профессора Г.В.Томского якутяне сможем ознакомиться с текстом на французском и посмотреть на очень любопытные иллюстрации, показывающие представления тогдашней просвещенной Европы о жителях страны якутов, как они называли (см. цветную вклейку и материалы на якутском языке — стр. 34). Оригинал журнала находится в Bibliotheque du Museum d’Histoire naturelle de Paris, Section Polaire, сотрудники которого передали копию через г-на Пеллерина в дар музею п. Жиганск.

«Воспоминания» написаны в жанре мемуарно-автобиографического произведения, и специалисты считают, что в них жизнь автора «описана в такой тесной связи с окружающей жизнью, что, по существу, основным предметом «Воспоминаний» является современная Уваровскому якутская действительность».

Уваровский предстает перед нами как гуманист, жизненные правила которого не были отягощены этнической ограниченностью, принадлежностью к державной этнической общности. Я не ошибусь, если скажу, что устами этого человека в середине XIX в. были сформулированы нравственные нормы отношения представителя одного этноса к другому, золотое правило толерантности во взаимоотношениях между народами.

Василий Иванов,
доктор исторических наук, профессор.
(Из предисловия к книге А.Я.Уваровского
«Воспоминания»,
Якутск, 1995 г.).

На левом берегу великой реки (Лены) в 100 кесах от города Якутска, вблизи Полярного моря, был город по названию Жиганск. Уже давно как он упразднен. В этом городе мой отец был исправником; этот город — место моего рождения.

Особенности природы (Жиганска. — Ред.) суть такого рода: находящаяся между двумя горами теснина, вокруг густая лесная чаща, в которую собака не просунет свою морду, едва сделаешь около десяти шагов в этой лесной чаще, как по колено увязаешь во мшистое болото. Из ягод имеются только брусника, черная шикша, красная смородина, толокнянка, шиповник и все. Время, когда свирепствует зима, продолжается восемь месяцев; в эти восемь месяцев теплая одежда не спадает с плеч людей. Два месяца распределяются на весну и осень, для бедного лета остается от круглого года с грехом пополам лишь два месяца.

Снег выпадает выше дома; ветер дует так, что не позволяет никому стоять на ногах, мороз перехватывает дыхание, в течение двух зимних месяцев солнце почти никогда не показывается на глаза человеку...

Жителями Жиганска являются тунгусы, числом от четырех до пяти сотен человек. Эти люди ходят на охоту, бродя по снежному морю более чем на 200 кесов в окружности. Что касается названий их охоты, это: дикий северный олень, черная лиса, соболь, лиса-сиводушка, красная лиса, песец, белка, горностай, черный медведь, белый медведь и дорогой звериный рог (клыки мамонта), из которого делают гребни.

Страна, какова бы она ни была, обычно не лишена чего-либо прекрасного: в течение двух летних месяцев солнце почти не заходит; человек, не привыкший к этому, не находит времени, когда смог бы он лечь спать.

Все окрестности Жиганска не имеют себе равного в том, что касается речной рыбы, как в отношении ее количества, так и великолепия: нельма, сиг, ерш, осетр, стерлядь, чир, муксун, омуль и другая мелкая рыба с разнообразными названиями ловится в бесчисленном количестве.

Эти прекрасные рыбы пропадают почти без пользы по двум обстоятельствам: из-за отсутствия соли и еще потому, что народ к этому так привык. В том месте, где тунгус ловит рыбу, он роет глубокую яму примерно в маховую сажень. Стены этой ямы он покрывает корой, на дне он также расстилает кору. После того как он удалит внутренности и кости, он укладывает пойманную им рыбу плотно доверху в эту яму. Здесь эта прекрасная рыба гниет до тех пор, пока не превратится в зеленую кашицеподобную массу. Эта гнилая рыба является любимой пищей тунгусов. Сознаюсь, что в детстве я чрезвычайно охотно явно и тайком ел такую рыбу; если бы она была здесь, то ел бы ее и сейчас.

Я еще ни разу не видел ни в Жиганске, ни по дороге широкого поля открытой местности. Я видел только сверкающую голубую поверхность реки, такой большой протяженности, что ее не мог достичь глаз человека, непроходимую лесную чащу из деревьев, покрывавших каменные и земляные горы, протянувшиеся по обоим берегам реки, которые не мог взять человеческий глаз, мои уши никогда не слышали пения жаворонка или голоса какой-либо певчей птицы, я слышал голос только черного ворона или вороны или иногда чириканье воробьев. Из трав я видел только осоку без запаха.

...В день моего отъезда из Жиганска я взял по обычаю того времени пузырь с землей с места моего рождения, чтобы в день тоски по родине размешать ее в воде и пить.

После того времени я ни разу не посещал Жиганска. Бог знает, увижу я или нет свою родину.

А.Я. Уваровский, “Воспоминания”.

Hosted by uCoz