Гавриил Ксенофонтов
и «Якутский
трудовой союз
федералистов»
Перед вами
уникальный снимок (возможно,
единственно сохранившийся),
запечатлевший вместе
замечательные личности — Василия
Васильевича Никифорова, Гавриила
Васильевича Ксенофонтова,
Гаврила Васильевича Никифорова (Манньыаттаах
уола) мысли и дела которых всегда
были направлены на созидание и
развитие культуры родного народа.
Фото из фондов
Якутского государственного
объединенного музея истории и
культуры народов Севера им. Ем.
Ярославского. Публикуется
впервые.
|
После окончания Томского
университета молодой юрист Г.В.Ксенофонтов
тесно сблизился с группой местных
интеллигентов во главе с В.В.Никифоровым.
В течение ряда лет В.В.Никифоров
целеустремленно и последовательно
пропагандировал идеи
представительства в Думе,
самоуправления в земстве, подушного
землепользования и
самостоятельности в решении
внутренних вопросов. С отроческих
лет Г.Ксенофонтов подпитывался этими
идеями. В отцовском доме в окружении
друзей отца, передовых людей того
времени, нередко обсуждались вопросы,
связанные с улучшением
благосостояния общества,
распространения просвещения в
наслегах и улусах. Поднимались и
вопросы местного самоуправления.
Отец Г.В.Ксенофонтова, Василий
Никифорович, был последовательным
сторонником идеи национального
самоопределения. В 1907 г. был в числе
восьми выборщиков в Государственную
Думу. Будучи головой Западно-Кангаласского
улуса, избирался членом депутации на
торжества по случаю празднования 300-летия
Дома Романовых. Сам Гавриил
Васильевич со студенческих лет был
приверженцем идей просвещения.
В мае 1914 г. в нескольких номерах
газеты “Якутская окраина”
печатались его статьи, где были
подняты важные вопросы об улучшении
школьного образования и обучении
якутских детей родному языку. “Для
якутов, — писал он, — путь к усвоению
культуры через обучение русской
грамоте — тернист, труден и долог1”.
В качестве единственного выхода из
создавшегося положения он предлагал
ввести обучение детей на их родном
языке. Это бы значительно сокращало и
облегчало их путь к знаниям. На этом
пути стояло одно сложное, но вполне
преодолимое препятствие — создание
якутского букваря, отвечающего всем
современным научным требованиям. “Якутский
словарь — вот краеугольный камень,
фундамент всего начинания”2.
Проблема, затронутая Ксенофонтовым,
была достаточно актуальной. В этом
вопросе у него было много
сторонников, в первую очередь, В.В.Никифоров,
П.Н.Сокольников, С.А.Новгородов.
Таким образом, накануне I мировой
войны национальная интеллигенция
активно включилась в решение
очередных задач в области
просвещения и образования. Однако
для более оперативного обсуждения
насущных проблем общественной и
политической жизни возникла
необходимость расширения
информационного поля. В июле 1916 г. В.В.Никифоров
приступил к созданию своей газеты “Якутские
вопросы”. В газете были объединены
лучшие силы якутской интеллигенции.
В качестве ведущего сотрудника был
приглашен и Г.В.Ксенофонтов. К
моменту создания газеты В.В.Никифорову
исполнилось 50 лет, и он не мог не
думать о будущем национально-освободительного
движения, лидером которого он
являлся. Поэтому он стремился
привлечь к сотрудничеству в газете
лучших представителей прогрессивно
мыслящей интеллигенции. Среди них
оказался и Г.В.Ксенофонтов. В 28-летнем
одаренном молодом человеке
Никифоров разглядел своего
единомышленника, продолжателя
своего дела. Из основной массы
молодых людей он выделялся энергией,
страстью натуры, настойчивостью,
решительностью и
целеустремленностью. Все эти
качества, в сочетании с тонким умом и
образованностью позволяли думать о
нем как о человеке, способном
возглавить национально-освободительное
движение на новом этапе.
Газета “Якутские вопросы” стала
своеобразной трибуной для
просвещенных умов якутского народа.
В определенном смысле она являлась
настоящей школой воспитания
гражданственности, способствовала
созданию единой политической
платформы демократически
настроенной интеллигенции,
определила основные задачи и
направления предстоящей борьбы за
демократизацию общества.
Февральская революция застала Г.В.Ксенофонтова
в Вилюйском округе, в местности Марха,
куда он был вызван для защиты девяти
якутов, обвинявшихся в вооруженном
сопротивлении власти при переделе их
земельных наделов в пользу русских
крестьян. Сессия окружного суда
вынесла оправдательный приговор его
подзащитным. В это время из Якутска
на его имя пришла телеграмма об
отречении царя и образовании
Временного правительства. Этой же
телеграммой комиссар Временного
правительства Г.И.Петровский вызывал
его срочно в Якутск, как вновь
избранного члена Исполнительного
бюро Якутского комитета
общественной безопасности. Войдя в
структуру власти, представляя в ней
национальную интеллигенцию, Гавриил
Васильевич принимал активное
участие во всех мероприятиях,
проводимых ЯКОБ-ом: в отстранении от
должностей чиновников царской
администрации, формировании новых
демократических органов власти. Сам
же Г.В.Ксенофонтов вместе с В.В.Никифоровым
и политссыльным П.Ю.Перконом был
назначен комиссаром Якутского
окружного суда3. Кроме того он стал
председателем крестьянско-инородческой
комиссии, его заместителем был А.Д.Широких,
членами комиссии: С.А.Новгородов, В.В.Никифоров,
Е.М.Егасов и другие. В задачу комиссии
входила организация мероприятий по
социально-экономическому и
культурному возрождению края. В этой
связи одним из основных мероприятий
комиссии была подготовка и
проведение Первого съезда якутских и
русских крестьян. Съезд состоялся 26
марта 1917 г.4. Его основными вопросами,
обсуждавшимися на съезде были:
вопросы о земле, о земстве и о
всеобщем народном образовании. На
съезде был избран президиум,
председателем которого стал Г.В.Ксенофонтов,
заместителями — В.В.Никифоров, Г.О.Охиянский,
П.Ю.Пивоваров и П.И.Габышев,
секретарями — А.Д.Широких, П.А.
Слепцов (Ойунский), Р.И.Оросин и
Припузов; переводчиками на съезде
были — С.А.Новгородов, К.О.Гаврилов и
Ф.П.Лепчиков5.
Одним из примечательных событий
съезда явилась вступительная речь Г.В.Ксенофонтова
на его открытии. В ней он
приветствовал Февральскую революцию.
Он считал, что русский народ снес
последнюю опору крепостничества —
самодержавие. Далее он очертил
ближайшие задачи русского народа в
этой революции — созыв
Учредительного Собрания на основе
всобщего, прямого и тайного
голосования, установление
демократической республики.6
Следовательно, становится ясно, что
Ксенофонтов связывал с революцией
процесс демократизации страны,
прежде всего либерализацию ее
политической системы. Возлагая
большие надежды на переустройство и
обновление России, он выразил
уверенность в том, что совместные
действия двух народов в ходе этой
революции дадут положительные
результаты. “Русская революция для
нас, — говорил Г.В.Ксенофонтов, —
новое воскресенье. Перед нами теперь
новая Россия... Теперь при
строительстве нового общественного
строя, наряду с великим русским
народом на историческую авансцену
выступают большие и малые племена,
населяющие обширную Россию — его
меньшие братья. Может быть при
создании нового строя придется для
этих братьев создавать особые
порядки по их масштабу, по их росту,
может быть, старшему брату случится
иногда брать меньших на руки. Все это
возможно, однако предрешать, в какие
формы вольется это сожительство
свободных народов, теперь трудно. Но
одно для нас ясно, никакого
национального угнетения и
подчинения одного народа другим,
приневоливания их и т.д. — всему
этому не может быть места в
обновленной России”.7
Если отбросить революционный пафос
речи, произнесенной под впечатлением
недавних событий, то проглядывается
горячее желание в условиях
демократизации России добиться
решения наиболее животрепещущих
вопросов: аграрного и национального.
Содержание речи было близко и
понятно большинству собравшихся на
съезде, т.к. выражало основные идеи
национально-освободительного
преобразования общества.
Делегаты съезда по местному
самоуправлению добились замены
улусных управ, наслежных и родовых
управлений земскими. Их введение
следует рассматривать как одно из
замечательных завоеваний
национальной интеллигенции на
съезде, т.к. борьба за земство была
тесно связана с идеей национального
самоопределения.
Принятие решения по земельному
вопросу проходило более болезненно и
трудно. Но при поддержке союза
чернорабочих якутов национальная
интеллигенция добилась принятия
съездом исторического передела
покосных земель. По этому поводу в
адрес Временного правительства ушла
телеграмма: “Съезд урегулировал
земельные отношения внутри якутских
общин, уничтожив пережитки
патриархально-родового строя,
привилегии состоятельного класса”.8
Текст ее был подписан председателем
съезда Г.В.Ксенофонтовым и областным
комиссаром Г.И.Петровским. Съезд
принял специальное постановление —
о введении в Якутской области
всеобщего начального образования на
родном языке, а также об издании
первого якутского букваря В.М.Ионова,
измененного и дополненного С.А.Новгородовым.
В 1917 г. букварь увидел свет.
Таким образом, съезд, руководимый
лидерами национально-освободительного
движения, в том числе Г.В.Ксенофонтовым,
принял решения общедемократического
характера. Они точно соответствовали
духу того времени. Решения съезда
способствовали консолидации
демократических сил якутского
общества вокруг национальной
интеллигенции и ее лидеров: Г.В.Ксенофонтова,
В.В.Никифорова. В дни съезда при их
непосредственном участии был создан
демократический союз “Свобода”,
объединивший в своих рядах
сторонников земского самоуправления.
Кроме них, в союз вошли С.А.Новгородов,
Р.И.Оросин, М.Артемьев, Портнягин, А.С.Слепцов,
К.О.Гаврилов, Н.Леонтьев и другие. 1
мая 1917 г. союз делегировал четырех
своих представителей в ЯКОБ: Н.П.Гермогенова,
Д.Ф.Кириллина, Д.Н.Андреева, Г.М.Кузьмина9.
Основную свою задачу союз “Свобода”
видел в претворении в жизнь земского
самоуправления внутри автономной
Сибири, входящей на суверенных
началах в Российскую Федерацию.
Земство рассматривалось как первый
шаг к последующей национально-территориальной
автономии Якутии10. Эти идеи нашли
отражение в той же телеграмме на имя
председателя Временного
правительства князя Львова, где
подчеркивалось, что съезд “настаивает
на национальном самоопределении
якутской нации”.
На июнь 1917 г. намечался созыв II-го
съезда якутов и русских крестьян. На
этом съезде члены союза “Свобода”
намеревались объявить о создании на
основе союза демократической партии.
Но вследствие занятости на
сельскохозяйственных работах,
большинство делегатов не смогло
прибыть на съезд. Вместо него 25 июня
1917 г. открылась учредительная
конференция. Главным ее пунктом было
создание партии “Якутский трудовой
союз федералистов”. В партию вошли
известные юристы, деятели культуры,
народного образования, писатели. В
числе ее создателей значились многие
известные личности, в т.ч. В.В.Никифоров
и Г.В.Ксенофонтов, ученый-лингвист С.А.Новгородов,
классик якутской литературы А.И.Софронов,
критик Н.Леонтьев, представители
национальной интеллигенции А.Д.Широких,
Р.И.Оросин, К.О.Гаврилов, М.И.Шадрин, Т.А.Слепцов,
И.Е.Васильев, Н.П.Гермогенов, Ф.Г.Дьяков,
П.Д.Яковлев, В.И.Осипова, И.О.Слепцов, И.Корнилов,
П.Егоров, И.Павлов, П.В.Афанасьев и
другие. Всего в партийном списке
значились 400 человек11.
На конференции был избран
руководящий орган партии —
Центральный комитет, который
занимался выработкой стратегии и
тактики, определением задач партии в
ходе революционных преобразований и
на отдельных этапах национально-освободительного
движения. В ЦК вошло 9 человек12.
Персональный состав ЦК найти пока не
удалось. Возможно, он и не сохранился.
Но основной руководящий состав
определить не трудно. Это —
признанные лидеры, идеологи
национально-освободительного
движения В.В.Никифоров, Г.В.Ксенофонтов.
Официально они не занимали никаких
руководящих постов внутри партии, но
возглавляли или входили в состав
различных культурно-просветительных,
административных учреждений,
органов власти и управления.
Председателем ЦК был избран Алексей
Дмитриевич Широких — активный член
партии, умелый организатор, ставший
осенью 1917 г. комиссаром Якутского
округа. Секретарем ЦК был избран
Роман Иванович Оросин — активный
деятель национально-освободительного
движения.
На конференции было положено
начало еще одному важному делу.
Имеется в виду решение о создании
культурно-просветительного общества
“Саха аймах” (“Якутская нация”). В
правление и редакционный комитет
общества вошли видные деятели “Якутского
трудового союза федералистов” (в
дальнейшем — “Союз федералистов”):
С.А.Новгородов, Р.И.Оросин, Н.П.Гермогенов
и еще четыре человека13.
Будучи политической организацией,
“Союз федералистов” мог выдвинуть
для работы в ЯКОБ 10 представителей.
Они и были избраны на конференции.
На учредительной конференции были
приняты Программа и Устав
организации. Программа федералистов
органически соединяла в себе идеи
областничества и национального
суверенитета. Идеалом
государственного устройства России
федералисты считали парламентскую
республику во главе с президентом,
избираемым на определенный срок и
подчиненным парламенту14. Будущее
якутского и других народов России
они связывали с демократическим
устройством государства,
управляемого самим народом
совокупно со всеми племенами и
языками, ее населяющими, через своих
депутатов, избираемых всеобщим
прямым, равным и тайным голосованием
без различия пола15.
“Избранные народом депутаты
образуют Всероссийскую
Законодательную Палату, которой
принадлежит вся полнота верховной
власти. Нет и не должно быть в
государстве другой равной или высшей
власти, чем власть Законодательной
палаты, т.е. Российское государство
должно быть демократической
республикой16”. Согласно этим
положениям Программы депутаты
Учредительного собрания,
представители всех народов России,
должны будут участвовать в
разработке общегосударственных
законов. В связи с этим, большое
значение федералисты придавали
выборам в Учредительное собрание,
депутаты которого и образовали бы
Всероссийскую Законодательную
палату или парламент.
В Программе приоритетное развитие
получили идеи федеративного
устройства Российского государства
и национально-государственного
суверенитета. “Российская
республика должна быть федеративной,
т.е. отдельным областям, обособленным
территориально, по культурно-историческим,
национальным и экономическим
условиям, предоставляется право
самостоятельного устройства и
управления во внутренних делах через
свои местные законодательные палаты17”.
Здесь раскрывается основное
содержание и суть федерализма:
образование в составе Российской
республики по территориальным,
культурно-историческим,
национальным признакам автономных
регионов, обладающих реальными
правами и возможностями для того,
чтобы самостоятельно распоряжаться
своими материальными и духовными
ресурсами.
Федералисты выступали
последовательными сторонниками
национально-государственной
федерации, основанной на признании
суверенных прав народов России на
самоопределение, государственность
и собственность. Рассматривая
суверенитет как абсолютный источник
власти, как совокупность
неотъемлемых, естественных прав и
свобод любого народа, федералисты
понимали, что только суверенитет
нации дает основание самостоятельно
определиться, распоряжаться своей
судьбой, выбрать то или иное
государственное устройство.
В программе нашли отражение
областнические взгляды Г.В.Ксенофонтова.
Он поддерживал требование
областников предоставить Сибири
полную автономию во главе с
Сибирской Областной Думой,
наделяемой законодательными правами
и широкими полномочиями. Прежде
всего Сибирской Областной Думе
должно было принадлежать “право
самостоятельного распоряжения всеми
землями в области с их лесами, водами
и недрами18”. Этот пункт программы
был направлен против
переселенческой политики царизма, в
основе которой лежал насильственный
захват земель для наделения ими
русских крестьян-переселенцев. Это
затрагивало интересы всех слоев
населения Сибири, в том числе
якутского. Поэтому в ведение
Сибирской Думы входило и “определение
размеров и способов колонизации (переселения)
и устройства переселенцев19”.
Кроме того, согласно программе,
ведению Думы принадлежало местное
бюджетное право, выбор
исполнительной власти,
ответственной перед Сибирской Думой,
установление порядка пользования
землей, местные пути сообщения, право
участия в установлении тарифов —
железнодорожных и таможенных,
вопросы промышленного и
сельскохозяйственного развития
области, народное образование и
медицина, общественная безопасность,
национальный вопрос20.
Как видно из программы, Сибирская
областная Дума наделялась широкими
полномочиями в решении всех вопросов,
касающихся Сибири. По существу в
программе были заложены основы
государственного суверенитета
Сибири, как субъекта федерации с
широкими экономическими и
политическими правами. Программа
федералистов впервые предложила
демократическое решение такого
непростого вопроса федеративного
государства, как разграничение
предметов ведения и полномочий между
регионами и федеративным центром.
Таким образом, идеи сибирского
областничества не только не
противоречили основной идее о
федеративном устройстве Российского
государства, а, наоборот, дополняли и
полнее раскрывали содержание одного
из основных принципов федерализма —
национально-государственного.
Важное место в программе
федералистов занимает основной
экономический вопрос — вопрос о
земле. Они считали свою партию
крестьянской, созданной для “защиты
интересов трудового народа”. В их
интересах в программе
предусматривался порядок
пользования землей. Земля
объявлялась общенародной
национальной собственностью всех
трудящихся на уравнительных началах.
Аграрная политика федералистов
носила в основном прогрессивный
характер, т.к. устраняла архаичные,
отжившие формы землепользования — “классную
систему” и заменяла ее общинно-уравнительной
разверсткой земли.
Члены
Сибирской Областной Думы от
Якутии (слева направо) стоят: И.С.Бланков,
врач М.В.Сабунаев, (неизвестный),
Н.Желобцов.
Внизу сидят: М.Н.Тимофеев-Терешкин(?),
П.А.Куликовский, И.Н.Эверстов(?), Г.В.Ксенофонтов.
1917 год.
(Фоторепродукция представлена
краеведом П.Н.Конкиным).
|
В своей программе федералисты
отстаивали равные права всех граждан
России перед законом, не признавали
сословных, половых, религиозных и
иных различий. В программе
предусматривалась юридическая
защита и неприкосновенность
личности и жилища, свобода
вероисповедования, устного и
печатного слова, свобода собраний и
стачек. Обеспечение прав человека и
гражданина на всей территории России,
по мнению федералистов, должно
являться центральной проблемой
любого демократического государства.
Защита прав и свобод личности в
условиях Сибири тесно увязывалось с
созданием гарантий для развития
ранее угнетенных народов,
представлявших различные культуры, т.е.
правом народов на культурное
самоопределение.
Федералисты были не согласны с
национальной политикой Временного
правительства, представляющей собой
возвращение к старому царскому
лозунгу о “единой и неделимой России”,
отказ от предоставления народам
России демократических свобод и прав
на самоопределение”. Данное
обстоятельство усугубило сибирско-областнический
крен программы, сделав его
основополагающим. Якутские
федералисты возлагали свои
последние надежды на областную
автономию Сибири. С помощью
Сибирской Областной Думы они
надеялись решить вопрос о
национальном самоопределении
народов Сибири.
На конференции был принят устав “Союза
федералистов”, согласно которому
членом союза считался всякий,
принимающий программу и устав союза.
Программа была одобрена и принята
большинством участников конференции.
По ее окончании было распространено
Обращение “Союза федералистов” “Ко
всем гражданам Якутии”, в котором
проводилась разъяснительная работа
и подготовка населения к выборам в
Учредительное Собрание.
Федералисты понимали роль и
значение Февральской народной
революции в демократическом
процессе России, в том числе ее
национальных регионов. По этому
поводу они писали в Обращении: “Волею
революционного русского народа
незыблимо провозглашены теперь —
равенство, свобода, братство всех
племен и народов. Отныне великие и
малые племена России равно
осуществляют державную волю всего
народа и принимают одинаковое
участие в строительстве новых
свободных форм государственной
жизни21”.
В Обращении разъяснялась политика
Союза федералистов, содержался
призыв к объединению и созданию
местных организаций. Придавая
большое значение выборам будущих
депутатов Учредительного Собрания,
федералисты писали: “Интересы нации
требуют, чтобы мы послали в
Учредительное Собрание людей,
которые твердо стояли бы за народ, за
его кровные нужды..., те, которым мы
безусловно доверяем, хорошо знаем и
которые всесторонне знают и нас и
условия быта в отдаленной, холодной и
суровой окраине22”. Таким кандидатом
в Учредительное собрание
федералисты назвали Г.В.Ксенофонтова.
9 сентября 1917 г. Ксенофонтов дал свое
согласие баллотироваться по списку
“Якутского трудового союза
федералистов” по выборам в
Учредительное Собрание23. А 5 октября
того же года Союз федералистов на
своем собрании выставил кандидатуру
помощника присяжного поверенного Г.В.Ксенофонтова
и представил в Окружную
избирательную комиссию. Для участия
в избирательной кампании от Союза
было избрано 3 человека: в Окружную
избирательную комиссию — Кузьма
Осипович Гаврилов (в других
документах — Гаврильев), в уездную —
Петр Васильевич Афанасьев, в
городскую — Иннокентий Осипович
Слепцов24.
Итак, в дни Февральской революции
на передний план выдвинулась
якутская интеллигенция. Она
оформилась в политическом плане и
заняла руководящие позиции в
национально-освободительном
движении. Демократически
настроенная часть интеллигенции
являлась наиболее последовательным
выразителем национальных интересов
якутского и других народов Сибири и
пользовалась их доверием и
поддержкой. Одним из ее лидеров
выдвинулся Г.В.Ксенофонтов.
Авторитет, широкая известность в
общественных кругах и среди
населения, передовые взгляды — все
это делало его наиболее подходящим
для этой роли. С первых дней
революции Г.В.Ксенофонтов
представлял якутскую интеллигенцию
в структуре временных органов власти
в Якутии, являясь членом
Исполнительного бюро. В ЯКОБ он
возглавлял крестьянско-инородческую
комиссию, которой предстояло
разработать программу культурного
возрождения своего народа. Комиссией
был поднят большой пласт социально-экономических
и политических проблем, для
обсуждения которых 26 марта 1917 г. был
созван Первый съезд якутов и русских
крестьян. Как отмечалось выше, на нем
была одобрена демократическая
программа преобразования общества,
разработанная Г.В.Ксенофонтовым и
его единомышленниками. Благодаря
последовательности позиции
Ксенофонтова съезд принял
демократическое решение по
важнейшим выдвинутым вопросам.
Следует особо подчеркнуть и
главный результат съезда — начало
политической консолидации якутской
интеллигенции и создание
демократического союза “Свобода”.
Спустя три месяца он был
преобразован в партию “Якутский
трудовой союз федералистов”. В нее
вошел весь цвет якутской
интеллигенции. В отличие от других
партий она была партией, выражавшей
национальные интересы народов
бывших колоний Российской империи.
Борьба за право самоопределения, за
право распоряжаться своей судьбой,
выбрать то или иное государственное
устройство являлась частью борьбы за
демократизацию общества.
Поскольку федералисты никогда не
выступали за отделение Якутии от
России, они последовательно
отстаивали идею федеративного
государственного устройства
Российской республики, основанного
на союзе отдельных автономных
областей, “обособленных
территориально, по культурно-историческим,
экономическим и национальным
условиям”. Как одно из основных
требований федерализма они
выдвинули национально-государственный
принцип, как наиболее приемлемый в
условиях многонациональной России и
дающий возможность ее народам
реализовать свои суверенные права на
свободу, независимость и
самостоятельное развитие.
В програмных требованиях
федералистов была четко выражена
идея о национально-государственном
суверенитете. Она тесно была увязана
с сибирско-областническими
взглядами их лидера Г.В.Ксенофонтова
и подчинена стремлению добиться для
Сибири в политическом отношении
полной автономии во главе с
Сибирской Областной Думой.
На демократические институты
будущей Сибирской автономной
области якутские федералисты
возлагали особые надежды. С ней они
связывали начало национально-государственного
строительства народов Сибири. Они
были убеждены в том, что под правовой
защитой Сибирской автономии,
посредством деятельного участия в
работе Сибирской Думы и местных
земских учреждений, народы Сибири
постепенно подойдут к созданию более
зрелых форм общественного и
государственного устройства и
станут субъектами федерации.
Итак, в своей программе федералисты
положили начало теоретическому
осмыслению проблем Российского
федерализма. В качестве одного из
основных его принципов они выдвинули
национально-государственный. Тем
самым они предложили свой вариант
решения национального вопроса в
такой многонациональной стране, как
Россия.
Анализ программы дает основание
сделать предположение о том, что
одним из наиболее вероятных авторов
программы был Г.В.Ксенофонтов. Он
являлся среди федералистов едва ли
не единственным человеком, имевшим
высшее юридическое образование и
успешную юридическую практику. Он
имел определенный опыт общественно-политической
борьбы. Формирование его
мировоззрения и политических
взглядов происходило на фоне
революционных исторических событий
в России и Якутии, под сильным
влиянием идей сибирского
областничества, к которым он
приобщился в юности в годы учебы в
Томском университете. Он разделял
взгляды сибирских областников.
В областничестве молодого
Ксенофонтова привлекла идея
культурного и политического
преобразования Сибири путем
воспитания новой, демократически
настроенной, сибирской национальной
интеллигенции и проведение ею
активной культурно-просветительской
работы в национальных окраинах.
В дальнейшем Ксенофонтов развил
свои областнические взгляды в
программе “Якутского трудового
союза федералистов”. Он соединил
борьбу сибирской интеллигенции за
областную автономию с борьбой
интеллигенции национальных окраин
за создание органов местного
самоуправления — земств, как первого
шага на пути к национальному
самоопределению внутри Сибирской
областной автономии.
Из этого следует, что программа
федералистов — это программа
первого этапа формирования
федеративного государства, на
котором решались задачи образования
Сибирской автономной области с
реальными правами и полномочиями в
пределах данного региона и земских
органов самоуправления.
Политическая деятельность Г.В.Ксенофонтова
как лидера федералистов в 1917 г. была
направлена на решение этих задач.
* * *
Программа Союза федералистов еще
больше сплотила вокруг себя
сторонников из числа эсеров и
меньшевиков. Их привлекали идеи
буржуазно-демократической революции,
Временного правительства и созыва
Учредительного Собрания. Это
создавало возможность для
образования блока объединенной
демократии с целью консолидации
усилий в борьбе за демократические
преобразования в Якутии.
После отъезда летом 1917 г. ссыльных
большевиков из Якутска усилились
позиции федералистов и эсеров в
областных и городских органах власти.
В состав реорганизованного в августе
того же года ЯКОБ-а вошло 20
представителей от Союза
федералистов. Вместе с эсерами их
стало 60 человек. Заняв в областном
органе власти ведущее положение, они
образовали т.н. эсеро-федералистский
блок, который без особых усилий
провел в состав Исполнительного бюро
своих представителей. Из 15 его членов
6 человек являлись эсерами, 8 —
федералистами и только один —
большевиком — М.К.Аммосов. От
федералистов в Исполнительное бюро
вошли: Г.Ксенофонтов, А.Широких, Р.Оросин,
С.Новгородов, М.Шадрин, И.Корнилов, П.Егоров
и И.Павлов25.
Усилились позиции федералистов и в
Городской думе. Здесь пост
председателя с конца лета и вплоть до
выезда в Томск в декабре 1917 г. занимал
Г.В.Ксенофонтов. И в других органах
власти представительство
федералистов росло. Осенью
комиссаром Якутского округа был
избран один из деятелей партии
федералистов А.Широких. С усилением
позиции федералистов в органах
власти росло их влияние на массы,
которое резко возросло после
Октябрьского переворота в 1917 г.
Центральное место в программе
областников и федералистов занимал
вопрос об автономии Сибири в составе
России. От статуса Сибири зависело,
считали федералисты, будущее всех
народов Сибири, в том числе и народов
Якутии.
Практическая реализация этой
программы началась с июля 1917 г.
Именно тогда в ЯКОБ поступило письмо
от исполкома Томского Губернского
народного собрания, извещавшего о
созыве Общесибирского областного
съезда для разработки положения о
Сибирской Областной Думе. По всем
регионам Сибири был разослан проект
Томского народного собрания об
основных положениях федеративного
устройства России26.
В предложенном проекте проводилось
четкое разграничение компетенции
центрального и местного
законодательных органов. Ведению
центрального парламента подлежали
вопросы общегосударственного
масштаба, затрагивающие интересы
государства в целом. Предметы
ведения общегосударственного
парламента должны были быть
закреплены законом27.
К ведению местного областного
парламента, т.е. Сибирской Областной
Думы, относились вопросы, связанные с
жизнеобеспечением Сибири и ее
регионов: сибирский бюджет (установление
местных налогов), право взимания
пошлины на товары, ввозимые из-за
границы, установление торговых
договоров с другими государствами;
право пользования и распоряжения
всеми землями области, определение
порядка землепользования,
колонизационный вопрос во всем его
объеме; промышленный и аграрный
вопросы, местные пути сообщения,
народное образование и
здравоохранение, общественная
безопасность, определение местных
воинских кадров, местное уголовное и
гражданское законодательство;
инородческий вопрос —
взаимоотношения народностей,
населяющих Сибирь и все остальные
вопросы28. Но отсутствие положения о
самоопределении народов Сибири
делало этот проект
малопривлекательным для
представителей национальных
регионов Сибири.
В Якутии недовольство резолюцией
Томского народного собрания выразил
председатель ЦК Союза федералистов А.Д.Широких.
13 августа 1917 г. он выступил на
заседании ЯКОБ с информационным
докладом о Всероссийском областном
съезде и автономии Сибири. Он
однозначно высказался за
федеративное устройство Сибири29.
Поддерживая областную автономию
Сибири, федералисты рассчитывали на
национальную автономию внутри
Сибири. Они выступили за федерацию,
но федерацию национально-территориальную,
как в пределах России, так и внутри
Сибири. Против федерации Сибири
выступили якутские меньшевики. Они
поддержали резолюцию сибирских
областников об автономизации Сибири,
но подвергли критике идею о
федеративной Сибири.
Для подготовки Первого Сибирского
областного съезда на местах были
созданы оргкомитеты. В якутский
оргкомитет вошли федералисты Г.В.Ксенофонтов,
С.А.Новгородов и И.Г.Корнилов.
Съезд состоялся в начале октября 1917
г. в г. Томске. Якутские федералисты
оказали существенное влияние на
работу съезда. Это видно из
Постановления съезда “Об областном
устройстве Сибири”, в котором нашли
отражение их взгляды на внутреннее
устройство Сибири: “Сибирь в
качестве автономной единицы, —
подчеркивалось в постановлении, —
имеет право передать часть
принадлежащих ей законодательных
полномочий отдельным областям и
национальностям, занимающим
определенную территорию,
превращаясь таким образом в
федерацию, т.е. союз областей и
национальностей”30.
В преддверии грядущих событий в
сентябре 1917 г. по инициативе Союза
федералистов был создан
Национальный комитет, куда вошли
лидеры движения В.В.Никифоров —
председатель, П.В.Ксенофонтов, А.Д.Широких
— заместители, Р.И.Оросин, И.Г.Корнилов,
К.О.Гаврилов и М.И.Шадрин31. Комитет
объединял и направлял деятельность
всех национальных организаций:
общества “Саха аймах”, земских
управ, Союза федералистов. На тот
момент он был организацией, стоящей
во главе национально-освободительного
движения в области. С образованием
Национального комитета завершилась
консолидация национальных сил. О
роли и значении этого органа в
перспективе определенно высказалась
А.Малькова: “Нацком был основой
будущего государственного органа,
которому надлежало возглавить
власть после провозглашения
национально-государственную
автономию32”.
Октябрьские события 1917 г. явились
полной неожиданностью для
федералистов и других политических
партий в Якутии. Федералисты с самого
начала в ходе борьбы за
демократизацию якутского общества
выступили против позиции
большевиков и выражали негативное
отношение к их стремлению сводить
все противоречия в якутском обществе
к классовым, к идее социалистической
революции и построении
социалистического общества в
отсталой Якутии.
1 ноября 1917 г. на внеочередном
заседании Городской Думы ее
председатель Г.В.Ксенофонтов
выступил с резким обвинением в адрес
большевиков в совершении
государственного переворота в
стране и насильственном захвате
власти и высказался о полной
поддержке резолюции объединенного
заседания общественных и
политических организаций Якутии от 29
октября33.
С нарастанием революционной борьбы
в центре страны возрастало влияние
национальных партий и организаций на
окраинах. Так, в Якутии Союз
федералистов к началу ноября 1917 г.
насчитывал 1198 членов. Было создано 20
местных комитетов34.
В октябре — ноябре 1917 г. в Якутской
области прошли выборы в земские
органы самоуправления. А в январе 1918
г. областное земское собрание
избрало областную земскую управу,
председателем которой стал В.В.Никифоров.
Еще до этих событий, 21 декабря 1917 г.,
на заседании гласных Якутского
уездного земства с речью выступил Г.В.Ксенофонтов.
Он обвинил большевиков в срыве
открытия Учредительного собрания. Он
был крайне озабочен тревожной
обстановкой, связанной с
сосредочением вооруженных отрядов
большевиков в Иркустке и угрозой их
выступления на Якутск. Ксенофонтов
высказался о необходимости принятия
срочных мер35.
В связи с Октябрьским переворотом в
Томске 6 декабря 1917 г. был созван
Чрезвычайный общесибирский
областной съезд. На нем было решено
объявить о необходимости созыва
Сибирского Учредительного собрания
и Сибирской Областной Думы. От Якутии
для участия в работе Собрания Нацком
делегировал двух авторитетных
представителей — Г.В.Ксенофонтова и
С.А.Новгородова36. Однако принять
участие в работе съезда они не смогли.
Новгородов находился в длительной
научной командировке в Петрограде, а
Ксенофонтов, находясь в Якутске, был
занят борьбой за депутатский мандат.
Будучи председателем городской Думы,
он был выдвинут Союзом федералистов
для участия на выборах во
Всероссийское Учредительное
Собрание, которые проходили, как
отмечалось выше, в октябре — ноябре
1917 г.37. Победив на выборах
претендентов от других политических
партий, Г.В.Ксенофонтов стал
обладателем единственного мандата,
дающего право представлять якутов во
Всероссийском Учредительном
Собрании. Однако неопределенность
обстановки в Петрограде и получение
из Томска известия о созыве
Чрезвычайного съезда заставили
Нацком участвовать в работе этого
съезда. Но Ксенофонтов, будучи второй
раз избранным делегатом съезда, не
успел выехать. Нацком получил к этому
времени известие из Томска о решении
съезда созвать в январе 1918 г.
Сибирский парламент с участием
представителей всех регионов Сибири.
Г.В.Ксенофонтов был снова выдвинут
представителем в Сибирскую
областную Думу от Якутии. В связи с
этим в декабре 1917 г. он сложил с себя
полномочия председателя городской
Думы с тем, чтобы принять участие в
законотворческой деятельности
первого сибирского парламента,
которому надлежало узаконить
отделение Сибири от Советской России
и тем самым создать независимое от
большевиков государство38.
Открытие Областной Думы было
намечено на 7 января 1918 г. Г.В.Ксенофонтов
выехал из Якутска 1 января, а прибыл в
Томск с большим опозданием. Другие
делегаты также в назначенное время
прибыть не успели, и за отсутствием
необходимого кворума открытие Думы
было перенесено на 6 февраля 1918 г. В
ночь на 26 января решением III Западно-Сибирского
съезда Советов и Томского Совета
Дума была распущена. “К моему
приезду, — вспоминал Ксенофонтов, —
Думы не оказалось, ибо она была уже
разогнана Советами”39. Ему удалось
избежать ареста, но уехал он не сразу,
пробыв в Томске еще 3 месяца. В то
время там находился и П.А.Слепцов-Ойунский.
Он учился в Пединституте и принимал
активное участие в революционной
борьбе в рядах томских большевиков.
Он покинул Томск только в мае 1918 г. Но
в воспоминаниях Ойунского,
написанных в 1928 г., нет ни слова о Г.В.Ксенофонтове.
Однако это не значит, что он не
встречался и не говорил с ним. Скорее
всего, в этом молчании
просматривается желание уберечь,
отвести угрозу, нависшую над всем
семейством Ксенофонтовых в конце 1920-х
годов. П.А.Ойунский всегда с большим
уважением и пониманием относился к
Ксенофонтову.
Ксенофонтов и Ойунский — два
лидера, два ярких представителя
своего народа. Их многое объединяло:
оба представляли интересы одного
народа, оба через создание
национально-территориальной
автономии преследовали цель
добиться для него права самому
распоряжаться своей судьбой. Однако
они по-разному смотрели на пути и
средства достижения этой цели.
Позднее П.А.Ойунский оказывал Г.В.Ксенофонтову
постоянное внимание и поддержку,
помогая создавать условия для более
плодотворных занятий научно-исследовательской
деятельностью, продвигал его работы
к изданию. Объяснить это только
интересом к тематике научных работ
Ксенофонтова или данью уважения к
его ученому имени было бы
недостаточно. В эти годы, когда они
оба отошли от политической
деятельности, происходило, как нам
кажется, сближение их взглядов на
многие общественно-политические
события недавнего прошлого и
современности.
Летом 1918 г. Ксенофонтов кружным
путем через Владивосток, Аян, Нелькан
вернулся домой и застал в Якутске
советскую власть40. Но 5 августа 1918 г.
советская власть в Якутске и области
пала. В Омске было создано Временное
сибирское правительство. Но она не
поддержала идей Сибирской Областной
Думы. Однако Дума заявила о своих
правах на власть и созвала со всей
Сибири своих членов на открытие
Областной Думы. Г.В.Ксенофонтов
вынужден был последним пароходом
вновь выехать в Томск41. Но т.н. “Административный
Совет”, созданный Омским
правительством, 21 сентября вынес
постановление о роспуске Думы.
Роспуск в очередной раз Сибирской
Думы заставил Г.В.Ксенофонтова
усомниться в возможности
осуществления решений, принятых на
Чрезвычайном общесибирском
областном съезде. “Эти постоянные
неудачи со всякими эфемерными думами,
которые были подобны мыльным пузырям,
— писал он впоследствии, —
совершенно разочаровали меня в
возможности какой-либо политической
работы и я решил превратиться в
частного гражданина”42. Зиму 1918—1919
гг. он прожил в Томске, работая
делопроизводителем в канцелярии
городской Думы. Летом 1919 г.
Ксенофонтов вернулся домой и
приступил к своей работе адвоката в
Якутском окружном суде, отдавая все
свободное время изучению “шаманистических
верований, нравов и обычаев”. Но
декабрьские события 1919 г. в Якутске
снова круто изменили его судьбу. Он
получил назначение от советских
органов учителем начальной школы
Мегинского улуса, где он продолжил
сбор материалов по якутскому
фольклору. Здесь он пробыл до мая 1920 г.
К этому времени Якутия была
объявлена автономной областью и по
приезду в Якутск его привлекли к
работе над судебной реформой в
качестве юриста-инструктора. Так
завершилась политическая
деятельность Г.В.Ксенофонтова. После
установления советской власти в
Якутии он ни в каких политических
движениях и выступлениях против
новой власти участия не принимал.
Таким образом, политическая
деятельность Г.В.Ксенофонтова в
течение 1917—1918 гг. протекала в русле
национально-освободительного
движения, а в широком смысле — в
борьбе за демократические процессы,
начатые Февральской революцией. Он
стал одним из создателей и лидеров
Союза федералистов — партии
прогрессивно и демократически
настроенной части якутской
национальной интеллигенции. В
течение лета 1917 г. видные деятели
партии вошли в состав областных,
окружных и городских органов власти.
Это позволило усилить позиции
федералистов в Якутске, где сильно
было влияние других партий, войти в
контакт с другими политическими
партиями и создать блок объединенной
демократии, способствовавший общему
усилению позиций демократических
сил в крае.
Г.В.Ксенофонтов принимал активное
участие во всех политических акциях
федералистов: поддерживал Временное
правительство, сибирских
областников во главе с Потаниным.
Огромный вклад сделан Ксенофонтовым
в создание блока объединенной
демократии и Национального комитета
в сентябре 1917 г., которым завершился
процесс консолидации
демократических и национальных сил в
Якутии. Позволительно сделать вывод
о том, что позиции национально-демократических
организаций в якутском обществе были
в указанный период достаточно сильны,
чтобы сделать необратимым процесс
демократизации и национально-освободительного
движения.
Взгляды Г.В.Ксенофонтова четко
укладывались в рамки идей
демократического федерализма. Место
Якутии воспринималось им в
модификациях национально-территориальной,
а затем культурно-национальной
автономии. К сожалению, как и по всей
России, у якутских федералистов эти
идеи не успели сложиться в четко
разработанную концепцию. А их
распространению помешали
Октябрьские события 1917 г.
Захват власти большевиками
Ксенофонтовым был воспринят как
государственный переворот, как
узурпация ими законной власти
Временного правительства.
Непримиримая позиция
демократических сил и лидеров
национально-освободительного
движения к октябрьским событиям
заметно активизировали выборную
кампанию в земские учреждения и
Всероссийское Учредительное
Собрание. Возросли роль и влияние
Союза федералистов среди местного
населения. В этих условиях блок
объединенной демократии определенно
высказался о готовности выступить в
защиту демократических завоеваний.
Во всех этих начинаниях была велика
роль Г.В.Ксенофонтова.
В условиях советизации России
якутские федералисты поддержали
практические усилия сибирских
областников о создании независимой
Сибирской парламентской республики.
Они выдвинули своего представителя,
Г.В.Ксенофонтова, в Сибирскую
областную Думу. Областник,
федералист Ксенофонтов рассматривал
свое участие в работе сибирского
парламента как уникальную
возможность реализовать свои
областнические взгляды и идею о
федеративном устройстве Сибирской
автономной области.
Образование Сибирской областной
автономии рассматривалось им как
кратчайший и демократический путь
решения национального вопроса в
Сибири, как шаг к осуществлению
перехода к национально-территориальной
автономии Якутии. Поэтому он
приложил невероятные усилия к тому,
чтобы открытие Думы состоялось.
Попытки созыва ее областниками
провалились. Усилия представителей
национальной интеллигенции
оказались смытыми бурным
большевистским потоком событий
1917—1918 гг. в Сибири. Окончательный
провал областнической программы в
сентябре 1918 г., означавший поражение
национально-освободительного
движения как в Сибири, так и в Якутии
привели Ксенофонтова к
разочарованию и отходу от
политической деятельности вообще.
Таким образом, Г.В.Ксенофонтов внес
весомый вклад в борьбу
демократических сил России за
парламентаризм. Он был глубоко
убежден в том, что путь к возрождению
якутского народа, к созданию условий
для его экономического,
политического и культурного
развития лежит только через борьбу
за демократизацию всего общества, за
создание подлинно федеративного
государства в России, за национально-государственный
суверенитет всех ее народов.
Завершился первый важный этап в
жизни Г.В.Ксенофонтова. За короткий
срок с 1913 по 1919 гг. он прошел большой
путь от начинающего практиковать
адвоката до получившего признание и
известность юриста, политика, лидера
и идеолога национально-освободительного
движения в Якутии, создателя
национально-демократической партии
“Якутский трудовой союз
федералистов”. Его в силу
объективных причин он не смог до
конца реализовать свои выдающиеся
качества и талант политического
деятеля.
Примечания
1. Якутская окраина. 1914. 3 мая.
2. Там же.
3. Вестник ЯКОБ г. Якутск. 1917. 10 марта.
4. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. I.
Якутск, 1992. С. 237.
5. Там же. С. 237.
6. См.: Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии.
Ч. I. С. 237—238.
7. Там же.
8. Вестник ЯКОБ. 1917. 22 апреля.
9. Национальный архив РС(Я) — (в
дальнейшем — НА РС(Я)). Ф. I. Оп. 1, Ед. хр.
72. Л. 2.
10. Вольная Сибирь. 1918. 7 апреля;
Малькова А. Василий Никифоров. Якутск,
1994. С. 262.
11. НА РС(Я). Ф. 397. Оп. I. Ед. хр. I. Л. 1—3.
12. Малькова А. Указ. соч. С. 263.
13. Там же. С. 263.
14. НА РС(Я). Ф. I. Оп. I. Ед. хр. 115. Л. 2.
15. Там же.
16. Там же.
17. Там же.
18. Там же.
19. Там же.
20. Там же.
21. Там же. Ф. I. Ед. хр. 72. Л. 3.
22. Там же.
23. Там же. Ф. 397. Оп. I. Ед. хр. I. Л. 24.
24. Там же. Л. 1—3.
25. Макаров Г.Г. Указ. соч. Ч. 2. С. 38—39.
26. НА РС(Я). Ф. I. Оп. I. Ед.хр. 91. Л. 3—4.
27. Там же. Л. 4.
28. Там же.
29. НА РС(Я). Ф. I. Оп. I. Ед. хр. I. Л. 101.
30. Первый Сибирский областной съезд.
Постановление съезда. Томск, 1917. С. 2.
31. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. II.
С 73; Малькова А. Указ. соч. С. 263.
32. Малькова А. Указ. соч. С. 263—264.
33. НА РС(Я). Ф. 389. Оп. I. Ед. хр. I. Л. 35.
34. Вольная Сибирь. 1918. 10 апреля;
Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. II. С.
92—93.
35. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. II.
С. 96.
36. Там же. С. 94.
37. На РС(Я). Ф. 397. Оп. I. Ед. хр. I. Л. I.
38. Макаров Г.Г. Октябрь в Якутии. Ч. II.
С. 94.
39. Архив ЯНЦ СО РАН. Ф. 4. Оп. I. Ед. хр.
133. Л. 6.
40. Там же.
41. Там же. Л. 6.
42. Там же.