На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Перед нами человек, опьяненный радостью жизни и красотой окружающего мира и приглашающий в мир совершенства и гармонии...

ХУДОЖНИК
Артур Васильев


Девочка в венке. 1996.

Рождение имени в искусстве часто связано с открытием своей темы. Это, конечно же, не предполагает, что художник последовательно движется по определенному кругу или линии, обрастая новыми идеями или отсекая лишнее, добиваясь своего эталона. Под темой скорее подразумевается направление мыслей автора, присущий ему аспект восприятия жизни и интонация с которой он выражает их в своих работах. Художник, его творчество интересны тогда, когда он в состоянии предложить нам диалог, тему и содержание нашего с ним разговора.

Произведения Артура Васильева, появляясь на выставках, всегда вызывают на разговор. Он олицетворяет плодотворные стороны творческих поисков молодых художников «старшего поколения».


Автопортрет. 1981.

АВТОПОРТРЕТ

Пробным камнем искренности в творчестве художников всегда был автопортрет. Именно здесь можно прочесть что-то глубоко личное. В данной работе несомненна связь с творчеством Эдуарда Васильева, в частности с известной работой «Писатель Анемподист Софронов с отцом» и в общем композиционном построении, и в неяркой «глуховатой» колористической гамме. Несомненно одно, автор пока только делится с нами своими внутренними сомнениями и предлагает свое кредо художника, выраженное в верности родной земле. Под маской подражания — поддержка и понимание ценности реалистического искусства. А если признать то, что с 80-х годов искусство авангарда на молодежных выставках превращается в официоз, то требуется определенное мужество, оставаясь «старомодным», быть свободным от стереотипов современного массового сознания и свободным в своем творчестве. Поиски собственной изобразительной гармонии привели А.Васильева к созданию не совсем простых для восприятия произведений.


Кино на полевом стане. 1987.

ВОЛЕЙБОЛ

КИНО НА ПОЛЕВОМ СТАНЕ

Обе работы дают повод говорить об определенной концепционности в творчестве художника. Это не просто бесхитростный сюжет о сельской жизни — страде — совместном отдыхе после работы. Здесь все гораздо сложнее, а потому возможности толкования работ чрезвычайно широки. В первом случае художественный образ произведения, его содержание выражены более обобщенно, хотя художественный язык его нельзя назвать упрощенным. И сама живопись, как бы эскизная, в ограниченной цветовой гамме, притягивает своеобразной изысканностью. В следующей работе художник приближает к нам своих героев, дает возможность более пристально всмотреться в их лица с такими искренними эмоциональными переживаниями. Теплота летней ночи, усиленная пейзажем, которого вроде нет, но он есть, хотя и скрыт темнотой от нашего глаза, — он присутствует безбрежным куполом неба, звездами. И в этом космосе небольшая группа людей, близких и нужных друг другу. Это будоражит нашу мысль. И вот что важно — дает нам повод порассуждать о главном, а именно о том, что путь к правде жизни лежит через искренность. Искренность, творческая честность — главные условия высокой ценности искусства.

Искусство сильно своей интуицией. Порой молодость, особо не отягощенная грузом жизненного опыта, острее чувствует современность. «Виною» тому, видимо, является непритупившаяся с годами острота чувств. Вглядимся еще раз в лицо художника.


Автопортрет в берете. 1984.

АВТОПОРТРЕТ В БЕРЕТЕ

Авторское название — «Мужской портрет», но мы взяли на себя смелость назвать произведение по известной аналогии не случайно. Как и у великого голландца, из глубины, из темноты выступает серьезно-задумчивое лицо, выхваченное ярким светом. Взгляд художника направлен в глубину себя, своих мыслей. Может быть, это неудовлетворенность собой, боль сомнения или момент озарения. Стремление к определенному психологизму образа читается не как цитирование, а как диалог, т.е. творчески активная трансформация классического искусства в рамках своего «я».


Мама. 1990.

МАМА

Эта работы, как никакая другая, будит воспоминания о сильном искусстве старых мастеров. Кто из нас не видел, как отдыхает старый человек. Особая усталость позы и покой на лице рождают чувство сострадания и сыновней любви. Простая, скупо намеченная обстановка с расписным ковриком на стене, драгоценное мерцание драпировок, как бы заключают образ в определенную ауру. Художник словно погружает нас в атмосферу, способную пробудить воспоминания о тепле и уюте старого дома, о беззащитности старости. Кажется, мы слышим неспешный ход самого времени, когда заурядная проза оборачивается поэмой о жизни поколений людей.

Обращаясь к опыту старых мастеров, А.Васильев ощущает себя, как художника, наследником высокого и человечного искусства с его мудрым и целостным восприятием человека. И потому стоит остановиться на довольно интересной стороне его творчества — портрете. Как правило, они невелики по формату, иногда главное — персонаж — смещено от центра. В них нет стремления показать человека, как производное от некоей искусственно созданной атмосферы — настолько здесь все просто и лаконично. Главная задача художника — утвердить красоту в человеке. И это превосходит интерес к оттенкам внутренней жизни, к психологическому исследованию. Художник отбирает лишь то, что ему кажется наиболее гармоничным и это эстетическое начало образа доводится до открытого, активного проявления. Потому зритель не уходит сразу от его работ, не скользит по ним равнодушным взглядом. Портретное искусство Васильева притягивает, настраивает на беседу, тихий разговор.


«Кэнчээри». 1997.


Думы. 1997.

КЭНЧЭЭРИ

ДУМЫ

Превосходный пример такого рода. Эти люди живут своей естественной жизнью: они не смотрят на нас, они ничего нам не декларируют, они просто погружены в себя. Солнечные блики вибрируют на живописной поверхности, создавая необычное созвучие холодных и теплых оттенков в «Кэнчээри», сплавляя их вместе и тем самым заставляя волновать наше воображение. Напротив, в «Думах» глухой темный фон с полосами штакетника, богатый оттенками белый цвет невольно привлекают к главному — лицу и рукам изображенного, дают почувствовать теплоту, с которой художник создает свои образы. Образы, созданные Артуром Васильевым, лепятся из вполне конкретных наблюдений, но всякое наблюдение, всякий факт художник стремится обогатить своим особым индивидуальным отношением. И потому каждый образ у него интересен по-особому. Можно назвать это интеллектуализмом искусства А.Васильева, можно увидеть в этом свои особые оттенки. Портрет А.Васильева, оставаясь главным жанром на протяжении всего его творчества, словно накапливает в себе новые возможности, которым предстоит расширить творческое воображение, оказать воздействие и на последующее развитие искусства художника. И вновь хочется подчеркнуть: на пути своих поисков и раздумий автор дает нам повод говорить о красоте, о прекрасном, об идеале.


Лунная ночь. 1997.


Пейзаж. 1992.

ХОЛОДНЫЙ ВЕЧЕР

ЛУННАЯ НОЧЬ

ПЕЙЗАЖ

Это тоже своеобразный портрет, но художник здесь описывает природу. Утро — день — ночь. Как три возраста человека. Эти небольшие работы отправляют нас к вечной традиционно-философской теме — пейзажу. Можно говорить здесь об эффектах освещения, передаче световоздушной среды, о всплесках закатного золота и контражуре сосен на фоне неба. Художник оставляет нас один на один с природой, небесами, искусством, которые всегда были и остаются синонимами неизведанного, воплощением бесконечности и загадочности.

Художник чрезвычайно редко знакомит зрителя с еще одной стороной своего таланта — рисунком. Есть поклонники, предпочитающие именно эту грань его искусства. Как и в живописи, художник немногословен. Он отбирает лишь то, что ему кажется наиболее существенным. В его рисунках все соразмерно, здесь всегда точно найдены гармония форм и линий, точность и лаконичность — ни одного лишнего штриха.

В метафоричности языка, особой музыкальности линий — угадывается красота средневековой пластики. Мы видим персонажи в движении не только внешнем, но угадываем и весь завораживающий внутренний ужас, который художник отражает через отношение к пространству. Персонажи сдвинуты композицией на края, а центром является белое безмолвие самого листа.

Произведения художника это своеобразный дневник его жизни. Жизни духовной, наполненной потребностью постоянного совершенствования. На последней выставке много восторженных отзывов вызвала работа А.Васильева, где он изобразил себя в пышном венке и с искрящимся бокалом вина.


In vino veritas. 1997.

IN VINO VERITAS

Художественный образ, тем более автопортрет — это всегда исповедь. Это новый взгляд, желание приблизиться к желаемому. Вспышки света дробят живописную поверхность, наполняя ее то мерцанием, то световыми импульсами, заряжая все праздничным динамизмом, особой приподнятостью над обыденностью. Перед нами счастливый человек, опьяненный радостью жизни, красотой окружающего мира и приглашающий нас в мир совершенства и гармонии.

Галина Сафронова


Васильев Артур Дмитриевич — художник-живописец, член Союза художников РФ. Родился в 1953 г. в с. Соттинцы Усть-Алданского улуса. В 1976 г. окончил Намское педагогическое училище. В 1983 г. — Дальневосточный институт искусств в г. Владивостоке (мастерская С.А.Литвинова). 1987—1992 гг. — работа в творческой мастерской живописи Дальневосточного отделения Академии художеств СССР под руководством действительного члена Российской Академии художеств, профессора А.П.Левитина. С 1994 г. преподает в филиале Красноярского государственного художественного института в г. Якутске. С 1984 г. — участник всесоюзныйх, всероссийских, зональных, республиканских, краевых художественных выставок. Награжден в 1991 г. Золотой медалью Российской Академии художеств за картины «Мама» (1990); «Анна» (1991); в 1992 г. — Почетной грамотой Президента РС(Я).


Христина. 1994.

Hosted by uCoz