необходимость определения путей
взаимоувязки материального
производства и творчества, экономики
и национальной культуры.
— Утверждение и обогащение
культурной самобытности:
развитие творческого потенциала и
инициатив на индивидуальном и
коллективном уровне.
— Расширение участия в
культурной жизни: мобилизация
сил свободы и творчества и
художественного выражения как
личности, так и общества во имя
обеспечения прав человека, доброй
воли и духовного раскрепощения.
— Развитие международного
интеллектуального сотрудничества: расширение
и укрепление возможностей,
позволяющих культуре одного народа
свободно черпать вдохновение в
других культурах и одновременно
обогащать их своими сокровищами,
сознавая при этом незыблемость
общечеловеческих истин.
Это нелегкое
право быть самим собой
Михаилу Николаеву
— 60 лет. Поздравляем!
|
В один из летних вечеров, когда
утомившееся за день солнце,
окрашивая небесный свод в багрово-золотистый
цвет, плавно садилось за горизонт,
появился из-за березовой рощи
всадник на белом коне.
И это небо, обещавшее и завтрашний
восход, и имевшее зловеще-прощальный
вид, и непривычно удлинившиеся тени
деревьев, и река, местами зарябившая
золотистыми волнами — всему этому
награмождению, красивой картине не
хватало для завершенности
оказывается одного штриха. И он
появился — всадник на белом коне.
Почему вспомнилась эта картина
недавнего лета?
Я часто задаю себе вопрос: где та
грань между небытием и реальностью,
расцветом и закатом?
В истории можно найти немало
примеров того, как в решающие минуты
всегда проступает то новое и
истинное, что несет в себе надежду и
на самом деле оказывается
продолжением. И сама жизнь стирает
грань между новым и старым, и дает
новые возможности выбора.
Время распорядилось так, что в
течение жизни одного поколения
сменяется одна культура за другой,
свергая одни символы, возводя новые.
Время испытывает народы на прочность
— способность не утратить главного
— своих святынь — памяти “культурных
генов”, ядра культуры — основных ее
ценностей, которые надо пронести как
свечу через ветра времени.
Зигзаги, политические и
экономические, последнего
десятилетия, могли оказаться для
нашей духовности, для менталитета
народа саха гибельными. Стать той
гранью, за которой начался бы распад,
закат. Но при всей непредсказуемости
бытия проснулось скрывавшееся за
панцирем советской монолитности —
национальное — гордость, характер.
Вот он — наш белый конь. Белый конь
надежды. Надежды, веры в то, что мы,
сохраняя наши лучшие качества и
достижения, найдем оптимальный
вариант развития.
Есть один вопрос, который мы себе
задаем: государственность,
суверенитет, выразителем которых
является Президент, защитил ли народ
от гибельного пути самораспада? И мы
можем ответить на это утвердительно.
И совершенно очевидно, что
человеком, который смог понять и
принять процессы, происходящие в
духовной сфере, явился Президент
Николаев. Президент такой республики,
как наша, которая подошла к самому
узлу демографических и культурных
проблем, должен, обязан был это
сделать.
Если считать, что культура любого
народа проходит три стадии развития:
этнографическую, государственную,
цивилизационную, то наша культура,
находясь на этапе становления
государственности, имеет достижения,
которые уже не подвластны времени и
дадут свои всходы в будущем.
И мы, представители всех народов, и
всенародно избранный Президент,
реализуем эти возможности, тем самым
обретая право на свою историю.
Олег СИДОРОВ, главный
редактор журнала “Илин”.
|
Гаврил
Васильевич Никифоров —
Манньыаттаах уола
Наделенный
талантом купца, Гаврил Никифоров
с молодых лет занимался торговлей.
Впоследствии стал купцом I
гильдии, одним из первых
меценатов в Якутии.
Был широко известен своими
прогрессивными взглядами.
В течение пяти лет он был
попечителем женской гимназии г.Якутска.
На свои сбержения в 1898 г. построил
Дом управления. В 1916 г. начал и
завершил двухэтажную школу в г.Якутске
для бедняцких детей из Восточно-Хангаласского
улуса.
Гаврил Никифоров был членом
Городской Думы, старостой трех
церквей.
В 1919 г. состоял в Комитете
по кредитам, торговле и
промышленности.
Он внес неоценимый вклад в
развитие образования, духовной
культуры и благосостояние народа. |
Исторические
реликвии
Участники съезда
улусных голов Якутского округа.
Ноябрь 1916 года.
Фотографировались в
известном салоне В.П.Приютова.
В фонды Якутского государственного
объединенного музея истории и
культуры народов Севера им. Е.Ярославского
передан Даниловым Георгием
Васильевичем, учителем из Усть-Алданского
района. На одной из фоторепродукций
указан и другой даритель второго
оригинала, находящегося в музее — С.И.Боло
в 1937 г.
Согласно спискам,
составленным Г.Р. Кардашевским и Н.Е.Сергеевым
сидят (слева направо):
I-й ряд. 2. Аржаков Иван-III, Борогонский
голова. 3. Шеломов Михаил Степанович,
Алагарский наслег Батурусского
улуса. 5. Говоров Иннокентий
Степанович, писарь из Борогонского
улуса. 6. Ходалевич, исправник. 7.
Ксенофонтов Гавриил Васильевич. 8.
Широких Алексей Дмитриевич. 9.
Рыкунов Н.В., голова Намского улуса. 11.
Галактионов Иван Дмитриевич. 12.
Эверстов Николай Тимофеевич (Кытаайынан),
Тулагинский голова. 13. Дьячковский
Иван, Амгинский улус (отец
фольклориста С.Боло).
Стоят: II-й ряд. 1. Местников Андрей
Гаврильевич. 2. Алексеев Федот
Прокопьевич. 3. Бурцев Григорий. 6.
Артамонов Василий Фомич (Єрє Тэбэр
Бааска), купец из Восточно-Кангаласского
улуса. 10. Колодезников Михаил
Михайлович.
III-й ряд. 1. Ядреев Иван Николаевич,
Намский улус. 2. Кулаковский Роман. 3.
Софронов Анемподист Иванович —
Алампа. 5. Артемьев Михаил
Константинович. 6. Егоров из Хаптагая.
7. Ксенофонтов Петр Петрович,
Амгинский улус. 10. Степанов
Константин. 11. Гаврилов Кузьма
Осипович.
|
По генеральной
карте Российской Азии в 2-х листах.
Санкт-Петербург, 1825,
Географический атлас Российской
империи в 80-ти листах. Гравюра
Эрхарда Р.Бонапарта. |
Вот так
экзотично представлял якутов
художник французского журнала «Tour
du Monde» Виктор Адам, сделавший
иллюстрации к «Воспоминаниям»
Уваровского.
(см. стр.
22) |
Poteaux des frontieres
du pays des yakoutes et de la Chine. — Dessin de Victor Adam
d’apres Folk.
На границе
страны якутов и Китая. |
Village yakoute.
Якутская деревня.
Компакт-диск
Международного фестиваля «Табык»
составлен на основе лучших
аудиоматериалов.
Табык
— древний ритуальный инструмент
народа саха. Он считался священным и
имел культовое значение. Табык
изготавливался из одной или
нескольких бычьих кож, которые после
прохождения специальной обработки
натягивались между двумя коновязями.
Табык подобен громогласному
вечевому колоколу, собирающему людей
в исключительных случаях. А разве не
показательно, что «Табык» зазвучал
именно тогда, когда рок стал
выражением нового мироощущения
молодого поколения саха, обретшего в
нем свой культурный символ, надежду и
рупор? «Табык» подобно древнему
культовому инструменту всколыхнул
размеренную традиционную культурную
жизнь якутян. Он ворвался в их
сознание и души подобно
стремительному шквальному ветру. Его
импульсивные ритмы прокатились не
только по самым дальним улусам
Якутии, но и потрясли основы
отечественной и зарубежной рок-культуры.
“Табык” (в рекламе компакт-диска
фестиваля “Табык” использован
фрагмент работы Валериана Васильева
“Аал-Луук Мас”).
1. Степанида Борисова & Ай-Тал Мольба
(М.Тумус)
2. Сэргэ Так
почему же? (А.Босиков - Р.Плотников)
3. Чороон Размышление
в ночи (М.Тумус)
4. Чолбон The
Theme (Ильины)
5. Ай-Тал Путник
(Ю.Спиридонов - Н.Михалева)
6. Сээдьэ Приглашение
к танцу
7. Мюрючээнэ Грустная
песня (П.Петров)
8. Иэхэй-Чуохай Иэхэй-Чуохай
(В.Татаринов)
9. Хардыы Черная
ворона (Г.Колесов)
10. -72