Год образования
|
Сегодня
наш собеседник — известный
популяризатор научных знаний, доктор
философских наук, профессор,
академик, писатель и литературовед,
зав. кафедрой культурологии ЯГУ Борис
Николаевич Попов, автор свыше 10
монографий, в разное время вышедших в
научных издательствах Москвы,
Новосибирска, Якутска.
— Существовала точка зрения на
популяризаторство науки, как на
несерьезное, вторичное занятие для
ученого. А каково ваше мнение?
— Считаю, что ошибаются те
весьма уважаемые ученые, которые
избегают популяризаторской
деятельности, рассматривая ее как
свой последний вклад в период, менее
плодотворный для творчества.
Распространение научных знаний —
это серьезное дело, которое требует
полной отдачи. Хотя оно сильно
отличается от исследовательской
работы. Но, сосуществующее с
исследовательской деятельностью,
оно отнюдь не является ее простым
придатком. Оно требует от ученого,
кроме его любви и преданности своей
науке, умения хорошо, доступно и
увлекательно говорить и писать о
сложном.
— В последнее время нередко
можно услышать о том, что интерес к
науке ослабел, что люди все меньше
верят в научный прогресс.
— На мой взгляд, интерес к
науке и научной культуре в обществе
— величина постоянная. Другое дело,
что в разные периоды истории,
развитие науки замедляет свой темп, и
тогда образовавшийся вакуум
заполняется толкованиями и теориями,
далекими от науки.
И потому человек, который считает
себя ученым и любит свою научную
деятельность, хочет привлечь к ней
если не многих, то как можно больше
людей. Здесь-то и пересекаются
интересы простых людей и ученого. Но
тут мы вынуждены констатировать
полную неспособность ученых в
достаточной мере удовлетворить этот
интерес. Некоторые ученые не умеют
говорить и писать доступно.
— И что же тогда ожидает в
будущем популяризацию научных
знаний?
— Нет, в том что касается
будущего распространения устного и
особенно письменного научных знаний
в нашей республике, я в общем являюсь
оптимистом. Просто нужны более
ответственные и бескорыстные усилия
научной общественности на пути
распространения знаний. В нашей
стране накоплены богатейшие
традиции в таком серьезном деле.
— Вы, будучи философом, это
относите прежде всего к гуманитарным
наукам?
— Главной задачей
гуманитарных наук я считаю не только
поиск истины, но и, не побоюсь
тавтологии, очеловечивание человека.
В конечном счете наука — его
благодетельница. Наука воспитывает
человека, стремится сделать его
достойным высокого счастья.
— И в том числе, счастья личного?
Ваша первая книга, вышедшая в
Якутском книжном издательстве, была
именно о любви. Как Вы выбрали эту
тему?
— Я учился в аспирантуре
философского факультета Уральского
госуниверситета в г. Екатеринбурге,
тогда он был еще Свердловском.
Написал и сдал для обсуждения
досрочно кандидатскую диссертацию
по теме: «Соотношение смысла жизни и
счастья». До конца срока аспирантуры
оставалось еще восемь месяцев. Пока
шло чтение диссертации
преподавателями кафедры
исторического материализма, а затем
— членами специализированного
ученого совета, я был свободен. Очень
и очень хотелось съездить домой, в
Якутск. Особенно сильно соскучился
по семье (жене, Нине Степановне). Но
бедность оказалась сильнее моего
желания. Кто же мне даст проездные на
самолет? Никто! На зарплату жены,
учительницы русского языка и
литературы, жили двое детей, ее отец и
мои родные братья, студенты
университета. Просить денег у других?
Нет! Ни за что! Отправил письмо в
Якутское книжное издательство с
указанием нескольких тем и о своем
желании написать книгу по ним. Скоро
получил ответ: издательство с
удовольствием поручает мне написать
книгу о любви. В течение двух месяцев
я подготовил рукопись книги и
отправил в Якутск. К удивлению, книгу
быстро издали. Читателям она
понравилась. В республиканской
печати были опубликованы о ней
хорошие отзывы, проводились в
библиотеках читательские
конференции. Дело в том, что в 70-ые
годы о любви говорили и, тем более,
писали в нашей стране весьма мало.
Вот так, довольно случайно, первая
моя книга была посвящена любви —
поэзии жизни.
— Вы много пишите о семье, о
браке. Изменились ли проблемы в этой
сфере?
— Довольно широко
распространенной ошибкой по-прежнему
остается отношение к любви и браку
как к жизни в раю, в которой сами по
себе исполняются все наши желения.
В сфере любви как нигде особенно
проявляется способность человека
отождествлять себя с другим, но уже
любимым человеком, и исключительная
способность сопереживать ему. Эта
способность присуща тем людям, у
которых хорошо воспитано чувство
общности и равенства. Оно — самая
прочная основа отношений. Стремление
кого-нибудь из супругов «победить» в
браке имеет фатальные последствия.
Одним словом, из моих мыслей
напрашивается вывод: счастье в браке
зависит от умения приносить
небольшие жертвы с бодростью и
постоянной готовностью к ним. Почему?
Потому что жизнь — это нечто большее,
чем обладание другим человеком.
Настоящий ученый — мудрец. А мудрый
ценит всех, ибо в каждом замечает
хорошее. Он не делит людей на «своих»
и «чужих». Поэтому я стараюсь, чтобы
каждая моя мысль, моя книга, моя
статья имели определенную идею
воспитания. Потому что воспитание
есть своего рода рождение человека —
его духовное становление.
Лена Сидорова.
—
Где бы я ни была, в любом городе:
первое, что меня интересует
и куда я стараюсь попасть — это
детсады.
Возможно, читатель удивлен: кто же
это питает столь нежные чувства к
дошкольным учреждениям? Татьяна
Семеновна Сантаева. Выпускница ЯПУ-2
и Иркутского педагогического
института. Заслуженный работник
образования РС(Я), отличник
просвещения Российской Федерации.
Работала няней, воспитателем. В
настоящее время — директор детского
сада № 10 «Туллукчаан» г. Якутска.
«Туллукчаан» — один из самых
престижных детсадов в Якутске.
Престиж — не манна, с неба не падает,
должны быть какие-то заметные
достоинства, чтобы людям было
приятно отдавать своих детей именно
в этот детсад. Одно из первых
достоинств «Туллукчаана»
заключается в том, что это первый
национальный садик в центре города.
— Мне очень запомнился давний
разговор с одним человеком. Я тогда
работала в детсаду № 4. Так вот он,
образованный человек, ученый,
рассказал, как однажды, будучи за
границей, попал в весьма неловкую
ситуацию. Собралась
интернациональная компания, люди из
разных стран, и все стали петь, читать
стихи на своих родных языках.
Попросили и его... а он по-якутски — ни
слова. «Я не хочу, чтобы моему сыну
пришлось испытать такое чувство
стыда, какое испытал тогда я», —
признался он мне.
Когда в 1979 году Татьяну Семеновну
назначили директором нового детсада
№ 10, она сразу же поставила вопрос об
открытии якутских групп. Тогда мало
кто ее понимал, но ей хватало
собственного понимания и она
оказалась права.
— Если в первые годы мне
приходилось убеждать родителей
отдать детей в якутские группы, то в
последнее время у нас просто нет
отбоя от желающих. Тем более, что
теперь многие переезжают в город из
улусов.
Согласитесь, одного «национального
колорита» для такой большой
популярности маловато. У «Туллукчаана»
есть и другие плюсы.
— У нас работают
высококвалифицированные педагоги. И
у каждого есть свой «конек», что
позволяет нам работать по различным
направлениям и программам:
математика, фольклор, экология,
иностранные языки... У нас есть свой
компьютерный класс. Несколько лет
сотрудничали с политехнической
школой. Мы прекрасно знаем, какие
высокие требования сейчас
предъявляют детям уже при
поступлении в школу, и
соответственно готовим их. Наш
детсад был базовым при разработке
многих учебников, букварей,
методических пособий. В последние
годы открыли два филиала там, где
население нуждалось в этом — в
центре, на улице П.Алексеева, и в
районе сельхозакадемии.
Замечательная команда медиков
следит за здоровьем малышей, здесь
занимаются коррекцией речи и следят
за психологическим состоянием
воспитанников — родители очень
ценят помощь логопеда и психолога.
Есть и свой физиокабинет.
Нередко педагоги из «Туллукчана»
участвуют в педагогических чтениях,
делятся опытом с коллегами,
публикуют свои работы. Татьяна
Семеновна активно помогает им в
процессе обобщения опыта и
подготовки публикаций — это тоже
часть работы директора детского сада.
— Что вы думаете о будущей смене,
о тех, кто еще только готовится стать
педагогом?
— Я считаю, что если человек
окончил педучилище — он будет
хорошим воспитателем. Там дают все
необходимые практические навыки. Я
работаю — с интересом и с
удовольствием — в составе
государственной экзаменационной
комиссии и вижу, насколько вырос
профессиональный уровень
преподавателей. Но, с другой стороны,
к сожалению, вижу низкий уровень
подготовки поступающих...
Когда Татьяна Семеновна отмечает
плюсы обучения в педучилище, она
знает, что говорит, так как сама в
свое время окончила ЯПУ-2.
— Я очень благодарна нашему
классному руководителю Музе
Сергеевне Ефимовой, которая очень
много дала всем нам, своим ученикам. У
нас был очень дружный курс. Мы до сих
пор дружим, и это поддерживает в
жизни и помогает в работе. Считаю, что
мне очень везло на хороших учителей.
До сих пор держим связь с нашим
деканом пединститута Галиной
Ивановной Ноферовой. Она оказала на
меня, как на педагога, огромное
влияние.
— Изменились ли требования
родителей за последние, скажем,
десять—двадцать лет?
— Пожалуй, запросы родителей
возросли. Хотя некоторые, в общем-то,
ничего особенного не требуют. Но есть
такие, которые хотят, чтоб их детей
научили всему, сами с детьми не
занимаются, поскольку им некогда —
они делают деньги.
— Вы давно работаете в дошкольном
образовании, вы много видели — и у
нас в республике, и в России, и за
границей. Что подсказывает ваш опыт
— каковы дальнейшие перспективы
дошкольного образования?
— Надо сказать, что в нашей
республике дошкольное образование
поставлено хорошо — по сравнению с
другими регионами России, где
детские сады совсем обнищали. Нам
есть, чем гордиться. Главное,
сохранить все, что имеем, а ведь это
так не легко. Иностранцы, которых у
нас побывало немало, восхищаются тем,
что у нас есть ясельные группы. И у
них женщины не желают постоянно
сидеть дома, быть домохозяйками. Но
вот в улусах стало трудно содержать
детские сады и их стали закрывать.
Это, я считаю, преступление.
Оставлять детей целыми днями без
присмотра... В садике ребенка хотя бы
покормят горячим три раза за день.
Ведь сегодня не каждая мать может
сделать даже это, не говоря уже о
развитии, подготовке к школе и
необходимости общения со
сверстниками. В будущем, я думаю,
будет достаточно много небольших
частных детсадов, вероятно, для более
состоятельных людей. И будут большие
государственные, муниципальные
детсады, они необходимы небогатым —
бюджетникам, работникам культуры,
многодетным. Их должно быть немного,
но надо, чтоб они ни в чем не уступали
частным. Сейчас мало осталось
ведомственных детсадов. Хотя крупные
организации могли бы объединиться и
содержать «кооперативные» детсады,
то есть у нескольких организаций был
бы один общий садик. К сожалению,
многие руководители проявляют
интерес и заботу к детсадам только до
тех пор, пока там есть их дети или
внуки. Но мудрый руководитель всегда
должен заботиться о создании
нормальных условий работы для своих
людей. А разве человек сможет хорошо
работать, если он постоянно
беспокоится о детях, которых некуда
пристроить?
Сколько ни рассуждай о
перспективах, никак не удастся
обойти сегодняшние проблемы.
Говорили мы и о задержке зарплаты,
которая и так совсем невелика («Хоть
бы сравняли нашу зарплату с
учительской!»), и о том, что надо
возродить курсы подготовки
заведующих детсадами... А между тем на
дворе Год образования.
— Вы это замечаете?
— У нас разработан и выполняется
большой план мероприятий.
— А в смысле больших позитивных
перемен?
— Так ведь... все упирается в
деньги. А их нет.
— А что бы вы сделали с деньгами,
если б они были?
— Прежде всего я бы достроила наш
бассейн, переоборудовала участок —
чтобы были отдельные зоны для самых
маленьких и для детей постарше,
приобрела бы специальное
оборудование, очень хотелось бы
назначить доплаты лучшим работникам.
— Мечтать так мечтать! Как Вы
представляете себе идеальный
детский сад, где бы работалось
исключительно с удовольствием?
— Я представляю себе другое
здание, новый проект, архитектура
обязательно с национальным
колоритом — умеют же делать это на
Украине, в Белоруссии, а вот у нас все
безликое. Как я мечтаю об этих
больших, ярких, легких и безопасных
модульных игрушках! Можно было бы
купить мольберты, создать
художественный класс, пригласить
преподавателя.
— Я уверена, — говорит Татьяна
Семеновна Сантаева, — что настанет
то время, когда Педагога будут
уважать и профессия наша будет
почетна. Потому что не может быть
такого, чтоб людям было безразлично
будущее — дети.
Ирина Гундарина.
Одним
из идеологизированных изречений о
сфере педагогической деятельности
было: «Учитель — профессия
творческая». Мы не вдавались в
подробности, откуда оно пришло, лишь
сегодня вспомнив, что Учителем звали
Творца.
Нет к человеку обращения
уважительнее и почетнее, чем Учитель.
Вот и Семена Дмитриевича
Кондратьева, начальника отдела по
трудовому и политехническому
образованию Министерства
образования РС(Я) до сих пор так зовут.
Немудрено: четверть века его жизнь
тесно связана со школой. Как
вдумчивого, добросовестного
преподавателя математики, опытного
педогога и замечательного классного
руководителя помнят и любят его
коллеги из Чакырской восьмилетней
школы Чурапчинского улуса, средних
школ Якутска № 20 и № 14.
Об этом периоде Семен Дмитриевич
вспоминает с радостью: «Мне удалось
тогда сделать несколько выпусков.
Наверное, по всей республике теперь
живут и работают мои ученики. Помню
каждого: привычки, особенности
характера, поступки разные — веселые
и не очень, и даже такие, за которые я
вместе с виновниками краснел в
директорской. Сейчас из многих ребят
выросли достойные уважаемые люди. На
улице увидят — поздороваются, значит,
помнят. У меня же от этого целый день
настроение хорошее».
Вот что значит — учитель. Ученики
уважали в Семене Дмитриевиче не
только классного («классного»!)
руководителя, но и хорошего друга,
которому всегда можно было
рассказать такое, что и дома-то не
всегда знали. Любили ребята ходить с
ним в поход, и непременно с баяном.
Учитель играл, они пели, и так было
здорово, так уютно им вместе возле
таежного костра! Наверное, ученикам
казалось, что нет такого дела, какого
бы не знал Семен Дмитриевич. Вот и по
части спорта мог любому дать сто
очков вперед: чемпион района по лыжам,
принимал участие в соревнованиях по
легкой атлетике, волейболу,
национальным видам. Сумел заразить
волейболом ребят в Сайсарской школе
и они несколько раз побеждали на
республиканских чемпионатах.
Учитель должен уметь многое. Но
откуда эта многогранность? «Наверное,
кое-чему научило меня интернатское
прошлое, — вспоминает Семен
Дмитриевич, — мои родители были
колхозниками, «доярка и пастух», то
есть, табунщик. Сена у нас в Чурапче
мало, поэтому их отправляли
заготавливать корм скоту в Амгинский
или Кангаласский улусы, там они и
зимовать оставались. Нас было
шестеро братьев и сестричек, все
оставались в интернате. Мне
нравилась наша полусолдатская жизнь,
ранний коллективизм, чувство локтя и
полная самостоятельность. Помню,
когда учился в ЯГУ и жил в общаге,
меня удивляла беспомощность многих
студентов, которые не только полы
помыть, но и кровать застелить не
могли. Правда, все познается в
сравнении, и сейчас меня удивляет,
как нынешние родители пекутся о
своих чадах, «поступать» с ними ездят...».
После работы в школе завучем, потом
инспектором роно и Министерства
просвещения в 1990 году был назначен
директором одного из старейших
учебных заведений — Якутского
педагогического училища №1. Если
человек — энтузиаст, ему все
интересно. Коллеги говорят: «Когда
Семен Дмитриевич работал в училище,
было удивительное время доверия, в
которое все старались привнести что-то
новое, как-то улучшить учебу
студентов, сделать ее максимально
увлекательной. Вместе с ребятами и мы,
педагоги, проходили жизненную школу,
это был период подъема и поиска».
Первым в республике училище
открыло колледжные группы. Составили
с университетом сквозную программу,
по которой студенты после окончания
училища могли сразу же поступить на
третий курс ВУЗа. С первого же курса
будущие учителя шли в школы,
нарабатывая опыт и практику, поэтому
выпускники педучилища всегда
выгодно выделялись затем на фоне
остального «теоретического»
студенческого состава.
Инициативу решили подхватить
другие средние учебные заведения. Но
подготовка в основной массе, к
сожалению, не тянула по уровню, а
возиться с дифференциацией
показалось делом сложным, поэтому
хорошее начинание заглохло. Но 150
человек успели-таки получить через
два года после училища высшее
образование, и сейчас как раз они-то,
с младых, так сказать, ногтей
вкусившие учительскую науку, успешно
трудятся в школах Якутии.
При Семене Дмитриевиче в
педучилище были внедрены новые формы,
методы и средства обучения, открыты
якутские национальные группы,
введены семь новых предметов и семь
дополнительных специальностей,
созданы программы предметов
обучения по 14-ти предметам. На базе
училища в то время был проведен и I
республиканский семинар подобных
учебных заведений, а по
нововведениям в программы выпущена
брошюра, ставшая популярной среди
училищ зоны Сибири и Дальнего
Востока.
В 1996 году Семен Дмитриевич
Кондратьев, к тому времени уже
заслуженный учитель школы
республики и отличник народного
просвещения РСФСР, заступил на свою
сегодняшнюю должность. Он убежден: «Детей
надо учить трудиться, причем так,
чтобы они разбирались во всей
современной технике и технологии,
чтобы могли при помощи компьютеров
не только решать специфические
задачи, но и делать выкройки и
рассчитывать заготовку кормов. Мы
должны готовить не только артистов и
художников, но и шоферов, и доярок,
интеллигентных, способных на
инициативу, обязательно
трудолюбивых. Пора начинать идти в
ногу со временем».
Отдел полностью взял на себя
организацию летнего детского отдыха.
В этом году снова открылись трудовые
лагеря. Ребята косили сено, работали
на огороде, а осенью продали
выращенную и взлелеянную
собственными руками продукцию,
получив моральное удовлетворение и
материальный стимул, причем совсем
немаленький. Они чувствуют себя
хозяевами земли, а семьи уже с
уважением говорят о них: «Наши
кормильцы».
Шло «возрождение» лагерей тяжко.
Администрации наслегов не всегда шли
навстречу, мотивируя, как всегда,
отсутствием средств, а погасить
такого рода инерцию всегда сложно. Но
осенняя выставка урожая на детском
осеннем фестивале творчества и труда
«Тюсюльгэ — 97» приятно изумила: даже
из Момы приехали ребята и привезли аж
девять сортов картофеля.На будущий
год многие наслежные администрации
задумали и у себя открыть если не
лагеря, то хотя бы небольшие
пришкольные участки.
Повсеместно открываются школы
инновационного типа, готовящие
наряду с менеджерами и экономистами
квалифицированных шоферов, швей,
животноводов. И абсолютно всех учат в
них азам экономики и правоведения.
«Сколько у нас в республике
интересных людей, учителей, которые,
несмотря на известные нехватки,
составляют совершенно
фантастические современные
программы, — говорит Семен
Дмитриевич, — и как по-настоящему,крепко
и основательно относятся к
педагогике! По сути своей, учителя —
народ не капризный, просто
поставленный в унизительные условия.
А так как они прогрессивнее
основного общества, потому и
появляются различные коллизии. Если
бы все было хорошо в смысле оплаты, в
образование вернулась бы «сильная
половина». А то получается так, что
школы у нас несколько феминизированы.
Не идут мужчины на неблагодарную, да
еще и безденежную учительскую работу.
Мне как-то рассказывали, что в одном
детском саду появился мужчина-физкультурник.
Пришел, как полагается, со свистком, в
форме. Так детишки прямо завизжали от
восторга: «Настоящий учитель пришел!
Ура, дяденька-учитель!». Отсутствие «дяденек»
в школах, возможно, потом и
сказывается на поколении, привыкшем
жить распоясаннее без строгого
мужского воспитания Кто же и труду
мальчишек научит, как не мужчина?
Обидно, что мастера уходят не в
школьные, а в собственные мастерские,
и надо бы что-то сделать,
заинтересовать людей, ведь жаль —
такие кадры отказываются в школы
идти...».
С интересным собеседником и часы
летят незаметно. Семен Дмитриевич
увлеченно рассказывает мне о своих
занятиях туризмом. Оказывается, он
несколько раз был призером
республиканских соревнований, а
однажды даже ездил в сборной
учителей на российские соревнования
по ориентированию.
Вот и школы с легкой его руки
становятся более профессионально
ориентированными, понимающими
нынешнюю жизненную необходимость в
квалифицированных рабочих кадрах.
Кому, как не настоящему учителю,
понимать это.
Ариадна Борисова. |