Действующие лица

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо


Год образования


Сегодня наш собеседник — известный популяризатор научных знаний, доктор философских наук, профессор, академик, писатель и литературовед, зав. кафедрой культурологии ЯГУ Борис Николаевич Попов, автор свыше 10 монографий, в разное время вышедших в научных издательствах Москвы, Новосибирска, Якутска.

— Существовала точка зрения на популяризаторство науки, как на несерьезное, вторичное занятие для ученого. А каково ваше мнение?

— Считаю, что ошибаются те весьма уважаемые ученые, которые избегают популяризаторской деятельности, рассматривая ее как свой последний вклад в период, менее плодотворный для творчества.

Распространение научных знаний — это серьезное дело, которое требует полной отдачи. Хотя оно сильно отличается от исследовательской работы. Но, сосуществующее с исследовательской деятельностью, оно отнюдь не является ее простым придатком. Оно требует от ученого, кроме его любви и преданности своей науке, умения хорошо, доступно и увлекательно говорить и писать о сложном.

— В последнее время нередко можно услышать о том, что интерес к науке ослабел, что люди все меньше верят в научный прогресс.

— На мой взгляд, интерес к науке и научной культуре в обществе — величина постоянная. Другое дело, что в разные периоды истории, развитие науки замедляет свой темп, и тогда образовавшийся вакуум заполняется толкованиями и теориями, далекими от науки.

И потому человек, который считает себя ученым и любит свою научную деятельность, хочет привлечь к ней если не многих, то как можно больше людей. Здесь-то и пересекаются интересы простых людей и ученого. Но тут мы вынуждены констатировать полную неспособность ученых в достаточной мере удовлетворить этот интерес. Некоторые ученые не умеют говорить и писать доступно.

— И что же тогда ожидает в будущем популяризацию научных знаний?

— Нет, в том что касается будущего распространения устного и особенно письменного научных знаний в нашей республике, я в общем являюсь оптимистом. Просто нужны более ответственные и бескорыстные усилия научной общественности на пути распространения знаний. В нашей стране накоплены богатейшие традиции в таком серьезном деле.

— Вы, будучи философом, это относите прежде всего к гуманитарным наукам?

— Главной задачей гуманитарных наук я считаю не только поиск истины, но и, не побоюсь тавтологии, очеловечивание человека. В конечном счете наука — его благодетельница. Наука воспитывает человека, стремится сделать его достойным высокого счастья.

— И в том числе, счастья личного? Ваша первая книга, вышедшая в Якутском книжном издательстве, была именно о любви. Как Вы выбрали эту тему?

— Я учился в аспирантуре философского факультета Уральского госуниверситета в г. Екатеринбурге, тогда он был еще Свердловском. Написал и сдал для обсуждения досрочно кандидатскую диссертацию по теме: «Соотношение смысла жизни и счастья». До конца срока аспирантуры оставалось еще восемь месяцев. Пока шло чтение диссертации преподавателями кафедры исторического материализма, а затем — членами специализированного ученого совета, я был свободен. Очень и очень хотелось съездить домой, в Якутск. Особенно сильно соскучился по семье (жене, Нине Степановне). Но бедность оказалась сильнее моего желания. Кто же мне даст проездные на самолет? Никто! На зарплату жены, учительницы русского языка и литературы, жили двое детей, ее отец и мои родные братья, студенты университета. Просить денег у других? Нет! Ни за что! Отправил письмо в Якутское книжное издательство с указанием нескольких тем и о своем желании написать книгу по ним. Скоро получил ответ: издательство с удовольствием поручает мне написать книгу о любви. В течение двух месяцев я подготовил рукопись книги и отправил в Якутск. К удивлению, книгу быстро издали. Читателям она понравилась. В республиканской печати были опубликованы о ней хорошие отзывы, проводились в библиотеках читательские конференции. Дело в том, что в 70-ые годы о любви говорили и, тем более, писали в нашей стране весьма мало. Вот так, довольно случайно, первая моя книга была посвящена любви — поэзии жизни.

— Вы много пишите о семье, о браке. Изменились ли проблемы в этой сфере?

— Довольно широко распространенной ошибкой по-прежнему остается отношение к любви и браку как к жизни в раю, в которой сами по себе исполняются все наши желения.

В сфере любви как нигде особенно проявляется способность человека отождествлять себя с другим, но уже любимым человеком, и исключительная способность сопереживать ему. Эта способность присуща тем людям, у которых хорошо воспитано чувство общности и равенства. Оно — самая прочная основа отношений. Стремление кого-нибудь из супругов «победить» в браке имеет фатальные последствия.

Одним словом, из моих мыслей напрашивается вывод: счастье в браке зависит от умения приносить небольшие жертвы с бодростью и постоянной готовностью к ним. Почему? Потому что жизнь — это нечто большее, чем обладание другим человеком.

Настоящий ученый — мудрец. А мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее. Он не делит людей на «своих» и «чужих». Поэтому я стараюсь, чтобы каждая моя мысль, моя книга, моя статья имели определенную идею воспитания. Потому что воспитание есть своего рода рождение человека — его духовное становление.

Лена Сидорова.


— Где бы я ни была, в любом городе: первое, что меня интересует
и куда я стараюсь попасть — это детсады.

Возможно, читатель удивлен: кто же это питает столь нежные чувства к дошкольным учреждениям? Татьяна Семеновна Сантаева. Выпускница ЯПУ-2 и Иркутского педагогического института. Заслуженный работник образования РС(Я), отличник просвещения Российской Федерации. Работала няней, воспитателем. В настоящее время — директор детского сада № 10 «Туллукчаан» г. Якутска.

«Туллукчаан» — один из самых престижных детсадов в Якутске. Престиж — не манна, с неба не падает, должны быть какие-то заметные достоинства, чтобы людям было приятно отдавать своих детей именно в этот детсад. Одно из первых достоинств «Туллукчаана» заключается в том, что это первый национальный садик в центре города.

— Мне очень запомнился давний разговор с одним человеком. Я тогда работала в детсаду № 4. Так вот он, образованный человек, ученый, рассказал, как однажды, будучи за границей, попал в весьма неловкую ситуацию. Собралась интернациональная компания, люди из разных стран, и все стали петь, читать стихи на своих родных языках. Попросили и его... а он по-якутски — ни слова. «Я не хочу, чтобы моему сыну пришлось испытать такое чувство стыда, какое испытал тогда я», — признался он мне.

Когда в 1979 году Татьяну Семеновну назначили директором нового детсада № 10, она сразу же поставила вопрос об открытии якутских групп. Тогда мало кто ее понимал, но ей хватало собственного понимания и она оказалась права.

— Если в первые годы мне приходилось убеждать родителей отдать детей в якутские группы, то в последнее время у нас просто нет отбоя от желающих. Тем более, что теперь многие переезжают в город из улусов.

Согласитесь, одного «национального колорита» для такой большой популярности маловато. У «Туллукчаана» есть и другие плюсы.

— У нас работают высококвалифицированные педагоги. И у каждого есть свой «конек», что позволяет нам работать по различным направлениям и программам: математика, фольклор, экология, иностранные языки... У нас есть свой компьютерный класс. Несколько лет сотрудничали с политехнической школой. Мы прекрасно знаем, какие высокие требования сейчас предъявляют детям уже при поступлении в школу, и соответственно готовим их. Наш детсад был базовым при разработке многих учебников, букварей, методических пособий. В последние годы открыли два филиала там, где население нуждалось в этом — в центре, на улице П.Алексеева, и в районе сельхозакадемии.

Замечательная команда медиков следит за здоровьем малышей, здесь занимаются коррекцией речи и следят за психологическим состоянием воспитанников — родители очень ценят помощь логопеда и психолога. Есть и свой физиокабинет.

Нередко педагоги из «Туллукчана» участвуют в педагогических чтениях, делятся опытом с коллегами, публикуют свои работы. Татьяна Семеновна активно помогает им в процессе обобщения опыта и подготовки публикаций — это тоже часть работы директора детского сада.

— Что вы думаете о будущей смене, о тех, кто еще только готовится стать педагогом?

— Я считаю, что если человек окончил педучилище — он будет хорошим воспитателем. Там дают все необходимые практические навыки. Я работаю — с интересом и с удовольствием — в составе государственной экзаменационной комиссии и вижу, насколько вырос профессиональный уровень преподавателей. Но, с другой стороны, к сожалению, вижу низкий уровень подготовки поступающих...

Когда Татьяна Семеновна отмечает плюсы обучения в педучилище, она знает, что говорит, так как сама в свое время окончила ЯПУ-2.

— Я очень благодарна нашему классному руководителю Музе Сергеевне Ефимовой, которая очень много дала всем нам, своим ученикам. У нас был очень дружный курс. Мы до сих пор дружим, и это поддерживает в жизни и помогает в работе. Считаю, что мне очень везло на хороших учителей. До сих пор держим связь с нашим деканом пединститута Галиной Ивановной Ноферовой. Она оказала на меня, как на педагога, огромное влияние.

— Изменились ли требования родителей за последние, скажем, десять—двадцать лет?

— Пожалуй, запросы родителей возросли. Хотя некоторые, в общем-то, ничего особенного не требуют. Но есть такие, которые хотят, чтоб их детей научили всему, сами с детьми не занимаются, поскольку им некогда — они делают деньги.

— Вы давно работаете в дошкольном образовании, вы много видели — и у нас в республике, и в России, и за границей. Что подсказывает ваш опыт — каковы дальнейшие перспективы дошкольного образования?

— Надо сказать, что в нашей республике дошкольное образование поставлено хорошо — по сравнению с другими регионами России, где детские сады совсем обнищали. Нам есть, чем гордиться. Главное, сохранить все, что имеем, а ведь это так не легко. Иностранцы, которых у нас побывало немало, восхищаются тем, что у нас есть ясельные группы. И у них женщины не желают постоянно сидеть дома, быть домохозяйками. Но вот в улусах стало трудно содержать детские сады и их стали закрывать. Это, я считаю, преступление. Оставлять детей целыми днями без присмотра... В садике ребенка хотя бы покормят горячим три раза за день. Ведь сегодня не каждая мать может сделать даже это, не говоря уже о развитии, подготовке к школе и необходимости общения со сверстниками. В будущем, я думаю, будет достаточно много небольших частных детсадов, вероятно, для более состоятельных людей. И будут большие государственные, муниципальные детсады, они необходимы небогатым — бюджетникам, работникам культуры, многодетным. Их должно быть немного, но надо, чтоб они ни в чем не уступали частным. Сейчас мало осталось ведомственных детсадов. Хотя крупные организации могли бы объединиться и содержать «кооперативные» детсады, то есть у нескольких организаций был бы один общий садик. К сожалению, многие руководители проявляют интерес и заботу к детсадам только до тех пор, пока там есть их дети или внуки. Но мудрый руководитель всегда должен заботиться о создании нормальных условий работы для своих людей. А разве человек сможет хорошо работать, если он постоянно беспокоится о детях, которых некуда пристроить?

Сколько ни рассуждай о перспективах, никак не удастся обойти сегодняшние проблемы. Говорили мы и о задержке зарплаты, которая и так совсем невелика («Хоть бы сравняли нашу зарплату с учительской!»), и о том, что надо возродить курсы подготовки заведующих детсадами... А между тем на дворе Год образования.

— Вы это замечаете?

— У нас разработан и выполняется большой план мероприятий.

— А в смысле больших позитивных перемен?

— Так ведь... все упирается в деньги. А их нет.

— А что бы вы сделали с деньгами, если б они были?

— Прежде всего я бы достроила наш бассейн, переоборудовала участок — чтобы были отдельные зоны для самых маленьких и для детей постарше, приобрела бы специальное оборудование, очень хотелось бы назначить доплаты лучшим работникам.

— Мечтать так мечтать! Как Вы представляете себе идеальный детский сад, где бы работалось исключительно с удовольствием?

— Я представляю себе другое здание, новый проект, архитектура обязательно с национальным колоритом — умеют же делать это на Украине, в Белоруссии, а вот у нас все безликое. Как я мечтаю об этих больших, ярких, легких и безопасных модульных игрушках! Можно было бы купить мольберты, создать художественный класс, пригласить преподавателя.

— Я уверена, — говорит Татьяна Семеновна Сантаева, — что настанет то время, когда Педагога будут уважать и профессия наша будет почетна. Потому что не может быть такого, чтоб людям было безразлично будущее — дети.

Ирина Гундарина.


Одним из идеологизированных изречений о сфере педагогической деятельности было: «Учитель — профессия творческая». Мы не вдавались в подробности, откуда оно пришло, лишь сегодня вспомнив, что Учителем звали Творца.

Нет к человеку обращения уважительнее и почетнее, чем Учитель. Вот и Семена Дмитриевича Кондратьева, начальника отдела по трудовому и политехническому образованию Министерства образования РС(Я) до сих пор так зовут. Немудрено: четверть века его жизнь тесно связана со школой. Как вдумчивого, добросовестного преподавателя математики, опытного педогога и замечательного классного руководителя помнят и любят его коллеги из Чакырской восьмилетней школы Чурапчинского улуса, средних школ Якутска № 20 и № 14.

Об этом периоде Семен Дмитриевич вспоминает с радостью: «Мне удалось тогда сделать несколько выпусков. Наверное, по всей республике теперь живут и работают мои ученики. Помню каждого: привычки, особенности характера, поступки разные — веселые и не очень, и даже такие, за которые я вместе с виновниками краснел в директорской. Сейчас из многих ребят выросли достойные уважаемые люди. На улице увидят — поздороваются, значит, помнят. У меня же от этого целый день настроение хорошее».

Вот что значит — учитель. Ученики уважали в Семене Дмитриевиче не только классного («классного»!) руководителя, но и хорошего друга, которому всегда можно было рассказать такое, что и дома-то не всегда знали. Любили ребята ходить с ним в поход, и непременно с баяном. Учитель играл, они пели, и так было здорово, так уютно им вместе возле таежного костра! Наверное, ученикам казалось, что нет такого дела, какого бы не знал Семен Дмитриевич. Вот и по части спорта мог любому дать сто очков вперед: чемпион района по лыжам, принимал участие в соревнованиях по легкой атлетике, волейболу, национальным видам. Сумел заразить волейболом ребят в Сайсарской школе и они несколько раз побеждали на республиканских чемпионатах.

Учитель должен уметь многое. Но откуда эта многогранность? «Наверное, кое-чему научило меня интернатское прошлое, — вспоминает Семен Дмитриевич, — мои родители были колхозниками, «доярка и пастух», то есть, табунщик. Сена у нас в Чурапче мало, поэтому их отправляли заготавливать корм скоту в Амгинский или Кангаласский улусы, там они и зимовать оставались. Нас было шестеро братьев и сестричек, все оставались в интернате. Мне нравилась наша полусолдатская жизнь, ранний коллективизм, чувство локтя и полная самостоятельность. Помню, когда учился в ЯГУ и жил в общаге, меня удивляла беспомощность многих студентов, которые не только полы помыть, но и кровать застелить не могли. Правда, все познается в сравнении, и сейчас меня удивляет, как нынешние родители пекутся о своих чадах, «поступать» с ними ездят...».

После работы в школе завучем, потом инспектором роно и Министерства просвещения в 1990 году был назначен директором одного из старейших учебных заведений — Якутского педагогического училища №1. Если человек — энтузиаст, ему все интересно. Коллеги говорят: «Когда Семен Дмитриевич работал в училище, было удивительное время доверия, в которое все старались привнести что-то новое, как-то улучшить учебу студентов, сделать ее максимально увлекательной. Вместе с ребятами и мы, педагоги, проходили жизненную школу, это был период подъема и поиска».

Первым в республике училище открыло колледжные группы. Составили с университетом сквозную программу, по которой студенты после окончания училища могли сразу же поступить на третий курс ВУЗа. С первого же курса будущие учителя шли в школы, нарабатывая опыт и практику, поэтому выпускники педучилища всегда выгодно выделялись затем на фоне остального «теоретического» студенческого состава.

Инициативу решили подхватить другие средние учебные заведения. Но подготовка в основной массе, к сожалению, не тянула по уровню, а возиться с дифференциацией показалось делом сложным, поэтому хорошее начинание заглохло. Но 150 человек успели-таки получить через два года после училища высшее образование, и сейчас как раз они-то, с младых, так сказать, ногтей вкусившие учительскую науку, успешно трудятся в школах Якутии.

При Семене Дмитриевиче в педучилище были внедрены новые формы, методы и средства обучения, открыты якутские национальные группы, введены семь новых предметов и семь дополнительных специальностей, созданы программы предметов обучения по 14-ти предметам. На базе училища в то время был проведен и I республиканский семинар подобных учебных заведений, а по нововведениям в программы выпущена брошюра, ставшая популярной среди училищ зоны Сибири и Дальнего Востока.

В 1996 году Семен Дмитриевич Кондратьев, к тому времени уже заслуженный учитель школы республики и отличник народного просвещения РСФСР, заступил на свою сегодняшнюю должность. Он убежден: «Детей надо учить трудиться, причем так, чтобы они разбирались во всей современной технике и технологии, чтобы могли при помощи компьютеров не только решать специфические задачи, но и делать выкройки и рассчитывать заготовку кормов. Мы должны готовить не только артистов и художников, но и шоферов, и доярок, интеллигентных, способных на инициативу, обязательно трудолюбивых. Пора начинать идти в ногу со временем».

Отдел полностью взял на себя организацию летнего детского отдыха. В этом году снова открылись трудовые лагеря. Ребята косили сено, работали на огороде, а осенью продали выращенную и взлелеянную собственными руками продукцию, получив моральное удовлетворение и материальный стимул, причем совсем немаленький. Они чувствуют себя хозяевами земли, а семьи уже с уважением говорят о них: «Наши кормильцы».

Шло «возрождение» лагерей тяжко. Администрации наслегов не всегда шли навстречу, мотивируя, как всегда, отсутствием средств, а погасить такого рода инерцию всегда сложно. Но осенняя выставка урожая на детском осеннем фестивале творчества и труда «Тюсюльгэ — 97» приятно изумила: даже из Момы приехали ребята и привезли аж девять сортов картофеля.На будущий год многие наслежные администрации задумали и у себя открыть если не лагеря, то хотя бы небольшие пришкольные участки.

Повсеместно открываются школы инновационного типа, готовящие наряду с менеджерами и экономистами квалифицированных шоферов, швей, животноводов. И абсолютно всех учат в них азам экономики и правоведения.

«Сколько у нас в республике интересных людей, учителей, которые, несмотря на известные нехватки, составляют совершенно фантастические современные программы, — говорит Семен Дмитриевич, — и как по-настоящему,крепко и основательно относятся к педагогике! По сути своей, учителя — народ не капризный, просто поставленный в унизительные условия. А так как они прогрессивнее основного общества, потому и появляются различные коллизии. Если бы все было хорошо в смысле оплаты, в образование вернулась бы «сильная половина». А то получается так, что школы у нас несколько феминизированы. Не идут мужчины на неблагодарную, да еще и безденежную учительскую работу. Мне как-то рассказывали, что в одном детском саду появился мужчина-физкультурник. Пришел, как полагается, со свистком, в форме. Так детишки прямо завизжали от восторга: «Настоящий учитель пришел! Ура, дяденька-учитель!». Отсутствие «дяденек» в школах, возможно, потом и сказывается на поколении, привыкшем жить распоясаннее без строгого мужского воспитания Кто же и труду мальчишек научит, как не мужчина? Обидно, что мастера уходят не в школьные, а в собственные мастерские, и надо бы что-то сделать, заинтересовать людей, ведь жаль — такие кадры отказываются в школы идти...».

С интересным собеседником и часы летят незаметно. Семен Дмитриевич увлеченно рассказывает мне о своих занятиях туризмом. Оказывается, он несколько раз был призером республиканских соревнований, а однажды даже ездил в сборной учителей на российские соревнования по ориентированию.

Вот и школы с легкой его руки становятся более профессионально ориентированными, понимающими нынешнюю жизненную необходимость в квалифицированных рабочих кадрах. Кому, как не настоящему учителю, понимать это.

Ариадна Борисова.

Hosted by uCoz