На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Георгий СПИРИДОНОВ

Православная печать
в русскоязычной прессе США
(конец XIX — начало XX вв.)

«Благослови, господи! Молитвой начали православные миссионеры свое святое дело в Америке. Молитва согрела брошенное ими на новую почву зерно, взлелеяла, сберегла и взрастила его.
Господь благословил ниву, зерно принесло плод сторицею: во всех концах Америки ныне слышится проповедь Православия. Она умягчает почву, насаждает семя, укрепляет всходы, охраняет их....».
С такими словами обращается к своим читателям редакция журнала «Американский Православный Вестник» в своем первом номере за 1 сентября 1896 года. Упоминание миссионеров в заглавной статье здесь не случайно. Почти сто лет продолжалась история русских владений в Америке. Появление на Аляске и прилегающих к ней островах миссионеров православной церкви существенным образом повлияло на жизнь и культуру народов края.

Выполняя миссионерские обязанности, православные священники не только удовлетворяли духовные нужды торговцев и служащих Российско-Американской компании, но и стремились приобщить к своей вере коренных жителей Аляски. С этой целью они совершали ежегодные поездки в селения, располагавшиеся в условных границах их церковных приходов. Результаты таких поездок и впечатления о них тщательно записывались в дневники, а затем в виде отчетов ежегодно отсылались в Синод. После продажи Аляски США в 1867 году (согласно договору православная церковь сохранила право продолжать свою деятельность на Аляске и после 1867 года, так же как и право владеть принадлежащими ей постройками, землями и имуществом), большая часть этих документов осталась в Америке. С 40-х годов XIX века их собирали на Ситхе (Аляска), в 1872 году перевезли в Сан-Франциско, в 1905 году — в связи с переездом Епархиального управления — в Нью-Йорк, а в 1928 году передали в Библиотеку Конгресса (Вашингтон), где они хранятся и в настоящее время под титулом «Alaskan Russian Church Archives».

Большой резерв неиспользованных документов, касающихся деятельности православных миссий в Америке, хранится в российских архивах и библиотеках, в частности, в Санкт-Петербурге: в фонде Синода Российского государственного исторического архива и в Российской национальной библиотеке, с некоторыми из которых смог ознакомиться автор данной статьи. Среди этих документов отчеты и донесения миссионеров в Синод, выписки из их дневников, писарские копии, письма священников из Америки. И, конечно же, первоисточники — газеты православной миссии в США.

Газетные источники сами по себе представляют интерес, ибо содержат дополнительные любопытные подробности о событиях и людях той далекой эпохи, и в тоже время в них раскрываются сами авторы — в образе мыслей, в стиле речи, в языке. Именно поэтому американская православная печать добавляет новые важные строки в летопись Русской Америки.

И с этой точки зрения едва ли не самой выдающейся личностью в истории Русской Америки может быть назван Иннокентий (Вениаминов) — миссионер, просветитель Аляски и Якутии, ученый-этнограф и лингвист. Научной и просветительской деятельности Вениаминова посвящена значительная по числу названий и объему литература. Недавно в Якутске отмечали 200-летие митрополита Иннокентия. Научная конференция, торжественная литургия, крестный ход и ряд других праздничных мероприятий достаточно широко освещались в средствах массовой информации. О многогранной деятельности И.Вениаминова писала и американская православная печать конца XIX — начала ХХ веков.

Ровно век тому назад «Американский Православный Вестник», по поводу столетнего юбилея Иннокентия, на протяжении нескольких номеров публиковал статьи, воспоминания, письма, обращенные к Вениаминову и его к друзьям, служителям церкви. В № 16 за 1897 год в «Кратком очерке о жизни и деятельности Митрополита Московского Иннокентия (по поводу приближающегося столетнего юбилея со дня его рождения)», в частности, пишется: «...Труды его стали еще более сложны, когда к его епархии была присоединена и Якутская область. Здесь, как и в других случаях, его заботы прежде всего направлены были на просвещение якутов путем проповеди на их собственном наречии. Переводы священных книг на якутский язык увенчались успехом — и память о том дне, в который якуты услышали литургию в первый раз на своем наречии, — до сих пор у них празднуется...».

О том, что имя Иннокентия было широко почитаемо в Америке, говорит и тот факт, что в 1901 году «Американский Православный Вестник» опять же на протяжении нескольких номеров публиковал статьи, письма, воспоминания, посвященные 60-летней годовщине прибытия Преосвященного Иннокентия на Ситху. Наше внимание привлекла подборка в № 22 за 1901 год «Высокопреосвященный митрополит Московский Иннокентий в письмах к разным лицам», где, к примеру, говорится: «Истинным праздником для него было открытие по его усиленным ходатайствам, в половине 1869 года, самостоятельной архиерейской кафедры в Якутске. «Слава Богу! Слава Богу! Наконец дело свершилось!» — пишет он 26 июля 1869 года преосвященному Якутскому Дионисию, — извещая его об этом радостном событии. «7 июля Якутская епархия родилась; поздравляю вас от души всех. Я очень рад, что вы теперь полный владыка. Живите, владычествуйте многие лета здраво и успешно. Правду сказать немало хлопот стоило мне это дело. Несколько раз просил я Обер-Прокурора, его товарища директора Хозяйственного Управления (им. в виду Синода. — Г.С.), ездил к министру финансов. Скажу вам, что не из-за спасибо хлопотал я о вас; а из-за того, чтобы вы недоконченное вами исправили. Пока якутский язык не будет введен в употребление церковное и не думайте о выезде из Якутска. Будете раскаиваться, если поступите иначе. Вот вам последнее мое слово».

Мы не случайно в статье основное внимание уделяем «Американскому Православному Вестнику». Именно этот журнал совмещал в себе как бы всю литературную деятельность православной миссии в Америке. Хотя журналом «АПВ» по современным понятиям можно назвать с большой натяжкой. Скорее всего, это газета формата А-3 и объемом 8 полос, реже — по большим православным праздникам — 12 полос.

В № 17 за 1897 год редактор « Вестника» — настоятель Русской православной церкви в Нью-Йорке священник А.Хотовицкий — в объявлении о подписке на свое издание сообщает: «Соответственно задачам Русской Православной Миссии в Америке наш журнал имеет целью:

возвещать в инославной среде догматическую и историческую правду Православия как путем раскрытия положительного учения церкви, так и путем разъяснения и опровержения заблуждений противников;

защищать правоту русского православного дела от неприязненных выходок некоторых местных газет, враждебно относящихся к успехам русских миссионеров в этой стране;

всем православным-переселенцам из «Старого края» внушать чувства любви и преданности своей вере и родине, воодушевившись которыми они могли бы не только противостоять неблагоприятному влиянию окружающей инославной среды, но и сами — влиять на нее;

приобщая путем печати душу и сердце этих людей к жизни родного народа, — одновременно и в читателях Старого Света вызывать участие к жизни и быту их далеких земляков;

постепенно знакомить местных иностранных читателей-американцев с действительным типом русского человека, с духом и обычаями русской страны, поселяя в американской среде — на место предубеждения — симпатии к нашему родному народу».

Цели перед журналом были поставлены достаточно четкие и надо признать, что «АПВ» честно выполнял поставленные перед ним задачи. Будучи с самого основания органом американского православия, «Вестник» выходил два раза в месяц (с переводом особо важных с точки зрения редакции статей на английский язык) и вмещал в себя все, что относилось к жизни и запросам миссии. Все мало-мальски значимое находило отражение на страницах издания. Пожертвования в различные церкви, результаты школьных экзаменов на Аляске и в Чикаго освещались наряду с такими многозначительными для жизни епархии фактами, как архипастырское обозрение приходов или присоединение к православию инославных станов.

По сообщениям «Вестника» в 1896 году православная церковь в Америке насчитывала по исповедным росписям и другим приходским документам до 25000 человек. Сюда входили и новокрещеные алеуты, эскимосы, кенайцы, колоши и другие представители индейских племен. В православную диаспору входили, конечно же, русские, а также сербы, черногорцы, болгары, румыны, греки (не униаты) и члены существовавшего в то время сиро-арабского прихода. На наш взгляд, фактически приверженцев православной церкви наверняка было больше. Если охватить историческим взглядом Америку того периода, то в то время в США проживали православные, которые не жили постоянно на одном месте, перемещались по штатам в поисках лучшей доли или жили в отдаленных, тогда еще глухих уголках страны. Естественно, эти люди никогда не записывались в приходские документы.

На конец 1896 года в США насчитывалось 25 православных приходов, которые вели службу среди своей паствы почти во всех штатах Америки. Существовали при приходских церквях и часовни (свыше 70). Школы грамотности или церковно-приходские вели свои занятия почти при всех церквях, за малым исключением. «АПВ» в № 2 за 1896 год сообщает, что «...Богослужение совершается на славянском, а частью и на других языках и местных наречиях. Управление сосредотачивается в г. Сан-Франциско. Здесь кафедра Епископа и Аляскинское Духовное Правление, которое заменяет собой консисторию. Благочиннических округов три: Ситхинский, Уналашкинский и Нью-Йоркский; миссии — в Гальвестоне греко-сербская, в Нью-Йорке арабская, в Сиэтле смешанная зависят непосредственно от Епископа и Аляскинского Духовного Правления. Содержится духовенство в подавляющем большинстве на средства Св. Синода».

Борьба православной церкви Америки с католичеством и униатами была весьма острой. Причем, не только духовная — дело доходило и до прямых кровавых столкновений между приверженцами различных христианских канонов. Кстати, на конец XIX века в США насчитывалось более сорока религий, церквей и сект, подразделяющихся, в свою очередь, еще на 120 более мелких станов. По статистике Hoffman’s Catholic Direktory в то время в США проживало 9077865 католиков, методистов 4600000, баптистов — 3700000, лютеран — 1230000, пресвитерианцев — 1300000. Остальных — эпископалов евангелических ассоциаций, конгрегационистов и прочих — от нескольких тысяч до полумиллиона. Отсюда видно, что ни одна из существовавших в Америке церквей не имела такого числа членов, как католическая. Католичеством не была упущена из виду и пресса, имевшая в своем распоряжении более сотни журналов и газет. Ясно, что при наличии такой силы, свое влияние можно было увеличивать до бесконености.

«Американский Православный Вестник» был официальным органом епархии. Нужно было издание, которое и по языку, и стилю изложения стояло бы ближе к народу. Церковь понимала это. И вот весной 1897 года увидел свет первый номер уже еженедельной газеты «Свет», издававшийся на средства Русского общества взаимопомощи. Редактором его выступил настоятель Олдфорджского прихода в Пенсильвании священник Григорий Грушка. Немаловажным фактом является то, что большая часть номеров «Света» печаталась на, как его тогда называли, малорусском языке. Вот как отец Григорий определил цели своего издания: «Только и для того мы подписались до сей мозольной и тяжкой праце, щоб наш народ на вольной земле не був и дальше рабом, но щеб стертую печать подлого рабства, якою его назначили иезуиты (им. в виду австро-венгры. — Г.С.). Му хочемо и будем старатися о сколько сил стане, щоб наш рабочий люд тут в Америке глубоко перенявся словами Святой Православной веры...».

«Свет» стал вторым по значению, но более широким по распространению среди народа. Выходя еженедельно, размером в восемь полос, газета знакомила читателей с начинаниями миссии, служила средством литературного обмена мыслей и полем для столкновения с «конкурентами» епархии — католиками и униатами.

К числу изданий, содействующих развитию православного дела в Америке, принадлежит и основанная в 1912 году газета «Русский эмигрант», выходившая по четвергам. Первой ее целью было поддержать интересы Русского эмигрантского общества и Русского Дома, дать духовную пищу для чтения выходцам из России. Но затем рамки и задачи газеты стали постепенно расширяться внесением литературно-художественного материала и известиями со всего света, преимущественно из России. «Русский эмигрант» выступил противовесом тем многочисленным в то время социалистическим газетам, которые издавались чуть ли не в каждом американском городе. Так что «РЭ» нес на себе столь же важную миссию в гражданском смысле, насколько «Свет» — в смысле миссионерском против греко-униатов.

В декабре 1913 года был основан новый журнал «Ревнитель Православия» (на малорусском языке), как орган Общества ревнителей Православия и Русского Православного женского общества взаимопощи. Издание было рассчитано не только на православных, но и на людей, придерживающихся иных религиозных взглядов. Поэтому в нем не было острой полемики. Журнал издавался довольно изящно для того времени, в нем было много фотографий и рисунков, иногда даже цветных. На наш взгляд, этим «чистым» изданием православная церковь пыталась противодействовать миссионерским листкам, выпускаемым из противоположного униатского лагеря.

В годы I мировой войны для усиления агитации и пропаганды в стан православной печати вошли такие газеты, как «Русская земля», «Русский голос» и несколько других изданий, выходящих на сербском и болгарском языках. Но это уже тема для другого разговора.


Георгий Иванович Спиридонов, аспирант кафедры журналистики ЯГУ.

Hosted by uCoz