Православная
печать
в русскоязычной прессе США
(конец XIX — начало XX вв.)
«Благослови, господи! Молитвой
начали православные миссионеры свое
святое дело в Америке. Молитва
согрела брошенное ими на новую почву
зерно, взлелеяла, сберегла и
взрастила его.
Господь благословил ниву, зерно
принесло плод сторицею: во всех
концах Америки ныне слышится
проповедь Православия. Она умягчает
почву, насаждает семя, укрепляет
всходы, охраняет их....».
С такими словами обращается к своим
читателям редакция журнала «Американский
Православный Вестник» в своем первом
номере за 1 сентября 1896 года.
Упоминание миссионеров в заглавной
статье здесь не случайно. Почти сто
лет продолжалась история русских
владений в Америке. Появление на
Аляске и прилегающих к ней островах
миссионеров православной церкви
существенным образом повлияло на
жизнь и культуру народов края.
Выполняя миссионерские
обязанности, православные
священники не только удовлетворяли
духовные нужды торговцев и служащих
Российско-Американской компании, но
и стремились приобщить к своей вере
коренных жителей Аляски. С этой целью
они совершали ежегодные поездки в
селения, располагавшиеся в условных
границах их церковных приходов.
Результаты таких поездок и
впечатления о них тщательно
записывались в дневники, а затем в
виде отчетов ежегодно отсылались в
Синод. После продажи Аляски США в 1867
году (согласно договору православная
церковь сохранила право продолжать
свою деятельность на Аляске и после
1867 года, так же как и право владеть
принадлежащими ей постройками,
землями и имуществом), большая часть
этих документов осталась в Америке. С
40-х годов XIX века их собирали на Ситхе
(Аляска), в 1872 году перевезли в Сан-Франциско,
в 1905 году — в связи с переездом
Епархиального управления — в Нью-Йорк,
а в 1928 году передали в Библиотеку
Конгресса (Вашингтон), где они
хранятся и в настоящее время под
титулом «Alaskan Russian Church Archives».
Большой резерв неиспользованных
документов, касающихся деятельности
православных миссий в Америке,
хранится в российских архивах и
библиотеках, в частности, в Санкт-Петербурге:
в фонде Синода Российского
государственного исторического
архива и в Российской национальной
библиотеке, с некоторыми из которых
смог ознакомиться автор данной
статьи. Среди этих документов отчеты
и донесения миссионеров в Синод,
выписки из их дневников, писарские
копии, письма священников из Америки.
И, конечно же, первоисточники —
газеты православной миссии в США.
Газетные источники сами по себе
представляют интерес, ибо содержат
дополнительные любопытные
подробности о событиях и людях той
далекой эпохи, и в тоже время в них
раскрываются сами авторы — в образе
мыслей, в стиле речи, в языке. Именно
поэтому американская православная
печать добавляет новые важные строки
в летопись Русской Америки.
И с этой точки зрения едва ли не
самой выдающейся личностью в истории
Русской Америки может быть назван
Иннокентий (Вениаминов) — миссионер,
просветитель Аляски и Якутии, ученый-этнограф
и лингвист. Научной и
просветительской деятельности
Вениаминова посвящена значительная
по числу названий и объему
литература. Недавно в Якутске
отмечали 200-летие митрополита
Иннокентия. Научная конференция,
торжественная литургия, крестный ход
и ряд других праздничных мероприятий
достаточно широко освещались в
средствах массовой информации. О
многогранной деятельности И.Вениаминова
писала и американская православная
печать конца XIX — начала ХХ веков.
Ровно век тому назад «Американский
Православный Вестник», по поводу
столетнего юбилея Иннокентия, на
протяжении нескольких номеров
публиковал статьи, воспоминания,
письма, обращенные к Вениаминову и
его к друзьям, служителям церкви. В №
16 за 1897 год в «Кратком очерке о жизни
и деятельности Митрополита
Московского Иннокентия (по поводу
приближающегося столетнего юбилея
со дня его рождения)», в частности,
пишется: «...Труды его стали еще более
сложны, когда к его епархии была
присоединена и Якутская область.
Здесь, как и в других случаях, его
заботы прежде всего направлены были
на просвещение якутов путем
проповеди на их собственном наречии.
Переводы священных книг на якутский
язык увенчались успехом — и память о
том дне, в который якуты услышали
литургию в первый раз на своем
наречии, — до сих пор у них
празднуется...».
О том, что имя Иннокентия было
широко почитаемо в Америке, говорит и
тот факт, что в 1901 году «Американский
Православный Вестник» опять же на
протяжении нескольких номеров
публиковал статьи, письма,
воспоминания, посвященные 60-летней
годовщине прибытия Преосвященного
Иннокентия на Ситху. Наше внимание
привлекла подборка в № 22 за 1901 год «Высокопреосвященный
митрополит Московский Иннокентий в
письмах к разным лицам», где, к
примеру, говорится: «Истинным
праздником для него было открытие по
его усиленным ходатайствам, в
половине 1869 года, самостоятельной
архиерейской кафедры в Якутске. «Слава
Богу! Слава Богу! Наконец дело
свершилось!» — пишет он 26 июля 1869
года преосвященному Якутскому
Дионисию, — извещая его об этом
радостном событии. «7 июля Якутская
епархия родилась; поздравляю вас от
души всех. Я очень рад, что вы теперь
полный владыка. Живите,
владычествуйте многие лета здраво и
успешно. Правду сказать немало
хлопот стоило мне это дело. Несколько
раз просил я Обер-Прокурора, его
товарища директора Хозяйственного
Управления (им. в виду Синода. — Г.С.),
ездил к министру финансов. Скажу вам,
что не из-за спасибо хлопотал я о вас;
а из-за того, чтобы вы недоконченное
вами исправили. Пока якутский язык не
будет введен в употребление
церковное и не думайте о выезде из
Якутска. Будете раскаиваться, если
поступите иначе. Вот вам последнее
мое слово».
Мы не случайно в статье основное
внимание уделяем «Американскому
Православному Вестнику». Именно этот
журнал совмещал в себе как бы всю
литературную деятельность
православной миссии в Америке. Хотя
журналом «АПВ» по современным
понятиям можно назвать с большой
натяжкой. Скорее всего, это газета
формата А-3 и объемом 8 полос, реже —
по большим православным праздникам
— 12 полос.
В № 17 за 1897 год редактор « Вестника»
— настоятель Русской православной
церкви в Нью-Йорке священник А.Хотовицкий
— в объявлении о подписке на свое
издание сообщает: «Соответственно
задачам Русской Православной Миссии
в Америке наш журнал имеет целью:
возвещать в инославной среде
догматическую и историческую правду
Православия как путем раскрытия
положительного учения церкви, так и
путем разъяснения и опровержения
заблуждений противников;
защищать правоту русского
православного дела от неприязненных
выходок некоторых местных газет,
враждебно относящихся к успехам
русских миссионеров в этой стране;
всем православным-переселенцам из
«Старого края» внушать чувства любви
и преданности своей вере и родине,
воодушевившись которыми они могли бы
не только противостоять
неблагоприятному влиянию окружающей
инославной среды, но и сами — влиять
на нее;
приобщая путем печати душу и сердце
этих людей к жизни родного народа, —
одновременно и в читателях Старого
Света вызывать участие к жизни и быту
их далеких земляков;
постепенно знакомить местных
иностранных читателей-американцев с
действительным типом русского
человека, с духом и обычаями русской
страны, поселяя в американской среде
— на место предубеждения — симпатии
к нашему родному народу».
Цели перед журналом были
поставлены достаточно четкие и надо
признать, что «АПВ» честно выполнял
поставленные перед ним задачи.
Будучи с самого основания органом
американского православия, «Вестник»
выходил два раза в месяц (с переводом
особо важных с точки зрения редакции
статей на английский язык) и вмещал в
себя все, что относилось к жизни и
запросам миссии. Все мало-мальски
значимое находило отражение на
страницах издания. Пожертвования в
различные церкви, результаты
школьных экзаменов на Аляске и в
Чикаго освещались наряду с такими
многозначительными для жизни
епархии фактами, как архипастырское
обозрение приходов или
присоединение к православию
инославных станов.
По сообщениям «Вестника» в 1896 году
православная церковь в Америке
насчитывала по исповедным росписям и
другим приходским документам до 25000
человек. Сюда входили и новокрещеные
алеуты, эскимосы, кенайцы, колоши и
другие представители индейских
племен. В православную диаспору
входили, конечно же, русские, а также
сербы, черногорцы, болгары, румыны,
греки (не униаты) и члены
существовавшего в то время сиро-арабского
прихода. На наш взгляд, фактически
приверженцев православной церкви
наверняка было больше. Если охватить
историческим взглядом Америку того
периода, то в то время в США проживали
православные, которые не жили
постоянно на одном месте,
перемещались по штатам в поисках
лучшей доли или жили в отдаленных,
тогда еще глухих уголках страны.
Естественно, эти люди никогда не
записывались в приходские документы.
На конец 1896 года в США
насчитывалось 25 православных
приходов, которые вели службу среди
своей паствы почти во всех штатах
Америки. Существовали при приходских
церквях и часовни (свыше 70). Школы
грамотности или церковно-приходские
вели свои занятия почти при всех
церквях, за малым исключением. «АПВ»
в № 2 за 1896 год сообщает, что «...Богослужение
совершается на славянском, а частью и
на других языках и местных наречиях.
Управление сосредотачивается в г.
Сан-Франциско. Здесь кафедра
Епископа и Аляскинское Духовное
Правление, которое заменяет собой
консисторию. Благочиннических
округов три: Ситхинский,
Уналашкинский и Нью-Йоркский; миссии
— в Гальвестоне греко-сербская, в Нью-Йорке
арабская, в Сиэтле смешанная зависят
непосредственно от Епископа и
Аляскинского Духовного Правления.
Содержится духовенство в
подавляющем большинстве на средства
Св. Синода».
Борьба православной церкви Америки
с католичеством и униатами была
весьма острой. Причем, не только
духовная — дело доходило и до прямых
кровавых столкновений между
приверженцами различных
христианских канонов. Кстати, на
конец XIX века в США насчитывалось
более сорока религий, церквей и сект,
подразделяющихся, в свою очередь, еще
на 120 более мелких станов. По
статистике Hoffman’s Catholic Direktory в то
время в США проживало 9077865 католиков,
методистов 4600000, баптистов — 3700000,
лютеран — 1230000, пресвитерианцев —
1300000. Остальных — эпископалов
евангелических ассоциаций,
конгрегационистов и прочих — от
нескольких тысяч до полумиллиона.
Отсюда видно, что ни одна из
существовавших в Америке церквей не
имела такого числа членов, как
католическая. Католичеством не была
упущена из виду и пресса, имевшая в
своем распоряжении более сотни
журналов и газет. Ясно, что при
наличии такой силы, свое влияние
можно было увеличивать до
бесконености.
«Американский Православный
Вестник» был официальным органом
епархии. Нужно было издание, которое
и по языку, и стилю изложения стояло
бы ближе к народу. Церковь понимала
это. И вот весной 1897 года увидел свет
первый номер уже еженедельной газеты
«Свет», издававшийся на средства
Русского общества взаимопомощи.
Редактором его выступил настоятель
Олдфорджского прихода в
Пенсильвании священник Григорий
Грушка. Немаловажным фактом является
то, что большая часть номеров «Света»
печаталась на, как его тогда называли,
малорусском языке. Вот как отец
Григорий определил цели своего
издания: «Только и для того мы
подписались до сей мозольной и
тяжкой праце, щоб наш народ на
вольной земле не був и дальше рабом,
но щеб стертую печать подлого
рабства, якою его назначили иезуиты (им.
в виду австро-венгры. — Г.С.). Му
хочемо и будем старатися о сколько
сил стане, щоб наш рабочий люд тут в
Америке глубоко перенявся словами
Святой Православной веры...».
«Свет» стал вторым по значению, но
более широким по распространению
среди народа. Выходя еженедельно,
размером в восемь полос, газета
знакомила читателей с начинаниями
миссии, служила средством
литературного обмена мыслей и полем
для столкновения с «конкурентами»
епархии — католиками и униатами.
К числу изданий, содействующих
развитию православного дела в
Америке, принадлежит и основанная в
1912 году газета «Русский эмигрант»,
выходившая по четвергам. Первой ее
целью было поддержать интересы
Русского эмигрантского общества и
Русского Дома, дать духовную пищу для
чтения выходцам из России. Но затем
рамки и задачи газеты стали
постепенно расширяться внесением
литературно-художественного
материала и известиями со всего
света, преимущественно из России. «Русский
эмигрант» выступил противовесом тем
многочисленным в то время
социалистическим газетам, которые
издавались чуть ли не в каждом
американском городе. Так что «РЭ» нес
на себе столь же важную миссию в
гражданском смысле, насколько «Свет»
— в смысле миссионерском против
греко-униатов.
В декабре 1913 года был основан новый
журнал «Ревнитель Православия» (на
малорусском языке), как орган
Общества ревнителей Православия и
Русского Православного женского
общества взаимопощи. Издание было
рассчитано не только на православных,
но и на людей, придерживающихся иных
религиозных взглядов. Поэтому в нем
не было острой полемики. Журнал
издавался довольно изящно для того
времени, в нем было много фотографий
и рисунков, иногда даже цветных. На
наш взгляд, этим «чистым» изданием
православная церковь пыталась
противодействовать миссионерским
листкам, выпускаемым из
противоположного униатского лагеря.
В годы I мировой войны для усиления
агитации и пропаганды в стан
православной печати вошли такие
газеты, как «Русская земля», «Русский
голос» и несколько других изданий,
выходящих на сербском и болгарском
языках. Но это уже тема для другого
разговора.