На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Хозяин Белого дома

Многие видят здание якутского республиканского комитета коммунистической партии РСФСР окрашенным в белый цвет. Отсюда популярное название партийного форпоста No 1 в Якутской республике - "Белый Дом".

Однако, если посмотреть из окон Дома печати, выходящих на двор, то видно, что нефасадные стены Белого Дома окрашены в серый цвет.

В этом, видимо, есть отнюдь не случайная символика. Ведь именно журналисты лучше всех знают истинную суть жизни Белого Дома, ибо к ним непрерывно стекается самая разнообразная информация, как в КГБ. Но журналисты, в отличие от чекистов, гораздо чаще и открыто общаются с партийными аппаратчиками, да и немало сотрудников редакций в прошлом сами были функционерами КПСС и ВЛКСМ.

О хозяине Белого Дома - первом секретаре Якутского республиканского комитета Компартии РСФСР, члене Политбюро ЦК КП РСФСР, народном депутате СССР и Якутской-Саха ССР Юрие Николаевиче Прокопьеве - журналисты тоже знают множество таких фактов, которые, если они будут доказаны, произведут взрывной эффект.

Нет, не только у юристов существует понятие: "Знать - это одно, а доказать - другое." Журналисты большей частью тоже придерживаются такого принципа.

Например, в архиве прокуратуры, видимо, до сих пор пылится (если уже не уничтожено якобы "за истечением срока хранения") прекращенное дело о том, как Юрий Николаевич отблагодарил одного зубного техника за золотую пломбу трехкомнатной квартирой в микрорайоне 202. Семья стоматолога насчитывала три человека, квартира была из фонда обкома партии.

Но дело было тихо задушено, поэтому я, зная Закон СССР о печати, не берусь категорически утверждать, что партийный босс Якутии за зуб действительно дал квартиру. Ибо доказать этот факт можно, только опираясь на вступивший в законную силу приговор суда.

В досье многих журналистов хранятся подобные факты. Но как их обнародовать? Ведь доказать тоже почти нереально.

Противникам Ю.Н.Прокопьева поэтому гораздо легче даются обвинения общего политического характера. Лучшим среди подобных публикаций следует признать статью Ивана Бурцева в республиканской молодежной газете "Сахаада" - "Прокопьев и его люди".

Но общие обвинения - удары, а не выстрелы. От пуль - доказанных фактов коррупции - спастись крайне сложно, а от ударов можно и увернуться. А Юрий Николаевич - профессиональный аппаратчик, ловкий еще и от природы. Ему ли не увернуться от мощных, хорошо рассчитанных ударов солидной партийной газеты "Кыым" и смелой комсомольской "Сахаады", далекой московской "Демократической России"? Спешно созданная комиссия дело повернула так, что я, читая выводы комиссии, даже подумал - а не вручить ли Прокопьеву звезду Героя Социалистического труда? А действительно, это идея! Может, тогда наконец, всех проймет, терпение лопнет?

... Его дорога в Белый дом начиналась в глухомани Верхневилюйского района. Крестные отцы местной мафии приметили юркого, ловкого и, бесспорно, очень умного парня, и решили сделать ставку на него.

И не просчитались. Юра Прокопьев стремительно пошел вверх, став вскоре глубокоуважаемым Юрием Николаевичем. И параллельно росли акции "крестных отцов" небольшого села, откуда стартовал в верхние слои высшей политики Прокопьев. Сейчас в районе эти "крестные" забрали в свои руки такую власть над всем и всеми, оставаясь сами в тени, что не могли не породить чувство протеста. Именно на гребне волны этого протеста стал народным депутатом Якутской-Саха СССР Егор Степанович Секов, который сейчас в одиночку активно борется против засилья местной мафии.

Считается, что это Прокопьев привел к власти в республике вилюйскую мафию" - своих земляков по Вилюйскому и Верхневилюйскому районам. Это не так, хотя костяк прокопьевского клана действительно составляют выходцы из этих районов, сам Юрий Николаевич родился в другом районе. Показательно, что именно его истинный земляк - тоже родившийся в Ленинском районе Дмитрий Николаевич Николаев, заместитель редактора "Кыым", - оставшись в газете за главного, организовал неожиданную атаку на Ю.Н.Прокопьева. Неожиданную потому, что "Кыым" издавна считается самой надежной опорой партийного босса Якутии.

Во все времена и во всех странах люди приходили к власти, опираясь на свою команду, на свой клан. И удержаться у власти они могли, поставив на ключевых постах своих людей. Прокопьев - не исключение.

Настоящие лидеры пробиваются наверх благодаря инициативности и интеллекту. Энергии у Прокопьева много, но это не напористость. Ума тоже немало, но это не блестящий интеллект. Зато у него есть умение постепенно обволакивать людей паутиной.

Будучи лично знакомым с Юрием Николаевичем, я утверждаю, что у него нет личного обаяния, которое так помогает иным политикам. Этот недостаток восполняется данным от бога умением рассчитывать ходы. Ему во многом повезло. Пробиваться наверх в эпоху брежневского правления можно было преимущественно путем тайных интриг, а в этом равных Прокопьеву очень мало - кого подводит слишком сильный, истинно мужской характер, у кого гибкий позвоночник, но ума не хватает для утонченной аппаратной игры, кто силен, гибок и умен, но чуть-чуть порядочнее, кто по всем параметрам превосходит Прокопьева, но не имеет его связей.

Да, связи. Предшественник Юрия Николаевича - Гавриил Иосифович Чиряев был родом из Вилюйского района, везде поставил своих людей, преимущественно земляков. Прокопьев примазался именно к ним.

Часто бывает, что соседние районы (прежние улусы) больше враждуют. Но в данном случаев удачно получилось, что Прокопьев, сам родом из Ленинского района, выдвинутый наверх верхне-вилюйцами, стал своего рода связкой между ними и вилюйцами. Да и на верхних эшелонах власти многие здраво рассудили, что симбиоз выходцев двух соседних районов только усилит их влияние, а раздор обескровит обоих. Тем более, что эти районы некогда составляли один улус.

Когда умер Чиряев, Прокопьев закономерно занял его место по праву "правой руки Гавриила Иосифовича". Власть же вилюйской "мафии" (я не согласен с термином "мафия" по отношению к этому клану, но такой термин очень уж въелся в сознание всех) только усилилась.

Однако эта власть не была всеобъемлющей. Внутри и вне аппарата было много противоборствующих кланов. Метрополия также старалась провести политику "разделяй и властвуй", чаще всего руками всемогущего тогда КГБ. Я точно знаю, что оппозицию Ю.Н.Прокопьеву целенаправленно формировали и поддерживали высокопоставленные офицеры КГБ Якутии, фамилии которых мне известны. Правда, эта оппозиция существовала преимущественно вне партаппарата, но и она служила достаточным противовесом прокопьевскому клану.

Сейчас власть постепенно уходит из цепких пальцев Юрия Николаевича. Он сам стал объектом атаки всяких "радикалов", "демократических союзов" и прочих. И по своей привычке стал более осторожнее, много раз подумает, прежде чем сделать шаг. Так себя ведет лис, почувствовавший в ветре напряжение.

Поэтому он не предпринимает энергичных действий, чтобы вернуть себе власть. Да и вряд ли бы он смог. Сейчас необходим иной образ действий, одними лишь аппаратными интригами в изменившихся кардинально условиях, под прицелом осмелевших конкурентов, находясь под огнем "радикалов" и открытых врагов, многого не достигнешь. Максимум, что он смог сделать - удержаться на капитанском мостике опрокидывающегося партийного броненосца.

Власть уходит из рук Прокопьева, но он сам и не думает уходить. Хотя ему не раз давали возможность красиво уйти. К примеру, на последнем Съезде народных депутатов СССР ему настойчиво рекомендовали быть избранным в Верховный Совет СССР и остаться в Москве на какой-либо довольно престижной парламентской должности.

Но он отказался. И понять его можно. Он попал бы в иную среду, где пришлось бы заново плести паутину связей. А времена и люди другие. Московские аппаратные интриганы классом повыше Прокопьева, но еще и даже там сейчас главное уже не только умение играть в аппаратные игры. Очень бы скоро Прокопьев показал свою несостоятельность.

Другая, скорее всего, главная, причина - Юрий Николаевич очень привык к власти. Пусть реальная власть перетекает в другие государственные структуры, пусть Коммунистическая партия разваливается неотвратимо, Прокопьев все же хочет остаться на своем посту.

Ибо он ждет возвращения прежней власти.

Возможно, он окажется прав - танки войдут не только на улицы Вильнюса, но и Москвы. Тогда…

Юрий Николаевич понимает, что диктатура правых исторически будет обречена.

Но он ничего уже поделать не может. Ему остается только одно - идти до конца по своей дороге, которая началась в том далеком верхневилюйском селе Ботулу. Будет ли конец триумфальным, трагическим или он уйдет в небытие как-то незаметно - неважно. Он не может свернуть со своей дороги...

Как-то я шел мимо кабинета Председателя Верховного Совета Якутской-Саха ССР Михаила Ефимовича Николаева. У входа в его приемную в подобострастном окружении стоял Прокопьев. Он несколько дурачился, не замечая меня-вот, мол, вступаю в сей высокий чертог, вот где сидит настоящий Хозяин! Шагнув же в приемную, он мгновенно переменился - стал уже тем самым Юрием Николаевичем - хитрым лисом.

Я пошел дальше и про себя усмехнулся. Все-таки это именно Юрий Николаевич Прокопьев пришел к Михаилу Ефимовичу Николаеву, к которому и перетекает из Белого Дома реальная власть. А не наоборот.

Hosted by uCoz