На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

В ТИСКАХ ПАРТИЙНОГО ДИКТАТА

Егор Алексеев,
кандидат исторических наук

Сталинская политика в национальном вопросе и лично сам "гений всех народов" нарочито выпячивали и подчеркивали "историческую' роль одной нации, ее первенствующее положение среди всех наций и народов страны. Она привела к многочисленным страданиям и бедам самой большой нации в стране - русского народа. Сталин, игнорируя прямое указание Ленина, объявил официально-государственной политикой борьбу с опасностью так называемого местного национализма - "национализма" маленьких народов.

"Необходимо отличать национализм нации угнетающей и национализм нации угнетенной, национализм большой нации и национализм нации маленькой" - известное изречение Ленина было забыто. Далее он подчеркивал, что в повседневной жизни представители большой нации "оказываемся виноватыми в бесконечном количестве насилия, и даже более того - незаметно для себя совершаем бесконечное количество насилий и оскорблений"... Подлинный интернационализм в повседневной политике "должен состоять не только в соблюдении формального равенства наций, но и в таком неравенстве, которое возмещало бы со стороны нации угнетающей, нации большой, то неравенство, которое складывается в жизни фактически" (Ленин В. И. Полн. собр. соч. - Т.45. - С. 359).

Все семьдесят лет под строжайшим запретом находилось даже упоминание о национальном интересе какого-либо конкретного маленького народа. Под эгидой формирования единого советского народа - новой общности людей - проводилась политика ассимиляции народов. При практическом решении деликатных межнациональных отношений или конфликтов, по указанию Сталина, применялись только репрессивные меры или массированный моральный террор.

Для якобы предотвращения межнациональных конфликтов периодически принимались "профилактические" партийные решения в национальных образованиях. Главный смысл этих решений искоренить "пережитки буржуазного национализма". Постановления принимались местными партийными организациями республик и автономных образований с ведома и санкции Центрального Комитета партии, а иногда непосредственно его руководящими органами. В этом случае местные партийные органы выступали в качестве исполнителей решения вышестоящего партийного органа. Действительной основой, так сказать жизненным материалом этих постановлений, как правило, являлась карьеристическая амбиция партийных функционеров и государственных чиновников, доносы интеллигентных лиц (части старых коммунистов, писателей, ученых, чиновников и т.д.) на почве личной неприязни и вражды, эгоистические интересы враждующих групп, незначительные межнациональные конфликты, в которых виновными в любой ситуации признавались коренные жители или представители национальных республик и автономных образований.

Классическим примером могут быть четыре постановления, принятые бюро Якутского обкома партии от 1 марта 1943 года, 6 февраля 1952 года, 16 февраля 1962 года и 10 мая 1989 года о классиках дореволюционной якутской литературы А.Е.Кулаковском, А.И.Софронове, Н.Д.Неустроеве.

Алексей Елисеевич Кулаковский - Eкceкюлях Алексей (1877-1926 гг.). Первое поэтическое произведение "Заклинание духу леса" он написал в 1900 году. Всего ныне известно около 30 стихотворений и поэм. В 1910 году поэт написал большую поэму "Сновидение шамана", где отражена широчайшая панорама событий XX вeкa. Поэма считается Вершиной Всего творчества поэта.
Кулаковский также был крупным ученым этнографом, фольклористом и лингвистом. На русском языке его поэтические произведения издавались в Москве в
1976, 1986, 1990 годах.

Анемподист Иванович Софронов (1886-1935 гг.). Первое его стихотворение под названием "Родной крaй" опубликовано в 1912 году. Он больше всего известен кaк драматург, пьесы кoтopoгo не сходят и ныне со сцены якутских театров. Наиболее крупными пьесами писателя является "Бедный Яков", "Любовь", "Тина жизни", "Манчары", "Обрусевший", "Споткнувшийся не поправится". А.И.Софронов известен и кaк автор прекрасных рассказов и повестей.

Николай Денисович Неустроев (1895-1929 гг.) - признанный мастер прозы, но больше всего земляки знают его как талантливого комедиографа. Его комедии "Голова Кукакы" (Coйкa), "Поспешивший", "Злой дух", "Замороженная простокваша" ("Тар") являются одной из ярких и неповторимых страниц якутской литературы.

До 1928 года они активно сотрудничали с Советской властью в области культуры, народного образования и науки. В 1925 году общественность республики торжественно отметила 25-летний юбилей литературной, научной и общественной деятельности А.Е.Кулаковского. А.И.Софронов в те годы организовал якутский национальный театр, Н.Д.Неустроев работал ответственным секретарем журнала "Хозяйство Якутии".

Начиная с 1928 года, отношение официальных органов республики к творчеству, жизни и деятельности трех писателей изменилось. Новоявленные литературные критики и молодые писатели стали выискивать в их творчестве идеи и мысли, противоречащие коммунистической идеологии, не отвечающие принципам классового подхода. В 1926 году внезапно скончался в Москве Кулаковский, Софронова в 1928 сослали в Соловки, Неустроев скончался от тяжелой болезни в 1929 году.

В этой неблагоприятной обстановке в 1943 году, тогда молодой историк Георгий Прокопьевич Башарин после серьезного изучения творчества и политической биографии трех писателей обратился в Якутский обком ВКП(б) с предложением признать их как основоположников якутской реалистической литературы, просветителей якутского народа. Ответом на заявление Г.П.Башарина было принятое бюро Якутского обкома ВКП(б) постановление от 1 марта 1943 года. Она признала, что "значительная часть произведений указанных писателей проникнута буржуазно-националистическими воззрениями, реакционны по своей направленности, выражает собой пессимизм и упадничество". Следовательно, творчество трех писателей было признано "вредным для коммунистического воспитания якутской молодежи". (По ленинскому пути, No 3. - 1943. - С. 40.)

Вскоре Г.П.Башарину удалось убедить работников обкома партии и защитить диссертацию на ученую степень кандидата исторических наук на тему "Три якутских реалиста-просветителя (из истории общественной мысли дореволюционной Якутии)" и в 1944 г. под тем же названием добиться издания монографии в Якутском книжном издательстве. Однако, критика и доносы в вышестоящий партийный орган - Центральный Комитет партии - не прекращались. После принятия известных постановлений ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград", о кино и музыке, эта критика приняла угрожающий характер. В связи с выездом в 1951 году из Якутска первого секретаря Якутского обкома партии И.Е.Винокурова в Москву на учебу временно на его место был оставлен С.З.Борисов, который решил придать этим доносам и жалобам политическое значение и тем самым закрепиться на посту первого секретаря.

10 декабря 1951 года в газете "Правда" за подписью самого С.Борисова, А.Суркова, Л.Климовича была опубликована статья "За правильное освещение истории якутской литературы". В ней творчество трех писателей было признано буржуазно-националистическим, а книга Башарина - глубоко порочной и вредной.

6 февраля 1952 года бюро Якутского обкома ВКП(б) приняло постановление "О буржуазно-националистических извращениях в освещении истории якутской литературы". Оно официально заявило, что "выступление газеты "Правда" как новое проявление постоянной заботы большевистской партии и ленинско-сталинского ЦК ВКП(б) о развитии культуры, науки и литературы якутского народа, о росте творческих и научных кадров, о коммунистическом воспитании трудящихся республики" (За правильное освещение истории якутской литературы...: - Якутск, 1954. - С.9.). Это было не только следствие наглости первого руководителя республики, выдавшего свою статью за постоянную заботу "ленинско-сталинского ЦК ВКП(б)", а скорее всего автор открытым текстом признал существовавшую тогда практику: все делалось с ведома и по указанию самого высшего эшелона партийного аппарата.

Три писателя путем декретирования сверху (партийные решения подлежали неуклонному выполнению всеми партийными, советскими, хозяйственными органами) были признаны идеологами якутской буржуазии и тойонатства, буржуазными националистами, борцами против Советской власти, махровыми реакционерами. Автор книги Г.П.Башарин был лишен ученых степеней кандидата и доктора исторических наук, исключен из рядов КПСС. Для начала были арестованы два студента и молодой писатель, которые были осуждены по политическим мотивам и направлены на тяжелые каторжные работы. После них предстояло к тюремному заключению, а затем к осуждению "за антисоветскую и националистическую деятельность" ряд известных якутских интеллигентов.

По материалам упомянутого бюро и пленума Якутского обкома ВКП(б) от 20 марта 1952 года и по опубликованным статьям, корреспонденциям, репортажам того времени ожесточенным нападкам подверглись бывший первый секретарь обкома партии И. Е.Винокуров, советские и партийные работники Корякин, Михайлов, Попов, Никифоров, Полуэктов, Чемезов, преподаватели педагогического института А.Е.Мординов, И.М.Романов, С.Ф.Попов, С.П.Данилов, Н.С.Григорьев, писатели Д.К.Сивцев, С.В.Васильев, М.Н.Тимофеев-Терешкин, Таллан-Бюрэ, Л. Попов и многие другие. Рядовые учителя, молодые интеллигенты прошли проработочную критику.

В связи с этим политическее дело, созданное вокруг трех писателей и автора книги "Три якутских реалиста-просветителя", обещало быть громким и масштабным.

Во всех учреждениях, предприятиях, больницах, школах республики и даже на плавучих ледоколах, подошедших к северным границам Якутии по Северному морскому пути, в течении 1952-1953 гг. проводилась "разъяснительная" работа. Летному составу, прилетевшему из Москвы, рекомендовалось без особой необходимости "не показываться" на улицах Якутска. Республиканские газеты "Кыым", в особенности "Социалистическая Якутия", почти ежедневно печатали статьи, отчеты с собраний и митингов, выступления "интернационалистов", репортажи, отклики с разоблачением "буржуазных националистов". Не отставало от своих собратьев и республиканское радио. Одним словом политическая обстановка была накалена до предела, психологическая подготовка населения к предстоящим акциям шла массированно.

Родной район трех писателей А.Кулаковского, А.Софронова, Н.Неустроева был признан особо опасным. Якутский областной комитет партии принял специальное закрытое постановление об особом положении Таттинского района в распространении национализма в республике. На ответственные должности не рекомендовались кадры из этого района, было ограничено поступление абитуриентов района в вузы страны. Даже историческое название района изменили на новый лад.

Основным критерием назначения и выдвижения партийных и советских кадров стало отношение к трем писателям. Если они безоговорочно признавали упомянутые постановления бюро и пленума Якутского обкома ВКП(б) и готовы были проводить их в жизнь, то поднимались по лестнице партийной карьеры и советской работы. Научные работники и писатели, если они раньше допускали "ошибки", то обязаны были каяться, если были нейтральными, то должны были выразить свое отношение однозначно "разоблачением" национализма трех писателей и автора книги "Три якутских писателя-просветителя".

К счастью "отец народов" скончался 5 марта 1953 года, а Берия и несколько лиц из его окружения были арестованы в июне и расстреляны. И это обстоятельство спасло многих от физической расправы, но моральный террор якутской интеллигенции в более респектабельной форме продолжался и после XX съезда КПСС и даже после принятия в общем-то положительного решения бюро Якутского обкома партии от 16 февраля 1962 года о трех якутских писателях. Само принятие этого постановления проходило в весьма напряженной обстановке с человеческой жертвой. Но это особый сюжет.

Постановление обкома КПСС "Об исправлении ошибок в освещении некоторых вопросов истории якутской литературы" признало Кулаковского, Софронова, Неустроева во многом прогрессивными и близкими народу писателями. (Социалистическая Якутия. -1962. -24февр.)

После принятия этого постановления появились первые научные работы и статьи о жизни и деятельности трех писателей, изучение их творчества было включено в школьные программы. Самым значительным достижением явилось то, что поэтические произведения Кулаковского и Софронова были переведены на русский язык и выдержали несколько изданий. Теперь русскоязычные писатели и критики стали на защиту этих писателей.

Однако постановление было принято в то время, когда о последствиях культа личности Сталина говорилось вполголоса. Только один Хрущев имел право на критику, но его критика была половинчатой и непоследовательной.

Она не разрушила сталинскую систему административно-хозяйственного управленческого аппарата, не думала отказываться от некомпетентного вмешательства в вопросах литературы и искусства.

Подобная двойственность и неопределенность отразилась, как две капли воды, и в некоторых принципиальных положениях постановления обкома партии от 16 февраля 1962 года.

Невозможно понять методологически, фактически и логически необъяснимые места в постановлении, где говорится, что постановление от 6 февраля 1952 года "нацеливало областную организацию на борьбу с пережитками националистических настроений и сыграло известную положительную роль". Выходит, что для предотвращения оживления националистических пережитков и настроений необходимо принимать упреждающие постановления? Абсурд. Или другое: чтобы принизить значение трех писателей партийным решением была установлена граница для них - только как зачинателей якутской литературы. По-моему, это дело исследователей - определить место в якутской литературе каждого из трех писателей. В постановлении ставится в целом правильный методологический подход к творчеству писателей, говорящей о недопустимости "как его идеализации, так и нигилистического отношения к нему". однако противники трех писателей, скорее всего те, которые пытаются нагнетать политическую обстановку в республике, цитируя это положение в постановлении, бьют тревогу "об идеализации Кулаковского, Софронова".

В связи с приближением 100-летия со дня рождения А.Е.Кулаковского в печати опубликовано более 50 статей негативного характера. Вот два примера. В школы республики была выслана рукопись под названием "К политической биографии А. Е. Кулаковского", подписанного "Ф.Г.Сафронов - член комиссии ОК КПСС. Якутск, март 1976 г.". Некоторые школы прислали мне этот документ. (С 1956 года занимаюсь вопросами литературного наследства трех писателей. В 1966 году опубликовал монографию "Ексюкюлях Алексей". Якутск. -1966. - 192 с. и десятки статей.) Основной вывод документа состоит в следующем: "Во все эти переломные и решительные моменты в истории своего края А.Е.Кулаковский находился в стороне от борьбы народа, возглавленной большевиками. Он постоянно оказывался на стороне антинародных сил". Такое резюме делается на основе манипуляции противоречивыми документами биографии А. Е. Кулаковского.

Другой пример, Г. Г. Окороков в 1971 году защитил ученую степень кандидата филологических наук на тему "Концепция мира и человека в творчестве А. Е. Кулаковского". В диссертации он считал Кулаковского поэтом интернационалистом, патриотом, реалистом, просветителем, философом. Он тогда не находил ни одного пятнышка негативных моментов. А в документе 30 ноября 1987 года Г. Г. Окороков писал: "Якутские ученые, историки, литературоведы... прибегают к вещам недостойным, идеализируют политические биографии дореволюционных писателей, выпускают разные тексты (полные для якутских писателей, сокращенные - для русских) "Сновидение шамана" (Перевод поэмы на русский язык сделан Сергеем Поделковым без сокращений. Письмо Г.Г.Окороковым написано в Центральный Комитет КПСС) спорной поэмы Кулаковского "Сновидение шамана", поднимают на щит отдельные идейно ущербные, националистические произведения дореволюционных писателей".

Этих людей беспокоит не Кулаковский, а здравствующие ныне якутские писатели и ученые.

Все же демократия и гласность и для нашего областного комитета партии сыграли свою положительную роль в окончательном преодолении партийной рамки и ограничений в оценке творчества, жизни и деятельности трех якутских писателей.

Бюро якутского обкома КПСС от 10 мая 1989 года приняло постановление об отмене постановления от 6 февраля 1952 года "как ошибочное". На этот раз в обстановке перестройки под давлением общественности пресловутое постановление 1952 года окончательно отменено. Но сталинисты не унимаются. В.А.Демидов в Новосибирске, некий Медведев из Горного Алтая по наускиванию доморощенных сторонников 1937 года и ныне пишут пасквили против якутских трех дореволюционных писателей.

Хочется им сказать: Господа, ныне времена другие, нравы иные! Ваши карты биты самой эпохой. Знайте одно: история вас не забудет.


Историю пишут историки

Недавно в г. Якутске создано еще одно общественное формирование –Ассоциация историков Якутии (А и Я). Согласно ее Устава, членами Ассоциации могут быть не только специалисты-историки, но и нее, кто интересуется историей Якутии и ее народов.

Ассоциация не является научно-исследовательским учреждением, в плановую деятельность институтов она не вторгайся, им не противопоставляется. Основная задача Ассоциации - историке - просветительская деятельность, популяризация исторических знаний, способствование развитию массового краеведения. В этом плане главную цель Ассоциации можно было бы определить как стремление к возрождению и развитию исторического самосознания якутов, всего коренного населения республики.

Основной костяк Ассоциации - специалисты историки, занимающиеся этой наукой профессионально. Историческая наука имеет богатое прошлое, накоплен, обобщен и опубликован обширный исторический материал, имеется солидная интеллектуальная база. Однако труды ученых редко доходят до широкой аудитории. Во-первых - тираж научных изданий весьма ограничен. Во-вторых, неподготовленному читателю трудно сразу усвоить "академический" стиль, нелегко разобраться в научной терминологии. Между тем в республике ощущается острая нехватка исторической и иной краеведческой литературы, которая усугубляется своеобразной демографической характеристикой края, высоким уровнем миграции и т.д. Свою лепту в популяризации исторических знаний о Якутии и ее народах. Ассоциация видит в подготовке и издании, на базе уже накопленных знаний. научно-популярных серий, проспектов, буклетов, исторических рассказов о прошлом и настоящем Якутской республики. Следующий круг проблем, в разрешении которых АиЯ будет принимать непосредственное участие, связан с так называемыми "белыми пятнами" в истории Якутии. Ассоциация историков Якутии должна стать местом свободного обмена мнениям по новым и старым проблемам, местом, где аккумулируются коллективные знания, вычленяются, обозначаются новые направления исторических изысканий. На последнем совещании членов АиЯ проблем было названо достаточно. Происхождение якутского народа, исторические судьбы народов Якутии, особенно Октябрьской революции, установление Советской власти и Гражданской войны в Якутии, значениях издержки индустриализации, коллективизации и культурной революции, правда о репрессиях, правда о т.н. "заговорах" и "выступлениях", правда о судьбе первых поколений якутской интеллигенции, подоплека партийных постановлении 1928-ro, 1942-гo, 1952-гo, 1962-го, 1964-го, 1986-го и др. годов, конкретные предположения о публикации тех или иных научно-популярных изданий или же о переиздании редких книг по истории края...

Важно помнить одно - о правде истории. Деятельность АиЯ должна быть основана на прочной научной основе. Не должно быть дилетантства, упрощенного подхода к проблеме.

А.Жирков,
сопредседатель АиЯ, кандидат исторических наук, старший преподаватель ЯГУ.

Hosted by uCoz