На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Национальная память

Народы СССР стали восполнять этнический голод, деформировавший их естественное развитие.
...В настоящее время якутский народ испытывает сильную потребность в восстановлении национальной памяти

Наш Век называют эпохой этнического ренессанса. Бурное развитие урбанизации, технократической культуры, их нивелирующий аффект "спровоцировали" повсеместное возрождение национального самосознания. В СССР же, эти процессы стимулировались перестроечными потугами, ослаблением пресса всей махины советского государства. Пришло время освобождения.

Давно замечено, что каждый народ обладает всеми психологическими качествами и свойствами, присущими человеку. Не зря во всех определениях среди отличительных признаков нации отмечают и особенности ее психического склада. Правда, трудно найти серьезные исследования, раскрывающие что же именно стоит за этими таинственными словами. Годы репрессий смели этно-психологов и надолго поставили табу на такого рода исследования.

Наиболее острые карательные меры принимались по насаждению "манкуртизма" - беспамятства народов. Политика интернационализма, доведенная до абсурда идеей полного слияния наций, осознанно была направлена на разрушение психологических особенностей народов, их духовной сути. Согласно советской историографии историческая судьба многих народов начиналась лишь с победой Великой Октябрьской революции, при этом их судьба прослеживалась у современных летописцев всего лишь как история жизни ничего не знающих, невоспитанных, необразованных и т.д. меньших братьев, ведомых рукой старшего - великого русского народа. В целях нейтрализации носителей национальной памяти время от времени проводились "чистилища". Почему-то, советская земля рождала только националистов и была совершенно бесплодна для выращивания великодержавных шовинистов.

Теперь другие времена. Народы СССР стали лихорадочно восполнять этнический голод, деформировавший их естественное развитие.

Освобожденным стерхом взлетело и национальное самосознание якутов. Обнаружилось сразу все: и то, что официальное, навязанное им имя не соответствует самоназванию, и то, что история якутского народа выкроена по шаблону постановлений ЦК КПСС и скреплена белыми нитками запуганными историками, и то, что забыты имена лучших сыновей и дочерей народа, а некоторые города, районы, улицы и площади носят имя поработителей, прислужников репрессий, и то, что родная земля истерзана, переполнена "перекати-поле" хозяевами, и то, что начался процесс деградации народа, взгляд потускнел, не стало долгожителей, и пригожие девушки стали предпочитать молодцев других кровей.

Труден процесс восстановления якутского самосознания. Тяжело осознать весь путь, пройденный под звон коммунистических лозунгов, коленопреклонства перед неродной культурой, алкогольное спаивание северян, не знавших в своей древней истории дурманящих напитков.

Пробуждающееся национальное самосознание нуждается прежде всего в реконструкции национальной памяти народа.

Национальную память можно определить как способность этнических общностей и каждого представителя этноса сохранять и воспроизводить информацию о межнациональных взаимодействиях с другими этносами и об этнической истории своего народа.

По содержанию и характеру национальная память отличается от социальной и исторической памяти в первую очередь тем, что она сильнее затрагивает эмоционально-волевую структуру личности и восходит к психофизиологической организации представителя этноса, как носителя определенных антропологических, психодинамических черт, свойственных данной этнической общности. Социальная память представляет собой систему хранения, переработки и передачи социально значимой информации, необходимой для функционирования общества. Содержанием социальной памяти является коллективный опыт, который фиксируется в средствах "социального наследования", включающих знаковые системы, орудия труда, социальные отношения и нормы, материальные и духовные ценности. Информация социальной памяти классифицируется под углом идеологических и социально-политических позиций и воспроизводится под контролем социально- классового подхода к оценке прошлого опыта.

Каждый вид памяти - исторической, социальной и национальной - имеет свой подход к анализу и синтезу информации, исходящей из реалий общественных, национальных и личностных отношений. Непроизвольное или преднамеренное жонглирование информационным содержанием и ценностной значимостью информации в трех видах памяти может привести к дестабилизации личности или этнической общности.

Суть механизма памяти заключается в ее избирательности в накоплении и воспроизведении информации. Направленность избирательного отношения определяется эмоционально-ценностной структурой национального самосознания. В истории каждого народа и его взaимoдейcтвии с другими имеются много противоречивых и разноплановых отношений и событий. Из них для сохранения и активного использования предстоит отобрать то, что будет служить прогрессу данного народа и взаимодействующих с ним общностей. Именно такой позитивный подход позволит сформировать банк информации исторической, социальной и национальной памяти, как основу и условие существования индивидуальной памяти представителя определенной этнической общности. Ведь память связывает элементы жизненного опыта человека в единое целое, является одной из важнейших и необходимых предпосылок формирования его личности, и утеря или искажение информации хоть одного из видов памяти приводит к неполноценной социализации члена общества.

Память по своей природе несет и созидающую и разрушающую функцию, так как в основе ее информации лежат прогрессивная и консервативная формы национальной культуры в их противоречивом единстве. Притом оценка прогрессивности и консервативности осуществляется в конкретном историческом контексте и может быть лишена реальной объективной перспективы потому, что нарушается принцип целостности памяти. Сказанное приобретает особую остроту в специфических проявлениях соотношения эмоционально-образной и логических форм национальной памяти. Если логическая форма национальной памяти развивается целенаправленными усилиями общественных институтов, и информация поступает в некоторой степени регулируемая интересами определенных слоев общества и закономерностями целенаправленных -процессов мышления, то эмоционально-образная форма национальной памяти существует на переработке и хранении информации, поступающей от непосредственного общения людей по каналам индивидуального чувственного восприятия и строится на непосредственной оценке информации на основе ранее сформированных этнических. стереотипов. Эмоционально-окрашенная и субъективная информация во многом не поддается контролю логического мышления и остается в области бессознательного. Личный опыт межнационального взаимодействия создает базис эмоционально-образной формы национальной памяти, который, в свою очередь, подкрепляемый информацией об этнической истории данного народа формирует индивидуальное национальное самосознание. И эта эмоциональная личностная "прошитость" всей структуры национального самосознания определяет характер межнациональных взаимодействий.

Социологические исследования, проведенные нами в 1989 г. показали, что 40,6% опрошенных якутов часто сталкиваются с неуважением к их национальной культуре. Неуважительные высказывания о людях своей национальности, традициях, обычаях, языка своего народа приходилось слышать от людей других национальностей 75% опрошенным якутам и 58,6% русским. Для сравнения можно привести данные, полученные НИЦВКШ при ЦК ВЛКСМ в Москве, Бресте, Гopьком, Чернигове, Смоленске и в Хабаровском крае, где аналогично ответили 58,4% опрошенных.

Именно потому национальная терпимость и сохранение национального достоинства требуют от представителя немногочисленного этноса или ранее угнетенной нации значительных волевых усилий в напряженных ситуациях межнационального взаимодействия. При определенных социальных ситуациях, активизирующих, а иногда и обостряющих национальное самосознание, этническая общность может реагировать двояко: позитивная тенденция - усиливается значение исторической и национальной памяти в целях сохранения национальной самобытности, наблюдается процесс обособления и усиления национального достоинства, интерес к национальным истокам, традициям, наследию с целью сохранения и развития целостности этноса; деструктивная тенденция - снижается уровень этнической престижности в национальном самосознании, наблюдается национальный нигилизм, пренебрежение культурой и историей своего народа, чувство неполноценности собственной этнической общности.

Объем национальной памяти неравнозначен у отдельных людей и этнических общностей в зависимости от степени актуализации знаний, информации об этнической истории, от широты общекультурных знаний, развитости чувства национального достоинства, от характера межнациональных отношений с другими соседствующими и родственными этносами. Особенностью национальной памяти является ее способность на эмоционально-личностном уровне закреплять информацию о давно минувших и современных моментах истории межнациональных взаимодействий и этнического развития своего народа в единое актуализированное сознание, мироощущение и самобытное восприятие окружающего.

Отчетливо эта особенность может проявиться в поведении представителей немногочисленных ранее угнетенных этнических общностей в общении и с ныне взаимодействующим этносом.

Вместе с тем, историческая истина о межэтнических взаимодействиях способна вызвать к действию резервы народа и оказывать созидающее, мобилизирующее воздействие на потомков. В этом плане "щадящая" теория о присоединении Якутии к России, по всей вероятности, далека от исторической истины и не способствует как всякая неправда укреплению дружественных отношений ныне живущих потомков. Обслуживание этого официально закрепленного постулата различными идеологемами и музейными комплексами опирается на психологический феномен "наученного страха" и на пассивную память народа.

Энергетическим источником, стимулирующим процесс отбора и сохранения и воспроизведения информации активной национальной памяти, служат национальные интересы. Если национальные интересы достаточно удовлетворены и способствуют позитивному развитию межнациональных отношений, то память избирательно воспринимает и воспроизводит соответствующую информацию, эмоционально окрашенную доброжелательными чувствами к общающимся.

Неудовлетворенность же национальных интересов, их подавление, а тем более планомерное ущемление вызывает из глубин национальной памяти информацию, усугубляющую создавшееся напряжение во взаимоотношениях наций.

В этом плане публикации материалов из этнической истории народа, его взаимоотношения с окружающими этносами могут быть оценены как социальный заказ определенных общественных сил. Так, статья В. Мунтяна в "Социалистической Якутии" и вызванная им реакция якутских читателей действуют как противоборствующие силы в борьбе за приоритетное влияние на формирование национальной памяти современных якутов. Другой тенденцией можно обозначить регулярное воспроизведение забытых или запрещенных произведений деятелей из числа национальной интеллигенции по вопросам развития якутского народа.

Осознание достоинства своего народа чаще всего осуществляется путем консолидации вокруг имени легендарных ярких представителей этого народа. Именно поэтому так яростно развивается вандализм вокруг памятников и переоценка значимости для судеб народов роли исторических личностей.

Судьба якутского народа складывалась также под влиянием деяний его лидеров. Но их деятельность все время сводилась к официальной негативной оценке. Дореволюционные выдающиеся личности все как один были поработителями своих сородичей, или продавшимися иностранным силам или предавшими интересы трудящихся и своего народа. Лидеры советского периода выделились лишь в области социалистического труда и никакого вклада в политическое и национальное самоопределение якутского народа не внесли. Некоторые партийно-советские работники высшего эшелона после смерти были низведены до образа взяткодателей и послушных исполнителей власть придержащих. Таким образом, ничего другого не оставалось, как следовать за яркими представителями других народов. Но национальная память народа хранила сокровенные имена и, как только представилась возможность открытой реабилитации, общественная мысль потребовала признать эти имена. Появились первые известия, обрадовавшие всех, в ком живо чувство национального достоинства.

В преддверии 1991 года в с. Майя Мегино-Кангаласского района состоялась научно-практическая конференция, посвященная 120-летию со дня смерти национального, легендарного и народного героя Василия Манчаары. Образ народного освободителя В. Манчаары, долго и бережно хранившийся в национальной памяти якутов, наконец-то получил воплощение в делах и планах якутян. Конференция приняла рекомендации об увековечивании его памяти.

Достигнута еще одна реализация вопроса, более двух лет волновавшего якутов: Указом председателя Верховного Совета РСФСР Б. Н.Ельцина от 21 декабря 1990 г. присвоено имя советского государственного и партийного деятеля М.Аммосова Якутскому государственному университету. Здесь уместно отметить, что сохранению образа М.К.Аммосова во многом помог казахстанский писатель татарин по национальности А.Г.Хамидуллин и соратники М.Аммосова в Киргизии, Казахстане. Интеллигенция братских тюркских народов бережно сохранила материалы о деятельности М.Аммосова в республиках и передала их якутскому народу.

Ждут правильной исторической оценки с точки зрения вклада в развитие родного народа и деятельность А.Кулаковского и других интеллигентов, творивших и. действовавших в период поворота к социалистическому строю. Новому осмыслению подлежат и якутские общественно-политические организации, разгромленные как в царское, так и в советское время. Как дань уважения к надеждам и чаяниям поколений свободолюбивых якутов создан и действует союз "Саха омук", унаследовавший имя с 20-х годов XX века. На страницах республиканской прессы регулярно стали печататься статьи, анализирующие деятельность общественно-политических организаций якутов и их лидеров. Опубликована книга И. Николаева и И.Ушницкого "Центральное дело. Хроника сталинских репрессий в Якутии", где впервые на основе архивных материалов раскрывается истина о политической деятельности представителей якутской интеллигенции, уничтоженных с ярлыком националистов и изменников. Таким образом, национальная память якутов пополнилась новой объективной информацией, столь необходимой для укрепления национального самосознания.

Одним из важных направлений по воссозданию национальной памяти является присвоение имен национальных героев предприятиям, поселениям, различным объединениям людей.

Усиливается настойчивость якутян по восстановлению исконных названий улиц, населенных пунктов, районов. При Якутском республиканском отделении советского фонда культуры действует общественная комиссия по ономастике. Возвращено историческое название Таттинскому району. Неправомерно преобладание в названиях улиц столицы республики и других поселениях узкого набора имен деятелей советского, революционного периода, а также имен, истинное лицо которых не заслуживает увековечивания в национальной памяти народа.

Присвоение имени несет огромное эмоционально-смысловое значение в формировании народной памяти и может созидать или разрушать ее основы. Поэтому процесс возрождения национального самосознания сопровождается столь пристальным вниманием к проблемам ономастики и позитивное разрешение может служить мощным стимулом для выпрямления национального достоинства якутов, осознания самоценности духовной культуры родного народа, почитания памяти предков и предыдущих поколений.

В этом плане одним из источников формирования национальной памяти якутов становится городское общество "Мемориал", созданное в 1989 году в Якутске, объединяющее более 70 человек. Основными конкретными задачами общества являются выявление репрессированных лиц живущих ныне в республике и помощь им, составление Книги памяти и организация музея. Вся эта работа направлена на стирание белых пятен истории, соответственно и на расширение, углубление информации по политическому развитию якутского народа. Социологический опрос читателей республиканских газет "Социалистическая Якутия" и "Кыым" в 1989 году показал высокую заинтересованность якутов в увековечивании памяти выдающихся личностей, возвращении исконных названий различным территориям, в создании национальных музеев, памятных и заповедных мест. Всего внесено более 100 предложений.

Таким образом, можно предположить, что в настоящее время якутский народ испытывает сильную потребность в восстановлении национальной памяти, в объективной реконструкции своей истории, реставрации утраченных ценностей. Озабочен поиском путей самобытного этнического развития в многонациональной среде обитания.

Ульяна Винокурова

Hosted by uCoz