На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Становятся
ПРАКТИКОЙ

Доктор экономических наук Евгений Ясин комментирует законы, введенные в действие с 1 января 1991 года.

Закон СССР "О предприятиях в СССР". Прежде всего надо отметить, что данный закон не отменяет принятого ранее (в 1987 г.) Закона о государственном предприятии, так как он относится к предприятиям всех форм собственности, и некоторые положения, затрагивающие только государственные предприятия, с их спецификой, в него не вошли.

Главное, что почувствуют все коллективы предприятий, - изменение порядка распределения чистого дохода. Раньше он делился между фондами экономического стимулирования по нормативам. Теперь их не будет: все предприятия вправе использовать доход и прибыль по своему усмотрению, но - после уплаты налогов. Такова общепринятая в мире практика, согласно которой предприятия вводятся в нормальную экономическую среду и подвергаются воздействию рынка. Это -действительная реализация принципа самофинансирования, начало реального коммерческого расчета.

Второе - изменяется положение руководителя предприятия. Коллектив имеет право голоса при определении общих направлений хозяйственной деятельности, но в текущей, оперативной нужны - и это доказано опытом - жесткая дисциплина, единая воля. Это и закреплено в Законе, отменившем выборность руководителей.

Третье. В Законе более ясно сформулирована процедура регистрации предприятий (заявительская, а не разрешительная). Правда, пока это не относится к кооперативам, для которых сохраняется соответствующее положение, установленное Законом о кооперации. Детально сформулированы положения о банкротстве, о порядке возмещения задолженности и имущественной ответственности предприятий. Впервые в нашем законодательстве претензии кредиторов могут быть обращены на основные фонды, любое имущество.

Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций". Раньше действовали нормативы (причем, зачастую индивидуальные) отчислений денежных средств предприятий в госбюджет и вышестоящим министерствам - теперь ничего этого нет. Есть налоги, правила взимания которых едины. Предприятие может принимать любые формы хозрасчета, но по союзному закону прибыль его облагается налогами по общей ставке 45%, из которых 22 - в общесоюзный и 23 в республиканский бюджеты. Здесь следует оговориться, что ряд союзных республик в настоящее время, в процессе так называемой "войны законов", оспаривают эти цифры и вводят свои. По-видимому только заключение нового Союзного договора или, по меньшей мере, экономического соглашения между всеми республиками позволяет снять это противоречие.

Кроме того, предприятия уплачивают 26% к фонду заработной платы в виде отчислений на социальное страхование. Эта норма действует пока только на 1991 год. За счет этих отчислений формируется Пенсионный фонд.

Закон ставит весьма жесткие финансовые ограничения на деятельность предприятий. При действующей системе цен финансовое положение не всегда зависит от качества работы самих коллективов. Подсчеты показали, что при реализации Закона примерно третья часть предприятий выиграет, треть - проиграет, у остальных положение останется неизменным. Тут надо учесть, что отмена отчислений министерствам лишает последние средств для внутриотраслевого перераспределения и маневрирования.

Некоторое - хотя и не окончательное - решение этой проблемы дает введение с 1 января 1991 года новых оптовых цен. В соответствии с Указом Президента СССР примерно 40% объема продукции будет охвачено договорными ценами, остальные - фиксированными на основе прейскурантов ранее доведенных до предприятий.

В связи с принятием этого Закона изменяются методы регулирования расходов на оплату труда: в учитываемые издержки производства включаются не все эти расходы (по факту) а некоторая нормируемая величина. Дело в том, что расходы по оплате труда не облагаются налогом и это поощряет предприятия "проедать" свои денежные ресурсы. В нормируемую величину не включаются, например, годовые вознаграждения работающим, пособия уходящим на пенсию ветеранам и некоторые другие. По-видимому, конкретная реализация всех этих положений еще потребует уточнений. В частности, в них нуждается принятый порядок расчета, - но это особая тема. Регулируется также распределение прибыли на расчеты с работниками и на развитие предприятия.

Закон "Об основах экономических отношений Союза ССР, союзных и автономных республик", принятый в апреле 1990 года, тоже вводится в действие с 1 января 1991 года. Однако многие его положения до сих пор оспариваются некоторыми союзными республиками. Оспаривается и ряд конкретных связанных с ним решений: о банках, по валютным вопросам и другие. Думается, все проблемы должны быть окончательно решены межреспубликанским экономическим соглашением, предложения о подготовке которого прозвучали на IV Съезде народных депутатов СССР. С 1 января 1991 года постановления Совета Министров СССР, нормативные акты государственных комитетов, министерств и ведомств СССР, не соответствующие положениям названного закона, "для применения недействительны".

* * *

Кроме того, с 1 января 1991 года: - вводится в действие постановление Совета Министров СССР "О переходе на новую систему оптовых цен и тарифов". Им утвержден перечень сырья, материалов и другой промышленной продукции (работ, услуг), реализуемых по фиксированным оптовым ценам и тарифам (перечень опубликован в приложении к "ДМ" - газете "Рынок"), а также предельные уровни рентабельности на реализуемую по договорным ценам продукцию (см. там же). Реализация продукции производственно-технического назначения по ценам ниже фиксированных может производиться всеми предприятиями и организациями самостоятельно или по договоренности сторон. В случаях превышения предельного уровня рентабельности (при реализации по договорным ценам) прибыль, полученная сверх этого уровня, зачисляется в равных долях в союзный и республиканский бюджеты;

- Госкомстатом СССР организуется систематическое статистическое наблюдение за динамикой цен и тарифов в стране;

- в строительстве вводятся новые индексы изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ, машин и оборудования, а также территориальные коэффициенты, применяемые при сметных расчетах (и перерасчетах ранее определенных смет);

- предприятиям-потребителям продукции жизненно важных производств, не восстановленных вопреки Указу Президента СССР от 27 сентября в установленный срок ущерб с 1 января будет возмещаться по решению органов Госарбитража из средств предприятий, министерств и ведомств, а также бюджетов местных органов, принявших решение о закрытии производства;

- вводятся единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР. Установлено, что они обязательны для применения всеми действующими на основе хозрасчета предприятиями, объединениями и организациями независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. И что важно, производятся в течение нормативного срока службы или срока, за который балансовая стоимость этих фондов полностью переносится на издержки производства и обращения. По машинам, оборудованию и транспортным средствам, которые на 1 января 1991 года эксплуатируются сверх ранее действовавших нормативных сроков службы, отчисления прекращаются;

- все предприятия, объединения и организации, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, включают расходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство продукции (работ, услуг). При необходимости (для равномерности включения затрат на ремонт в себестоимость продукции) можно создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислением в него средств по собственным нормативам, утверждаемым на пятилетие;

- все предприятия и организации, являющиеся по советскому законодательству юридическими лицами, приобретают право продавать и покупать иностранную валюту в обмен на советские рубли по рыночному курсу, складывающемуся на основе соотношения текущего спроса и предложения при совершении на территории СССР валютных сделок в форме межбанковских операций, операций на валютных биржах, аукционах и других формах, допускаемых действующим законодательством. С 1 января должны начаться операции на Общесоюзной валютной бирже;

- на предприятия, организации и учреждения возлагается выплата вознаграждения за используемые ими изобретения, охраняемые авторскими свидетельствами (за счет прибыли, остающейся у них после уплаты налогов и других платежей в бюджете). Этот порядок применяется независимо от того, на скольких предприятиях, в организациях, учреждениях используются изобретения и где образуется экономический или иной положительный эффект от их использования;

- для предприятий оборонной промышленности, проводящих конверсию, меняется порядок определения нормируемой величины расходов на оплату труда, а также при расчета не облагаемого размера средств, направляемых на потребление, учитывается снижение по причине конверсии объемов продукции (работ, услуг);

- вводится налог с продаж в размере 5 % от реализации продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления, выполненных работ и услуг. Сумма налога зачисляются в бюджеты республик (70 %) и в союзный бюджет (30%). От налога с продаж освобождаются некоторые социально значимые товары и услуги: изделия для детей, медикаменты, учебное оборудование, детские книги и некоторые другие.

Hosted by uCoz