На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Вопреки утверждению здешних охранителей, что якутская масса вовсе не стремится к просвещению, стремление к нему якутов настолько сильно, что инспектор народных училищ осаждается ходатайствами об открытии школ в улусах, и все имеющиеся в области школы переполняются учащимися; в реальном же училище сверхкомплектные кандидаты ныне тянут жребий, кому из них попасть в училище.

Ныне духовное ведомство сократило во второклассной учительской школе пять стипендий за недостатком средств и таким образом, шестерым инородческим мальчикам, детям бедняков, прекрасно выдержавшим вступительный экзамен, не придется поступить в школу: один из этих мальчиков пришел пешком более, чем за 200 верст, чтобы поступить в школу, и теперь ему грозит перспектива пешком же возвращаться обратно в свой наслег.

Можно ли считать нормальным такое явление? Неужели в здешнем обществе нет сознания, что вся будущность якутского народа зависит от поднятия в его среде образования и умственного развития?

Шесть способных, стремящихся к учению подростков, не могут удовлетворить этой своей законнейшей потребности! Здесь должно прийти на помощь общество, должна проявиться частная инициатива со стороны всех тех, кому дорого будущее якутского народа, - народа способного и достойного стать культурным!

Необходимость способствовать просвещению здешнего края создана, по крайней мере, инородческим населением; более двух лет тому назад была попытка образовать "Общество распространения просвещения среди якутов", но местная администрация не только не разрешила учредить это общество, но даже высказалась по инстанциям (в том числе и инспектор народных училищ г. Огородников), что считает такое общество вредным. С весны этого года были попытки открыть это общество, и под прежним названием, и под именем "Сырдык", по администрация каждый раз, под разными предлогами, отказывала в регистрации его.

Со стороны администрации есть попытка открыть "Общество попечения о народном образовании" и даже уже утвержден уставшего, но вряд ли этому обществу предстоит серьезное будущее; скептическое отношение ко всем начинаниям администрации, как результат всей прошлой жизни края, поддерживается еще и тем, что в Общество это, несомненно, войдут люди из разных практических соображений, не будучи кровно заинтересованы в благе и счастье здешнего населения, а затем и отказами регистрировать частное просветительное общество: раздаются среди местного населения голоса: "если бы администрация о нас заботилась, то не задушено было бы такое общество, как "Сырдык", и эта логика не может быть поколеблена никакими начинаниями администрации, если бы последние даже вытекали бы из самых благородных импульсов.

Что же делать в таком случае? Неужели нет выхода?

Бюрократия, конечно, будет отказывать в регистрации частных просветительных обществ, будучи в принципе против частной инициативы, несогласующейся с видами и интересами; но она никогда не возбранит и не может возбранить частным лицам оказывать материальную помощь стремящимся к образованию детям и молодым людям. Если нельзя пока у нас проявить частную инициативу в более широких размерах 1 то и ныне гражданский долг всякого честного и сознательного человека должен повелевать ему идти на помощь стремящимся к образованию, хотя бы материальною поддержкою. На этих честных и сознательных людях несомненно лежит нравственная обязанность помочь и этим шестерым мальчикам поступить в школу и продолжать свое образование; для облегчения этой же задачи, я полагал бы, что и редакция "Якутского края" могла бы объявить у себя прием пожертвований для них.

М. Caбунаев

Hosted by uCoz