Минувшее

На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

...Мы постараемся... идти тою дорогою, которою идет наш век...”

(газета “Амур” о жизни Якутской области)

Середина прошлого века. Якутск по известному, хрестоматийному описанию город провинциальный и тихий. Располагаем ли мы другими свидетельствами того Якутска? Должны же были сибирские газеты, которых немало издавалось, начиная с 60-ых годов прошлого века, освещать жизнь форпоста России на Северо-востоке, каковым была Якутская область и ее столица в те времена. А в самом Якутске всегда выписывали центральные российские и сибирские газеты. Адресатами были не только чиновники областного управления. Так, в далеком 1829 году члены Якутской Степной Думы читали петербургские газеты. Свидетельство об этом нашла исследовательница истории Степной Думы З.И. Петухова. Как видно из документов, хранящихся в Национальном архиве Республики Саха, Дума выписывала “Московские ведомости”.1

Летом этого года, работая в Национальном архиве Республики Бурятия, я полистал подшивки старых газет. И в известной как одна из первых частных газет Сибири — газете “Амур”, я нашел интереснейшие факты, о части которых пойдет речь ниже. В сохранившихся номерах “Амура” за 1862 год жизнь Якутска освещалась более чем активно. Так, опубликовано 4 информации и одна большая статья, рассказ неизвестного автора “Чая” с пометкой “якутская сказка”. “Чая” публикуется в 6-м номере “Полярной звезды” за этот год. Встречаются коротенькие сообщения о различных сторонах жизни Якутской области и в регулярно публиковавшихся в газете стат. данных под заголовком "Хроника происш. в В.С. с ноября 1860 по ноябрь 1861 г.”. Так, мы узнаем, что за этот период в Якутской области произошло 16 пожаров и понесено убытков на сумму 2304 рубля 71 коп.2 Сообщается также о гибели людей при пожарах. Тогда, в 1862 году за пуд соли давали 8 копеек при Кемпендяйских источниках, а в магазинах и стойках области — 70 коп.3 Сообщается о весенних наводнениях на реке Лене, и что любопытно, “о разлитии воды в р. Колыма, в январе месяце в г. Среднеколымске”, как курьезном событии.4 В одном из сообщений, озаглавленном “Краткий перечень особых происш., бывших в В.С. с 1-го янв. по 15 марта 1862 г.” читаем следующее: “Як-й обл., Колымского округа, у якута Дмитрия Дьячкова родились два сына и одна дочь, ктр., равно как и мать, находятся в здоровом состоянии”.5

Нельзя не сказать несколько слов о самой газете “Амур”, собравшей под свои знамена лучшие литературные и общественные силы, своего рода уникальном издании, и по ширине охвата жизни Сибири, и по тематике, и поднимаемым в статьях проблемам. Для нас представляется особенно актуальной мысль, прозвучавшая в одном из первых номеров “Амура”, о том, что “общий закон зависимости одних явлений от других обнаруживается во всем в природе.Этот закон проявляется и в общественной жизни. В ней нет случайностей. Между всем прошедшим, настоящим и будущим существует неразрывная связь”.6 Наравне с сообщениями о крупнейших событиях, происходивших в центре России, на Западе и Востоке, описывалась и общественная и культурная жизнь сибирских городов.

“Заслуживает внимания и ряд корреспонденции из Красноярска, Якутска, Читы, Канска и других городов Восточной Сибири.... Корреспонденциям из разных мест Сибири редакция придавала большое значение. На страницах ее газеты не раз помещались обращения “ко всем желающим служить обществу своим умственным богатством и своими сведениями. К сожалению, — сетует редакция, — ожидания мало оправдались, вероятно, по непривычке многих к письменной передаче своих мыслей, что нередко в Сибири” (“Амур”, 1861, № 36, 38),” — пишет исследователь этой газеты Б. Кубалов.7

“Широкая расходящаяся волна общественного движения, совершающегося на Руси, донеслась и до Сибири; движение ее чувствуется на всех ступенях общественной лестницы. Все живое откликнулось на призыв к жизни.Заговорили голоса, до того хранившие молчание. Благодаря приобретению Амура интересы многих расшевелены, и Сибирь сильно заинтересовала собою Россию... Эпоха прозябания общественности Восточной Сибири проходит, и обнаруживаются зачатки стремления к сознательности. Этот факт в смысле общественном для нас столь же отраден, как для немого получение дара речи”. Автор эти:” строк, опубликованных в первом номере газеты “Амур” — один из основателей газеты, бывший ссыльный, руководитель петербургского революционного кружка Михаил Васильевич Петрашевский. Читая эти удивительные слова — свидетельства ушедшей эпохи, мысленно переносишься на сто с лишним лет назад, и понимаешь, что все это повторилось и в наши дни. И непременно задаешь себе вопрос: А сохранились ли какие-либо свидетельства о жизни в Якутске в то реформенное время? Да, сохранились. В статье “Общественная жизнь Якутска”, занявшей почти 4-ую часть газетной площади. Кто был таинственным “8”, автором этого любопытнейшего документа, проливающего свет на жизнь и нравы той эпохи в якутской провинции? Это предстоит еще уточнить. Статья написана весьма хорошим литературным языком, с точным и метким описанием нравов и быта того времени, с интересными рассуждениями и гордостью за свой край, что он ни в чем не уступает , другим областям. Встречается и некоторое высокомерное отношение к инородцам, употребляются слова уничижительные, типа “жидовских”, что характеризует в целом тогдашнюю общественно-политическую обстановку, взгляды бытовавшие среди чиновничества. Но автор очень объективен, замечая, что инородцы “легче на подъем” в деле благотворительности и т.д. В общем, дорогой читатель, Вашему вниманию мы представляем полные тексты всех заметок и статьи “Общественная жизнь в Якутске” без изменения стиля и орфографии первоисточника.

Олег СИДОРОВ

1. НА РС(Я). Ф. 180 (Як. Земский Суд). Оп. 1. Д. 576. Л. 39.

2. Амур, 14 февраля 1862 г.

3. Амур, 28 февраля 1862 г.

4. Там же.

5. Амур, 30 мая 1862г.

6. Все цитаты из номеров газеты “Амур” за 1860—61 года приводятся по статье Б. Г. Кубалова “Первенец частной сибирской печати газета “Амур” (1860—1862 гг.)”

7. Б.Г. Кубалов. Первенец частной сибирской печати газета “Амур” ( 1860 — 1862 гг.). Записки Иркутского областного краеведческого музея, вып. II. — Иркутск, Книжное изд-во, 1961, С. 55-87.


ЯКУТСК. Нам пишут из Якутска, что в городе приступлено к устройству каждодневных разговорных вечеров. Первый вечер был 19 декабря прошлого года. На нем присутствовало 43 посетителя. Вечер открылся прочтением статьи: общественная жизнь (статья эта прислана к нам и будет напечатана в одном из следующих номеров). Затем, г. Москвин прочитал свои биографические заметки о якутских воеводах со времени основания Иркутска до царствования Петра, В.А. Райский сообщил любопытные для историографа и статистика факты о первом железном заводе, бывшем в якутском воеводстве и о лицах, населявших Якутск в 1678 году. Для первого вечера — пищи, значит было не мало. Мы со своей стороны не можем не радоваться благородному зачину якутского общества... и убеждены, что многие из читателей наших, вместе с нами, пожелают доброго успеха возникшим вечерам, успеха, более несомненного и решительного, чем имели подобные же вечера, возникшие прошлой зимой в Иркутске. Уж не придется ли Иркутску, в скором времени, уступить пальму первенства другим губернским и областным городам Вос. Сиб. Предвидеть это — грустно, но что делать? Это горькая, но безспорная истина. Просим сообщившего нам сведения о первом якутском вечере, не отказать сообщать нам такие же сведения и о последующих вечерах.

“Амур”. 7 января 1862 г. № 2.


ИЗ ЯКУТСКА (от 17 января). В так называемые у нас святки обыкновенно довольно приятно убивается дорогое время на балах, домашних вечерах и маскарадах. Но шумное время проходит незаметно и скоро, оставляя скуку и какую-то пустоту в доме, чахотку в кармане, не редко горячку и ревматизм в маскировавшихся.

Но пусть себе, обратимся лучше к светлой стороне. Ведь говорить о хорошем более приятно, да и перо лучше как-то пишет утешительные известия.

9 января был у нас второй разговорный вечер; на нем было 27 посетителей. Г. Р. читал статью: Якутск за сто лет, в которой представил вниманию слушателей статистические данные 1796 года. Г.С. обещал поделиться выписками из своих дневных записок и на первый раз прочитал из них: заметки о метрических книгах, клировых ведомостях и исповедных росписях православной российской церкви.* Заметки эти как и надо было ожидать, не очень радушно приняты были духовенством по понятной для каждого причине. Свои грешки обыкновенно мы откладываем в заднюю суму и крайне не любим когда другие разбирают. Заем платежом красен, сказали некоторые, что очень приятно. Мы любим и кататься и саночки возить.

Между разговорами о разных предметах предложена была на рассуждение записка г. Жуковского об учреждении якутами Олекминского округа вспомогательной ссудной кассы в особенности для бедняков. Предмет этот оживил наш разговорный вечер; мнениями же и замечаниями присутствовавших об учреждаемой кассе я постараюсь воспользоваться при состав лении проекта о вспомогательной кассе в Якутске, давно уже начатаго.

11 января был пятый семейный вечер. Очень приятно, что в 1862 г. на семейных вечерах будет предпочитаться полезное приятному. В этот раз читана была статья: Дитя в первые годы жизни — из журнала учитель 1861 г. Три номера выслушали по-видимому внимательно и увлечением; но не обошлось и без замечаний со стороны обладающих важным органом слуха на счет пеленок, покромок еt соеt... Извините, по вашему не красно, а по нашему здорово.

16 января на разговорном вечере было 26 человек, в том числе 2 протоиерея, 4 священника, 3 дьякона и 2 учителя Духовной семинарии, — как видите наши пастыри идут с нами рука об руку, дружно и дай Бог. На этот раз прочитали: Г. Р. статью о распространении православия в якутской области, напечатанную в 1 кн. Записок Сибирского отдела 1856 г., с прибавлениями; Г.С. начало статьи: Историческое описание Якутского Спасского монастыря; о. Протоиерей Хитров также начало статьи: об основаниях учения, образе жизни и занятиях скопцов, перешедших на житье в Якутскую область из Туруханского края. Между разговорами, продолжавшимися до 12 часов, А.Н. Некрасов, занимающийся разбором архива, представил дело с планом воеводского дома, решающее вопрос о каменном доме, занимаемом казначейством в ограде Кафедрального собора, — вопрос о не принадлежности этого дома церкви.

Один из распорядителей”.

“Амур”. 11 февраля 1862 г. № 12.

*3аметки эти как возбуждающие довольно серьезный вопрос, будут напечатаны в одном из ближайших №№. — Ред.


ЯКУТСК, 15 Февраля. На разговорном вечере 23 января присутствовало 33 участника. Между разговорами о разных предметах и чтением журналов прочитано было: г-м Р. об анадырском остроге, рассмотренном в историческом и статистическом отношениях: г-м С. продолжение статьи об якутском спасском монастыре и о. протоиереем Хитровым окончание статьи о скопцах.

Февраля 6 ч. было на вечере 27 человек. После чтения журналов и разсуждения собственно о происхождении слова — Якут, прочитаны были: статья г. Павловскаго о тунгусах и якутах, помешенная в народном чтении 1860 г. и две скопческия песни. По замечаниям посетителей, хорошо знакомых с бытом помянутых инородцев, почтенный автор “Азии и Сибири” дает нам понятие о Тунгусах и Якутах, давно уже отживших свой век; настоящий же их быт от постояннаго столкновения с русскими переселенцами и промышленниками очень изменился;

они стали не много пообразованнее, т.е. плутовать и хитрить, в жизни изысканные и прихотливые. Нельзя также не порадоваться стремлению молодого нашего поколения к расширению круга познаний через посещение вечеров. Дай Бог, а мы долгом считаем заявить, что не зависимо от журналов собрания в настоящем году надеемся получать еще восемь лучших отечественных изданий и следовательно будет, чем заняться и с пользою развлечь себя в минуты свободныя от служебных занятий и обязанностей.

7 февраля был семейный вечер. По прочтении последних двух отделов из Тараса Бульбы — Гоголя продолжались танцы: само собою разумеется, что до начатия их дамы занимались рукоделием.

С некоторого времени стали увеселять наш Якутск и разными фокусами восточной магии. В холодную и скучную масляницу (с 11 по 18 февраля) некто Ляпунов под управлением Серебнникова, в доме пятидесятника Петра Бурякина ежедневно представляет: “балансирование, жонглирование, олимпииския забавы, английские ломки, акробатические упражнения, индийские игры, полеты Меркурия, пантомимы, пение. рассказы, декламирование, цыганские таборы, шайки разбойников, дивертисмены с ромом и молниею или при освещение бенгальского огня.” Цена за вход от 20—30—50 копеек. Что делать, ведь по пословице, на безрыбии — и рак рыба,

С...

В дополнение к этим сведением, считаем обязанностью сообщить, что в Якутске приступлено к учреждению общественной Библиотеки. Инициатива этаго благаго дела принадлежит г. Суханову. Библиотека учреждается, между прочим, посредством пожертвований. Они принимаются и деньгами и книгами. Лицам, которыя пожелают содействовать учреждению якутской библиотеки, впредь до получения из Якугска более подробных сведений, мы предлагаем свое посредство. Пожертвования могут быть присылаемы в редакцию.

Ред.

“Амур”. 11 марта 1862г. № 19.


ЯКУТСК, 14 Марта 1862 г. Последние дни масляницы были довольно теплы и потому мы провели их весело: танцевали, катались в экипажах, тройками, парами и одиночками, также на катушках, устроенных А.М.С. Кстати сколько ни приводилось видеть, масляниц везде почти, не исключая и селений празднуется шумно, бешекно, дико с каким-то отчаянием в нее как-то более резвишся, бражничаешь, не воздерживаешься:

между тем как назначение масляницы в нравственном отношении совсем противное: по немного, исподволь приготовить христианина к перенесению подвигов поста. От чего это любопытно-бы знать? Не язычество ли виною этому.

С наступлением великаго поста начали продолжаться обычным порядком наши семейные и разговорные вечера. На семейном вечере 4 марта между прочим наши любители музыки играли квартет, впрочем не знаю как, к сожалению по домашним обстоятельствам не привелось быть и слышать; говорят, что играли удачно, хвала и честь нашим игрокам — самоучкам! 20 и 27 февраля, 6 и 13 марта разговорные вечера были можно сказать богаты посетителями; присутствовало от 49 до 47 человек, занимались чтением журналов, газет и разговорами; на одном из них (27 февраля) прочитана была глава об Якутске Гончарова из фрегата — Паллада; на последнем (13 марта) заметки из дневника А.С. — 1 января 1860 г. (*) заметки эти, лежавшия в пыли и забвении слишком два года, как и надо было ожидать, послужили предметом довольно сериознаго разсуждения, а знающие дело довольно близко, особенно испытавшие многое на себе единогласно пожелали — им успеха. Пора говорили они, как бы в дополнении к мыслям автора заметок, пора обратить деятельное-внимание на распределение и объем предметов преподавания в наших заведениях, на сокращение времени учения в духовных училищах и семинариях, на учреждение в сих последних по окончании курса приготовительных классов; не говорю уж о затворничестве, оно единогласно было отвергнуто, как противное вообще цели воспитания и образования и в частности будущему назначению питомцев.

В деле воспитания, по нашему мнению, правда может быть слишком уже северному, не нужно натягивать лук слишком туго, иначе тетива от сильнаго напряжения может лопнуть и принести вместо ожидаемой пользы прямой убыток; впрочем безполезно и ослаблять ее совершенно: золотая средина и здесь уместна.

Будущим пастырям для большого успеха их проповеди необходимо знать человека, обычаи, общество и так называемый у нас свет. В противном случае проповеди пастыря будут сухи, безжизненны, вялы, несовременны.

По свойству алчной вообще природы человеческой, наше желание уже стало слишком велико. Чего еще мы пожелали духовным заведениям, как вы думаете, почтенный читатель? Начальников предпочтительно, из белаго духовенства, а не из монашествующего; но мало ли мы чего пожелаем, нельзя же все прихоти наши исполнять.

“Амур", 11 апреля 1862 г. № 27.

*3аметки эти будут напечатаны в нашей газете. — Ред.


ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ В ЯКУТСКЕ

Общественная жизнь маленького города, при своем однообразии и мелочах, часто обидных для чести ближнего, всегда почти имеет и свои светлые стороны.

В доказательство бросим хотя беглый взгляд на жизнь нашего Якутска в 1860 и 1861 годах. Умалчивая обо всем обыкновенном, скажем, что 60 мальчиков наших уездного и приходского училищь помещались в одном доме, в тесных и не удобных для преподавания комнатах. В октябре месяце минувшего года, благодаря усердию инородца Лепчикова, воспитанники приходского училища переведены в пожертвованный им особый, удобный дом, Обстоятельство это и отрадно и похвально.

Тот же октябрь месяц памятен Якутску по освещению и открытию первого у нас женского заведения — приюта для обучения девочек — грамоте и рукоделиям. Честь основания и открытия его принадлежит всем сословиям; члены всех сословий по мере сил своих жертвовали в пользу благого дела. кто чем мог. В особенности усердствовали на Приют наши инородцы, всегда в подобных случаях как-то, легче на подъем. Для родителей существование здесь Приюта, я полагаю, и приятно и полезно.

В 1860 г. на обширном пространстве нашего отечества для образования сословия ремесленников учреждались воскресные школы, частию усердием священников, частию сочувствием к благому делу образования других соотечественников, в том числе скромных поселян. По примеру других и мы схватились с особенным рвением за учреждение этих школ. Бесспорно, в нас шевелилась в этом случае добрая мысль — сочувствие к меньшей братии, Наше общество назначило из городских доходов 71 рубль 50 коп. на расходы по обзаведению книгами и преподаванию; помещение под школу было готово: для занятий с питомцами благословен был Архипастырем один из лучших воспитанников здешней духовной семинарии. Вероятно, нашлись бы также и другие преподаватели и опытнее и основательнее, — деятели не по наряду, а по усердию.

На чем же остановилось дело? Очень просто, у нас не было правильно организованных ремесленных заведений, не кого было учить. Наши дети без того каждый день ходили и ходя! в училища уездное и приходское.

На это скажут нам: взрослые ремесленники могли бы учиться. Совершенно справедливо; но заметим, что наши ремесленники не знают русского языка, они большею частию из туземцев. Много лет канет в вечность, пока мы, занимаясь полтора часа в неделю, научим их говорить по русски. К тому же способных к обучению ремесленников у нас очень мало. Благоразумие требовало оставить их пока в покое в надежде видеть детей не похожими на своих нравственно голых и грязных отцов.

Жизнь нашего брата — мелких чиновников проходит в постоянной борьбе с нуждою, недостатками, лишениями и долгами. Жалованья по службе получаемого с грехом по полам достает на покрытие необходимейших нужд домашней жизни, для черного же дня, в кубышку не приводится положить и копейки. При том жалованье получается однажды в месяц, вопиющие же нужды по домашности встречаются едва ли не каждый день. У нас же в Якутске нужно покупать почти всю годовую провизию только на летней ярмарке; в прочее время года в продаже все бывает гораздо дороже. Так или почти так бедные служаки вообще мотаются всю жизнь, состоя на службе.

При оставлении службы по обстоятельствам весьма разнообразным, при невыслуге узаконенных лет на пособие от казны, бедный чиновник ставится в крайне затруднительное положение, — поступает, как обыкновенно говорится, на подножный корм не редко с разстроснным на службе здоровьем и семейством, состоящим из малолетних детей. Как быть тут?

Наши чиновники Областного Правления разрешили этот вопрос похвально. Они учредили 20 октября 1860 года известную из 56 № Амура ссудную кассу, названную ими вспомогательною. Касса их при 34 участников по 10 июня 1861 г., т.е. в 7 1/2 месяцев приобрела вкладов 309 р., 79 1/2 к,, и процентов 71 руб. 88 коп. К 1 декабря в кассе считалось собственно ей принадлежащего капитала 50 руб. 13 коп. Ведь очень удачно! Почему бы не принять участия в этом деле и другим служащим в Якутске?

Деньги у нас туги, займы затруднительны и, можно сказать обременительны для занимающих. Но злодейка нужда заставляет под час и не хотя платить проценты, известные в практике под именем жидовских. Почему бы купечеству, мещанству, торгующему казачеству и инородцам не учредить здесь частного банка, по примеру многих русских городов?

Таким образом в минувшем году и мы жители Якутска, можно сказать, занимались вопросами об образовании юношества и об улучшении своей жизни. С удовольствием, я думаю, читали многие из нас две строки 464 ст. Амура 1861 г., об учреждении чиновниками Могилевского губернского правления вспомогательно ссудного банка, гораздо позже нашей ссудной кассы. Ведь отрадно!

В настоящем году возник вопрос об образовании юношества вне Якутска, — в стойбищах инородцев; его видим мы хотя и слабо изложенным в 55 № газеты В. Сибири 1861 года. Что же на деле вышло? Один богатый инородец Борохонского улуса Говоров желает открыть при управе школу для инородских мальчиков, принимая вместе с другими зажиточными догорами (товарищами) расходы по училищу. О.М.Масюковберетна себя труд бесплатного преподавания; открытие школы останавливается за разрешением Начальства. Начало положено. А по древнему изречению, кто хорошо начал, тот уже сделал половину дела. Дай Бог побольше рвения и усердия радетелям мысли народного прогресса!

В текущем году на страницах некоторых русских журналов, а в особенности газеты В.С. появилось довольно корреспонденции из Якутска с разными современными вопросами и местными сведениями.

В лете нынешнего года к нам привезена типография и, может быть, придет время, что и мы будем издавать свои местные ведомости. Тогда уж не укажут на нас пальцом и нескажут: “в Якутске невежество, умственный застой и равнодушие к усовершимости” — (апатия к прогрессу).

В половине 1861 года для общего удовольствия дано было два благородных спектакля членами нашего не большего общества. Весь доход (более 262 руб. 42 к.) поступил в благотворительный капитал, из которого 200 рублей слишком обращено было в пособие пострадавшим от наводнения с 1 по 15 мая настоящего года. Желательно что бы подобные спектакли повторялись у нас по чаше. Все же общественная жизнь будет от них несколько разнообразнее и живее.

С началом осени и утомительно-длинных ночей открылись у нас семейные вечера с целью проводить их в чтении журналов и разговоре о замечательных статьях, рукоделии, танцах и спектаклях. К сожалению в течении четырех бывших вечеров приятное предпочиталось полезному, от неудобности ли помещения, или от других каких либо причин, я не берусь определять.

Предметом их будут чтение замечательных произведений, в особенности русских писателей, разных статей преимущественно о Сибири и в частности об Якутской Области, как печатных, так и приготовляемых к печати, разговор о разных предметах, семейный, свободный т.е. без всякого принуждения и стеснения, с соблюдением разумеется правил благопристойности и приличия; одним словом желательно, что бы наше собрание походило на благоустроенное семейство и сложилось как можно потеснее.

Якутская Область, разбросанная па обширном пространстве, весьма богата материалами для современной литературы, особенно в историческом, статистическом и этнографическом отношениях. В частности любопытный наблюдатель найдет богатый источник в самих жителях области, в образе их жизни, правах, образованности и занятиях.

Много любопытного для истории спокойно лежит в нашем архиве, много интересного для современной статистики и этнографии помещается в наших шкафах и хранится большею частию без прямого назначения, в уме и голове очевидцев. Желательно, что бы разговорные вечера были, так сказать, складочным местом научных сведений об Якутской Области по мере сил и способностей каждого.

Может быть найдутся охотники даже смеяться над нашим предприятием, если не открыто, то у своего домашнего очага: но для одного разряда людей, по пословице, закона не писано; вольному воля, ходячему путь. Пусть говорят что угодно, а мы постараемся в этом случае идти тою дорогою, которою преимущественно идет наш девятнадцатый век и его ревностные последователи и этим оправдаем по мере сил своих ожидания того, кто “всею душею принадлежит нашему собранию”.

Слабая сама по себе пчела при дружном участии других в одно лето мастерски созидает соты, приготовляет вкусный мед и выводит подобных себе. Ничтожный по видимому муравей неутомимым старанием, постоянным трудом, с помощью подобных ему существ, из грязи, глины, мелких древесных сучьев и проч. в одно лето строит удобное для себя жилье, собирая часто для постройки такие материалы, которые при малосилии его по объему своему требует помощи товарищей, дружного и усиленного труда.

Наше собрание также своего рода муравейник и время покажет, из чего, как и с каким успехом мы станем строить его.

S.

“Амур”, 31 января 1862 г. №9 — С.4.

Hosted by uCoz