На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Василий ОХЛОПКОВ

Социологические воззрения А.Е.Кулаковского и современность

В предшествующий период имя А.Е.Кулаковского традиционно воспринималось в связи с его деятельностью в сфере создания якутской национальной письменной литературы и изучения фольклора. Объективное, научное изучение основ общественной деятельности А.Е.Кулаковского было положено Г.П.Башариным в 1944г., с момента опубликования знаменитой монографии “Три якутских реалиста-просветителя”. В этом труде Г.П.Башарин охарактеризовал общественно-политические взгляды А.Е.Кулаковского, наряду с тремя основателями якутской национальной письменной литературы, как просветительские.

В более поздний период были предприняты попытки показать А.Е.Кулаковского и как самобытного ученого, тщательно изучались его философские и экологические взгляды. В частности, один из ведущих философов республики А.Г.Новиков, в справочнике, посвященном мыслителям России XIX—XX столетий, опубликовал обширную статью, посвященную философским воззрениям А.Е.Кулаковского.1 В двух основных произведениях А.Е.Кулаковского — “Сон шамана” и “Якутской интеллигенции”, отражены социально-экономические взгляды мыслителя. Как известно, произведение А.Е.Кулаковского “Якутской интеллигенции” было подготовлено самим автором в виде доклада на первом Инородческом съезде 1912 года. Основным операционным термином доклада “Якутской интеллигенции” является многосоставный термин “культивизация” — сложный комплекс, включающий в себя мероприятия по комплексному развитию экономического благосостояния населения, в первую очередь, через просвещение, а также с помощью привлечения передовых агрономических технологий, повышение уровня мелкотоварного производства, интенсификации экономических отношений. Этот комплекс мероприятий планировался не только как способ выживания, но и полноценной жизни якутского народа при неблагоприятных внешних факторах начала XX века. Для выхода из экономического кризиса, сложившегося из-за снижения стоимости продукции традиционного хозяйства якутского народа, Кулаковский предлагал принять все достижения передовой по тем временам европейской цивилизации: введение земледелия, повышение мелкотоварного перерабатывающего производства, интенсификацию экономических отношений путем введения рыночной экономики в отсталый, патриархальный быт народов дореволюционной Якутской области. В своих теоретических построениях в изучаемый период Кулаковский не был одинок, потому что проблемы регионов Российской империи начала XX в. были общими, что обусловлено всем ходом социально-экономического и политического развития страны.

Идеи перехода на более прогрессивные технологии хозяйствования или повышения уровня существовавших методик были популярны в начале XX века в среде передовых представителей интеллигенции большинства “неевропейских” народов. Корейская интеллигенция страстно желала перейти к стадии индустриального государства, вкупе с приобретением национальной государственности. Турция указанного периода также переходила к европейскому образованию. После длительного ожидания сбылась заветная мечта интеллигенции Кавказа — в 1918 г. был открыт Горский агрономический институт. Казахские интеллигенты в условиях массового переселения крестьян из центральной части России стремились обрабатывать землю, исходя из нормы в 15 десятин, объема земли, выделяемой российской администрацией переселенцам. Характерно акцентированное внимание деятелей сибирского областничества на роль в дальнейшем развитии края открытия демократического, всесословного Сибирского университета.

Просветительские тенденции занимали значительное место в деятельности большинства лидеров национальных интеллигенции. По их мнению, для полноценного проживания в современном обществе, человек должен был повысить свой образовательный уровень. На наш взгляд, все планируемые А.Е.Кулаковским мероприятия имеют ярко выраженную направленность, исходящую из его просветительской позиции: повышение экономического благосостояния через привнесение агрономических знаний (с помощью интеллигенции) для перехода на более высокий уровень технологии хозяйствования — (ив земледелии, и в скотоводстве).

Сходных позиций придерживались и представители интеллигенции других зарубежных стран. Для большинства из них формирование национальной письменной литературы рассматривалось как свидетельство полноценности народа. “Только тот народ, который говорит на своем родном языке и имеет собственную письменную литературу — имеет право на существование”. Подобные тенденции в сфере литературы характерны и для интеллигенции народа саха — В.В.Никифоров, к примеру, написал драму “Манчаары Туекун” для подъема самосознания якутского народа. Следует отметить, кстати, что реализация Концепции обновления и развития национальных школ является тем мероприятием, которое является подлинно общенародным, встретившим понимание и поддержку не только в кругах ее создателей, научных деятелей, педагогических кадров, но и всего населения республики.

Предпосылки подобного общенародного единения по решению глобальных проблем республики имеют давние традиции и являются типичной чертой якутской интеллигенции. Корни этого явления уходят в период рубежа XIX—XX вв. Первые якутские интеллигенты понимали решающую роль образования в развитии народа. Передовые представители якутской интеллигенции во все времена придерживались просветительских взглядов. Имя В.В.Никифорова было известно современникам не только в связи с его общественно-политической деятельностью, но и с тем вкладом, который он внес в дело развития образования в дореволюционной Якутской области. Учреждение им именных стипендий для якутской молодежи, которая обучалась в средне-специальных и высших учебных заведениях в Якутске и центральной части России, пропаганда агрономических знаний оказали неоценимую услугу для подъема социально-экономического уровня народа саха.2

Еще одним фактом развития просветительских тенденций является попытка распространения агрономических знаний интеллигенцией якутского народа: в 1899 г. было основано Якутское сельскохозяйственное общество, на общественных началах распространявшее среди якутского народа основы агрономических знаний.3 Формирование и дальнейшее развитие Общества не было коммерческой инициативой, оно носило чисто просветительский характер.

Возвращаясь к знаменитому докладу А.Е.Кулаковского “Якутской интеллигенции”, стоит напомнить, что он готовился в тех условиях, когда в Якутскую область ожидался массовый приток переселенцев из центральной части России, Согласно социологическим воззрениям А.Е.Кулаковского, подтвержденным судьбой аборигенов Америки, Австралии, Новой Зеландии, “малые” народы с отсталой технологией хозяйствования неизбежно вымирают при совместном проживании на одной территории с “большими”, развитыми народами.4 Вместе с тем, А.Е.Кулаковский приводит варианты ускоренного развития технологически отсталых народов — Япония, Китай начала XX века.5

Картина грамотности якутского народа в начале нашего столетия была самая безрадостная — по данным известного ученого П.П.Петрова, общий образовательный уровень якутского народа был крайне низок и составлял 4%.6

В сфере образования А.Е.Кулаковский предлагал развивать в первую очередь технические специальности — основать ремесленное училище, доступное для представителей местного населения, что положительно повлияло бы на становление местного мелкотоварного перерабатывающего производства. Подобные идеи были характерны для большинства интелллигенции указанного периода и остаются актуальными и на современном этапе. В частности, идея об открытии ремесленного училища получила непосредственное развитие в виде профессионально-технических училищ.

Алексей Елисеевич Кулаковский рассматривал структуру дореволюционного российского общества в целом, а якутского в частности, исходя из своей просветительской концепции. Основными частями общества он называл “грамотных” и “неграмотных”. К грамотным в России он относил духовенство, чиновничество и интеллигенцию, в Якутии — тойонат и интеллигенцию. К неграмотным: в России — армию, крестьян и рабочих. “Грамотные” по Кулаковскому — это проводники его реформ по комплексному повышению экономического уровня якутского народа, а также уровня технологии хозяйствования (“культивизация”). Точка зрения А.Е.Кулаковского, представляющего армию одной из наиболее консервативных частей общества, является актуальной и на современном этапе развития России — большинство государственных институтов в той или иной форме подверглись изменениям, реформировались, а проведение военной реформы по тем или иным причинам задерживается: провал экономических реформ, стагнация, а затем падение уровня отечественной промышленности, появление очагов напряженности, боевых действий на территории России и т.д. В ходе буржуазных реформ второй половины XIX века последней подверглась реформированию армия — после проведения Крестьянской, административно-полицейской реформ, построения обширной сети железных дорог...

Успехи образовательной политики Республики Саха отмечены и российскими исследователями, в частности, авторами Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижевой, А.А.Сусоколовым, которые указывают на повышение образовательного уровня жителей Республики Саха в последнее десятилетие (1988—1998 гг.). Эти авторы, являющиеся специалистами по этносо-циологии, указывают на высокий уровень интеллигенции в народе саха, особенно научной и занятой в сфере образования.7 Что касается сельского хозяйства, то в республике имеется уже специализированное высшее учебное заведение — Якутская государственная сельскохозяйственная академия.

На основании вышеизложенного, мы делаем следующие выводы:

1. Период конца XIX — начала XX в. мы видим как время зарождения и развития якутского Просвещения — явления в общественной жизни Якутии, которое составляло органичную часть общероссийской тенденции лидеров региональной интеллигенции к просветительским концепциям.

2. Основной особенностью якутского Просвещения от общероссийских тенденций являлся светский характер проводимых интеллигенцией мероприятий,в отличие от тех регионов России второй половины XIX — начала XX в., где был распространен ислам и где у ряда мыслителей присутствовали в воззрениях черты религиозной реформации.

3. Отношение А.Е.Кулаковского к вопросу образования носило характер светского просветительства: его позиция, направленность прилагаемых усилий на создание прикладных учебных заведений тесно стыкуется с воззрениями по этому вопросу лидеров национальных интеллигенции других народов, с сегодняшними требованиями повышения уровня специалистов естественно — научного направления.

На пороге нового века мы имеем во многом сходное с началом XX в. кризисное явление: непропорциональную стоимость продукции местных производителей как в аграрном, так и в промышленном секторе. В условиях отхода от прежних экономических отношений и уменьшения дотационности республики требуется произвести технологический прорыв во всех сферах экономики и культуры. Необходимость проведения технологического прорыва осознано руководством республики. Президент М.Е.Николаев подчеркивает роль образования в проводимых мероприятиях по выходу Республики Саха из кризиса.8 Таким образом, задачей современной школы Республики Саха является дальнейшее развитие по тому направлению, которое дали первые якутские патриоты-интеллигенты. Республика добилась определенных успехов в сфере образования, но вместе с тем необходимо дальнейшее развитие образовательной политики для того, чтобы выступить полноценным партнером в экономических и политических отношениях с зарубежными государствами.

Литература

1. Новиков А.Г. Алексеи Елисеевич Кулаковский. //Философы России XIX—XX столетий. М., 1994. С. 319-320.

2. Малькова А. Василий Никифоров. Якутск, 1994. С. 87.

3. Малькова А. Указ. соч. С. 106.

4. Кулаковский А.Е. Якутской интеллигенции. Якутск, 1992. С. 39.

5. Кулаковский А.Е. Указ. соч. С. 42.

6. Петров П.П. Города Якутии. Якутск, 1990. С. 14.

7. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. М., 1998.

8. Николаев М.Е. К новому уровню работы общеобразовательной школы. //Народное образование Якутии. № 3, 1996. С. 7.


Василий Егорович ОХЛОПКОВ, аспирант кафедры социологии Финансово-экономического института ЯГУ.

Hosted by uCoz