Валентина
КУРИЛКИНА
Понятие триединства в разных
религиозных системах
(опыт сравнительного анализа)
В этой работе сделана попытка
применить Гумилевский подход
использования метода естественных
наук к переосмыслению религиозных
представлений народа саха.
Мироздание по-якутски состоит из
трех миров — Верхнего, где на
восточном направлении живут светлые
божества Айыы, (в трех других —
верхние абаасы); Среднего, где
находятся люди, иччи; Нижнего, где
обитают нижние черти — абаасы.
Верхний мир состоит из девяти небес,
на каждом из которых находятся Айыы.
Нам известны их имена,
местонахождение, функции, но
неизвестен физический смысл их
функций. Почему они находятся именно
на этом уровне? В каких взаимосвязях
они находятся между собой? (2 ).
Известно, что все крупные мировые
религии вышли из языческих религий.
Древнеиндийская философия,
древнегреческие мифы, герои
якутского эпоса “олонхо” в очень
многих поступках, именах, в
родственных связях совпадают.
Складывается впечатление, что все
они произошли из одного источника, но
со временем изменились в зависимости
от образа жизни и места обитания
этносов.
Первобытные религии ближе подошли
к достижениям современной физики на
информационном уровне. Теории
супергравитации можно
сформулировать в пространстве-времени
любой размерности, не превышающей
одиннадцать. С другой стороны: семь —
это минимальное число скрытых
измерений пространства-времени,
допускающих включение в теорию типа
теории Калуцы трех негравитационных
сил. Вместе с четырьмя обычными
измерениями пространства-времени,
семь скрытых измерений должны
привести к одиннадцатимерной
Вселенной. Математические
ограничения в супергравитации
совпадают с физическими
ограничениями, накладываемыми
существованием фундаментальных сил.
Языческие верования, шаманизм как
мировоззренческая система намного
ближе к постижению тайн мироздания и
других глубинных вселенских истин,
чем более поздние мировые религии.
Языческое миропонимание по глубине
проникновения в сокровенное
опережало уровень фактических
достижений своего времени. Некоторые
элементы древнего миропонимания
могут быть поняты исходя из логики
новейшего знания, пока еще во многом
не открывшегося. (3).
Понятие триединства — единого бога
в трех лицах является основным во
многих религиях .
Три основных индийских бога
создают триединство, и,
соответственно, их изображают как
существо с тремя головами и тремя
лицами. Одновременно это и три
основные силы на Земле, которые
влияют друг на друга, — немыслимо
существование без созидания нового и
разрушения отжившего. Сохранение,
необходимое космическое равновесие
между ними способствуют тому, чтобы
ни один из этих двух процессов не
преобладал над другим.(6).
Индийские оккультисты нередко
поясняют триединство тримурти как
гуны — три главные причины всего
нашего поведения и действий.
Согласно философии санкхья (древнеиндийская),
материя (пракрити) состоит из трех
частей, сил, тенденций, свойств,
качеств, именуемых Гунами, которые
комбинируются в разных сочетаниях и
порождают все разнообразие вещей,
действий и явлений. Непосредственно
гуны не воспринимаются и
существование их можно установить
лишь на основании последствий их
деятельности. Первая гуна, саттва,
создает равновесие, покой, свет,
счастье, радость и гармонию; вторая,
раджас — инстинктивное влечение к
постоянным усилиям, к возбуждению,
активности, страстям; третья, тамас,
способствует тяжести, инертности,
тупости, равнодушию, незнанию. Все
три гуны находятся всегда вместе и
можно говорить лишь о преобладании
одной из них в том или ином состоянии.
Красная гуна раджас соответствует
богу-созидателю Вселенной Брахме и
Великому старцу, который набросал
план Вселенной и построил ее
согласно своему плану. У Брахмы
четыре головы и четыре руки. В руках
он держит четыре книги вечного
знания — веды. Индусы различают
четыре основных элемента и четыре
основных направления: дхарма —
следование законам жизни; арта —
приобретение умения завоевать себе
место в обществе, богатство и власть;
кама — приобретение способности
наслаждаться жизнью, подобно феям; и,
наконец, мокша — освобождение от уз
повседневности, внутренний покой.
Черная гуна, тамас, соответствует
богу-разрушителю Шиве, который сам
белый на черном фоне. Бог времени, он
уничтожает все отжившее. Он в курсе
всех закономерностей развития
Универсума, мудрость Шивы дает нам
душевный покой и счастье,
уравновесит все противоборствующие
силы. Он побуждает к развитию все
средства прогресса — огонь, оружие,
инструменты, Своей мудростью Шива
разрушает и чрезмерное
возвеличивание, и избыточное
презрение к сегодняшнему дню.
Белая гуна, саттва, соответствует
Вишну-хранителю, который сохраняет
порядок и вновь восстанавливает
разрушенное. У Вишну есть змея, не
имеющая конца, она означает вечность,
космический круговорот сил и всех
явлений,активное вмешательство
Вишну во все явления мира, “чтобы не
дать сгинуть добру”, уничтожить
эксплуататоров и врагов людей,
восстановить добро и справедливость.
Три главных бога — Брахма, Шива и
Вишну — лишь разные проявления одной
и той же тайной первопричины. Они
никогда не соперничают и не
конфликтуют, а всегда превозносят
друг друга. Все действия богов
основаны на идее единства, они служат
совершенствованию мира и развитию
его общности.
Идея триединства — существование
бога в трех лицах как Бога Отца, Бога
Сына и Бога Святого Духа в
христианстве является основной
идеей. В Троице каждая из трех
ипостасей есть совершенный Бог, и тем
не менее, в силу их единосущности,
существует только один Бог, ибо ни
одно из этих трех лиц не имеет
отдельного бытия и никогда не
находится вне субстанционального и
нераздельного единства с двумя
другими, точно так же каждый из трех
главных чинов теократического
общества владеет действительной
верховной властью, причем, однако,
это не предполагает трех различных
абсолютных властей во Вселенской
церкви или в какой-либо ее части, ибо
три представителя богочеловеческой
верховной власти должны быть
солидарны между собой, являясь лишь
тремя главными органами единого
общественного тела, выполняющими три
основные функции единой
коллективной жизни. (7).
В божественной Троице третье лицо
предполагает два первых в их
единстве.
B.C. Соловьев считает,
что от начала истории три коренные
силы управляли человеческим
развитием. Первая стремится
подчинить человечество во всех
сферах и степенях жизни одному
верховному началу, в его
исключительном единстве стремится
смешать и слить все многообразие
частных форм, подавить
самостоятельность лица, свободу
личной жизни. Один господин и мертвая
сила рабов — вот конечное
осуществление этой силы. Если бы она
получила исключительное
преобладание, то человечество
окаменело бы в мертвом однообразии и
неподвижности. Но вместе с этой силой
действует другая, прямо
противоположная — она стремится
разбить твердыню мертвого единства,
дать везде свободу частным формам
жизни, свободу лицу и его
деятельности; под ее влиянием
отдельные элементы человечества
становятся исходными точками жизни,
действуют исключительно от себя и
для себя; общее
теряет значение реального
существующего бытия, превращается во
что-то отвлеченное, пустое, в
формальный закон, и, наконец, совсем
лишается своего смысла. Всеобщий
эгоизм и анархия, множественность
отдельных единиц без всякой
внутренней связи — вот крайнее
выражение этой силы. Если бы она
получила исключительное
преобладание, то человечество
распалось бы на свои составные
стихии, жизненная связь порвалась бы
и история окончилась войной всех
против всех, самоистреблением
человечества.
Обе эти силы имеют отрицательный,
исключительный характер. Первая
исключает свободную множественность
частных форм и личных элементов,
свободное движение, прогресс. Вторая
столь же отрицательно относится к
единству, к общему верховному началу
жизни, разрывает солидарность целого.
Если бы только эти силы управляли
историей человечества, то в ней не
было бы ничего, кроме вражды и борьбы,
не было бы никакого положительного
содержания; в результате история
была бы только механическим
движением, определяемым двумя
противоположными силами и идущим по
их диагонали. Внутренней целости нет
у обеих этих сил, а, следовательно, не
могут они ее дать и человечеству.
Но человечество не мертвое тело и
история не есть механическое
движение, а потому необходимо
присутствие третьей силы, которая
дает положительное содержание двум
первым, освобождает их от их
исключительности, примиряет
единство высшего начала со свободной
множественностью частных форм и
элементов, созидает таким образом
целость общечеловеческого организма
и дает ему внутреннюю жизнь. И,
действительно, мы находим в истории
всегда совместное действие трех этих
сил, и различие между теми и другими
историческими эпохами и культурами
заключается только в преобладании
той или другой силы, стремящейся к
своему осуществлению, хотя полное
осуществление для двух первых сил, а
именно вследствие их
исключительности, — физически
невозможно. (5).
В якутской религии главным
божеством считается Улуу Айыы Аар
Тойон, который создал все
существующее на свете. В работах
Ксенофонтова и Кулаковского это
божество называлось Улуу Аар Тойон.
Некоторые считают, что Аар —
сокращенное от Айар. По версии Л.А.Афанасьева
— Тэриса это Улуу Айыы Тойон.
Известно, что приставка Аар к имени
давалась уважаемым людям после их
смерти. Существует также версия, что
название Айыы появилось после
прихода русских, чтобы подогнать
местную религию под христианство,
чтобы Улуу Айыы Тойон был похож на
Бога Отца-Творца. Этот вопрос
является спорным и до сих пор не
решен.
После рассмотрения всех этих
фактов, можно прийти к выводу, что
человек в зависимости от своей
программы видит только одно лицо, а
на самом деле их три. Люди с
преобладанием творческих
наклонностей видят Улуу Айыы Тойона,
а люди с преобладанием
стабилизирующей силы видят Улуу Аар
Тойона. Стабилизирующие силы
существуют и должны существовать, но
они скрыты и явно не видны.
Улуу Айыы Аар Тойон воспринимается
как творящее начало. По преданиям
сначала он создал для людей очень
хорошие условия, но они перестали
развиваться, тогда он создал зло,
чтобы человек боролся за жизнь и
развивался. Эта сила воспринимается
как разрушающая сила. По
представлениям якутов необходима
еще третья сила — стабилизирующая,
которая находится выше этих сил и
следит за тем, чтобы эти силы
находились в равновесии и ни одна не
могла победить другую.
Это триединство можно увидеть в
философии как синтез, анализ
и диалектику, как логику, метафизику
и этику. Можно провести аналогии:
Улуу Айыы Тойон (кузнецы, мастера,
земные творцы) — Бог Отец-Творец,
Улуу Суорун (шаманы) — Бог Сын, Аан
Дьаасын (суд, законы) — Святой Дух,
как регулирующая, стабилизирующая
сила. Идея триединства сложна и
проявление ее многообразно, ее можно
найти во всех крупных религиозных
системах. По
аналогии с явлениями природы можно
провести параллели, что творение —
это плюс, протон; разрушение — минус,
электрон; стабилизация — нейтрон,
ноль.
На рубеже смены тысячелетий,
создания нового сознания необходимо
ясное понимание сущности
Триединства. Каждый человек имеет
свое предназначение в жизни, каждый
человек по своей программе ходит под
покровительством какого-то верхнего
божества Айыы. Для создания нового,
лучшего необходимо совместное
сотворчество всех этих трех главных
сил, никто не может быть лучше кого-то,
превосходить кого-то. Люди, которые
взяли на себя ответственность за
создание нового сознания,
ответственность за будущее своего
народа, должны избавиться от личных
амбиций и притязаний, прежде чем
приступить к выполнению своей
высокой миссии. Все мы ходим под
Богом, все мы смертны. Если человек по-настоящему
любит свою Землю, свой народ, он
должен понять всю ответственность,
которая встала перед ним за будущее
своей нации. Ведь известно, что
человек, который не признает законы
“сэт” — не человек. Все мы равны
перед Богом и находимся лишь на
разных уровнях пути к нему.
По закономерностям любого развития
все мировые религии, выйдя из одного
источника, должны прийти к одной
общей всепланетной религии, которая
воз-мет у них все лучшее и сплотит всю
Землю в одной общей Всемирной Церкви,
и тогда не будет войн, насилия,
эксплуатации. (1).
Литература
1. Андреев Даниил. Роза Мира. Москва,
1992 г.
2. Афанасьев Л.А. — Тэрис, Учение
Айыы. Якутск, 1993 г.
3. Косарев М.Ф. Миропонимание
язычников — мифы, обряды, ритуалы.
Природа, 1994 г. №4, с. 79-80.
4. Ксенофонтов Г. В. Ураангхай
сахалар. Якутск. 1992 г.
5. Кулаковский А.Е. Научные труды.
Якутск. 1993 г.
6. Руэн. Суонистика — единая теория
всего. Москва, 1991 г.
7. Соловьев B.C.
Смысл любви. Москва, 1991 г.
8. Энциклопедия символов. Москва, 1993г.
9. Раушенбах Б. В. Логика троичности.
Вопросы философии, №3, 1993 г. с. 62—80.
Валентина
Николаевна Курилкина,
аспирант кафедры философии ЯГУ. |