На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Логос.
Культура.
Цивилизация

В Якутском государственном университете состоялась очередная IV научно-теоретическая конференция “Логос. Культура. Цивилизация”.

В работе конференции приняло участие более 60 человек, в том числе представители всех подразделений университета, научных институтов города, а также гости — Б.Р.Каримов (Ташкент) и М.Н.Борисов (Рыбинск), Кевин Локк (США), Эрл Хейли (Канада), Эллисон Хейли (Канада), Гульзада Жакеновна Татуева (представитель общины Бахаи). Наиболее активное участие приняли аспиранты и соискатели.

В рамках конференции был проведен “Круглый стол”, посвященный посланию Президента РС(Я) М.Е.Николаева Парламенту и населению республики.

Философы подняли многие актуальные проблемы, которые касались самих разных сфер жизнедеятельности общества. Любое познание, если ее объект является прошлым, всегда футурологично, т.е. направлено в будущее. Это есть опережающее отражение, поскольку познание должно опираться не только на бытие, но и изучать будущее, указывать дорогу к практике, причем познание не только опережает бытие, но и воздействует на бытие. В аспекте сказанного проблематично и остро прозвучал доклад доктора философских наук Б.Р.Каримова Информационная цивилизация XXI века и проблема достраивания Вавилонской башни”. Мы знаем, почему эта башня не была построена. Бахтияр Рахмонович ищет языковое средство объединения людей, что имеет отношение к будущему общества. Филолог В.А.Чусовская, проведя пространственно-временной анализ художественного формообразования в искусстве, в существенной мере опиралась на тезис, что познание оказывает воздействие на бытие. Художник не только отражает, но и творит бытие.

В теории познания следовало бы более глубоко изучать философию постмодернизма, которая одновременно отражает различные фрагменты реальности в едином пространстве, дух компьютерного виртуального пространства и времени, но на философском уровне еще не переосмыслено.

К онтологии и теории познания имеют отношение следующие доклады: проф. Н.Н.Кожевникова “Диаграммы для исследования основных понятий планетарного мышления”; доц. А.М.Леонова •Философские вопросы синергетики”, В.Ф.Попова “Критерии достижения ноосферы”, доц., проректора по учебной работе ЯГУ О.А.Мельничука “Восприятие текста или интерпретация?”

Многие доклады затрагивали проблемы социальной философии.

К познанию социальной реальности мы отнесли докторскую диссертацию соискателя Л.С.Филиппова, которая апеллирует к вере в разум и на умение организовать материальные и духовные потребности, давая приоритет субъективному сознанию людей.

Социальная философия отражает наиболее общие закономерности развития общества, его характеристики, она выходит на социальную практику. Выходя на социальную действительность, она указывает будущее, определяет критерии социального прогресса и указывает пути прогресса,

Социокультурное содержание имеют следующие доклады и тезисы: “Типологизация теорий и трудового общества” (Т.М.Михайлова), “Интеллигенты как фактор возрождения и развития народа саха” (Т.П.Родионов), “Духовный поиск, религия и глобальный кризис” (А.Г.Пудов), “О генезисе буржуазных отношений в России” (М.Н.Борисов), “Интегративные процессы в культуре народов” (В.В.Михайлова), “Культура мира и парадигма согласия: единство и различие (В.Д.Михайлов), “Социально-психологическая периодизация развития личности” (Б.Н.Попов).

В докторской диссертации, представленной в виде научного доклада, К.Д.Уткин сумел связать проблему человека с социокультурной системой народа саха, но по справедливому замечанию основного оппонента В.С.Семенова (Москва) необходимо было раскрыть понятие общества и попытаться выйти на прогресс.

В то же время в своих многочисленных трудах Ксенофонт Дмитриевич проделал огромную кропотливую работу по исследованию социокультурной системы народа саха,

Проф. К.Г.Башарин с воодушевлением прочитал доклад “А.С.Пушкин и нравственное воспитание молодежи в современных условиях”. Представлен интересный доклад Л.И.Филипповой “Метафизика творчества (Пушкин в русском зарубежье)”. Наша аспирантка И.А.Дмитриева представила отличный доклад “Метафора как культурно-формирующий фактор”. Метафора становится гносеологическим инструментом как в науке, так и в культуре.

Есть сообщения, которые интересны постановкой проблемы. Так, доцент П.З.Тобуков поднял философскую проблему одиночества, ст. преп. Л.Г.Софронеев выступил с сообщением “Право культуры”, доцент Г.И.Романов представил тезис: “Логос: абстрактный и конкретный. Цивилизация и культура”.

Тема “философия образования” становится актуальной. Чистая философия образования исследует современное состояние образования, что имеет прямое отношение к онтологии, можно сказать, и к социальной онтологии. Согласно Гегелю, образование заключает в себе примирение с самим собой и узнавание себя в инобытии. Каждый отдельный индивид, поднимающийся от своей природной сущности в сферу духа, находит в языке, обычаях, общественном устройстве своего народа заданную субстанцию, которой он желает овладеть.

Среди выступлений, посвященных философским проблемам образования, следует отметить доклады проф. О.Н.Толстихина “Духовные начала в светском образовании”, аспирантки С.Ф.Петровой “Мультикультурное образование в современном обществе”, проф. Н.К.Шамаева “Нравственное оздоровление школьников Якутии посредством традиционной физической культуры”.

Три автора (А.Г.Новиков, Л.А.Новикова, Г.Г.Эргис) подытожили исследования якутских философов в обобщающей статье “Развитие социальных наук и философии в Якутии”.

Итак, сформулируем задачи, которые стоят перед философами.

1. Продуцировать новые идеи, предложения и новые проекты с выходом на познание социума, модернизации и прогресса.

2. Апробировать идеи, проекты на кафедрах социально-гуманитарных дисциплин, на философском семинаре с привлечением крупных ученых, обсуждать их на высоком теоретико-методологическом уровне,

3. Философские работы должны вступать в многообразные контакты с описаниями и исследованиями практики.

4. философское исследование должно быть подвергнуто объективной тотальной критике на всех уровнях его обсуждения.

5. Сегодня следует также продуцировать идеи с точки зрения вживания в мировую интеллектуальную образовательную систему. Под эгидой ЮНЕСКО может быть создана кафедра с международным статусом, где учения могли бы работать по меркам новой цивилизованной формации.

Анатолий НОВИКОВ

Hosted by uCoz