Редакция
предлагает вниманию читателей серию
статей о шаманах.
В сегодняшней подборке, наряду с
журналистскими и научными статьями,
публикуются редкие фотографии
известных шаманов, сделанные в
разные годы Айсеном Дойду.
Олег СИДОРОВ
Шаманы —
представители небесных сил
К шаманам саха
всегда относились с нескрываемым
уважением и трепетом. Так было даже в
самые суровые годы Советской власти,
когда одно упоминание, доброе слово о
них могло закончиться в самом лучшем
случае партийным порицанием. Имена
знаменитых шаманов, даже давно
покинувших этот мир, всегда
произносились шепотом, считается,
что их души и ныне обитают на
Срединной земле и влияют на нашу
жизнь и здоровье.
В детстве я много раз слышал
рассказы взрослых о возможностях
шамана перевоплощаться в злых и
добрых духов, лесного зверя или
производить мистические вещи. Один
из самых распространенных рассказов
о Протасове, обрастая в каждом улусе
новыми подробностями, сохранился и
до наших дней. А чего стоит рассказ о
том, как в годы гражданской войны
командирам Красного отряда было
воочию продемонстрирована шаманская
сила, способная превратить зал клуба
в бушующий речной поток с живыми
рыбами.
... Это было лет десять назад. Я
работал тогда в молодежной газете. Мы,
трое журналистов и кинорежиссер Петр
Колбасин, собиравшийся снять фильм о
шаманизме, после недолгой езды по
ухабам проселочной дороги, подъехали
к стоявшему на лесной опушке
небольшому дому. Колбасину
рассказали, что здесь жил человек,
который мог многое рассказать о
шаманах. Все, начиная с калитки и
заканчивая амбаром, было сделано и
разукрашено умелыми руками
деревенского мастера. Рога сохатого,
горного барана, утиные скальпы, в
общем, охотничьи трофеи были прибиты
к стенам амбара и дома. Огромный
табык — воловья шкура, натянутая на
раму, на живописном дереве — эмэгэты
— деревянные куклы, символизирующие
этапы полета-перехода шамана на небо,
— все это напоминало атрибуты жилища
настоящего шамана или
этнографический музей под открытым
небом. Навстречу нам вышел из дома
старик и стал знакомиться,
разговаривать. Его внешний облик был
необычен, он производил впечатление
очень сильного человека. С седыми
косичками, обветренным, с рельефными
морщинами, лицом, он и вправду был
похож на шамана, таинственного и
загадочного. Это был хозяин дома,
которого называли Шаманом — за то,
что он сумел сохранить память о
поверьях своего народа. Мы в тот день
услышали и увидели «живьем» камлание
шамана. Так я впервые встретился с
человеком, который если сам и не был
практикующим шаманом, но, во всяком
случае, хорошо был знаком и с
обрядами, и пением шамана. А потом
были и другие встречи, но эта первая
оставила неизгладимое впечатление. И
мне иногда кажется, что я слышу его
хрипловатый и глухой голос, поющий о
небесных силах, удары его бубна и
звон побрякушек на его шаманском
костюме, каждая из которых имеет свой
тайный смысл...
Звали его — Иоаким Избеков-Уустаах.
После публикации нашего материала
о нем в популярной тогда, в 1989 — 91
годах, газете «Молодежь Якутии» и
передач республиканского
телевидения — началась слава
Иоакима Дмитриевича Избекова как
шамана. Потом в его доме недалеко от
Нижнего Бестяха побывали и
американские дипломаты, и
многочисленные российские и
иностранные журналисты,
представители русского андеграунда,
искавшие духовные истоки в далеком
северном крае, и много-много гостей,
тогда вновь открывавших Якутию.
Иоаким Избеков был в детстве
кутуруксутом, то есть учеником и
помощником шамана. Но время
распорядилось так, что он стал
мастером сцены, народным умельцем,
художником. В то же время он сохранил
в памяти то, что было заложено во
время общения с настоящим шаманом. Он
запомнил на всю жизнь песни-заклинания,
песни-благословления. Он все эти годы
украдкой исполнял шаманские обряды,
как он нам признался. Он был белым
шаманом. Но он не смог подняться на
высшие уровни шаманского мастерства,
время не позволило. В стране царила
Советская власть коммунистической
партии, сославшей, уничтожившей,
расстрелявшей, по разным данным и по
слухам, ходившим среди народа, в годы
военного коммунизма и первых лет
Советской власти (1919 — 1928 гг.) до
нескольких сот шаманов. Борьба с
шаманизмом активно велась до
середины 30-х годов. Они лишались
избирательных прав, ссылались.
К началу перестройки (1985 год)
практически не было ни одного шамана,
открыто признававшегося в том, что он
практикует лечение и камлание.
Только с началом потепления
общественного климата многие
интересующиеся древними поверьями, и
в первую очередь, люди науки ринулись
на поиски стариков, очевидцев
шаманских мистерий, тех, кто сумел
сохранить в памяти шаманские обряды
и даже, украдкой от властей, шаманил.
Одна из самых известных шаманов,
попавшая в поле зрения
исследователей еще в советскую эпоху
— эвенкийка Матрена Петровна
Кульбертинова. До 45 лет она была
обычной женщиной, пока не
обнаружилась у нее странная болезнь,
выражавшаяся в том, что во время
случавшихся у нее «припадков» она
могла запросто перебегать речки и
озера, залезала на самые высокие
деревья. Она, таким образом, уходила в
другой мир — общалась с духами. Ее
камлания еще в 1980 году на кинопленку
снимали известная исследовательница
шаманизма Елена Новик и оператор
Рижской киностудии Андрис Слапиньш,
фрагмент из их записей был
использован в венгерском фильме «Шаманизм
в Евразии». В 1993 году ее камлания были
зафиксированы немецкими
журналистами. А небольшое
исследование текста ее камланий и
природы ее шаманизма опубликовали в
1995 году в научном сборнике
писательница и фольклорист Галина
Варламова и музыковед Аиза
Решетникова.
Начало научных исследований
шаманизма, как системы верований
якутов, было заложено одним из
основоположников якутской
художественной литературы Алексеем
Елисеевичем Кулаковским —
Ексекюлээх Елексеем и этнографом,
одним из самых ярчайших имен в
сибирской науке первой половины XX
века Гавриилом Васильевичем
Ксенофонтовым. В советское время
шаманизм изучали, в основном, на
материале, собранном до 1917 года. Это
были сравнительные исследования
генезиса шаманизма у разных народов
или только текстов камланий, как
образцов песенного фольклора. Многие
работы были написаны с позиции
атеистической пропаганды. В
последние годы систематическими
исследованиями занимаются ученые из
разных научных институтов. Например,
кандидат исторических наук Петр
Николаевич Ильяхов выпустил
несколько работ по истории якутского
шаманизма и целительства.
До 1917 года шаманы занимали особое
место в якутском обществе. Они были
посредниками между миром людей и
богами, знатоками древних обычаев и
поверий, могли доступно объяснить
многие непонятные явления природы,
вылечить от многих болезней. Шаман —
это предсказатель, прорицатель,
целитель. Вот что пишет Петр Ильяхов:
«Настоящий шаман духовно руководил
своим народом от имени великого
Юрюнг Айыы Тойона — светлого старца,
который живет на девятом ярусе неба.
Он устанавливал связь с другими
небесными божествами, покровителями
охоты, оленей, скота и т.д., заботился
о том, чтобы у народа «не накопился»
грех, чтобы народ, от мала до велика,
чтил и строго соблюдал свои традиции
и обычаи».
Как становились шаманами? Великий
шаман выбирал ребенка —
продолжателя своего дела, того, в
которого передавалась часть его
могущества. Как правило это был
мальчик и его начинали воспитывать
по-особому. Он общался с природой, с
небесными Высшими силами, учился
преклоняться перед их могуществом,
устанавливать связь с небесными
обитателями — божествами. Он должен
был знать суровые, неписаные законы
тайги.
Мы можем вслед за исследователями
шаманизма утверждать, что шаманы —люди
одаренные от природы, связанные с
космосом. Для многих простых людей
шаманы — представители Верхнего
мира, мира духов и небесных божеств,
мира необъяснимых явлений.
Многих интересует вопрос: есть ли
сегодня настоящие шаманы? В ответе на
этот вопрос никто — ни простые
жители, ни ученые мужи — не могут
быть категоричными. Так как природа
шаманизма, его возникновение и
существование покрыты тайной. Это то,
что мы понимаем под словом —
потустороннее. Способность шаманить
может проявиться в потомках шаманов
и через сто лет. Это такое явление,
которое не поддается внешним
влияниям. Та же Кульбертинова, как
пишут Г.Варламова и А.Решетникова,
никогда не училась, не перенимала
опыт у другого действующего шамана, а
способности к перевоплощению
проявились неожиданно и для нее, и
для родственников. «Сама природа
выбирает», — в этом утверждении,
скорее, и есть истина. Выбирает того,
кто благодаря душевным силам
способен подняться выше простого
существования и овладеть
способностями, граничащими с
фантастическими. И теперь, в конце XX
столетия, после стольких лет гонений
и запрета шаманизма, саха
уважительно относятся к шаманам.
Никто открыто не говорит о шаманах, в
силу и могущество которых
действительно верят. Люди уверены:
они всегда были, просто не проявляли
до поры свои способности. Ведь
настоящие шаманы никогда не любили,
чтобы о них писали...
Декабрь 1999 г.
Протасов
Николай Николаевич (1897—1934 г.г.)
Родился в
Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при
жизни о нем, как о великом шамане,
ходили по Якутии легенды. Эта была
личность феноменальная, богато
одаренная от природы: лучший певец-импровизатор,
плясун, хомусист, иллюзионист,
гипнотизер, врачеватель, артист,
провидец, силач и бегун, хороший
кузнец, психолог и философ. Но
личность очень трагическая: в первые
годы Советской власти в Якутии, когда
везде шла активная борьба
коммунистов с «религиозными
предрассудками», он, Протасов, первый
из «ойунов» публично отказался от
шаманства, что в конце концов и
привело его к самоубийству.
Н.Н.Протасов послужил прототипом
героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун»
— Красный шаман, и, кстати, сам хотел
сыграть эту роль на сцене, но не
получилось. Отказались, боясь, что
начнет камлать на сцене театра по-настоящему.
О нем известный российский писатель
Борис Лунин написал книгу «Смерть
ойуна», где в духе своего времени
рассказал о том, как молодой якутский
шаман «перековался» в сознательного
тракториста — «стал на путь истинный».
Но жаль, что время (другая «новая
эпоха») убило все-таки этого
замечательного человека, ибо он,
отказавшись от истинной сути своей и
призвания, погиб, перерезав себе
горло. Так духи шаманов мстят за
измену. Вера есть вера!
Иванов
Михаил Яковлевич
Аксакал поселка Соморсун
Амгинского улуса, отец известной
народной певицы Ольги Ивановой. Умер
в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он
был в 20-х и 30-ых годах близким другом и
кутуруксутом (помощником в камлании)
знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова.
В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в
тайге, потом был амнистирован,
вернулся домой.
В середине 70-ых годов я, как член
этнографической экспедиции ЯГУ,
снимал М.Я.Иванова на фото- и
кинопленку. Он камлал в клубе поселка
Соморсун, а также в полном облачении
шамана (плащ и бубен) исполнил обряд
обращения к духу-покровительнице
рогатого скота Ынахсыт-Хотун,
который называется по-якутски «Ынахсыт
тардыыта». М.Я.Иванов знал много
старинных преданий и шаманских
песнопений.
Парфенов Никита Алексеевич
(Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман).
Житель поселка
Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен
тем, что знал шаманские обряды, тайно
от властей камлал, ибо имел, по его
словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух
шаманский). В конце 70-ых для членов
экспедиции Общества охраны
памятников истории и культуры (руководитель
Н.Д.Архипов) он исполнил в полном
шаманском облачении обряд камлания в
честь духа-хозяйки местности Аан
Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ,
связанные веревкой-салама.
Фото из
коллекции А.Дойду.
|