На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Дорогой Владимир Николаевич!
"Илиновцы" от всей души поздравляют Вас с юбилеем и верят, что публикация в этом номере - знаковая. Впереди новые встречи с читателями журнала.
Свершений и удач!

 

Редакция предлагает вниманию читателей серию статей о шаманах.
В сегодняшней подборке, наряду с журналистскими и научными статьями, публикуются редкие фотографии известных шаманов, сделанные в разные годы Айсеном Дойду.


 Олег СИДОРОВ

Шаманы — представители небесных сил

К шаманам саха всегда относились с нескрываемым уважением и трепетом. Так было даже в самые суровые годы Советской власти, когда одно упоминание, доброе слово о них могло закончиться в самом лучшем случае партийным порицанием. Имена знаменитых шаманов, даже давно покинувших этот мир, всегда произносились шепотом, считается, что их души и ныне обитают на Срединной земле и влияют на нашу жизнь и здоровье.

В детстве я много раз слышал рассказы взрослых о возможностях шамана перевоплощаться в злых и добрых духов, лесного зверя или производить мистические вещи. Один из самых распространенных рассказов о Протасове, обрастая в каждом улусе новыми подробностями, сохранился и до наших дней. А чего стоит рассказ о том, как в годы гражданской войны командирам Красного отряда было воочию продемонстрирована шаманская сила, способная превратить зал клуба в бушующий речной поток с живыми рыбами.

... Это было лет десять назад. Я работал тогда в молодежной газете. Мы, трое журналистов и кинорежиссер Петр Колбасин, собиравшийся снять фильм о шаманизме, после недолгой езды по ухабам проселочной дороги, подъехали к стоявшему на лесной опушке небольшому дому. Колбасину рассказали, что здесь жил человек, который мог многое рассказать о шаманах. Все, начиная с калитки и заканчивая амбаром, было сделано и разукрашено умелыми руками деревенского мастера. Рога сохатого, горного барана, утиные скальпы, в общем, охотничьи трофеи были прибиты к стенам амбара и дома. Огромный табык — воловья шкура, натянутая на раму, на живописном дереве — эмэгэты — деревянные куклы, символизирующие этапы полета-перехода шамана на небо, — все это напоминало атрибуты жилища настоящего шамана или этнографический музей под открытым небом. Навстречу нам вышел из дома старик и стал знакомиться, разговаривать. Его внешний облик был необычен, он производил впечатление очень сильного человека. С седыми косичками, обветренным, с рельефными морщинами, лицом, он и вправду был похож на шамана, таинственного и загадочного. Это был хозяин дома, которого называли Шаманом — за то, что он сумел сохранить память о поверьях своего народа. Мы в тот день услышали и увидели «живьем» камлание шамана. Так я впервые встретился с человеком, который если сам и не был практикующим шаманом, но, во всяком случае, хорошо был знаком и с обрядами, и пением шамана. А потом были и другие встречи, но эта первая оставила неизгладимое впечатление. И мне иногда кажется, что я слышу его хрипловатый и глухой голос, поющий о небесных силах, удары его бубна и звон побрякушек на его шаманском костюме, каждая из которых имеет свой тайный смысл...

Звали его — Иоаким Избеков-Уустаах.

После публикации нашего материала о нем в популярной тогда, в 1989 — 91 годах, газете «Молодежь Якутии» и передач республиканского телевидения — началась слава Иоакима Дмитриевича Избекова как шамана. Потом в его доме недалеко от Нижнего Бестяха побывали и американские дипломаты, и многочисленные российские и иностранные журналисты, представители русского андеграунда, искавшие духовные истоки в далеком северном крае, и много-много гостей, тогда вновь открывавших Якутию.

Иоаким Избеков был в детстве кутуруксутом, то есть учеником и помощником шамана. Но время распорядилось так, что он стал мастером сцены, народным умельцем, художником. В то же время он сохранил в памяти то, что было заложено во время общения с настоящим шаманом. Он запомнил на всю жизнь песни-заклинания, песни-благословления. Он все эти годы украдкой исполнял шаманские обряды, как он нам признался. Он был белым шаманом. Но он не смог подняться на высшие уровни шаманского мастерства, время не позволило. В стране царила Советская власть коммунистической партии, сославшей, уничтожившей, расстрелявшей, по разным данным и по слухам, ходившим среди народа, в годы военного коммунизма и первых лет Советской власти (1919 — 1928 гг.) до нескольких сот шаманов. Борьба с шаманизмом активно велась до середины 30-х годов. Они лишались избирательных прав, ссылались.

К началу перестройки (1985 год) практически не было ни одного шамана, открыто признававшегося в том, что он практикует лечение и камлание. Только с началом потепления общественного климата многие интересующиеся древними поверьями, и в первую очередь, люди науки ринулись на поиски стариков, очевидцев шаманских мистерий, тех, кто сумел сохранить в памяти шаманские обряды и даже, украдкой от властей, шаманил.

Одна из самых известных шаманов, попавшая в поле зрения исследователей еще в советскую эпоху — эвенкийка Матрена Петровна Кульбертинова. До 45 лет она была обычной женщиной, пока не обнаружилась у нее странная болезнь, выражавшаяся в том, что во время случавшихся у нее «припадков» она могла запросто перебегать речки и озера, залезала на самые высокие деревья. Она, таким образом, уходила в другой мир — общалась с духами. Ее камлания еще в 1980 году на кинопленку снимали известная исследовательница шаманизма Елена Новик и оператор Рижской киностудии Андрис Слапиньш, фрагмент из их записей был использован в венгерском фильме «Шаманизм в Евразии». В 1993 году ее камлания были зафиксированы немецкими журналистами. А небольшое исследование текста ее камланий и природы ее шаманизма опубликовали в 1995 году в научном сборнике писательница и фольклорист Галина Варламова и музыковед Аиза Решетникова.

Начало научных исследований шаманизма, как системы верований якутов, было заложено одним из основоположников якутской художественной литературы Алексеем Елисеевичем Кулаковским — Ексекюлээх Елексеем и этнографом, одним из самых ярчайших имен в сибирской науке первой половины XX века Гавриилом Васильевичем Ксенофонтовым. В советское время шаманизм изучали, в основном, на материале, собранном до 1917 года. Это были сравнительные исследования генезиса шаманизма у разных народов или только текстов камланий, как образцов песенного фольклора. Многие работы были написаны с позиции атеистической пропаганды. В последние годы систематическими исследованиями занимаются ученые из разных научных институтов. Например, кандидат исторических наук Петр Николаевич Ильяхов выпустил несколько работ по истории якутского шаманизма и целительства.

До 1917 года шаманы занимали особое место в якутском обществе. Они были посредниками между миром людей и богами, знатоками древних обычаев и поверий, могли доступно объяснить многие непонятные явления природы, вылечить от многих болезней. Шаман — это предсказатель, прорицатель, целитель. Вот что пишет Петр Ильяхов: «Настоящий шаман духовно руководил своим народом от имени великого Юрюнг Айыы Тойона — светлого старца, который живет на девятом ярусе неба. Он устанавливал связь с другими небесными божествами, покровителями охоты, оленей, скота и т.д., заботился о том, чтобы у народа «не накопился» грех, чтобы народ, от мала до велика, чтил и строго соблюдал свои традиции и обычаи».

Как становились шаманами? Великий шаман выбирал ребенка — продолжателя своего дела, того, в которого передавалась часть его могущества. Как правило это был мальчик и его начинали воспитывать по-особому. Он общался с природой, с небесными Высшими силами, учился преклоняться перед их могуществом, устанавливать связь с небесными обитателями — божествами. Он должен был знать суровые, неписаные законы тайги.

Мы можем вслед за исследователями шаманизма утверждать, что шаманы —люди одаренные от природы, связанные с космосом. Для многих простых людей шаманы — представители Верхнего мира, мира духов и небесных божеств, мира необъяснимых явлений.

Многих интересует вопрос: есть ли сегодня настоящие шаманы? В ответе на этот вопрос никто — ни простые жители, ни ученые мужи — не могут быть категоричными. Так как природа шаманизма, его возникновение и существование покрыты тайной. Это то, что мы понимаем под словом — потустороннее. Способность шаманить может проявиться в потомках шаманов и через сто лет. Это такое явление, которое не поддается внешним влияниям. Та же Кульбертинова, как пишут Г.Варламова и А.Решетникова, никогда не училась, не перенимала опыт у другого действующего шамана, а способности к перевоплощению проявились неожиданно и для нее, и для родственников. «Сама природа выбирает», — в этом утверждении, скорее, и есть истина. Выбирает того, кто благодаря душевным силам способен подняться выше простого существования и овладеть способностями, граничащими с фантастическими. И теперь, в конце XX столетия, после стольких лет гонений и запрета шаманизма, саха уважительно относятся к шаманам. Никто открыто не говорит о шаманах, в силу и могущество которых действительно верят. Люди уверены: они всегда были, просто не проявляли до поры свои способности. Ведь настоящие шаманы никогда не любили, чтобы о них писали...

Декабрь 1999 г.


Протасов Николай Николаевич (1897—1934 г.г.)

Родился в Ботурусском улусе (Чурапча), и еще при жизни о нем, как о великом шамане, ходили по Якутии легенды. Эта была личность феноменальная, богато одаренная от природы: лучший певец-импровизатор, плясун, хомусист, иллюзионист, гипнотизер, врачеватель, артист, провидец, силач и бегун, хороший кузнец, психолог и философ. Но личность очень трагическая: в первые годы Советской власти в Якутии, когда везде шла активная борьба коммунистов с «религиозными предрассудками», он, Протасов, первый из «ойунов» публично отказался от шаманства, что в конце концов и привело его к самоубийству.

Н.Н.Протасов послужил прототипом героя драмы П.Ойунского «КыЇыл ойуун» — Красный шаман, и, кстати, сам хотел сыграть эту роль на сцене, но не получилось. Отказались, боясь, что начнет камлать на сцене театра по-настоящему. О нем известный российский писатель Борис Лунин написал книгу «Смерть ойуна», где в духе своего времени рассказал о том, как молодой якутский шаман «перековался» в сознательного тракториста — «стал на путь истинный».

Но жаль, что время (другая «новая эпоха») убило все-таки этого замечательного человека, ибо он, отказавшись от истинной сути своей и призвания, погиб, перерезав себе горло. Так духи шаманов мстят за измену. Вера есть вера!


Иванов Михаил Яковлевич

Аксакал поселка Соморсун Амгинского улуса, отец известной народной певицы Ольги Ивановой. Умер в преклонном возрасте в 80-ых годах. Он был в 20-х и 30-ых годах близким другом и кутуруксутом (помощником в камлании) знаменитого чурапчинского шамана Н.Н.Протасова. В годы войны (40-ые) убежал, скрывался в тайге, потом был амнистирован, вернулся домой.

В середине 70-ых годов я, как член этнографической экспедиции ЯГУ, снимал М.Я.Иванова на фото- и кинопленку. Он камлал в клубе поселка Соморсун, а также в полном облачении шамана (плащ и бубен) исполнил обряд обращения к духу-покровительнице рогатого скота Ынахсыт-Хотун, который называется по-якутски «Ынахсыт тардыыта». М.Я.Иванов знал много старинных преданий и шаманских песнопений.


Парфенов Никита Алексеевич
(Куобах ойуун, по-русски Заяц-шаман).

Житель поселка Кўндээйэ Сунтарского улуса. Известен тем, что знал шаманские обряды, тайно от властей камлал, ибо имел, по его словам, «ийэ-кыыл» (мать-зверь, дух шаманский). В конце 70-ых для членов экспедиции Общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Н.Д.Архипов) он исполнил в полном шаманском облачении обряд камлания в честь духа-хозяйки местности Аан Алахчын-хотун. Поставил сам 9 сэргэ, связанные веревкой-салама.

Фото из коллекции А.Дойду.

Hosted by uCoz