Откровения
художника Тимофея Степанова
Тимофей Степанов, художник,
известность которому принесли
работы на религиозные темы. Им
написано свыше 200 картин на
библейские и языческие сюжеты. Его
серии «Якутский шаман», «Айыылар» («Светлые
духи неба»), «Иччилэр» («Великие духи»),
а это более 35 картин, заставили
почитателей говорить о нем не только
как об интересном живописце, но и
знатоке шаманской веры, ее
обрядности и традиций.
С художником встретился Айсен
Дойду. Его интервью и предоставляем
вниманию наших читателей.
— Известно, что шаманов у нас
разделяли на «белых» и «черных», и
что Вы можете сказать нам об этом?
— Эти понятия пошли гулять по
свету от политссыльного Трощанского,
этнографа, который впервые применил
такие термины. Но, как я лично понимаю,
они не делятся на «белых» и «черных»
шаманов. Так называемый «белый шаман»
— это у якутов-саха «айыы ойууна», и
это был даже не шаман, а жрец,
служитель культа добра, верхних
светлых духов. Он обращается только к
верховным, так называемым «белым»,
светлым богам, и желает людям только
добра и благополучия, выпрашивает у
богов «белого изобилия», размножения
рогатого скота и вообще для всех —
благополучия потомкам племени айыы.
— А функции «черных шаманов» в
чем заключались?
— Они обращались к злым, черным
духам и назывались иногда «сиэмэх
ойууттар», то есть шаманы-едуны,
которые в процентном отношении к
остальным «нормальным шаманам»
составляли мизер, их было мало. Они
рождались в Нижнем мире на высокой
ели. Это плохое, шаманское дерево, и
человека с дурным, упрямым
характером называли «харыйаны таµнары
соспут курдук майгылаах». И эти «черные
шаманы», хотя и лечили людей, спасали,
но иногда наносили живущим вред,
порчу наводили.
Надо заметить, что шаманы всегда
друг с другом соперничали и даже
вступали в схватки. И есть понятие «айа
иитээЇинэ» (ставить на врага
самострел), которые ставились только
для конкретного противника, но не для
простых людей, ибо эти самострелы
были невидимые. Так они убивали друг
друга.
— А вот «белые шаманы» исчезли у
нас с арены жизни с какого века?
— Они перестали функционировать
где-то со второй половины XVIII века,
когда в Якутии усилилось влияние
христианства, и уже в конце XIX века, по-моему,
не осталось ни одного «айыы ойууна».
Исчезли. Но функция этих жрецов была
очень узкая. В основном они только
летом, во время праздника ысыаха,
обращались к верхним божествам-айыы,
испрашивая для народа добра и
изобилия. А вот «черные шаманы» не
обращались к светлым духам. Это были
лекари, как у русских, например,
знахари. Шаманы обладали даром
гипноза, внушения и действовали, в
основном, на психику человека, и,
опираясь на тысячелетний опыт народа,
ставили верно диагнозы. Особенно
эффективно они лечили местные
северные, специфические болезни типа
«мэнэрийэр буолбут» (падучая), «иирбит»
(шизофрения), «ємўрэх» (высокая
нервозность) и т.д. Эти болезни
излечивались силой внушения, которым
обладал шаман. Или гипнозом.
— В результате исчезновения «белых
шаманов» совмещали ли, уже после,
нормальные шаманы-лекари эти две
функции — обращение к светлым и злым
духам?
— Да, уже где-то в конце XIX века, я
думаю, они стали совмещать. Потому
что со временем совершенно забылись
функции, обряды и роль «белых шаманов».
Информация скудная о них. А реальные,
простые шаманы занимались
ежедневной практикой лечения, и к ним
народ обращался как к обычным
профессионалам за помощью. Вот и
произошло вытеснение. Кроме лечения
шаманы, обладая даром ясновидения,
предсказывали людям их будущее,
находили потерянное добро. Это
экстрасенсорика.
— А «белые шаманы», исчезнувшие,
как Вы думаете, были ли жрецами
тенгрианской религии тюрков?
— Я думаю, что тенгрианство, как
культ светлых духов-айыы, имело место
у нас безусловно, и «айыы ойууттара»
были служителями именно этой религии.
Это не шаманы были, а жрецы. Жрецы
религии тенгрианства или культа
добра. Истинное название их, видимо,
забылось, но только они были не
шаманы в обычном понимании.
— Если очень мало информации у
нас о тенгрианстве, то откуда Вы,
Тимофей Андреевич, черпаете знания
об этой древней религии тюрков и
отражаете все это в своих живописных
работах? Ваши холсты буквально
пропитаны духом того забытого
времени, дыханиями «иччи» — айыы!
— Да, я думаю, что все это давно
забытое — во мне живет, в моей крови,
в подсознании. И во время творчества
— все вдруг просыпается и облекается
в такие вот конкретные реальные
образы на холстах. Я просто чувствую
и знаю, что было так. Может, я родился
на белый свет именно для этого —
чтобы донести для людей, для своего
народа эти ценности. И если Бог
выбрал меня, то я должен выполнить
все Его желания. Он говорит и
выражает это в красках именно через
меня. Я только подчиняюсь Его
всевышней воле. И в этом, может, среди
художников я один.
— А что Вы скажете о книгах нашего
мыслителя Тумусова — Тумус Мэхээлэ?
Ведь у него тоже вроде все по наитию
сделано: говорит то, чего никто не
знает, не слышал и не читал.
— Да, у него, возможно, тоже как и
у меня, идет все — оттуда. Вся
информация свыше идет. Иногда мне
говорят, что мои образы тоже оттуда,
свыше, хотя я сам не понимаю и не знаю,
что такое «оттуда», не могу конкретно
объяснить.
— А сохранилось ли что-нибудь из
тенгрианской веры у наших «родственников»
— алтайцев, бурят, тувинцев?...
— У южных тюркских народов
должно сохраниться, так как это была
религия многих народов в мировом
масштабе — Тибет, Центральная Азия,
Сибирь, вся Евразия, включая Европу...
Отсюда ее распространение по всему
свету еще при кочевниках — гуннах,
скифах и т.д. Они свою религию,
тенгрианство, несли с собой, на
копытах лошадей до стен самого Рима!
И ответвления этой древней религии
кочевников находим и сейчас — у
тувинцев, хакасов, бурят и т.д. Под
именем Таµара мы, саха, всегда
понимали Бога, а для них «тэнгри» —
это синее обширное Небо. Это общее
тюрко-монгольское понятие — «кок
тэнгри». И древние саха тоже говорили
— «таµара сырдаата», что означает «небо
светлеет». Понятие «таµара»
воспринималось как синоним слова «небо»,
как бездонное голубое пространство
— «кўєх куйаар». С приходом
христианства в Якутию это слово
стало означать чисто Бога. Таµара —
это Бог! И мы, саха, были большими
поклонниками Солнца, Луны и других
небесных светил. Солнце — это Бог, и
мы были солнцепоклонники. Это была
космическая вера — тенгрианство!
Раньше большая звезда каждая — имела
имя свое звучное, функцию какую-то.
Забылось, к сожалению, многое. Но это
есть в преданиях и олонхо. И что
сказано в Библии о том, как
создавалась Вселенная, есть и в олонхо.
Один к одному совпадает. И наша
древняя религия была, так сказать,
культурнее и выше, чем языческая вера...
Это было совсем-совсем другое! И если
бы русские пришли сюда, на берега
Лены, где-то в ХХ веке, то они бы
застали у народа саха вполне
оформившуюся, зрелую, очень красивую
Религию. Ведь все развивается,
доходит до вершины, до совершенства,
так бы было и у нас. Об этом даже
Кулаковский писал!
А сейчас остались от той древней
религии саха — остатки, осколки
какие-то... Был нарушен строй, и за
четыре столетия мы потеряли здесь
многое. А была бы мощная, красивая,
очень большая религия, не хуже других
крупных религий мира. Это, возможно,
была бы религия больше и лучше, чем
тенгрианство. Развитие бы пошло на
этой базе, конечно, в одном
направлении. У нас на севере, в связи
с экстремальными суровыми условиями,
было бы поклонение не этим известным
богам, а дальше и выше. Мы могли дойти
в этом деле — до совершенства. Но
помешали...
— А повлияло ли тенгрианство в
свое время на христианство? И каким
образом?
— Влияние одной религии, веры на
другие всегда было в этом мире .
Библия, например, это собрание или
плод наблюдений и сказаний не только
евреев, но и многих других народов,
живших на земле до них. Взаимовлияние
было, есть и будет всегда во всех
сферах, не только в религии. В Коране
ведь те же пророки фигурируют, ангелы
и даже упоминается сам Иса Христос, и
Моисей тоже... «Христос» — это, по-настоящему,
греческое имя, а не еврейское. Это
рыбак! И сейчас доказано
исследователями, что Христос был в
Индии, проходил обучение у магов
Востока, и они даже упоминают в этой
связи тенгрианство, влияние какое-то...
Он везде, оказывается, был, и сейчас
спорный вопрос поднимается: в Иудее
он родился или где? Может, откуда-то с
Севера прибыл туда! Может статься так,
что он на территории якутии родился.
И в моей картине изображено, что он
родился в якутском хотоне, потому что
у каждого народа свой Христос — «национальный».
У негров он черный.
Христос родился в декабре, в са-а-мый
такой морозный день. Холодно!
— Вернемся к шаманизму. Как Вы
считаете — шаман, являясь человеком
необыкновенным, особым, знал то, что
не знали обыкновенные люди, и видел
что-то другое, стоял он как бы одной
ногой здесь, в реальном мире, а другой
— там, в потустороннем, параллельном,
как сейчас объясняют знающие, мире?
— Свое самое полное развитие —
пик — якутский шаманизм, я думаю,
получил в конце XIX и начале ХХ веков. И
сейчас идет процесс героизации
шамана — как сверхчеловека. Но среди
них было очень много шарлатанов, «артистов»,
как и во всех других профессиях.
Истинных шаманов, великих и сильных,
можно было на пальцах пересчитать. В
природе, вообще, очень талантливых,
одаренных богом людей бывает мало, и
«великий шаман» — явление редкое, по
всей Якутии их было всегда, я думаю,
всего три-четыре человека. И они
обладали максимально всеми
качествами человека — ясновидением,
гипнозом и так далее, были также они
талантливыми, великими артистами от
природы. Талант! Память
феноменальная была, любопытство и
наблюдательность. Обладали даром
слова и большим воображением.
Информацию, видимо, как сейчас
говорят, брали они с космоса, из «банка
данных». Подключались. И если шаман
сильно верит себе, своей сути, то он
это может внушить и другим. В этом и
была сила шамана. А потом ему
помогала сама среда, окружение, народ...
Среда была очень тогда
подготовленная. Люди ведь верили
этим духам. Но сейчас навряд ли у
шаманов получилось такое внушение,
ибо изменилась в корне сама среда,
жизнь изменилась, стала совсем
другой. А тогда верили, что устами
шамана говорит сама Истина, сам Айыы
Таµара и духи вещают. И к шаманизму,
традиционному, классическому, я
думаю, сейчас нам не вернуться. Все
это осталось в прошлом.
— Ну, Тимофей Андреевич, спасибо
за интересную беседу, желаю Вам
творческих успехов и... здоровья.
Спасибо. |