Последний шанс
Петра Великого
И вот теперь этот же самый
человек начертал и спешно отправил в
губернский город Тобольск (тогдашнюю
столицу Сибири) указ с требованием
срочно прислать к нему лучших
якутских шаманов.
Первый
российский император болел и умирал
долго и мучительно. Теперь известно:
страдал он воспалением мочеполовых
путей и отложением в них камней, что
явилось результатом бурно прожитой
молодости и походных лишений. Явные
признаки болезни проявились в 1722
году, во время персидской кампании, а
к осени 1724 года стал ясен
окончательный диагноз. Петра все
чаще буквально валили с ног
страшнейшие боли в пояснице, а
пользовавшие его заморские лекари
ничем не могли помочь, кроме
запоздалых рекомендаций вести
умеренный образ жизни. Подобные
советы вкупе с туманящими разум
страданиями и неурядицами в ближнем
окружении заставляли императора в
бешенстве колотить докторов
дубинкой и бессильно скрежетать
зубами. А после того как Петр, спасая
в ледяной воде Финского залива
простых матросов, жестоко
простудился, болезнь окончательно
приковала его к постели.
Тогда-то, по сути, хватаясь за
соломинку, император и пересмотрел
свои религиозные взгляды. Меньше
десятка лет назад он лично записал в
воинском уставе: «Если кто из
служивых будет чернокнижник, ружья
заговорщик и богохульный чародей,
такового наказать шпицрутенами и
заключением в оковы, или сожжением».
В примечании уточнялось, что костер
полагался явно входящим в связь с
дьяволом и прочими темными силами. И
вот теперь этот же самый человек
начертал и спешно отправил в
губернский город Тобольск (тогдашнюю
столицу Сибири) указ с требованием
срочно прислать к нему лучших
якутских шаманов, о силе которых он
был, вероятно, хорошо наслышан. А если
оставаться до конца точным, то
император продублировал свое же
распоряжение от 26 июня 1722 года, где он
уже приказывал сибирскому
губернатору князю Черкасскому
отправить из Якутска в Санкт-Петербург
дворянина Дмитрия Кычкина с «четырьмя
шаманами, и шитыми рожами, и знающими
писать и читать по манджурски и
никански». Тогда, видимо, императором,
скорее, двигало любопытство, чем
только что проявившаяся болезнь, и
указ без должного контроля оказался
заволокичен и не выполнен. И вот
теперь было «велено де дворянина
Кычкина со определенными по Указу
ему с шаманы и с шитыми рожами
указанным числом с семьями выслать в
самой скорости, в чем и подписаться
ему, дабы он Кычкин, по Его
Императорского Величества Указу,
трактом своим ехал с великим
поспешанием, нигде не медля ни часа
под опасением жестокого штрафа...»
Современному читателю, конечно,
непонятно, что за «шитые рожи»
упоминались рядом с шаманами и были
также затребованы на берега Невы. Так
вот, под ними, как обнаружил автор
этих строк в одной из старых книг,
подразумевались тоже шаманы, но не
якуты по национальности, а тунгусы,
которые славились не меньшей силой и
в ту пору в качестве отличительной
особенности еще носили характерные
татуировки на лицах. Подобные
татуировки делались путем
продергивания окрашенных нитей под
кожей лица, отчего и родилось
соответствующее времени выражение «шитые
рожи».
Однако как ни строг и скор был указ,
но он все же опоздал и оказался в
Якутске уже после смерти Петра.
Шаманы не получили шанса помочь
своему «далекому белому царю-солнцу»,
а вот смогли бы они или нет избавить
императора от болезни, — об этом мы
поговорим чуть позже.
Видимо, не зная, как посмотрит на
приезд в столицу подобных «гостей»
новый наследник престола, дело с
отправкой отложили и стали о нем
забывать. Но в 1729 году юный Петр II,
склонный к забавам и развлечениям (или
фактически правящие за него
Долгорукие) вдруг вновь потребовали
Кычкина с его подопечными в Москву,
куда переместился царский двор.
Комиссары якутских улусов (так еще
задолго до большевиков называли
начальников на местах) спешно
бросились поднимать «реэстры» с
именами ранее определенных для
столицы шаманов, но выяснили, что «оные
тунгусы, которые требуюца», кочуют
где-то в тайге. И тогда в одних улусах
бросились на поиски означенных в
списке, а в других стали лихорадочно
искать им замену. Кычкин же, не желая
ударить лицом в грязь перед
государем, устроил в Якутске строгий
конкурс среди кандидатов и через
посыльных вопрошал комиссаров о
присланных: «А подлинно ли они имеют
за собой действительное шаманство? А
лутче их шаманством в ведомстве того
острога других не имеютца ль?» Что
касается самих шаманов, то многие
попытались скрыться от столичной
славы в родных лесах, и кое-кому это
удалось. Дабы и другие не последовали
их примеру, Кычкин распорядился
посадить всех отобранных им под
стражу, а беглецам учинить сыск.
Интересно и очень примечательно, что
в одном из первоначальных «реэстров»
среди прочих значились «шаманы же
Якутского города, тамошние уроженцы,
русские люди Федор Турбин, Семен
Рубачев».
Итак, дело двигалось, но не очень
спешно, и в итоге Петр II, как и его
предшественник, не дождавшись «шаманского
корпуса», в самом начале 1730 года
скоропостижно скончался от оспы.
Взошедшая на престол Анна Иоановна
поначалу было «сентября второго дня»
подтвердила указ, но в августе
следующего 1731 года, когда шаманы и «шитые
рожи» после всех перипетий наконец-то
отбыли в Петербург, почему-то другим
указом вернула их с дороги домой.
Наверное, вошедший в силу Бирон
отсоветовал. И, может быть, зря.
Придворный европейский лекарь,
прописавший было Анне перед смертью (от
камней почек) среди зимы высушенные и
истертые в порошок эмбрионы зайчихи,
сетовал, что до начала лета этого
снадобья, увы, не заполучить. Как
наглядно видно из рецепта, этот
представитель официальной медицины
действовал не лучше заурядного
знахаря, а то и шарлатана. Настоящий
же шаман (вы в этом позже убедитесь)
лишь одной силой своей энергии
раздробил бы злосчастные
августейшие камни. А в крайнем случае
быстро отправил парочку-другую духов
за беременной зайчихой в прошлое или
будущее. Тем более что перед кончиной
Анна Иоановна и сама всерьез
окунулась в мистику. Однажды вечером,
увидев в компании с перепугавшимся
Бироном собственную живую копию на
троне, она остановила узревшего
заговор и призвавшего стражу
фаворита: «Не надо кричать и стрелять.
Это — не самозванка, это — моя смерть
за мной пришла...» Так оно и
получилось.
Далекий предшественник Анны царь
Иоанн Грозный, тоже примерный
православный, в дни редкого
раскаяния часами бивший поклоны
перед образами, извел на своем веку
немало заподозренных в колдовстве.
Но и он, впервые увидев комету 1584 года,
почему-то счел ее языческим
знамением своей, хотя, может быть, и
не слишком близкой смерти. Чтобы
расставить все точки над i,
самодержец «поступился принципами»
и повелел отыскать для него в
Лапландии и доставить во дворец аж
целых 60 «дошлых ведунов», а точнее —
ведуний, которые, по московским
слухам, ценились много выше колдунов
мужского пола. Надо заметить, что
Лапландия в ту пору, когда Русь и
Европа еще не знали Сибири, считалась
местом, где живут самые сильные
волшебники Старого света, и многие
оккультисты ездили туда для обучения.
Слова «шаман» тогда в русском языке
еще не существовало, но лопарские
волшебники по своим ритуалам и
обрядам были именно шаманами.
Неизвестно, с помощью каких
действий, но абсолютно единодушно
лопарские ведуньи пришли к
заключению, что государь
действительно очень скоро покинет
сей мир и случится это 18 марта. Что и
было передано царю боярином Бельским.
Иван Грозный, не поверив, что жить ему
осталось так мало, пришел в ярость и
повелел за столь наглое вранье
именно 18 марта разом и сжечь всех
колдуний. Утром указанного числа
Бельский, повидавшись с царем, пришел
в острог, где содержались под стражей
лапландки, и сказал, чтобы они
готовились к казни. Но шаманки
философски ответили ему, что «еще не
вечер». И оказались правы: сев играть
в шахматы, Иван Грозный внезапно упал
в обморок и к ночи скончался.
Лапландок отпустили по домам...
А ведь все могло бы оказаться иначе,
если бы самодержец использовал
ведуний не только как прорицательниц,
но и по их, так сказать, главному
назначению — в качестве посланников-ходатаев
к высшим небесным силам.
Автор одной из первых в мировой
практике обобщающих работ по
шаманизму В.М.Михайловский в 1892 году
пересказал в ней фрагменты из книг
западных ученых, побывавших у
лопарей двумя-тремя столетиями
раньше. Вот как они выглядели:
«Если жертва (в пользу больного. — В.Ф.)
не помогала, то шаману-нойду
приходилось предпринимать
путешествие в страну теней ямбе аймо.
Для такой экспедиции избирался
особенно известный нойд, обладавший
лучшими волшебными снарядами. В
священном месте кудесник упрашивал
ямбека или умершего родственника,
чтобы тот оказал свое
покровительство. Но главною целью
странствования было заклинание
божеств, обитающих в ямбе-аймо, чтобы
эти покровители отложили призыв в
царство теней больного, лежащего на
смертном одре и позволили ему
оставаться некоторое время среди
живых людей. Когда нужно было
приступить к путешествию, нойд
собирал как можно больше мужчин и
женщин и, взяв волшебный бубен,
начинал изо всех сил бить в него и
петь, причем все присутствующие
помогали ему в пении. Шум и неистовые
движения приводили заклинателя в
исступление. Уперев бубен в колени,
он прыгал с необыкновенной ловкостью
и быстротою, делая самые странные
телодвижения до тех пор, пока не
падал в бесчувствии, подобно
умирающему. Он лежал в продолжение
часа в этом оцепенении. Все свои
лечения и вообще таинственные
действия нойды проделывали при
помощи троякого рода животных,
обитающих в царстве теней. Это были:
птица сайво-лодде, рыба или змея
сайво-гуэлле или гуармсо и олень
сайво-сарва. Птицы были разной
величины: ласточки, воробьи,
куропатки, орлы, лебеди и т.д. Они
имели всевозможную окраску: черные,
белые, красноватые, коричневые,
зеленые и пестрые. Среди служебных
птиц особенно замечательны те,
которые именовались вуорнис лодде,
те специально наносили вред людям. На
чудесных птицах нойды с
необыкновенною быстротой
переносились с места на место. Рыбы и
змеи тоже достигали различной
величины; свойства змей указывали на
силу и искусство шаманов, их
обладателей. Змеи часто бывали в
длину по 9 футов; они служили для
нанесения вреда людям и для
путешествия в небесные пространства.
Олень посылался шаманом для борьбы
из-за больного с оленем,
принадлежащим тому кудеснику,
который наслал болезнь. Чем сильнее
был олень, тем могущественнее был им
владеющий нойд...»
После смерти Ивана Грозного
громкие разговоры о лопарских
волшебниках ходили в российской
столице не однажды. Особенно
всколыхнули они народ после
переворота 1606 года, когда был убит
самозванец Григорий Отрепьев. Его
тело с множеством ран несколько дней
лежало на Красной площади,
специально выставленное на
обозрение. Но сторонники смуты тут же
пустили слух, что «Гришка был колдун,
научившийся колдовству у лапонцев:
когда они дадут себя убить, могут и
воскрешать себя», то есть, мол, не все
еще потеряно. Тем более, что за слухом,
видимо, стояли и кое-какие реалии. Во
всяком случае, серьезный историк Н.М.Карамзин
приводит в своей «Истории
государства Российского» следующий
отрывок из «Московской хроники»: «Вокруг
Лжедмитриева тела, лежащего на
площади, ночью сиял свет: когда
часовые приближались к нему, свет
исчезал и снова являлся, как скоро
они удалялись. Когда его тело повезли
в убогий дом, сделалась ужасная буря,
сорвало кровлю башни на Кулишке и
повалило деревянную стену у
Калужских ворот. В убогом доме сие
тело невидимою силою переносилось с
места на место, и видели сидящего на
нем голубя. Произошла великая
тревога. Одни считали Лжедмитрия
необыкновенным человеком, другие
Дьяволом, по крайней мере, ведуном,
наученным сему адскому искусству
лапландскими волшебниками, которые
велят убивать себя и после оживляют».
Подобные факты, слухи или домыслы,
чем бы они ни были, в любом случае
сыграли свою роль — через некоторое
время народ относительно легко
принял весть о том, что в Польше
объявился второй Лжедмитрий. Так
шаманы впервые по-крупному
подействовали на российскую
политику.
Еще за полвека до событий Смутного
времени на далекой Печере, у соседей
лопарей самоедов (нынешних ненцев)
побывал английский путешественник
Ричард Джонсон и оказался свидетелем
поразившего его шаманского действа.
После неистовой пляски и долгого
беспамятства «заклинатель-тадибей
уколол себя мечом, не производя
никакой раны, раскалил меч и пронзил
свое тело, так что конец торчал сзади
и Джонсон мог его ощупать пальцем.
Затем самоеды вскипятили воду в
котле, поставили в чуме
четвероугольное сидение, на котором
примостился жрец, сидя с поджатыми
ногами, и приблизили к нему котел с
кипящей водой. Кудесник крепко
обвязал свою шею веревкой из оленьей
кожи и дал держать концы ее двум
человекам, ставшим по сторонам
сиденья. Когда шамана покрыли
длинной одеждой, самоеды, державшие
веревку, стали ее тянуть каждый в
свою сторону, и английский
путешественник услышал шум от
падения каких-то предметов в кипящую
в воду и узнал от присутствующих
туземцев, что это упали голова, плечо
и левая рука кудесника, отрезанныя
веревкой. Суеверные дикари не
позволили Джонсону исследовать эти
предметы, говоря, что всякий
увидевший сокрытое от человеческих
глаз должен умереть. Представление
кончилось появлением кудесника,
который совершенно невредимый
подошел к огню и объяснил
английскому путешественнику, что
никто не может узнать тайн,
переданных ему божеством во время
его бесчувственного состояния».
Как видно из этих описаний, в
середине XVI столетия аборигенами
русского европейского Севера были
достаточно хорошо освоены, а точнее
— пока еще не утрачены основные
шаманские технологии.
Что же касается Петра I, то он все-таки
внес свой вклад в развитие якутского
шаманизма, точнее — в его изучение.
За несколько дней до смерти
император подписал указ о Первой
Камчатской экспедиции под
руководством Витуса Беринга, которая
затем переросла в беспрецедентную по
масштабам и задачам Великую Северную
экспедицию и в течение полутора
десятка лет проводила исследования
полярных и восточных оконечностей
империи. В составе этой секретной
экспедиции, кроме военных, были
историки и этнографы Г.Миллер, Г.Гмелин,
И.Линденау, С.Крашенинников, которые
и оставили первые, хоть порой и
поверхностные, но все же сделанные
профессиональными учеными, описания
действ якутских шаманов-ойунов.
Вот как выглядел ритуал 1736 года в
глазах Гмелина: «В юрте, где должно
было происходить камлание, он
разделся и одел плащ, который по
количеству навешанных на нем всяких
железных побрякушек мог сравниться с
самым лучшим шаманским костюмом.
Одевшись, он взял свой волшебный
бубен и сел с ним посреди юрты лицом к
юго-западу. Затем он стал барабанить
и кричать. Это продолжалось в течение
четверти часа с такими жестами и
выворачиванием членов, что боязливый
человек не смог бы этого выдержать. С
ним не было хора, и он, сидя,
разыгрывал комедию совсем один. Это
должно было быть только приглашением,
которым он призывал к себе чертей.
Затем он внезапно вскочил и кричал
длительное время, постоянно барабаня
и стоя все время на одном месте.
Длинные черные волосы, сильно
растрепавшиеся от частых поворотов
головы, придавали ему вид фурии, и он
стал так носиться по юрте, что
наскакивал на все и выгнал всех, кто
находился в юрте. Если бы я не полагал,
что тренировка и необычная
физическая сила могут помочь
человеку вынести то, что вынес этот
мужик вследствие своих
насильственных движений, я бы
определенно не знал, чем объяснить
его силу. Правда, раз после того, как
он сильно шумел, казалось, будто он
впал в бессознание, но
присутствовало несколько якутских
князьков, из которых двое
поддерживали шамана, чтобы он не упал,
ибо это, по их мнению, могло бы
принести всему народу большое
несчастье, если шаман во время своего
сеанса свалится без сознания на
землю. Третий князек держал над
головой шамана накаленную сталь и
точил на ней нож до тех пор, пока
шаман не пришел в себя. Придя в себя,
шаман сразу же продолжил свое
фиглярство. Было несколько таких
перерывов, и поэтому кажется, что они
скорее вызваны привычкой, чем
дьявольскими мучениями или
физическим утомлением. Часто он
стоял совсем неподвижно, пристально
смотрел в воздух и хватая оттуда что-то
рукой, будто хотел поймать нечто
невидимое. Ежеминутно он придавал
сцене новый вид с такой необычайной
ловкостью, что можно было только
удивляться...»
Надо сказать, что упомянутые ученые
поначалу относились к «шаманским
кривляниям» достаточно скептично и
даже пренебрежительно. Тот же Гмелин,
еще до камлания побывав на главном
празднике якутов ысыахе и посмотрев
его освящение, записал в своем
дневнике: «Церемонию открыл
волшебник. Затем волшебник, сидя,
произнес речь, некоторые говорят, что
он молился. Но как слуга дьявола
может серьезно молиться, или чего
может достичь его молитва?..»
Гмелину вторит чуть более поздний
путешественник Г.Сарычев: «Доверенность,
каковою пользуются шаманы у всего
здешнего простого народа, отнимает
всякое на них подозрение в обмане, а
предрассуждение о связи их с злыми
духами утверждает еще более в мнении,
что все делаемое шаманами
производится черезъестественным
образом и не иначе как с помощью
дьявольскою. Мнимая сия власть над
духами дала им право выдумывать
разные сказки и нелепости для
суеверного невежества, дабы более
верили, что они могут предсказывать
будущее, знать настоящее и прошедшее,
повелевать ветрами и бурями, лечить
больных и доставлять счастье в
звериной ловле. Таким образом всегда
имеют случай выманить что-нибудь у
легковерного народа».
Но этот же исследователь, сделавший
в XVIII веке заключение в стиле будущих
большевистских идеологов-атеистов,
приводит описание камлания, где
шаман явно выступает в качестве
личности, обладающей если не
паранормальным, то, по крайней мере,
гипнотическим даром: «Через
несколько минут (шаман. — В.Ф.)
опамятовавшись, просил ножа, и когда
подали, то ударил себя им в брюхо и
велел одному якуту вколачивать его
поленом до самого черня. Потом
подошел к очагу, взял три горящих
угля и один за другим проглотил, не
показывая ни малой боли, после чего
плясал еще долго. Наконец, вынул из
брюха нож и, выхаркнув с некоторым
усилием проглоченные угли, стал
предсказывать, что больной
выздоровеет, если в жертву злому духу,
мучавшему его, убита будет лошадь, и
назначил притом, какой она должна
быть шерсти».
Подобные действа вновь прибывшие
ученые заносили в разряд «фокусов»,
объясняли только «ловкостью рук» и
при случае старались даже устраивать
публичные «разоблачения».
Так, в частности, поступили Миллер и
Гмелин. «Мы услышали о волшебнице,
которая так прославилась, несмотря
на свою молодость, ей было 20 лет, что
пользовалась большим доверием,
нежели волшебники, уже под 40 лет
практиковавшие свое искусство. Она
жила в 20 верстах от города. Профессор
Миллер послал за нею, и она явилась.
Она признала, что она волшебница и
настолько сильна в своем искусстве,
что может пронзить себя насквозь
ножом без вреда для себя. Назначили
вечер, когда она покажет свое
искусство, и она согласилась.
Волшебное платье было надето,
заиграл бубен, и волшебница стала
делать прыжки, которые были очень
искусны, вероятно, вследствие ее
молодости. По голосу нельзя было
судить, что она так молода; ее крики,
сливаясь с шумом бубна, походили то
на рев медведя, то на рычание льва, на
лай собак, на мяуканье кошек и т.п.
Верхом на бубне она взлетала то к
воздушным чертям, то к тем, что живут
на земле, обращалась с ними очень
свободно, вызывала каждого,
разговаривала с ними и получала, как
она утверждала, искренние ответы.
Якуты были вне себя от изумления...»
Но ученым мужам оказалось этого мало,
они потребовали, чтобы шаманка
проткнула себя ножом при их полном
контроле. Волшебница, конечно,
знавшая, что некоторые шаманы могут
без всяких последствий пронзать себя
в нескольких местах, но, видимо, не
обладавшая подобным даром, наверняка
горько пожалела о сказанном, но
отступать ей было уже некуда. И она,
хоть и не сразу, но решилась. Как
свидетельствует Гмелин, «я ощупал
рану и кусок выпавшего сальника.
Волшебница отрезала его, велела
изжарить на угольях и съела». Рана на
ее животе, увы, не затянулась тут же,
как полагалось по всем канонам
волшебства, и торжествующие
профессора заставили бедную женщину
«дать письменное сознание за своей
подписью и подписью переводчика
городского в том, что она до этого
раза никогда не продевала сквозь
тело ножа и теперь не имела намерения
этого делать, а хотела обмануть нас,
как якутов...» Публичное разоблачение
состоялось, но так сильно ранившая
себя женщина «оставалась спокойною,
как будто с нею ничего не случилось»,
а «через шесть дней рана ее зажила,
хотя она ее не больше двух раз
перевязала». Интересно, за сколько бы
дней исцелился от ножевого ранения в
живот сам профессор Гмелин?..
Кстати, его последователь, автор
знаменитой монографии «Якуты»
политссыльный В.Серошевский, имевший
больше времени для наблюдений, писал:
«Я заметил, что, хотя всем подобным
фокусам удивляются и охотно на них
смотрят, тем не менее от шамана, «настоящего
шамана», требуют иных качеств. В
Колымском округе я встречался с
молодым еще, но ловким шаманом,
проделывавшим большинство
упомянутых фокусов: он глотал палку,
ел горящие уголья и стекло,
выплевывал изо рта монету,
исчезавшую из его рук на глазах
зрителей и т.п. — и все-таки его не
считали первоклассным шаманом, между
тем как старуха-шаманка, не умевшая
делать ничего подобного,
пользовалась, видимо, большим
почетом и славой. Хороший шаман
должен обладать многими
необыкновенными свойствами, но
главное — умением производить на
окружающих более или менее сильное
впечатление. Он не кичлив, много о
себе не рассказывает, не жаден, не
требователен; в обращении с
обыкновенными людьми у него не
заметно ни особенного высокомерия,
ни гордости, а скорее проглядывает
сознательное чувство внутренней
силы, перед которой невольно
преклоняются окружающие и которая
рождает к нему доверие и повиновение.
«Тот не солжет, тот или откажется, или
поможет!» — говорят про такого».
«Мичман флота» Ф.Матюшкин, один из
ближайших друзей-лицеистов А.Пушкина,
судя по стилю писем-отчетов из Якутии,
не был ханжей и академической
занудой, да к тому же еще отличался и
смелостью. Увидев однажды зимней
ночью огонек в глухой далекой тайге,
он тут же повернул к нему, несмотря на
резкий протест проводника. Последний
опасливо утверждал, что в этой юрте
живут черти. Вообще-то проводник
действительно был недалек от истины
— перед ними оказался специальный
шаманский чум, где как раз
разворачивалось очередное действо.
Выскочившие навстречу незваным
гостям тунгусы, увидев «русского
тойона (господина)», принялись
умолять его не мешать шаманить.
Матюшкин успокоил их.
«Я не протопоп, — сказал я засмеясь,
— и я тоже буду спрашивать вашего
шамана о будущей моей участи». Мои
слова тотчас же были переведены, и
доверие, радость возвратились на все
лица. Я вошел в юрту. Несколько женщин
сидело вокруг огня, а шаман ходил
взад и вперед по разложенным на полу
шкурам баранов. Длинные черные
волосы почти совсем закрывали лицо
его, кровью налившееся,
зверообразные глаза сверкали из-под
густых нависших бровей. Странная его
одежда, обвешенная ремнями с
железными, медными и серебряными
оконечностями, бубны в правой руке и
лук в левой — все, все давало ему
какой-то страшный вид (и он довольно
был похож на черта московского
театра). Упершись головою на лук, он
начал кружиться в молчании около
одной точки, стал водить руками над
головою и делать движения, подобные
тем, какие делают наши магнетизеры.
После этого вдруг ударил в бубны и
стал скакать с чрезвычайным
проворством, корпус его изгибался,
как змея, голова его обращалась около
шеи, как колесо с таким невероятным
проворством, что и теперь не могу
довольно надивиться. Наконец упал
без чувств на землю. Его подняли, все
лицо его было в крови, он обтирал оное,
и кровь все вновь выступала из-под
кожи (какое ужасное напряжение!).
Наконец, он совсем встал и уперся на
лук — каждый его спрашивал. Ко мне
шаман был очень милостив. Если верить
словам его, все, все будет успешно и я
все время буду здоров и через 3 года в
Царском Селе!
«Какую я люблю девушку?» — спросил
я у него. «У твоей девушки глаза, как
лазурь неба, а волос, как слабый свет
луны (светлорусые)». — «Сколько ей
лет?» — «Добра ли?» — «Умна ли?» —
etc..., etc... «Любит ли и помнит ли меня?»
— «Если бы она сама о сем меня
спрашивала, я бы ей отвечал».— «Чорт
тебя возьми!» — сказал я ему с
сердцем. «Я уже и так достояние ада»,
— сказал он очень хладнокровно. «А я?»
— «На тебя они не смеют смотреть,
твоя душа не принадлежит им». — «И за
это благодарю». Потом его начали
спрашивать другие, и когда все
вопросы были кончены, он стал
выпускать из себя чертей, делая
разные кривляния, и дорогие гости его,
которых он созывал около 4 часов,
вышли из него в 15 минут. Я не суеверен,
но если чудеса, которые рассказывают
о месмеровом магнетизме не ложь, то...то...
Но теперь ведь грех в Петербурге
говорить о шаманах».
В конце письма Матюшкин сообщает,
что «мелкие обстоятельства, которые
со мной случились по приезде моем в
Средне- и Нижне-Колымск, — сколько и
не были невероятны, но все с
удивительною точностию были
предсказаны шаманом».
Что же касается обстоятельств
крупных, то процитированное письмо
было отправлено Матюшкиным из
Нижнеколымска в конце 1820 года, в
самом начале работ экспедиции под
руководством Ф.Врангеля. Впереди «мичмана
флота» ждали четыре труднейших и
опасных похода через всю Якутию в ее
заполярную и арктическую зону, и все
они завершились успешно, с хорошими
результатами. Он вернулся в
Петербург ровно через три года в
полном здравии и на крыльях славы,
быстро пошел в рост, дослужился до
адмирала, стал сенатором и пережил
своего ровесника Пушкина на 35 лет.
Думается, Матюшкин не раз потом
вспоминал предсказания тунгусского
шамана и не преподносил их как «фиглярство».
Известно, что, возвращаясь из своих
северных поездок в столицу, Матюшкин
всякий раз старался встретиться с
Пушкиным, с не меньшей радостью
стремился к нему и поэт, подолгу
расспрашивающий друга-путешественника
о далекой таинственной Сибири.
Возможно, во время одной из таких
бесед Пушкин и «заразился» идеей
написать роман о урожденном в
Якутске землепроходце Владимире
Атласове, которого сам поэт окрестил
«камчатским Ермаком». Пушкин успел
собрать имевшуюся литературу о
Якутии, вступил в переписку с
несколькими ее исследователями, но
преждевременная и неожиданная
смерть не позволила ему осуществить
замысел. Думается, что Матюшкин
просто не мог не рассказать
Александру Сергеевичу о случае с
шаманом, обо всех своих последующих
встречах с «якутскими волшебниками»,
об их ритуалах, обрядах и воззрениях.
На подобную мысль автора этих строк
натолкнули живущие в памяти строфы
из знаменитого пушкинского
стихотворения «Пророк», написанного
в 1826 году. По сути, в нем описывается
действо обращения неофита в шаманы.
Любопытно, но, уже дописывая эту
главу книги, я вдруг обнаружил в
статье известного православного
священнослужителя и богослова
протоиерея Александра Меня «Доисторические
мистики», что и он, рассматривая
посвящение шамана, «невольно
вспомнил библейского пророка,
воспетого Пушкиным, который пережил
такое же перевоплощение». А может,
толчком послужил не библейский, а
языческий пророк, так эмоционально и
живописно обрисованный только что
вернувшимся из Якутии Матюшкиным?
Возвращаясь к последнему и его
диалогу с шаманом-ясновидцем,
отметим, что особенно интересной в их
разговоре оказалась одна деталь,
поразившая тогда и самого
путешественника, — шаман назвал
девушку мичмана голубоглазой, хотя в
далекой глухой тайге (2000 верст от
Якутска) ни он сам, ни кто-либо из его
соплеменников прежде никогда не
встречали голубоглазых людей.
Матюшкину даже пришлось подтвердить
любопытствующим тунгускам, что такие
«нечеловеческие» глаза и вправду
встречаются у русских. Выходит, шаман
действительно увидел девушку. А что
касается оставленного без ответа
вопроса о том, любит ли и ждет далекая
зазнобушка Матюшкина, то «волшебник»,
может быть, просто не стал
расстраивать «доброго господина». На
такие мысли наводит факт: вернувшись
в Петербург и написав отчет, Матюшкин
тут же ушел на целых два года в
кругосветное плаванье.
Итак, если некоторые заезжие
путешественники и исследователи еще
могли себе позволить несколько
высокомерный и ироничный взгляд на
шаманизм, то у местного населения, в
том числе и у потомков русских
землепроходцев, появившихся в «якольской
землице» в XVII веке, было свое
отношение к древней религии. Шаманам
верили, их уважали и боялись — и при
жизни, и после смерти. Надо сказать,
что к моменту появления россиян
шаманы в Якутии уже не просто
существовали, а даже представляли
отдельную социальную прослойку. На
это указывают списки сбора ясака — «подоходного
налога» допетровских времен, где
наряду с «князцами», «холопами» и «улусными
мужиками» значатся отдельной
строкой «оюны». Уже в год закладки
первого города-острога на Лене (1632)
его основатель Петр Бекетов получил
20 соболей с «Инена оюна». Причем, судя
по разбросу величины ясака, шаманы
были и совершенно бедными, и
состоятельными, как князцы. Может,
это зависело от силы и известности
ойуна. В ясачной книге Якутии от 1649
года, где записано 1497 плательщиков,
значатся имена 43 шаманов, как правило,
по одному—два на волость.
О высоком авторитете и
общественном статусе шаманов
говорит тот факт, что именно они,
подобно гаитянским жрецам вуду,
стали руководителями
освободительного восстания 1642 года,
когда «инородцы» поднялись против
якутского воеводы, «свирепого
стольника Головина», и его
подчиненных, что нестерпимыми
поборами, жестокостью и
несправедливостью довели народ до
крайности. Шаманы разработали план
покушения на воеводу и лично
руководили несколькими сражениями, в
которых были разбиты отдельные
казачьи отряды. Правда, в итоге
восставшие проиграли, но Головин был
смещен и отдан под суд. В 1682 году
произошло еще одно восстание под
предводительством ойуна Эргиса.
Видимо, результатом этого, то есть
боязни шаманов, стал указ воеводы
Арсеньева от 1696 года о запрещении
шаманства в городе Якутске и его
ближних окрестностях. Боролись с
ойунами и православные священники,
обращая якутов в христианскую веру,
но часто люди крестились только из-за
полагавшихся при этом льгот или
подарков, а в душе все равно
оставались язычниками и устраивали
свои традиционные ритуалы.
То, что шаманизм в Якутии XVII
признавался «де факто и де юре»,
подтверждает известный историк С.Токарев.
В своих работах он приводит
многочисленные жалобы в адрес
официальных властей и судебные дела,
где фигурируют шаманы. Их обвиняли
либо за то, что они, получив плату, не
вылечили больного, либо (значительно
чаще) за умышленную «смертельную
порчу» людей или скота. И каждому
иску давался законный ход. По одному
такому делу воевода распорядился
провести «повальный обыск», то есть
опросить 80 человек жителей четырех
соседних волостей на предмет
вредоносной деятельности ойуна, и 64
свидетеля показали, что «Булгус
шаман испортил волшебством своим
мужеского и женского полу якутов 13
человек да лошадь, и от ево порчи те
люди и лошадь вскоре померли». Были
истории и более фантастические.
Например, такая: «...Деки шаман
обратился своим волшебством
медведем и пршед того Булгуя изъел, и
тот де Булгуй от того его волшебства
летом умер; а видел то его волшебство
шурин его». Результатом последнего
доноса стал арест шамана. И хотя тот
под пытками утверждал, что «з бесми
он Деки не знаетца, а шаманит он по
своей вере, призывает бога, а
ведовством и порчею ево Деки
поклепали напрасно», но все равно
угодил в тюрьму. Конечно, ситуаций,
когда шаманы справлялись со своими
обязательствами и совершали
настоящие чудеса исцеления, было во
множество раз больше, но, понятно, что
по такому случаю никто не обращался к
воеводе.
Как пишет С.Токарев, при случае и
сами власти Якутска были не прочь
использовать шаманов, в реальности
силы которых они не сомневались. Так,
известен интересный факт о воеводе
Андрее Барнешлеве. Последний в 1679
году, прослышав, что против него
подана якутами челобитная, где
перечисляются его многочисленные
насилия и беззакония, — решил
обратиться к помощи ойунов. Он
призвал их и «приказал шаманить о
смерти челобитчиков, а также и о том,
чтобы новый воевода, который должен
его сменить, был к нему добр».
Не знаю, насколько удалось
преуспеть в выполнении «правительственного
задания» «шаману Няче, что у Андрея в
горнице шаманил», но приехавший на
смену Барнешлеву Фома Бибиков с
суеверным ужасом тут же поспешил
донесть юному царю Федору
Алексеевичу: «А в их земле шаманы
бесовским призывом и волшебством
людей портят и морят!»
Было это за три года до рождения
Петра Великого и за полвека до
несостоявшейся «командировки»
якутских шаманов ко его двору.