На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

ПРОГРАММА
младо-якутской национальной советской социалистической партии середняцко-бедняцкого крестьянства “конфедералистов”

Современное народное хозяйство Якутии, в котором преобладает сельское хозяйство, еще только начинающее переходить из натурального состояния в товарное, может развиваться только в одном из двух направлений к капитализму или к социализму: история хозяйственного быта не знает третьего направления - это должно быть признано как совершенно неоспоримое научное положение. Развитие нашей нации в направлении капитализма в дальнейшем своем движении, как это показывает история развития капитализма во всех странах, неизбежно должно привести к развитию и всех тех крайне отрицательных социальных язв, которые вытекают из самой сущности капитализма и являются неизменными спутниками: накопления средств производства и обращения товаров в руках незначительного класса предпринимателей, пролетаризации огромного большинства трудящегося населения и вытекающего отсюда общественного неравенства и все больше растущей эксплуатации имущим меньшинством неимущего большинства, вытекающей отсюда классовой борьбы и т.д.

Но в современную эпоху финансового капитала, капиталистическая система не может оставаться вне сферы экономического воздействия империалистического капитала, а она неизбежно будет втянута в орбиту мирового обращения капитала, а поскольку всякое участие в мирохозяйственном обороте есть нечто иное, как участие в экономической борьбе, это означало бы сознательное вступление якутской нации в ту неравную экономическую борьбу, которая неизбежно привела бы ее к положению объекта колониальной эксплуатации. Отсюда нельзя себе представить это таким образом, что здесь будет происходить взаимное и равное экономическое оплодотворение двух равных сторон. Такое представление противоречит основным законам экономики. История развития капитализма во всех странах показывает нам, что вступление хозяйственно-отсталой страны в экономические взаимоотношения с более развитыми капиталистическими странами, неизбежно приводит к односторонней эксплуатации капиталистической страной экономически слабой страны. Но нельзя представлять себе и так, что здесь, наверное, дело ограничивается одной экономической эксплуатацией.

История империалистической политики в этом отношении изобилует неисчислимым количеством весьма поучительных примеров не только в прошлом, но не менее, если только не более, и в современную эпоху империализма и в современную эпоху трудно указать такую экономически слабую страну, которая являясь рынком сбыта или сырья или приложения капитала современного империалистического государства, в то же время хранила бы свою политическую независимость. Вот почему якутская национальная советская социалистическая партия середняцко-бедняцкого крестьянства (кон-федералистов) ставит первостепенной и основной своей задачей всемерное содействие действительному утверждению социализма в Якутии и неуклонную борьбу со всякими контрреволюционными, антисоветскими устремлениями.

Единственный путь сохранения якутской нации в современную эпоху монополистического империализма партия видит только в неукоснительном устремлении ее к социализму на основе опыта передовых советских социалистических республик при их могущественном содействии и под их братским руководством (на основе договорного взаимоотношения).

2. Единственный правильный путь утверждения социализма в нашей стране отсталого скотоводческо-земледельческого хозяйства, наша партия, также как и ВКП, видит в твердо взятом курсе к постепенному, но неуклонному развитию всех видов кооперации, особенно сельско-хозяйственной и кредитной, а равно коллективных форм сельского хозяйства с дальнейшим курсом к укреплению коллективных форм земледельческого и скотоводческого хозяйства на основе электрификации таковых. Но этот курс постепенного насаждения кооперативных и коллективных форм хозяйства, наша партия мыслит только как всемерное содействие к добровольному переходу к этим формам хозяйства, исключительно путем всемерной катализации добровольной самодеятельности населения в этом направлении.

3. Отдавая себе совершенно ясный отчет в тех трудностях, с какими неизбежно должно быть сопряжено утверждение социализма в нашей отсталой стране преимущественно полунатурального земледельческо-скотоводческого хозяйства, наша партия, так же как и ВКП, вполне признает безусловную необходимость постепенной индустриализации страны на социалистических началах.

Однако, индустриализация нашей страны посредством раздачи концессий в условиях капиталистического окружения Союза Советских республик может иметь гибельные последствия для якутской нации, ибо в случае иностранной интервенции в СССР, концессии, предоставленные иностранному капиталу, явились бы исходными пунктами проникновения империалистического капитала в нашу страну, результатом чего безусловно явилось бы экономическое и политическое порабощение отсталой якутской нации той или другой империалистической державой.

Это империалистическое порабощение было бы тем более гибельным для нашей нации, что оно неизбежно должно сопровождаться усиленным притоком иноплеменного населения, совершенно очевидно, что такая интенсивная иммиграция более культурного иноплеменного населения, которая будет происходить на основе империалистической эксплуатации отсталого коренного населения, безусловно приведет к окончательному исчезновению немногочисленной якутской нации. Пример необычайно быстрого роста населения в районах разработки недровых богатств мы имеем в Северо-Американских штатах, где в пунктах разработки недровых богатств в течение каких-нибудь 20-25 лет вырастают огромные города с населением 200, 400 и 500 тысяч человек. Даже в Сибири город Новониколаевск из деревни в 4-5тыс. жителей, вследствие начавшейся близ него разработки Кузнецкого угля, вырос в течении 20 лет в город со стотысячным населением, ныне являющийся столицей Сибири. Впрочем, не нужно и этих примеров, когда даже на наших глазах за 2-3 года разработки примитивным способом и незначительными капиталами Томмотского золота, там накопилось 10-15 тысяч иноплеменного населения и из этого можно судить как быстро идет приток иноплеменного населения в Якутии, если начнется разработка его недровых богатств.

Ясно, что если в Якутии в течение 10-15 лет разовьются золотые прииска в Томмоте, откроются разработки платины в Верхоянском и Вилюйском округах и исландского шпата в Колымском и Вилюйском округах, то в этих пунктах накопится, по крайней мере, 80-100 тысяч иноплеменного населения, а через 25-30 лет не меньше 250.000 населения - то есть столько, сколько в настоящее время насчитывается якутов. Спрашивается: что-же обещает якутской нации дарованная ей куцая автономия, если она в недалеком будущем остается в своей стране в численном меньшинстве?

Мировая борьба между империализмом и коминтерном с точки зрения интересов якутской нации настоятельным образом вызывает необходимость таких взаимоотношений между ЯСС республикой и Союзом СС республик, которые могли бы гарантировать преимущественное значение Якутской республике в вопросах, касающихся концессионной колонизационной и иммиграционной политики СССР в пределах нашей страны. Между тем согласно действующей Конституции СССР, даже РСФСР не имеет преимущественного значения в вопросах концессионной политики СССР, даже по отношению концессий, создаваемы в пределах ее территории. Вот почему наша партия стоит на точке зрения вхождения Я-С ССР не в РСФСР, а в СССР на особо договорных условиях в качестве равноправной стороны, обладающей такими правами, которые действительно гарантировали бы ей действительную возможность самостоятельного самоопределения и, в частности, гарантировали бы якутской нации действительную возможность самостоятельного решения вопросов концессионной и колонизационной политики на ее территории. Такая полнота самоопределения может быть достигнута только при условии признания в союзном договоре за Якутской Советской Социалистической Республикой права на свободный выход из Союза ССР, а также права распоряжаться землями, ее недрами, водами и лесами своей территории.

Далее полнота самоопределения предполагает наделение Якутской Советской Социалистической Республики подобающей Союзной республике полнотой законодательной власти, - причем социалистические основы судоустройства и судопроизводства, как и основы уголовного и гражданского кодексов и кодексов о труде, о земле и т.д. должны быть предусмотрены в Союзном договоре, каким путем, с одной стороны, устанавливается вполне достаточная гарантия сохранения социалистического характера нашей республики, а, с другой стороны, этим самым последней предоставляется подобающая Союзной республике полнота законодательной власти в различных отраслях государственного строительства с теми ограничениями, которые будут установлены добровольным соглашением равноправных сторон в интересах более плодотворного социалистического строительства договаривающихся сторон.

Само собой разумеется, что по Союзному договору Якутская Советская социалистическая республика должна будет передать Союзу Советских Республик всю полноту полномочий в области военной и дипломатической защиты ее интереса, а также по делам народной связи и путей сообщения. Всякая административная зависимость других наркоматов Я-С ССР от соответствующих наркоматов СССР должна быть упразднена и теперешние объединенные наркоматы ЯАССР должны быть совершенно освобождены от какой бы то ни было зависимости не только от соответствующих Наркоматов Союза Советских Республик, но и других верховных органов последнего, являясь исключительно исполнительными органами верховной законодательной власти Я-С СС республики. Однако, в случав недостатка средств для установления самостоятельного бюджета Я-С СС республики в Союзном договоре должны быть сохранены ныне действующие ограничения бюджетного права Я-С ССР с вытекающей из этих ограничений системой административной зависимости НКФ Я-С ССР от НКФ СССР с совместимым с указанными ограничениями бюджетного права Я-С ССР расширением полномочий НКФ Я-С ССР, а равно должны быть сохранены и те дотации и субвенции, которыми ныне пользуется ЯАССР.

Основание необходимости договорных отношений нашей республики с остальными советскими республиками, разумеется, должно ограничиваться приведенными доводами. Во всяком случае может подлежать серьезному оспариванию тот несомненный факт, что в Москве не знают специфических условий Якутии и нельзя у нас гасить свет по приказу из Москвы, как это получается в настоящее время при действующей автономной Конституции ЯАССР, когда все детали строительства диктуются из Москвы по Всероссийскому шаблону, что вызывает массу технических затруднений в строительстве вследствие неосведомленности центра в наших условиях и дальности расстояния. Все эти недостатки, связанные с существующей централизованной системой управления, могут быть устранены только путем установления Союзного договора на изложенных началах.

Кроме того, необходимо воодушевить коренное население к социалистическому творчеству, поднять его дух, что возможно лишь при той полноте национального самоопределения, которая может быть достигнута только конфедеративной конституцией, ибо в настоящее время этот подъем национального духа подавляется недоверием якутского населения к русскому.

Наконец, крайне необходимая для нашей Республики материальная помощь Центра в подобающих размерах, очевидно, может быть обозначена только посредством заключения Союзного договора, так как практика установления автономной зависимости Я-С ССР от РСФСР с достаточной убедительностью показала, в какой мере трудно рассчитывать на более или менее серьезную материальную помощь центра посредством ходатайств, возбуждаемых в порядке бюрократического представления. Совершенно очевидно, что в этом отношении интересы Я-С ССР не могут быть обозначены только путем заключения договора и материальной поддержки Центра, которая нам крайне необходима, особенно для усиления оборотных средств наших кооперативных и госпредприятий, которые, как известно, в настоящее время переживают крайне серьезный кризис, благодаря жестокой кредитной политике госбанка, практикующей крайне высокие кредитные проценты при необычайно коротких сроках уплаты.

Насколько серьезно может быть значение договора о материальной поддержке Центра для благосостояния нашей страны можно судить, например, по следующему примеру: прежде Лензолото являлось рынком сбыта для Якутии, а теперь оно закупает продукты в Монголии, а между тем Союзное правительство в недавно заключенном концессионном договоре, безусловно, могло обязать концессионеров закупать продукты в пределах нашей Республики.

Ясно, что только при договорных отношениях нашей республики с СССР такого упущения интересов нашей страны не могло бы произойти. Нужно ли доказывать, что при договорных отношениях с СССР безусловно не могли бы иметь места те крайне обидные для нас осложнения, какие в настоящее время создались у нас с Центром, например, в связи с передачей Алданских приисков Союзному тресту.

5. а) Буржуазная идеология правового государства исходит из метафизических идей суверенитета, т.е. верховенства всенародной воли и неотчужденных прав личности. Эти идеи, являющиеся плодом априорного философского измышления, отнюдь не представляют общепризнанной научной истины. Надо сказать даже больше того: эти концепции находятся в противоречии даже с самыми элементарными положениями современной научной мысли. Идея абсолютных, так называемых, непринужденных и неприкосновенных даже для верховной власти государства прав личности, являясь продуктом чистейшего философского априоризма, совершенно не доказуемым методом научного мышления, которое по самой природе своей не может оперировать с каким-либо абсолютным принципом, эта идея практически укрепляет очевидную для всех вопиющую несправедливость современного классового общества; дело в том, что в современном классовом обществе наряду с многочисленным классом пролетарского населения, которое едва обеспечивает себе пропитание продажей своей рабочей силы и потому фактически лишено какой-либо возможности осуществлять в подобающей полноте теоретически признаваемые за ним права пользования свободой печати, свободой собрания и союзов и свободой слова за отсутствием средств для издания газет и книг, для найма помещения под многолюдные собрания и т.п., так и за отсутствием свободного времени или необходимого образования - наряду с этим классом людей в современном обществе существует немногочисленный класс капиталистов, обладающих достаточным капиталом для издания газет и книг, распространяемых в миллионах экземпляров, при помощи которых эта господствующая клика имеет возможность обрабатывать так называемое общественное мнение в пользу затеваемых в их интересах империалистических авантюр и вообще во всех случаях вести грандиозную агитационную кампанию в своих классовых интересах.

Совершенно очевидно, что при таких условиях принятия принципа неотчуждаемости в смысле абсолютной неприкосновенности даже для верховной власти государства, права каждой личности пользоваться свободой печати, союзов и собраний практически является ничем иным, как прикрытым узаконением вопиющей социальной несправедливости современного классового общества. Следовательно, поскольку принципы социальной справедливости и социальной целесообразности не могут быть оспариваемы как основные предпосылки научно поставленной, здоровой социальной политики, должно быть признано, что метафизическая идея так называемых неотчуждаемых прав личности находится в непримиримом противоречии с основными предпосылками позитивной науки социальной политики.

Идея единой всенародной общенациональной воли стоит в прямом противоречии с общепризнанным научно установленным фактом классовой, расовой, национальной, сословной и всяческой подобной дифференциации современного общества, логически исключающей возможности какой-либо единой общенародной воли в решении вопросов, затрагивающих сплошь и рядом противоположные интересы различных классов и других групп современного общества. Затем эта идея единой всенародной воли, якобы являющейся верховным хозяином правового государства, которые по своей организационной структуре отнюдь не представляют чистой воли всего народа, вот потому, что эти органы обыкновенно составляются из двух палат, лишь одно из которых составляется из выборных представителей народа, тогда как другая палата, участвующая в законодательной деятельности на равных правах с первой народной палатой, никогда не составляется путем всенародных выборов; а, во-вторых, еще и потому, что так называемые представители народа, участвующие в отправлении законодательной работы в народной палате, в действительности никогда не являются представителями народа в действительном смысле этого слова, так как в своей законодательной деятельности они, как правило, обязаны руководствоваться своим свободным убеждением, а не наказом своих избирателей, который, как правило, признается не имеющим никакой обязательной силы для выборного члена народной палаты. Кроме того, здесь нельзя не отметить и того неоспоримого факта, что депутаты народной палаты неизбежно вовлекаются в различные организованные парламентские группировки, которые муссируются политическими партиями и другими общественными организациями, возникающими на основе реальных классовых, сословных, национальных и других групповых интересов.

Совершенно очевидно, что при таких условиях решения народных палат отражают не единую волю народа, которой в действительности не существует и которую трудно даже мысленно представить, а скорее представляют результат организованной борьбы противоположных классовых и других групповых интересов. Наконец, принцип суверенитета всенародной воли как верховной власти, обладающей монопольным неограниченным правом произвольного изменения основ политической конституции, всегда неразрывно связанные также и с основами социального строя, исходит из той предпосылки, что сложные научные вопросы, касающиеся изменения основных принципов политической конституции, неразрывно связаны также и основами социального уклада общества, должны быть разрешаемы путем научного изучения законов социальной жизни, ее движения и развития, с механическим путем парламентского голосования. С этой точки зрения более правильным представляется то учение, согласно которому коренные реформы основных начал государственного строя производятся не путем парламентского голосования, а совершаются в результате значительно более широкой и более глубокой борьбы социальных сил, которая на болев высоких стадиях общественной культуры, всегда руководимой политическими партиями, возникающими на основе классовых, национальных и других групповых интересов и борющихся на основе тех или других политических и социальных научных учений. С другой стороны, если исторический опыт свидетельствует, что основные принципы политических конституций в исторической деятельности изменяются не путем парламентского голосования, а лишь в результате закономерного хода социальной борьбы, регулируемого не парламентскими законами, а более могущественными законами социальной истории, то следует признать, что принцип верховенства народной воли, устанавливающий вымышленное монопольное право фиктивной народной воли на изменение основ политической конституции, сплошь также непримиримом противоречии с общественным научным представлением развития форм человеческого общества, как закономерного хода объективных сил истории, не поддающейся произвольному регулированию сознательной человеческой воли.

б) Но становясь на точку зрения классовой власти трудящихся при доминирующем в ней значении пролетариата, осуществляемой при планомерном руководстве революционной коммунистической партии пролетариата, т.е. становясь на точку зрения классовой диктатуры пролетариата вместе с тем мы, в полной солидарности с ВКП, исходим из безусловного признания настоятельной необходимости установления в советской Конституции действительной внутриклассовой демократии.

Настоятельная необходимость всемерного привлечения трудящихся масс к управлению государством не только не отрицалась, но всегда особо подчеркивалась Коммунистической партией. В.И.Ленин говорил, что пролетарская диктатура должна представлять высший тип демократии для большинства трудящихся. Тов. Сталин в своем докладе "активу Московской организации ВКП(б), об итогах работ XIV конференции РКП" говорит: - Вторая задача состоит в том, чтобы постепенно, но неуклонно проводить линию ликвидации скорых администрирования и руководства в деревне, линию оживления Советов, линию превращения Советов в настоящие выборные органы, линию насаждения в деревне начал советской демократии. Руководит тот, кто оживляет советы и создает крестьянский актив вокруг партии в деревне ("Правда" No 107 от 13 мая 1925 г. ). Таким образом, тов. Сталин придает особенную важность задачи поднятия активности трудящихся масс, особенно трудового крестьянства. Таким же образом ставится вопрос и в программе РКП принятой на VIII съезде партии в марте 1919 г. (см. ПП 1,5 и 8). И, действительно, при отсутствии активного участия широких трудящихся масс в Советах, последние неминуемо обрекаются на бюрократическое вырождение, каковой факт не только неоднократно констатировался в советской и партийной прессе, но даже отмечается в 8 п. Программы РКП: признание необходимости наиболее активной самостоятельности самых широких трудящихся масс во всех отраслях Советского строительства представляет основную идею советской конституции. Такие задачи поднятия крестьянского хозяйства на основе повышения его продукции путем улучшения сельскохозяйственной техники, проведением мер общественной санитарии, поднятием народного просвещения, улучшения местных путей сообщения и т.д. безусловно требуют самой активной самодеятельности наиболее широких кругов трудящихся масс. Идея общественной самодеятельности во всех отраслях местного управления составляет основное положение объективной науки государственного управления.

Разумеется, не менее общепризнанным положением является и признание общественной самодеятельности управлении функций центральной власти. Общественная самодеятельность, разумеется, дает свои плодотворные результаты и в работе центральной власти, содействуя отбору из широкого круга народных масс лучших людей для управления государством и, тем самым, облегчая отыскание наилучших путей решения многочисленных вопросов государственного управления; б) Содействуя выполнению интересов и нужд населения; в) действительно и более приближая законодательство, управление и суд к действительной жизни и тем придавая им более эмпирический характер.

Итак, общественная самодеятельность широких кругов трудящихся масс должна быть признана необходимым условием действительного осуществления власти трудящихся. Но это условие может быть достигнуто только путем установления реальных гарантий личных прав трудового народа. Разумеется, оставаясь неукоснительно на точке зрения классовой диктатуры трудящихся, мы далеки от того, чтобы проводить пресловутый принцип абсолютных так называемых "неотчуждаемых" неприкосновенных даже верховной государственной власти прав личности как таковой, но с другой стороны, совершенно очевидно, что без обеспечения личной неприкосновенности и других политических прав трудящегося не может быть вызвана к жизни и его политическая самодеятельность.

Совершенно очевидно, что если в передовых капиталистических странах Западной Европы, где развитие личности и общий уровень культуры, а также развития и распространения науки и техники достигли достаточно высокой степени, где продукция народного труда, концентрированного в крупных капиталистических хозяйствах, уже не зависит от индивидуальной самодеятельности и где организованный промышленный пролетариат составляет значительное большинство населения, где, наконец, с другой стороны, развитие индивидуализма достигло тех крайних размеров, в которых оно несомненно представляет глубоко реакционную суть, если в этих странах развитие личной самодеятельности в настоящее время действительно не является задачей первостепенной важности в нашей отсталой стране с преобладанием мелких единоличных крестьянских трудовых хозяйств, продукция которых может развиваться только при условии поднятия личной общественной самодеятельности самих трудящихся масс, что может быть достигнуто при условии обеспечения некоторого минимума основных политических свобод. Таков обособленное обеспечение прав трудового народа может быть осуществлено установлениями действительного обеспечения от нарушения со стороны правительственной власти неприкосновенности личности и свободы слова для всех граждан свободы печати, союзов и собраний только для трудящихся причем требование неприкосновенности личности и свободы слова для всех граждан выставляется исключительно ввиду практической возможности действительного обособленного обеспечения этих прав, только за трудящимися, так как представление правительственной власти право нарушать личную неприкосновенность и свободу слова по отношению к трудовому элементу неизбежно создало бы угрозу возможности нарушения и прав трудящихся.

Разумеется, что таков требование обеспечения конкретизированных политических прав значительно сужением для всех граждан и более широких для трудящихся отнюдь не может быть смешиваемо с той абсолютной "неотчуждаемостью" прав личности вообще в смысле неприкосновенности как даже для верховной власти государства, которая выдвигается политической идеологией буржуазной демократии так, как выдвигаемое нами требование обеспечения конкретных определенных политических прав каждого гражданина, несколько расширенных лишь для трудящихся, понимается нами как требование обеспечения этих прав лишь от нарушения со стороны правительственной власти, т.е. понимается не как абсолютный и непреложный принцип обязательный для верховной государственной власти, а лишь как средство юридической техники, служащей цели социальной целесообразности непротивопоставляемой, а подчиненной высшей цели социальной революции.

С другой стороны, требование свободы печати, союзов и собраний для трудящихся должно быть ограничено определенными рамками, необходимыми лишь в интересах развития общественной и политической самодеятельности трудящихся масс, так свобода собраний должна быть допускаема лишь при условии уведомления местной власти о месте и времени предстоящего собрания, а возникновение союзов и обществ трудящихся должно быть обусловлено разрешением особых комиссий, выделяемых волостными и областными съездами Советов, обязанных сообщить отказ или разрешение в определенный короткий срок с правом посетителей обжаловать ее постановления в комиссии, выделяемые высшими съездами советов, вплоть до Всеякутского съезда Советов, организациями трудящихся, разрешенным комиссиями съездов Советов должна быть предоставлена свобода печати, причем специальной Комиссии по делам печати, выделяемой Всеякутским съездом Советов, должно быть предоставлено право "закрытия и частичных предупреждений по отношению периодических органов разрешенных общественных организаций и право закрытия их изданий по мотивированному представлению правительства. Организациям должно быть предоставлено право обжаловать постановления этой Комиссии ЯЦИКу. Разрешительный порядок и предварительная цензура для частных изданий, безусловно, должны быть сохранены за органами НКПроса.

Таким образом, права свободы, могущие вылиться в общественную организованную силу, предоставляются только организациями трудящихся и то лишь под контролем особых комиссий, выделямых съездами Советов и, тем самым, социалистический строй вполне обеспечивается от возможности контрреволюционной реставрации. Однако, с другой стороны, действительная гарантия прав трудящегося может быть достигнута только обособлением правительственной власти от законодательной и установлением принципа подзаконности правительственной власти, должна вполне обеспечить личные права трудящихся, действительно необходимые для проявления политической самодеятельности трудящихся масс, так как при такой форме государственного устройства права личности трудящихся, устанавливаемых законодательной властью при действительном участии в ней самих трудящихся масс, отзываются вполне обеспеченными от нарушении со стороны правительственной власти. Но действительная подзаконность правительственной власти может быть достигнута: 1) предоставлением избираемому Всеякутским съездом Советов ЯЦИКа право вотировать недоверие всему составу СНК и отдельным наркоматам, влекущее за собой обязанности отставки последних и права предавать суду отдельных наркомов за преступление по должности, а также права утверждения республики; 2) правом обособленной независимой от правительства судебной власти проверять законность правительственных распоряжений и оставлять без исполнения распоряжения, не согласные с законами. В целях обеспечения классовой диктатуры пролетариата и общеполитического руководства за ВКП, Совнарком должен быть назначаем Якутским комитетом ВКП, причем как указано выше, этот состав остается у власти до тех пор, пока он пользуется доверием у ЯЦИКа. В этих же целях Якутскому комитету ВКП должно быть предоставлено право участия в отправлении законодательной функции в форме права утверждать и отклонять законопроекты, принятые как ЯЦИКом, так и Всеякутским съездом (абсолютное ОС1Э). В тех же целях численность войска в Якутии, которое должно состоять исключительно из национальных частей, должна быть определена Союзным договором между ЯССР и СССР. Никакие другие вооруженные силы, кроме предусмотренных в этом договоре на территории республики, не могут быть введены и организованы не иначе как с согласия законодательных органов ЯССР. Коммунисты должны быть разоружены.

6. По поводу кооперации наша партия придерживается принципа свободных выборов, только при условии таковых может быть достигнуто подлинное развитие действительной самодеятельности масс.

7. По вопросу об уравнении земельных наделов между якутскими и русскими земельными обществами, принимая во внимание: 1) более высокую культурность русских; 2) то, что они принадлежат к той нации, которая веками привыкла себя чувствовать высшей великодержавной нацией по отношению к якутам, новое обстоятельство неизбежно обуславливает такую социальную психологию русского населения, которая отмечается большей бодростью, уверенностью в себе, самодеятельностью и другими преимуществами, делающими эту нацию более жизнеспособной, чем якутское население; 3) большую интенсивность земледельческого хозяйства русских; 4) оседлый образ жизни и скученность населения, обуславливающее более высший уровень его культуры; 5) то, что русские крестьяне, благодаря вековой поддержке царского правительства, успели завоевать более простые и более выгодные позиции во всем по сравнению с якутами; 6) то, что благодаря всем перечисленным причинам якутское население, как более первобытное племя входит в кабалу к зажиточной части русских крестьян, которые у них арендуют земли, пользуясь большей частью расточительностью, нуждой, бедностью, дикостью якутской бедноты, арендуют у них земли, спаивая и вообще всячески эксплуатируя якутов к наконец; 7) большую потребность экстенсивного якутского скотоводческого хозяйства в земельной площади - принимая во внимание все это, мы придерживаемся той точки зрении, что если и было бы установлено незначительное превышение земельной площади, состоящей в пользовании якутских земельных обществ по сравнению с русскими, то это обстоятельство отнюдь не является достаточным обоснованием для проведения урезок земельной площади от якутских обществ в пользу русских.

8. Принимая во внимание 1) что кооперативные и гос. предприятия ЯАССР вследствие скудности их оборотных капиталов не в состоянии в достаточной мере оплодотворить неровное хозяйство Якутии: 2) что центральные государственные; к кооперативные предприятия, оперирующие на территории Республики, преследующие исключительно коммерческие цели, по самой природе своих целей не могут отказаться от колониальных методов торговли, мы считаем настоятельно необходимой самую серьезную материальную поддержку центра для усиления оборотных капиталов кооперативных и государственных предприятий ЯССР, а также организацию Якутской конторы Госбанка на паевых началах с участием Якутской республики на равных правах с госбанком с безвозмездным предоставлением ему необходимой для этого доли паевого капитала.

Hosted by uCoz