На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Епископ Якутский и Ленский Герман:

«Время расставляет всех по местам,
и каждому воздает должное»

«Добудьте Бога трудом, вся суть в этом(...)
Трудом добудьте. Покажите на себе,
и за вами пойдут».
Федор Достоевский

— Более миллиарда христиан на Земле с радостью и благоговением встретили 2000-летие Рождества Христова... Несомненно, православная христианская церковь имела огромное влияние на всей территории Российского государства, в том числе и в нашей Якутии. Большинство якутов, эвенков, юкагиров носят библейские и греческие имена — они сплошь Иваны, Иннокентии, Афанасии, Василии, Григории, Марии, Анны, Елизаветы. А чего стоят фамилии — Поповых, Дьяконовых, Протодьяконовых, Пономаревых, Дьячковских... До революции практически все население Якутии было крещеным в православие, и все почти школы были церковно-приходскими, первые книги на якутском языке —христианские книги. Одно это дает нам право вспомнить добрым словом первых миссионеров, которые вели у нас просветительскую работу. Их благородный подвижнический труд сегодня — пример не только для учителей, ученых, но и для государственных мужей. Расскажите, пожалуйста, о самых почитаемых из них и о том, что делается Вашей Епархией для увековечения памяти этих людей.

— Рождение Христа — это действительно эпохальное событие. С Его Рождеством Бог присутствует непосредственно в человеческой истории. Совершилось великое таинство боговоплощения, Творец перестал быть для людей какой-то страшной, надмирной, неопределенной силой. Желая спасти свое творение, Творец пришел на Землю и стал человеком. Он совершил спасение людей, основал церковь и послал учеников своих и апостолов проповедовать истинную веру.

Свыше 1000 лет назад Россия восприняла свет этой веры. А у нас на северной земле христианство существует четвертый век. Я скажу, что проповедь первых миссионеров и священников пользовалась успехом, многие люди сознательно приходили к вере, глубоко воспринимали ее сердцем. Вера здесь была насаждена не огнем и мечом, как в Латинской Америке, а терпением и любовью. И в этом случае можно провести параллель — Русь и христианство, Якутия и христианство. Ведь наши народы очень похожи по душевным качествам, таким, как простота, доверие, открытость. Нас объединяет какое-то очень сердечное чувство, что христианство — есть истинная, святая, правильная вера. Роднит нас и сходный путь к вере. Предки русских когда-то тоже были язычниками, поклонялись духам и бесчисленным богам и даже совершали человеческие жертвоприношения.

На территории России миссионерская работа велась повсеместно, и несмотря на суровый климат, дальность расстояний, в Якутии православие пустило крепкие корни. И хотя затем были десятилетия коммунистической пропаганды, все равно следы православных традиций значительны. Когда я впервые приехал сюда, то был поражен обилием красивых имен, которые сохранились только здесь. Люди помнят православные праздники, которые связывают события и обозначают вехи хозяйственной жизни. Николин день для вас — это наступление лета, после Петрова дня начинаете сенокос, Покров — начало зимы и т.д.

Первые книги на якутском языке, сама якутская письменность дана просветителями из духовенства. Первая газета в Якутии стала выходить в 1888 году при епископе Иакове, и называлась она «Якутские епархиальные ведомости». Со временем в этой газете стали появляться публикации на якутском языке. Мы помним имя миссионера Григория Слепцова, который трудился по рекам Индигирка и Колыма. Многие семьи Слепцовых на севере Якутии — потомки крещеных им людей.

Жившие в Якутии священники были для своего времени высокообразованными людьми. Это были великие труженики. Они по-настоящему жалели и любили людей. Димитриан Попов, живя в Ытык-Кюеле, дал идею создания словаря якутского языка ссыльному Эдуарду Пекарскому, и передал ему свои записи с десятками тысяч якутских слов.

Мы с благодарностью вспоминаем святителя Иннокентия Вениаминова. В сане архиепископа Камчатского, Алеутского и Курильского он прибыл в Якутск, перевел сюда из Ситхи духовную семинарию и стал активно налаживать работу по переводу Священного писания на якутский язык. Таким образом при нем Якутск стал духовным центром, объединявшим громадную территорию от Якутии до Северной Америки.

Другой замечательный человек — Дионисий Хитров, который продолжил дело святителя Иннокентия, к тому времени ставшего первым иерархом Русской Православной Церкви в сане митрополита Московского. Епископ Дионисий жил в Якутии 43 года, из которых 13 лет являлся епископом. Он прекрасно владел якутским языком, посетил множество отдаленных улусов, подвергал свою жизнь разным опасностям, но Бог всегда хранил и спасал его.

Нельзя забыть нам и архиепископа Иакова. При Иакове была открыта публичная библиотека. В ее фонд он передал 2000 книг из своей личной библиотеки и из своих средств оплачивал труд библиотекарей. При нем, как мы уже говорили, появилась местная пресса. Это единственный епископ, который скончался и погребен в Якутске, на кладбище на территории Спасского монастыря. В первые годы советской власти над кладбищем надругались — снесли все памятники, а могилы сравняли с землей. Место захоронения архиепископа Иакова мы не так давно нашли, и после надлежащей экспертизы его останки будут с почестями преданы земле.

И, конечно, мы должны помнить священников якутов, которых было не так уж мало. Один из них, колымчанин, иеромонах Алексей Оконешников, остался в памяти россиян благодаря историческому роману Валентина Пикуля. В качестве судового священника он служил на корабле «Рюрик» и принял участие в русско-японской войне. Недавно писатель Владимир Федоров написал о нем пьесу «Одиссея инока якутского». Режиссер Андрей Борисов поставил ее на сцене Русского драматического театра имени Пушкина. На примере судьбы иеромонаха Алексея мы видим, что время всех расставляет по своим местам, и каждому воздает должное. Был период, когда о нем забыли, а теперь его знает весь народ.

Все священники, названные здесь, обладали огромной духовной властью над людьми. Они и сегодня могут служить примером для политических и общественных лидеров. Всякая власть — это ответственность, крестоношение, тяжкий труд, а вовсе не личная привилегия и не условие для удовлетворения низменных страстей, как это воспринимают некоторые наши чиновники. Власть дается для служения людям. Поэтому православная церковь и молится о власть предержащих.

— После Октябрьской революции духовенство подверглось нещадным гонениям. Церкви были разорены, а многие священники уничтожены физически. Но духовные потребности людей нельзя было истребить сразу. Известно, что некоторые батюшки ходили пешком из села в село, тайно исповедовали, служили панихиды, крестили детей.

— Репрессии были страшные. Храмы закрывались, священников вместе с семьями изгоняли из домов, арестовывали, детям их запрещали посещать школы. Мало того, их облагали такой непосильной контрибуцией, что прихожане сами ходили собирать средства, чтобы выручать своих пастырей из беды. Вот и бродили сельские батюшки, лишенные приходов, по деревням, чтобы тайно ободрять своих прихожан — они не могли покинуть их в годы испытаний и скорби.

Я намерен в ближайшие месяцы обратиться в архивы, в том числе в архив органов госбезопасности, чтобы уточнить списки невинно убиенных и пострадавших за веру священников. Ведь в Якутии были духовные лица и расстрелянные, и утопленные в Лене, и зарубленные большевиками шашками, как отец Иоанн, настоятель Чурапчинской церкви. Многих арестовывали и ссылали далеко на север, в район Черского, в концлагерь Амбарчик. Большинство там умерли от истощения, непосильного труда и болезней. В знак того, что мы помним и скорбим о них, у нас есть мысль поставить часовню или памятный крест.

— Православие дало миру великую русскую литературу, философию, памятники искусства и архитектуры. Такие памятники имеются и у нас в Якутии. Все это — общенациональное достояние и должно принадлежать многим поколениям россиян. Недавно Ельцин специальным указом объявил о возврате Православной церкви всей собственности, которая принадлежала ей до 1917 г. Вы знаете, уважаемый Владыка, что у нас множество храмов было уничтожено, а какие остались — в большинстве своем использовались не по назначению. Каковы планы Якутской Епархии в отношении таких объектов?

— Нам досталось очень непростое наследство. До революции в Якутии было свыше трехсот церквей и часовен. Практически все храмы были разрушены и разграблены советской властью. А ведь храмы, благодаря старостам из купечества, были богатейшие. Стала вестись атеистическая пропаганда, которая объявила веру наследием темного прошлого. И это о христианстве, которое является краеугольным камнем, фундаментом огромного культурного пласта в истории человечества.

Большинство из наших современников плохо знает историю. Например, от Спасского монастыря, ровесника г.Якутска, уцелели лишь Архиерейские покои, в котором размещен Краеведческий музей. А ведь там находилось несколько храмов, было кладбище, на котором хоронили почетных граждан Якутска, в том числе — родовитых якутов и купцов. Троицкий Кафедральный Собор — главный храм, в котором служили предстоятели Якутской Епархии, превратился в увеселительное заведение. В настоящее время восстановлен только Свято-Никольский храм. Идут реставрационные работы в Преображенской и Богородской церквях. У меня сокровенная мечта — иметь со временем в каждом улусе если не церковь, то хотя бы молитвенный дом. К сожалению, желание не всегда совпадает с нашими возможностями. Строительство в нашем северном краю стоит очень дорого, а церковь финансируется не из бюджета, а только благодаря пожертвованиям и доброй воле отдельных граждан и предпринимателей. Но мы уверены, что со временем, когда экономическая разруха кончится, лучше будет и с восстановлением церквей. Пока же надо терпеливо трудиться — каждому на своей ниве.

— Мы знаем, что в Якутии не только восстанавливаются старые храмы, но ведется строительство храмов новых. Расскажите о новых приходах, и есть ли приходы и общины в улусах с якутским населением, батюшки, ведущие службу на якутском языке.

— У нас сейчас есть 40 приходов. Приходы открываются по желанию и письменной просьбе самих жителей. Новые храмы построены в городах Алдане, Нерюнгри и Мирном. Строится церковь в Чульмане. В улусах и крупных поселках в основном открываем молитвенные дома, чтобы верующим было где помолиться. Это Хандыга, Джебарики Хая, Усть Куйга, Айхал, Черский, Зырянка, Пеледуй, Ленск, Олекминск, Мохсоголлох. Некоторые из них размещаются в бараках, жилых домах. Служим молебны и проводим службы во время миссионерских поездок в уцелевших храмах. Это — церкви в Бютейдяхе, Бахсы, Чычымахе, а также в Соттинцах, где стараниями Д.К.Сивцева-Суорун Омоллона построена церковь по подобию Спасо-Зашиверского храма. Планируем также открыть церкви в Хону, Верхне-Вилюйске, Покровске, Сунтаре. В Сунтаре предприниматель Н.П.Герасимова пожертвовала деньги на строительство церкви. И это правильно. Храмы в России испокон веков традиционно сооружались способом народной стройки — люди всех сословий охотно участвовали в строительстве или помогали средствами, материалами.

— Я знакома с Ниной Прокопьевной. Она душой болеет за своих земляков и говорит, что вера людям нужна как воздух, ибо она вносит в жизнь человека чистоту и порядок. По ее мнению, в каждом поселке обязательно должен быть храм, а в нем — духовное лицо, к которому всегда можно прийти и поговорить о проблемах в семье и работе. Это человек, который может благословить на доброе дело и остановить того, кто ведет себя безнравственно.

— Нам сегодня нужно единство вокруг веры. Веру нельзя навязать насильно. Каждый должен пройти свой собственный путь к Богу. И люди приходят. Приходят за надеждой, успокоением, за поддержкой. Буквально на днях приезжал советоваться из Таттинского улуса Николай Ефимович Попов. Он в своем Жулейском наслеге хочет построить часовню. Сам уже договорился с мастером.

Самая большая нужда у нас — в священниках. Как говорится в Библии: «Жатвы много, а делателей мало». Поэтому и приходится батюшкам некоторым работать сразу в нескольких приходах. Из России мало кто приезжает. А из местных уроженцев у нас пока лишь один выпускник семинарии.

— Сегодня мы живем в многоконфессиональном обществе. Православие всегда отличалось терпимостью к другим вероисповеданиям. Это подтвердил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, который сказал: «Твердо выступая за незыблемость духовной свободы каждого россиянина, за право человека выбирать религию и мировоззрение, мы, православные христиане, одновременно убеждены, что выбор этот не должен навязываться извне, особенно через использование трудного материального положения нашего народа или через грубое давление на человеческую личность, лишающее его богодарованной свободы». В свете этого высказывания хотели бы, чтобы Вы разъяснили Ваше отношение к существующим у нас вероисповеданиям. О католицизме, о протестантских ветвях христианства, об исламе, возникшем также на почве христианского вероучения, мы не будем рассуждать. Тут лучше помнить, что Бог един.

— Бог, действительно, един, и знание о Нем доступно каждому человеку.

Существуют две великие книги о Боге. Первая — это природа, окружающий нас мир, наполненный гармонией. Каждый цветок, каждая травинка, каждое живое существо, звездное небо, дуновение ветра — все говорит о Боге.

Вторая великая книга — Библия. Это главная книга мира. В ней не нужно искать научных, исторических познаний. В центре ее Бог и человек. Если говорить о ее смысле, то это творение, грехопадение и спасение человека через пришествие в мир Иисуса Христа, Его страдания и воскресение. Читать Библию надо с чистым сердцем и верой, и не пытаться самостоятельно истолковывать непонятные места. Тут лучше обращаться к опыту церкви и святых отцов. Многие ответвления в христианстве возникли именно от того, что отдельные люди отвергли опыт церкви и стали истолковывать Священное писание по своему разуму и измышлению, идя на поводу своей гордыни.

Ереси, то есть секты, сопутствовали церкви всегда, начиная с первых веков. И при этом, искажая Слово Божие, они всегда объявляли себя единственными хранителями истины. Причем, многие теперешние секты опасны для душевного здоровья. Людей там подвергают психическому воздействию, окружают тотальной опекой, вплоть до вмешательства в личную жизнь, отлучают от близких. Ярчайший пример тому — случай с пятидесятниками в Алдане, который всколыхнул весь мир. Пятидесятники — это так называемая «церковь веры евангельской». Они отказываются служить в армии, получать паспорта, лечиться, учить детей в школе, отказываются от какого бы то ни было участия в общественной жизни. Сходным содержанием наполнены учения Виссариона и свидетелей Иеговы.

Церковь «Слово жизни» отличает то, что там верующие объявляют, будто на них сошел Святой Дух, впадают в экстаз и потом совсем не помнят, как вели себя в состоянии транса. Что касается католичества, ислама и буддизма — то эти вероисповедания поддерживаются национальными общинами, существующими в Якутии. Это, конечно, их право.

Количество сект возросло особенно в годы реформ. Перестройка не только разрушила коммунистические идеалы, но еще она дала моду на религию. А народ за 70 лет полностью утратил иммунитет к чуждому и в пылу духовного голода стал поглощать всякую пищу, выдаваемую Западом за божественную.

А теперь пришло время отрезвиться и разобрать, что есть добро и зло. Мы должны помнить, что Россия искони была страной православной. Православие — означает «правильно славить Бога». И наше государство обязано заботиться не только о физическом здоровье граждан, но и духовном. «Закон о вероисповеданиях», принятый Госдумой, к сожалению, далек от совершенства. Он ограничивает деятельность только тех конфессий, которые существуют в России менее 15 лет. И этим беспомощным законом Запад еще недоволен и продолжает навязывать нам свои вкусы еще и в святом деле веры.

— У философа Сергея Булгакова есть такие слова: «Каждая народность по-своему воспринимает Христа и изменяется от этого принятия. В этом смысле можно говорить не только о русском Христе, но и греческом, об итальянском, о германском». А мне хочется почему-то говорить и о якутском Христе, образ которого присутствует в нашем народном творчестве и фольклоре.

— Совершенно верно. В Якутии иногда попадаются старые иконы, по стилю сильно отличающиеся от канонических. Я бы сказал, что они по исполнению несколько наивны, и лики на них похожи на лица якутов. Мне точно известно, что в Якутии не было иконной мастерской. Из профессиональных художников иконы писал только Иван Васильевич Попов. Стало быть, эти иконы писались простыми верующими якутами от полноты сердца, с искренним желанием выразить свою веру и любовь к Христу.

— Они зачастую общались со священниками якутами, слушали службу на родном языке, поэтому и представляли Иисуса якутом — в этом нет ничего странного. Известный якутский художник Владимир Карамзин говорил, что его дед Георгий Павлович Карамзин, коренной житель Якутска, служивший экспедитором у купца Кушнарева, был по-настоящему верующий человек. Он прекрасно знал Библию и рассказывал ее содержание сперва детям, потом — внукам. Когда была построена Преображенская церковь, ему доверили поднять на купол крест.

Вы говорили, что храмы Якутска были богатейшие. Какие реликвии Вам удалось вернуть?

— Совсем немного. Многие иконы хранятся в музеях. Сегодня у нас есть «Нерукотворный образ» кисти Ивана Васильевича Попова, две больших иконы из Иоанно-Предтеченского храма и резной крест-распятие из Спасского монастыря. Нам также возвратили большое напрестольное Евангелие на якутском языке, часослов и требник.

— Епархии все еще не хватает священников. А может, для принятия духовного сана есть какие-то особые требования? Например, быть из верующей семьи. Как Вы сами пришли к религии?

— Я родом из города Арзамаса. Мои родители не из духовного сословия. В нашем городе был великолепный кафедральный собор, в который в ту пору больше ходили старики и женщины. Но в детстве однажды посетив его, я был потрясен его красотой, покорен необычайной гармонией духовных песнопений, звучавших в нем, и стал бывать на службах. Осознанное решение поступить в духовную семинарию я принял после службы в армии. Родные вначале возражали, — ведь это было задолго до перестройки, вера была в опале — но я убедил их. Чтобы стать священником, надо не просто быть верующим, принять крещение, посещать церковь и закончить семинарию. Должно быть благоговейное отношение к церкви, к вере и чувство, что это — твое призвание.

— Уважаемый Владыка, Ваши пожелания читателям журнала «Илин».

— Христос пришел 2000 лет назад на землю, чтобы обратить человека к Богу и спасти его. Я желаю, чтобы мы были ближе к Нему и несли Ему дары веры и любви, наши добрые дела и поступки в отношении наших ближних. Каждый человек в наше время должен благотворить и прощать. Хочу, чтобы на нашей земле был мир. Ведь еще в IV веке Иоанн Златоуст говорил, что «мир — это основание всех благ на земле». Я призываю людей творить мир прежде всего в своей душе. Тогда мир и согласие будут царить в семьях, домах, а затем и в обществе.

— Большое спасибо, уважаемый Владыка, за то, что согласились на эту беседу.

Беседу вела Аита ШАПОШНИКОВА.

Hosted by uCoz