На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

«Чтобы действовать
на сердце,
надобно говорить
от сердца...»

(Иннокентий Вениаминов и его «Инструкция»
или
«Наставления священнику, назначаемому для обращения
иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру»)

Все годы своего служения в Русской Америке, сначала приходским священником на острове Уналашка, а затем в соборной церкви Архангела Михаила в Ситхе, Иннокентий Вениаминов вел подробные записи, оставив потомкам свои «Журналы». (В сокращенном виде они впервые на русском языке опубликованы в 1996 году в №2 журнала «Полярная звезда», выпущенного увеличенным тиражом). «Журналы» представляют огромную историческую ценность, поскольку содержат достоверные сведения из компетентного источника о приходах и прихожанах, о политике Русской православной церкви в Северной Америке, включая Калифорнию. Они проливают свет и на деятельность Российско-Американской компании, ее главных правителей и чиновников, дают представление о взаимоотношениях между аборигенами островов и русским населением. Ценность «Журналов» и в том, что в них содержатся богатейшие научные сведения по этнографии, географии, геологии, климатологии и природоведению, о хозяйственной деятельности и духовном мире коренного населения.

«Журналы» выходят далеко за рамки должностных обязанностей приходского священника, исполнение которых ему предписывалось фиксировать в дневниковых записях «Инструкцией иерею Иоанну Вениаминову, отправляемому в Северную Америку на остров Уналашку, по части обращения иноверных в христианскую веру». Эту инструкцию И.Вениаминов получил из рук епископа Иркутского Михаила перед отъездом в Америку (См.: Якимов О. Д. Человек из небытия. Якутск, 1995, с. 86—95).

Именно поэтому «Журналы» привлекли пристальное внимание зарубежных исследователей. Они изданы в изложении на английском языке в США. Автором данной публикации полный текст этого труда великого святителя подготовлен к изданию на русском языке и уже три года рукопись лежит в одном из московских издательств в ожидании спонсора, который бы взялся оплатить расходы по ее изданию.

Но еще раньше, с середины 20-х годов прошлого столетия, отчеты приходского священника с Уналашки, особенно о его миссионерской деятельности, с повышенным вниманием читались в Святейшем Правительствующем Синоде в Санкт-Петербурге. Иерархов православия интересовали не только выдающиеся успехи И.Вениаминова в обращении в христианскую веру островитян, но, главным образом, методы миссионерства, которые он применял, его предложения по усилению влияния православия на северо-западе Америки. В Синоде не могли не понимать, что «Журналы» могли служить настольной книгой, своего рода учебником для миссионеров не только Русской Америки. О предложениях И.Вениаминова докладывалось Государю императору. Предложения его сводились к тому, что следует увеличить число церквей, что четырех священников, находившихся на Аляске и Алеутских островах в то время, маловато для христианизации населения огромного региона — нужно образовать на Севере Америки постоянную миссию, увеличить число священнослужителей, учредить благочинническое ведомство над духовенством, улучшить материальное положение церковного клира и т. д.

И. Вениаминов считал необходимым лично изложить Синоду свои предложения об улучшении миссионерского дела на Аляске и просил разрешения приехать в Санкт-Петербург. Такое разрешение было ему дано. Отправив свою семью через Охотск и Якутск в Иркутск, И. Вениаминов с малолетней дочерью Феклой отплыл в качестве судового священника из Ново-Архангельска в Санкт-Петербург на совершавшем кругосветное плавание военном корабле «Николай» под командованием капитана Е.А.Беренса.После захода в Гонолулу, на остров Таити и в Рио-де-Жанейро, 2 июня 1839 года корабль бросил якорь на рейде Кронштадта.

Отец Иннокентий с величайшей благосклонностью был принят митрополитом Санкт-Петербургским Серафимом и обер-прокурором Святейшего Синода графом Н. А. Протасовым, которому вручил написанное им еще в Америке «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке, с своим мнением об улучшении состояния оной». С первой же встречи обер-прокурор проникся таким уважением и интересом к личности отца Иннокентия и к его подвижнической деятельности в Русской Америке, что, в нарушение установленного этикета, разрешил ему приходить не в приемные часы, а в любое время.

Высокой чести удостоил И.Вениаминова Митрополит Филарет, поселив его на своем подворье. Принят он был и самим Государем императором, на которого произвел сильное впечатление. Знатнейшие дворянские фамилии Санкт-Петербурга считали за честь принимать священника с Аляски в своих домах.

В Санкт-Петербурге отец Иннокентий не терял времени даром. Добился разрешения на издание своего знаменитого поучения «Указание пути в Царствие небесное», переводов на алеутский язык «Краткаго Христианскаго Катихизиса» и Евангелия от Матфея, опубликовал в журналах отрывки из «Записок об островах Уналашкинского отдела», статьи «Мифологические предания Колошей, обитающих на северо-западном берегу Америки», «Характеристические черты алеутов, обитающих на Лисьих островах», «Население русских владений в Америке». Причем «Указание пути в Царствие небесное» синод посчитал необходимым издать не только на алеутском, но и на русском и старославянском языках.

30 апреля 1840 года синод рассмотрел «Обозрение православной церкви в Российских поселениях в Америке» и признал, что предложения И.Вениаминова «достойны уважения». Было также признано необходимым: «1) С ныняшнего времени в Российских поселениях в Америке иметь соборную церковь с двумя священниками, диаконом, тремя причетниками и просвирнею, и с духовным при ней училищем, и таковою учредить церковь, состоящую в Ситхе — Михаило-Архангельскую; прочия существующия церкви на Кодъяке, Уналашке и Атке оставить по прежнему, с одним при каждой священником, двумя причетниками и просвирней; сверх того, устроить две походныя церкви; а при каждой из них дать по одному священнику-миссионеру с двумя также причетниками и просвирнею. 2) Старшему из священников Ситхинскаго собора быть благочинным и заведывать всеми, какия есть и будут, церквами и духовенством в Америке, и вообще всем, что относится ко духовной части...».

Синод принял еще одно очень важное решение: «Хотя в мнении протоиерея Вениаминова и изложены некоторым образом права и обязанности благочиннаго и прочих священнослужителей Американской церкви, но по важности сего предмета, особенно же потому, что церковь сия, столь отдаленная, не может подлежать непосредственному надзору своего епископа и иметь в нем скорую помощь, необходимо дать правила действования, более полныя и определенныя. Для того поручить ему же, протоиерею Вениаминову, составить и представить Св. Синоду особую инструкцию, в которой бы, на основании изложенных в его мнении мыслей и замечений на оныя Синодального члена, преосвященного митрополита Московскаго, ясно были определены права, обязанности и все отношения духовенства Американской церкви...».

К составлению «Инструкции» или «Наставления священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру» И.Вениаминов смог приступить только в сентябре 1839 года и представил ее на рассмотрение Синода уже в следующем году. Об оценке, которую дали «Инструкции» члены синода и митрополит Филарет, много лет спустя газета «Иркутские Епархиальные Ведомости» напишет пером своего редактора, что она является памятником миссионерской опытности протоиерея Вениаминова, имеет не только историческое, но и каноническое руководственное значение для всех сибирских миссионеров.

Мы же добавим, что и научное значение. Много ценного найдет в ней современный историк и этнограф. Читатели также наверняка обратят внимание на высочайший научный уровень этого труда, созданного человеком, обладавшим глубоким знанием истории, традиций и обычаев, психологии коренных народов северо-западной Америки.

«Инструкция» публикуется впервые после 1905 года по тексту личного экземпляра И.Вениаминова с редакторскими пометками митрополита Филарета и заверенная личной подписью.

 

Олег ЯКИМОВ,
доктор исторических наук,
профессор.


ИНСТРУКЦИЯ

Составлена в 1840 году в Санкт-Петербурге,
исправлена Преосв. Митрополитом ФИЛАРЕТОМ Московским.

Оставить родину и итти в места отдаленныя, дикия, лишенныя многих удобств жизни, для того, чтобы обращать на путь истины людей, еще блуждающих во мраке неведения и просвещать светом Евангелия еще невидевших сего спасительного света, — есть дело поистине святое и равно Апостольное. Блажен, кого изберет Господь и поставит на такое служение; но сугубо блажен тот, кто со всею ревностию, искренностию и любовию подвизается на деле обращения и просвещения, перенося труды и скорби, встречаемыя на поприще сего служения! ибо мзда его многа на небеси. Но горе тому, кто призван и поставлен благовестить и не благовествует! и еще горше тому, кто прошел сушу и море для того, дабы обращать других, — обращенных делает сынами геенны, сугубейшими себя.

И так ты Иерее! поставляешься на такое дело, на которое ты или внидешь на радость Господа твоего, яко добрый и верный делатель Его, или приимешь лишшее осуждение, как лицемерный, лукавый и ленивый раб Его.

И да сохранит Господь Бог тебя от последняго, и да даст тебе желание и силы достигнуть перваго.

Находясь на месте служения твоего, ты будешь иметь особенныя и различныя обязанности во первых духовныя, как священнослужитель и проповедник Словая Божия, во вторых внешния, как член состава благоучрежденнаго управления общества; а потому для руководства твоего здесь предлагаются тебе наставления, касающиеся тех и других.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Главнейшия наставления, касающиеся Духовных обязанностей веропроповедника.

Наставления, касающиеся сего предмета довольно ясно означены в указе 1777 года, где сказано: он (веропроповедник) «не считал исполненным звание и долг свой в торопливом сподоблении крещения (обращаемых им); а старался бы внушить им и силу Христианскаго учения и руководствовать ко всякому благонравию, без чего крещение, дикарям преподаваемое, едва ли не может назваться злоупотреблением одного из величайших «Таинств Христианской веры».

I
ПРИГОТОВЛЕНИЕ
К ВЕРОПРОПОВЕДАНИЮ

1). Первое и действительное приготовление к сему есть МОЛИТВА, которая одна может отверзать источник высших наставлений и низводить благословение на всякое благое начинание и дело; а потому всегда, особенно пред всякою беседою с теми, которых желаешь просветить светом истины, обращайся к Богу с теплою молитвою.

2). Имей всегда скромное и смиренное расположение духа и не обещай себе самонадеянно необычайных или верных успехов по твоему делу. Таковыя обещания происходят от гордости; а гордым не дается благодать. Помни всегда, что обращение на путь истины грешника или язычника зависит не от нас или от нашего искусства; но прямо и единственно от Бога. Угодно ему обратить кого-либо — и самое простейшее (но истинное) слово из уст простого чтеца касается сердца слышавшаго, упадает в нем глубоко, и в свое время приносит плод. Не угодно Ему?... и самое убедительнейшее слово из уст перваго проповедника оратора не произведет никакого спасительного действия; потому все мы от перваго до последняго не что иное, как орудия в руках Божиих.

3). Всякий раз, когда ты принимаешься за дело, приводи себя в спокойное и полное присутствие духа; иначе ты не можешь высказать и того, что знаешь твердо и основательно.

4). Не приступай к делу без предварительнаго развышления и не исполняй его с разсеянностию и нерадением; ибо дело твое есть дело Божие, а тот проклят, кто творит его с небрежением.

5). Помни всегда, что если проповедник не будет иметь в себе любви, как к своему делу, так и к тем, кому проповедует; то и самое лучшее и красноречивейшее изложение учения может остаться без всякаго успеха, ибо только люби созидает; а потому старайся иметь в себе дух святой любви.

6). Поставь себе за правило: во время посещения отдаленных мест (таких, где уже положено начало Христианства) не начинать отправления богослужений и треб до толе, пока не предложишь посещаемым тобою прихожанам хотя краткаго поучения.

7). Проповедь Слова Божия естественно начинать прежде там, где ты будешь иметь постоянное местопребывание; но если обстоятельства заставят или будут представляться случаи быть и в других дальнейших местах; то не смотря на то, что ты еще немного успел между живущими с тобою, не упускай случая быть, где только можешь, и предлагай слово свое везде и всем, сообразно возрасту, состоянию и времени.

8). Время для поучений и бесед с инородцами избирай преимущественно то, в которое они бывают в сборе; для сего ты можешь или итти к ним; или, если можно, приглашать их к себе.

9). В начале по незнанию языка инородцев, ты должен употреблять переводчика (толмача) твоих речей, старайся избирать его из самых благочестивых и благонамеренных и заблаговременно обучай его катихизису. Лучше, если переводчик при тебе будет всегда один и тот же.

II
ПОРЯДОК ВЕРОПРОПОВЕДАНИЯ

10). Христианство есть потребность, удовлетворение и утешение преимущественно сердца, а не одного ума; и потому в преподавании учения веры надобно стараться действовать более на сердце, нежели на ум. Любопытство ума ненасытимо. Но кто сердцем возчувствует потребность веры, вкусит и утушения ея: тот примет ее скоро и и удобно, и она в нем будет не безплодна. Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца. От избытка бо сердца уста глаголют. И потому только тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовию, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и которые верно указуют, как, где и что говорить. Итак, примечай и лови минуты сердечнаго расположения слушающих тебя. Сие время всегда благоприятно для сеяния Слова Божия.

11). Способ преподавать учение веры бывает различен: и по внутреннему состоянию души поучаемаго, и по возрасту, и по умственным способностям. И в сем отношении имей в виду, что те, с которыми ты будешь иметь дело, по привычкам и понятиям суть язычники и заблудшие, а по степени образования дети. К сему должно применять способ и порядок преподавания им спасительных истин.

12). Порядок в преподавании учения веры должно сообразовать с тем, который показало нам самое Провидение.

Закон Моисеев дан был прежде, чем закон Евангельский, а еще прежде писаннаго Закона Моисеева был не писанный Закон естественный и Виновник его Бог Творец и Промыслитель. Пред самым временем Закона Моисеева явлено было торжественное знамение силы, всемогущества и Славы Божией.

Взирая на сей великий и всеобщий образ, учреждай свое малое и частное дело так:

а) От бытия и благоустройства видимых вещей показать бытие (в котором, впрочем, кажется, никто из них не сомневается) всемогущество, силу и славу Творца вселенныя. Его благость, всевеление и проч. Вместе с сим кратко разсказать историю сотворения перваго человека и происхождения от него всех людей и народов, которые в сем отношении суть живые памятники и видимыя доказательства Творческаго Всемогущества и Премудрости. Засим изложить состав человека из души и тела, различие от прочих животных, безсмертие души его, и указать намерение Божие в сотворении человека, т. е. блаженства.

в) Потом показать нравственный Закон Моисеев, как Богописанный Закон естественный, как средство к достижению блаженства, просто и кратко.

с) Когда слушатели твои будут убеждены в существовании Бога и закона: тогда (а не ранее) показать им необходимость исполнения закона, как воли Творца, и видимыя следствия исполнения закона, несохранения Его. В пример сего разсказать кратко о потопе (предание о нем хотя и сбивчивое, но есть у диких народов) как о последствии не сохранения Закона Божия, о благословении Богом Праотцов после потопа и в особенности Авраама (коего потомки существуют даже до ныне), как о последствии исполнения Закона.

d) После сего начинай собственно Евангельскую проповедь так, как начал ее сам И. Христос, т. е. возвещением покаяния и утешения или приближения Царствия Небеснаго.

Старайся приводить их в чувство раскаяния или близкое к раскаянию. Сего можно достигнуть убеждением их в том, что за неисполнение закона, написаннаго в сердцах их, они непременно будут наказаны в сей жизни или никто сам собою не избегнет сих наказаний и проч.

Здесь надобно говорить так, чтобы возбудить в них некоторый страх будущих наказаний: и когда они будут приведены в сие чувство, тогда благовествуй им И. Христа, Спасителя, Искупителя и Надежду всех людей, во утешение им.

Привести в чувство раскаяния и сокрушения есть одно из труднейших дел проповедника, но сие состояние есть одно из важнейших в обращении человека и есть возделанная земля для насаждения семени Христова. Ибо оно может пасть в самую глубину сердца его и при содействии благодати принести обильныйплод. Благовествование Спасителя грешнику, чувствующему себя виновным пред законом, предварительно и без всякаго убеждения поселяет в нем любовь к сему Спасителю, котораго он еще не знает. А кто возлюбит Христа таким образом, тот особенно возлюбит Его, узнав Его, и тот поверит сему, что говорит Он, и что о нем будешь говорит и ты. Следовательно, тогда открытие всех Таинств спасения нашего будет и легко для проповедника и удобоприятно для слушающих его в таком расположении духа.

Показав необходимость искупления рода человеческаго и величество любви Божией к нему, преподавай о пришествии в мир Обетованнаго Искупителя. Его предвечном рождении от Отца (здесь надобно сказать и о таинстве Св. Троицы), воплощении, рождестве и земной жизни И. Христа, о Его учении, страдании, смерти-воскресении, вознесении, всегдашнем пребывании с верующими и втором Его пришествии, о воскресении мертвых (которому, хотя и по своему, но все Американские дикари верят), будущей жизни, воздаяние праведным и грешным.

е) Наконец, скажи, что И. Христос во время земной жизни Своей имел многих учеников, из коих Он избрал 12, дал им особенную благодать и силу и послал их во весь мир проповедовать Евангелие всей твари. И то, чему они учили, и что заповедал И. Христос, написано в их писаниях, которыя дошли и до нас, и которыя известны почти всем народам, и что все добрые и простосердечные и желающие себе добра люди, которым удалось слышать учение их, приняли его с радостию и последовали и последуют ему. Таковые люди обыкновенно называются христианами; а те из них, которые точно соблюдали слово И. Христа, сделались Святыми и тела многих из них почивают многия столетия нетленными и проч.

После всего (и отнюдь не ранее), ты можешь сделать им предложение — не пожелают ли они вступить в число верующих во И. Христа и через Него чающих вечного спасения, блаженства и проч. Сего учения веры на первый раз, для неслыхавших прежде слова спасения, довольно.

13). В изъяснении предметов веры надобно говорить обдуманно, ясно, отчетисто и сколько возможно кратко; иначе проповедь твоя будет иметь мало успеха. В изъяснении учения И. Христа здесь не нужно много разспространяться, т.е. не упоминать всего, что сказал И. Христос; но только говорить, что все учение И. Христа заключается в том, чтобы мы покаялись, веровали в Него и имели к Нему и ко всем людям любовь безкорыстную, чистую. В подтверждение учения Его сказать кратко и о чудесах Его.

14). Когда увидишь, что слушатели твои тебя поняли и изъявят желание сопричислиться стаду Христову, тогда предлагать им: а) об условиях для желающих вступить в число верующих; в) о св. Крещении, как таинственном возрождении от воды и духа, вводящем в новую жизнь. Христианскую и о прочих таинствах, как средствах к получению благодати И. Христа и с) о том,как должен начати вести жизнь свою тот, кто хочет быть истинным христианином и следовательно воспользоваться всеми плодами спасения.

а) Условия, под которыми желающие могут вступить в число учеников И. Христа суть: 1) отречься своей прежней веры; оставить шаманство и шаманов не слушать; 2) не следовать обычаям, противным Христианству; 3) согласиться исполнять все то, чего потребует от них новый закон и Церковь; 4) Исповедывать грехи свои.

б) Желающим и соглашающимся выполнять все означенныя условия говорить, что вступление в Христианство есть дело великое и важное и потому вступение в него должно быть торжественно, где желающий вступить должен пред свидетелями отречься от всего противнаго Христианской вере и дать обещание быть учеником И. Христа и все это запечатлеть Св. Крещением, которое есть имеет и видимый знак вступления в Христианство и средство к очищению души от грехов и дверь к принятию прочих даров или средств, преподающих благодать Божию, т. е. таинств Св. Церкви, о которых здесь и сказать.

Здесь же нужно показать важность и достоинство Св. Креста и силу Крестнаго знамения; а также то, в каком разуме и с каким благотворным намерением Св. Церковь приемлет и чтит Св. Иконы.

Говоря об иконах, между прочим, можно сказать, что оне для неграмотных то же, что книги и проч.

с) Что касается до учения о том, как должен вести себя христианин, — на первый раз много не распространяться, но говорить только то,что кто хочет быть истинным христианином, т. е. учеником И. Христа и возпользоваться всеми дарами искупления, тот должен: 1-е) с верою, надеждою и любовию предать себя И. Христу. 2-е) подражать Ему во всем, т. е. стараться сколько возможно,поступать всегда так, как поступал Он. Здесь кратко сказать о добродетелях И. Христа, упоминаемых в Евангелии, для того, дабы вступающий мог понять, как именно он должен поступать.

Напр. И.Христос прощал врагам своим. Так должны делать и мы и проч.

15). Наконец, надобно говорить, что никто, особенно надеющийся на свои силы и на самого себя, без помощи Господней не может быть истинным учеником И. Христа и если бы Христос по великой Своей любви к людям не даровал нам Своей помощи, то никто бы и никогда не мог сделаться совершенным последователем Его. Но теперь всякий, кто только хочет, может получать от Него помощь, помощь сия есть Дух Святый, даруемый туне: Его можно получать преимущественно молитвою, молитва же есть обращение сердца к Богу с покорностию, верою и надеждою. Молиться можно везде и всегда, преимущественно же близка благодатная помощь Божия к молитве церковной.

16). Таковаго учения довольно для новообращенных. Дальнейшее учение Христианства, как то: пространное и более духовное истолкование десяти заповедей и проч. изъяснение слов И. Христа, переданных в Евангелии, учение Апостолов и (отчасти) предания Св. Отцов составляют предмет уже не первоначальнаго вероучения и духовную пищу не младенцев в вере, но возрастных или по крайней мере возрастающих в христианстве.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Особенныя наставления относительно учения, Богослужения, обхождения с инородцами и проч.

III

17). Догматов веры и сущности деятельного учения держаться надлежит так твердо, чтобы ничего противнаго им не говорить и не допускать, хотя бы угрожала тебе явная смерть. Но снисхождение новообращающимся, яко младенцам в вере, в разсуждении некоторых недостатков обрядовых необходимо надлежит оказывать, частию по местным обстоятельствам, частию в ожидании утверждения их в вере и жизни.

18). Соблюдать посты так, как соблюдают их обыкновенно, т. е. переменою пищи, вземлемой из царства животных на одну растительную, — тамошние жители почти со всем не могут, по самой местности, и пост их удобнее может состоять не в качестве, но в количестве и времени употребления пищи. И потому не должно их принуждать к соблюдению постов переменою пищи, но во первых объяснять им намерение учреждения постов и пользу их, потом по мере их убеждения и усердия разполагать их к сохранению постов в известные дни таким образом, чтобы, смотря по обстоятельствам, уменьшать количество приемлемой пищи и не принимать оной в ранние часы дня. Что касается до дней страстной седьмицы и особенно последних дней пред Пасхою, то убеждать всех проводить их в возможном посте и телесном и душевном, в память Спасительных страданий И. Христа.

19). Слушание обыкновенных богослужений, кроме Литургии, не поставлять непременною обязанностию и строгаго исполнения сего не требовать, а потому во время путешествий твоих по отдаленным местам, когда обыкновенно все посещаемые тобою должны исповедываться и причащаться Св. Тайн, не считать непременною обязанностию то, чтобы они ходили в Церковь целую неделю, как делается у нас обыкновенно; но столько, сколько позволят обстоятельства: и только советовать им, чтобы они в то время, как можно чаще, в сердце своем молились Богу о прощении грехов своих и также соблюдали бы, как возможно, строгий пост. Поучение Слову Божию для них всегда есть лучшее приготовление к принятию Таинства, нежели чтение обыкновенных псалмов и молитв, потому что никто из них весьма еще долгое время не будут понимать того, что читается в Церкви.

20). При заключении браков облегчения строгости правил могут быть допускаемы только по самым уважительным причинам и по крайней нужде: а какия именно могут быть облегчения, о том будут тебе даны особыя наставления. Малочисленность местнаго народонаселения, подобно как в патриархальныя времена, не позволит далеко расширять круг возбраненнаго к супружеству родства. Впрочем, запрещения, положенныя по сему предмету в Книге Левит (XVIII гл.), должно иметь в виду неупустительно.

21). От старых обычаев, непротивных Христианству, — вдруг не отводить: но только объяснять, что им сие дозволяется по снисхождению.

22). Инородцам, не принявшим Св. Крещения, если не предвидится, что от них может произойти какое-либо оскорбление святыни или нарушение благопристойности, не только не возбранять быть при отправлении наших Богослужений, как-то: вечерни, утрени и молебнов, если они того пожелают, но даже приглашать их к тому. Что же касается до Литургии, то хотя по правилам Церкви и не должно допускать их к слушанию и Литургии верных; но так как некогда и послы Св. Владимира в Константинополе, будучи язычниками, были допущены к слушанию всей Литургии, а сие послужило в неизъяснимую пользу целой России, то и ты по усмотрению можешь оказывать подобное снисхождение, в надежде спасительнаго действия святыни на сердца еще омраченныя.

23). Никакие брачные союзы и договоры, заключенные до крещения, не считать препятствием к принятию Св. Крещения, и никаким до крещения заключенных браков, выключая самых кровных, (каковых, впрочем, едва ли можно встретить) не расторгать и в разбирательство их не входить.

24).Новообращающимся ни до крещения, ни при самом крещении, ни вскоре после крещения не делать и не позволять восприемникам делать какие-либо подарки, дабы сие не могло быть для инородцев приманкою или поводом к различным ухищрениям, а потому при самом крещении инородцев не давать им ни рубашек и ничего, кроме крестиков.

25). На данном тебе Св. Антиминсе ты имеешь власть совершать Божественную Литургию на всяком месте и в чистом нежилом доме и под открытым небом; но для сего, по многим причинам, приличнее иметь особую палатку, которую раскидывать на местах по возможности чистых и на таковых местах убеждать жителей поставлять кресты, которые потом будут как признаком самаго места, где была приносима безкровная жертва, так и местом общественных молитв для жителей в отсутствие твое.

26). Более постоянное пребывание иметь тебе там, где будет более полезно и нужно. Сугубо счастлив тот проповедник, пребывание котораго у себя инородцы считают своим счастием.

27). В преподовании учения вышеизложенным порядком наблюдай, чтобы к изъяснению предметов последующих приступать не прежде, разве когда слушающие тебя все или по крайней мере большая часть из них, поймут предыдущие, не смторя на то хотя бы от сего могло замедлиться самое крещение многим. Чем тверже будет положено основание, тем прочнее будет здание и легче созидать его.

28). Касательно учения веры и закона христианскаго ни каких доказательств Св. Писанием не подтвержденных не употреблять, кольми паче ложных чудес и откровений не вымышлять под опасением строжайшего осуждения. Но если где Господь видимо явит Силу Свою или в чудесном изцелении кого, или необыкновенном откровении и проч., то таковых дел Божиих не скрывать, но сделав надлежащее и безпристрастнейшее изледование дела со всеми доказательствами представить к нам.

29). Для того, чтобы умножать число принимающих Св. крещение, отнюдь не употреблять каких либо мер и средств не свойственных Евангельскому духу и неприличных проповеднику, как то: ни принуждений, ни угроз, ни подарков, ни обещаний (напр. льгот, податей и проч.), ни каких либо суетных обольщений, но всегда действовать с Апостольскою искренностию.

30). К сподоблению Св. крещения инородцев приступать не ранее, как они будут научены тобою вышеозначенным предметам веры и закона и когда они сами изъявят на то желание.

31). Все народы, живущие в наших Российских колониях, считаются принадлежащими России; но непросвещенные из них Св. Крещением еще не знают того, что они находятся под могущественным покровом России и что спокойствие их, которым они наслаждаются, есть ея благодеяние, а потому ты должен внушать им об этом и вообще при всяком удобном случае старайся представлять им превосходство нашего правительства в сравнении с другими, его бескорыстное об них попечение, заботливость и проч.

32). По прибытии на селения дикарей отнюдь не говорить, что ты послан от правительства и не выдавать себя за какого нибудь начальника: но за простаго странника, желающего ближним истиннаго благополучия и пришедшего для того только, чтобы показать средства и по возможности руководить.

33). С перваго вступления твоего в должность поведением и добродетелями своими, приличными твоему сану и званию, старайся заслужить хорошее о себе мнение как инородцев, так и живущих там европейцев. Доброе мнение заставляет уважать, а кого не уважают, того и не послушают.

34). Отнюдь не показывай явнаго презрения к их образу жизни, обычаям и проч., как бы они ни казались того стоющими: ибо ничто не может столько оскорбить дикарей, как явное презрение к ним и насмешки над ними и всем, что их.

35). С перваго свидания с инородцами старайся снискать их доверенность и благорасположение, но не подарками или ласкательством, а разсудительностию, готовностию на всякую помощь, добрыми и благоразумными советами и искренностию. Иначе кто откроет тебе свое сердце, если не будет иметь к тебе доверенность?

36). В преподавании учения и вообще в беседах с инородцами будь кроток, ласков, прост и отнюдь не показывай величаваго виду, чем весьма много можно повредить успехам своего дела.

37). Когда говорит тебе кто нибудь из инородцев, то выслушивай внимательно, снисходительно и терпеливо; и на вопросы их отвечай вразумительно и с особенным расположением и ласкою; ибо вопрос от инородца касаельно духовных предметов есть дело для проповедующаго очень важное; ибо он может показать и состояние души вопрошающаго, и способности его и желание просвещения. Но не ответя инородцу один раз, или ответя с оскорблением его, можно заставить его молчать на всегда.

38). Не желающих принять Св. Крещение, даже и после нескольких убеждений, не огорчать чем либо и особенно не принуждать к принятию крещения. И хотя справедливость требует в обхождении с дикарями быть более ласковым и внимательным к тем, которые уже приняли христианство или готовы принять его, но ты, как проповедник Евангелия, не должен оскорблять и не желающих принять проповеди Евангельской и обходиться с ними дружелюбно. Это будет лучшим доказательством того, что ты желаешь им истиннаго блага.

39). У некоторых тамошних дикарей можно встретить многоженство, но всегда только у богатых и сильных; а потому преклоняя их к единоженству, действуй со всем благоразумием и отнюдь не поступай здесь властительски, дабы не ожесточить и не раздражить их.

40). От новообращающихся и новообращенных ни под каким видом не требовать ни каких вкладов или приношений для церкви или на какия либо другия Богоугодныя дела; но и не отвергать и добродушно принимать приношения от тех, которые сами и по своей воле будут предлагать что либо, но только с тем, что при принятии всякаго приношения объяснять приносящим намерение и цель таковых приношений, дабы не поселить в них мысли, что Бог, подобно их духам, требует приношений, или что он суть жертва очистительная или умилостивительная и проч.

41). Впредь до особаго о сем предписания, работников и проводников для твоих путешествий ты должен будешь брать от новообращенных или от тамошних туземцев, но в сем деле надобно поступать так: чтобы тем не подать им причины подумать, что они, принимая христианство, в то же время становятся как бы рабами или работниками своих просветителей. И потому при всякой подобной нужде просить от дикарей пособия дружески и всегда платить за труды проводникам и всем услуживающим.

42). Ни под каким видом не принимать тебе от новопросвещенных и прочих инородцев каких либо подарков и приношений и не входить с ними в какия либо торговыя сношения ни самому лично, ни чрез посредство других под опасением строжайшаго суда; даже для самой пищи потребно принимать от них только в необходимости и за плату или от усердия предлагаемую на трапезе.

43). Путешествия предпринимать во время удобное, т. е. когда жители тамошние бывают более свободны от промыслов зверей и рыбы, дабы не благовременным путешествием не лишить выгод как инородцев, так и компанию. Но если бы оказалось, что посетить какое либо место с большею пользою можно не иначе, как в промысловое время, то за благовременно представлять о сем к нам прописанием всех причин и следствий могущих быть от того или другаго, и в тоже время отнестись к ближайшему местному начальству, дабы и оно со своей стороны представило о сем главному колониальному начальству.

44). Чтобы вернее и более быть полезным своим прихожанам,ты должен в непродолжительном времени узнать язык их, на первый раз по крайней мере до того, чтобы понимать. Дьячку же, находящемуся при тебе, поставляется в непременную обязанность изучить язык их совершенно. Ты имеешь обязанность наблюдать за сим.

45). Старайся узнавать обстоятельно веру, обряды, обычай, наклонности, характер и весь быт твоих прихожан, особенно для того, чтобы тем вернее и удобнее действовать на них.

46). Во время посещения твоего и пребывания на местах, когда время позволит, давай дикарям советы и наставления касательно улучшения их быта и образа жизни, но без всякаго принуждения и оскорбления, чистосердечно и дружески: и все таковые советы и наставления должны быть сообразны с местностию и простотою их нравов.

47). В разбирательство мирских дел не входить и никакой власти, приставленной от начальства, или их собственной, в глазах инородцев не ослаблять ни явными, ни тайными внушениями, так как и сам И. Христос, живя на земле, ни какого управления не оскорблял и ни чьих прав собственности не касался. Но если где начальствующий редутом или другим местом находится далеко от надзора колониальнаго начальства, а поступки его и обращение с инородцами слишком жестоки и несносны, то таковаго прежде с кротостию и дружелюбием увещавать и изставлять, но если таковая мера будет не действительная, то обстоятельно и со всею справедливостию писать о том секретно к нам или в случае отсутствия нашего благочинному для доведения до сведения колониальнаго начальства.

48). На все превышающее власть твою требовать разрешений от нас; и о недоразумениях и сомнениях писать к нам официально или партикулярно, смотря по обстоятельствам дела.

49). Судя по кроткому характеру многих дикарей, населяющих берега Америки, кажется, что при мирном и проповеднику Евангелия свойственном поведении невозможно ожидать какого либо нападения или покушения на жизнь; но если бы паче чаяния и случилась какая либо опасность твоей жизни, то решительныя и последния меры к защищения себя принимать не иначе, как в самых крайних случаях. Но стократ блажен будешь, если сподобишься пострадать ради имени И. Христа.

50). Если бы встретилось с тобою какое либо дело, касающееся Государственной тайны, то об оном в партикулярных письмах не писать ни к кому, но поступать по точной сим указа прилагаемаго при сем в копии.*

51). Для того, чтобы лучше можно было видеть твои труды, действия и успехи в порученном тебе деле, и тем вернее ценить твое служение, — иметь тебе журнал, в котором записывать все твои действия, все главныя мысли и слова, передаваемыя тобою дикарям при беседованиях с ними и проч. и все. что стоит замечания. И таковыя журналы представлять к нам каждогодно при своих прочих донесениях.

52). Относительно же порядка дел церковных, как то: ведения приходно-расходных книг, отчетности, а также разных записей и форм, по каким писать те и другия, — тебе будут даны особыя предписания.

53). Смотря поудобству и возможности постарайся завести и иметь первоначальную Школу для наставления детей в Законе Божием, чтению и проч. в роде тех, какия Высочайше повелено иметь при Монастырях и церквях (копия со списка правил сих тебе (неразб) быть иметь). Если же не будет возможности завести школу на основании сих правил, то по крайней мере два или один раз в неделю собирай к себе, или в часовню, детей обоего пола, сначала живущих там Русских и креолов, а потом и детей новопросвещенных и наставляй их в их обязанностях в отношении к Богу, родителям, властям, друг другу и ближним. Для пособия тебе в обучении детей грамоте можешь употребить причетников своих.

54). Само собою разумеется, что ты кроме всего выше писаннаго должен исполнять во всей силе и точности все общия и частныя постановления касательно церквей и причтов не сообразныя с местными обстоятельствами и учреждениями, и все предписания, какия тебе будут даваемы; а также и все учреждения и распоряжения местнаго Начальства, относящияся ко всем вообще, какого бы рода оне ни были, — исполнять и исполнением их подавать пример другим.

Помни, что ты находишься на таком месте, где ты более и скорее многих можешь получить награды и небесныя — будущия и земныя — настоящия. Небесныя награды в руце великаго Мздавоздаятеля, Который всегда будет видеть твои дела и намерения и дух, в котором будешь действовать. В отношении же наград земных будет обращаемо внимание не сколько на число обращаемых тобою, но более на усердие и ревность твою в исполнении своего дела, переведение чего либо из книг Св. Писания на язык твоих прихожан и научение читать из них (переведенное) по крайней мере до 50 человек будет достаточным доказательством твоего усердия и заслугою, стоющею высших наград, коих удостаивается духовенство (Далее следует цитата из Св. Писания. Неразборчиво из-за дефекта бумаги рукописи).

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с духом твоим!

Верно: Иннокентий Архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский.


* ЕГО ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО (Петр I) будучи в зимнем доме Генваря 13 дня 1724 года указал о делах, которыя тайности подлежат в Государственных делах, онаго отнюдь в партикулярных письмах ни к кому не писать, нежели к тому от кого послан, кроме настоящих реляций. А ежели какое препятствие от кого в том или ином будет его делу, то писать вольно, куда кто заблагоразсудит, только упоминая о врученном ему деле генерально от чего оному повреждение есть, также если случатся дела посторонния тайне подлежащия, а в реляциях к тому, от кого отправлен писать будет за каким подозрением не возможно, то вольно писать, кому в том поверит. А о врученном своем ни как выше писано под жестоким наказанием по вине преступления, и сей указ всякому писать в инструкциях...

Hosted by uCoz