Багдарыын
Сюлбэ
«Замыслившие
побег
в Пегую Орду...»
(о топониме
Яркан — Жархан)
Профессор
Г.П.Башарин в 1960 г. опубликовал «Документы
о распределении земли в Вилюйских
волостях 70-х годов XVIII в.» (2, с. 69—170).
Так впервые в систематизированном
виде появился на свет богатейший
ономастический материал двухвековой
давности: около 5 тысяч топонимов и
микротопонимов, 2576 антропонимов (8, с.
147). Значение публикации трудно
переоценить.
Из этого обилия материалов мы
остановимся на названии Жарханской
волости.
Зафиксировано четыре волости под
названием Жарханская. Покосы первой
записаны на страницах 86—90, второй —
на 101-108, третьей — на 119—125, четвертой
— на 131—139.
Первая, судя по наличию топонимов
Суптуріан, Маар Кўєл, Кырбыытакы, Чиµнээни,
Саhыл Уйалаах, в основном занимала
территою современного Жарханского
наслега Нюрбинского района. Кроме
того, наличие топонимов Мєрєєйў, Муоhааны,
Сиэримэ говорит о том, что в
Жарханскую волость входили и
некоторые покосы, принадлежащие ныне
Таркайинскому наслегу Нюрбинского
улуса. В эту волость, кажется, входила
часть территории и периферийного
Хорулинского наслега (топонимы
Нагааны, Андында, Элиптээн,
Сэбигидьээн, Анамы Сиэбит, Ўнэкээн,
Чиллэ).
Вторая занимала обшируню
территорию в нынешнем Сунтарском
улусе (вразброс). Это могут
засвидетельствовать топонимы
Сунтаар, Сунтаар Арыыта, Сунтаар
Кєрдўгэнэ, Сунтаар Сиэнэ,
Кэмпэндээйи Тєрдє, а также Биэ туппут,
Иитийэх Таhаарбыт, Илимниир, Чуо,
Єксєлгє (Хаданский наслег), Эіэhэ
Кўєлэ (Бакамдинский наслег
Хочинского улуса) (24, с. 228).
Третья занимала обширную
территорию также в сунтарских землях
(тоже вразброс). Об этом говорят,
например, такие известные топонимы
как Тойбохой, Бўлўўчээн, а также
Сэрии Киирбит (I-й Нерюктяинский
наслег Хочинского улуса) (24, с. 234). Это
известный в округе своими преданиями
топоним. Неслучайно его именем
назван был и род этого наслега —
Сэрии Киирбит аіатын ууhа (19, с. 840). В
эту волость вкраплены и Эйикээр (Хаданский
наслег), Ўргўппўт (Куокунинский
наслег).
Четвертая занимала в основном
территорию нынешнего Кюндядинского
наслега (бывшего Третьего
Жарханского) Нюрбинского улуса. Об
этом говорят, например, такие
топонимы: Суораттаах, Араµастаах,
Нєєлбўкўнэ, Лоhоо. Волость охватывала
и земли соседнего Кугдарского
наслега. О чем говорят, например,
такие топонимы, как Тўмэти и
Кураіаччылаах. До районирования
наслег этот относился к Сунтарскому
улусу (24, с. 206). Данной волости
принадлежали, оказывается, и
некоторые земли, расположенные на
Вилючане (крайний северо-запад
Сунтарского улуса), о чем могут
свидетельствовать, например,
топонимы: Бўлўўчээµµэ Аріаа Кўєл,
Бўлўўчээµµэ Борулдуолаах (2, с. 137),
Бўлўўчээн Борулдуо Уйалаах (2. с. 138,
139).
Локализации эти весьма примерные. В
огромные по территории волости
входили, по всей вероятности, и
угодья из других наслегов. Точная
локализация территорий волостей
вряд ли возможна. Потому что многие
топонимы и, в особенности,
микротопонимы за прошедшие два
столетия переименованы, стали
называться по иному или забыты.
Например, топонима «Ырыбыжан» (с. 88)
нет в настоящее время не только в
названных районах, но и по всей
Республике Саха. То же самое можно
сказать и о топонимах «Солур кылжита»
(с. 102), «Кярягян Наралабыта» (с. 119), «Биргиннях
Уята» (с. 120), «Ытыбычта» (с. 134, 137). А
вместе с тем, например, этот «Ытыбычта»
был немалым топонимом и в свое время
был разделен между двумя
плательщиками ясака, в том числе «Ытыбычта
илин баса» достался Мурсусоку
Эрекину.
Значит, Жарханские волости в конце
XVIII в. имелись на территории нынешних
Нюрбинского и Сунтарского улусов.
Это, в основном, территории 1-го и 2-го
Жарханских наслегов Мархинского, 1-го,
2-го и 3-го Жарханских наслегов
Сунтарского улуса. С.А.Токарев
соотносит их с Ярканской (Яркенской)
волостью XVII в. Сюда же он относит и
Джарханский род 2-го Меитского
наслега Олекминского округа (25, с. 393).
Имелся и имеется поныне также Тюбяй-Жарханский
наслег Сунтарского улуса (19, с. 841; 29, с.
80). То, что Жарханская волость и есть
Ярканская вслед за С.А.Токаревым
подтверждает и Ф.Г.Сафронов. При этом
он уточняет, что написание «Ярканская»
установилось в 1640-х годах и
продержалось вплоть до второго
десятилетия XVIII в. (22, с. 9, 10). Так
продолжали писать в сметных списках
ясачных книг, хотя по утверждению Б.О.Долгих
ярканцы уже к концу XVII в. «целиком
переселились на Вилюй» (7, с. 366).
Теперь обратимся к данным
топонимии, чтобы уяснить масштабы
расселения ярканцев-жарханцев на
Вилюе. Хочу отметить, что топонимия
Вилюя наиболее полно отражена в моей
картотеке. Так, кроме названных
наслегов, имеются следующие топонимы:
1. В Сунтарском улусе. Местность
Дьаархан, оз. Дьаархан Ойбоно в
Кутанинском наслеге.
2. В Нюрбинском улусе. Село Дьаархан
— центр Жарханского наслега, алас
Дьаархан, оз. Дьаархан Кўєлэ, марь
Дьаархан Маара, сенокос Дьаархан
Боруута, оз. Дьаархан Боруулааіа в
Аканинском, Кангаласском,
Кюндядинском, Мегежекском,
Нюрбачанском, Сюлинском, Хорулинском,
Чукарском наслегах. О масштабах
расселения жарханцев говорит и
следующий факт. Известный собиратель
фольклора, создатель Чаппандинского
музея якутского фольклора и
литературы Н.Т.Степанов писал автору
этих строк в 1981 г. в частном письме,
что земли, прилегающие к большому
озеру Тыhакыыс Арыылааіа в верховьях
речки Намана, принадлежали I-му
Жарханскому наслегу Нюрбинского
улуса. Это земли на стыке
Верхневилюйского и Олекминского
улусов и их при районировании
передали Верхневилюйскому улусу.
Этот Тыhакыыс в ведомостях 1776 г.
упоминается неоднократно (24, с. 104, 119,
123). Также о нем писал и Р.К.Маак. При оз.
Тыhакыыс, по его данным, проживало в
семи юртах 19 человек мужского пола и
30 женского и они относились к I-му
Жарханскому наслегу Мархинского
улуса (16, с. 23). Видимо, речь шла об этих
людях, когда в данных переписи 1897 г.
писалось о роде Тыhакыыс I-го
Жарханского наслега Мархинского
улуса (19, с. 839).
3. В Верхневилюйском улусе. Озера
Дьаархан, Дьаархан Кўhўтэ в Оргетском,
Оросунском и Сургулукском наслегах.
4. В Вилюйском улусе. Урочище
Дьаархан, летник Дьаархан Сайылыга в
Югюлятском наслеге. Учительница
Магасской школы Верхневилюйского
улуса И.Н.Алексеева, будучи еще
учащейся Вилюйского педучилища,
записала предание, объясняющее
происхождение этого топонима. В
старину, в голодный год, из Нюрбы
прибыли жарханцы и поселились в
верховье р.Тюнг. С тех пор та
местность стала называться Дьаархан.
В наши дни там расположена ферма.
Старожил Югюлята Ф.П.Кононов (в 1970 г.
ему было 73 года) уточнил
происхождение этих жарханцев. По его
словам, они нюрбинского
происхождения и платить повинности
ездили в Марху. Другой старожил этого
наслега В.Ф. Яковлев (в 1970 г. 80-летний)
высказался еще точнее. По его словам,
югюлятские жарханцы немногочисленны
и по происхождению они таркайинцы (Таркаайы
— соседний с Дьаарханом наслег
Нюрбинского улуса).
Таким образом, жарханцы
расселились на Вилюе на территории 4-х
улусов, из коих наиболее компактно на
западных — Сунтарском и Нюрбинском.
Как сообщил мне в частном письме в 1981
г. известный собиратель фольклора из
Сунтарского района Г.Е.Федоров,
владения жарханцев занимали весьма
обширные земли: на западе —
Бўлўўчээн, на юге — Дьоµкуодума
около с. Кутана, на севере — по речке
Куоµхаар.
За пределами вилюйских улусов
имеются следующие топонимы.
В упомянутом Олекминском улусе —
пос. Жархан в Жарханском наслеге. До
революции он назывался деревней и в
ней проживало в 1897 г. 102 человека, из
коих якутов 101 (19, с. 817).
Так мы подошли к следующему вопросу,
вопросу о численности ярканцев-жарханцев.
По данным Б.О.Долгих, в середине XVII в.
всего ярканцев было примерно 140
человек (плательщиков ясака 35), а в
начале XVIII в. — 200 (плательщиков ясака
50) (7, с. 359). И вот они целиком
переселились на Вилюй и к 1776 г.
составляли население четырех
волостей. В первой было 125
плательщиков ясака. Беря за основу
расчеты Б.О.Долгих, мы выводим, что в
ней было примерно 500 человек
населения. Во второй волости
соответственно — 217 и 868. В третьей —
182 и 728, а в четвертой — 249 и 996. Итого
проживало в 1776 г. в четырех
жарханских волостях 3100 человек!
Иными словами, получилось нечто
невообразимое, необъяснимое. За
какие-нибудь 70 лет беженцы, прибывшие
на новые земли, преодолев такие
расстояния произвели удивительный
демографический взрыв. Получилось
увеличение населения в 15 раз, тогда
как у себя на родине их численность
за полстолетия увеличилась всего-навсегда
на 60 человек.
А по данным 1891 г. в пяти наслегах с
названием Дьаархан проживало 10451
человек, т.е. за 115 лет население
увеличилось примерно в три раза.
Приведя эти цифры, Г.В.Ксенофонтов к
тому же говорит, что истинных
жарханцев должно было быть намного
больше, так как от них отпочковались
в свое время новые административные
единицы, например, наслеги Тюмюк,
Таркаайы, Хорула в Мархинском улусе,
Кугдаар и Токос в Сунтарском улусе,
Торбуох и Хадан в Хочинском (12, с. 361). Г.В.Ксенофонтов,
конечно, прав. Мы в этом убедились,
разбирая земельные ведомости 1776 г. В
таком случае истинных жарханцев в
действительности будет намного
больше. Г.В.Ксенофонтов называет
прямо-таки фантастическую цифру в
45 тысяч человек.
Выходит, что в начале XVIII в.
жарханцев было 200 человек, а к концу XIX
в. их стало 45 тысяч?!
Что это? Как все это объяснить? Как
разгадать эту загадку?
Считаю, что прежде всего надо
ответить на вопрос: кто такие эти
ярканцы-жарханцы? Начнем с преданий.
На основании материалов, собранных
в 1741—1745 гг., Я.И.Линденау писал, что
Жархан была одной из трех жен
Мунньана, отца Тыгына и что род
Жарханский был причислен к
Кангаласской волости (15, с. 18). Так, к
приходу русских земли Ярканской
волости находились на территории
Западнокангаласского улуса (7, с. 365).
Можно отсюда предположить, что
родоначальницей рода Жархан по
преданиям была Жархан, жена Мунньана,
и что род ее был причислен к
Кангаласской волости потому, что
Мунньан был кангаласцем. Нужно при
этом отметить, что в якутском
фольклоре есть немало преданий,
донесших до нас сведения о том, что
родоначальницами нередко были
женщины (4, с. 101). То же самое якуты
рассказывали и Я.И.Линденау, что он и
зафиксировал: «По утверждению якутов,
прежде они имели обыкновение
принимать название рода по их матери»
(15, с. 18). И не случайно Г.У.Эргис в
своей инструкции по сбору
фольклорных произведений указал, что
надо собирать материалы о Муоіан
Эмээхсине, Куhаіан Эмээхсине,
праматери Бордонских наслегов
Ньырбакаане, старушке Дьаархан (27, с.
28, 29).
Кто такая была Дьаархан по
происхождению? Откуда ее взял
Мунньан? Что об этом говорят предания?
По преданиям, записанным Г.В.Ксенофонтовым
на Сунтаре, Дьаархан или Дьаардаах не
якутка, а иноплеменница — вилюйская
туматка. Ее племя истребляют тунгусы
и она спасается от них бегством.
Добралась до Лены. «Отец Тыгына, по
другому варианту, — сам царь Тыгын,
принимает девушку к себе наложницей («оджолуун
дьахтарынан»)». От нее рождаются
четыре сына, которые не уживаются с
Тыгыном. Последний был сыном главной
жены Мунньана. Старший сын Дьаархан
Быркынаа Боотур в драке окровавил
лицо Тыгына и тогда старуха-мать,
боясь мести, советует сыновьям
бежать на свою родину, Вилюй (12, с.
361—362). Что и было сделано. Так
Дьаархан Эмээхсин или Дьаардаах
становится праматерью вилюйских
якутов, а ее сыновья «представляются
прародителями всех якутов
современных четырех улусов Юго-Западного
Вилюя» (12, с. 361, 395).
Несколько отличное от других
предание записал в 1925—1926 гг. на Вилюе
участник Якутской экспедиции АН СССР
В.В.Никифоров. По его записям,
Дьаархан — вилюйская туматка. У
туматов существовал своеобразный
обычай гостеприимного каннибализма:
«для дорогих гостей» они
откармливали дочерей. Дьаархан была
дочерью тумата Нюрбагана. Она
почувствовала, что ее откармливают
для угощения ожидавшихся гостей и
убежала к якутам на Лену (26, с. 215).
В 1969 г. в Жарханском наслеге
Сунтарского улуса я записал
любопытное предание со слов 80-летнего
старца А.С.Кырыалова. Старик Тыгын
имел любовницу по прозванию Дьааркан
Эмээхсин, рассказывал информатор. От
Тыгына она заимела сына Ала Кыырсын.
Старуха заподозрила неладное и
решила убежать. Убежали. Приехали в
Нюрбу. Там жили три года. Через эти
три года по приказу Тыгына их
навещает его сын Чаллаайы. Старуха
решила опять убежать, боясь прихода
Тыгына, то есть расправы. И она с
сыном добралась до местности
Тєбўрўєн, что на окраине жарханских
земель, недалеко от Элгээйи и там
обосновалась. У старухи было девять
сыновей, которые стали основателями
девяти родов («ат баhа»).
А вот вариант предания, записанный
Г.Е. Федоровым*.
* Георгий Евгеньевич
любезно предоставил мне свою
рукопись для использования, за что
ему выражаю сердечную
признательность.
Ала Кырсын, внебрачный сын Тыгына,
убежал от отца и прибыл на Вилюй. Жил
там у тунгусов Ньурбачаан, женился на
их девушке Дьаархан. Потом, в поисках
лучших земель, пошел дальше вверх по
Вилюю и обосновался в местностях
Арыылаах, Тыhакыыс, Уhук Кўєл,
Тєбўрўєн. Народил много детей, в том
числе девять сыновей, стал главным
человеком округи («сис киhи») и
основателем одного из больших
наслегов Сунтарского района —
наслега Дьаархан...
Значит, суть преданий сводится к
чему? От Тыгына, кангаласца,
откололась часть его людей, ушла на
Вилюй. Там некоторое время они жили
на землях нынешнего Нюрбинского
улуса, потом ушли дальше на Сунтар,
где и обосновались. Матерью их была
Дьаархан, не якутка, а коренная
вилюйчанка.
Примечательно, что все это как
нельзя лучше стыкуется с
исторической действительностью.
Ярканцы жили на
территорииЗападнокангаласского
улуса, точнее, «на Лене в районе устья
р. Сини» (7, с. 367) и уже с 40-х годов XVII в.
готовы были бежать с той земли. Так, в
1646 г. «малягарский князец Амыкай
Колтекаев подает «извет» на
ярканских якутов («ерконцев»),
замысливших побег в Пегую Орду» (25, с.
291). Род и впоследствии наслег
называются Дьаархан. Жарханцы
наиболее компактно жили и живут в
Нюрбе и Сунтаре. Демографический
взрыв, произошедший в XVIII в., о котором
говорилось выше, по всей вероятности,
объясняется тем, что Дьаархан была
коренной вилюйчанкой и к тому же
неякуткой. Жарханцы прибыли на Вилюй
компактной, сильной группой, имея при
себе и солидное по тем временам
состояние. В XVIIв., например, «у князца
Ярканской волости упоминается 186
лошадей и 130 штук рогатого скота» (I, с.
288). Прибыв на свою исконную родину из
якутской метрополии, видимо,
Дьаархан и жарханцы стали для
местных жителей большой
притягательной, консолидирующей и
ассимилирующей силой. Многие местные
вилюйские жители, должно быть, с
охотой «встали под их знамена».
* * *
В документах XVII в. волость
неизменно называется Ярканская (Яркенская,
Арканская, Ерканская), а не
Жарханская (10, с. 266; 17, с. 1117; 25, с. 393).
Почему? Потому, наверное, что в то
время якуты говорили Йаархан, а не
Дьаархан. А с XVIII в. стали говорить
Дьаархан, подчиняясь общей тенденции
развития тюркских языков, где
начальный й — переходит в с.
Такой же переход наблюдался и в языке
саха. Желающих более подробно
ознакомиться с данной теорией
отсылаю к книге Г.В.Попова «Слова «неизвестного»
происхождения якутского языка (Сравнительно-историческое
исследование)». — Якутск: Кн. изд., 1986,
с. 15—31.
В данном случае переход й- не
завершился почему-то, а застыл на
середине, на дь-, и потому мы
говорим Дьаархан, а не Саархан.
Частичные примеры таких застывших
форм приводит в упомянутом труде и Г.В.Попов.
Если саха до XVIII в. говорили йаархан,
то современное слово дьахтар,
например, они иногда выговаривали йахтар
даже в середине XIX в. Так, во всяком
случае, писал Аф. Уваровский в
известных своих «Воспоминаниях». Он
писал то йахтар, то дьахтар.
Что там Аф.Уваровский! Во времена
даже Э.К.Пекарского в ходу было
говорить йахтар и йахтарымсах
(20, с. 994). Близкородственные к саха
долганы говорят и пишут йактар и
поныне (3, с. 134). Кстати, диалектолог М.С.Воронкин
пишет, что язык долган «надо считать
своеобразным (долганским) диалектом
якутского языка. Как диалект, он
настолько близок к якутскому языку,
что общение носителя последнего с
долганами не сопряжено с большими
трудностями» (5, с. 39).
Далее. Каково происхождение слова йаархан
— дьаархан?
«Среднеязычная аффриката дь в
позиции абсолютного начала слова,
равно как и в середине слова,
употребляется главным образом в
заимствованиях из монгольских,
эвенкийского и русского языков» (6, с.
75).
Значит, дьаархан — слово не
якутского происхождения, а
заимствованное. Спрашивается тогда:
а что является его этимоном? По всей
вероятности, этимоном его является
юкагирское слово йарха, йархаµ (лед)
(11, с. 26, 272; 14, с. 105), или йарха + -н
(ледяной), где -н оформляет
атрибут, т.е. определение (14, с. 16—20).
С такой уверенностью мы остановили
свой выбор на юкагирском слове не
только и не столько лишь по внешнему
сходству и созвучию, а потому, «что до
прихода тунгусо-маньчжурских племен
Центральная Якутия и ее северо-восточная
часть были заняты юкагирскими и
родственными им племенами. ... Е.А.Крейнович,
проведя лингвистические
исследования, пришел к выводу, что
юкагиры расселялись до Енисея» (28, с.
8).
Значит, Вилюй был вполне вероятным
местом обитания юкагиров. А.П.Окладников
писал, что на Вилюе, возможно, жили «отунгусившиеся
юкагиры» (9, с. 353). А В.А.Туголуков
писал уже более определенно: на Вилюе
жил «новый уралоязычный этнос —
юкагиры» (26, с. 216).
То, что на Вилюе некогда жили
юкагиры, подтверждается и данными
ономастики. Выше мы говорили, что в
Жарханскую волость входили и
некоторые земли нынешнего
Хаданского наслега Сунтарского
района. И вот в этом наслеге имеется
топоним Чуо Кўєл (24, с. 236). Он так
назывался и в 1776 г. В сенокосных
ведомостях того года указаны покосы
Чуо и Чуо Иннэ (2, с. 104, 106). А чуо —
юкагирское слово и означает железо
(14, с. 116). Топонимы с этим словом
имеются и в других местах Якутии, в
том числе и в Нижнеколымском улусе,
современном месте обитания юкагиров.
С помощью чуо этимологизируется
и топоним Чуона — название речки,
притока Вилюя. Чуона есть чуо +
-нэ (имеющий железо). В Чукарском
наслеге Нюрбинского района имеется
озеро Лабыйа. Это есть чуть
видоизмененное юкагирское слово лавйэ
(вода) (14, с. 107). Топоним Дьарха
соседнего с Вилюем Олекминского
улуса (Олекминский наслег) выводим с
юкагирского йарха (лед).
Интересен и топоним Омолдоон. Мы
предполагаем, что и он юкагирского
происхождения и образован по
известной модели омол + -д- + -он,
как образованы, например, топонимы
Йархадан, Нуµэдэн, Самандон, Чахадан,
Чондоон. Здесь, например, йарха (лед),
-д- — по Е.А.Крейновичу «разделительный
согласный» (11, с. 13), а по Г.Н.Курилову «соединительный
элемент» (14, с. 86), -он (река) (18, с. 91).
На юкагирском омол (хороший есть)
(13,с. 69).
Подобного же мнения придерживается
и В.А.Туголуков. Он пишет: «Но вообще
же это имя мало походит на обычные
тунгусские или якутские имена.
Скорее всего, оно было заимствовано
тунгусами от юкагиров, у которых его
носил какой-нибудь военачальник» (26,
с. 229).
Итак: Омолдоон — Хорошая река.
Любопытный «реэстр шаманов»
опубликовал В.Л.Серошевский и в нем
значится шаман «Ерканской волости
Жалап Омолдонов шаман» (23, с. 628).
В Ерканской волости, т.е. в Йархане
— Омолдонов шаман!
Н.Т.Степанов записал в 1961 г. со слов
63-хлетнего жителя Тойбохойского (бывшего
Торбоховского) наслега Сунтарского
района одно предание, в котором
рассказывается о том, что от Быркыµаа
Боотура, по прибытии на Нюрбу,
родились три сына: старший Торбуох,
средний Таркаайы и младший Омолдоон.
Все они стали родоначальниками. От
Омолдоона берет начало Омолдонский
наслег Мархинского улуса. Н.Т.Степанов
также записал несколько преданий и в
Нюрбинском улусе, и все они
утверждают, что Омолдоон был
человеком очень воинственным и
многодетным, и что он был основателем
Омолдонского наслега.
А С.И.Боло писал, что
родоначальником вилюйских
Омолдоонов был прибывший из
Ботурусского рода (занимавшего часть
территории современного
Чурапчинского улуса (Омоллоон Бєіє)
(4, с. 78). То же самое, но на основе
архивных данных говорит В.А.Туголуков.
«Отец Омолдона Куликан был в 1637 г. и
позднее главой Ботурусской вол.», —
пишет он (26, с. 229). По его словам.
Омолдоон с группой сородичей
перебрался на Вилюй.
А по преданию, опубликованному в 1636
г., родоначальником Омолдонского
наслега Нюрбинского района
объявляется сын самого Тыгына,
рожденный от тунгуски (30, с. 203).
В то же время легенда, записанная Г.Е.Федоровым,
свидетельствует, что Уордаах
Омолдоон — внук Таркаайы.
Учитель Чукарской школы
Нюрбинского района Н.Д.Афанасьев —
Ньимийээнтэбис в 1981 г. со слов П.В.Андреева
(1920 г. рождения) зафиксировал
предание, рассказывающее об Улуу
Омолдооне, победившем
иноплеменников с шитыми лицами («тигииилээх
сирэйдээх омуктар»).
Итак, Омолдоон — реальная
историческая личность, ставшая
родоначальником. Его именем назван
род Омолдоон, его потомки разбросаны
судьбой по огромной территории (на
юге — Ленский улус, на севере —
Анабарский). Основная их масса, как и
жарханцев, была сосредоточена в
Сунтарском и Нюрбинском улусах.
На территории бывшего Сунтарского
улуса следы пребывания рода Омолдоон
(19, с. 841) отражены в топонимии
следующим образом: Омолдонский
наслег (24, с. 209), оз. Омолдоон Кўєлэ в
Кутанинском наслеге. По словам
старожилов, нынешний Хоринский
наслег ранее назывался Омот Омолдоон.
Вероятно, его родоначальником был «вилюйский
герой Омот Омолдоон» (27, с. 29).
В Нюрбинском улусе также имелся род
Омолдоон. Его следы: Омолдонский
наслег Мархинского улуса (19, с. 840).
Топонимы Омолдоон Арыыта, Омолдоон hээйэтэ
в Аканинском и Сюлинском наслегах.
Ручей Омолдоон в Беченчинском
наслеге Ленского района тоже с чем-то
говорит.
В Хатыгинских наслегах Жиганского
улуса Г.В.Ксенофонтов в свое время
также обнаружил людей, ведущих свою
родословную от Омолдоона (97 душ).
Жиганцы, как и жители Нюрбы и Сунтара,
омолдонцев называли воинственными,
драчливыми. I-й Хатыгинский наслег
этого улуса назывался еще
Омолдонским (12, с. 226, 301).
Имелся род Омолдоон и в Анабарском
улусе. Коренной житель этого района И.В.Андросов
(1913 г. рождения) рассказывал мне в 1978
году: «Моя мать омолдонка. Арьянова
все омолдонцы. Еще Кирисияны,
Семенниковы, Поповы. Хатыгынцы и
омолдонцы живут на огромной
территории: с Вилюйского округа до
моря Лаптевых».
Следует упомянуть, что в
Кангаласской волости в 1776 г. имелся
сенокос Омолдоон Кўєлэ (2, с. 91)...
Вот так изыскания об ярканцах-жарханцах
навели нас на следы пребывания
юкагиров на Вилюе.
И последнее. Н.Г.Самсонов в своей
книге об именах Якутии утверждает,
что тунгусское имя Яргон дало
название «Ярконской» волости (21, с. 10).
Но, судя по ясачным документам,
Яргон — рядовой, ничем не
примечательный тунгус с отдаленной
Маи-реки (крайний юго-восток Якутии),
и с него в 1639—1640 г.г. было «взято
государева ясаку 2 соболи без хвостов»
(17, с. 121). Маломощный, вряд ли такой уж
влиятельный тунгус с находящейся на
задворках края реки и... Ярканская
волость Западнокангаласского улуса.
Никак не стыкуется!
Кроме того, ведь название Ярканской
волости в XVII в. неизменно писали
через к в начале второго слога и
не было ни одного случая, чтоб писали
через г.
Литература
1. Бахрушин С.В. Исторические
судьбы Якутии. // Якутия. — Л.; Изд. АН
СССР, 1927. — 746 с.
2. Башарин Г.П. К истории Западной
Якутии. (Документы о распределении
земли в Вилюйских волостях 70-х годов
XVIII в.). // Якутский архив. (Сборник
статей и документов). Вып. I. — Якутск;
Кн. изд., 1960, — 176 с.
3. Бельтюкова Н.П. Состав согласных
фонем в долганском языке. // Языки
народов Якутии: диалектология,
экспериментальная лингвистика.
Сборник научных трудов. — Якутск: ЯНЦ
СО АН СССР, 1989. — 144 с.
4. Боло С.И. Прошлое якутов до
прихода русских на Лену (по преданиям
якутов бывшего Якутского округа). //
Сборник трудов научно-исследовательского
института языка и культуры при СНК
ЯАССР. Вып. IV. — М. — Якутск: Кн. изд.,
1938, — 232 с.
5. Воронкин М.С. Северо-западная
группа говоров якутского языка. —
Якутск: Кн. изд., 1984. — 222 с.
6. Грамматика современного
якутского литературного языка.
Фонетика и морфология. — М.: Наука, 1982.
— 496 с.
7. Долгих Б.О. Родовой и племенной
состав народов Сибири в XVII веке. — М.:
Изд. АН СССР, 1960. — 622 с.
8. Жирков С.И. Киhи аатын туhунан. —
Дьокуускай: Кинигэ изд., 1990. — 200 с.
9. История Якутии. Т. I. — Якутск: Кн.
изд., 1949. — 439 с.
10. Колониальная политика
Московского государства в Якутии XVII
в. Сборник документов под общей
редакцией Я.П.Алькора и Б.Д.Грекова. —
Л.: Изд. Института народов Севера ЦИК
СССР, 1936. — 280 с.
11. Крейнович Е.А. Юкагирский язык. —
М. — Л.: Изд. АН СССР, 1958. — 288 с.
12. Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар.
Очерки по древней истории якутов. Т. I.
— Иркутск: Кн. изд., 1937. — 576 с.
13. Курилов Г.Н. О некоторых
юкагирских топонимах. // Ж. «Советское
финноугроведение». Вып. 4. — Таллин:
1968.
14. Курилов Г.Н. Сложные имена
существительные в юкагирском языке.
— Л.: Наука, 1977. — 120 с.
15. Линденау Я.И. Описание народов
Сибири (первая половина XVIII века).
Историко-этнографические материалы
о народах Сибири и Северо-Востока. —
Магадан: Кн. изд., 1983. — 175 с.
16. Маак Р.К. Вилюйский округ
Якутской области. Ч. III. — Спб.: 1887. — 192
с.
17. Материалы по истории Якутии XVII
века (Документы ясачного сбора). Ч.
1—3. — М: Наука, 1970. — 1269 с.
18. Новикова К.А. Лингвистический
анализ топонимов Северо-Восточной
Сибири. // Вопросы языка и фольклора
народностей Севера. — Якутск: Изд. ЯФ
СО АН СССР, 1972. — 274 с.
19. Патканов С. Статистические
данные, показывающие племенной
состав населения Сибири, язык и роды
инородцев (на основании данных
специальной разработки материалов
переписи 1897 г.). Т. 3. Записки Русского
географического общества. — Спб.: 1912.
— 1004 с.
20. Пекарский Э.К. Словарь якутского
языка. — Спб.; Л.: 1907—1930.
21. Самсонов Н.Г. Наши имена. — Якутск:
Кн. изд., 1989. — 143 с.
22. Сафронов Ф.Г. Якуты. Мирское
управление в XVII — нач. ХХ века. —
Якутск: Кн. изд., 1987. — 127 с.
23. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт
этнографического исследования. Т. I.
— Спб.: 1896. — 720 с.
24. Список населенных зимних пунктов
четырех южных округов Якутии. —
Якутск: Кн. изд., 1928.
25. Токарев С.А. Общественный строй
якутов XVII—XVIII вв., — Якутск: Кн. изд.,
1945. — 414 с.
26. Туголуков В.А. Тунгусы (эвенки и
эвены) Средней и Западной Сибири. — М.:
Наука, 1985. — 284 с.
27. Эргис Г.У. Спутник якутского
фольклориста. — Якутск: Кн. изд., 1945. —
93 с.
28. Юкагиры (историко-этнографический
очерк). — Новосибирск: Наука, 1975. — 244
с.
29. Якутская АССР. Административно-территориальное
деление на 1 июля 1986 г. — Якутск: Кн.
изд., 1986. — 151 с.
30. Якутский фольклор. Тексты и
переводы А.А.Попова. Вступительная
статья акад. А.Н.Самойловича. — М.: изд.
Советский писатель, 1936. — 322 с.
|