Багдарыын
Сюлбэ:
«...Мы
должны отстаивать свое, родное...»
Ученый
и публицист Михаил Спиридонович
Иванов-Багдарыын Сюлбэ — один из
немногих людей, кто всей своей жизнью
и педагогической, потом
исследовательской деятельностью,
доказал возможность противостояния
Системе — коммунистической,
советской. Будучи студентом IV курса
историко-филологического факультета
Якутского пединститута был обвинен в
проведении антисоветской,
националистической агитации и
осужден на 10 лет лишения свободы.
— Мы говорим: империя развалилась.
А как она воспринималась Вами, когда
Вы были молодым человеком, студентом,
потом в зрелые годы и в последнее
время? Советский Союз, Москва — это
звучало гордо…
— Империя
распалась — это закономерно. В
истории всегда так бывало.
Российская империя образовалась в
результате завоевания, хотя все
время говорили: добровольное
вхождение, добровольное вхождение.
Не все добровольно входили. И оно
распалось. Мое отношение к
Советскому Союзу… Знаете, детские
годы — пионер, потом комсомолец. В 19
лет меня приняли в партию. Тогда в те,
пионерско-комсомольские годы, как и у
всех «красногалстучных» и с
комсомольскими билетами, разумеется,
у меня никаких иных мнений, кроме тех,
которые провозглашались и
вдалбливались, не было. Резкий
перелом в убеждениях, надо сказать, у
меня произошел в 52-м году. Когда здесь,
у нас в институте, сверху навязано
было, притом самым грубым образом,
так называемое «разоблачение
якутского национализма».
— Вы были тогда студентом…
— Да, студентом четвертого
курса Якутского пединститута. Мы
были ошеломлены творившейся
неправдой и очень расстроены.
Никакого антирусского национализма
у наших преподавателей Башарина,
Мординова, Романова, Данилова и в
помине не было. Тем более у нас. Такая
обработка, такое «разоблачение»,
такое преследование, конечно же,
пагубно отразились на нашем сознании,
на наших молодых сердцах. Да и на всем
народе, прежде всего интеллигенции.
А потом меня арестовали. И
обвинение было такое: проведение
антисоветской националистической
агитации. Дали десять лет.
— Они, нквдшники, пришли к вам
домой?
— Нет. На занятия в пединститут.
— На лекцию?
— Прямо во время лекции и взяли.
— Вас одного?
— Меня одного. А потом были
арестованы Василий Яковлев,
впоследствии известный писатель
Далан. Афанасий Федоров, тогда только
начинающий прозаик.
В колонии, в лагере мы общались с
разного рода политическими,
осужденными по 58-й статье. Нас
держали изолированно — уголовников
отдельно, наш барак отдельно.
— Это было…
— Это было здесь, под Якутском.
Колония была в районе аэропорта, чуть
в стороне. Потом меня увезли в п.Бриндакит
Усть-Майского района. На шахты. Я
шахтер таким образом (смеется).
Были в колонии и шахтах литовцы,
немцы, евреи, русские, украинцы,
белорусы, казахи, из кавказских
народов…
— Сосланные оттуда?
— Сосланные и взятые здесь.
Бывшие власовцы и т. д. Это был народ
порядочный. Не было никаких блатных
разговоров, воровства не было. Жили
не то чтобы дружно, а никто никого не
обижал. В бараках нас находилось
несколько десятков человек и слышно
было, как люди разговаривают даже
вполголоса. Переваривая все
услышанное и пережитое, я постепенно
приходил к мысли, что в Советском
Союзе политика, проводимая
Коммунистической партией — это
антинародная политика.
— Велись ли разговоры об этом? О
Сталине? Понимали ли люди роль
Сталина во всем, что происходило с
ними, что творилось в стране?
— Сколько угодно. Называли его
Ус, Злодей. Ус — усатый. Когда радио
говорит всякие разные
пропагандистские материалы — сидят
слушают. Немцы и евреи были
молчаливые, меж собой разговаривали,
переживали. А литовцы были открытые.
Они открыто выражали свое возмущение,
говорили, что советские — захватчики
и какую они антинародную по сути
политику проводили и проводят в
настоящее время. И постепенно я и
другие молодые якуты, там нас было
несколько человек, приходили к
мнению, вернее, к критическому
восприятию всего того, что было и что
есть. И когда распалась империя,
Советский Союз, я думал, ну, это
закономерно. Держать народы в тюрьме
и столько лить кровь безвинных людей
— это не может оставаться без ответа.
Народ все равно когда-нибудь
настолько возмутится, что все это
разрушит. Так и получилось.
— Были ли разговоры о борьбе
против Системы?
— Таких разговоров не было.
Почему? Все-таки сидели люди уже
опытные и остерегались. А вдруг среди
нас… И — второе, люди, сидящие там,
имеющие, минимум, по десять лет, а
большинство — по двадцать пять, о
перспективе, возможности борьбы,
конечно, не могли думать. Кроме того
связи с внешним миром не было. Все
просматривалось, прочитывалось. Если
бы кто и начал заводить такой
разговор, точно подумали бы —
провокатор.
— Когда освободили Вас?
— Меня освободили так. Я сидел
в колонии, когда умер Сталин. И
объявили выходной день. На работу не
погнали. Обычно на работу гонят
автоматами, собаками сопровождают, а
в этот день отдыхали. И радости конца
не было. Беспредельная радость. И
появилась надежда, что изменится
политика и, возможно, нас освободят. Я
тоже радовался. И надеялся, что скоро
буду освобожден. И повезли меня в
этот Бриндакит. Был освобожден в июле
1954 года. Получилось, сидел всего 2,5
года.
— Завершается век. Какие уроки
мы извлекли? Что Вы, человек,
почувствовавший жестокость века на
своей судьбе, человек, которого
уважают в народе, могли бы сказать?
— Народ меня уважает, во-первых,
может быть, из-за сострадания к тому,
что я пережил. Во-вторых, уважение
народа ко мне я объясняю, главным
образом, тем, что я занимаюсь
топонимикой, доселе неизвестной
наукой. Я объездил почти всю
республику, собрал большой материал,
имею много публикаций, которые
охотно читают. Я пишу о народе,
природе, прошлом. Как век заканчиваем,
и как народ расправился с той
системой, и как будет строиться новая
жизнь? Система социализма
закономерно распалась. Она была
построена на неправильном принципе :
от каждого — по способностям,
каждому — по потребностям. Это
утопия. И руководствуясь этой
утопией жил Советский Союз 70 лет и
отстал от мирового развития. Страны,
шедшие путем рыночной экономики,
намного нас опередили. Чем мы
гордимся? Гордимся автоматом
Калашникова, своими танками. Своими
самолетами, бомбардировщиками,
истребителями, ракетами, бомбами. А
созидательного, для народа — не
создали почти ничего. Народ бедный
остался. А страна до зубов
вооружилась. Помните, как эта Система
на последнем издыхании напала на
Афганистан, на беднейшую страну, и
десять лет бомбила! Миллион с лишним
людей — мирных жителей, афганцев,
угробила, а народ не смогла одолеть.
Это показатель того, насколько
прогнила эта Система.
Мы переходим к рыночной экономике.
И я сравниваю этот переход с тем
переходом, который был совершен в 1917
и в последующие годы. С рыночной
капиталистической экономики Россия
перешла к социалистической. И
сколько было пролито крови, сколько
было жертв, сколько бед было — не
сосчитать. И сколько это длилось… Мы
должны радоваться теперешнему
переходу без крови. Ошибаются и
творят много глупости. Но крови нет.
Вот что важно. Сейчас, мне кажется,
переход был бы более успешным, как в
прибалтийских республиках, если бы
Россия не жила все 70 лет по-советски,
если бы в памяти народа сохранилась
хоть часть навыков рыночной
экономики. Мы топчемся слишком долго,
в течение жизни трех поколений, в
этой социалистической системе. И
потому в сознании народа сильны
иждивенческие настроения,
побуждения — по потребностям давай
мне! И, разумеется, потому мы не
отказываемся от коммунистической
идеологии, и потому сильны сегодня
позиции компартии.
— Большую часть своей жизни Вы
посвятили народу, развитию родного
языка, занимались топонимикой —
сохранили в памяти народа древнейшие
названия нашей малой Родины,
объясняете их изначальный смысл и
значение. Каково место нашего народа
в будущей России. Вот, например,
говорят: «СССР дал нам образование»…
— Это очень трудный вопрос.
Сегодня мы свидетели оживления
русского шовинизма, даже фашизма. Об
этом говорят, с этим борятся. Но не
очень эффективно. Баркашовцы,
макашовцы, анпиловцы стремятся к
русификаторской политике. Они
усиленно проводят линию,
обрабатывают мозги народа:
разделение по национальным
квартирам разрушило великую империю,
мол, предстоит повторение этого
процесса, и муссируется идея отказа
от автономий, от проведения политики
суверенизации, требуют перехода к
губерниям. Всех под одну гребенку. И
это обязательно приведет к
русификации нерусских народов. Как
противостоять нам? Я на этот вопрос
ответа не нахожу. Это не в моих силах,
компетенции. Силы так называемого
русского патриотизма как будут
развиваться, не знаю. При
губернизации национальные языки
будут постепенно нивелироваться.
Будет одна русская школа. Одна
система воспитания молодежи. В этом
плане у меня несколько
пессимистические настроения.
Насколько это возможно, мы должны
отстаивать свое, родное. Главным
образом — язык.
— Что для этого должны
предпринимать простые люди?
— Отстаивать свой язык, свои
детсады, школы, книги, газеты. И,
главное — чтобы сознание работало в
этом направлении, силой ничего не
сделаешь.
— Национальная идея, в
государственном понимании, а не
этническом, что это для Вас?
— Проводят сравнение с
американским народом — то ли от
близорукости, то ли нарочно.
Отголосок имперской политики. В
американский народ сложились
пришельцы, а не коренные народы. У нас
исторически Российское государство
образовалось завоеванием,
присоединением русскими других
народов, а эти народы живут на своей
исконной территории. К примеру,
буряты. Они живут на своей территории,
где жили испокон веков. Бурятов,
нигде кроме этой территории, как и
саха — на якутской, тувинцев — на
тувинской земле, нет. Как же мы должны
стать русскоязычными? Это против
истории, против человечности. Лишить
народы родины и языка. Чего боюсь?
Грубой силы. Ничего не боюсь, только
грубой силы.
Якут должен осознавать, что он якут.
Мы — отпрыски великого
древнетюркского народа. У нас
прекрасный язык. Древнейший тюркский
язык. У нас своеобразная культура. У
нас олонхо. В этом заключается
национальная идея. Мы народ,
создавший культуру своеобразную. Мы
самый северный скотоводческий народ.
До Заполярья разводим скот, кроме нас,
якутов, ни в Европе, ни в Америке на
таких широтах скотоводов нет. Мы
создали великий эпос олонхо. Нигде в
мире не было на нашей широте кузнецов-
золотарей. А на этой земле — в
Хангаласе, Чурапче, Нюрбе — якуты не
только кузнецами были, но они из руды
плавили железо, пусть примитивно, но
по тем временам строили
прогрессивные доменные печи. Все это
мы должны сохранить в памяти и
передавать детям. Не должны терять,
не должны лишиться этого.
— Как Вы считаете, кто из
общественно-политических деятелей
Якутии оказал решающее влияние на
развитие общественной мысли и
духовной жизни Республики Саха в XX
веке?
— Это В.В.Никифоров-Кюлюмнюр, А.Е.Кулаковский-Ексекюлэх
Елексей, А.И.Софронов-Алампа, Г.В.Ксенофонтов,
С.А.Новгородов, М.К.Аммосов, П.А.Ойунский,
И.Е.Винокуров, Г.П.Башарин, А.Е.Мординов,
Сем.П. Данилов.
— Как Вы начинали свою
исследовательскую работу? Почему? С
чего начали?
— Я историк по образованию. Но
не стал заниматься историей. Годы,
проведенные в тюрьме и концлагере,
общение с политзаключенными убедили
меня в том, что советская
историческая наука, построенная на
марксистско-ленинской идеологии,
лжива, что это не наука.
Через несколько лет после
освобождения я был назначен
директором Вилюйского педучилища.
При тесном и повседневном общении со
студентами я узнал, что этнотопонимы
Хаµалас, Нам, Малдьаіар, Ўєдэй, Бєтўµ
и другие имеются во многих улусах.
Например, Хаµаласы имеются не только
в Центральной Якутии, но и по Вилюю,
Анабару, Колыме и т.д.
Что это? Это — прямой результат
событий XVII в., так называемого «добровольного
вхождения» Якутии в состав Русского
государства. Постепенно я пришел к
мысли, что надо объездить всю Якутию
и собрать все топонимы.
Это — одна из причин, почему я
выбрал топонимику. Далее. Топонимика
— сложная наука. Она и история, и
языкознание, и география.
Изучая топонимику, можно узнать
очень много интересного. Она
расширяет кругозор человека.
В Намском и Хангаласском улусах
имеется топоним Атыыр Иигэ, который в
буквальном переводе означает «Моча
жеребца».
Почему местность названа таким
странным, на первый взгляд, именем?
Это от того, что конской моче, как и у
бурят, приписывалась магическая сила.
Полагали, что место, где помочилась
лошадь, очищается: все злые духи,
обитавшие здесь, исчезали, и на этом
месте можно было ставить юрту,
строить жилище.
На о.Котельном (Северный Ледовитый
океан) есть р. Балыктаах, на Амуре —
местность Буомнаах, на больших
Шантарских островах в Охотском море
— р. Табалаах и на Таймыре — р. Улахан
Булуустаах.
Ученые считают, что якутская
топонимия четко отделяется от
географических названий соседних
народов и от всех других тюрков
своими топонимами с аффиксом -лаах.
Значит, топонимия поставила народу
саха величественный памятник. Саха
освоили такую обширную территорию.
— Сколько топонимов в Вашей
картотеке?
— Моя картотека создавалась 40
лет. Ближайшим, преданным помощником
все эти годы являлась жена Варвара
Михайловна. В картотеке примерно 350
тысяч карточек. Она, по оценке
специалистов, занимает второе место
по всей Сибири и Дальнему Востоку и
является национальным достоянием
Республики Саха.
— В чем особенности топонимии
Якутии?
— Изучая топонимию Якутии,
исследователь добывает ценные
сведения о природе, богатствах края,
а также о прошлом и настоящем народов,
населяющих ее. А такие народы, как
юкагиры и якуты, живут только в
Якутии.
— Возможно ли издание атласа
топонимики?
— Достаточный материал собран.
Вопрос упирается в финансирование, т.е.
требуется поддержка со стороны
власть предержащих.
— О чем говорят названия
местностей, как они характеризуют
людей, живущих на этой земле?
— По разным вопросам
топонимики края я опубликовал 9 книг
и сотни статей и заметок.
В топонимии отражаются не только
природа края, но и род занятий,
культура, верования — то есть все
стороны жизни населения.
Кто этим интересуется, могут
обратиться к моим книгам.
Ноябрь, 1999 г.
Беседу вел Олег СИДОРОВ.
|