На первую страницу номера

На главную страницу журнала

Написать письмо

Любовь КУЗЬМИНА

Семантика
наскальных
изображений
Якутии

К нашему времени изобразительный материал, накопленный исследованиями наскального искусства Якутии, стал довольно богатым. Однако его интерпретация остается практически неразгаданной. Мы никогда не узнаем наверняка, какой смысл вкладывали в эти изображения древние люди. Тем не менее обращение к этнографии дает довольно убедительные версии понимания первобытного искусства. Наскальное творчество хранит в своих памятниках следы мировоззрения, религиозных верований древних людей, их быта, образно-художественного мышления. Познавая смысл образов этих изображений, мы приобщаемся к духовному, культурному наследию далеких предков. По пути аналогии с этнографическим материалом тех обществ, которые типологически близки древним обитателям территории современной Якутии, можно попытаться рассмотреть аспекты толкования функции наскальных изображений и разгадать их некоторые секреты.

Широко распространены наскальные изображения на территории Республики Саха, где на сегодняшний день зафиксировано и исследовано 115 писаниц с более чем 5 тыс. рисунками. Наскальная роспись появляется в верхнем палеолите, которая затем получает развитие в неолитических культурах и прослеживается в культурах бронзового и железного веков и позднего Средневековья.1 Таким образом, наскальная живопись Якутии имеет долгую историю, которая завершилась совсем недавно.

Один из основателей магической концепции первобытного творчества Соломон Рейнак в XIX веке выделил в тайных магико-тотемических церемониях племен Центральной Австралии универсальное явление, базирующееся на вере в магическую силу наскальных изображений, которая сохранилась в суевериях народов всех континентов. Сущеетвует множество версий исследователей, связывающих толкование первобытного искусства с шаманизмом. Эта древнейшая религиозная традиция устойчиво воспроизводится в самых разных, несообщающихся между собой, регионах, временах, культурах и имеет много общего с существующими религиозными течениями.

Яркое свидетельство представлений первобытных людей о потустороннем мире, человеческой душе дает существовавший в те времена погребальный обряд. Одиночное неолитическое погребение Оннес на Амге относится к белькачинской культуре. Его возраст 5 тыс. лет. По палеоантропологическим признакам древний человек из Оннеса. относится к монголоидной (байкальской) расе.2 Костяк первобытного человека лежал в подпрямоугольной могильной яме на спине и был ориентирован строго по сторонам света: ногами на север, головой на юг. В могилу был положен погребальный инвентарь: лисица, соболь, а также нуклеус из кремня, каменный нож, скребок, три составных крючка...3 В области грудных костей найдено пятно красной минеральной краски — охры. Засыпка костяков охрой характерно и для других неолитических погребений Якутии. В Евразии и Азии кроманьонцы, древнейшие представители современного человека, кости умерших также посыпали красной охрой. Это было связано с верованиями первобытных людей, погребальным обрядом и их пониманием символики цвета: красное обозначало кровь, следовательно, жизнь; они верили в душу, переходящую в иной мир после смерти человека.

По поверью якутов, душа человека понимается как первооснова жизнедеятельности человека, его физического и духовного существования. В каждом человеке заключено три души: ийэ-кут (мать-душа), буор-кут (земля-душа) и салгын-кут (воздух-душа). Звери и птицы имели только две души: мать-душу и землю-душу. Такая версия о трехсоставности души является одним из вариантов мифологической мировой триады о многосоставности человеческой души. Например, древние египтяне также верили, что у каждого человека есть три души — Ка, Ба, Ах. Душа Ба со смертью человека вылетает из тела в виде птицы, она бессмертна, Ка же — не бессмертна. Для того, чтобы душа Ка надолга могла пережить умершего, строили «вечные» пирамиды, тело покойника мумифицировали, при погребении снабжали необходимым.

Якутский шаман Сапалаай (Суздалов И.А.) в 1938 году рассказал фольклористам следующее: «Айыы ойууна (белый шаман) имеет зверя-помощника, хранителя души шамана — Ийэ-кыыл (мать-зверя). Он похож на Уу ОіуЇа, так называли якуты мамонта. Ийэ-кут шамана находится в том звере. Со смертью Ийэ-кыыл шаман умирает».4 Ийэ-кыыл, дух-хранитель — это духовное существо, которое защищает шамана от опасностей и служит ему. Мать-душа могла выходить из тела и путешествовать по Верхнему, Среднему, Нижнему мирам, приняв силу и форму своего духа-хранителя. Так, среди австралийских племен шаманы часто принимают облик орла или ястреба. Шаманы Ладландии часто превращались в волков, медведей, оленей и рыб. Среди американских индейцев они имели силу превращаться также в медведей.

По традиционным верованиям, совпадающим с представлениями других народов Севера, входом в Нижний мир у шаманов может быть источник, река, дуплистое дерево и пещера. Индейцы Юго-Западной Америки считают скальные образования с дырой наверху входом в Нижний мир. Вся знаменитая палеолитическая живопись Франции сосредоточена в пещерах. В пещеру Фон де Гом попадают с огромными трудностями, протиснувшись через маленькую щель — «Рубикон». Вход в Пиндаль расположен на отвесной скальной стене. В Каповой пещере на Нижнем Урале панно с мамонтами находится на втором этаже, туда можно влезть по расщелине провалов. Входы в эти пещеры труднодоступны для обычного человека. А к вершинам многих скал с изображениями в Якутии можно подняться, лишь имея специальные альпинистские приспособления. Все это говорит о том, что в древности пещеры и скалы с изображениями представляли собой культовые центры — святилища, где совершались магические обряды и церемонии.

Известный западный антрополог, шамановед Мишель Харнер пишет: «В дополнение к духу-хранителю шаман имеет обычно несколько духов-помощников: это силы, меньшие по сравнению с духом-хранителем, но их могут быть сотни в распоряжении одного шамана, что обеспечивает ему больше силы, могущества.»5 Используя это определение Харнера, попытаемся понять, что означают петроглифы Франции, находящиеся в пещере Труа Фрер. Палеолитические наскальные изображения мадленского периода находятся в пещере глубоко под землей. Древние художники высекли на камне силуэты сотен животных. Эти животные окружают человеческую фигуру с головой бизона, очевидно, представляющую собой одного из самых ранних шаманов человечества. От фигур бизонов, северных оленей, лошадей вниз идут линии, некоторые из них оканчиваются «мешочками». Фигуры человека с бизоньей головой и животных, находящихся вокруг него, соединены линиями. Линии, идущие от животных, направлены к ноздрям, рукам, ногам, спине существа. Эти линии могут означать животные силы духов-помощников шамана, входящие в его тело. Чтобы выделить шамана в лице духа-хранителя среди стада животных, духов-помощников древний художник представил его в виде человека-быка, соединив в нем и человеческие, и животные формы. Контурные линии подчеркивают характерные особенности фигур животных, косыми параллельными штрихами изображена шерсть, фигуры животных переданы в динамике. Они накладываются друг на друга, просвечиваются, образуя контурную композицию. Этим приемом первобытный художник хотел подчеркнуть нематериальность изображаемых фигур. Силу зверя, как бы самую душу его передал в них мастер. Фигуры связаны разворачивающимся на глазах у зрителя действием в единую композицию, в центре которой шаман, вызывающий своих духов-помощников и вбирающий в себя их могущественные силы и энергию.

Особенностям такой семантической трактовки пещерных изображений можно отыскать параллели и в другом примере палеолитического искусства Европы. Проходы, коридоры, потолки пещеры Альтамира в Испании сплошь покрыты полихромными изображениями бизонов, козерогов, лошадей, северных оленей, мамонтов, кабанов. Животные воспроизведены почти в натуральную величину реалистически, в динамике: некоторые изображены в стремительном галопе, неколько быков встали на задние ноги, другие замерли как вкопанные. Фигуры чаще всего образуют беспорядочные хаотические нагромождения. Элементы композиции очень редки. Живость и экспрессия настенных изображений, отсутствие композиции в них, вероятно, указывают на то, что главной задачей палеолитического художника было передать в изображении именно силу и мощь животных — духов-помощников, которые должны были приумножить силу шамана.

Высказанную выше версию о смысле наскальных фигур животных подтвердим на примере наскального искусства Якутии. Наиболее древние изображения на скале в Якутии зафиксированы А.П.Окладниковым и А.И.Мазиным на реках Токко и Олекма, которые датируются верхним палеолитом. На древний возраст наскальных изображений указывают их размеры, реалистическое изображение и перекрытие их новыми изображениями. Скала Суруктаах-Хайа на берегу Токко является одним из древнейших культовых центров Средней Лены. Древние люди нанесли красной охрой на поверхности скалы изображения лошади и быка.6 Силуэт разъяренного быка с вытянутой вперед мордой и приподнятым хвостом написан в профиль в монументально-реалистическом стиле. В рисунке чувствуется уверенная фиксация мгновенного состояния животного, находящегося в движении. А фигура лошади выписана контурной росписью в сильно стилизованном виде. Из каждой пары ног изображено только по одной ноге. Контур внутри оставлен чистым, детали проигнорированы.

В древности якуты противопоставляли быка из Нижнего мира и лошадь, животное Верхнего мира, олицетворяющих соответственно «длинную зиму» и «короткое лето». Якутский шаман путешествие в Верхний мир начинает с какого-нибудь возвышения, например, горы или скалы. По словам шамана Куруппа, зверь-хранитель находится на вершине высокой скалы.7 Из сказанного следует, что фигуры животных, выписанные на скалах, могут означать духов-хранителей шамана. Душа шамана (ийэ-кут) на лошади, духе-хранителе (мать-звере) взмывала в Верхний мир, а превратившись в быка, отправлялась в Нижний мир.

Наскальные изображения раннего палеолита (4 тыс. лет тому назад) по рекам Токко, Мая, Амга, Алдан представлены изображениями оленей, лосей, людей, а также сценами из жизни охотников. Образ лося, самого крупного промыслового животного тайги, сыграл значительную роль в наскальном искусстве неолитического населения Якутии.

Наскальная монохромная роспись Мундуруччу на Амге представлена отдельными фигурами лосей, северных оленей. Выцветшие, темно-красные росписи выполнялись на гладкой поверхности скалы серо-бежевого цвета на южной стороне. Освещенные солнцем, выразительные темно-красные рисунки, видимо, ярко горели на золотом фоне скальной поверхности, производя сильное зрелищное впечатление на древних людей. Фигуры расположены на плоскостях, отделенных друг от друга естественными разломами, выполнены в силуэтном стиле. Пространство между контурными изображениями полностью закрашивалось. У лосей своеобразные параболоидные головы, фигуры животных переданы пропорционально, статично. Под одной фигурой лося проведены горизонтальные линии, рассеченные направленными вертикальными черточками. Современные охотники предполагают, что эти линии представляют собой оригинальный знак-указатель. Недалеко от скал с изображениями находится место для переправы крупных таежных животных, где охотники осенью и теперь отстреливают сохатых.

Судя по дошедшим до наших дней памятникам неолитического искусства, можно предположить, что оно имело тесную связь с древней традицией народов — шаманизмом, а именно передавало преклонение людей перед самыми крупными представителями тогдашнего животного мира — лосями, медведями, дикими лошадьми как духами-хранителями души шамана ийэ-кут. Видимо, дух-хранитель шамана являлся родовым тотемом.

С наступлением бронзового века, во 2—1 тыс. до н.э., первобытное искусство Якутии обогащается новыми сюжетами, главным из которых был образ человека. На наскальных изображениях Куленги на Верхней Лене имеются «рогатые» антропоморфные фигуры. Туловища этих людей оформлены в виде «морковки» в «скелетном стиле». На основании сравнения их с человекоподобными костяными фигурками из глазковских и окуневских хахоронений, А.П. Окладников определил возраст этой группы изображений бронзовым веком, подчеркнув их ярко выраженный «шаманский» характер.8

На территории Якутии к кругу «шаманских» изображений относится композиция на скале в долине реки Маи, притока Алдана9. Композиция состоит из четырех геометрически стилизованных человеческих фигур, солярного знака, керамических сосудов и предмета, напоминающего нож. Главной фигурой композиции является двуногое антропоморфное существо. Его туловище оформлено в виде «морковки» без ног. Следующие две фигуры людей с рожками находятся над ним. У них изображены только лица и часть туловища. Четвертая фигура человека находится с правой стороны от остальных. Его лицо нарисовано «негативно» по сравнению с личинами других фигур. Кажется, что фигуры людей в ритуальных масках, раскинув руки, парят в воздухе, совершая полет в Верхний мир, который представлен в виде солярного знака — символа солнца. Древний художник изобразил фигуры безногими, чтобы подчеркнуть эффект невесомости при полете.

Изобразительные мотивы этой уникальной «шаманской» композиции в долине реки Мая в Якутии напоминают те, что мы находим в наскальном искусстве Северной Америки, Попытка провести иконографические параллели между наскальными изображениями двух различных континентов основана на научной гипотезе о заселении Америки через Северо-Восточную Азию. Так, в рамках стилей Хорнад и Барьерный Каньон, возникших в 10 веке на юго-западе североамериканского континента, создавались изображения масок, геометрические стилизованные фигуры и «качинные одеяла», аналогичные якутским. Так называемые «качинные одеяла» сочетали похожие на маски лица с прямоугольными туловищами, раскрашенными в изобразительном стиле керамики Мимбрес. Стилизованная глиняная скульптурная фигура человека — «качина», напоминающая по форме керамический сосуд, связана с культом накопления и плодородия у эскимосов.10 В таком случае, маинский керамический сосуд может быть связан с символом плодородия, изобилия. Шаманское путешествие в Верхний мир с мольбой о ниспослании плодородия, изобилия, благополучия обитателям Срединного мира— может, в этом тайный смысл сюжета наскальной росписи Мая в Якутии?

В железном веке на территории Якутии в наскальной живописи продолжают оставаться сюжеты с потусторонней тематикой, где присутствуют трехпалые антропоморфные фигуры с шаманской атрибутикой.

Эволюция наскального искусства Якутии отразила развитие творческого мышления Homo Sapiens от эпохи верхнего палеолита до позднего Средневековья. Она завершается так же, как и эволюция наскальных изображений всех континентов: изобразительная форма постепенно лишается образной выразительности, изображения приобретают однотипный характер, рисунок постепенно превращается в знак.

На основе классификации стиля и возраста памятников наскального искусства Якутии, составленной археологами,10 можно проследить эволюцию семантики изображений: звери (бык, лось, северный олень, медведь, лошадь и др.) означают духов-хранителей шамана, солярный знак — культ солнца, антропоморфные изображения с шаманской атрибутикой — путешествия шаманов в разные миры, сцены камлания, ритуальных обрядов. Пиктограммы также могут быть связаны с шаманской тематикой, так как некоторые из них содержат изображения шаманских атрибутов. Наскальные изображения Якутии являются той ритуально-мифологической системой, которая была средством сохранения и передачи во Времени опыта, знаний, мировоззрения древних людей.

Примечания

1. Кочмар Н.Н. Стиль и датировка писаниц Якутии. // Археологические исследования в Якутии. /Труды Приленской археологической экспедиции/. Новосибирск, c. 160.

2. Гохман И. И., Томтосова Л.Ф. Антропологические исследoвaния неолитических могильников Диринг-Юрях и Родинка. //Археологические исследования в Якутии. /Труды Приленской археологической экспедипии/. Новосибирск, с. 116.

3. Козлов В.И. Новые археологические памятники Амги. // Новое в археологии Якутии. /Труды Приленской археологической экспедиции/. Якутск, 1980, с .5 6.

4. Архив ЯНЦ СО РАН, ф.5, оп.3, д. 480, л. 20—24.

5. Харнер Мишель. Путь шамана или шаманская практика: руководство по обретению силы и целительству. ИЧП «Палантир», М., 1994, с.42.

6. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Олекмы и Верхнего Приамурья. — Новосибирск, 1976, с.85.

7. Архив ЯНЦ СО РАН, ф. 5, оп.З, д. 536, л. 19—23.

8. Окладников А.П., Мазин А.И. Писаницы реки Алдан. — Новосибирск, 1979, табл. 82.

9. Архипов Н.Д. Древние культуры Якутии. — Якутск, 1989.

10. Феест Кристиан. Искусство коренных народов Северной Америки. — М., 1985, с. 94.

11. Кочмар Н.Н. Стиль и датировка писаниц Якутии. // Археологические исследования в Якутии. /Труды Приленской археологической экспедиции/. Новосибирск, с. 164.


Любовь Аркадьевна КУЗЬМИНА, ст. преподаватель кафедры культурологии ЯГУ.

Hosted by uCoz